Научная тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Эффективность развития познавательной активности учащихся как свойства личности  в личностно ориентированном обучении химии возрастёт при внедрении в практику образовательного процесса модели, включающей:
    • использование учебного содержания, методов, форм и средств обучения в качестве инструмента диагностики;
    • оптимизацию методов обучения в соответствии с уровнем познавательной активности учащихся и учебной ситуацией в классе;
    • осуществление полимодального обучения, построенного на основе комплексной реализации принципа наглядности при учете индивидуальных особенностей учащихся;  
    • обретение учащимися новых познавательных стратегий;
    • реализацию всех уровней познавательной активности (репродуктивно-подражательного, поисково-исполнительского и творческого) при изучении каждой темы курса с постепенным развитием самостоятельности и ответственности учащихся.
  2. Содержание, методы, формы и средства обучения могут быть использованы в качестве диагностических инструментов при наблюдении учителя за поведением учащихся, что позволяет выбрать оптимальные в данной учебной ситуации учебное содержание, методы, формы и средства обучения, направленные на развитие познавательной активности учащихся.
  3. Выбор оптимальных методов обучения может быть построен на основе оценки уровня познавательной активности учащихся и учебной ситуации в классе.
  4. Полимодальное обучение, предполагающее комплексную реализацию принципа наглядности при учете индивидуальных особенностей учащихся, позволяет достичь успеха познавательной деятельности.
  5. Освоение учащимися новых познавательных стратегий, строящееся на основе полимодального обучения и рефлексии, способствует развитию познавательной активности учащихся как свойства личности в обучении химии.
  6. Для эффективного развития познавательной активности как свойства личности в процессе изучения химии необходима реализация всех уровней познавательной активности как деятельности (репродуктивно-подражательного, поисково-исполнительского, творческого) в ходе изучения каждой темы курса при постепенном увеличении самостоятельности и ответственности учащихся.
Список опубликованных работ
I. В монографиях:

1 Ахметов, М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография / М.А. Ахметов. − Ульяновск: УИПКПРО, 2009.−260 с. –ISBN 978-5-7432-0671-1 (16 п.л.).

2. Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: монография /М.А. Ахметов.−Ульяновск:УИПКПРО, 2013. – 236 с. –ISBN 978-5-7432-0733-6 (11 п.л.).

II. В статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

1.Ахметов, М.А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений / М.А. Ахметов // Химия в школе.− 2009.−№9.− С.33−35. – (0,3 п. л)

2.Ахметов, М.А. Визуальный подход к определению степени окисления / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Химия в школе. − 2008. − №5. − С. 31−34. – (0,4 п.л.). – (авторский вклад 80%).

3.Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе. −2010. − №9. −С.25−28. – (0,4 п.л.).

4.Ахметов, М.А. Зачем школьнику правило Вант-Гоффа? / М.А. Ахметов// Химия в школе.−1997.− №3.−С. 30-31. – (0,2 п.л.).

5.Ахметов, М.А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач / М.А.Ахметов // Химия в школе. − 2012.−№3. − С.43−48. – (0,6 п.л.).

6.Ахметов, М.А. К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий / М.А. Ахметов, О.Н. Исаева, Н.Н. Пильникова // Химия в школе. − 2010. − №4. − С. 28−31. – (0,4 п.л.) – (авторский вклад – 60%)

7.Ахметов, М.А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова // Химия в школе. − 2011. − №9. − С.40−41. – (0,2 п.л.). – (авторский вклад 80%).

8.Ахметов, М.А. Как организовать познавательную деятельность учащихся или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - №9. - С.10-14. – (0,5 п.л.)

9.Ахметов, М.А. Метафоры в обучении химии: за и против / М.А.Ахметов // Химия в школе.−2011.−№6.− С.18−21. – (0,4 п.л.).

10.Ахметов, М.А. Методика расчёта состава смесей по химическим формулам / М.А. Ахметов // Химия в школе. − 1996. − №3.− С.46−47. – (0,2 п.л.).

11.Ахметов, М.А. Некоторые замечания по поводу ионно-электронного метода / М.А. Ахметов // Химия в школе. − 1994. − №6. − С. 24−25. – (0,2 п.л.)

12.Ахметов, М.А. О методике формирования внутреннего представления / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова, М.А.Петухов // Химия в школе.−2007.− №8.−С. 28−34. – (0,8 п.л.). – (авторский вклад 60%).

13.Ахметов, М.А. О представлении информации в учебниках химии / М.А. Ахметов // Наука и школа.− 2010.−№4.−С. 78−80. – (0,5 п.л.).

14.Ахметов, М.А. О содержательном аспекте формирования химических понятий / М.А. Ахметов, Денисова О.Ф. // Химия в школе.− 2004.−№10.−С. 30−33. – (0,4 п.л.). – (авторский вклад 80%).

15.Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе. − 2011. − №4. −С. 23−27. – (0,5 п.л.).

16.Ахметов, М.А. От дидактического принципа наглядности к полимодальному обучению / М.А. Ахметов, А.А. Журин // Стандарты и мониторинг в образовании.−2009.− №5.−С.11−14. – (0,3 п.л.). – (авторский вклад – 55%).

17.Ахметов, М.А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц / М.А. Ахметов // Химия в школе.− 2005.−№4.−С. 56−58. – (0,3 п.л.).

18. Ахметов, М.А. Роль визуальных образов в системном формировании понятий "гомология" и "изомерия" / М.А.Ахметов // Химия в школе. – 2012. – №6. – С.18-22. – (0,4 п.л.).

19.Ахметов, М.А. Система обучающих заданий: творческий уровень / М.А.Ахметов // Химия в школе. – 2004. − № 1. − С. 21−28. – (0,8 п.л.)

20.Ахметов, М.А. Тестовые задания и индивидуализация обучения / Н.Н. Черняев, М.А. Ахметов // Химия в школе.− 2001.−№9.− С.46−49. – (0,4 п.л.). – (авторский вклад 45%).

21.Ахметов, М.А. Техники управления познавательными мотивами учащихся / М.А. Ахметов, Э.А.Мусенова // Психология обучения.−2009.− №1.− С. 25 - 44. – (1,2 п.л.). – (авторский вклад 60%).

22.Ахметов, М.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Педагогические технологии. − 2009.−№2.−С. 9−19. – (0,7 п.л.). – (авторский вклад 60%).

III. В материалах научных конференций:

1.Ахметов, М.А. Влияние программы начального курса химии на познавательный интерес учащихся / М.А.Ахметов //Инновации в преподавании химии: сборник научных и методических трудов III Всерос. научн.-практ. кон. г. Казань, 28 марта 2012 года / Под ред. С.И.Гильманшиной. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2012. − 296 с. − С.17−18. – (0,15 п.л.).

2.Ахметов, М.А. Возможности рабочих тетрадей к УМК Н.Е.Кузнецовой для развития мотивационного компонента познавательных стратегий учащихся // Совершенствование содержания и технологий обучения учащихся предметам естественно-научного цикла в контексте ФГОС нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Красноярск. 16-17 ноября 2012 г. 172 с. - С. 34-35. – (0,15 п.л.).

3.Ахметов, М.А. Исследование познавательной активности учащихся / М.А.Ахметов // Актуальные проблемы химического и экологического образовании: Сборник научных трудов 59 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 18-21 апреля 2012 года. – СПб.: Изд-во.РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. − 438 с.− С. 117–120. – (0,2 п.л.).

4.Ахметов, М.А. Концепция индивидуально ориентированного обучения химии / М.А.Ахметов // Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Оренбург; 16-17 февр. 2009 г /Оренб. гос. пед. ун-т: в 2 т. − Оренбург, 2009. − С. 107−111. – (0,5 п.л.).

5.Ахметов, М.А. Нормативные познавательные стратегии и развитие учащихся в обучении химии / М.А.Ахметов // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: III Всероссийская научно-методическая конференция; Москва, 20-21 апреля 2012 года. Сборник материалов. – М.:МАКС Пресс, 2012. – 200 с.− С.20−22. – (0,2 п.л.).

6.Ахметов, М.А. Нужны ли метафоры в обучении химии? / М.А. Ахметов // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 57 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 7-10 апреля 2010 года. СПб.: Издательский дом "МИРС". − С. 32−34. – (0,15 п.л.).

7.Ахметов, М.А. О месте наглядных средств обучения при формировании у школьников химических понятий /М.А.Ахметов, О.Н.Исаева, Н.Н.Пильникова // Chemistry education−2009/ Scientific articles Conference proceedings 06−07 November 2009, Riga.−pp. 190−195. – (0,3 п.л.). – (авторский вклад 60%).

8.Ахметов, М.А. О представлении информации в учебниках химии / М.А. Ахметов // Методология, общие методы, технологии инновационного обучения химии: материалы Всерос./ научно-метод. семинара 2-6 июня 2008 г. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. − 224 с. – С.153-159. – (0,3 п.л.).

9.Ахметов, М.А. О представлении химических понятий в обучении химии / М.А. Ахметов // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. 18−21 мая 2011 года. Санкт-Петербург. СПб.: Изд.во Политехн. ун-та, 2011. − 378 с. – С.119-123. – (0,3 п.л.).

10.Ахметов, М.А. О представлении химических реакций в школьных учебниках органической химии / М.А.Ахметов //Актуальные проблемы химического образования: II Всероссийская научно-метод. конф. Москва, МИОО, 28−29 апреля 2011 г.: Сб. материалов. − М.:МАК Пресс, 2011. − 204 с. – С.13-15. – (0,2 п.л.).

11.Ахметов, М.А. О структуре курса химии 8 класса / М.А. Ахметов, И.Г.Лобыкина // Совершенствование преподавания химии в школе и вузе: Тез. докл. Межд. научн.-практ. конф. − Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999. − С.20−22. – (0,1 п.л.). – (авторский вклад 80%).

12.Ахметов, М.А. Полимодальный подход как средство индивидуально ориентированного обучения химии / М.А.Ахметов // Актуальные проблемы химического образования: Материалы Всерос. научно-практ. конф, 22-24 октября 2008 г. − Н.Новгород, НГПУ, 2008. −259 с. – С.34-35. – (0,05 п.л.).

13.Ахметов, М.А. Полимодальный подход как условие успешности учителя химии / М.А. Ахметов // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Липецк, ГОУ ВПО "ЛГПУ", 2008.− С.19−23. – (0,25 п.л.).

14.Ахметов, М.А. Проблема выбора содержания, форм и методов обучения химии / М.А.Ахметов // Основные вопросы теории и практики преподавания химии. Сб. науч. и метод. статей межрегион. научно-практ. конф. Волгоград, 7-8 окт. 2009 г. − М.:Глобус, 2009. − С.12−17. – (0,2 п.л.).

15.Ахметов, М.А. Профессиональная самоактуализация учителя /М.А. Ахметов // Педагогические технологии образования взрослых: материалы внутриинститутской научно-практической конференции (14 октября 2005 г). - Ульяновск: УИПКПРО,2006. - С.17-25. – (0,6 п.л).

16.Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии / М.А.Ахметов // International scientific-practical conference "Chemistry Education 2011" Scientific articles Conference Proceedings 14-15 November 2011, Riga. - 304 p. - pp.187-194. – (0,15 п.л.)

17. Ахметов, М.А. Репрезентация химических понятий и успеваемость школьников / М.А.Ахметов, Н.Н.Пильникова // Естественно-математическое образование в современной школе: Сборник научных трудов. − Вып.3. − СПб., 2009. − С.145−147. – (авторский вклад – 70%).

18.Ахметов, М.А. Репрезентация химического знания и обучение химии / М.А.Ахметов // Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всерос. науч.-практ. конф, 12-15 октября 2009 г. − Челябинск: Изд-фо ЧГПУ, 2009. − С.112-113. – (0,15 п.л.).

19.Ахметов, М.А. Формирование новых мыслительных стилей как условие развития интеллектуальных способностей учащихся при обучении химии / М.А. Ахметов // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы IV международной конференции (г. Астрахань, 20-22 апреля 2010 г). Изд. дом "Астраханский университет", 2009. −С.250−252 с. – (0,2 п.л.).

20.Akhmetov, M. Chemical education in secondary school: contents of cognitive problems [Электронный ресурс] / Marat Akhmetov / International scientific-practical conference "Chemistry Education 2010": scientific articles/ Conference proceedings. 4−5 November, Riga. – (0,45 п.л.).

21.Akhmetov, M. Chemistry web education: improving of users’ learning activities / Marat Akhmetov // Information & Communication Technologies in Natural Science Education – 2012: Conference Program & Abstracts. –Siauliai, 2012. - p.11 – (0,1 п.л.).

22.Akhmetov, M. Development of cognitive activity of students in teaching chemistry [Электронный ресурс] / Marat Akhmetov // 22nd International Conference on Chemistry Education; 11th European Conference on Research in Chemical Education. 15−20 July 2012. – ROME, Italy. − p. 590. – (0,1 п.л.).

23.Akhmetov, M. Development of student cognitive strategies by use of problem solving in chemistry / M.A.Akhmetov // 5-th International Conference on Chemistry and Chemical Education "Sviridov Readings 2010". − Minsk: Krasiko-Print, 2010.−p.75. – (0,1 п.л.).

24.Akhmetov, M. Study of the Effect of a Visual Representation on Students´ Chemical Calculations / M. Akhmetov, N. Pilnikova, G. Ksenofontova // 10th European Conference on Research in Chemistry Educations: Books of Abstracts: Krakow, 2010. − P.24−25. – (0,1 п.л.). – (авторский вклад – 70%).

IV. В научных статьях.

1.Ахметов, М.А. Анализ информационных ресурсов школьного курса химии в аспекте готовности учащихся к достижению требований ФГОС / М.А.Ахметов // Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта: методические рекомендации в 3-х ч. − Ульяновск: УИПКПРО, 2011. − 72 с. − С.10−17. – (0,5 п.л.).

2. Ахметов, М.А. Деятельностная модель урока химии в условиях ФГОС: проектирование и анализ / М.А.Ахметов // Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ: методические рекомендации под общей ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.107−121. – (0,8 п.л.).

3.Ахметов, М.А. Дифференциация при организации учебной деятельности / М.А. Ахметов // Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход: методические рекомендации в 3-х ч. Ч.1 Математика. Информатика. ИКТ. Химия. Биология. География. − Ульяновск: УИПКПРО, 2011. − С. 56−67. – (0,6 п.л.).

4.Ахметов, М.А. Единый государственный экзамен по химии: стратегия успеха / М.А. Ахметов // Химия: учебно-методическая газета для учителей химии и естествознания. − 2009. − №17.− С. 18−27. – (0,8 п.л.).

5.Ахметов, М.А. Как выбрать содержание, формы и методы обучения химии / М.А. Ахметов // Психолого-педагогические ресурсы современного урока: методические рекомендации. В 2 ч. Ч. 1. − Ульяновск: УИПКПРО, 2009. − 88 с. – (0,5 п.л.).

6.Ахметов, М.А. Личностно ориентированное обучение химии / М.А.Ахметов, Э.А. Мусенова // Педагогические технологии в реализации стандарта общего образования. Химия. Биология. География.− Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - С. 3-27. – (1,2 п.л.). – (авторский вклад – 60%).

7.Ахметов, М.А. Модели молекул органических веществ как средство развития пространственного мышления / М.А. Ахметов, О. Ф. Денисова // Химия: методика преподавания. − 2004. − №3. − С.35−45. – (0,7 п.л.). – (авторский вклад – 80%).

8.Ахметов, М.А. Мониторинг качества школьного химического образования / М.А.Ахметов // Мониторинг качества образования в школах Ульяновской области за 2003-2004 учебный год. − Ульяновск: УИПКПРО, 2004. − 68 с. − С.26−68. – (2,1 п.л.).

9.Ахметов, М.А. О выборе УМК «Химия 8» в свете перехода к реализации ФГОС второго поколения / М.А.Ахметов // //Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в основной школе: школьный учебник: методические рекомендации/ под ред. В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.70−73. – (0,2 п.л.).

10.Ахметов, М.А. О развитии познавательной активности школьников в обучении химии / М.А.Ахметов // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. Сборник / Под общей ред. академика В.В.Лунина и проф. Н.Е.Кузьменко. − М.:Издательство Московского университета, 2012. − 300 с. − С. 227−244. – (1 п.л.).

11. Ахметов, М.А. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии // Gamtamokslinis UGDYMSAS (Natural Science Education / Естественнонаучное образование). - 2012. - №2(34). - С. 43-59. – (1,2 п.л.).

12.Ахметов, М.А. Развитие ценностного отношения учащихся к познавательной деятельности в процессе обучения химии // Ценности современного образования: международный сборник научных трудов под общ. ред. М.И. Лукьяновой, Е.А.Лодатко. - Черкассы-Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. - 392 с. - С.292-298. – (0,4 п.л.).

13.Ахметов, М.А. Разноуровневые дидактические карточки как средство индивидуализации обучения химии / М.А. Ахметов //Химия: методика преподавания. −2005. − №3. − С. 32−38. – (0,45 п.л.)

14.Ахметов, М.А. Техники управления учебной деятельности учащихся / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова //Инновационные проекты и программы в образовании. − 2010. − №2. −С. 9 – 14. – (0,4 п.л.). – (авторский вклад – 60%).

15.Ахметов, М.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся [Электронный ресурс] / М.А.Ахметов, Э.А. Мусенова // Интернет-журнал «Эйдос» - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0407.htm. - (0,5 п.л.). – (авторский вклад 60%).

16. Akhmetov, M. Chemistry web education: improving of users’ learning activity / Marat Akhmetov // Svietimas: politika, vadyba, kokybe. – 2012. − №4(3 (12)). − pp. 26-34. – (0,7 п.л.).

17.Akhmetov, M. How to Improve Learning Activity of Students in Chemistry Education / Marat Akhmetov // Giornale di Didattica e Cultura della Societa Chimica Italiana. – Speciale №3. – 2012. – pp. 22-25. – (0,5 п.л.).

VI. В учебно-методических пособиях

1.Ахметов, М.А. Введение в нанотехнологии. Химия: учебное пособие для ст. классов средних общеобр. школ / М.А.Ахметов. – СПб.:ООО «ЛЕМА», 2011. – 103 с. – (5 п.л.).

2.Ахметов, М.А. Диагностика индивидуальных стратегий мышления учащихся / Э.А. Мусенова, М.А.Ахметов. − Ульяновск: УИПКПРО, 2008.— 28 с. – (1,4 п.л.). – (авторский вклад – 50%).

3.Ахметов, М.А. Задачи на вывод формулы вещества: самоучитель (Серия: готовимся к ЕГЭ по химии) / М.А.Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 28 с. – (1,4 п.л.).

4.Ахметов, М.А. Индивидуализация тестового контроля. Экспресс-методика проверки тестовых заданий (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии) / Н.Н. Черняев, М.А.Ахметов.−Ульяновск: ИПКПРО, 1998.− 20 с. – (1 п.л.). – (авторский вклад – 30%).

5.Ахметов, М.А. Конспект лекций по теоретической химии. (в помощь слушателям курсов повышения квалификации /М.А.Ахметов.−Ульяновск: ИПК ПРО, 2005. −74 с.: ил. (2-е издание – испр. и доп.). – (3,7 п.л.).

6.Ахметов, М.А. Математические методы решения расчетных задач по химии (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии) / М.А.Ахметов.— Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.(испр. и доп.) - 20 с. – (1 п.л.).

7.Ахметов, М.А. Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению развёрнутых заданий ЕГЭ по химии (химические свойства изученных классов веществ) / М.А.Ахметов. — Ульяновск: УИПКПРО, 2005.—14 с. – (0,7 п.л.).

8.Ахметов, М.А. Методы решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества / М.А. Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 56 с. – (2,8 п.л.).

9. Ахметов, М.А. Общая и неорганическая химия в тестовых заданиях: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.А.Ахметов.  М.: Вентана-Граф, 2011 – 176 с., ил. – (8,8 п.л.).

10.Ахметов, М.А. Органическая химия в тестовых заданиях: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.А.Ахметов. − М.: Вентана – Граф, 2011. – 352 с. – (17 п.л.).

11.Ахметов, М.А. Органическая химия. учебное пособие для старших классов средних школ / А.Ф.Лисин, М.А.Ахметов. - Ульяновск: Симбирская книга, 1995. − 224 с. − С. 190−199. – (0,5 п.л.).

12.Ахметов, М.А. Пищевые добавки / М.А.Ахметов // Химия (ИД «Первое сентября»). − 2001. −№38, 43. – 2002. − №3.

13.Ахметов, М.А. Развитие представлений о строении вещества при изучении химии в старшей школе: методическое пособие / Э.А.Мусенова, М.А. Ахметов. −Ульяновск: УИПКПРО, 2007. −68 с. – (3,4 п.л.). – (авторский вклад 50%).

14.Ахметов, М.А. Система заданий и упражнений по органической химии в тестовой форме. В двух частях. Часть 1 /М.А.Ахметов, И.Н.Прохоров.− Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 84 с. – (5 п.л.). – (авторский вклад – 60%).

15.Ахметов, М.А. Система заданий и упражнений по органической химии в тестовой форме. В двух частях. Часть 2 /М.А.Ахметов, И.Н.Прохоров. − Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 80 с. – (5 п.л.). – (авторский вклад – 60%).

16.Ахметов, М.А. Система обучающих заданий по органической химии / М.А. Ахметов. − Ульяновск: УИПКПРО, 2003.−22 с. – (1,1 п.л.).

17.Ахметов, М.А. Стратегии успешного изучения химии в школе / М.А.Ахметов.  М.: Дрофа, 2010. – 95 с. – (5 п.л.).

18.Ахметов, М.А. Стратегии успешной подготовки к решению расчётных задач ЕГЭ по химии / М.А. Ахметов.− Ульяновск: ИПКПРО, 2009.−64 с. – (3 п.л.).

19.Ахметов, М.А. Тесты по химии / М.А. Ахметов // Педдиагностика.−2005.—№3−С.126-147. −№4.−С.92−132. – (3 п.л.).

20.Ахметов, М.А. Трудные задания ЕГЭ по химии / М.А. Ахметов.—Ульяновск: УИПКПРО, 2009.−22 с. – (1,1 п.л.).

21.Ахметов, М.А. Химия. 8 класс: Учебно-методическое пособие / О.Н.Селезнёва, М.А. Ахметов.− Ульяновск: ИПКПРО, 2002.− 84 с. – (4,2 п.л.). – (авторский вклад – 40%).

22.Ахметов, М.А. Химия. 9 класс: Учебно-методическое пособие / И.М. Харчева, М.А. Ахметов.− Ульяновск: ИПКПРО, 2002.− 96 с. – (4,8 п.л.). – (авторский вклад – 40%).