- инициируются, систематизируются, управляются и контролируются предпринимательской структурой;
- направлены на формирование и развитие у обучающихся компетенций, востребованных предпринимательской структурой в стратегическом и / или операционном периоде;
- частично или полностью финансируются предпринимательской структурой.
В узком смысле корпоративное обучение представляет собой одно из направлений реализации политики предпринимательской структуры по профессиональному развитию собственного персонала, и характеризуется следующими особенностями:
- обучающимися являются сотрудники предпринимательской структуры;
- порядок привлечения, зачисления обучающихся и обеспечения им доступа к программам обучения формируется и реализуется предпринимательской структурой;
- в процессе обучения используется первичная (служебная) информация предпринимательской структуры.
В широком смысле корпоративное обучение адресовано различным категориям субъектов окружения предпринимательской структуры: потенциальным работникам; представителям клиентов, поставщиков, аффилированных лиц; населению территорий присутствия предпринимательской структуры и / или ее региональных отделений.
2. Обоснованны тенденции становления и развития сферы корпоративного обучения в России в постсоветский период, имеющие закономерный характер:
- трансформация общеотраслевой направленности программ дополнительного профессионального образования, с усилением корпоративной адресности, клиентоориентированности, направленности на обеспечение конкретных результатов деятельности предпринимательской структуры;
- развитие методик и технологий профессионального обучения персонала (электронное обучение, коучинг, тренинг, обучение действием), наряду с формальным обучением предполагающих возможность неформального профессионального обучения.
- направленность процессов корпоративного обучения не только на ликвидацию недостатков профессиональных компетенций персонала, но и на преодоление ценностных, психологических и ментальных ограничений работников, сложившихся в командно-административной экономике советского периода;
- последовательный охват сферой корпоративного обучения, исторически возникшей в сфере дополнительного профессионального образования, программ начального, среднего и высшего профессионального образования;
- возникновение разнообразия организационных механизмов взаимодействия предпринимательской структуры с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с организацией корпоративных факультетов, кафедр, программ и групп обучения; и форм реализации предпринимательской структурой процессов корпоративного обучения на базе собственных учебных структур;
- формирование рынков услуг независимых провайдеров корпоративного обучения, и трансформация сферы корпоративного обучения в отдельную отрасль профессиональной предпринимательской деятельности;
- использование предпринимательской структурой организационно обособленных структур корпоративного обучения - учебных центров, корпоративных университетов, - в качестве дополнительного фактора своей конкурентоспособности;
- вовлечение программ корпоративного обучения предпринимательской структуры в глобальную, международную конкуренцию программ корпоративного обучения на мировом рынке в условиях открытости и доступности зарубежных информационных ресурсов корпоративного обучения, глобализации деятельности транснациональных предпринимательских структур;
- начало формирования общественных институтов саморегулирования в сфере корпоративного обучения и их функционирование в сочетании с механизмами государственного регулирования образовательной системы.
3. Разработана классификация функций корпоративного обучения на основе разграничения групп профильных интересов предпринимательской структуры.
На реализацию интересов предпринимательской структуры в области развития человеческих ресурсов направлены следующие функции корпоративного обучения:
- адаптация новых сотрудников к условиям работы в предпринимательской структуре, обеспечение соответствия их профессионального труда требованиям корпоративных стандартов;
- формирование индивидуальных траекторий профессионального развития сотрудников, путем планирования карьеры и содействия в приобретении новых квалификаций, организация системы управления развитием талантов;
- обеспечение мобильности и взаимозаменяемости работников предпринимательской структуры, формирование внутреннего рынка претендентов (кадрового резерва) на занятие должностей в случае их освобождения внутри фирмы.
На реализацию интересов предпринимательской структуры в межфирменной конкуренции направлена функция корпоративного обучения по обеспечению инновационного, опережающего развития, и кадрового, технологического, управленческого, информационно-коммуникационного превосходства предпринимательской структуры в конкурентном соперничестве.
На реализацию интересов предпринимательской структуры в области обеспечения информационной безопасности направлена функция корпоративного обучения по выявлению, систематизации и охране совокупности интеллектуальных активов предпринимательской структуры, внедрение системы управления знаниями, компетенциями и ноу-хау.
На реализацию репутационных интересов предпринимательской структуры, обусловленных необходимостью удержания и укрепления ее конкурентной позиции, направлены следующие функции корпоративного обучения:
- формирование положительной внешней репутации предпринимательской структуры среди клиентов, партнеров, населения территории присутствия и местных органов власти, содействие созданию инвестиционной привлекательности предпринимательской структуры;
- формирование благоприятной внутрифирменной репутации предпринимательской структуры среди ее работников.
На реализацию интересов предпринимательской структуры в области совершенствованию системы внутрифирменного управления направлены следующие функции корпоративного обучения:
- содействие разработке и проведению стратегических организационных изменений в предпринимательской структуре, и ее трансформации в самообучающуюся организацию;
- формирование инициатив и проектов по совершенствованию управленческих процессов;
- реализация оперативной обратной связи от персонала к руководству, мониторинг психо-эмоционального настроя персонала, сбор и анализ неформальной внутрикорпоративной информации, в целях выявления негативных факторов и угроз функционированию препринимательской структуры (внутренняя кадровая разведка).
На реализацию интересов предпринимательской структуры в области формирования корпоративной идентичности направлены функции корпоративного обучения по обеспечению единства корпоративной культуры предпринимательской структуры для всех ее распределенных элементов, (в том числе территориально обособленных подразделений, дочерних и зависимых структур), сохранение корпоративных традиций и охрана корпоративных ценностей предпринимательской структуры;
Кроме того, корпоративное обучение выполняет следующие функции, направленные на реализацию интересов окружения предпринимательской структуры:
- создание условий для начала и продолжения профессиональной деятельности работников в предпринимательской структуре;
- развитие форм практико-ориентированного обучения людей разного возраста, обладающих разным уровнем профессиональных компетенций;
- обеспечение возможностей трудоустройства и поддержание занятости населения на территории присутствия;
- повышение результативности оперативного взаимодействия клиентов и поставщиков с предпринимательской структурой;
- обеспечение эффективности коммуникаций аффилированных лиц и населения территорий присутствия подразделений предпринимательской структуры;
- поддержание разнообразия направлений и форм предложения услуг корпоративного обучения, в рамках развития национальной системы профессионального образования в целях повышения ее качества и конкурентоспособности;
- реализация программ для субподрячиков, партнеров и населения, в том числе для детей и молодежи, в целях формирования лояльного отношения к предпринимательской структуре.
4. Выявлены направления обеспечения конкурентоспособности российских предпринимательских структур на основе их участия в качестве организаторов в процессах корпоративного обучения. Направления обеспечения конкурентоспособности российских предпринимательских структур формируются в сферах конкуренции, в которых данная предпринимательская структура принимает участие:
- в сфере конкуренции за платежеспособный спрос на продуктовом рынке;
- в сфере конкуренции за трудовые ресурсы на рынке труда;
- в сфере конкуренции за инвестиции на рынке капитала;
- в сфере конкуренции за влияние на внешнее окружение.
Обосновано, что функционирование внутрикорпоративной системы обучения расширяет перечень сфер конкуренции предпринимательской структуры, так как корпоративное обучение становится отдельной и самостоятельно сферой конкуренции, в которой предпринимательская структура должна обеспечивать конкурентоспособность путем осуществления изменений системы корпоративного обучения, внедрения инновационных методов обучения, проектирования уникальных конфигураций профессиональных компетенций работников.
5. Разработаны формы использования предпринимательской структурой процессов корпоративного обучения для конкурентного позиционирования. Корпоративное обучение:
- обеспечивает способности предпринимательской структуры к стратегическому конкурентному анализу отраслей и рынков, на которых она участвует, к оценке уровня интегральной конкурентной силы предпринимательской структуры в сравнении с интегральной силой конкурентов, к разработке конкурентной стратегии и выбору конкурентной позиции;
- знакомит субъектов конкурентного окружения (работников, контрагентов, клиентов, население территории присутствия) с изменяющимися конкурентными позициями и достигнутыми конкурентными преимуществами предпринимательской структуры, что способствует закреплению конкурентной позиции;
- обеспечивает способности предпринимательской структуры к дальнейшему наращиванию конкурентного потенциала, к реализации конкурентной стратегии, занятию и удержанию конкурентной позиции предпринимательской структуры.
6. Обоснована систематизация внутренних и внешних организационных форм реализации предпринимательской структурой процессов корпоративного обучения. К внутренним формам относятся:
- процессы формального, неформального и информального обучения персонала на рабочем месте в отдельных структурных подразделениях с созданием единой системы управления знаниями, компетенциями, интеллектуальными активами предпринимательской структуры;
- профессиональное обучение сотрудников в специально созданном учебном подразделении предпринимательской структуры;
- профессиональное обучение сотрудников в учреждении профессионального образования, имеющем статус юридического лица, находящемся под корпоративным контролем предпринимательской структуры, и обслуживающем внутренние потребности предпринимательской структуры в корпоративном обучении.
К внешним формам относятся:
- использование услуг формального и неформального профессионального обучения, предоставляемых внешними провайдерами, в интересах предпринимательской структуры;
- аутсорсинг комплекса функций системы корпоративного обучения и кадрового менеджмента у внешних провайдеров услуг по проектированию программ, организации и реализации процессов корпоративного обучения;
- кооперация в рамках совместного образовательного проекта предпринимательской структуры и независимого учреждения профессионального образования, создание специального корпоративного факультета, корпоративной распределенной кафедры, базы практики, формирование целевого набора группы обучающихся на специальную прогамму корпоративного обучения.
7. Обоснованы структурные уровни целевой функции и задачи корпоративного университета в системе мер обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры. Современный российский корпоративный университет в состоянии решать следующие образовательные задачи в интересах предпринимательской структуры:
- выявление и анализ потребностей подразделений и организаций предпринимательской структуры в корпоративном обучении и формирование плана действий с учетом потребностей;
- разработка программ корпоративного обучения с описанием ожидаемых результатов обучения, и реализациях разработанных программ;
- при необходимости выбор внешнего провайдера корпоративного обучения;
- проведение оценки результатов корпоративного обучения персонала;
- осуществление мониторинга учебного процесса;
- формирование образовательных траекторий менеджмента высшего и среднего звена и ключевых специалистов;
- разработка уникального учебно-методического обеспечения;
- разработка моделей компетенций, корпоративных профессиональных и образовательных стандартов.
Корпоративный университет может решать следующие задачи по эффективному управлению персоналом предпринимательской структуры:
- разработка моделей планируемых корпоративных компетенций персонала и руководства;
- адаптация новых работников и удержание ценного персонала;
- формирование корпоративных баз знаний, компетенций, иных интеллектуальных активов;
- выявление потребностей в профессиональном развитии персонала;
- стимулирование мотивации персонала к профессиональному развитию.
Корпоративный университет решает следующие задачи по обеспечению эффективности стратегического управления предпринимательской структуры:
- организация и проведение стратегических исследований,
- информационно-коммуникационное обеспечение реализации стратегических организационных изменений;
- обеспечение коммуникаций между отдельными структурами;
- формирование и сохранение единой корпоративной культуры, сохранение корпоративных традиций и охрана корпоративных ценностей;
- формирование и укрепление репутации предпринимательской структуры как добросовестного работодателя на рынке труда;
- формирование и укрепление положительной репутации предпринимательской структуры среди действующих и потенциальных акционеров (стейкхолдеров), местных органов власти, населения территорий присутствия предпринимательской структуры;
- создание, использование и распространение управленческих инноваций;
- реализация принципов самообучающейся организации и внедрение механизмов непрерывного профессионального развития персонала.
8. Разработана методика управления результатами корпоративного обучения, основанная на поэтапном формировании и использовании востребованных предпринимательской структурой профессиональных компетенций работников.
На стратегическом уровне предпринимательская структура:
1) определяет требования к базовым профессиональным компетенциям работников, которые являются критерием допуска данных работников к продолжению профессиональной карьеры в данной предпринимательской структуры;
2) определяет комплекс стержневых профессиональных компетенций работников, которые являются основанием конкурентного преимущества предпринимательской структуры; необходимо приобрести к процессе корпоративного обучения;
3) определяет потребности в направлениях обучения и количество обучающихся, исходя анализа уровня фактических компетенции работников и задач, стоящих перед предпринимательской структурой.
На операционном уровне управления результатами корпоративного обучения предпринимательская структура:
1) определяет планируемые результаты конкурентных программ корпоративного обучения;
2) по окончании обучения сопоставляет планируемые и фактические результаты обучения;
3) выявляет резервы повышения эффективности корпоративного.
9. Разработаны методические подходы к оценке качества корпоративного обучения, выделены объекты, предметы, критерии и группы процедур в области оценки качества корпоративного обучения.
Объектами оценки являются реализуемые программы корпоративного обучения. Эта оценка осуществляется путем сопоставления ожидаемых результатов реализации программы корпоративного обучения и фактических достижений (действий) работников в процессе трудовой деятельности по окончании корпоративного обучения. Предметом оценки являются также гарантии качества корпоративного обучения ‑ совокупность институциональных условий реализации программ корпоративного обучения, обеспеченных и предоставленных провайдером корпоративного обучения, для заверения заказчика, общества и других заинтересованных сторон в том, что ресурсы, которыми располагает провайдер, достаточны для организации и реализации процессов корпоративного обучения и достижения ожидаемых результатов обучения.
Критериями оценки гарантий качества, предоставляемых провайдером услуг корпоративного обучения, являются:
1) свойства образовательной программы, ее логика, структура, содержание;
2) учебно-методическое обеспечение корпоративного обучения;
3) кадровое обеспечение составом квалифицированных преподавателей / тренеров;
4) технологии и методики корпоративного обучения, использующиеся провайдером;
5) эффективность научных исследований и разработок;
6) уровень организации и управления провайдером процессами реализации программ корпоративного обучения;
7) степень обеспечения участия заказчика в процессе составления и реализации программы корпоративного обучения.
Процедуры оценки качества корпоративного обучения осуществляются:
- во внутренней системе менеджмента качества корпоративного обучения, субъектами которой являются провайдеры образовательных услуг, а также уполномоченные подразделения предпринимательской структуры, взаимодействующее с провайдерами в части разработки, организации и реализации обучения, и отвечающее за качество корпоративного обучения;
- в системе независимой внешней оценки качества корпоративного обучения, субъектами которой являются экспертные организации, не имеющие признаков аффилированности к деятельности заинтересованной предпринимательской структуры и провайдеров корпоративного обучения.
10. Раскрыто понятие рынка услуг корпоративного обучения, под которым понимается сфера взаимодействия заказчиков и провайдеров по осуществлению обращения взаимозаменяемых и однородных услуг корпоративного обучения, характеризующаяся свободным ценообразованием, факторами спроса и предложения, определенным составом субъектов, объемом, барьерами входа, структурой, конкурентной средой и иными рыночными характеристиками.
Основными критериями классификации рынков являются типы услуг корпоративного обучения и территория их обращения. По критерию типов услуги в работе выделяются рынки услуг формального и неформального корпоративного обучения. По территориальному критерию экстерриториальные и территориально ограниченные рынки
Обосновано, что конкурентная среда сферы корпоративного обучения в России характеризуется:
- многообразием провайдеров, к которым относятся образовательные учреждения, коммерческие организации и физические лица;
- высоким уровнем интенсивности конкуренции;
- неупорядоченностью, отсутствием отраслевого регулирования и государственной регламентации конкурентных действий;
- открытость для активного присутствия зарубежных провайдеров услуг корпоративного обучения;
- наличием высоких административных барьеров входа на рынки формального профессионального обучения, выраженных в лицензионных нормативах и требованиях к материально-техническому, кадровому, учебно-методическому, и иному обеспечению реализации программ профессионального образования.
11. Выявлены особенности конкурентного поведения провайдеров корпоративного обучения, на основе использования классификации конкурентных стратегий и тактических моделей конкурентных действий:
- фокусирование провайдеров на отдельных сегментах и нишах рынков услуг корпоративного обучения, адресная ориентация на заказчиков определенного размера, отрасли и региона;
- уклонение от прямого конкурентного столкновения с отраслевыми конкурентами с помощью ценовой политики, дифференциации услуг, предложением авторских и узкопрофильных программ, ориентированных на содействие предпринимательской структуре в достижении конкретных бизнес-результатов, с высокими издержками переключения на другого провайдера;
- тактика гибкого ценообразования на услуги неформального корпоративного обучения, в частности выражающаяся в том, что при входе на рынок новые провайдеры первоначально оказывают услуги высокого качества бесплатно или по предельно низким ценам (ниже уровня рентабельности), в целях формирования портфеля заказов, создания положительной репутации, с повышением цен на последующие услуги постоянным заказчикам;
- предложение ассортимента услуг корпоративного обучения с ориентацией на постепенное установление долгосрочных доверительных интеграционных отношений с предпринимательскими структурами - заказчиками, вместо оказаниях разовых услуг;
- дополнение услуг корпоративного обучения консультационными услугами, услугами оценки качества, организации конференций, распространения программного обеспечения процессов корпоративного обучения, продажей учебно-методической литературы, сдачей в аренду помещений и оборудования корпоративного обучения;
12. Предложены основные направления реализации государственной политики в сфере корпоративного обучения:
- государственная поддержка и поощрения деятельности на международном рынке корпоративного обучения отдельных российских провайдеров, которые профессиональным сообществом и государством признаются конкурентоспособными;
- содействие развитию и защите конкуренции на рынках услуг корпоративного обучения; обеспечение и соблюдение равных условий конкуренции организаций на рынках корпоративного обучения; ликвидация искусственных конкурентных преимуществ; выявление и пресечение форм недобросовестной конкуренции на рынках корпоративного обучения;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере корпоративного обучения (на региональном и федеральном уровнях), позволяющих в корпоративных университетах, корпоративных учебных центрах, и иных провайдерах услуг профессионального образования, в которых за счет предпринимательских структур организуется учебно-методическое, информационно-коммуникационное, материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- размещать на конкурсной основе государственный заказ на реализацию программ профессионального образования (полностью или отдельного модуля);
- организовать учебные центры профессиональных квалификаций;
- размещать на конкурсной основе государственный заказ на реализацию программ дополнительного образования детей.
- нормативно-правовое обеспечение организационных форм реализации программ корпоративного обучения: легализация статуса «корпоративный университет» как негосударственного учреждения профессионального образования, созданного в целях реализации услуг корпоративного обучения (услуг формального и неформального профессионального обучения) для предпринимательской структуры, и находящегося под корпоративным контролем коммерческой организации;
- уточнение лицензионных требований к учреждениям профессионального образования, с учетом возможности реализации программ профессионального образования с использованием материально-технического, имущественного, кадрового, учебно-методического и иного обеспечения предпринимательской структуры, в том числе возможности частичной реализации программ профессионального образования на рабочем месте, а также привлечения преподавателей (тъюторов) из числа действующих сотрудников предпринимательской структуры.
1.Каганов В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера: монография / В.Ш. Каганов. – М.: Вершина, 2008. – 10,08 п.л.
2.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение и конкурентоспособность предпринимательских структур: монография / В.Ш. Каганов. М.: Маркет ДС, 2009. – 10,09 п.л.
3.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение в системе российского предпринимательства: монография / В.Ш. Каганов. – М.: Синергия Принт, 2011. – 12,85 п.л.
4.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: монография / В.Ш. Каганов. М.: Общество «Знание», 2012. – 17,62 п.л.
В ведущих рецензируемых изданиях, определенных ВАК России:
5.Каганов В.Ш. Рынок корпоративного обучения: признаки, границы и сегментация / В.Ш. Каганов // Экономические науки. 2011. № 9 (82). – 0,39 п.л.
6.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур / В.Ш. Каганов // Современная конкуренция. 2011. № 6. 0,53 п.л.
7.Каганов В.Ш. Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ в системе корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Прикладная информатика. 2011. № 6. – 0,25 п.л.
8.Каганов В.Ш. Государственная политика по стимулированию повышения качества услуг корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Экономические науки. 2012. № 1 (86). – 0,42 п.л.
9.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение в системе профильных интересов субъектов российского предпринимательства / В.Ш. Каганов // Прикладная эконометрика. 2012. № 2. – 0,50 п.л.
10.Каганов В.Ш. Элементы стратегии обеспечения конкурентоспособности бизнеса с помощью корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Современная конкуренция. 2012. № 3. 0,80 п.л.
11.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение в цепочке создания стоимости как источник конкурентоспособности предпринимательской структуры / В.Ш. Каганов // Современная конкуренция. 2012. № 4. 0,60 п.л.
12.Каганов В.Ш. Особенности деятельности вузов на рынках корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Высшее образование в России. 2012. № 12. – 0,49 п.л.
13.Каганов В.Ш. Использование процессов корпоративного обучения в конкурентном позиционировании предпринимательской структуры / В.Ш. Каганов // Современная конкуренция. 2012. № 6. 0,30 п.л.
14.Каганов В.Ш. Московское образование развитие в условиях изменений / В.Ш. Каганов // Профессиональное образование. Столица. 2012. №9. 0,40 п.л.
15.Каганов В.Ш. Компетентностный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур / В.Ш. Каганов // Человек и труд. 2012. № 12. – 0,38 п.л.
16.Каганов В.Ш. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур в процессах корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. 0,40 п.л.
17.Каганов В.Ш. Компетенции предпринимательской структуры по обеспечению конкурентоспособности / В.Ш. Каганов // Нефть, газ и бизнес. 2013. №1. – 0,28 п.л.
18.Каганов В.Ш. К вопросу о рынках корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2012. № 6 (18). 0,38 п.л.
19.Каганов В. Ш. Теоретические и методологические аспекты обеспечения конкурентоспособности фирмы в процессах корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // TERRA ECONOMICUS. – 2012. – Т. 10. № 3. Ч. 3 0,62 п.л.
20.Каганов В.Ш. Основные критерии сегментации рынков корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. – 0,32 п.л.
21.Каганов В.Ш. Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании / В.Ш. Каганов // Информатизация и связь. 2013. №1. – 0,83 п.л.
22.Каганов В.Ш. Классификация отношений корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Экономика и управление в машиностроении. 2013. №1. –0,35 п.л.
23.Каганов В.Ш. Закономерности становления и тенденции развития корпоративного обучения в России / В.Ш. Каганов // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. 0,23 п.л.
В научных сборниках, журналах и материалах конференций
24.Каганов В.Ш. Корпоративный Университет носитель корпоративных знаний и культуры / В.Ш. Каганов // Корпоративные университеты. 2007. № 4. – 0,35 п.л.
25.Каганов В. Свой университет ближе к делу / В. Каганов, И. Смирнова // Кадровый менеджмент. 2007. № 4. – 0,23 п.л. (авт. 0,20 п.л.)
26.Каганов В. Сделай сам! / В. Каганов, И. Гудкова // Норильский никель. 2007. №4 (35). – 0,24 п.л. (авт. 0,21 п.л.)
27.Каганов В. Корпоративный университет: технология успеха / В. Каганов, В. Сосновская // Заполярный вестник. 2008. № 56 (3091). – 0,25 п.л. (авт. 0,22 п.л.)
28.Каганов В. Подготовка рабочих кадров будет вестись более чем по 300 специальностям / В. Каганов, А. Афанасьева // Норильский никель. 2008. №2 (41). – 0,32 п.л. (авт. 0,30 п.л.)
29.Каганов В.Ш. Система подготовки кадров: состояние, проблемы, возможности / В.Ш. Каганов // Материалы региональной научно-практической конференции «Современная система кадрового обеспечения промышленных предприятий: опыт, проблемы, перспективы». Красноярск: ОАО «ГМК «Норильский Никель», 2008. – 0,38 п.л.
30.Каганов В.Ш. Рабочая смена Норильского никеля – роль Корпоративного Университета в подготовке производственных кадров / В.Ш. Каганов // Корпоративные университеты. 2010, № 21. – 0,32 п.л.
31.Каганов В.Ш. Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в г. Москве на среднесрочный период (2012-2016 гг.) / В.Ш. Каганов // Модернизация подготовки и переподготовки работников сферы образования: сб. тезисов. М. : Экон-Информ, 2011. – 0,25 п.л.
32.Каганов В. Москва уже стала городом образования / В. Каганов, Б. Старцев // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). – 0,68 п.л. (авт. 0,60 п.л.)
33.Каганов В.Ш. Место корпоративного обучения в системе мер обеспечения конкурентоспособности субъектов российского предпринимательства / В.Ш. Каганов // Ученые записки: сборник научных трудов. Выпуск 6. – М.: МФПУ «СИНЕРГИЯ»; СИНЕРГИЯ ЭКСПО, 2011. – 0,15 п.л.
34.Каганов В.Ш. 3акономерности становления корпоративного обучения в постсоветской России / В.Ш. Каганов // Ученые записки: сборник научных трудов. Выпуск 6. – М.: МФПУ «СИНЕРГИЯ»; СИНЕРГИЯ ЭКСПО, 2011. – 0,21 п.л.
35.Каганов В.Ш. Корпоративное обучение: теоретические и методологические аспекты определения и классификации / В.Ш. Каганов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления». М.: ИНИОН РАН, 2012. – 0,56 п.л.
36.Каганов В.Ш. О корпоративном обучении, как факторе обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в Российской Федерации / В.Ш. Каганов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления»» М.: ИНИОН РАН, 2012. – 0,41 п.л.
37.Каганов В.Ш. Организационное научение в системе корпоративного обучения предпринимательской структуры / В.Ш. Каганов // Сборник статей Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества 2012». Т.1.– М.: МФПУ «СИНЕРГИЯ»; СИНЕРГИЯ ЭКСПО, 2012. – 0,20 п.л.
38.Каганов В.Ш. Функции корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Сборник статей Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества 2012». Т.2.– М.: МФПУ «СИНЕРГИЯ»; СИНЕРГИЯ ЭКСПО, 2012. – 0,36 п.л.
39.Каганов В.Ш. Система оценки и характеристики качества корпоративного обучения / В.Ш. Каганов // Качество образования. 2012. №12. – 0,22 п.л.