Научная тема: «И. АННЕНСКИЙ И РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Лирическая система И. Анненского, основанная на диалогическом принципе взаимодействия «Я» и «Не-Я», порождает отклик в последующие периоды развития литературы преимущественно в форме поэтического диалога.
  2. Освоение усложненных форм психологизации лирического образа, созданных Анненским, приобрело характер знакового приобщения к его традиции, породив целые серии отражений в русской поэзии ключевых образов его стихотворений, которые стали знаком определенного душевного или даже экзистенциального состояния.
  3. Обращение к циклическим жанровым формам, в которых важную роль играют пересекающиеся контексты и подтексты, объясняет стремление И. Анненского к активному использованию диалогических проявлений на уровне поэтики. «Поэтика отражений» реализована в лирике Анненского как система взаимосвязанных мотивов и символов, как ассоциативная поэтика образных отражений, как перекличка с другими поэтическими голосами в процессе лирического смыслообразования.
  4. На поэтический диалог оказывает влияние мифологизированный образ поэта-предшественника, создаваемый в портретной лирике. Мифогенные истоки образа Анненского в русской поэзии ХХ в.: учительство (переосмыслено учительство реальное в метафорическое - «учитель поэтов»), непризнанность при жизни как свойство подлинного поэта и глубокий интерес к античности («русский Еврипид»), внезапный уход из жизни на ступенях Царскосельского вокзала («будничная смерть»), неразрывность его судьбы и поэзии с культурным мифом о Царском Селе как «колыбели русской поэзии» и «городе муз» («последний из царскосельских лебедей»).
  5. В поэтическом диалоге русских поэтов ХХ века с И. Анненским обнаруживается установка на преодоление гамлетовской ситуации «распавшейся связи времен», которая неоднократно актуализировалась в течение столетия вследствие катастрофических социально-исторических потрясений. На уровне поэтической формы это привело к активному использованию «чужого слова».
  6. Диалогичность поэзии И. Анненского развивается в творчестве последующих поэтов в особую концепцию взаимоотношений автора и читателя как приобщения к «одомашненному» кругу мировой культуры, которая изображается домом мыслящего и чувствующего человека, противостоящего бесчеловечной природе «железного ХХ века». Домом, в котором человек способен состояться в диалоге с другим, «Не-Я», став тем самым уникальной личностью.
  7. Семантическая наполненность поэтического диалога с И. Анненским меняется на протяжении ХХ в. Отчетливо выделяется три этапа. Первый из них - акмеистический. В этот период поэтический диалог с Анненским способствует оформлению мифологизированной аполлонической творческой и жизненной стратегии в противовес «диониссийствующему» младосимволизму. Второй этап развивается по двум направлениям, исходящим от «Цеха поэтов», и содержательно зависит от эмоционально-жизненной основы поэтов-«цеховиков» и их наследников, оказавшихся в ситуации эмиграции или оставшихся в метрополии. На третьем этапе, в творчестве поэтов рубежа XX - XXI веков, происходит существенное переосмысление роли И. Анненского в развитии русской поэзии - с периферийной на магистральную.
Список опубликованных работ
Статьи и публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Налегач Н. В. Идеал счастья в поэзии И. Анненского // Сибирский филологический журнал. – 2003. – № ¾. – С. 120 – 125.

2.Налегач Н. В. Поэтика времени у акмеистов (на примере анализа стихотворения Н. Гумилева «Современность» и О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…») // Вестник Томского государственного университета. Серия: Материалы международных, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров, школ. – 2006. – № 22 (Доклады и статьи международных научных чтений «Д. С. Лихачев и русская культура»). – С. 39 – 43.

3.Налегач Н. В. Поэтический диалог И. Чиннова с И. Анненским (к постановке проблемы) // Сибирский филологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 77 – 84.

4.Налегач Н. В. Поэтический диалог А. Штейгера с И. Анненским в итоговой книге «2х2=4. Стихи 1926-1939» // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Филология. – 2010. – № 56. – С. 48 – 52.

5.Налегач Н. В. Мотив "опустошенного" слова в лирике И. Анненского и его развитие в поэзии постсимволизма // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1 (87). – С. 104 – 111.

6.Налегач Н. В. Иннокентий Анненский глазами современников / К 300-летию Царского Села: [Сборник / Сост., подгот. текста Л.Г. Кихней, Г.Н. Шелогуровой, М.А. Выграненко; вст. ст. Л.Г. Кихней, Г.Н. Шелогуровой; коммент. Л.Г. Кихней, Г.Н. Шелогуровой, М.А. Выграненко]. СПб.: Издательство «Росток», 2011. – 640 с. (Рецензия) // Вестник Московского университета. Сер. Филология. – 2012. – № 2. – С. 177 – 180.

7.Налегач Н. В., Каминский П. П. Региональная конференция «Взаимодействия в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст». Кемерово, КемГУ, 29 июня – 2 июля 2011 г. // Вестник Томского госуниверситета. Сер. Филология. – 2012. – № 1 (17). – С. 140 – 146.

8.Налегач Н. В. Образ Иннокентия Анненского в лирике Вс. Рождественско-го // Вестник Кемеровского госуниверситета. – 2012. – № 1 (49). – С. 190 – 194.

9.Налегач Н. В. Символика фиала – чаши – кубка в лирике И. Анненского // Русская литература. – 2012. – № 4. – С. 188 – 197.

10.Налегач Н. В. «Именные» традиции в русской поэзии ХХ века (О книге: Петрова, Г. В. А. А. Фет и русские поэты конца XIX – первой трети XX века: монография / Г. В. Петрова. – СПб.: «Астерион», 2010. – 196 с.) // Вестник Кемеровского госуниверситета. – 2012. – № 2 (50). – С. 240 – 242.

11.Налегач Н. В. «Поэтика отражений» в лирической системе И. Анненского // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2012. – № 4 (108). – С. 114 – 123.

Монография:

12. Налегач Н. В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века: научная монография. – Кемерово, 2012. – 260 с.

Учебные и учебно-методические издания:

13.Налегач Н. В. Методика литературоведческих исследований. На материале поэзии И. Анненского. Учебно-методическое пособие по просеминару. – Кемерово, 2002. – 27 с.

14.Налегач Н. В. История русской литературы конца XIX – начала ХХ вв.: Учебно-методический комплекс для студентов IV курса ОФ ФФЖ. – Ч. I. – Кемерово, 2002. – 33 с.

15.Налегач Н. В. Мифология и мифопоэтический анализ литературного произведения: Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2005. – 94 с.

16.Налегач Н. В. Поэтика отражений: И. Анненский и русская поэзия ХХ века: Учебное пособие. – Кемерово, 2009. – 141 с.

Другие работы и публикации:

17.Налегач Н. В. Поэтика времен года в лирике И. Анненского и пушкинская традиция // Актуальные направления функциональной лингвистики. – Томск, 2001. – С. 200 – 208.

18.Налегач Н. В. Микроцикл И. Анненского «Август» как неомифологический текст // Диалог культур. – Вып. 4. – Барнаул, 2002. – С. 102 – 107.

19.Налегач Н. В. Библейские мотивы и образы в поэзии И. Анненского // Православие – Культура – Образование. – Кемерово, 2002. – С. 267 – 272.

20.Налегач Н. В. Миф об И. Анненском в лирике акмеистов // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. – Вып. 4. Судьба культуры и образы культуры в поэзии ХХ века. – Томск, 2002. – С. 25 – 37.

21.Налегач Н. В. Форма романса в лирике И. Анненского // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Филология. – Вып. 4 (12). – 2002. – С. 214 – 217.

22.Налегач Н. В. «Волшебная скрипка» Н. Гумилева и «Смычок и струны» И. Анненского (об одном диалоге в русской поэзии) // Проблемы литературных жанров. – Ч. 2. – Томск, 2002. – С. 41 – 44.

23.Налегач Н. В. Традиция И. Анненского в русской поэзии ХХ в.: (К постановке проблемы) // Традиции русской классики ХХ века и современность. – М., 2002. – С. 123 – 125.

24.Налегач Н. В. Поэтический миф о судьбе России в книге стихов Н. Гумилева «Костер» // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie. – Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2002. – S. 285 – 287.

25.Налегач Н. В. Образ журналиста и журналистики в русской поэзии конца XIX – начала ХХ веков // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Журналистика. – 2002. – Вып. № 3 (11). – С. 148 – 154.

26.Налегач Н. В. Трансформации евангельского сюжета в поэме И. Анненского «Магдалина» // Русская литература в современном культурном пространстве. – Томск, 2003. – С. 35 – 40.

27.Налегач Н. В. Мотив змееборчества в поэзии Н. С. Гумилева // Язык. Миф. Этнокультура. – Кемерово, 2003. – С. 230 – 236.

28.Налегач Н. В. Мотив зрения / слепоты в книге Н. Гумилева «Колчан» // Русское литературоведение на пороге нового тысячелетия. В 2-х т. – Т. 2. – М., 2003. – С. 123 – 128.

29.Налегач Н. В. Христианские мотивы в книге стихов И. Анненского «Тихие песни» // Религиозность в России: социально-гуманитарные аспекты исследования. – Кемерово, 2004. – С. 263 – 268.

30.Налегач Н. В. Поэтика времени в книге стихов И. Анненского «Тихие песни» // Время в социальном, культурном и языковом измерении. – Иркутск, 2004. – С. 34 – 36.

31.Налегач Н. В. Поэтический диалог Н. Гумилева с И. Анненским в книге стихов «Жемчуга» // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы международной научной конференции: В 3 ч. – Ч. 2. – Томск, 2005. С. 9 – 15.

32.Налегач Н. В. Поэтический эксперимент с русской фольклорной традицией в «Песнях с декорацией» И. Анненского // Фольклор как форма творчества. – Томск, 2005. – С. 113 – 125.

33.Налегач Н. В. «Читатель книг» Н. Гумилева и «Идеал» И. Анненского: к проблеме поэтического диалога // Гумилевские чтения. Материалы международной научной конференции 12-16 апреля 2006 г. – СПб., 2006. – С. 35 – 41.

34.Налегач Н. В. Поэтика стихотворения Н. Гумилева «Семирамида» // Русская литература ХХ – ХХ веков: направления и течения. – Вып. 9. – Екатеринбург, 2006. – С. 34 – 39.

35.Налегач Н. В. Античные мифологемы в книге стихов И. Анненского «Тихие песни» (1904) // Классическая филология в Сибири: материалы регионального научно-методического совета по классической филологии. Томск, 16 – 18 июня 2004 года. – Томск, 2006. – С. 60 – 67.

36.Налегач Н. В. «Старые эстонки» И. Анненского и «Думы» Н. Гумилева: К вопросу о возможной реминисценции // Русская литература в современном культурном пространстве. – Вып. 3. – Т. 2. – Томск, 2007. – С.173 – 180.

37.Налегач Н. В. Поэтический диалог О. Мандельштама с И. Анненским в книге стихов «Камень» (1916) // Русская литература ХХ – ХХ1 веков: направления и течения. – Вып. 10. – Екатеринбург, 2007. – С. 38 – 47.

38.Налегач Н. В. Миф о старой усадьбе в поэзии модернизма (И. Анненский «Старая усадьба», Н. Гумилев «Старые усадьбы») // Михайловская пушкиниана. Вып. 45. – Псков – сельцо Михайловское, 2007. – С. 206 – 210.

39.Налегач Н. В. Поэтический диалог И. Ф. Анненского и М. Ю. Лермонтова: к постановке проблемы // М. Ю. Лермонтов: художественная картина мира: Сб. статей. – Томск, 2008. – С. 214 – 221.

40.Налегач Н. В. Мотив игры на музыкальных инструментах в лирике И. Анненского // Феномен игры в художественном творчестве, культуре и языке. – Томск, 2009. – С. 18 – 26.

41.Налегач Н. В. Евангельский мотив чуда воскресения в поэзии И. Анненского // Православная церковь и современное российское общество: опыт и перспективы взаимодействия. – Кемерово, 2009. – С. 227 – 232.

42.Налегач Н. В. Смыслообразующие возможности жанровой игры в «Тихих песнях» и «Кипарисовом ларце» И. Анненского // Дергачевские чтения –

2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: в 2-х т. Т. 1. – Екатеринбург,

2009. – С. 360 – 367.

43.Налегач Н. В. Поэтика листов-листьев в лирике И. Анненского // Иннокентий Федорович Анненский. 1855 – 1909. Материалы и исследования. – М., 2009. – С. 98 – 109.

44.Налегач Н. В. Поэтика овеществленного времени в лирике И. Анненского и его последователей // Время как объект изображения, творчества и рефлексии. – Иркутск, 2010. – С. 222 – 232.

45.Налегач Н. В. Роль поэтического диалога О. Мандельштама с И. Анненским в книге стихов «Tristia» // Авторское книготворчество в поэзии: Комплексный подход: Материалы второй международной научной конференции (Омск, 12 – 14 мая 2010 г.) / Отв. Редактор О. В. Мирошнико-ва. – Омск, 2010. – С. 71 – 76.

46.Налегач Н. В. А. Кушнер и И. Анненский: к вопросу о поэтическом диалоге (на примере интерпретации одного стихотворения «Размашистый совхоз Темрюкского района…») // Проблемы взаимодействия в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст: сборник науч. статей / под ред. И. В. Ащеуловой, Ф. С. Рагимовой. – Кемерово, 2010. – С. 15 – 20.

47.Налегач Н. В. Философская природа поэзии И. Анненского как основа целостности поэтической книги "Тихие песни" // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: сб. науч. ст.: к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – (Эволюция форм художественного сознания в русской литературе; вып. 3). – С. 256 – 269.

48.Налегач Н. В. Поэтический диалог А. Кушнера с И. Анненским // Некалендарный ХХ век. – М., 2011. – С. 216 – 225.

49.Налегач Н. В. Поэтический диалог участников альманаха «Якорь» (1936) с И. Анненским как один из способов создания целостности художественной концепции сборника // Взаимодействия в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст. Сборник научных статей. – Кемерово, 2011. – С. 98 – 105.

50.Налегач Н. В. Тема одухотворенного творчества и образ иконописца в стихотворении Н. С. Гумилева «Андрей Рублев» // Русская литература в литургическом контексте: Сборник научных статей / отв. Ред. Л. А. Ходанен, ред. П. С. Иванов, Г. И. Карпова, О. В. Пичугина. – Кемерово, 2011. – С. 135 – 143.

51.Налегач Н. В. Поэтическая аксиология И. Анненского // Аксиологические аспекты литературы: материалы научно-практического семинара словесников. Екатеринбург, 30 марта 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – С.45 – 49.

52.Налегач Н. В. Символика аметистов в поэзии И. Анненского // Филологический класс. – 2012. – № 2 (28). – С. 51 – 54.

53.Налегач Н. В. Стихотворение И. Анненского "Среди миров" в поэтических отражениях Вс. Рождественского // Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Вып. 1. / Гл. ред. Н. В. Барковская – Екатеринбург, 2012. – 230 с. – С. 15 – 25. (Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». Вып. 13).

54.Налегач Н. В. Мотив превращения души поэта в лебедя в контексте царскосельской поэтической мифологии // Г. Р. Державин и диалектика культур: материалы Международной научной конференции (Казань – Лаишево, 13 – 15 июля 2012 г.) – Казань, 2012. – С. 107 – 110.

55.Налегач Н. В. Поэтика циклизации в книге стихов Г. Адамовича «Единство» (в аспекте поэтического диалога с И. Анненским) // Дергачевские чтения-2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат-лы Х Всеросс. науч. конф., посв. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева (Екатеринбург, 6-7 окт. 2011 г.) : в 3 т. Т. 2 / сост. А. В. Подчиненов. – Екатеринбург, 2012. – С. 254 – 258.

56.Налегач Н. В. И. Анненский и Г. Адамович: к вопросу о поэтическом диалоге // «…Как в прошедшем грядущее зреет…»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. научных работ / Под ред. Л. Кихней и И. Ерохиной. – М., 2012. – С. 60 – 72.

57.Налегач Н. В. Мотив сна в лирике И. Анненского // Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе: Сб. научных трудов / Институт филологии СО РАН. Отв. ред. Е. Ю. Куликова. – Новосибирск, 2012. – С. 101 – 110. (Серия «Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы». Вып. 10).

58.Налегач Н. В. Традиция И. Анненского в итоговой книге стихов Г. Иванова «Посмертный дневник» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Филология. Педагогика. Психология. – 2012. – № 1. – С. 90 – 98.