Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Понятие «гуманитарная культура» является синонимом антропоцентристской культуры, спецификация которой состоит в экзистенциально ориентированной деятельности, направленной на развитие человеческой духовности и экзистенциального самоосмысления. Объективируется гуманитарная культура в массиве разнородных культурных текстов, включающих не только вербальные тексты в форме философии, художественной литературы, кинопроизведений, идеологических мифов, представленных как в нарративно-дескриптивной форме, так и в текстовой прагматике (лозунгах, призывах, слоганах и т.д.) и связанных с массовым сознанием культурных практик (хепенинги, демонстрации, митинги и т.п.), но и невербальные тексты, такие как живопись. Самосознание гуманитарной культуры ХХ - ХХ1 века, обусловленное научно-техническим прогрессом, концентрируется вокруг таких тем, как сущность техники, судьба взаимосвязи естественного и искусственного, магизм техники и робототехники, возможность выхода человека в сферу сверхчеловеческого и трансчеловеческого и др. Комплексное рассмотрение проблем и сущностных противоречий научно-технического прогресса предполагает необходимость анализа текстов гуманитарной культуры в их многообразии с учетом спецификации их рефлексивной способности.
  2. Осмысление роли науки и техники в жизни человека и общества, начавшееся в гуманитарной культуре индустриальной эпохи, осуществлялось одновременно в философских и литературно-художественных текстах, где наряду с оптимистическим отношением к растущему господству науки и техники, сформировалась критически-рефлексивная его оценка. Философская, идущая от Ж.Ж.Руссо традиция критики созданного научно-техническими средствами искусственного мира человеческого обитания оказала влияние не только на европейскую, но и русскую интеллектуальную культуру XVIII-XIX вв., включая художественную литературу и публицистику. В литературе и живописи первые художественно-образные зарисовки наступающей эры технического господства, в которых отражалось и выражалось общее ощущение опасности подчинения человека машине, замены живого мыслящего духа механическим автоматом, возведения ученого-изобретателя в ранг Демиурга, принадлежат представителям сентиментализма и романизма. Проблемы конфликта научного знания и ценностного измерения антропологического опыта были тематизированы в художественном творчестве М. Шелли, Э. Гофмана, О. Вилье де Лиль-Адана, Ф.М. Достоевского, А.Н. Толстого и др. Теоретико-рефлексивное осмысление эти проблемы могли получить только в философии, в частности, в созданной Вл.Соловьевым концепции цельного знания.
  3. В гуманитарной культуре ХХ - начала ХХ1 века научно-технический прогресс отражается, интерпретируется, анализируется и оценивается также как и в Х1Х веке в философских и художественных текстах. Специфика философской рефлексии научно-технического прогресса характеризуется в ХХ веке выходом на метафизический уровень анализа, что позволило перевести исследование техники из области инженерии в область философской онтологии, но понимаемой, в отличие от традиционной онтологии, как бытие сущего, а не Сущего, что означало введение в онтологию антропологического измерения. Именно такое понимание онтологии позволило Н.Бердяеву сделать вывод об онтологической неизбежности технического вектора социальной эволюции и обреченности человечества на духовную эволюцию, требующую огромного напряжения духовных сил, необходимых для освобождения от порабощения новой религией «машинизма» и творческого воссоздания духовной иерархии ценностей, предохраняющих от процесса дегуманизации. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера также сводилась к бытию сущего, а потому, как и Бердяев, он утверждал, что техника есть способ осуществления самого человека, онтологически обреченного на её появление. Но в отличие от Бердяева, Хайдеггер рассматривал искусственное (техническое) как этап эволюции естественного, что снижало экзистенциальное напряжение духовного борения человека с господством искусственного. Антропологическое измерение онтологии легло в основание анализа техники К.Ясперсом, который, рассматривая появление техники как онтологической неизбежности, несущей опасность разрушения основ традиционного новоевропейского гуманизма, открыл содержащуюся в технике потенцию тоталитарных режимов, в силу того, что техника, формирует, с одной стороны, массовое общество, состоящее из обезличенных участников производства, а, с другой, «особый» союз техники, политики и идеологии. В контексте онтологии как бытия сущего можно проинтерпретировать и проблему идеального в её диалектико-материалистическом истолковании Э.В. Ильенковым для обоснования невозможности создания искусственного интеллекта, превосходящего по своим возможностям интеллект человека.
  4. В гуманитарной культуре ХХ века сформировалась своеобразная альтернатива философскому онтологизму в понимании техники - научная фантастика, которая являясь одной из форм самосознания гуманитарной культуры, отражает в художественных образах и моделях смыслы и противоречия современного научно-технического прогресса, создает с помощью образно-символической рефлексии художественные модели духовных последствий научно-технического прогресса и выполняет, таким образом, функцию аналитика и критика технико-технологического развития общества. Содержащиеся в научной фантастике футуристические прогнозы по поводу судьбы человека и цивилизации в ситуации нарастания научно-технического прогресса колеблются между оптимистическими и пессимистическими сценариями; в последних проблематизируется возможность существования гармонии (в духе руссоизма) между человеком и созданной им научно-технической средой, а также предсказывается нарастание и углубление процесса виртуализации всех форм жизнедеятельности человека, потеря онтологических смыслов существования. Но следует отметить, что в научной фантастике критика не всегда явно эксплицируется, что создает трудности её вычленения для массового сознания. По этой причине научная фантастика неосознанно порождает в массовом сознании оптимистические ожидания, связанные с научно-техническим прогрессом и его ролью в жизни человека и общества в целом.
  5. Одной из важнейших тем художественно-образного моделирования в научной фантастике являются тема культурных перспектив развития робототехники, замещения и протезирования человеческих способностей во всех сферах его жизнедеятельности вплоть до коммуникативной. Неправомерно расширяя возможности робототехники, приписывая ей способность снять границы между роботами и человеком, научная фантастика обнажает при этом ряд проблем качественного изменения параметров человекоразмерности, обретения человеком новых экзистенциальных состояний, связанных, в частности, с появлением возможности личного бессмертия, выхода на новый уровень телесного и духовного совершенства, изменения традиционной эмоциональности в любви и эротике, восприятии страха смерти и страха вообще. Абсолютизируя возможности робототехники, научная фантастика обнаруживает также новые смыслы в проблеме соотношения тотального управления и свободы воли,
  6. Истинный смысл освоения космоса состоит, с точки зрения научной фантастики, в присущем человечеству номадизме, проявляющемся в стремлении выйти за пределы видимого ареала существования, колонизировать и освоить «новые территории», установить контакты с иными цивилизациями, формами жизни и мышления. Получив, благодаря научно-техническому прогрессу, практическую реализацию в начавшихся в ХХ веке космических путешествиях, идея номадизма расширила свое содержание, актуализировав вопросы о потенциале человеческого тела и его связи с психикой, эволюции духовно-душевного мира человека и его самосознания, возможности радикального изменения хронотопа человеческого бытия, достижения обратимости потока времени как главного онтологического измерения человеческого присутствия в универсуме. Тематизация освоения космоса позволяет научной фантастике создавать модели существования человека и человечества в иных природных и цивилизационных ареалах, что затрудняет оценку этих моделей с точки зрения современных гуманистических традиций.
  7. Общая тональность массовой культуры, очарованной достижениями науки и техники в области совершенствования жизненных благ, удовлетворения бесконечно растущих потребностей, роста человеческого могущества не только на цивилизационном, но и индивидуальном уровне представлена наиболее полно в жанре «экшн». Создавая привлекательные и модные стереотипы и клише, использующие особый дискурс цифр и подчеркивающие значимость техноцентристских критериев «человеческого» (или даже сверхчеловеческого), а также формирующие новое смысловое и семиотическое пространство экзистенциального опыта и коммуникации, предлагая массовому индивиду взамен традиционного реализма, так называемый, высокотехнологичный реализм, с его эстетикой высоких технологий, скоростей, автоматизма, идеология «экшн» заполняет образовавшуюся в жизни массового человека ХХ - начала ХХ1 века экзистенциальную пустоту.
  8. Экологизм, представленный как идеологический комплекс, выступающий оппонентом любой увлеченности технической экспансией, является своеобразной формой рефлексии гуманитарной культуры на научно-технический прогресс. Существуют две основных версии экологической рефлексии: «мягкая», состоящая в требовании корректировки социокультурной стратегии развития научно-технического прогресса, и «жесткая», сопровождающаяся технофобиями, вызванными тем, что современные темпы и уровень научно-технологического развития превышают адаптивную способность человека, не являются человекоразмерными. «Жесткий» вариант экологической рефлексии, начиная со второй половине ХХ столетия, включает в себя не только научные оценки имеющихся глобальных проблем, вызванных научно-техническим прогрессом, но и свойственные массовой культуре психоэмоциональные состояния, способствующие появлению экологических культурных практик таких, например, как энвайронментализм и техногайянизм.
  9. Феномену киберпанка, являющемуся одновременно и особым жанром и специфическим субкультурным движением, присуща амбивалентность. С одной стороны, спекулируя на глубочайшей и давней интенции человека к преодолению привычных границ антропологического опыта, киберпанк (и как жанр, и как субкультурное движение) ратует за монополию всего искусственного, базируясь на том, что современные научные технологии позволяют «протезировать» человеческие способности, эмоции и удовлетворять самые затейливые желания, а также приветствует замену классической культуры технокультурой, элементами которой являются киберпространство, искусственный интеллект, биороботы и киборги, нанотехнологии, генная инженерия, биоимплантанты, квазиготическая тональность мрачноватых городских трущоб, наркотики и иные препараты, вызывающие измененные состояния сознания и т.д. С другой стороны, феномен киберпанка, подходит вплотную к осознанию пустоты и бессмысленности человеческого существования, что порождает антиутопический протест против «расчеловечивания» и потери гуманистических ориентиров. Но в качестве форм протеста предлагаются различные мотивации борьбы «живущих» виртуально людей с гигантскими транснациональными структурами, романтизация маргинализма, асоциальность и интравертивность героев, ироническая рефлексия по поводу научно-техногенного прогресса и др. Киберпанк - типичный продукт эпохи постмодернизма, а смыслы киберкультуры можно рассматривать как новейшую мифологию, которая подобно постмодернистской философии, выносит отрицательный вердикт перспективам социальности.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Зезюлько А.В. Техника в зеркале культуры. Ростов н/Д: Издательство ДонИздат, 2012.-242с. – 10,2 п.л.

Статьи в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

2.Зезюлько А.В. Современное представление о политехническом образовании. // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2004 №1. – 0,4 п.л.

3.Зезюлько А.В. Философские начала технологической культуры как специфического сплава абстрактного и конкретного мышления. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки», 2009. №2. Идент. номер 0420900081015. – 0,5 п.л.

4.Зезюлько А.В. Риски научно-технического прогресса. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2010. №1. Идент. номер 0421000081008. – 0,4 п.л.

5.Зезюлько А.В. Технократизм и его критика антитехнократами. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2010. №2. Идент. номер 0421000081022. – 0,4 п.л.

6.Зезюлько А.В. Динамика научно-технического развития в 20 веке и социокультурные реакции на него. // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010. №3. – 0,5 п.л.

7.Зезюлько А.В. Научно-технический прогресс в 19 веке и его отражение в гуманитарной мысли. // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010. №4. – 0,4 п.л.

8.Зезюлько А.В. Особенности развития науки и техники эпохи Просвещения: зарождение противоречивых оценок научно-технического прогресса. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2010. №4. Идент. номер 0421000081049. – 0,4 п.л.

9.Зезюлько А.В. Роль гуманитарной культуры в современном технизированном обществе. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. №5(20). – 0,5 п.л.

10.Зезюлько А.В. Развитие технического знания в историко - цивилизованно контексте. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. №1(21). – 0,5 п.л.

11.Зезюлько А.В. Роботы и люди: неясность перспектив. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №2. – 0,5 п.л.

12.Зезюлько А.В. Критика научно-технического прогресса в культуре 18-19 вв.: философы и писатели против благ цивилизации. // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2012 №3. – 0,4 п.л.

13.Зезюлько А.В. Научно-технический прогресс: отражение в русской культуре 19 века. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2012. №2. Идент. номер 0421200081071. – 0,4 п.л.

14.Зезюлько А.В. М. Хайдеггер: человек, культура, техника. // Известия Вузов: Северокавказский регион. 2012. №4. – 0,5 п.л.

15.Зезюлько А.В. Анализ Н.А. Бердяевым проблемы техники в контексте культуры 20 века. // Электронный научно-образовательный журнал «Гуманитарные и социальные науки». 2012. №4. – 0,4 п.л.

16.Зезюлько А.В. «Кибергпанк» как феномен духовной жизни. // Научная мысль Кавказа. 2012. №4. – 0,5 п.л.

Статьи и тезисы в других изданиях:

17.Становление технического знания как фактора общественного прогресса в докапиталистическую эпоху. // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: язык, культура, общество. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2009. – 0,5 п.л.

18.Особенности трансформации научных и технических знаний в современной ментальности. // Технологическое образование в школе и в ВУЗе: проблемы и инновации. Сб. ст. межд. н.-п. конференции. РИЦ АГПУ. 2009. – 0,5 п.л.

19.Учить мыслить технически, творчески: казус ядерной державы. // Академия, 2008.№8. – 0,3 п.л.

20.Научно-технический прогресс 20 века и его социокультурная динамика. // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. 12 междунар. науч.-практ. конф. Тула. 2011. – 0,4 п.л.

21.Особенности социальных проблем научно-технического прогресса. // Материалы студенческой научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2012. – 0,2 п.л.

22.Предмет философии техники. // Инновационные проблемы развития современного технологического образования: сб. статей международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. – 0,25 п.л.

23.Значение и роль технического знания в содержании образования школьного учителя технологии. // Инновационные проблемы развития современного технологического образования: сб. статей международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. – 0,25 п.л.