- уточнены представления о процессе становления постнеклассики при вычленении различий между постнеклассикой и неклассикой, постнеклассикой и постмодернизмом;
- определены отношения постнеклассики и привлеченной русской философской, отчасти научной мысли; марксистских поисков; скорректированы пригожинские оценки христианства и уточнены точки пересечения русской философской мысли и марксизма; марксизма и духовных интенций русского народа;
- предложен постнеклассический алгоритм изучения ситуации исторического выбора вообще и в России начала ХХ в., в частности (с выделением значения метасистемных требований и внутренних тенденций развития, предпосылающих синтез формационного и цивилизационного подхода и востребованность историософско-антропологической контекстности);
- определено идеальное и реальное содержания РДА;
- уточнено, что оценки степени «исторической вариативности» должны увязываться с этапами «степеней свободы» человека и социума и, помимо конкретно-исторических обстоятельств, должны учитывать цивилизационную специфику, влияющую на роль и место субъективного фактора в историческом процессе;
- дополнительно обнаружены небуржуазные проявления среди российских либералов с интерпретацией таких проявлений как добавочного потенциала в пользу РДА;
- сделан вывод о повышенной актуальности для ХХ века ядра культурного кода русского суперэтноса и потому - о прорывном значении русско-российского ответа начала ХХ столетия на новейший вызов Времени (предъявивший, помимо категорических требований «модернити», впервые в истории требования разворачивающейся эпохи осознанной необходимости, внутренне сопряженной с переходом к постэкономической общественной формации) при комплиментарности этого ответа параметрам постнеклассики;
- предложено начинать проблемную историографию с «предпосылочного» по отношению к 1917 году периода в силу гносеологической и бытийственной значимости разработок, идей, онтологизма ожиданий; с возражением против преувеличения роли «научно разоблачающего» метода в отношении этих моментов, чреватого линейным восприятием, «урезыванием» реальности, определенным «обесчеловечением» исторического процесса;
- предложен сквозной по отношению к Октябрю 1917 г. анализ историографии в целях генерализации всего спектра концептуальных построений и сопоставления их с постнеклассическим алгоритмом; с выявлением методологической неадекватности применения историко-этноментального подхода в линейной парадигме;
- уточнены истоки и становление «нового направления», его историографическая судьба в контексте советского обществознания и истории общества с выявлением комплиментарности требованиям постнеклассики, установлением сходства в логике поисков А.И. Герцена, В.И. Ленина, «новонаправленцев» в их отношении к проблеме РДА; Ленина и последних - к 1917 году в целом и потенциалу РДА в форме нэпа; с выявлением логически наметившихся у Ленина, масштабнее у «новонаправленцев» качественных коррективов по формуле мелкобуржуазного строя;
- официальная позиция советской (и не только) историографии относительно ленинского видения Февраля и двоевластия оценена как закрепление по существу каменевской трактовки этого видения, адекватной на деле трактовке 1917 года Л.Д. Троцким;
- наличие такой интеллектуальной ситуации среди большевиков 1917 г. фиксируется как момент проблематизации возможностей РДА;
- выявлено, что социально-экономический и политический марксистский (Ленин, позже «новое направление») и историко-этноментальный анализ ситуации (русские философы, «евразийцы», «сменовеховцы», «позднее новое направление», нелинейные приверженцы историко-ментального подхода) совпадают в главном по прогнозам и заключениям и обоюдно по необходимости вторгаются в «чужие» пределы;
- уточнены моменты, содержание и причины просчётов большевиков по крестьянству в 1917 -1920 гг.;
- по экономической политике большевиков, намечавшейся до Октября 1917 г. и реализуемой с конца 1917-го до нэпа предложено вычленять теоретический уровень, меры тактического характера и, в рамках теоретического - представления иллюзорные, рассматривая их соответственно в контексте революционно-демократических, «военно-коммунистических»,«непосредственно-социалистических» и «казарменно-социалистических» действий;
- дана оценка нэпа в контексте РДА;
- выявлено, что наиболее непримиримые противники Октября 1917-го (но не приверженцы конспирологии) проблематизируют само бытие русских, России как цивилизации;
- показано, что нелинейное следование историко-этноментальному подходу, сопряженному с формационным, ведет «негативистов» /относительно Октября 1917-го/, признающих однако ценность советской державы, к признанию в конечном счёте отрицаемого;
- выявлены дополнительные свидетельства, что самоидентификация нации увязана сегодня с отношением к советской эпохе, её истоку.
1.Шепелева В.Б. Исторические альтернативы и этническая ментальность на переломе от России царской к России нэповской // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. №2. С.122-129 (0,5 п.л.).
2.Шепелева В.Б., Осадченко Б.А. Информационные возможности личных фондов историков для изучения становления «нового направления» в отечественной историографии // Отечественные архивы. 2005. № 5. С. 60-72 (0,9 п.л.).
3.Шепелева В.Б. Из историографии революционного процесса 1917 г. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 6 (38). С.187-192 (0,4 п.л.).
4.Шепелева В.Б. Неклассика, постмодернизм, постнеклассика и отечественная познавательная практика // Диалог со временем. М., 2010. Вып. 32. С. 355-372 (1,1 п.л.).
5.Шепелева В.Б. От классики к постнеклассике и отечественная познавательная практика // Вестник Омского университета. 2010. № 2. С.173-178 (0,5 п.л.).
6.Шепелева В.Б. К дискуссии о советской эпохе в контексте альтернативности исторического процесса и современных «вызовов времени» // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. История. 2010. Вып. 39. № 10 (191). С.155-164 (1 п.л.).
7.Шепелева В.Б. К поискам адекватных теоретико-методологических ориентиров исторического познания // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. История. 2010. Вып. 40. № 15 (196). С.123-132 (1 п.л.).
Монографии и учебные пособия:
8.Шепелева В.Б. Гл. IV. Раздел 3. Культурная жизнь Омска (конец XIX- начало ХХ веков) // Очерки истории города Омска. Т.1. / Ред. А.П.Толочко. Омск, 1997. – С. 185-204 (1 п.л.).
9.Шепелева В.Б. Омское Прииртышье – год 1917-й: Учеб. пособие. Омск, 2000. – 112 с. (7,2 п.л.).
10.Шепелева В.Б. Новейшая отечественная история первой трети ХХ века. Кн. 1. Революциология. Проблема предпосылок революционного процесса 1917 года в России по материалам отечественной и зарубежной историографии: Учеб. пособие. Омск, 2002. –259 с. (16,3 п.л.)
11.Шепелева В.Б. Историографические судьбы "нового направления"// Мир историка: ХХ век. М, 2002. – С.219-257 (2,3 п.л.).
12.Шепелева В.Б., Шумилов А.И. Гл.II. Раздел 3. В условиях «военного коммунизма» // Очерки истории города Омска. Т.2. /Ред. А.П. Толочко. Омск, 2005.– С.93-112 (0,9 п.л.).
13.Шепелева В.Б. Революциология. Проблема предпосылок революционного процесса 1917 года в России по материалам отечественной и зарубежной историографии: Учеб. пособие. Омск, 2005. – 392 с. (24,5 п.л.).
14.Шепелева В.Б. Россия 1917-1920 гг.: проблема революционно-демократической альтернативы (вопросы теории, методологии, историографии). Омск, 2009. – 704 с. (44 п.л.).
15.Шепелева В.Б. 1917-й год в контексте постнеклас¬сических поисков. Вопросы теории и методологии. Кн. 1. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 230 с. (19 п.л.)
Публикации в сборниках научных трудов и материалах конференций
16.Шепелева В.Б. К вопросу об определении "методов социалистического строительства" 1917-1920-х гг. в советской историографии // Проблемы методологии исторических наук. Омск, 1992. С. 92-110 (1,2 п.л.).
17.Шепелева В.Б. Проблема альтернатив общественного развития страны и Л.Д.Троцкий // Науч. конф. памяти Н.М. Ядринцева. Секция: Проблемы отечественной истории. Омск, 1992. С.108-113 (0,4 п.л.).
18.Шепелева В.Б. К вопросу о духовных предпосылках исторического выбора России в 1917 г. // История Советской России: новые идеи, измерения: Тез. докл. Ч.1. Тюмень, 1993. С. 3-6 (0,2 п.л.).
19.Шепелева В.Б. "Русская идея" и проблема выбора пути общественного развития // Русский вопрос: история и современность: Материалы докл. Всерос. науч. конф. Омск, 1993. С. 24-31(0,6 п.л.).
20.Шепелева В.Б. Современные проблемы российской государственности на современном этапе и "русская идея" // Российская государственность: опыт и перспективы изучения: Материалы межвуз. конф. М., 1995. С. 112-115 (0,2 п.л.).
21.Шепелева В.Б. Большевики и крестьянство России (1918-1920 гг.) // Россия в новое время: Образованное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалога: Материалы Всерос. науч. конф. М., 1995. С. 112-115 (0,2 п.л.).
22.Шепелева В.Б. Православие, "культурный код" русских и проблемы российского выбора в конце ХХ столетия // Православие. Общество. Культура: Материалы междунар. науч. конф. Омск, 1995. С. 230-235 (0,3 п.л.).
23.Шепелева В.Б. Косыгинские реформы в контексте советской истории // Выдающиеся государственные деятели России XVIII - XX вв.: Материалы науч.-практ. конф. Омск, 1996. С. 148-165 (0,8 п.л.).
24.Шепелева В.Б. К проблемам революционно-демократической альтернативы в России (1917 г.) // Из истории революций в России (первая четверть ХХ века): Материалы Всерос. симп. Томск, апр. 1995 г. Вып. 1. Томск, 1996. С. 225-235 (0,9 п.л.).
25.Шепелева В.Б. К проблеме истоков этических и аксиологических установок Л.Н.Мартынова // Исторический ежегодник. Омск, 1996. С. 46-57 (1,1 п.л.).
26.Шепелева В.Б. Опыт мирового и отечественного кооперативного движения и современная ситуация в России // Производственные кооперативы в России на пороге XXI века. Т. 2. М., 1996. С. 73-82 (0,9 п.л.).
27.Шепелева В.Б. К вопросу о современной историографической ситуации относительно реформаторской деятельности П.А.Столыпина // П.А.Столыпин и исторический опыт реформ в России: тез. докл. науч.-практич. конф. Омск, 1997. С. 50-59 (0,7 п.л.).
28.Шепелева В.Б. Отечественное кооперативное движение с точки зрения русского менталитета: возможные перспективы // Кооперация как компонент рыночных отношений : проблемы теории и истории. Вып. 2. Иваново, 1997. С. 5-23 (1,25 п.л.).
29.Шепелева В.Б. Православная антропология и исторический вызов новейшего времени // Религия, человек, общество: Тез. междунар. науч. религиоведческого конгр. Курган, сент. 1998 г. Ч.2. Курган, 1998. С. 117-119 (0,2 п.л.).
30.Шепелева В.Б. К вопросу об особенностях типа мышления и духовных поисков на почве русской ментальности в ХХ веке // Культура и интеллигенция России : интеллект. пространство. ХХ век: Материалы IV Всерос. науч. конф. Т.1. Омск, 2000. С. 48-56 (0,7 п.л.).
31.Шепелева В.Б. К проблеме межпартийной и внутрипартийной борьбы большевиков первой трети ХХ века // Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформаций общества: опыт уходящего столетия: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Ч.1. Омск, 2000. С. 21-28 (0,45 п.л.).
32.Шепелева В.Б. Кустари в теории, стратегии и тактике большевиков в период гражданской войны // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность. Омск, 2000. С. 92-103 (0,8 п.л.).
33.Шепелева В.Б. Опыт крестьянской истории России и крестьяноведение // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр.Омск, 2000. С. 5-7 (0,2 п.л.).
34.Шепелева В.Б. 1917 год в России: опыт анализа историографической ситуации // Вестн. Омского ун-та. 2000. Вып. 1. С. 78-81 (0,3 п.л.).
35.Шепелева В.Б. К.М.Кантор и марксизм // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр. Омск, 2000.С. 89-95 (0,4 п.л.).
36.Шепелева В.Б. Историческая наука и русская религиозно-философская мысль второй половины ХIХ – первой половины ХХ века // Диалог со временем: 4 спец. вып. М., 2001. С. 223-245 (1,5 п.л.).
37.Шепелева В.Б. Реформы и революция в контексте некоторых соображений отечественной гуманитаристики // Общественная мысль, движения и партии в России XIX-XX веков: Сб. науч. ст. Брянск, 2001. С. 21-26 (0,4 п.л.).
38.Шепелева В.Б. Синергетика и проблемы исторического познания // Историческое знание и интеллектуальная культура (Москва, декабрь 2001 г.). М., 2001. С. 20-24 (0,3 п.л.).
39.Шепелева В.Б. Некоторые проблемы современной историографии революционного процесса 1917 года в России // Россия в ХХ веке. Реформы и революции: в 2 т. Т.1. М., 2002. С. 86-96 (0,7 п.л.).
40.Шепелева В.Б. «Новое направление» в советской историографии социально-экономической истории России конца ХIХ – начала ХХ в. // Диалог со временем: Вып. 10. М., 2003. С. 300-310 (0,85 п.л.).
41.Шепелева В.Б Группа проф. В.В. Адамова и некоторые вопросы истории «нового направления» // Социально-экономическое и политическое развитие Урала в ХIХ-ХХ вв. (к 90-летию со дня рожд. В.В. Адамова): сб. науч. ст. Екатеринбург, 2004. С. 88-95 (0,5 п.л.).
42.Шепелева В.Б., Полканов В.Д. Реформы и революции в России ХХ века: дискуссионные проблемы // Омский науч. вестник. 2004. №4. С. 21-26 (0,5 п.л.).
43.Шепелева В.Б. Некоторые современные отечественные теоретико-исторические представления, «вызовы современности» и Россия // Теория и история. Красноярск, 2005. №2 (7). С. 181-200 (1,3 п.л.).
44.Шепелева В.Б. Революционно-демократическая альтернатива на переломе от России царской до России сталинской (теоретико-методологический и историографический аспекты) // Диалог со временем: Вып. 15. М., 2005. С. 293-325 (2,3 п.л.).
45.Шепелева В.Б. Самоидентификация. История и проблема выживания русского суперэтноса // Естественнонаучные и гуманитарные проблемы в регионе и государстве. Омск , 2007. С. 210-221 (0,85 п.л.).
46.Шепелева В.Б. Проблемы Октября 1917-го в современной историографии // Русская революция в контексте истории: Материалы регион. науч. конф. Томск, нояб. 2007 г. Томск, 2008. С. 119-125 (0,5 п.л.).
47.Шепелева В.Б. Историческая наука, общество и теоретико-методологические проблемы исторического познания // Теории и методы исторической науки: шаг в ХХI век: Междунар. науч. конф. Москва, нояб. 2008 г. М., 2008. С. 18-20 (0,2 п.л.).