- Все существующие модели анализа техники можно условно разделить на инструменталистские и социогуманитарные. Предложенная концепция инженерной деятельности - ключ к социально-ценностному осмыслению техники и дополнение к социогуманитарным концепциям техники.
- Инженерами называют техников, имеющих высшее техническое образование. Специфика образования проявлена в особенностях системы ценностей потенциального субъекта инженерной деятельности.
- Существуют две основные группы факторов, определяющие развитие инженерной деятельности: эндогенные и экзогенные. Первая связана с развитием научно-технического знания, вторая - с характеристиками социальной среды, в рамках которой осуществляется эта деятельность.
- Актуальная инженерная деятельность развернута на новом социальном пространстве - постсовременности, характеризующемся неопределенной системой позитивных ценностей.
- Анализ ценностных представлений субъекта инженерной деятельности о профессии и их сопоставление с ценностями современного общества составляет ядро социально-ценностной концепции инженерной деятельности.
- Социально-профессиональная мобильность может выступать в качестве дифференцирующего параметра при создании моделей субъектов инженерной деятельности. Были выделены две основные модели: экзистенциальная и социально-конформная.
- Техногенные риски связаны с системой ценностей общества, они социогенны. Математические возможности их расчета не всегда возможны, поскольку роль случайного фактора в сложноорганизованных системах, каким является современное общество, резко возрастает.
- Социально-философская оценка современной инженерной деятельности исходит из анализа рисков и, в целом, кризиса техногенной цивилизации.
- Общественная экспертиза в отношении инженерной деятельности способствует изменениям в направлении гражданского общества. Независимая экспертиза со стороны общества не позволит технико-технологической сфере расширяться в ущерб личностным и социальным структурам бытия и окружающей природно-климатической среды.
- Проблемы управления инженерной деятельностью необходимо увязывать с обновлением высшего технического образования и пересмотром ценностных систем. При решении управленческих задач в сфере инженерной деятельности следует учитывать отечественный опыт, который накоплен социологическими службами.
1.Кансузян Л. В. Инженерная деятельность как предмет социально-философского анализа: Монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2012. – 305 с. (19,1 п.л.).
2.Кансузян Л. В. Философия инженерной деятельности: Монография. – М.: Маска, 2009. – 390c. (20 п.л.).
3.Кансузян Л. В. Парадигмальные трансформации в социально-философском анализе инженерной деятельности: Монография. – Деп. В ИНИОН РАН 08.07.2008. №60594. – 165 с. (10,0 п.л.).
4.Кансузян Л. В. Аналитическая записка по результатам мониторинга рынка труда и востребованности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий специалистов промышленности, организаций, предпринимателей государств-участников СНГ (на примере Республик Беларусь и Казахстан): Сборник. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. – 95 с. (6,0/ 5,0 п.л.), (в соавторстве).
В журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ:
5.Кансузян Л. В. Инженерная деятельность в современном обществе // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – №8. – С.48-55 (0,8 п.л.).
6.Кансузян Л. В. Философский анализ рисков инженерной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №11. Часть 2. – С.104-106 (0,5 п.л.).
7.Кансузян Л. В. Социально-ценностная концепция инженерной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №3. Часть 1. – С.93-96 (0,5 п.л.).
8.Кансузян Л. В. Второе образование в техническом вузе: достоинства и перспективы // Высшее образование в России. – 2011. – №8-9. – С. 57-60 (0,4 п.л.).
9.Кансузян Л. В. Новые контексты российского общества // Этносоциум и межнациональная культура. – 2010. – №2. – С.52-61 (0,5п.л.).
10. Кансузян Л. В. Современный студенческий социум // Этносоциум и межнациональная культура. – 2010. – №2. – С.72-81 (0,8 п.л.).
11. Кансузян Л. В. О переподготовке кадров на постсоветском пространстве // Высшее образование в России. – 2009. – №8. – С.145-148 (0,5 п.л.).
12. Кансузян Л. В. Мировоззренческие позиции в студенческой среде // Высшее образование в России. – 2009. – №1. – С.143-149 (0,8/0,4 п.л.), (в соавторстве).
13. Кансузян Л. В. Современное российское общество через призму постмодернистских концепций // Безопасность Евразии. – 2008. – №4. – С.158-165 (1,0 п.л.).
14. Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // СОЦИС. – 2003. – №6. – С.113-119 (0,6/ 0,4п.л.), (в соавторстве).
15. Кансузян Л. В. Вузовское образование в оценках студентов // СОЦИС. – 1999. – №4. – С. 95-100 (0,6/0,4 п.л.), (в соавторстве).
16. Кансузян Л. В. Инновации в ценностных ориентациях студентов // СОЦИС. – 1995. – №4. – С.144-148 (0,6 /0,4 п.л.), (в соавторстве).
Другие научные работы:
17. Кансузян Л. В. Социально-ценностная концепция инженерной деятельности: Доклад. // Социология инноватики: социальные и культурные условия модернизации. – М.: РГАИС, 2012. – С.223-226 (0,4 п.л.).
18. Кансузян Л. В. Диагностика этнической идентичности студенческой молодежи // Интеллигенция в этнокофессиональном мире: пути выбора. – М.: РГГУ, 2011. – С.554-565 (0,8/0,4 п.л.), (в соавторстве).
19. Кансузян Л. В. Социальные и психологические аспекты профессионального выбора студенческой молодежи гуманитарных и технических специализаций // Интеллигенция и идеалы российского общества. – М.: РГГУ, 2010. – С.549-564 (1,0/0,5), (в соавторстве).
20. Кансузян Л. В. Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании // Высшее образование для XXI века. – М.: Московский гуманитарный университет, 2009. – С.31-47 (1,0/0,5 п.л.), (в соавторстве).
21. Кансузян Л. В. Проблемы гуманизации технического образования // Интеллект. Культура. Образование. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – С.76-82 (0,5 п.л.).
22. Кансузян Л. В. Мировоззренческое конструирование культурно- исторического контекста студентами гуманитарных специальностей // Интеллигенция в мире современных коммуникаций. – М.: РГГУ, 2009. Серия «Интеллигенция и современность». Вып. Х. – С.285-297 (1,0 /0,5 п.л.), (в соавторстве).
23. Кансузян Л. В. Проблема толерантности в современном обществе через призму постмодернистских концепций // Толерантность в России: история и современность. – Москва: Глобус, 2008. – С.18-24 (0,6 п.л.).
24. Кансузян Л. В. К проблеме обоснования социологии инженерной деятельности // Актуальные проблемы современной социологии и политологии. – М.: Макс Пресс, 2008. – С.107-112 (0,5п.л.).
25. Кансузян Л. В. Этические проблемы анализа инженерной деятельности // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. – Ростов-на-Дону. ЮФУ. 2008. – С.155-158 (0,5 п.л.).
26. Кансузян Л. В. К вопросу о национальном интересе и национальной идеологии // Ломоносовские чтения 2007. – М.: ТЕИС, 2008. Ч.2. – С.120-124 (0,6/0,3), (в соавторстве).
27. Кансузян Л. В. Социогуманитарный анализ инженерной деятельности // Ломоносовские чтения 2007. – М.:ТЕИС, 2008. Ч.2. – С. 94-100 (0,6 п.л.).
28. Кансузян Л. В. Техническая интеллигенция и власть // Интеллигенция и власть. – М.: РГГУ, 2008. – С. 83-91 (0,6/0,3 п.л.), (в соавторстве).
29. Кансузян Л. В. Инженерная деятельность: к методологии гуманитарного познания // Альманах современной науки и образования. – 2007. – №5. – С.91-92 (0,4 п.л.).
30. Кансузян Л. В. Инженерная деятельность как социокультурный феномен // Университетские чтения. – М.: МГУ, 2007. – С.67-70 (0,4 п.л.).
31. Кансузян Л. В. Особенности высшего образования как процесса трансляции культуры // Интеллигенция в диалоге культур. – М.: РГГУ, 2007. – С.199-206 (0,6/ 0,3), (в соавторстве).
32. Кансузян Л. В. Технический университет в системе высшего образования: ценности и ожидания // Гуманитарное образование в техническом университете. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. – С.120-135 (1,0/0,3 п.л.), (в соавторстве).
33. Кансузян Л. В. К проблеме оценки учебной деятельности // Объединенный научный журнал. – 2006. – №26. – С. 10-15 (0,6/0,3 п.л.), (в соавторстве).
34. Кансузян Л. В. Социопедагогический мониторинг ценностных ориентаций студенческой молодежи // Ценности общества и ценности интеллигенции. – М.: РГГУ, 2006. – С.90-93 (0,6/0,3 п.л.), (в соавторстве).
35. Кансузян Л. В. Моделирование социокультурных процессов // Объединенный научный журнал. – 2005. – №31. – С.10-15 (0,5 п.л.).
36. Кансузян Л. В. Вузовская молодежь в системе социальной стратификации // Наука и образование. – Кемерово: КемГУ, 2004. – С.519-523 (0,6/0,3 п.л.), (в соавторстве).
37. Кансузян Л. В. Социально-психологические детерминанты профессиональных ожиданий студенческой молодежи [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http:// ecsocman.edu.ru – 1,0/0,3 п.л. (в соавторстве).
38. Кансузян Л. В. Мотивация получения высшего образования в учебной деятельности современных студентов // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. – М.: РГГУ, 2003. – С.272-281 (1,0/0,5 п.л.), (в соавторстве).
39. Кансузян Л. В. Стилевые изменения техносферы // Технические университеты как центры формирования инженерной элиты ХХI века.– М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. – С.48-51 (0,5 п.л.).
40. Кансузян Л. В. Региональные особенности пополнения интеллигенции // Формирование пополнений советской интеллигенции. – М.: ИС РАН, 1985. – С.44-50 (0,5 п.л.).