- Проектная культура инженера, как основополагающий аспект его профессиональной культуры, представляет собой целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен - профессионально-личностный конструкт, включающий: совокупность профессиональных знаний, соответствующих современному уровню науки, техники и культуры; адекватные им функциональные умения и навыки проектирования; психологическую готовность и способность проявлять в практическом проектировании инновационные подходы, находить нестандартные и креативные решения инженерно-проектировочных проблем, действовать в условиях неполноты предпроектных данных и риска; морально-личностные качества, которые определяют готовность инженера-проектировщика прогнозировать последствия принимаемых проектировочных решений и нести ответственность за последствия своих профессиональных действий, задают социогуманитарную направленность его профессиональной деятельности.
- Концепция формирования проектной культуры инженера в условиях высшей школы, включающая методологическую (основанную на принятом методологическом подходе и принципах, реализующих данный подход) и теоретическую (представляющую педагогическую модель проектируемого процесса, объединяющую целевые, содержательные, функциональные и критериально-оценочные характеристики) составляющие. Контекстно-деятельностный подход как методологическая основа концепции формирования проектной культуры инженера в части организации педагогического процесса: обеспечивает выявление, изучение и описание феномена проектной культуры инженера, отражающего и предопределяющего специфику образовательной деятельности студента в ее взаимосвязи с его будущей профессиональной деятельностью; создает теоретическую базу для обоснования основной стратегической линии в организации образовательного процесса подготовки будущих инженеров, связанной с активной профессионально-ориентированной учебной деятельностью студента, его «погружением» в учебно-профессиональные ситуации с целью присвоения профессионального опыта, развития психических функций и способностей будущего инженера, систем его отношений с объективным миром, другими людьми и самим собой. Специфика организации учебно-профессиональных ситуаций определяется природой инженерной деятельности, интегрирующей предметно-технический и гуманитарный аспекты бытия.
- Педагогическая (структурно-содержательная) модель формирования проектной культуры инженера в образовательной среде вуза включает: ведущую цель инженерного образования - проектную культуру, представленную в виде комплекса проектных компетенций, включающего когнитивную, процессуально-деятельностную, креативную и морально-ценностную группы компетенций; содержание образования, изоморфно отражающее сущность проектной деятельности и представленное на следующих уровнях: дисциплинарном, метадисциплинарном и задачно-ситуационном; учебно-профессиональные ситуации, представляющие процессуальную часть концепции и обеспечивающие поэтапное освоение будущим инженером следующих видов проектно-культурного опыта (ценностного осмысления принципов и результатов инженерной проектной деятельности, опыта воспроизведения инженерно-проектировочных актов восхождения от инженерного замысла к его разрешению, опыта создания инженерного продукта как общечеловеческой гуманитарной ценности); критерии и уровни сформированности проектной культуры студентов на каждом этапе ее формирования.
- Технология учебного инженерного проектирования, являющегося ведущим педагогическим средством формирования проектной культуры инженера, представляет собой учебно-профессиональную процедуру, включающую кроме традиционных этапов учебного проектирования (самостоятельная работа студентов) проведение комплексной социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений (групповое интерактивное практическое занятие), инициирующей потребность приобретения студентами опыта антропоориентированной инженерно-проектировочной деятельности.
- Научно-методическая и психолого-педагогическая поддержка процесса преподавания в техническом вузе с целью формирования проектной культуры студентов включает комплекс учебных курсов, обеспечивающих проектные, организационно-модераторские функции преподавателей, и реализуется в условиях обучения преподавателей в Школе педагогического мастерства при высшем профессиональном учебном заведении.
1.Васильева В.Д. Проектная культура современного инженера: монография / В.Д.Васильева.– Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011.– 212 с. (13,3 п.л.)
2.Васильева В.Д. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография. Кн. 3. / В.Д.Васильева и др.; под ред. С.С.Чернова; Центр развития научного сотрудничества. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – 245 с. (авт. 1,4 п.л.)
Статьи в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК РФ
3.Васильева В.Д. Дихотомия «фундаментального» и «узкопрофессионального» в высшем техническом образовании: версия ФГОС / Н.Г.Багдасарьян, Р.М.Петрунева В.Д.Васильева // Высшее образование в России. – 2012. – № 5. – С. 21-28. (авт. 0,2 п.л.)
4.Васильева В.Д. Проектная культура как цель профессиональной инженерной подготовки / В.Д. Васильева // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 2. – С. 249-252. (0,7 п.л.)
5.Васильева В.Д. Проектная подготовка будущих инженеров в новых условиях двухуровневого образования / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 11: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – № 8 (95). – C. 95-99. (авт. 0,2)
6.Васильева В.Д. Психолого-педагогическая компетентность преподавателей технического вуза / Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 10: межвуз. сб. науч. ст./ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – № 3 (90). – С. 108-110. (0,2 п.л.)
7.Васильева В.Д. Модель педагогического процесса формирования проектной культуры будущих инженеров / В.Д. Васильева // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 9: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – № 7. – С. 117-124. (0,5 п.л.)
8.Васильева В.Д. К вопросу о психолого-педагогической компетентности преподавателей технических вузов в условиях внедрения новых стандартов / В.Д.Васильева // В мире научных открытий. Серия «Проблемы науки и образования». – 2011. – № 9.1 (21). – С. 259-267. (0,5 п.л.)
9.Васильева В.Д. Диагностика формирования проектной культуры будущих специалистов-инженеров / В.Д.Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4 (29). Ч.1. – С. 12-15. (0,3 п.л.)
10.Васильева В.Д. Социокультурная среда вуза – условие формирования профессиональной культуры специалиста / В.Д.Васильева, Р.М.Петрунева // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 113-117. (авт. 0,2 п.л.)
11.Васильева В.Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения / Р.М.Петрунева, Н.В.Дулина, В.Д.Васильева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 289-295. (авт. 0,2 п.л.)
12.Васильева В.Д. Концептуальные основы формирования проектной культуры студентов в образовательной среде технического вуза / В.Д.Васильева // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И.Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 121-128. (0,5 п.л.)
13.Васильева В.Д. Концепция формирования проектной культуры студентов технического вуза / В.Д. Васильева // Перспективы науки. – 2011. – № 1 (16). – С. 10-15. (0,4 п.л.)
14.Васильева В.Д. Инновации в учебном инженерном проектировании / В.Д.Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 134-137. (0,3 п.л.)
15.Васильева В.Д. Проблемы учебно-инженерного проектирования в современной практике технического вуза / Р.М.Петрунева, В.Д.Васильева, Н.В.Дулина//Сибирский педагогический журнал. –2010.–№ 9. – С. 70-76. (авт. 0,2 п.л.)
16.Васильева В.Д. Роль учебного инженерного проектирования в формировании проектной культуры будущего инженера // В.Д.Васильева, Р.М.Петрунева // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И.Вернадского. – 2010. – № 7-9 (30). – С. 106-111. (авт. 0,2 п.л.)
17.Васильева В.Д. Экспертиза инженерно-проектировочных решений как современная учебная технология / Р.М.Петрунева, В.Д.Васильева // Высшее образование в России. – 2010. – № 8/9. – С. 122-128. (авт. 0,2 п.л.)
18.Васильева В.Д. Проблема формирования проектной культуры будущего инженера / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 105-108. (авт. 0,2 п.л.)
19.Васильева В.Д. О методологии комплексной социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2. – С. 65-70. (авт. 0,2 п.л.)
20.Васильева В.Д. К проблеме социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Вып. 3. – С. 239-243. (авт. 0,2 п.л.)
21.Васильева В.Д. Комплексная оценка научной деятельности / А.Ю. Силина, И.В. Гермашев, В.Д. Васильева, В.Е. Дербишер // Информационные технологии. – 2010. – № 3. – С. 75-78. (авт. 0,1 п.л.)
22.Васильева В.Д. Систематизация наукометрических показателей эффективности научной деятельности / А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, В.Е.Дербишер, И.В.Гермашев // Информационные технологии. – 2009. – № 6. – С. 53-56. (авт. 0,1 п.л.)
23.Васильева В.Д. Обработка нечетких данных для оценки активности научной деятельности / И.В.Гермашев, А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, В.Е.Дербишер // Информационные технологии. – 2008. – № 12. – С. 12-14. (авт. 0,1 п.л.)
Программы для ЭВМ
24.Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2009612343 от 8 мая 2009 г. РФ. Системные показатели оценки деятельности специалиста: программа для ЭВМ / И.В.Гермашев, А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, В.Е.Дербишер; ВолгГТУ. – 2009.
25.Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2008612199 от 30 апреля 2008 г. РФ. Оценка публикационной активности научного работника: программа для ЭВМ / И.В.Гермашев, А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, В.Е.Дербишер; ВолгГТУ. – 2008.
Статьи в других журналах, сборниках научных трудов и материалов конференций
26.Васильева В.Д. Работа над чужими ошибками / В.Д.Васильева // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2012. – № 3. – С. 10. (0,1 п.л.)
27.Васильева В.Д. Проектная культура будущего инженера и учебное инженерное проектирование / В.Д.Васильева // Инженерная педагогика: сб. ст. / Центр инженерной педагогики МАДИ. – М., 2012. – Вып. 14, т. 2. – С. 38-49. (0,7 п.л.)
28.Васильева В.Д. Будущие инженеры о социогуманитарном смысле учебного инженерного проектирования / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, Н.В. Дулина // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 8: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – № 9. – С. 115-117. (авт. 0,1 п.л.)
29.Васильева В.Д. Проектная деятельность и проектная культура / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Изв. ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 7: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – № 7. – С. 106-112. (авт. 0,2 п.л.)
30.Васильева В.Д. К вопросу об организации и содержании учебного инженерного проектирования / В.Д.Васильева, Р.М. Петрунева // Изв. ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 7: межвуз. сб. науч. ст.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – № 8 (68). – С. 54-56. (авт. 0,1 п.л.)
31.Васильева В.Д. О новых образовательных программах и технологиях их реализации / В.Д.Васильева, В.Е. Дербишер // Изв. ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе» Вып. 7: межвуз. сб. науч. ст.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – № 8 (68). – С. 51-54. (авт. 0,2 п.л.)
32.Васильева В.Д. О социогуманитарном смысле учебного инженерного проектирования / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева // Инженерная педагогика: сб. ст./ Центр инженерной педагогики МАДИ. – М., 2010. – Вып. 12, т. 2. – С. 146-151. (авт. 0,2 п.л.)
33.Васильева В.Д. Проблема формирования проектной культуры студентов технического вуза / В.Д. Васильева // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 242-245. (0,3 п.л.)
34.Васильева В.Д. Инновационные образовательные технологии как фактор формирования культурной компетентности будущих инженеров / В.Д. Васильева // Образовательное пространство и современная инновативная культурная среда: грани взаимодействия: сб. науч. тр. / Нижегород. гос. академич. театр оперы и балета им. А.С.Пушкина, Нижегород. филиал ун-та рос. академии образования. – Н. Новгород, 2010. – С. 185-189. (0,3 п.л.)
35.Васильева В.Д. Технологическое обеспечение образовательного процесса в техническом вузе в условиях разработки и внедрения новых образовательных программ / В.Д. Васильева // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 71-73. (0,2 п.л.)
36.Васильева В.Д. Повышение квалификации преподавателей технического вуза в условиях инновационного образования / В.Д. Васильева // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 54-56. (0,2 п.л.)
37.Васильева, В.Д. Кадры решают все / В.Д.Васильева // Композитный мир. – 2009. – № 2. – С. 26-27. (0,2 п.л.)
38.Васильева В.Д. Оценочная модель публикационной активности преподавателей вуза / А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, И.В.Гермашев, В.Е.Дербишер // Изв. ВолгГТУ. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: межвуз. сб. науч. тр.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – Вып. 5, № 5. – С. 88-89. (авт. 0,1 п.л.)
39.Васильева В.Д. К вопросу о профессиональной этике преподавателя вуза / В.Д.Васильева // Изв. ВолгГТУ. Проблемы социально-гуманитарного знания: межвуз. сб. науч. тр.; ВолгГТУ. – Волгоград. – 2007. – Вып. 4, № 10. – С. 93-96. (0,3 п.л.)
40.Васильева В.Д. Интегративная роль школы педагогического мастерства в формировании социально - гуманитарной среды в техническом вузе / В.Д.Васильева // Проблемы духовно - нравственного и патриотического воспитания студентов: межвуз. сб. науч. тр.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – C. 65-67. (0,2 п.л.)
41.Васильева В.Д. Морфологический анализ как средство активизации технического творчества студентов / В.Д.Васильева, В.Е.Дербишер, Е.В.Коннова // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: сб. науч. тр.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2001. – Вып. 7. – C. 33-37. (авт. 0,1 п.л.)
42.Васильева В.Д. Методология при подготовке инженеров и магистров для текстильной отрасли / В.Е.Дербишер, В.Д.Васильева // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: сб. науч. тр.; ВолгГТУ. – Волгоград, 2000. – Вып. 6, ч.1. – C.79-84. (авт. 0,2 п.л.)
43.Васильева В.Д. К вопросу о гуманитаризации высшего технического образования / В.Д.Васильева, Н.В.Дулина, Н.А.Овчар, Р.М.Петрунева // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Междунар. науч.-практ. конф. (12-13 сент. 2012 г.) / Комитет Государственной Думы по образованию и др. – Сочи, 2012. – С. 450-454. (авт. 0,1)
44.Васильева В.Д. К вопросу о проектной подготовке будущих инженеров / В.Д.Васильева, Р.М.Петрунева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (1-3 февр. 2012 г.) / ФГБОУ ВПО «Оренбургский гос. ун-т» и др.–Оренбург, 2012.–С. 2585-2591. (авт. 0,2 п.л.)
45.Васильева В.Д. Организация и содержание учебного инженерного проектирования при подготовке инженеров-химиков на современном этапе / В.Д.Васильева, Р.М.Петрунева // XIX Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. В 4 т. Т.4: тез. докл. – Волгоград, 2011. – С. 569. (авт. 0,1 п.л.)
46.Васильева В.Д. Инновационные аспекты проектной подготовки студентов технического вуза / В.Д.Васильева // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: сб. матер. Всерос. заочной науч.-практ. конф. (28 февр. 2011 г.) / ГОУ ВПО «Чувашский гос. пед. ун-т» и др. – Чебоксары, 2011. – С. 45-48. (0,3 п.л.)
47.Васильева В.Д. Об опыте проектирования блока социально-гуманитарных дисциплин в структуре ФГОС нового поколения / Р.М.Петрунева, Н.В.Дулина, В.Д.Васильева // Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: матер. II Всерос. науч.-метод.конф. (2-3 дек. 2010 г.) / ГОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э.Баумана» и др. – М., 2010. – С. 296-300. (авт. 0,1 п.л.)
48.Васильева В.Д. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей технического вуза в условиях реформирования высшей школы / В.Д. Васильева//Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (7-9 окт. 2010 г.) / ГОУ ВПО «Рязанский гос. ун-т (РГУ) им. С.А.Есенина» и др. – Рязань, 2010. – С. 347-350. (0,3 п.л.)
49.Васильева В.Д. Об инновационных технологиях в высшем профессиональном инженерном образовании / В.Д. Васильева // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: сб. матер. III Всерос. науч-практ. конф. (24-26 июня 2010 г.) / ГОУ ВПО «Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т» и др.– Славянск-на-Кубани,2010.–С.38-40. (0,3п.л.)
50.Васильева В.Д. Некоторые методологические аспекты формирования проектной культуры будущих инженеров / В.Д. Васильева // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. (21 мая 2010 г.) / СПбГИЭУ. – СПб., 2010. – С. 356-358. (0,2 п.л.)
51.Васильева В.Д. Учебное инженерное проектирование в современных условиях обучения в техническом вузе / В.Д.Васильева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. (1 июня 2010 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. – С. 209-211. (0,2 п.л.)
52.Васильева В.Д. К вопросу разработки новых образовательных программ в высших технических учебных заведениях / В.Д.Васильева // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (21 апр. 2010 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. – С. 342-345. (0,3 п.л.)
53.Васильева В.Д. Формирование проектной культуры как основная задача подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности / В.Д. Васильева // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. доклад. Междунар. научной заочной конф. (20 марта 2010 г.). Т. 1. Педагогические науки. Кн. 2. / Северо-Запад. гос. заочный техн. ун-т и др. – Липецк, 2010. – С. 71-75. (0,3 п.л.)
54.Васильева В.Д. Новые образовательные стандарты и технологии для их реализации / В.Д. Васильева // Инновационные технологии в обучении и производстве: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Камышин (15-16 дек. 2009 г.). В 6 т. Т. 6 / ГОУ ВПО ВолгГТУ, КТИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – С. 16-19. (0,3 п.л.)
55.Васильева В.Д. Особенности инженерной деятельности на современном этапе / В.Д.Васильева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. матер. X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (29 дек. 2009 г.) / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2009. – С. 51-55. (0,3 п.л.)
56.Васильева В.Д. Повышение квалификации преподавателей технического вуза в условиях инновационного образования [Электронный ресурс] / В.Д.Васильева // Инновационные направления в педагогическом образовании: матер. Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / Рос. акад. естествознания. – М., 2009. – С. 1-3. (0,2 п.л.)
57.Васильева В.Д. Методика оценки публикационной активности научного работника / А.Ю.Силина, В.Д.Васильева, И.В.Гермашев, В.Е.Дербишер // Математические методы в технике и технологиях. ММТТ-21: сб. тр. XXI междунар. науч. конф. (27-30 мая 2008 г.) / Саратовский гос. тех. ун-т и др. – Саратов, 2008. – Т.6. – С. 79-81. (авт. 0,1 п.л.)
58.Васильева В.Д. Применение нечетких множеств для анализа технических объектов / И.В.Гермашев, Е.В.Дербишер, В.Д.Васильева, В.Н.П одшибякин, В.Е.Дербишер //Современные проблемы прикладной математики и математического моделирования: матер. Междунар. науч. конф. (12-17 декабря 2005 г.) / Воронеж. гос. технол. академия и др. – Воронеж, 2005. – C. 67. (авт. 0,1 п.л.)
59.Васильева В.Д. Изучение экологических проблем с помощью методов наукометрии и информатики / Е.В.Корчагина, В.Е.Дербишер, В.Д.Васильева // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс-2002): сб. матер. Междунар. науч.-техн. конф. (27-30 мая 2002 г.) / Ивановск. гос. текстил. акад. и др. – Иваново, 2002. – C. 400-401. (авт. 0,1 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия, методические указания
60.Васильева В.Д. Современные образовательные технологии в практике высшей технической школы: от традиций к инновациям: учеб. пособие (гриф) / Доп. УМО вузов по университетскому политехническому образованию / В.Д. Васильева, Р. М. Петрунева / ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – 188 с. (авт. 6 п.л.)
61.Васильева В.Д. Психология профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие (гриф) / Доп. УМО вузов по университетскому политехническому образованию / Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, В.Д. Васильева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – 260 с. (авт. 5,4 п.л.)
62.Васильева В.Д. Высшая техническая школа: основы педагогического мастерства: учеб. пособие (гриф) / Доп. УМО вузов по университетскому политехническому образованию / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, Н.В. Дулина; ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 215 c. (авт. 4,9 п.л.)
63.Васильева В.Д. Что следует знать инженеру об интеллектуальной собственности и авторских правах: учеб. пособие / В.Е. Дербишер, В.Д. Васильева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 92 c. (авт. 2,9 п.л.)
64. Васильева В.Д. Дипломное проектирование: метод. указания / В.Д. Васильева, Л.В. Кетат, С.П. Мишта; ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 35 с. (авт. 0,7 п.л.)