Научная тема: «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭТОСА СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Специальность: 22.00.06
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Актуальность разработки социологической концепции этоса университета обусловлена ситуацией кризиса идентичности, которая возникает вследствие давления на университет противоречивых ценностных систем, порождающего  неопределенность ценностных  ориентиров, как профессии, так и университета. Кризис идентичности отечественного университета имеет объективные и субъективные причины. Первые из них  связаны с усиливающейся в современном обществе тенденцией идентификации  университета   как одного из эффективных средств  развития инновационной экономики и  субъекта экономической деятельности. Субъективные причины связаны с распадом общих ценностных ориентиров и норм в профессиональных отношениях сообщества конкретного университета: в социокультурном поле университета образуются группы, для которых  характерно различное  понимание предназначения университета, его ценностей и целей.

2. В научно-образовательной деятельности университета возникают несвойственные его природе формы взаимодействия, обусловленные ценностно-контаминированным характером ориентиров современной практики профессиональной деятельности университетского преподавателя. Замещение (вместо сочетания) профессионально-нравственных основ саморегулирования профессии преподавателя внепрофессиональными, прежде всего, административными средствами регулирования сокращает пространство  самовозложения профессиональной ответственности (от развития предметной сферы, в которой работает преподаватель - до ««выработки «человеко-часов» и «студенто-часов»),  устраняя тем самым востребованность ориентиров реально-должного в деятельности преподавателя, способствуя изменению идентичности   конкретного университета.

3. «Скрепляющим» профессиональное сообщество свойством формировать и поддерживать научно-образовательную деятельность  университета  в соответствии с его предназначением, обладает этос университета, задающий реально-должные ценностно-нормативные ориентиры этой деятельности в ситуации «здесь и сейчас». Этос университета воспроизводится в профессиональной практике университетского преподавателя. Изменение ценностных ориентиров университета под воздействием внешних факторов, предшествующие изменению дестабилизация и аномия активизируют процесс дифференциации внутри сообщества конкретного университета. Исследование этого процесса позволяет выявить и описать ядро идентичности, вокруг которого возможно наращивание согласованности  в определении миссии и актуальных социальных функций, идентифицирующих  университет. Ценности профессии университетского преподавателя, обеспечивающие адекватную реализацию предназначения университета, не исчезают при изменении ценностной структуры университета под воздействием внешних факторов, если сохраняется хотя бы малое число носителей таких ценностей.

4. Институциональная поддержка базовой профессии научно-образовательной деятельности предполагает создание на разных этапах профессиональной траектории преподавателя многообразных прецедентов, поддерживающих ценностные ориентиры профессии, в том числе ценности профессионального успеха. Одним из способов такой поддержки ценностей профессии преподавателя и институциональной идентичности университета в ситуации интенсивных социальных трансформаций является разработка университетским сообществом профессионально-этического кодекса, который содержит сформулированные сообществом ценности и нормы базовых профессий научно-образовательной деятельности университета.

5. Этос как атрибутивный признак институциональной принадлежности университета выражает взаимосвязь восходящих к природе университета ценностных установок и норм деятельности университетских преподавателей - и актуальных ориентиров его ценностного самоопределения в ответ на  вызовы современности. Социологическая концепция этоса университета предусматривает конкретизацию данного феномена в двух направлениях: во-первых, анализ объективно значимых культурных элементов социальной жизни университета, содержащихся в  публичном дискурсе в отношении профессии и университета, во-вторых - анализ рефлексии  преподавателями  своей профессиональной практики с позиции реально-должного.

Эффективность формирования специализированного дискурса связана с выделением актуальной дилеммы самоопределения, как профессии, так и университета в целом: «ценности «высокой профессии» или корпоративные ценности «университета-предприятия» по оказанию образовательных услуг?». Дилемма фиксирует границы  профессионально-нравственного континуума, за которыми и профессия, и университет утрачивают свою идентичность.

6. Эмпирические индикаторы этоса университета выявляются при соотнесении границ профессионально-нравственной ответственности, определяемых субъектами профессии,  - и административными документами университета; представлений субъектов профессиональной деятельности о ее предназначении, социальной роли в обществе - и функциональных идентификаций профессии, выраженных в стратегических документах университета; образов успешности, доминирующих в обществе, -  и  образов успешности, приемлемых  исходя из ценностей профессии.

7. Эмпирический материал, положенный в основу разработанной в диссертационном исследовании социологической концепции этоса университета - анализ случая конкретного университета: ситуаций  самопознания университета на этапе трансформации от «института» к «университету» и  самоопределения университета в процессе создания  «Миссии-Кредо» и Профессионально-этического кодекса в условиях вызовов его самоидентификации. Это ситуации  выбора, как для преподавателей, так и для университета.  Именно  ситуации выбора являются ключевыми точками познания и развития этоса университета.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Богданова М.В. Этос современного отечественного университета. – Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ. – 2010. – 218 с.

2. Богданова М.В. Становление этоса университета: анализ случая. – Тюмень: НИИ ПЭ, ТюмГНГУ. – 2008. – 184 с.

3. Самоопределение университета: путь реально-должного. (Коллективная монография). – Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ – 2008. – С. 14-35; 149-158; 346-372; 379-384; 395-415; 472-479; 479-495.

4. Становление духа университета: опыт самопознания. (Коллективная монография). – Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ. – 2001. – С.127-157; 280-290; 394-404; 425-434; 545-557; 609-617; 714-735.

5. Богданова М.В. Гражданский форум Тюменской области: опыт самопознания // Будь лицом!» Рабочие тетради гражданского форума. (Коллективная монография). – Тюмень: Центр прикладной этики XXI век. – 2004. – С. 150-169.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

6. Богданова М.В. Этико-социологические исследования предпринимательского поведения: аналитический обзор /М.В. Богданова // Социологический журнал. – 1995. – № 4. – С. 193-201.

7. Богданова М.В., Карнаухов Н.Н., Бакштановский В.И. Новое самоопределение университета: мировоззренческие основания /М.В. Богданова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2008. – № 3. – С. 14-18.

8. Богданова М.В. Социологические основания ценностных императивов университетского кодекса /М.В. Богданова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2009. – С. 77-80.

9. Богданова М.В., Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Университет как научно-образовательная корпорация: дуализм самоидентификации и выбор приоритета /М.В. Богданова // Философские науки. – 2009. – № 3. – С.78-95.

10. Богданова М.В. Этосная методология и социальное конструирование реальности /М.В. Богданова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. –2011. – № 1 – С. 6-8.

11. Богданова М.В. Социокультурные аспекты этоса университета /М.В. Богданова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2011. – № 4. – С. 93-95.

12. Богданова М.В. Каким образом возможно социологическое исследование этоса /М.В. Богданова // Социологический журнал. – 2012. – № 1. – С. 47-66.

13. Богданова М.В, Бакштановский В.И. Этика профессора: реинституционализация высокой профессии /М.В. Богданова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры науки. – 2012. – № 2. – 150-157.

14. Богданова М.В. Этос университета: проблемные зоны развития. /М.В. Богданова //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – 152-157.

Статьи и тезисы:

15. Богданова М.В., Согомонов А.Ю. "Новопоколенческая" культурная революция (по материалам этико-социологического исследования среди студентов ТюмГНГУ) /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 5. – Тюмень: НИИПЭ. – 1996. – С. 164-177.

16. Богданова М.В. Этос делового успеха: потенциал «нового поколения» /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 6. – Тюмень: НИИПЭ. – 1996. – С. 177- 211.

17. Богданова М.В. Время жизни в вузе: что различает и что объединяет поколения выпускников /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 12. – Тюмень: НИИПЭ. – 1998. – 149-156.

18. Богданова М.В. Формирование духа среднего класса у студентов университета (Аналитический отчет по результатам социологического исследования) /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 16. – Тюмень: НИИПЭ. – 2000. – С. 28-42.

19. Богданова М.В. Этика инженера: материалы пилотных интервью /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 17. – Тюмень: НИИПЭ. – 2000. С. 6-23.

20. Богданова М.В. Этика инженера: представления выпускников ТюмГНГУ (ТИИ) об ответственности профессии, технократизме, перспективах профессиональной биографии /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 19. – Тюмень: НИИПЭ. – 2001. – С. 3-36.

21. Богданова М.В. Этический образ профессии в представлениях будущих Homo faber /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 21. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2002. – С. 6-27.

22. Богданова М.В. Проблемы солидарности и ответственность университета (Возможные подходы к актуализации темы) /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 24. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2004. – С. 234-242.

23. Богданова М.В. Этос становящегося университета: от социокультурных идей к анализу случая /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 26. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2005. – С. 197-208.

24. Богданова М.В. Бакштановский В.И., Кабакова В.А., Согомонов Ю.В. Профессионализм и/или гражданственность: экспертиза этоса отечественного журналистского сообщества /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 29. –Тюмень: НИИ ПЭ. – 2006. – С. 113-210.

25. Богданова М.В. Этос научно-образовательной деятельности как предметное поле формирования миссии университета (по материалам фокус-группового исследования) /М.В. Богданова // Ведомости ТюмГНГУ. – Вып. 30. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2007. – С. 114-152.

26. Богданова М.В. Этос как ресурс инновационного самоопределения университета /М.В. Богданова //Менеджмент XXI века: образование и бизнес. Материалы VII международной практической конференции. – СПб: Изд-во РГПУ. – 2007. – С. 174-175.

27. Богданова М.В. Этос университета: глобальное и локальное /М.В. Богданова // Глобализация: мифы и реальность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень. – 2007. – С. 36-41.

28. Богданова М.В. Социология этоса: концептуальные предпосылки и анализ случая /М.В. Богданова // Прикладная этика «КПД практичности». – Ведомости. – Вып. 32. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2008. – С. 59-81.

29. Богданова М.В. Методологические предпосылки проектирования этического кодекса университета в координатах реально-должного /М.В. Богданова // Новое самоопределение университета. – Ведомости. – Вып. 33. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2008. – С. 194-212.

30. Богданова М.В. Этос университета в ситуации его самоопределения /М.В. Богданова // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. – 2008. – С. 542-545.

31. Богданова М.В. Потенциал стратегии кейс-стади в социологическом исследовании этоса университета /М.В. Богданова // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: Материалы IV Всероссийской научной конференции. – Тюмень: Изд-во ТГУ. – 2008. – С. 79-81.

32. Богданова М.В. Имидж как критерий идентификации состоявшегося университета: «заметки на полях» экспертного опроса /М.В. Богданова // Новые технологии нефтегазовому региону: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Т. 2. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ. – 2008. – С. 12-16.

33. Богданова М.В. Этико-социологический подход к исследованию этоса университета в ситуации самоопределения /М.В. Богданова // Гуманитарные стратегии российских трансформаций: материалы международной научно-практической конференции. Т. 2. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ. – 2008. – С. 10-12.

34. Богданова М.В. Концептуальные предпосылки социологического «сопровождения» проекта «Этического кодекса университета» /М.В. Богданова // Этический кодекс университета –Ведомости. – Вып. 34. – 2009. – С. 247-261.

35. Богданова М.В. Проектирование этического кодекса: опыт внутренней экспертизы ситуации университета /М.В. Богданова // Международная научно-практич. конференция «Этическое регулирование в академической среде». – Москва: МГУ. – 2009. – С. 88-94

36. Богданова М.В. В отсутствии полного алиби: проектирование этического кодекса как определение ситуации университета и коммуникативная практика /М.В. Богданова // Практичность морали, действенность кодекса. – Ведомости. – Вып. 36. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2010. – С. 194-212.

37. Богданова М.В. Институциональная идентичность университета в условиях модернизации // Социальные вызовы модернизации регионов России: материалы II Тюменского социологического форума. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ. – 2011. – Часть 1. – С. 83-88.

38. Богданова М.В. Предпосылки социологического исследования этоса в «тюменских» работах Г.С. Батыгина /М.В. Богданова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2011. – № 1. – С. 18-19.

39. Богданова М.В., Бакштановский В.И., Абилькенова В.А. Базовые идеи профессионально-этического образования журналистов /М.В. Богданова // Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования. Межвузовский сборник статей и материалов к 75-летию журналистского образования на Урале. – Екатеринбург: УрГУ. – 2011. – С. 154-171.

40. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этически полноценный профессионализм: индивидуальный долг или институциональная поддержка? /М.В. Богданова // Прикладная этика для магистрантов и профессоров. – Ведомости. – Вып.38. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2011. – С. 119-137.

41. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этика профессора: «вне-алиби-бытие» (замысел проекта) /М.В. Богданова // Этика профессора: «вне-алиби бытие». – Ведомости. – Вып. 39. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2011. – С. 15-27.

42. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Взаимное (не)доверие администратора и профессора – гарантия этически (не)полноценного профессионализма /М.В. Богданова // Этика профессора: «вне-алиби бытие». Ведомости. Вып. 39. Тюмень: НИИ ПЭ, 2011. – С. 176-199

43. Богданова М.В. Ценностные ориентиры профессии преподавателя и самоопределение университета /М.В. Богданова // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развититие – [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса – URL: / http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part39.pdf – С. 5844-5848..

44. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Производство научного знания – категорический императив Профессора? /М.В. Богданова // Ведомости прикладной этики. – Вып. 40. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2012. – С. 176-198.

45. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Доверие к этике профессора как условие удержания университетской идентичности /М.В. Богданова // Соцiальна етика: теоретичнi та прикладнi проблемы. – Изд-во: Киевский национальный университет – 2012 г. – № 1. – С. 74-81.

46. Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этика профессора: честь и честность /М.В. Богданова // Прикладная этика: экспертный потенциал. – Ведомости прикладной этики. – Вып. 41. – Тюмень: НИИ ПЭ. – 2012. – С. 204-226.

Отчеты о научно-исследовательских работах

47. Теоретико-методологические принципы развития профессиональной этики в постмодернистской перспективе: отчет НИР / Богданова М.В., Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. – Грант Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Шифр гранта ГО2-2.1-142. № гос. регистрации 01.200305212. –Тюмень – 2004. – 16 с.

48. Проектирование миссии университета на основе конвенции менеджеристского и гуманитарного подходов: отчет НИР / Богданова М.В., Бакштановский В.И. – Тюменская областная целевая научно-техническая программа 2007-2008. Номер НИР по контракту: 533 –ДОН (ДО – 15.07/1) – Тюмень. – 2008. – 64 с.