Научная тема: «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Культурологическая парадигма определяет возможности выделения музыкальной провинциологии как сферы научного анализа структурно-содержательных, функциональных, историко-эволюционных, геодинамических, семантико-аксиологических особенностей музыкальной культуры российской провинции.
  2. Методологическую основу изучения музыкальной культуры российской провинции составляет дихотомия «столица ‑ провинция», объединяющая геокультурные и собственно культурологические позиции, учитывающая факторы ранжирования, субординации, координации и централизации, определяющая соотношение центробежных и центростремительных тенденций (традиционализма - новаторства, мейнстрима - маргинальности, сакрального - профанного).
  3. Музыкальная культура российской провинции как объект культурологического анализа представляет собой систему, определяемую совокупностью факторов - природных, бытийных, личностных. Наиболее рельефно эти компоненты проявляются в условиях русской деревни, провинциального города и усадьбы. Каждый из них представляет собой совокупность элементов - субкультур, складывающихся и эволюционирующих под влиянием общих социальных процессов российской истории дореволюционного периода.
  4. Существенную роль для понимания аксиологических характеристик провинциальной музыкальной культуры имеет семантика музыкального пространства русской провинции, которая предстает как совокупность реальных естественно-природных и облагороженных, окультуренных аудиальных свойств культурного ландшафта России. Метафизика музыкально-звукового пространства провинции ‑ это не только звукоподражание и звукоизображение, но и выражение смысловых характеристик природы, утвердившихся в народной и авторской традиции, своего рода музыкальное «переживание» природы как семантического пространства русской провинции.
  5. В историческом развитии музыкальной культуры русской провинции дореволюционного периода выделяются два этапа: собственно провинциальный, закрепленный процессами территориального администрирования конца XVII - начала XVIII вв., и предшествующий ему предпровинциальный период - период сложения центро-периферийных отношений, когда провинциальная культура существовала в имплицитной форме. Их выделение обусловлено коренными преобразованиями отечественной культуры, связанными с процессами ее модернизации на рубеже X - XI и XVII - XVIII вв.
  6. Региональность является системообразующей характеристикой имплицитной фазы музыкальной культуры провинции. В становлении музыкально-звукового пространства русской провинции значение геокультурного фактора определялось взаимосвязью региональной автономии, обусловленной особенностями ареального развития многообразных музыкально-фольклорных зон, и регионального полицентризма, проявляющегося на уровне местных (областных) школ церковно-певческого искусства. Особенности провинциальной/региональной мифопоэтики обнаруживает   русская народная песня, где теснейшим образом переплетены два пространства ‑ пространство русской провинции в ее гео-метафизическом смысле и пространство русской души, и  песнопения местным святым, чьи образы неотделимы от образа места ‑ не просто географического пространства, но пространства духовного.
  7. На протяжении XVIII - начала XX вв. складывается единое провинциальное музыкальное пространство как составная часть общенациональной русской музыкальной культуры. На фоне сложившихся в средневековой русской деревне музыкальных традиций выделяются репрезентативные формы музыкальной практики, свойственные провинциальному городу и усадьбе. При всей специфичности каждого слоя музыкальной культуры русской провинции, общность их развития  на данном этапе была обусловлена влиянием столичных художественных инноваций, которые и определяли структурно-организационные и процессуально-эволюционные особенности их внутреннего развития и взаимоотношения  между собой.
  8. Музыкальная среда русского провинциального города предстает как полифония музыкальных субкультур инновационной и консервативной ориентации. В едином городском пространстве соседствовали музыкальные пласты различной культурно-исторической традиции. Музыкальная культура посадского населения была связана с фольклором, музыкальный быт губернской и уездной аристократии ориентировался по преимуществу на столичные, а через них - и на европейские формы (оперный театр, частный музыкальный салон), а музыкальные вкусы городской интеллигенции и средних слоев городского сообщества  демонстрируют их срединное положение, выдвигая соответствующие различным этапам общекультурного процесса доминантные векторы (и народно-песенная традиция, и театрализованные музыкальные формы, и камерные жанры). Историческая динамика развития музыкальной культуры провинциального города определяется взаимообусловленностью двух векторов - профессионализации и любительства.
  9. Для музыкальной семиосферы русской провинциальной усадьбы характерно тесное переплетение форм и принципов столичного и провинциального уклада: наивного крестьянского искусства, современных достижений отечественной и мировой культуры, произведений высокопрофессиональных и дилетантских. В зависимости от характера их соотношения выделяются три типа усадебной музыкальной культуры ‑ патриархальный, вельможный, смешанный. При всем разнообразии каждого типа, значимость их в системе провинциальной музыкальной культуры определялась той посреднической функцией, которую дворянская усадьба выполняла между столицей и провинцией, городом и деревней, культурой национальной и мировой.
  10. Значимость провинциального фактора в истории отечественной музыки определяется не только в субстанциональных и субкультурных категориях, но и на индивидуально-личностном уровне. Анализ отдельных региональных традиций усадебной музыкальной культуры выявил различные стороны влияния провинциального фактора на личность музыканта:
    • бытийно-деятельностный, зафиксированный в фактах персональной творческой биографии, истории возникновения отдельных музыкальных сочинений, созданных под знаком провинции;
    • акмеологический, демонстрирующий способность понимания и/или интуитивного ощущения провинциальных/конкретно-локальных компонентов музыки, диалога музыканта с провинциальной музыкальной традицией, имевшей для него определенные геопространственные очертания;
    • аксиологический, позволяющий оценивать связанное с провинцией музыкальное наследие с позиций художественной и исторической ценности.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1.Юдина В.И. Музыкальный фольклор Орловщины: диалектика общенационального и регионального: Учебное пособие. Орел: ОГУ, 2007. 200 с. (12,5 п.л.)

2.Юдина В.И. Василий Калинников: судьба и время: Монография. Орел: Картуш, 2008. 212 с. (13,5 п.л.).

3.Юдина В.И. Музыкальная провинциология. Теория. История. Практика: Монография. Орел: ОГУ, 2011. 242 с. (15 п.л.).

Статьи в рецензируемых журналах:

4.Юдина В.И. Творческий метод Василия Калинникова и ведущие тенденции русской культуры конца XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. 2007. № 1. С. 200 – 204. (0,25 п.л.)

5.Юдина В.И. Музыкальные письма В.С. Калинникова: художественные страницы автобиографии композитора // Музыковедение. 2010. № 11, ноябрь. С. 10 – 15. (0,55 п.л.)

6.Юдина В.И. Художественное своеобразие музыкальных писем В.С. Калинникова // Вестник Томского государственного университета. № 340 (ноябрь 2010). С. 87 – 93. (0,8 п.л.)

7.Юдина В.И. Особенности взаимодействия столичной и провинциальной культуры в деятельности Русского музыкального общества второй половины XIX в. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №1 (39). С. 370- 375. (0,6 п.л.)

8.Юдина В.И. Музыкальная жизнь российской провинции в зеркале дореволюционной периодики // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2011. № 140. С. 187-196. (0,7 п.л.)

9.Юдина В.И. Музыкальный эпистолярий: Художественный текст в русской культуре конца XIX – начала XX века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 232 – 235. (0,4 п.л.)

10.Юдина В.И. Любительские и профессиональные формы музыкальной практики в культуре провинциального города второй половины XIX – начала ХХ вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия: Науки о человеке, обществе и культуре. 2011. № II – 2 (6). С. 64 – 69. (0,6 п.л.)

11.Юдина В.И. Основные тенденции развития провинциальной музыкальной культуры во второй половине XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2 (40). С. 346- 353. (0,75 п.л.)

12. Юдина В.И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское музыкальное общество во второй половине XIX века // Вестник Томского государственного университета. № 351 (октябрь 2011). С. 81 – 84. (0,5 п.л.)

13.Юдина В.И. Музыкальная среда русского дореволюционного провинциального города. Вопросы организации и эволюции // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия: Науки о человеке, обществе и культуре. 2012. № II – 2 (10). С. 97 – 102. (0,5п.л.)

14.Юдина В.И. Конфигурация музыкальных субкультур в пространстве Древней Руси: общее и особенное // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С. 60 – 65. (0,75 п.л.)

15.Юдина В.И. Музыкальное пространство русской провинции: симбиоз природного и культурного // Обсерватория культуры. 2012. № 5. С.40 – 45. (0,7 п.л.)

Другие публикации, отражающие содержание диссертации:

16.Юдина В.И. Музыкальная культура в контексте культурологического знания // Культура, образование и современное общество: Материалы межрег. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 1996. С.61 - 63. (0,15 п.л.)

17.Юдина В.И. О взаимосвязи культурологии и музыкознания // Проблемы современной науки: Материалы межвуз. обл. конф. Орел: ОГУ, 1996. С.94 - 95. (0,1 п.л.)

18.Юдина В.И. Принцип культурно-исторической типологии в преподавании музыковедческих дисциплин // Проблемы современного высшего образования: Материалы межвуз. науч. - теор. конф. Орел: ОГИИК, 1997. С. 172 - 173. (0,1 п.л.)

19.Юдина В.И. Об исторических формах взаимодействия традиционного и профессионального в музыкальной культуре // Традиционная русская народная художественная культура и современность: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГУ, 1998. С. 99 – 100. (0,1 п.л.)

20.Юдина В.И. О системности полихудожественного воспитания и его перспективах // Проблемы формирования нового менталитета молодежи и студентов России на пороге III тысячелетия: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 2000. С. 159 -160. (0,15 п.л.)

21.Юдина В.И. Межпредметные связи музыки как объект системного исследования // Дети. Театр. Образование: Материалы Всеросс. науч. – прак. конф. Орел: ОГИИК, 2000. С. 66 - 69. (0,15 п.л.)

22.Юдина В.И. О синтетической природе национального в русском искусстве // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Тезисы науч. - прак. конф. памяти А.Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2001. С. 13-14. (0,15 п.л.)

23.Юдина В.И. Изучение музыки ХХ века в аспекте диалога культур // Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа – ССУЗ - Педвуз: Материалы межрегион. науч. - прак. семинара. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. С. 15 – 20. (0,3 п.л.)

24.Юдина В.И. Н.И. Конрад – культуролог // Всероссийская научно-практическая конференция «Вклад земляков – орловцев в развитие и становление российской науки». Материалы Пленарного заседания. Орел: ОГУ, 2003. С. 82 – 89. (0,35 п.л.)

25.Юдина В.И. О педагогических основах регионализации художественных образовательных систем // Актуальные вопросы теоретической и методической подготовки выпускников средних специальных учебных заведений к обучению в вузе: Материалы Всеросс. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2004. С. 178 -180. (0,15 п.л.)

26.Юдина В.И. Регионализация музыкального образования как актуальное направление развития педагогической концепции Д.Б. Кабалевского // Художественное образование: Инновации и традиции: Материалы Всеросс. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2005. С. 51-54. (0,2п.л.)

27.Юдина В.И., Харитонова Л.А. Формы и методы использования регионального материала в музыкальном образовании школьников // Художественное образование: Инновации и традиции: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Орел: ОГУ, 2005. С. 106 - 109. (0,2 /0,1 п.л.)

28.Юдина В.И. Художественные традиции «малой родины» как фактор духовного развития личности // Всероссийский конгресс «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы»: Сб. материалов. Орел: ОГУ, 2005. С. 296 -298. (0,15 п.л.)

29.Юдина В.И. В.С. Калинников и земляки: параллели объективные и предполагаемые // В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции: К 140-летию со дня рождения композитора: Материалы област. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2006. С. 22 – 26. (0,3п.л.)

30.Юдина В.И. О современном состоянии и перспективных задачах изучения музыкальной культуры Орловского края // Формирование личности студента в современном вузе: Сб. материалов междунар. конф. Орел: ОГУ, 2006. С. 28 – 31. (0,2 п.л.)

31.Юдина В.И. Взаимосвязь общих и специальных задач современного художественного образования // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. научн. - практ. семинара. Орел: ОГУ, 2006. С.209 - 211. (0,2 п.л.)

32.Юдина В.И. Музыкальная культура Орловщины в системе многопрофильного регионального образования // Кафедра историко-культурного наследия и национальный проект по образованию. Орел: «ОРЛИК», 2006. С.105 – 138. (2 п.л.)

33.Юдина В.И. Включение регионального материала в педагогическую практику студентов - музыкантов.// Инновационные формы и средства организации учебной работы студентов во время практики: Сб. ст. Орел: ОГУ, 2007. С. 34 - 38. (0,2 п.л.)

34.Юдина В.И. Актуальные направления краеведческой подготовки педагогов- музыкантов // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Орел: ОГУ, 2007. С. 151 – 154. (0,2 п.л.)

35.Юдина В.И. О динамике межкультурных взаимодействий в музыке / Дальний Восток: Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы регион. науч. - практ. конф. К.-на-Амуре: «КнАГТУ», 2006. С. 160 -163. (0,3 п.л.)

36.Юдина В.И. Становление системы музыкального образования в контексте развития культуры русской провинции второй половины XIX века // Музыкальное образование российской провинции. История – Современность – Перспективы: Материалы межрегион. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2007. С. 14 – 16. (0,2 п.л.)

37.Юдина В.И. Региональное направление в музыкально-педагогической практике Орловщины: современное состояние и перспективы развития // Музыкальное образование российской провинции. История – Современность – Перспективы: Материалы межрегион. науч. - практ. конф. Орел: ОГИИК, 2007. С. 123 – 128. (0,35 п.л.)

38.Юдина В.И. Организация музейной экспозиции в детской школе искусств // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всеросс. науч. - практ. конф. Т.2. Орел: ОГУ, 2008. С.81 – 83. (0,15 п.л.)

39.Юдина В.И. Музыкальное пространство современной России: проблемы интернационализации и регионализации // Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи: Материалы междунар. науч. - практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2008. С.15-18. (0,25 п.л.)

40.Юдина В.И. Провинциальный топос русской музыкальной культуры: векторы культурологического анализа // Второй культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, 2008. С. 459 - 460. (0,05 п.л.)

41.Юдина В.И. А.Л. Маслов и основные направления развития отечественной музыкальной фольклористики конца XIX – начала XX вв. // Историко-культурное наследие: Российское научное издание. Орел, 2009. С. 31 – 43. (0,8 п.л.)

42.Юдина В.И. Музыка в культуре российской провинции: проблемы комплексного исследования // Российская провинция: опыт комплексного исследования: Материалы науч. – практ. конф. Саратов: СГУ им. Чернышевского, 2009. С. 250 - 252. (0,55 п.л.)

43.Юдина В.И. Василий Сергеевич Калинников // Центральная Россия: русская классика. Орел: Картуш, 2009. С. 109 – 128. (1,1 п.л.)

44.Юдина В.И. Культура Российской провинции в контексте дихотомии глобализации и локализации // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: Сб. мат. междунар. науч. конф. Челябинск: ЧГУ, 2010. С. 141 – 145. (0,4 п.л.)

45.Юдина В.И. Диалог как методология современного музыкознания // Наука о человеке: Гуманитарные исследования: Научный журнал. Омск: Омская гуманитарная академия. 2010, № 1(5). С. 250 - 256. (0,7 п.л.)

46.Юдина В.И. Художник в зеркале эпистолярного жанра: креативные варианты традиционной формы // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докл. и сообщ. СПб.: ЭЙДОС, 2010. С. 455. (0,05 п.л.)

47.Юдина В.И. Интеграция краеведческого и регионального подхода в музыкальной педагогике // Культурно-образовательное пространство региона. Художественное образование: партнерство, качество, перспективы: Материалы межрегион. науч.- прак. конф. /Отв. ред. Т.В. Иванова. Пермь: Пресстайм, 2010. С. 163 – 167. (0,2 п.л.)

48.Юдина В.И. Культуротворческий потенциал региональных традиций в контексте гуманизации системы образования // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества: Сб. науч. статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / Под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. СПб.: Изд-во СПбКО, 2010. С. 110 – 111. (0,25 п.л.)

49.Юдина В.И. Звукомузыкальный образ места в его художественных параллелях // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 15. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 97-105. (0,6 п.л.)

50.Юдина В.И. Провинциальный топос русской музыкальной культуры. Векторы культурологического анализа // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (25 – 29 ноября 2008 г.). СПб.: Эйдос, 2010. С. 1079 – 1091. (1 п.л.)

51.Юдина В.И. Специфика трансляции культурного опыта в образовательном пространстве «малого» города // Гуманитарные науки и образование. Саранск. 2010 №4 (4) (октябрь – декабрь). С. 126 – 129. (0,35 п.л.)

52.Юдина В.И. Историческая обусловленность формирования регионального музыкального диалекта (Орловская область) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. Владивосток: Дальнаука. 2011. №1(16). С. 91 – 97. (0,5 п.л.)

53.Юдина В.И. Музыка и литература в пространстве русской провинции: опыт целостного подхода к межвидовой корреляции // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: Сб. ст. и тез. I Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Липецк: ЛГТУ, 2011. С. 278 – 282. (0,3 п.л.)

54.Юдина В.И. Методические принципы изучения региональной музыкальной традиции // Реализация принципов преемственности и перспективности в художественно-эстетическом образовании в начальной, средней и высшей профессиональной школе: Материалы междунар. науч. - прак. конф. Орел: ОГУ, 2011. С. 73 – 78. (0,3 п.л.)

55.Юдина В.И. Актуальные направления развития региональной музыкальной культуры // Дальний Восток России: Сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: Материалы междунар. науч. - прак. конф. / Отв. ред. И.И. Докучаев. Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. С. 163 – 168. (0,45 п.л.)

56.Юдина В.И. Краеведение и провинциология на современном этапе // Краеведение как феномен провинциальной культуры: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф., посвященной 125-летию со дня рождения А.Ф. Палашенкова / Под ред. П.П. Вибе и др. Омск: ОГИК музей, 2011. (0,45 п.л.)

57.Юдина В.И. Русский музыкальный фольклор в исторической динамике провинциального, регионального, локального // Российское историко-культурное наследие: Научное издание. Орел, 2011 – 2012. № 6 – 7. С. 14 – 26. (0,85 п.л.) (0,85 п.л.)

58.Юдина В.И. Развитие музыкальной культуры края в условиях регионализации образования // Искусство и образование в современном мире: Сб.ст. междунар. науч. - прак. конф. / Науч. ред. Н.В. Грузинцева. Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ. 2012. С. 116 – 119. (0,3 п.л.)

59.Юдина В.И. Метаморфозы эпистолярного жанра в русской культуре конца XIX - начала ХХ веков // Dixi-2012: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях: Сб. науч. трудов: Вып. 3 / Под науч. ред. А.Ю. Завалишина. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. С. 135-143. (0,5 п.л.)

60.Юдина В.И. Региональное направление современного музыкального образования. Взаимосвязь профессиональной и общегуманитарной подготовки специалиста // Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации: Мат. Всеросс. с междунар. участием науч.- прак. конф. / Гл. ред. Н.А. Паршиков. Орел: ОГИИК, 2012. С. 333 – 335. (0,4 п.л.)

61.Юдина В.И. Эпистолярное наследие В.С. Калинникова: художественное творчество в контексте эпохи // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. ст. Т.II: Русская литература. Методика преподавания филологических и социально-гуманитарных дисциплин в вузе и в школе. История / Отв. ред. А.В. Громова. М.: МГПУ, 2012. С. 275-280. (0,4 п.л.)