- Библиотечно-информационная деятельность, обеспечивающая развитие науки, культуры, экономики общества, воспитание, образование, социализацию и профессионализацию личности, закономерно предполагает участие библиотек в формировании социального здоровья личности и общества. Эффективность этой деятельности обеспечивается позиционированием библиотеки как информационного, образовательного, просветительного, ценностно-ориентирующего социального института, интегрированного в систему социальных институтов, формирующих социальное здоровье личности и общества, опытом участия библиотек в решении общегосударственных и социальных задач, располагающего необходимыми информационными и интеллектуальными возможностями протяженного во времени информационного сопровождения пользователя.
- Социальное здоровье как социальный феномен, интегрирующий индивидуальные и общечеловеческие ценности, установки и мотивы поведения в социальной среде, является формируемым, моделируемым в сознании индивида, группы, общества, что позволяет включить его в междисциплинарное исследовательское пространство библиотековедения и позиционировать в объектном пространстве библиотечно-информационной деятельности.
- Имеющие место противоречия между действиями социальных институтов государства (здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации, семья) и отношением самого населения к проблеме; между психолого-педагогической и библиотечно-информационной практикой воспитания, образования, информирования и менталитетом россиян, основанном на интуитивных представлениях о здоровье, способах его сохранения; между потребностью научного обоснования необходимости и целесообразности участия библиотечно-информационных учреждений в процессе формирования социального здоровья и отсутствием теоретических основ этой деятельности; между потребностями современного состояния и перспектив развития профессиональной библиотечно-информационной деятельности по формированию общественного и индивидуального сознания, мотивации на здоровье и профессиональной готовностью библиотекарей к решению данной задачи, содержанием профессионального образования обусловливают необходимость их решения в теоретическом и прикладном аспектах.
- Библиотечная валеология - научное направление, в комплексе представляющее теоретико-методологические основы библиотечно-информационной деятельности по формированию социального здоровья, проблемы и решения сохранения здоровья ее субъектов, детерминированные особенностями этой деятельности. Библиотечная валеология является логичным результатом эволюционного развития библиотечно-информационной теории и практики, расширяет проблематику библиотековедческих исследований, обладает значительным теоретическим и практическим потенциалом, основанном на понимании здоровья как социально-гуманитарного феномена, опирающегося на достижения наук о человеке и его здоровье.
- Библиотечное обслуживание, построенное на субъект-субъектных отношениях, методы библиотечной педагогики, основанные на свободном, кратковременном общении библиотекаря и читателя, на добровольности и активности читателя, на его стремлении к знаниям, позволяют моделировать библиотечно-валеологическую деятельность и с высокой степенью вероятности прогнозировать ее результат - в данном случае, формирование мотивации на здоровье в условиях библиотеки, библиотечно-информационными средствами и ресурсами.
- Участие библиотеки в формировании социального здоровья субъектов библиотечно-информационной деятельности будет результативным при условии системности этой работы, представленной в виде их библиотечно-валеологического сопровождения:
- библиотечно-валеологическое сопровождение читателя /пользователя как долговременная форма работы с ним реализуется поэтапно, по мере осознания сущности и ценности здоровья (знание à труд à привычка à опыт à ценность), что позволит библиотекарю формировать информационную и знаниевую базы каждого пользователя и всей аудитории библиотеки, корректирующие их поведение по сохранению здоровья, оказывать своевременную информационную поддержку самосохра-нительного поведения, содействовать поиску решений в ситуациях поддержания здоровья;
- валеологическое сопровождение профессиональной библиотечно-информационной деятельности есть комплекс мероприятий по изучению, формированию, развитию, поддержке и содействию реализации профессионального потенциала личности, гармонизации ее внутреннего состояния и внешних условий социально-профессиональной жизни, необходимой коррекции профессиональной деятельности, удовлетворению потребностей субъекта деятельности без потерь здоровья. Валеологическое сопровождение профессиональной деятельности предполагает профилактические мероприятия в помощь предупреждению возможных кризисов, профессиональных деструкций, личностных и межличностных конфликтов, разработку и реализацию рекомендаций по улучшению условий профессиональной реализации личности. Одно из центральных мест в этой системе должно занять формирование особых социальных качеств, компетенций, установок, необходимых для решения профессиональных задач, преодоления кризисных ситуаций.
- Валеологическую компетентность как совокупность знаний, умений, опыта в сохранении и воспроизводстве здоровья, проявляющуюся в осознании ценности здоровья, мотивации на него, самосохранительном поведении, правомерно рассматривать как одну из социальных компетенций, которая формируется и развивается в социуме, способствует жизни в нем и должна рассматриваться именно в этом контексте. Для библиотекаря валеологическая компетентность является составляющей социально-профессиональной компетентности, формирование которой начинается с получения профессионального образования и продолжается в течение всей профессиональной жизни, на всех этапах непрерывного профессионального развития. Обеспечение соответствующих компетенций в процессе профессионального образования должно базироваться на учете полифункциональности и видового многообразия современной библиотечно-информационной деятельности, необходимости ее многоаспектного раскрытия и перспективного информационно-методического обеспечения.
1.Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств.- Казань: Культура, 2012.-340с.
2.Савич Л.Е. Социальное здоровье: культурологический подход: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств.-Казань: Культура, 2011.-159 с.
Коллективные монографии:
1.Савич Л.Е. Педагогика здоровья в деятельности библиотек // Публичная библиотека как институт социальной интеграции населения региона: коллектив. моногр. /А.Р. Абдулхакова [и др.]; Казан. гос. ун-т культур и искусств.- Казань: Культура, 2011.-С.123-141.
2.Савич Л.Е. Валеологическая составляющая в системе профессиональных компетенций библиотечно-информационного специалиста //Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в контексте модернизации отрасли: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; С.Д. Бородина [и др.]. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. - С.97-126.
3.Савич Л.Е. Здоровье как проблема общества, профессии и образования //Информационная инфраструктура гуманитарного вуза: качество образования и интеграция в мировое информационное пространство: коллектив. моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А.Цветкова. - М.: ВИНИТИ, 2007. - С.140-167.
4.Савич Л.Е. Модель деятельности библиотекаря по обслуживанию читателей: источники формирования //Актуальные проблемы информационного обеспечения специалистов в регионе: коллектив. моногр. /Казан. гос. ин-т искусств и культуры. Респ. мед. библ.-инф. центр. - Казань, 1995. - С.68-86.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертаций
1.Савич Л.Е. Библиотечная валеология необходима //Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С.136-139.
2.Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья: к вопросу об актуализации содержания //Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 2 (30). - С.25-30.
3.Савич Л.Е. Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании //Библиосфера. - 2011. - № 2. - С.85-90.
4.Савич Л.Е. К вопросу об интеграции учебных дисциплин в высшем образовании //Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2003. - № 1. - С. 47-51.
5.Савич Л.Е. О библиотечной педагогике здоровья //Библиотековедение. - 2011. - №3. - С.28-33.
6.Савич Л.Е. Проблемы здоровья в содержании библиотечно-информационного образования и деятельности //Образование и саморазвитие. - 2009. - № 2 (12) - С.27-32.
7.Савич Л.Е. Социальное здоровье в проблемном поле библиотечно-информационной деятельности //Библиотековедение. - 2010. - № 6. - С. 20-32.
8.Савич Л.Е. Социально-гуманитарные основы библиотечной валеологии //Библиосфера. - 2010. - № 3 - С.8-14.
9.Савич Л.Е. Социальное здоровье в содержании профессиональной подготовки специалистов сферы культуры //Образование и саморазвитие.- 2009. - № 4 (14) - С.38-44.
10.Савич Л.Е. Формирование ценности здоровья: к вопросу об аксиологическом потенциале библиотечно-информационной сферы // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С.104-108.
Статьи и материалы конференций:
1.Савич Л.Е. Библиотека и здоровье: пока вопросов больше, чем ответов // Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации: материалы Всерос. науч. конф., Казань, 11–12 апр. 2006 г. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Р.З. Богоудинова, Р.Р. Юсупов. - Казань, 2006. - С.12-15.
2.Савич Л.Е. Библиотечная валеология в системе подготовки информационно-библиотечных кадров //Библиотечное дело – 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: тез. докл. Седьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2002г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. - М., 2002. - С.37-38.
3.Савич Л.Е. Библиотечная валеология – нужна ли новая научная дисциплина? //Библиотечное дело-2001: Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: тез. докл. Шестой междунар. науч. конф. (Москва, 26-27 апр. 2001) /Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. - М., 2001. - Ч.2. - С.346-347.
4.Савич Л.Е. Библиотечная валеология: постановка проблемы // Социально-культурный потенциал системы образования: тез. докл. и сообщ. межвуз. науч.-практ. конф. /Казан. гос. акад. культуры и искусств. - Казань, 2000. - С.202-204.
5.Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья //Соціально-гуманітарні дисципліни у творчому ВНЗ: проблеми міждисциплінарних зв`язків у сучасному науковому дискурсі: матеріали ІІ Міжнарод. науково-практ. конф., Луганськ, 16-17 лютого 2012 р. - Луганськ : вид-во ЛДІКМ, 2012. - С.262-268.
6.Савич Л.Е. «Библиотечно-информационное обслуживание» и «Библиотечная валеология»: интеграция и специфика //Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 20-21 марта 2003 г.) /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; сост. и науч. ред. П.П. Терехов. - Казань: ГранДан, 2003. - С.179-182.
7.Савич Л.Е. Валеологическая культура как составная часть профессиональной культуры библиотечно-информационного специалиста //Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2004. - Кн. 2. - С.38-44.
8.Савич Л.Е Здоровье в контексте социально-гуманитарного знания (междисциплинарные теоретико-методологические основы библиотечной валеологии) //Социально-гуманитарные дисциплины в творческом вузе: мировоззренческий аспект преподавания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 11-12 февр.2010 г.) /Луган. гос. ин-т культуры и искусств. - Луганск: Изд-во ЛГИКИ, 2010. - С.183-194.
9.Савич Л.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов библиотечной деятельности: социальные и профессиональные проблемы //Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы Междунар. конгр., посвящ. 1000-летию г. Казани /науч. ред. Р.З. Богоудинова, Р.Р. Юсупов; сост.: Г.П. Меньчиков, А.Р. Абдулхакова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - С. 267-270.
10.Савич Л.Е. Историко-культурное наследие как основа социального здоровья //Историко-культурное наследие Поволжья и Приуралья как потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: материалы Всерос. (с междунар. участием) конф., Казань, 16-17 апр. 2012 /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – Казань, 2012. - С. 15-23.
11.Савич Л.Е. К вопросу о влиянии этнокультуры на здоровье //Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: материалы Междунар. науч. конгр., посвящ. 40-летию КГУКИ, 9-10 нояб. 2009 г.: в 2 ч. /Казан. гос ун-т культуры и искусств. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. - Ч. 1. - С.225-228.
12.Савич Л.Е. К вопросу о проблемном поле библиотечной валеологии //Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотечных идей, Казань, 20-21 ноября 2008г. /М-во культуры Респ. Татарстан, Казан. гос. ун-т культуры и искусств; сост. О.А. Калегина, Ю.Н. Дрешер, Р.З. Богоудинова, И.Х. Аюпова; науч. ред. З.Р. Валеева. - Казань: Изд-во гос. ун-та культуры и искусств, 2008. - С.115-120.
13.Савич Л.Е. Культура здоровья в контексте библиотечной валеологии //Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междунар. науч. конгр., Казань, 17-18 апр. 2007 г./Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: ВИНИТИ, 2007. - С.147-151.
14.Савич Л.Е. Культура как ресурс здоровья //Культурное наследие и туристические территории: сб. ст. по материалам Ш Междунар. науч.-практ. конф. «Многообразие культур: культурное наследие и туристические территории» (Рига, 16-17 окт. 2010 г.) /Балтийск. Международ. академия. - Рига, 2011. - С.99-107.
15.Савич Л.Е. О валеологической составляющей содержания информационно-библиотечного образования //Пространство высшего образования Европы: состояние, проблемы, перспективы: Международная науч.-практ. конф. Eiropas augstākās izglītības telpa: stāvoklis, problēmas, perspektīvas. 22, 23 мая 2008 г., Рига. - Рига: Балт. Междунар. акад., Высш. школа психологии, 2008. - С.178-184.
16.Савич Л.Е. Проблемы здоровья и труд библиотекаря //Библиотечное дело-2000: проблемы формирования открытого информационного общества: тез. докл. Пятой междунар. науч. конф. Москва, 25-26 апр. 2000г. /Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. - М., 2000. - Ч.1. - С.227-228.
17.Савич Л.Е. Профессиональная и валеологическая культура информационно-библиотечного специалиста: общее и частное // Библиотечное дело - 2004: Всеобщая доступность информации: материалы Девятой междунар. науч. конф. (Москва, 22-24 апреля 2004 г.) - М., 2004. - С.27-28.
18.Савич Л.Е. Психогигиена библиотечного труда - необходимая составная часть библиотечной валеологии //Библиотечное дело-2003: Гуманитарные и технологические аспекты развития: материалы Восьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2003г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. - М., 2003. - С.171-172.
19.Савич Л.Е. Синдром информационной усталости: проблемы здоровья и труд библиотекаря //Библ. дело. - 2005. - № 7. - С.14.
20.Савич Л.Е. Содержание труда библиотекаря по обслуживанию читателей в библиотеках высших учебных заведений (один из подходов к анализу) //Книга и библиотека в контексте национальной культуры /Казан. гос. ин-т искусств и культуры. - Казань, 1995. - С.97-107.
21.Савич Л.Е. Содержание феномена «здоровье» как результат межкультурных взаимодействий (в контексте библиотечной валеологии) // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы: материалы Междунар. науч. конф., Казань. 17–18 апреля 2008 г. В 2 ч. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; сост. П.П. Терехов, науч. ред. Л.Е. Савич. – Казань, 2008. - Ч.1. - С.209-214.
22.Савич Л.Е. Социальное здоровье в проблемном поле библиотечной валеологии //Документознавство. Бiблiотекознавство. Iнформацiйна дiяльнiсть: проблеми науки, освiти, практики: матерiали VII Мiжнародноi науково–прак. конф. Киiв, 25–27 травня 2010 р. /М–во культуры i туризму Украiни; Нац. акад. керiвних кадров культури i мистецтв; Iн–т державного управлiния та iнформацiйноi дiятельностi. - Киiв, 2010. - С.55-56.
23.Савич Л.Е. Cоциальное здоровье как объект библиотековедческого исследования //Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1 электрон. Междунар. науч. конф., 15 мая –15 окт. 2010г. / Казан. гос. ун–т культуры и искусств [и др.] - Казань, 2011. - С.9-15.
24.Савич Л.Е. Социальные проблемы здоровья и труд библиотекаря //Медицинские библиотеки на рубеже тысячелетий: материалы науч.-практ. конф., посв. 80-летию РМБИЦ /Респ. мед. библ.-информ. центр. - Казань, 2000. - С.127-138.
25.Савич Л.Е. Удовлетворенность трудом: теоретический анализ и реалии библиотечной практики //Библиотечное дело и демократия: тез. докл. и сообщ. науч. конф., Москва, 8-10 апр. 1997 г. /Моск. гос. ун-т культуры и др. - М., 1997. - Ч.2. - С.33-35.
Учебно-методические разработки (выборочно):
1.Савич Л.Е. Библиотечные технологические процессы: Учеб. пособие по курсу «Библиотечная технология» /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – 3-е изд., перераб и доп. - Казань: ГранДан, 2003. - 65с. - Рек. для использования УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
2.Савич Л.Е. Библиотечная профессиология //Учебно-методические материалы для студентов библиотечно-информационного факультета: Рекомендованы УМО М-ва культуры РФ /Казан. гос. акад. культуры и искусств. - Казань, 2000. - С.64-68.
3.Савич Л.Е. Труд и здоровье библиотекаря: Валеологический аспект: лекция //Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетр. Вып. 7 /Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. А.Н. Ванеев; ред.-сост. В.С. Крейденко. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С.64-82.
4.Савич Л.Е. Библиотечная валеология //Программные и методические материалы для студентов 3 курса информационно-библиотечного факультета дневного обучения (специальность «Библиотечно-информационная деятельность») /Казан. гос. ун-т культуры и искусств; Инф.-библ. фак-т. - Казань, 2006. - С.80-90.
Научное редактирование (выборочно)
1.Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы: материалы Всерос. науч.-метод. конф., Казань, 21-22 февр. 2006 г. /КГУКИ; науч. ред. П.П. Терехов, Л.Е. Савич. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 398 с.
2.Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы Международ. науч.-метод. конф., Казань, 27-28 февр. 2007 г. /КГУКИ; науч. ред. П.П. Терехов, Л.Е. Савич. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 436 с.
3.Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1 электрон. Междунар. науч. конф., 15 мая -15 окт. 2010г. /КГУКИ [и др.]; сост. и науч. ред. Л.Е. Савич. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. – 349 с.