Научная тема: «ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Специальность: 09.00.08
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. доказано, что кризис современного естественнонаучного образования имеет антропологическое измерение, связанное с неспособностью готовить специалистов, способных решать глобальные, транснациональные, многомерные проблемы; для выхода образования из кризиса требуется не педагогическая реформа, а кардинальная перестройка модели образования с учетом изменений, происшедших в социально-культурной сфере, и, прежде всего в науке;
  2. заявлена и обоснована авторская концепция, согласно которой концептуальные и мировоззренческие установки постнеклассической науки обусловливают содержание научно-теоретических и философских оснований становящегося постнеклассического естественнонаучного образования в единстве его целей, ценностей, идеалов, смыслов, выступая в роли управляющих параметров реформирования образования;
  3. обосновано, что развиваемые постнеклассической наукой принципы целостности, эволюционизма, самоорганизации кардинально изменяют базовые установки современного естественнонаучного образования, создают предпосылки для создания его нелинейной модели, ядром которой должна стать концепция самоорганизации;
  4. выявлено, что синергетическая парадигма и методология обусловили включение в естественнонаучное образование гуманистической составляющей, не совместимой с жестким разделением мышления и нравственности в образовательном процессе; сделали понимание нелинейности мира не только интеллектуальной, но и жизненной необходимостью, что поставило перед образованием задачу формирования новой поведенческой установки научиться жить в мире, который нельзя бездумно преобразовывать;
  5. доказано, что проецирование идей универсального эволюционизма на естественнонаучное образование требует перехода в обучении от усвоения этически нейтрального естественнонаучного знания к осознанию его связи с такими морально-нравственными компонентами, как ответственность, вина, смысл, идеал, вера, свобода и другие;
  6. показано, что ноосферизация естественнонаучного образования будет способствовать усилению тенденций его фундаментализации, гуманизации, экологизации; в контексте ноосферизма естественнонаучное образование вынуждено будет решать проблему адаптации синтеза научного знания, философии и религии при разработке методологических и методических принципов составления учебных программ, написании учебников нового поколения и т.д.;
  7. сконструирована новая триединая концепция самоорганизации / эволюции / целостности в качестве парадигмального основания постнеклассической науки и постнеклассического образования;
  8. проанализирована сущность возникающих перед естественнонаучным образованием задач в контексте сформированного постнеклассической наукой понимания отношения человека к миру и показано, что среди этих задач одной из главных будет воспитание ответственного отношения человека к миру, отказ от идеи бездумного покорения природы, формирование экологического сознания как необходимого для выживания планеты, что не совместимо с рационально-технократической моделью жизненного успеха;
  9. систематизированы основные принципы и характеристики постнеклассического типа рациональности и доказано, что этот тип рациональности требует кардинальной перестройки целей и методов образовательного процесса, переориентации его на диалоговые формы обучения и критически-рефлексивное восприятие несоразмерности научных открытий человеческим ценностям;
  10. выявлена специфика постнеклассического нелинейного научного мышления и обоснована необходимость его формирования в современном естественнонаучном образовании, особенно высшем, что будет способствовать развитию информационной культуры будущего специалиста, его способности воспринимать холистические тенденции в науке, научит вводить исследуемую проблему в глобальный контекст и т.д.;
  11. обоснована необходимость адаптировать сложный язык нелинейного мышления к восприятию его в системе образования, сделать его доступным каждому образованному человеку и предложен способ такой адаптации, в качестве которого может выступать процедура визуализации сложных синергетических идей;
  12. предложена авторская версия постнеклассического естественнонаучного образования в виде синергетико-коммуникативно-диалоговой сетевой модели, культурно-антропологический потенциал которой позволит формировать синергетическое и ноосферное мировоззрение, что будет способствовать подготовке не профессионала, а «трансфессионала», то есть личности, способной ориентироваться в синергетической коммуникационной системе, открытой для плодотворного диалога не только с другими людьми, но и с природой;
  13. обоснована необходимость создания новой философии естественнонаучного образования на основе синергетико-коммуникативно-диалоговой сетевой модели постнеклассического естественнонаучного образования и сформулированы её основные задачи.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Алиева, Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: про-блемы становления: монография / Н.З. Алиева. – Шахты: ЮРГУЭС, 2008. – 197 с. (11, 7 п.л.)

2.Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: кон-цептуальные и философские основания: монография / Н.З. Алиева. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2008. – 512 с. (28, 5 п.л.)

3.Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия обра-зования: монография / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.И. Лантратов. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2008. – 168 с. (10, 6 п.л.)

4.Алиева Н.З. Естественнонаучное образование в контексте постнеклассиче-ской науки: монография / Н.З. Алиева. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – 291 с. (16, 9 п.л.)

5.Алиева, Н.З. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография. Книга 9. Глава II. § 2.5. Естественно-научное образование: идеи, концепции, перспективы / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет (ВГПУ), 2006. – С. 247 – 297. (3,0 п.л.)

6.Алиева, Н.З. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография. Книга 10. Глава V. Эволюция соци-ально-философских оснований естественнонаучного образования / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверси-тет (ВГПУ), 2006. – С. 45–74. (2,4 п.л.)

7.Алиева, Н.З. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография. Книга 12. Глава 3. Неклассическое мировоззрение: проблемы становления / под общ. ред. проф. О.И. Кирико-ва. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет (ВГПУ), 2007. – С. 124–162. (2,4 п.л.)

8.Алиева, Н.З. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим: психологический практикум / Н.З. Алиева. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.–333 с. (10, 6 п.л.)

9.Алиева, Н.З. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография. Книга 13. Глава VIII. Неклассическое естественнонаучное образование: проблемы становления / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет (ВГПУ), 2007. – С. 109–149. (2,4 п.л.)

Учебные пособия

10.Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учебное пособие с грифом УМО Легпром / Н.З. Алиева. – Шахты: ЮРГУЭС, 2005. – 295 с. (18,9 п.л.)

11.Алиева, Н.З. Физика материалов легкой промышленности: учебное пособие с грифом УМО Легпром / Н.З. Алиева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с. (10 п.л.)

12.Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учебное пособие с грифом УМО Легпром / Н.З. Алиева. – М.: Академия, 2008. – 208 с. (13,5 п.л.)

13.Алиева, Н.З. Концепции современного естествознания. Часть 1: учебное пособие / Н.З. Алиева. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. –149 с. (9,2 п.л.)

Статьи из списка журналов, рецензируемых ВАК

14.Алиева, Н.З. Естественнонаучное образование: концепция целостности / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2006. – № 5. – С. 199–202. (0,4 п.л.)

15.Алиева, Н.З. Естественнонаучное образование: концепция самоорганиза-ции. / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей шко-лы. – 2006. – № 6. – С. 167–171. (0,45 п.л.)

16.Алиева, Н.З. Становление неклассического естественнонаучного образова-ния: категориальное освоение / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского науч-ного центра высшей школы. – 2007. – № 2. – С. 38–40. (0,4 п.л.)

17.Алиева, Н.З. Основания переноса концепции самоорганизации на постне-классическое естественнонаучное образование / Н.З. Алиева // Гуманитар-ные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2007. – № 3. – С. 51–53. (0,4 п.л.)

18.Алиева, Н.З. Концептуальные основания становления естественнонаучного образования / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра выс-шей школы. – 2007. – № 5. – С. 25–30. (0,45 п.л.)

19.Алиева, Н.З Философия становления естественнонаучного образования в XXI веке / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические нау-ки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2007. – № 6. – С. 8–11. (0,45 п.л.)

20.Алиева, Н.З. От синергетики и постмодернизма – к постнеклассическому образованию / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2008. – № 1. – С. 10–13. (0,475 п.л.)

21.Алиева, Н.З. Естественнонаучное образование в контексте постнеклассиче-ской науки и философии / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского науч-ного центра высшей школы. – 2008. – № 2. – С. 5–9. (0.45 п.л.)

22.Алиева, Н.З. Постнеклассическое образование в контексте парадигмы не-стабильности / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2008. – № 3. – С. 30–34. (0,45 п.л.)

23.Алиева, Н.З. Концептуальные основания трансформирования в среде ин-формационного общества. / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского науч-ного центра высшей школы. – 2008. – № 4. – С. 12-15. (0,5 п.л.)

24.Алиева, Н.З. Образование в контексте сложного мышления. / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2009. – № 4 – С. 12-20. (0,45 п.л.)

Статьи в других изданиях

25.Алиева, Н.З. Синергетический подход к естественнонаучному образованию в технических вузах. / Н.З. Алиева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. Юбилейный выпуск. – 2004. – № 6. – С. 209–210.

26.Алиева, Н.З. Образование в высшей школе: эволюция, перспективы / Н.З. Алиева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2006. – Приложение №10. – С. 186–191.

27.Алиева, Н.З. Мировоззренческая подготовка в системе внешнего техниче-ского образования / Н.З. Алиева // Известия вузов. Северо-Кавказский ре-гион. Технические науки. – 2006. – Приложение № 11. – С. 143–150.

28.Алиева, Н.З. Качество естественнонаучного образования: проблема адек-ватности / Н.З. Алиева // Компетентность. Научно-практический журнал. – М., 2007. – №8 (49). – С. 45–48. (0,4 п.л.)

29.Алиева, Н.З. Концепция качества естественнонаучного образования в Рос-сии. / Н.З. Алиева // Компетентность. Научно-практический журнал. – М., 2007. – №8 (49). С. 49–53. (0,45 п.л.)

30.Алиева, Н.З. Проблема качества современного российского образования в аспекте ключевых компетенций / Н.З. Алиева // Компетентность. Научно-практический журнал. - М., 2008. - № 2(53). – С. 50–55. (0,45 п.л.)

31.Алиева, Н.З. К методике изложения элементов квантовой механики в курсе физики. / Н.З. Алиева, Н.И. Санников, С.В. Кирсанов, В.В. Коноваленко // Пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества подготовки специалистов: Тезисы докладов Межву-зовской научно-методической конференции. – Шахты, 1982. – С. 25–26.

32.Алиева, Н.З. Опыт и тенденции преподавания физики в условиях много-уровневой подготовки специалистов. / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // На-учно-методическая конференция Северо-Кавказского региона: Тезисы док-ладов. – Новочеркасск, 1990. – С. 63–64.

33.Алиева, Н.З. Интегративная и экологическая направленность нового курса «Концепции современного естествознания» / Н.З. Алиева, С.В. Кирсанов, И.Н. Даниленко // Материалы внутривузовской научно-методической кон-ференции преподавателей/ ДГАС, 28 – 29 апреля 1997 г. – Шахты, 1998. – С. 39–41.

34.Алиева, Н.З. Проблемы интегративности в блоке естественно-научных дисциплин / Н.З. Алиева, С.В. Кирсанов, И.Н. Даниленко // Инновацион-ные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах: Научно-методический семинар вузов Северного Кавказа, 14 – 15 октября 1999 г. – Новочеркасск, 1999. – С. 70–73.

35.Алиева, Н.З. Об основных целях и задачах преподавания физики для осу-ществления концепции непрерывного образования / Н.З. Алиева, С.В. Кир-санов, И.Н. Даниленко // Приоритетные направления развития высшего технического образования в 21 веке: Тез. докл. научно-методической кон-ференции вузов Северного Кавказа, 12 – 13 октября 2000 г. – Новочер-касск, 2000. – С. 110–111.

36.Алиева, Н.З. Проблемы преподавания физики в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов / Н.З. Алиева, С.В. Кирсанов, И.Н. Да-ниленко // Пятая Международная научно-методическая конференция. Уни-верситетское образование: Сборник материалов, 11 – 12 апреля 2000 г. – Пенза, 2000 – Часть 1. – С. 42–44.

37.Опыт разработки интегрированных курсов на базе блока естественнонауч-ных дисциплин. / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техниче-ском образовании: Тез. докл. научно-методической конференции вузов Се-верного Кавказа, 11-12 октября 2001г. – Новочеркасск, 2001. – С. 91–92.

38.Алиева, Н.З. Новые междисциплинарные курсы в блоке естественнонауч-ных дисциплин / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // Проблемы интеграции гу-манитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании: Тез. докл. научно-методической конференции вузов Северно-го Кавказа, 11-12 октября 2001г. – Новочеркасск, 2001. – С. 93–95.

39.Алиева, Н.З. Проблемы гуманитаризации и интегративности в блоке есте-ственнонаучных дисциплин / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // Труды меж-дународной научно-практической конференции и формирование профес-сиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете, 27 – 29 марта 2001г. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 34–35.

40.Алиева, Н.З. Интегрирующая роль физики в условиях современной гума-нитаризации технического образования / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // Интеграция гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в образовании XXI века: материалы научно-методической конференции (25-27 ноября 2002г.). – Ч.1. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. – С. 239-241.

41.Алиева, Н.З. Разработка электронных учебных пособий по физическим дисциплинам / Н.З. Алиева, Ю.В. Присяжнюк // Проблемы образования в сфере сервиса. Полувековой опыт подготовки специалистов МТИ – ГАСБУ – МГУС: Сб. тезисов докладов и выступлений на Международной научно–методической конференции, МГУ сервиса (17-18 октября 2002г.). – М., 2002. – С. 15–16.

42.Алиева, Н.З. Разработка учебных курсов по физическим дисциплинам для дистанционного образования / Н.З. Алиева, И.Н. Даниленко // Качество, сертификация и аттестация образовательных услуг и образовательных уч-реждений: материалы международной научно-практической конферен-ции. – Шахты: ЮРГУЭС, 2002. – С. 46–48.

43.Алиева, Н.З. Разработка интегрированных курсов в условиях непрерывного профессионального образования в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности / Н.З. Алиева, В.Т. Прохоров // Непре-рывное профессиональное образования в области технологии, конструиро-вания изделий легкой промышленности: Сб. тезисов и докладов на V Меж-дународная научно-методической конференции, МГУ дизайна и техноло-гии (3-4 апреля 2003г.). – М., 2003. – С. 56–57.

44.Алиева, Н.З. Разработка новых интегрированных курсов / Н.З. Алиева // Современные технологии обучения «СТО – 2003»: материалы IX междуна-родной конференции (23 апреля 2003г.). – Т 1. – СПб., 2003. – С. 139–140.

45.Алиева, Н.З. Интеграция естественнонаучного образования / Н.З. Алиева // Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития. Сборник Международ-ной научно-практической конференции. Пенза, 2003. – С. 36–38.

46.Алиева, Н.З. Интеграция и дифференциация естественнонаучного образо-вания студентов технических университетов / Н.З. Алиева // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом уни-верситете: материалы 4-й международной научно-практической конферен-ции. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 228–229.

47.Алиева, Н.З. Методологический подход к естественнонаучному образова-нию в контексте синергетики / Н.З. Алиева // Образование в сфере сервиса в эпоху глобализации: проблемы, перспективы развития: материалы меж-дународной научно-методической конференции. МГУ сервиса (24-26 мая 2004г.). – М., 2004. – С. 234–236.

48.Алиева, Н.З. Синергетический подход к интеграции естественнонаучного, гуманитарного и технического знания / Н.З. Алиева // X Академические чтения Международной академии наук высшей школы. Наука и образова-ние: Актуальные проблемы и перспективы развития: материалы междуна-родной научно-методической конференции (24-25 июня 2004г.). – М., 2004. – С. 39–40.

49.Алиева, Н.З. Синергетический подход к интеграции естественнонаучного, гуманитарного и технического знания / Н.З. Алиева // Философия в XXI века: международный сб. науч. трудов. – Воронеж, 2004. – С. 110–113.

50.Алиева, Н.З. Интеграция и дифференциация естественнонаучного образо-вания в контексте синергетики / Н.З. Алиева // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: материалы Первой международной научно-практической конференции. – Том III. – Часть 2-я. – М.: Изд-во «Проспект», 2004. – С. 11–16.

51.Алиева, Н.З. Феномены самоорганизации и современная система естест-веннонаучного образования / Н.З. Алиева // Самоорганизация, субордина-ция и управление в природе, обществе и экономике: материалы межрегио-нальной (с международным участием) научно-практической конференции (24–25 сентября 2004г.). – 2004. – С. 7–9.

52.Алиева, Н.З. Разработка системы менеджмента качества образовательных услуг: системный подход / Н.З. Алиева, И.К. Михалко // Управление каче-ством: теория и современная практика: материалы V межрегиональной конференции ППС, молодых учёных и студентов. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2004. – С. 86–89.

53.Алиева, Н.З. Современные тенденции в обеспечении качества образования: проблемы, опыт / Н.З. Алиева // Модернизация образования в условиях глобализации: материалы международной научной конференции, посвя-щенной 75-летию Тюменского гос. ун-та (14–15 сентября 2005 г.). – Ч. 1. – Тюмень, 2005. – С. 22–23.

54.Алиева, Н.З. Синтез естественнонаучного и социально-гуманитарного об-разования: синергетическая концепция / Н.З. Алиева // Вторые Курдюмов-ские чтения «Идеи синергетики в естественных науках»: материалы меж-дународной междисциплинарной научной конференции (20–23 апреля 2006г.). – Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2006. – С. 327–329.

55.Алиева, Н.З. Смена образовательной парадигмы в дизайн-образовании Со-временные технологии в дизайн-образовании. Материалы III Всероссий-ской научн.-практич. конференции. 7-14 октября 2006 г. Ч.1. IX Междуна-родный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи» / Сочи, СИМБиП, 2006. – С. 167–171.

56.Алиева, Н.З. Становление неклассического мировоззрения и научной кар-тины мира / Н.З. Алиева // Современное общество: проблемы и направле-ния развития: материалы международной научно-практической конферен-ции (20-23 июля 2007г.). – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – С. 27–35. (0,5 п.л.)

57.Алиева, Н.З. Синергетика моды и мода на синергетику / Н.З. Алиева // Со-временное общество: проблемы и направления развития: материалы меж-дународной научно-практической конференции (20-23 июля 2007г.). – Рос-тов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – С.19–26. (0,45 п.л.)

58.Алиева, Н.З. Самоорганизация и мода / Н.З. Алиева // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: материалы межвузовской на-учной конференции (17 – 18 мая 2007г.). – Шахты: ЮРГУЭС, 2007. – С. 103–107. (0,45 п.л.)

59.Алиева, Н.З. Проблематика становления современного естественнонаучно-го образования / Н.З. Алиева // Путь в будущее – наука, глобальные про-блемы, мечты и надежды: материалы международной конференции (26–28 ноября 2007г.). – М.: Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2007. URL: http://spkurdyumov.narod.ru. (0,84 п.л.)

60.Алиева, Н.З. «Человекоразмерное» качество современного российского об-разования» / Н.З. Алиева, Е.В. Юрьева // Материали за 3-а международна научна практична конференция, «Наука и образование без граница», – 2007. Том 10. Закон. Политика. Философия. Държавна администрация. (16–27 декабря 2007г.) – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, – С. 95–97.

61.Алиева, Н.З. Повышение качества российского образования в аспекте со-временных ключевых компетенций / Н.З. Алиева, Е.В. Юрьева // Материа-ли за 4-а международна научна практична конференция, «Наука и образо-вание», – 2008. Том 6. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – Наука и образование – 2008. – С. 26–28.

62.Алиева, Н.З. Качество естественнонаучного образования: проблема адек-ватности / Н.З. Алиева, Е.В. Юрьева // Мateriàly IV Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nowoczesnych naukowych osiągnięć – 2008». – Tym 9. Pedagogiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia. – Przemisl. Nauka i studia, – 2008. – S.90–92.

63.Алиева, Н.З. Качество высшего образования в России [Текст] / Н.З. Алиева, Е.В. Юрьева // Мateriàly IV mezinàrodní vědecko – praktickà konference «Věda a technologie: krok do budoucnosti – 2008». – Díl 10. Psychologie a so-ciologie. Filosofie: Praha. Publishing House «Education and Science», 2008. – С. 63–65.

64.Алиева, Н.З. Концепция нестабильности в науке, образовании, постмодер-низме / Н.З. Алиева // Ведущие направления будущего столетия. – Том 7. Педагогика: материалы международной научно-практической конференции (15 – 31 марта 2008 г.). – Прага: Издательский дом «Образование и наука», 2008. – С. 11–19. (0,4 п.л.)

65.Алиева, Н.З. Современное образование и постмодернизм: отношение резо-нанса / Н.З. Алиева // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук: материалы всероссийской научно-практической кон-ференции (20-28 марта 2008г.). – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2008. – С. 53–60. (0,4 п.л.)

66.Алиева, Н.З. Наука, образование и постмодернизм в контексте нестабиль-ности / Н.З. Алиева // Четвертые Курдюмовские чтения «Синергетика в ес-тественных науках»: материалы международной междисциплинарной на-учной конференции (10–13 апреля 2008 г.). – Тверь, 2008. – С. 300–303.

67.Алиева, Н.З. Постсовременное естественнонаучное образование: пробле-матика становления / Н.З. Алиева // Математика. Компьютер. Образование: материалы пятнадцатой международной конференции (28 января – 02 фев-раля 2008 г.). – Дубна, 2008. – С. 316.

68.Алиева, Н.З. Проблематика постнеклассического естественнонаучного об-разования / Н.З. Алиева // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 1. –URL: http://hses-jnline.ru/Actual.html. Эл. публ. № 0420800081012.

69.Алиева, Н.З. Стратегии образования в сетевом обществе. / Н.З. Алиева, О.Ю. Грицких // Materialy IV mezinarodni vedecko-prakticka konference «Vedecky prumysl evropskeho kontinentu – 2008».- Dil 10. Pravni vedy. Filoso-fie: Praha. Publishing House «Education and Science». – С. 77–80.

70.Алиева, Н.З. Качество образования: философский подход / Н.З. Алиева, Е.В. Юрьева // Мateriàly IV mezinàrodní vědecko – praktickà konference «Vědеcký průmysl evropskěho kontinentu – 2008». – Díl 10. Pràvni vědy. Filo-sofie: Praha. Publishing House «Education and Science». – С. 88–93.

71.Алиева, Н.З. Естественнонаучное образование в контексте постнеклассиче-ской науки. / Н.З. Алиева // Пятые юбилейные Курдюмовские чтения: ма-териалы международной междисциплинарной научной конференции «си-нергетика в естественных науках» (16-18 апреля 2009г.). – Тверь: Твер. Гос. ун-т, 2009. – С. 267–270.

72.Алиева Н.З. Качество образования: компетентностный подход / Н.З. Алие-ва, Е.В. Юрьева // Мateriàly IV Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauka i inowacja – 2008». – Tym 4. Ekonomiczne nauki: Filozofia.: Przemyśl. Nauka i studia. – S. 87–89.

73.Алиева Н.З. Проблематика качества высшего образования в России / Н.З. Алиева, Е.В. Трухановская // Материали за 5-а международна научна практична конференция, «Найновите научни постижения», – 2009. Том 11. История. Философия. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 87–89. Алиева, Н.З. Ди-зайн и дизайн-образование в XX веке. [Текст] / Н.З. Алиева Н.З., Зайцева О.Г. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы международ-ной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и сту-дентов (8–9 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – С. 31–33.

74.Алиева, Н.З. Концепция целостности в постнеклассическом естествозна-нии. / Н.З. Алиева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспи-рантов и студентов (8–9 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – С. 52–60.

75.Алиева, Н.З. Проблемы философии образования в сетевом обществе. / Н.З. Алиева Н.З., О.Ю. Грицких // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы международной научно-практической конференции преподава-телей, аспирантов и студентов (8–9 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – С.61–66.

76.Алиева, Н.З. Постнеклассическое естествознание: концепция универсаль-ного эволюционизма. / Н.З. Алиева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы международной научно – практической конференции пре-подавателей, аспирантов и студентов (8–9 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮР-ГУЭС, 2009. – С. 67–74.

77.Алиева, Н.З. Постнеклассическое естествознание: концепция самооргани-зации. / Н.З. Алиева. // Наука в современном обществе: состояние и тен-денции развития: материалы Всероссийской научной конференции (23–24 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – С. 41–46.

78.Алиева, Н.З. Философия образования в эпоху «сетевого интеллекта» / Н.З. Алиева, О.Ю. Грицких // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции (23–24 апреля 2009 г.) – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – С. 92–96.

79.Алиева Н.З., Грицких О.Ю. Современное образование: компетентностный подход. / Н.З. Алиева Н.З., О.Ю. Грицких // Materiály V mezirodní vědecko – praktická konference “Dny vědy – 2009”. – Díl 10. Právní vědy. Filosofie. Politické vědy: Praha. Publishing Hous “Education and Science” – С. 80-83.