- Культурологическая парадигма определяет возможности выделения музыкальной провинциологии как сферы научного анализа структурно-содержательных, функциональных, историко-эволюционных, геодинамических, семантико-аксиологических особенностей музыкальной культуры российской провинции.
- Методологическую основу изучения музыкальной культуры российской провинции составляет дихотомия «столица ‑ провинция», объединяющая геокультурные и собственно культурологические позиции, учитывающая факторы ранжирования, субординации, координации и централизации, определяющая соотношение центробежных и центростремительных тенденций (традиционализма - новаторства, мейнстрима - маргинальности, сакрального - профанного).
- Музыкальная культура российской провинции как объект культурологического анализа представляет собой систему, определяемую совокупностью факторов - природных, бытийных, личностных. Наиболее рельефно эти компоненты проявляются в условиях русской деревни, провинциального города и усадьбы. Каждый из них представляет собой совокупность элементов - субкультур, складывающихся и эволюционирующих под влиянием общих социальных процессов российской истории дореволюционного периода.
- Существенную роль для понимания аксиологических характеристик провинциальной музыкальной культуры имеет семантика музыкального пространства русской провинции, которая предстает как совокупность реальных естественно-природных и облагороженных, окультуренных аудиальных свойств культурного ландшафта России. Метафизика музыкально-звукового пространства провинции ‑ это не только звукоподражание и звукоизображение, но и выражение смысловых характеристик природы, утвердившихся в народной и авторской традиции, своего рода музыкальное «переживание» природы как семантического пространства русской провинции.
- В историческом развитии музыкальной культуры русской провинции дореволюционного периода выделяются два этапа: собственно провинциальный, закрепленный процессами территориального администрирования конца XVII - начала XVIII вв., и предшествующий ему предпровинциальный период - период сложения центро-периферийных отношений, когда провинциальная культура существовала в имплицитной форме. Их выделение обусловлено коренными преобразованиями отечественной культуры, связанными с процессами ее модернизации на рубеже X - XI и XVII - XVIII вв.
- Региональность является системообразующей характеристикой имплицитной фазы музыкальной культуры провинции. В становлении музыкально-звукового пространства русской провинции значение геокультурного фактора определялось взаимосвязью региональной автономии, обусловленной особенностями ареального развития многообразных музыкально-фольклорных зон, и регионального полицентризма, проявляющегося на уровне местных (областных) школ церковно-певческого искусства. Особенности провинциальной/региональной мифопоэтики обнаруживает русская народная песня, где теснейшим образом переплетены два пространства ‑ пространство русской провинции в ее гео-метафизическом смысле и пространство русской души, и песнопения местным святым, чьи образы неотделимы от образа места ‑ не просто географического пространства, но пространства духовного.
- На протяжении XVIII - начала XX вв. складывается единое провинциальное музыкальное пространство как составная часть общенациональной русской музыкальной культуры. На фоне сложившихся в средневековой русской деревне музыкальных традиций выделяются репрезентативные формы музыкальной практики, свойственные провинциальному городу и усадьбе. При всей специфичности каждого слоя музыкальной культуры русской провинции, общность их развития на данном этапе была обусловлена влиянием столичных художественных инноваций, которые и определяли структурно-организационные и процессуально-эволюционные особенности их внутреннего развития и взаимоотношения между собой.
- Музыкальная среда русского провинциального города предстает как полифония музыкальных субкультур инновационной и консервативной ориентации. В едином городском пространстве соседствовали музыкальные пласты различной культурно-исторической традиции. Музыкальная культура посадского населения была связана с фольклором, музыкальный быт губернской и уездной аристократии ориентировался по преимуществу на столичные, а через них - и на европейские формы (оперный театр, частный музыкальный салон), а музыкальные вкусы городской интеллигенции и средних слоев городского сообщества демонстрируют их срединное положение, выдвигая соответствующие различным этапам общекультурного процесса доминантные векторы (и народно-песенная традиция, и театрализованные музыкальные формы, и камерные жанры). Историческая динамика развития музыкальной культуры провинциального города определяется взаимообусловленностью двух векторов - профессионализации и любительства.
- Для музыкальной семиосферы русской провинциальной усадьбы характерно тесное переплетение форм и принципов столичного и провинциального уклада: наивного крестьянского искусства, современных достижений отечественной и мировой культуры, произведений высокопрофессиональных и дилетантских. В зависимости от характера их соотношения выделяются три типа усадебной музыкальной культуры ‑ патриархальный, вельможный, смешанный. При всем разнообразии каждого типа, значимость их в системе провинциальной музыкальной культуры определялась той посреднической функцией, которую дворянская усадьба выполняла между столицей и провинцией, городом и деревней, культурой национальной и мировой.
- Значимость провинциального фактора в истории отечественной музыки определяется не только в субстанциональных и субкультурных категориях, но и на индивидуально-личностном уровне. Анализ отдельных региональных традиций усадебной музыкальной культуры выявил различные стороны влияния провинциального фактора на личность музыканта:
- бытийно-деятельностный, зафиксированный в фактах персональной творческой биографии, истории возникновения отдельных музыкальных сочинений, созданных под знаком провинции;
- акмеологический, демонстрирующий способность понимания и/или интуитивного ощущения провинциальных/конкретно-локальных компонентов музыки, диалога музыканта с провинциальной музыкальной традицией, имевшей для него определенные геопространственные очертания;
- аксиологический, позволяющий оценивать связанное с провинцией музыкальное наследие с позиций художественной и исторической ценности.
1.Юдина В.И. Музыкальный фольклор Орловщины: диалектика общенационального и регионального: Учебное пособие. Орел: ОГУ, 2007. 200 с. (12,5 п.л.)
2.Юдина В.И. Василий Калинников: судьба и время: Монография. Орел: Картуш, 2008. 212 с. (13,5 п.л.).
3.Юдина В.И. Музыкальная провинциология. Теория. История. Практика: Монография. Орел: ОГУ, 2011. 242 с. (15 п.л.).
Статьи в рецензируемых журналах:
4.Юдина В.И. Творческий метод Василия Калинникова и ведущие тенденции русской культуры конца XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. 2007. № 1. С. 200 – 204. (0,25 п.л.)
5.Юдина В.И. Музыкальные письма В.С. Калинникова: художественные страницы автобиографии композитора // Музыковедение. 2010. № 11, ноябрь. С. 10 – 15. (0,55 п.л.)
6.Юдина В.И. Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова // Вестник Томского государственного университета. № 340 (ноябрь 2010). С. 87 – 93. (0,8 п.л.)
7.Юдина В.И. Особенности взаимодействия столичной и провинциальной культуры в деятельности Русского музыкального общества второй половины XIX в. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №1 (39). С. 370- 375. (0,6 п.л.)
8.Юдина В.И. Музыкальная жизнь российской провинции в зеркале дореволюционной периодики // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2011. № 140. С. 187-196. (0,7 п.л.)
9.Юдина В.И. Музыкальный эпистолярий: Художественный текст в русской культуре конца XIX – начала XX века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 232 – 235. (0,4 п.л.)
10.Юдина В.И. Любительские и профессиональные формы музыкальной практики в культуре провинциального города второй половины XIX – начала ХХ вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия: Науки о человеке, обществе и культуре. 2011. № II – 2 (6). С. 64 – 69. (0,6 п.л.)
11.Юдина В.И. Основные тенденции развития провинциальной музыкальной культуры во второй половине XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2 (40). С. 346- 353. (0,75 п.л.)
12. Юдина В.И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское музыкальное общество во второй половине XIX века // Вестник Томского государственного университета. № 351 (октябрь 2011). С. 81 – 84. (0,5 п.л.)
13.Юдина В.И. Музыкальная среда русского дореволюционного провинциального города. Вопросы организации и эволюции // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия: Науки о человеке, обществе и культуре. 2012. № II – 2 (10). С. 97 – 102. (0,5п.л.)
14.Юдина В.И. Конфигурация музыкальных субкультур в пространстве Древней Руси: общее и особенное // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С. 60 – 65. (0,75 п.л.)
15.Юдина В.И. Музыкальное пространство русской провинции: симбиоз природного и культурного // Обсерватория культуры. 2012. № 5. С.40 – 45. (0,7 п.л.)
Другие публикации, отражающие содержание диссертации:
16.Юдина В.И. Музыкальная культура в контексте культурологического знания // Культура, образование и современное общество: Материалы межрег. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 1996. С.61 - 63. (0,15 п.л.)
17.Юдина В.И. О взаимосвязи культурологии и музыкознания // Проблемы современной науки: Материалы межвуз. обл. конф. Орел: ОГУ, 1996. С.94 - 95. (0,1 п.л.)
18.Юдина В.И. Принцип культурно-исторической типологии в преподавании музыковедческих дисциплин // Проблемы современного высшего образования: Материалы межвуз. науч. - теор. конф. Орел: ОГИИК, 1997. С. 172 - 173. (0,1 п.л.)
19.Юдина В.И. Об исторических формах взаимодействия традиционного и профессионального в музыкальной культуре // Традиционная русская народная художественная культура и современность: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГУ, 1998. С. 99 – 100. (0,1 п.л.)
20.Юдина В.И. О системности полихудожественного воспитания и его перспективах // Проблемы формирования нового менталитета молодежи и студентов России на пороге III тысячелетия: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 2000. С. 159 -160. (0,15 п.л.)
21.Юдина В.И. Межпредметные связи музыки как объект системного исследования // Дети. Театр. Образование: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 2000. С. 66 - 69. (0,15 п.л.)
22.Юдина В.И. О синтетической природе национального в русском искусстве // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Тезисы науч. - прак. конф. памяти А.Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2001. С. 13-14. (0,15 п.л.)
23.Юдина В.И. Изучение музыки ХХ века в аспекте диалога культур // Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа – ССУЗ - Педвуз: Материалы межрегион. науч. - прак. семинара. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. С. 15 – 20. (0,3 п.л.)
24.Юдина В.И. Н.И. Конрад – культуролог // Всероссийская научно-практическая конференция «Вклад земляков – орловцев в развитие и становление российской науки». Материалы Пленарного заседания. Орел: ОГУ, 2003. С. 82 – 89. (0,35 п.л.)
25.Юдина В.И. О педагогических основах регионализации художественных образовательных систем // Актуальные вопросы теоретической и методической подготовки выпускников средних специальных учебных заведений к обучению в вузе: Материалы Всеросс. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2004. С. 178 -180. (0,15 п.л.)
26.Юдина В.И. Регионализация музыкального образования как актуальное направление развития педагогической концепции Д.Б. Кабалевского // Художественное образование: Инновации и традиции: Материалы Всеросс. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2005. С. 51-54. (0,2п.л.)
27.Юдина В.И., Харитонова Л.А. Формы и методы использования регионального материала в музыкальном образовании школьников // Художественное образование: Инновации и традиции: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Орел: ОГУ, 2005. С. 106 - 109. (0,2 /0,1 п.л.)
28.Юдина В.И. Художественные традиции «малой родины» как фактор духовного развития личности // Всероссийский конгресс «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы»: Сб. материалов. Орел: ОГУ, 2005. С. 296 -298. (0,15 п.л.)
29.Юдина В.И. В.С. Калинников и земляки: параллели объективные и предполагаемые // В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции: К 140-летию со дня рождения композитора: Материалы област. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2006. С. 22 – 26. (0,3п.л.)
30.Юдина В.И. О современном состоянии и перспективных задачах изучения музыкальной культуры Орловского края // Формирование личности студента в современном вузе: Сб. материалов междунар. конф. Орел: ОГУ, 2006. С. 28 – 31. (0,2 п.л.)
31.Юдина В.И. Взаимосвязь общих и специальных задач современного художественного образования // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. научн. - практ. семинара. Орел: ОГУ, 2006. С.209 - 211. (0,2 п.л.)
32.Юдина В.И. Музыкальная культура Орловщины в системе многопрофильного регионального образования // Кафедра историко-культурного наследия и национальный проект по образованию. Орел: «ОРЛИК», 2006. С.105 – 138. (2 п.л.)
33.Юдина В.И. Включение регионального материала в педагогическую практику студентов - музыкантов.// Инновационные формы и средства организации учебной работы студентов во время практики: Сб. ст. Орел: ОГУ, 2007. С. 34 - 38. (0,2 п.л.)
34.Юдина В.И. Актуальные направления краеведческой подготовки педагогов- музыкантов // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Орел: ОГУ, 2007. С. 151 – 154. (0,2 п.л.)
35.Юдина В.И. О динамике межкультурных взаимодействий в музыке / Дальний Восток: Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы регион. науч. - практ. конф. К.-на-Амуре: «КнАГТУ», 2006. С. 160 -163. (0,3 п.л.)
36.Юдина В.И. Становление системы музыкального образования в контексте развития культуры русской провинции второй половины XIX века // Музыкальное образование российской провинции. История – Современность – Перспективы: Материалы межрегион. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2007. С. 14 – 16. (0,2 п.л.)
37.Юдина В.И. Региональное направление в музыкально-педагогической практике Орловщины: современное состояние и перспективы развития // Музыкальное образование российской провинции. История – Современность – Перспективы: Материалы межрегион. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2007. С. 123 – 128. (0,35 п.л.)
38.Юдина В.И. Организация музейной экспозиции в детской школе искусств // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Т.2. Орел: ОГУ, 2008. С.81 – 83. (0,15 п.л.)
39.Юдина В.И. Музыкальное пространство современной России: проблемы интернационализации и регионализации // Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи: Материалы междунар. науч. - практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2008. С.15-18. (0,25 п.л.)
40.Юдина В.И. Провинциальный топос русской музыкальной культуры: векторы культурологического анализа // Второй культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, 2008. С. 459 - 460. (0,05 п.л.)
41.Юдина В.И. А.Л. Маслов и основные направления развития отечественной музыкальной фольклористики конца XIX – начала XX вв. // Историко-культурное наследие: Российское научное издание. Орел, 2009. С. 31 – 43. (0,8 п.л.)
42.Юдина В.И. Музыка в культуре российской провинции: проблемы комплексного исследования // Российская провинция: опыт комплексного исследования: Материалы науч. – практ. конф. Саратов: СГУ им. Чернышевского, 2009. С. 250 - 252. (0,55 п.л.)
43.Юдина В.И. Василий Сергеевич Калинников // Центральная Россия: русская классика. Орел: Картуш, 2009. С. 109 – 128. (1,1 п.л.)
44.Юдина В.И. Культура Российской провинции в контексте дихотомии глобализации и локализации // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: Сб. мат. междунар. науч. конф. Челябинск: ЧГУ, 2010. С. 141 – 145. (0,4 п.л.)
45.Юдина В.И. Диалог как методология современного музыкознания // Наука о человеке: Гуманитарные исследования: Научный журнал. Омск: Омская гуманитарная академия. 2010, № 1(5). С. 250 - 256. (0,7 п.л.)
46.Юдина В.И. Художник в зеркале эпистолярного жанра: креативные варианты традиционной формы // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докл. и сообщ. СПб.: ЭЙДОС, 2010. С. 455. (0,05 п.л.)
47.Юдина В.И. Интеграция краеведческого и регионального подхода в музыкальной педагогике // Культурно-образовательное пространство региона. Художественное образование: партнерство, качество, перспективы: Материалы межрегион. науч.- прак. конф. /Отв. ред. Т.В. Иванова. Пермь: Пресстайм, 2010. С. 163 – 167. (0,2 п.л.)
48.Юдина В.И. Культуротворческий потенциал региональных традиций в контексте гуманизации системы образования // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества: Сб. науч. статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / Под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. СПб.: Изд-во СПбКО, 2010. С. 110 – 111. (0,25 п.л.)
49.Юдина В.И. Звукомузыкальный образ места в его художественных параллелях // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 15. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 97-105. (0,6 п.л.)
50.Юдина В.И. Провинциальный топос русской музыкальной культуры. Векторы культурологического анализа // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (25 – 29 ноября 2008 г.). СПб.: Эйдос, 2010. С. 1079 – 1091. (1 п.л.)
51.Юдина В.И. Специфика трансляции культурного опыта в образовательном пространстве «малого» города // Гуманитарные науки и образование. Саранск. 2010 №4 (4) (октябрь – декабрь). С. 126 – 129. (0,35 п.л.)
52.Юдина В.И. Историческая обусловленность формирования регионального музыкального диалекта (Орловская область) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. Владивосток: Дальнаука. 2011. №1(16). С. 91 – 97. (0,5 п.л.)
53.Юдина В.И. Музыка и литература в пространстве русской провинции: опыт целостного подхода к межвидовой корреляции // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: Сб. ст. и тез. I Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Липецк: ЛГТУ, 2011. С. 278 – 282. (0,3 п.л.)
54.Юдина В.И. Методические принципы изучения региональной музыкальной традиции // Реализация принципов преемственности и перспективности в художественно-эстетическом образовании в начальной, средней и высшей профессиональной школе: Материалы междунар. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2011. С. 73 – 78. (0,3 п.л.)
55.Юдина В.И. Актуальные направления развития региональной музыкальной культуры // Дальний Восток России: Сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: Материалы междунар. науч. - прак. конф. / Отв. ред. И.И. Докучаев. Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. С. 163 – 168. (0,45 п.л.)
56.Юдина В.И. Краеведение и провинциология на современном этапе // Краеведение как феномен провинциальной культуры: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф., посвященной 125-летию со дня рождения А.Ф. Палашенкова / Под ред. П.П. Вибе и др. Омск: ОГИК музей, 2011. (0,45 п.л.)
57.Юдина В.И. Русский музыкальный фольклор в исторической динамике провинциального, регионального, локального // Российское историко-культурное наследие: Научное издание. Орел, 2011 – 2012. № 6 – 7. С. 14 – 26. (0,85 п.л.) (0,85 п.л.)
58.Юдина В.И. Развитие музыкальной культуры края в условиях регионализации образования // Искусство и образование в современном мире: Сб.ст. междунар. науч. - прак. конф. / Науч. ред. Н.В. Грузинцева. Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ. 2012. С. 116 – 119. (0,3 п.л.)
59.Юдина В.И. Метаморфозы эпистолярного жанра в русской культуре конца XIX - начала ХХ веков // Dixi-2012: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях: Сб. науч. трудов: Вып. 3 / Под науч. ред. А.Ю. Завалишина. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. С. 135-143. (0,5 п.л.)
60.Юдина В.И. Региональное направление современного музыкального образования. Взаимосвязь профессиональной и общегуманитарной подготовки специалиста // Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации: Мат. Всеросс. с междунар. участием науч.- прак. конф. / Гл. ред. Н.А. Паршиков. Орел: ОГИИК, 2012. С. 333 – 335. (0,4 п.л.)
61.Юдина В.И. Эпистолярное наследие В.С. Калинникова: художественное творчество в контексте эпохи // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. ст. Т.II: Русская литература. Методика преподавания филологических и социально-гуманитарных дисциплин в вузе и в школе. История / Отв. ред. А.В. Громова. М.: МГПУ, 2012. С. 275-280. (0,4 п.л.)