- как многоаспектного права, выступающего, во-первых, в качестве самостоятельного и комплексного конституционного права (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации), не подлежащего ограничению (ч. 3 ст. 56), во-вторых - в аспекте обеспечительной конституционной гарантии и способа реализации и защиты других конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных ст. 22, 33-47, 49-54 Конституции Российской Федерации, в-третьих - в аспекте интегрального производного от конституционного права на информацию (ст. 29), конституционного права на государственную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и конституционного права на охрану государством достоинства личности (ч. 1 ст. 21), в-четвертых - как механизм опосредования отношений и связей между обществом, государством и гражданином, который реализуется в наиболее важных сферах общественной жизни, обеспечивая предоставление определенных благ. Особенность права на получение юридической права заключается в том, что оно опосредует отношения и связи граждан не только друг с другом, но и с государством в целом;
- как интегрального сложносоставного права, в структуру которого включены право обратиться за квалифицированной юридической помощью к различным субъектам ее оказания с целью эффективного осуществления и защиты своих прав, свобод и законных интересов; право на определенное содержание и качество получаемой (оказываемой) юридической помощи; право на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно в предусмотренных законом случаях; право требования совершения определенных активных и эффективных действий соответствующего субъекта оказания юридической помощи; право на получение информации о возможностях получения квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно; право на получение квалифицированной юридической помощи на доступном для понимания языке и в насколько это возможно удобных для потребителя этой помощи формах; право требования защиты нарушенного права.
- как важнейшего элемента, раскрывающего содержание такой основы конституционного строя Российской Федерации, как правовой характер государства (ч. 1 ст. 1).
2. Сложноструктурный и многоаспектный характер конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи определил необходимость говорить об интегральном комплексе механизмов реализации этого конституционного права и его составных элементов, характеризуемых гетерогенностью конституционно-правового значения отдельных конкретных механизмов, в общем объеме которых наибольшее конституционно-правовое значение приобретают следующие установленные государством конституционно-правовые гарантии:
- конституционная гарантия права каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации), (понимая под предметом такого права искомую квалифицированную юридическую помощь, оказываемую в форме возможностей помощи суда в защите прав и свобод граждан и оказания при этом необходимой юридической помощи);
- комплекс механизмов защиты прав личности в уголовном судопроизводстве (ч. 1 ст. 49, ч.ч. 1 и 3 ст. 50, ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации), (понимая под такими механизмами искомую квалифицированную юридическую помощь не как деятельность уполномоченных государственных органов, а как установленные в конституционных нормах процессуальные требования);
- конституционная гарантия права каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации) (понимая под предметом такого обращения именно искомую квалифицированную юридическую помощь);
- конституционная гарантия права каждого на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации);
- конституционная гарантия права каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на получение квалифицированной юридической помощи со стороны адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации);
- конституционные гарантии защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции Российской Федерации);
Под гарантиями конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи автор понимает комплекс социально-экономических, политических, юридических и нравственных предпосылок, условий, способов и средств, создающих равные возможности гражданам для осуществления права, указанного в ст. 48 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь следует рассматривать в качестве одного из главных элементов в механизме обеспечения законных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
3. Установлено, что Конституция Российской Федерации не содержит специальных норм, раскрывающих сущность и компетенцию различных субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям. Вместе с тем, круг организаций и лиц, которые фактически оказывают юридическую помощь в России, достаточно широк. Субъекты оказания юридической помощи населению автор классифицирует на две большие группы:
- государственные органы как субъекты защиты прав человека и оказания квалифицированной юридической помощи: Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, органы прокуратуры, суды, органы местного самоуправления, аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, специализированные уполномоченные по правам человека, государственная инспекция труда, государственные юридические бюро, юристы государственных и муниципальных предприятий, государственный нотариат;
- негосударственные организации и индивидуальные субъекты оказания квалифицированной юридической помощи: адвокатура, частный нотариат, иные организации и лица, оказывающие платные юридические услуги, юрисконсульты частных предприятий, различные общественные и правозащитные организации, Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации, медиаторы, негосударственные центры бесплатной юридической помощи, юридические клиники.
Доказано, что адвокатура и адвокатская деятельность в конституционно-правовом значении является основным институтом оказания квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Отдельно автор выделяет субъекты, оказывающие юридическую помощь гражданам и организациям наряду с основной деятельностью: издательства юридической литературы, организации, распространяющие юридические базы данных, правовые программы в средствах массовой информации.
4. Обосновано, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», вступивший в силу 15 января 2012 г., а также законы субъектов Российской Федерации о бесплатной юридической помощи не обеспечивают реализацию основного права, закрепленного в ст. 48 Конституции Российской Федерации, поскольку в большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего времени:
- не определены органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и принятия решения об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их компетенция.
- не определены органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъектов Российской Федерации, не установлена их компетенция.
- не определены размеры и порядок оплаты труда субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
- не определены объемы бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи.
- не установлены перечни документов, обосновывающих требования граждан об оказании бесплатной юридической помощи.
Кроме того, возложенная Федеральным законом обязанность субъектов Российской Федерации финансировать оказание бесплатной юридической помощи приведет, по мнению автора, к разному качественному уровню ее оказания, так как финансовые возможности регионов различны. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не предусматривает также оказания бесплатной юридической помощи иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и имеет ряд других недоработок, требующих срочного устранения, что позволяет диссертанту сделать вывод о том, что данный Закон может и должен быть лишь частью общего закона «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», принятие которого требуется в ближайшее время.
5. Исследование текстов конституций зарубежных государств показало, что право на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, содержится в абсолютном большинстве Основных законов. В зависимости от содержащихся в них гарантий, право на юридическую помощь можно классифицировать следующим образом:
1) Только в уголовном процессе - конституции Омана, Гайаны, Лаоса, Японии, Объединенных арабских эмиратов, Ирака, Йемена, Филиппин, Бахрейна, Вьетнама.
2) В уголовном процессе, а также в случаях задержания и ареста по любому основанию - конституции Марокко, Канады, Малайзии, Индии, Сингапура, Южной Кореи).
3) В административном и гражданском процессе - конституции Нидерландов и Таиланда.
4) В административном процессе - конституции Бразилии, Ирана и Чили.
5) Во всех случаях, когда интересы правосудия требуют этого - конституция Кипра.
Конституции Молдовы и Белоруссии запрещают осуществлять вмешательство в деятельность лиц, оказывающих правовую помощь. Легально закреплена монополия адвокатов на судебное представительство и правовое консультирование в конституциях Германии, Люксембурга, Греции, Франции и Италии.
Сравнительно-правовой анализ нескольких десятков зарубежных профильных законов об оказании квалифицированной юридической помощи (в том числе бесплатной) позволил сформулировать комплекс выводов относительно многообразия используемых подходов и реализуемых моделей оказания квалифицированной юридической помощи, выделить типовые концепты интерпретации объема функций публичной власти в части гарантирования и оказания бесплатной юридической помощи населению.
6. Установлено, что вопросы оказания квалифицированной юридической помощи регламентируются многими международными правовыми актами. Одним из первых таких документов является Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Основная норма Декларации о бесплатной юридической помощи получила развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в «Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-бы то ни было форме», утвержденных 43-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1989 г., в «Основных принципах, касающихся роли юристов», принятых 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г. Гавана), Хартии Европейского союза об основных правах (совершено в Ницце 7 декабря 2000 г.) и ряд других.
Доказано, что указанные документы определяют соответствующие современным представлениям о правовом государстве и правах человека способы взаимодействия юристов с теми, кто нуждается в их помощи, способы участия государства в подготовке квалифицированных юридических кадров, оказания правовой помощи неимущим. Причем в международных договорах и иных правовых актах говорится не только о бесплатной юридической помощи в уголовных делах, но и о том, что никто не может быть лишен в силу препятствий экономического характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, торговым, административным, социальным и налоговым делам. Сделан вывод о том, что международные правовые акты направлены на реализацию эффективной процедуры и работающего механизма для равного доступа каждого к получению квалифицированной юридической помощи вне зависимости от материального и имущественного положения человека, причем не только в уголовном, но и других видах производств.
7. Исследование постановлений Европейского Суда по правам человека показало, что при оказании бесплатной юридической помощи по административным делам Суд придерживается следующей правовой позиции: в зависимости от характера правонарушения и степени строгости наказания, которому может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, правонарушитель может подпадать под конвенционное понятие «обвиняемый в уголовном преступлении» (статья 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) с соответствующими гарантиями, в том числе при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника пользоваться помощью назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. Данная гарантия отсутствует в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому диссертант считает необходимым внести дополнение в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и соответствующие законы субъектов Российской Федерации, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» о предоставлении бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам по делам об административных правонарушениях в случаях возможного применения к ним санкций в виде административного ареста либо штрафа.
8. Констатировано, что если адвокатскую деятельность подробно регулирует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», то деятельность иных негосударственных учреждений и организаций, оказывающих юридические услуги, действующее законодательство не регулирует. В настоящее время в России отсутствует лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг, что позволяет оказывать указанные услуги лицам, не имеющим юридического образования. В связи со сложившейся ситуацией на рынке юридических услуг диссертант считает необходимым дополнить статью 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» пунктом 51: «подлежит лицензированию деятельность по оказанию юридических услуг».
Также в исследовании обоснована необходимость принятия Федерального закона «О саморегулируемой организации лиц, занимающихся оказанием платных юридических услуг неопределенному кругу лиц», в котором должны быть определены стандарты и правила профессиональной деятельности юристов, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
1.Ботнев В.К. Исторический очерк развития адвокатуры в России. – М., 2005. 68 с. – 4,25 п.л.
2.Ботнев В.К. Адвокатура России: история и современность. – М., 2006. 360 с. – 22,5 п.л.
3.Ботнев В.К. Реализация конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь как основное содержание деятельности адвокатуры России. – Калуга, 2008. 316 с. – 19,75 п.л.
4.Ботнев В.К. Актуальные проблемы оказания квалифицированной юридической помощи адвокатурой России. – М., 2010. 352 с. – 20,1 п.л.
5.Ботнев В.К. Право на квалифицированную юридическую помощь: конституционно-правовое исследование. – Калуга, 2013. 310 с. – 19,25 п.л.
II. Статьи в журналах и иных изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
6.Ботнев В.К. О понятии неправительственной правозащитной организации в Российской Федерации // Государственная служба. 2006. № 4. С. 121-125. – 0,4 п.л.
7.Ботнев В.К. Конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи // Социология власти. 2006. № 4. С. 147-155. – 0,5 п.л.
8.Ботнев В.К. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь как гарантия субъективных прав человека и гражданина // Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 1. С. 68-69. – 0,4 п.л.
9.Ботнев В.К. Понятие и содержание конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. // Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 2. С.15-17. – 0,4 п.л.
10.Ботнев В.К. Роль правозащитных неправительственных организаций в защите конституционных прав граждан // Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 3. С. 25-26. – 0,4 п.л.
11.Ботнев В.К. Проблемы оказания бесплатной юридической помощи адвокатурой России // Пробелы в Российском законодательстве. 2010. № 3. С. 221-224. – 0,4 п.л.
12.Ботнев В.К. Актуальные проблемы обеспечения конституционного права потерпевшего на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 2. С. 5-9. – 0,4 п.л.
13.Ботнев В.К. Обеспечение конституционного права свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 3. С. 23-25. – 0,4 п.л.
14.Ботнев В.К. К вопросу о коммерциализации адвокатуры // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 207-208. – 0,5 п.л.
15.Ботнев В.К. Защитительная речь адвоката // Пробелы в Российском законодательстве. 2010. № 4. С. 251-255. – 0,6 п.л.
16.Ботнев В.К. Адвокатская тайна // Бизнес в законе. 2010. № 4. С.145-147. – 0,4 п.л.
17.Ботнев В.К. Прекращение статуса адвоката // Современное право. 2011. № 2. С.67-69. – 0,5 п.л.
18.Ботнев В.К. Нужна ли адвокату страховка? // Юрист вуза. 2011. № 4. С. 45-49. – 0,5 п.л.
19.Ботнев В.К. Обеспечение адвокатской тайны Юрист вуза. 2011. № 5. С. 71-77. – 0,4 п.л.
20.Ботнев В.К. Нужна ли адвокатуре реформа? // Административное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 5-7. – 0,4 п.л.
21.Ботнев В.К. Правовое регулирование приобретения и приостановления статуса адвоката // Современное право. 2011. № 1. С. 74-76. – 0,4 п.л.
22.Ботнев В.К. Роль нотариата в оказании квалифицированной юридической помощи // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 1. С. 10-15. – 0,4 п.л.
III. Научные статьи в иных изданиях
23.Ботнев В.К. Международные аспекты регулирования и деятельности адвокатуры // Национальные интересы. 2004. № 5. С.35-38. – 0,4 п.л.
24.Ботнев В.К. О дискриминации адвокатов // Сб. научных статей (под ред. С.С. Ильина). – М., 2005. С.137-139. – 0,4 п.л.
25.Ботнев В.К. Государственно-правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в России // Сб. Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Вып. № 6. – Калуга. 2005. С. 214-221. – 0,5 п.л.
26.Ботнев В.К. К вопросу о дискриминации адвокатов // Сб. мат. Адвокатура. Государство. Общество. – М., 2006. С. 76-79. – 0,4 п.л.
27.Ботнев В.К. Адвокатура и государство // Сб. Научные труды РАЮН. Вып. 7. Т. 2. – М., 2007. С. 722-724. – 0,4 п.л.
28.Ботнев В.К. Пути преодоления дерегулирования рынка юридических услуг // Ученые записки РАГС. Вып. 13(1). – М., 2011. С. 15-19. – 0,5 п.л.
29.Ботнев В.К. Проблемы сохранения адвокатской тайны. // Вестник РАГС. Электронное научное издание № Гос. рег. 0421100043. – М., 2010. № 5. Рег. номер статьи 0421000043/0051. С. 10-13. – 0,4 п.л.
30.Ботнев В.К. Субъекты обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Сб. научных трудов // Право и экономика. III Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы экономики и права Российской Федерации. Вып. 3. – М., 2011. С. 4-9. – 0.5 п.л.
31.Ботнев В.К. Защита прав граждан прокуратурой Российской Федерации // Нравственные императивы в праве. 2011. № 3. С. 97-102. – 0,5 п.л.
32.Ботнев В.К. Актуальные проблемы защиты прав граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации // Нравственные императивы в праве. 2011. № 4. С. 67-72. – 0,4 п.л.
33.Ботнев В.К. Осуществление квалифицированной юридической помощи в Конституционном Суде Российской Федерации // Членство Российской Федерации и стран СНГ в ВТО: новые перспективы экономического и правового пространства. Калуга, 2012. С. 12-18. – 0.4 п.л.
34.Ботнев В.К. Правовая помощь в Европейском суде по правам человека. Членство Российской Федерации и стран СНГ в ВТО: новые перспективы экономического и правового пространства. Калуга, 2012. С. 85-92. – 0,5 п.л.
35.Ботнев В.К. Актуальные проблемы оптимизации рынка юридических услуг в Российской Федерации. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в России и странах СНГ // Материалы III международной научно-практической конференции 17 июня 2012 г. – Калуга, 2012. С. 6-9. – 0,4 п.л.
36.Ботнев В.К., Ботнев С.В. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатурой и государственными юридическими бюро. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в России и странах СНГ // Материалы III международной научно-практической конференции 17 июня 2012 г. – Калуга, 2012. С. 10-15. – 0,4 п.л.
37.Ботнев В.К., Ботнев С.В. Особенности оказания юридической помощи в Конституционном Суде Российской Федерации. Тенденции развития государства, права и политики в России и мире. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. / КФ РПА Минюста России. – Калуга, 2012. С. 65-73. – 0,5 п.л.