Научная тема: «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
Специальность: 14.02.01
Год: 2013
Отрасль науки: Медицинские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современных учащихся среднего школьного возраста по сравнению с их сверстниками 70-х гг. XX века отличают сниженные показатели умственной работоспособности и более выраженные нарушения в режиме жизнедеятельности. 
  2. Высокая физиологическая стоимость обучения учащихся 5-9-х классов обусловлена как неблагоприятными показателями их состояния здоровья и жизнедеятельности, так и снижением функциональных возможностей, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
  3. Снижение негативного воздействия больших образовательных нагрузок на организм учащихся может быть достигнуто за счет гигиенически рациональной организации учебного процесса и внедрения здоровьесберегающих технологий и режимов обучения.
  4. Реализация научно обоснованных путей гигиенической оптимизации школьного обучения  обеспечивает снижение  физиологической стоимости учебной деятельности, позитивную направленность сдвигов в  функциональном состоянии, показателях здоровья и режиме жизнедеятельности учащихся 5-9-х классов.
Список опубликованных работ
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК РФ:

1.Степанова М.И., Сазанюк ЗИ., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Березина Н.О., Лапонова Е.Д., Лашнева И.П., Поленова М.А. и др. Гигиенические требования к организации работы школ полного дня //Гигиена и санитария. – 2009. - №2.- С. 42-52

2.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации //Вестник РАМН. – 2009. - №5. - С. 30-33

3.Поленова М.А., Шумкова Т.В., Лапонов Л.А. Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста //Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2010. - №3 (19). – С. 117-118

4.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2010. - №3 (19). – С.119-120

5.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения //Российский педиатрический журнал. - 2011. - №3. – С. 46-49

6.Кучма В.Р., Степанова М.А., Уланова С.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения //Российский педиатрический журнал. - 2011. - №3. – С. 42-46

7.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Резервы здоровьясбережения учащихся в современной школе //Российский педиатрический журнал. - 2011. - №6. – С. 37-40

8.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Гигиеническая оценка инновационных способов составления расписания в школе // Гигиена и санитария. -2012. - №1. –С. 64-66

9.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. -2012. - №2. –С. 52-55

10. Степанова М.И., Сазанюк З.И. Поленова М.А. и др. Возможности педагогических технологий в снижении утомительности учебного процесса //Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2012. - №2 (26). – С. 64-67

11. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся //ЗНиСО. – 2012. - №3(228). – С. 10-12

12. Поленова М.А., Сазанюк З.И., Шумкова Т.В. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки // ЗНИСО. - № 11 (236). – 2012. – С.42-44.

Работы в других изданиях:

1.Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Конова С.Р., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Скоблина Н.А., Горелова Ж.Ю., Куинджи Н.Н., Степанова М.И., Цамерян А.П., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Сотникова Е.Н,, Сазанюк З.И,, Березина Н.О., Шаршаткина Г.А., Поленова М.А. и др. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях» // Пособие для врачей, М., Минздрав России, 2005 г., 68 с.

2.Степанова М.И. Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Обоснование гигиенических требований к работе школ полного дня //Сборник материалов XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2008. – С. 316

3.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лашнева И.П., Поленова М.А. и др. Сохранение здоровья учащихся в условиях педагогических инноваций (модульной технологии) // Сборник материалов XVI Сьезда педиатров России “Актуальные проблемы педиатрии» - М., 2009. – С. 371

4.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Оптимизация режима жизнедеятельности учащихся на фоне использования здоровьесберегающих педагогических технологий // Сборник материалов XVI Сьезда педиатров России “Актуальные проблемы педиатрии» - М., 2009. – С. 373

5.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Гигиеническая оценка инновационной организации учебного процесса в школе // Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Школа полного дня глазами гигиенистов //Народное образование. – 2009. - №6 - С. 202-209

6.Степанова М.И. Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Школа полного дня – перспективный для укрепления здоровья учащихся вид общеобразовательных учреждений //Школа здоровья. -2009. -№1. – С. 7-14

7.Поленова М.А., Шумкова Т.В. Особенности жизнедеятельности современных школьников //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М., 2009. – С. 343-344

8.Поленова М.А., Шумкова Т.В. и др. Успешная адаптация детей и подростков к школе – важнейший путь сохранения их здоровья //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М., 2009. – С. 344-345

9.Степанова М.И., Сазанюк З.Т., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Поленова М.А. и др. Обоснование гигиенических требований к работе школы полного дня //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М., 2009. – С. 430-431

10.Степанова М.И., Сазанюк З.Т., Александрова И.Э., Поленова М.А. и др. Научное обоснование здоровьесберегающего потенциала модульного принципа составления расписания школьных уроков //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М., 2009. – С. 431-433

11.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Поленова М.А. и др. Гигиеническое обоснование новой технологии организации учебного процесса. // Материалы V Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». - М., 2009. - С.190

12.Поленова М.А. Характеристика режима жизнедеятельности школьников мегаполиса //Материалы международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда». – Республика Беларусь, Минск, 2009. – С. 606-608

13.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З. Александрова И.Э., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающий потенциал школы полного дня //Материалы международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда». – Республика Беларусь, Минск, 2009. – С. 614-621

14. Polenova M., Shumkova T. Formation of rational regime of schoolchildren`s life activity //Better Schools through Health: the Third European Conference on Health Promoting Schools, 15-17 June 2009, Vilnius, Lithuania. – 2009. – Vilnius. –P.118

15.Поленова М.А. Характеристика организации досуга подростков //5-я Международная научная конференция «Здоровый образ жизни как базис первичной профилактики болезней, оптимального здоровья, долголетия и высокой работоспособности людей в 21 веке». С-Петербург, 17-18 декабря 2009. «Донозология-2009». – С-Петербург, 2009. – С. 181-182

16.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. Программа традиционная – система инновационная //«Первое сентября» («Здоровье детей»). - 2009. - №17. -С. 26-28.

17.Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Гигиенические аспекты новых педагогических технологий и способов организации учебного процесса в школе (гл. 3) //Гигиенические проблемы школьных инноваций Под ред. В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой, М.И. Степановой. – М., 2009. – С.145-161

18.Поленова М.А., Шумкова Т.В. и др. Особенности показателей функционального состояния и режима жизнедеятельности учащихся 5-х классов школы 682 («Школы здоровья») //Материалы 2 Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – М., 2010. – С. 169-170

19.Степанова М.А., Сазанюк З.И. Поленова М.А., Седова А.С. Гигиеническая оценка образовательной технологии «ИнтеллекТ» // Материалы 2 Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – М., 2010. – С. 204-205

20.Сазанюк З.И., Поленова М.А., Седова А.С., Александрова И.Э. Современные подходы к оптимизации расписания уроков в школе // Администратор образования. – 2010. - №17. - С.88-93

21.Степанова М.И., Сазанюк З.И, Александрова И.Э., Лашнева И.П., Поленова М.А. и др. Гигиеническая целесообразность расписания уроков //Народное образование. – 2010. - №9.- С. 206-210

22.Поленова М.А. Шумкова Т.В., Лапонов Л.А. Особенности распределения суточного бюджета времени современных школьников 5-9-х классов – жителей мегаполиса. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новой школе – здоровые дети» - Воронеж, 2010. - С.96-97

23.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Седова С.А. Поленова М.А. Когнитивное развитие как профилактика нарушений здоровья учащихся // Сборник материалов XV Конгресса педиатров России “Актуальные проблемы педиатрии» - М., 2011. – С. 830

24.Polenova M. School teenagers features of life and their contribution into health development //16-th Congress of the European Union for School and University and Medicine “EUSUHM-2011”: Education and health from children to adult life, 9-11 June 2011, Moscow, Russia. – 2011. - Moscow. – P.108-109

25.Stepanova M., Sazanyk Z., Sedova A., Polenova M., Alexandrova I. Cognitive development as prevention of health disorders in students //16-th Congress of the European Union for School and University and Medicine “EUSUHM-2011”: Education and health from children to adult life, 9-11 June 2011, Moscow, Russia. – 2011. - Moscow. – P.139-140

26.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Педагогические технологии как способ оптимизации учебного процесса //Материалы научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и окружающая среда». – Республика Беларусь, Минск, 2011. – С.167-172

27.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья в школе. Способы гигиенической оптимизации учебного процесса – Germany, Saarbruchen: Palmrium Academic Publishing, 2012. - 133с.

28.Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И., Москва, 2012, 181 с.