- Определяемые мировоззренческими приоритетами культурно-исторических эпох парадигмальные философско-антропологические подходы представлены в рамках диалектичной дихотомии всеобщего и уникального: атрибутивного подхода к абстракту родового человека (познание человека через его сущность), экзистенциалистского подхода к единичному человеку (познание бытия человека). В начале XXI века в связи с осознанием смертности человека как биосферного вида, эта дихотомия перерастает в диалог человека и человечества. Возникает новое понимание принципа антропоцентризма. Звучит проблема мироотношения, идея самоопределения человека, индивидуальной ответственности за целостное социоприродное развитие.
- Фундаментальные общечеловеческие ценности и системный цивилизационный кризис - онтологические предпосылки усиления антропологизма в постнеклассическом познании. Сущностный признак кризиса - дегуманизация бытия человека, девальвация ценности жизни, разрушение физических констант, обусловливающих существование человека. Гуманистическая методология - главный ресурс отыскания позитивной основы существования человека. Гуманистическая методология нацелена на создание антропологического проекта, в котором нормативные коды, ценностно-мировоззренческие универсалии выступают смыслообразующим центром, вектором культурной эволюции человека.
- Природа человека определена как совокупность устойчиво наследуемых материальных признаков, не подверженных коренным изменениям под влиянием среды. Инвариантная природа является предпосылкой для восприятия социокультурных программ, составляющих основу сущности человека. Человек - субъект саморазвития, в этом вариативно-свободном, творческом начале с позиций антропосинергетики заключена его ведущая сущностная особенность. Понятия «природа человека» и «сущность человека» относятся к родовому и единичному человеку. Единичный человек поддается описанию через понятие «индивид», содержательно связанным с биогенной природой человека, и понятия «личность», «индивидуальность», связанных с социокультурной сущностью человека, ее возможностями неограниченного развития.
- Познание человека с позиций экологического подхода означает его изучение с точки зрения информационно-энергетических взаимодействий, формирования адаптивно-потребностных характеристик. Соответственно природным и сущностным особенностям человека определены биологические и психосоциальные адаптации, базовые потребности и метапотребности, имеющие системный характер. Противоречие между «внутренними пределами» адаптивных возможностей человека как природного вида и возрастающими материальными потребностями человека как социального вида - причина искажения целостности человека, нарушения устойчивого развития. Консервативность природы человека сводит его адаптациогенез к единственно возможной форме - культурной адаптации. Фундаментальной трансформации стереотипов сознания и поведения присваивается роль аттрактора, средства обеспечения самоорганизации человека в биосферосовместимой форме.
- Качество жизни, здоровье - системные характеристики жизнедеятельности человека, гуманистические индикаторы его развития. Генезис категории «качество жизни», понятия «здоровье» исходит из методологического представления о человеке как сложной биосоциальной целостности, открытой, специфично взаимодействующей системе. Проблемы здоровья, качества жизни возникают из-за противоречия между деятельностным характером сущности человека и пределами саморегуляции природных систем. Качество жизни - сложная субъектно-объектная, сущностная, социальная, оценочная, категория, интегральный показатель устойчивого развития. Здоровье, показатели здоровья - ведущий критерий качества жизни, его кумулятивные индикаторы. Методология здоровья включают системный, функциональный, экологический, синергетический, личностный подходы. Реализация программ улучшения качества жизни, здоровья требует интеграции знаний о человеке как объекте познания и субъекте самопознания.
- Методология подходов к интеграции знаний о человеке определяется общенаучными подходами (исторический, системный, синергетический); научными дисциплинами (психология, биология, антропология, экология человека, лингвистика, культурология); сущностными особенности человека (потребности, деятельность, поведение). Целостность человека воплощена в принципе дополнительности естественнонаучных и гуманитарных знаний. Язык естественнонаучной культуры (понятийная форма мышления, объяснительный принцип в познании) обращен к природе человека, он направляет рационально-логическое осмысление человека. Эмоционально-образный ценностно-нагруженный язык гуманитарной культуры - гуманитарные, вненаучные (обыденные, художественные, религиозные) знания обращены к сущностным особенностям человека в духовной, социальной сфере, они представляют достойные цели в обобщенном виде, ставят смысложизненные вопросы (язык образов, принцип понимания).
- Методологическим основанием интеграции знаний о человеке, их аксиологическим регулятивом выступает ведущая в постнеклассическом познании идея универсального эволюционизма, сочетающая философский принцип единства знаний и ценностей развития с современными данными науки и гуманистическими установками. Данная идея играет роль системообразующего фактора интеграции знаний: она выступает общей закономерностью, генетически исходным, метадисциплинарным основанием для иных форм знаний о человеке. Роль идеи универсального эволюционизма для интеграции знаний о человеке обусловлена познавательным, аксиологическим, прогностичным, нормативным аспектами.
- Концептуальный аппарат интеграции знаний о человеке выстраивается в иерархии: методологическая идея универсального эволюционизма - междисциплинарные формы знаний (междисциплинарные понятия, и проблемы), естественнонаучные, социально-гуманитарные понятия. Междисциплинарные понятия - биосоциальность, антропосоциогенез, онтогенез, антропоэкосистема, адаптации, потребности, здоровье, качество жизни опосредуют специально-научные знания о человеке. Междисциплинарные понятия выступают основой для построения познавательных (теоретических) моделей, выполняют функцию метода познания. Структурные, причинно-следственные, функциональные, генетические связи опосредуют многогранные связи человека, системный анализ выявляет междисциплинарные проблемы (медико-биологические и социальные, глобальные и локальные).
- Мировоззренческий статус гуманизма актуализирует ответственность человеческого рода, отдельной личности. Образование - социальная форма воплощения гуманизма. Гуманизация образования трактуется в рамках социокультурных целей педагогической деятельности неогуманистической (ориентация на выживание и непрекращающееся развитие человека); социальной (ориентация на формирование свободной, ценностно-ориентированной личности гражданского общества); личностной (ориентация на самоопределение и саморазвитие). Гуманизация образования определена как процесс создания условий для общекультурного, личностного и познавательного развития, становления идентичности. Понимание роли образования как фактора культурогенеза объединяет феномены интеграции и гуманизации. Гуманизм - этический стержень интеграции, направляющий познание. Интеграция в образовании определена как системно-целостный процесс получения социокультурного опыта, направленного на познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие личности, как гуманистическую цель образования.
- Опыт философствования о человеке констатирует связь между познанием человека (самопознанием) и развитием личности, обосновывает отношение «изучение человека - гуманизация образования». Интеграции знаний о человеке актуализирует гуманистические аспекты образования: 1)мировоззренческий аспект, направляющий смыслопорождение; 2) культурологический аспект, определяющий вхождение в глобализирующееся культурное пространство постиндустриального общества; 3) мыследеятельностный аспект, связанный с формированием полифонической культуры мышления; 4) личностный аспект - навигатор социализации и индивидуализации, целостного духовно-нравственного развития. Гуманистическая педагогика, социальные и личностные детерминанты определяют цель изучения человека на основе интеграции знаний в соответствии с ценностными ориентирами методологии образования в социокультурной модернизации России как познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие личности, формирование социокультурной идентичности.
- Интегративная концепция человека в постнеклассической методологии предстает как образовательный проект; его мировоззренческий характер нацелен на гуманизацию и фундаментализацию образования. Концепция разработана в единстве целевой, содержательно-процессуальной и результативной сторон, которые выражены через компоненты мировоззрения. 1. Миропонимание - когнитивный опыт - предметные результаты (система теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, направленных на осмысление человека как развивающейся биосоциальной целостности, его проблем и перспектив). 2. Мировосприятие - опыт чувственно-образного познания, самопознания - личностные результаты (готовность и способность к самопознанию, самоидентификации, саморазвитию). 3. Мироотношение (формируется на основе миропонимания, мировосприятия) - целостный опыт познания человека, самопознания - личностные результаты (ценностные отношения, ответственность). Уровневая модель содержания воплощена в междисциплинарной программе.
1.Мансурова С.Е. Формирование мировоззрения и гуманизация образования //Вестник Московской государственной академии делового администрирования – 2012. – №5(17). – С.125-130 (0,3 п.л.).
2.Мансурова С.Е. Интегративный подход к человеку как предмету изучения: отбор понятийного содержания // Наука и школа. – 2012. – №3. – С.105-107 (0,4 п.л.).
3.Мансурова С.Е. Человек как предмет изучения: экологический контекст //Образование и саморазвитие. – 2012. – №3(31). – С.177-182 (0,5 п.л.).
4.Мансурова С.Е. Предметоцентрический подход к изучению человека в средней школе и методологическая идея как фактор интеграции //Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3 (34). – С.108-110 (0,5 п.л.).
5.Мансурова С.Е.Философия нового гуманизма и интеграция образования //Преподаватель XXI века. – 2012. – №3. – С.171-175 (0,3 п.л.).
6.Мансурова С.Е. Мировоззренческая направленность знаний о человеке в содержании общего образования // Профильная школа. – 2011. – №6. – С. 56-59 (0,3 п.л.).
7.Мансурова С.Е. Организация учебной деятельности при изучении человека на основе интеграции знаний //Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №6. [электронный ресурс] – http://www.science-education.ru/100-5260 (0,4 п.л.).
8.Мансурова С.Е. На пути гуманизации образования: интегративный подход к изучению человека //Вестник МГОУ. – 2011. – №3. – С.74-77 (0,4 п.л.).
9.Мансурова С.Е. Природа человека: стабильность и трансформация //Биология в школе. – 2010. – №3. – С.12–18 (0,6 п.л.).
10. Мансурова С.Е. Анализ современного состояния изучения человека в средней школе.// Преподаватель XXI века. – 2010. – №3. – С.100–106 (0,5 п.л.).
11. Мансурова С.Е. Преодоление дифференцированного подхода к изучению человека в школе // Наука и школа. – 2010. – №4. – С.112–114 (0,3 п.л.).
12. Мансурова С.Е. Концептуальные подходы к изучению человека на основе интеграции знаний // Профильная школа. – 2010. – №5. – С.59–64 (0,5 п.л.).
13. Мансурова С.Е. Знания о человеке с позиции системно-синергетического подхода как основание гуманизации школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – №5. – С.55–59 (0,3 п.л.).
14. Мансурова С.Е. Для чего современные дети ходят в школу и чего ждут от школы их родители //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. – №6. –С.54–62 (0,4 п.л.).
15. Мансурова С.Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности //Биология в школе. – 2005. – №7. – С.27–35 (0,5 п.л.).
16.Мансурова С.Е. Учитесь управлять собой // Биология в школе. – 2002. – № 7. – С.35–37 (0,2 п.л.).
17. Мансурова С.Е. Социокультурные аспекты проблемы здоровья // Биология в школе. – 2002. – №2 – С.5-11 (0,6 п.л.).
18.Мансурова С.Е. Как учат у «них» // Биология в школе. – 1997. – №1. – С.66-69 (0,4 п.л.).
19. Мансурова С.Е. Международное и региональное сотрудничество в области экологии //Психологическая наука и образование. – 1997. – №1. – С.55–58 (0,3 п.л.).
20. Мансурова С.Е. Применение современных образовательных программ в обучении экологии // Психологическая наука и образование. – 1997. – №1. – С.52–55 (0,4 п.л.).
Доклады на международных конференциях
21. Мансурова С.Е.Антропологические ракурсы экологического образования. // Сборник материалов практической международной научной экологической конференции РИО + 20: итоги и перспективы. – Великие Луки, ФГБОУ – ВПО «ВГСХА», 2012 - С.17- 23 (0,2 п.л.)
22. Мансурова С.Е.Человек в контексте экологического познания: тез. докл. XVIII Международной конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: РИО+20» (Москва, 27-28 июня 2012): материалы и доклады / сост. В.М. Назаренко. – Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2012. – С.134-139 (0,2 п.л.)
23. Мансурова С.Е. Педагогические подходы к междисциплинарной проблематике экологии человека//Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: тез. докл. VI Международной научно-практ. конф. – Новомосковск, НФ УРАО, 2012. – С.16-20 (0,4 п.л.)
24. Мансурова С.Е. Антропологизация экологического образования в целях устойчивого развития // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: тез. докл. VI Международной научно-практ. конф. – Новомосковск, НФ УРАО, 2009 – Ч.2. – С.5–7 (0,2 п.л.).
25. Мансурова С.Е. Человекознание: на пути к постижению целостности // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: тез. докл. IV Международной научно-практ. конф. – Новомосковск, НФ УРАО, 2007– Ч.2. – С.12 –18(0,2 п.л.).
Монографии
26. Мансурова С.Е., Ермаков А.С., Ермаков Д.С., Ильичева Н.А., Суравегина И.Т. Ведение в человекопознание. – Новомосковск: НФ УРАО, 2010. – 243с. (15,2/3,4 п.л.)
27. Мансурова С.Е. Знания о человеке и гуманизация образования. – М.: Издательство «Спутник+», 2011. – 183 с. (11,44 п.л.)
28. Мансурова С.Е. Интеграция знаний о человеке как теоретическое основание гуманизации образования. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 193 с. (11,8 п.л.)
Публикации в научных журналах и сборниках
29. Мансурова С.Е. Проблема человека как предпосылка интеграции в образовании // Вестник московского образования. – 2012. – №21. – С.155–163 (0,5 п.л.).
30. Мансурова С.Е. Идея универсального эволюционизма и гуманизация образования // Вестник экологического образования в России. – 2012. – №1. – С.6-10 (0,5 п.л.).
31. Мансурова С.Е. Интеграция знаний о человеке для развития глобального мышления // Экология и образование. – 2010. – №1. – С. 16–22 (0,4 п.л.).
32. Мансурова С.Е., Кирнарская С.В. К вопросу о сущности человека Взаимодействие культур в условиях глобализации / Под общ. ред. Н.М.Мамедова, А.Н. Чумакова – М.: «Канон +»РООИ «Реабилитация», 2010. – С.338–346 (0,4/0,2 п.л.).
33. Мансурова С.Е. Педагогические аспекты экологической валеологии //Экология и образование. – 2010. – №3. – С.37– 42 (0,6 п.л.).
34. Мансурова С.Е., Демидова М.Ю., Рохлов В.С., Хотунцев А.Ю. Методы и приемы научного познания. //Преподавание естествознания и природоведения в 2009/2010 уч.г. /Под редакцией М.Ю.Демидовой. – М.: МИОО, 2009. – С.31–54 (0,5/0,3 п.л.).
35. Мансурова С.Е. Интегративные процессы в науке и школьной практике //Преподавание естествознания и природоведения в 2009/2010 уч.г. /Под редакцией М.Ю.Демидовой. – М.: МИОО, 2009. – С.68–82 (0,5 п.л.).
36. Мансурова С.Е. Практикум как форма организации учебной деятельности при изучении курса «Человек и его здоровье» // Экология и образование. – 2001. – №2 – С.32–38 (0,4 п.л.).
37. Мансурова С.Е., Журавская Г.Д, Пласкунова Н.А, Черногорова Г.М., Темчукова Г.М. Профильные классы гимназии № 710: [Москва:Эксперим. шк. Рос. акад. образования] // На пути к профильному обучению в 12-летней школе. – М., 2001. – Ч.1. – С. 25–36 (0,5/0,2 п.л.)
Материалы конференций, тезисы докладов
38. Мансурова С.Е. Развитие человека, качество жизни – целевой ориентир устойчивого развития и фактор образования // Социально-экологическое образование учащайся молодежи: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. Выпуск 2. – Белгород: ИП Остащенко А.А., 2012 – С.60-64 (0,2 п.л.).
39. Мансурова С.Е. Формирование универсальных учебных действий и мировоззренческое развитие личности. // Проблемы формирования универсальных учебных действий: тез. докл. научн.-практ. конф. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – С.56–60 (0,2 п.л.).
40. Мансурова С.Е. Синтез знаний о человеке в содержании образования для устойчивого развития // Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: тез. докл. VI Всероссийской научн.-практ. конф. – Нижневартовск: Изд. дом «Югорский», 2011.– С.53–57 (0,3 п.л.).
41. Мансурова С.Е. Мировоззренческая направленность образования как условие формирования универсальных учебных действий // Проблемы формирования универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования: тез. докл. научн.-практ. конф. – М.: МИОО, 2011. – С.47–50 (0,2 п.л.).
42. Мансурова С.Е. Проблемы интеграции знаний и их диагностики // Проблемы оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования: тез. докл. научн.-практ. конф. – М.: МИОО, 2010. – С.120–124 (0,2 п.л.).
43. Мансурова С.Е. Антропологические подходы к образованию в области глобальной проблематики //Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: тез. докл. V Всероссийской научн.-практ. конф. – Нижневартовск: Изд. дом «Югорский»,2010.– С.91–93 (0,2 п.л.).
44. Мансурова С.Е. Реализация здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности // Инновации в образовании: тез. докл. научно-практ. конф. молодых ученых ИОСО РАО. – М., 2004. – С.13–16 (0,3 п.л.).
45. Мансурова С.Е. Экологический подход к изучению защиты и укрепления здоровья в рамках 12-летней школы // Проблемы перехода к 12-летней системе обучения: тез. докл. научно-практ. конф. молодых ученых ИОСО РАО. – М., 2000. – С. 95–97(0,2 п.л.).
46. Мансурова С.Е. Изучение в школе защиты и укрепления здоровья: экологический подход //Стратегия экологического образования и воспитания в XXI в.: тез. докл. VI Международной конф. по экологическому образованию. – М.,2000. – С.67–68 (0,3 п.л.).
47. Мансурова С.Е. Концепция изучения глобальной проблемы здоровья в общеобраз. школе // Глобальное образование: педагогический поиск: тез. докл. Международной научно-практ. конф. – С.-Петербург, 1999. – С. 83– 84 (0,2 п.л.).
48. Мансурова С.Е. Глобальные проблемы в непрерывном образовании // Методические проблемы непрерывного образования: Тез. докл. Научн. конф. «Ломоносовские чтения» – М., 1999. – С.34–35(0,2 п.л.).
49. Мансурова С.Е. Методика изучения глобальной проблемы здоровья человека: федеральный и региональный компонент // Региональные системы экол. образования: тез. докл. Всеросс. научно-практ. конф. – Пущино, 1998. – С.47–48 (0,2 п.л.).