Научная тема: «ЖАНР ДНЕВНИКА В НАСЛЕДИИ ПИСАТЕЛЕЙ КРУГА В.В. РОЗАНОВА НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дневник - это самостоятельный жанр, обладающий своими жанровыми признаками (доминантными и факультативными), поэтому неправомерно относить его к «мемуарным жанрам». Сопоставление дневника и мемуаров позволяет выявить основной критерий дневниковости - синхронность. Дневник - это особая форма автокоммуникативного текста, где оппозиция автор/адресат имеет принципиальное значение и в идеале представляет тождество автора и адресата. Композиционное построение обеспечивается с помощью структурообразующего элемента - датировки, причем обязательно наличие «метатекстовой» даты, которая соответствует моменту записи. К доминантным классификационным признакам относится литературная необработанность записей («первообразность»).
  2. Традиционная точка зрения на то, что генезис дневникового жанра связывается с процессом «легитимации субъективности», который начался в России в XVIII веке и был связан с преобразованиями Петра I, нуждается в корректировке. Исторические факты показывают, что «легитимация субъективности» достаточно ярко проявила себя уже с начала XVII века, когда происходит усиление личностного, индивидуального начала, появляются первые опыты создания биографий.
  3. Особенности дневника как автодокументального жанра исключают возможность его рассмотрения по «законам», применимым к художественному произведению, поскольку автодокументальной  и художественной литературе присущи разные типы «обобщения» и «познания», «построения художественной символики». Исследование дневникового жанра должно идти от личности самого автора.
  4. Дневники З. Гиппиус, С. Каблукова, М. Пришвина, М. Меньшикова в совокупности своих формальных и содержательных особенностей представляют собой различные типы дневникового текста, созданного не только с учетом авторской установки, но и в соответствии с «заданием» эпохи. Каждый из авторов, приступая к ведению дневника, ставил  пред собой определенную цель: воспитать себя в соответствии с запросами и потребностями общества, стать творцом собственного, «личного мифа», описать «великие события», свидетелем которых является, «собрать материал для будущей жизни», т. е. для своих произведений. С учётом авторской задачи среди писателей розановского круга выделяются авторы-мифологизаторы, авторы-летописцы и авторы-художники. В каждом из дневников просматривается тот «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания», который позволяет говорить о принадлежности к определенной жанровой разновидности в рамках дневникового текста.
  5. Основные тенденции развития жанра дневника в начале XX века были обусловлены следующими обстоятельствами: доминирование в художественном сознании эпохи субъективного, личностного фактора, признание самоценности «факта», вследствие чего происходит изменение жанровых доминант. Соответственно претерпевают изменения функции дневника: утрачивается его сугубо личностный, интимный характер, распространяется практика публичного чтения дневников своим единомышленникам. Изменяется соотношение личного и общественного в дневнике с явным «перевесом» в сторону «общественного», «косвенный адресат» в дневнике приобретает определенное субъектное выражение, конкретизируется в реальное лицо. 
  6. Для авторов дневников «розановские вопросы», определенные З.Н. Гиппиус «двумя понятиями» «Бог и пол», составляли неотъемлемую часть творческой и личной жизни. Проблема любви, брака, взаимоотношения полов переживается и осознается каждым из них в контексте социокультурных установок начала XX века, с учетом идей Вл. Соловьёва, В. Розанова, О. Вейнингера. Дневники писателей позволяют увидеть процесс формирования русской «эротической утопии», постичь ее специфику, а также отследить историю нового религиозного сознания с момента его зарождения.
  7. Продуктивным представляется сопоставление дневниковых и художественных текстов, при котором выявляется их взаимодополняемость, предоставляющая возможность «двойной» реконструкции. Применительно к дневникам - это восполнение информационных, мировоззренческих и психологических лакун (недоговоренностей, намеков, незаконченных мыслей, хронологических «сбоев», событийных провалов). Применительно к художественным и публицистическим текстам - раскрытие мотивационных механизмов, определяющих облик героев, их поступки, общее движение сюжета. Дневники З. Гиппиус могут служить автокомментариями ко многим ее произведениям, помогая дешифровать художественные тексты с элементами криптографии. Дневник С. Каблукова предоставляет возможность заполнить некоторые существенные «пробелы», связанные с обстоятельствами появления отдельных фрагментов в «Уединенном» и «Опавших листьях».
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья». Зинаида Гиппиус и ее время (монография). Орел: Изд-во «Орлик», 2006. 241 с. (15,25 п.л.)

2. Криволапова Е.М. Литературный дневник «русской смуты»: 1917 – 1919 гг. По материалам дневников русских писателей (монография). Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Germany. 2012. 128 c. (8 п.л.). – 128 c. (8 п.л.)

3. Криволапова Е.М. Дневники писателей круга В.В. Розанова (1893 – 1919 гг.): жанр, творческий метод, историко-литературный контекст. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. 328 с. (20,5 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ на соискание ученой степени доктора наук:

4. Криволапова Е.М. Литературный дневник «русской смуты» 1917 года // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Киров. 2009. № 4(2). С. 105 – 108. (0,5 п.л.).

5. Криволапова Е.М. Дневник С.П. Каблукова как исторический документ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: Энтелехия. Т. 15. 2009. № 19. С. 31 – 40. (0,8 п.л.).

6. Криволапова Е.М. К проблеме аутентичности «Дневника любовных историй» Зинаиды Гиппиус // Вестник славянских культур. 2011. № 3 (XXI). М.: ГАСК. С. 78 – 83. (0,4 п.л.).

7. Криволапова Е.М. Владимир Соловьёв и Зинаида Гиппиус: «Встречи» и «Совпадения» (по материалам дневников З. Гиппиус) // Соловьёвские исследования. 2011. Вып. 3 (31). ИГЭУ, Иваново. С. 148 – 160. (0,8 п.л.).

8. Криволапова Е.М. Пространственно-временная картина мира в ранних дневниках М. Пришвина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2011. Т. 17. Основной выпуск. № 3 (июль – сентябрь). С. 172 – 175. (0,3 п.л.).

9. Криволапова Е.М. К вопросу о генезисе жанра дневника // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Серия «Филологические науки». 2012. № 1 (21). Режим доступа: http://scientific-notes.ru (0,5 п.л.).

10. Криволапова Е.М. «Жизнь факта» в дневнике С.П. Каблукова // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012. № 4. С. 33 – 39. (0,5 п.л.).

11. Криволапова Е.М. Образ З.Н. Гиппиус на страницах дневника С.П. Каблукова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «Филология». 2012. № 3. Т. 1. С. 31 – 40. (0,6 п.л.).

12. Криволапова Е.М. К вопросу о жанрообразующих признаках дневника // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 5. С. 198 – 203. (0,5 п.л.).

13. Криволапова Е.М. Символистский дневник: проблема интерпретации (на материале дневников З. Гиппиус и В. Брюсова) // Вестник Брянского государственного университета. Серия «История. Литературоведение. Языкознание». 2012. № 2 (2). С. 114 – 117. (0,3 п.л).

14. Криволапова Е.М. «Мифа ради юродивый»: К проблеме личностной и творческой стратегии В.В. Розанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12. Вып. 3. С. 63 – 68. (0,6 п.л.).

15. Криволапова Е.М. В.В. Розанов на страницах дневника М.О. Меньшикова: К проблеме творческого взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. Кострома. 2012. Т. 18. Основной выпуск. № 2 (март – апрель). С. 135 – 138. (0,5 п.л.).

16. Криволапова Е.М. «Розановские вопросы» в дневниках З. Гиппиус и С. Каблукова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: «Энтелехия». 2012. Т. 18. № 25. С. 66 – 75. (0,7 п.л.).

17. Криволапова Е.М. Дневники и художественные произведения М. Пришвина как единый текст // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Киров. 2012. № 3 (2). С. 86 – 91. (0,6 п.л.).

18. Криволапова Е.М. Последняя встреча А. Блока и З. Гиппиус: версии и интерпретации (по материалам дневников и воспоминаний) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2012. № 5. С. 123 – 130. (0,4 п.л.).

19. Криволапова Е.М. Признаки «дневниковости» в произведениях В. Розанова «Опавшие листья» и «Уединенное» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия «Филология». 2012. № 4. Т. 1. С. 22 – 29. (0,6 п.л.).

Научные статьи и материалы конференций:

20. Криволапова Е.М. Религиозно-философские общества в культурно-историческом контексте начала XX века. К постановке проблемы // Фольклор и национальная культура. Часть I. Тезисы докладов научной конференции «Юдинские чтения - 2000». Курск. 2000. С. 55 – 57. (0,2 п.л.).

21. Криволапова Е.М. Игра как составляющая философско-эстетического сознания Зинаиды Гиппиус // Феномен игры в культуре и образовании. Курск. 2003. С. 286 – 299. (0,9 п.л.).

22. Криволапова Е.М. (Врублевская Е.М.) «Бескорыстный сторонник самодержавия» (К.П. Победоносцев – политик и человек) // Всерусский Собор. СПб. 2003. № 1. С. 248 – 255. (0,5 п.л.).

23. Криволапова Е.М. Иоахим Флорский и религия Третьего Завета З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований. Курск. 2003. С. 245 – 250. (0,4 п.л.).

24. Криволапова Е.М. «Научиться ценить и понимать “далекое”…» К истории литературной судьбы З.Н. Гиппиус // Юдинские чтения – 2003: Миф, фольклор, литература. Материалы Всероссийской научной конференции. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та. 2003. С. 71 – 75. (0,3 п.л.).

25. Криволапова Е.М. (Врублевская Е.М.) «Любви хочу и веры я…»: Зинаида Гиппиус и ее время // Всерусский Собор. СПб. 2005. № 1. С. 289 – 304. (1 п.л.).

26. Криволапова Е.М. Метафизика любви Зинаиды Гиппиус и Владимир Соловьев // Русская классика: проблемы интерпретации. Липецк. 2006. С. 185 – 191. (0,4 п.л.).

27. Криволапова Е.М. Духовно-нравственные ориентиры в постижении культурных ценностей эпохи // Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств. Материалы II Региональной научно-практической конференции 18 мая 2006. Курск. 2006. С. 60 – 62. (0,19 п.л.).

28. Криволапова Е.М. «Гностико-манихейское наследие» в ранней лирике З.Н. Гиппиус // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения – 2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 22 декабря 2005 г.). Курск: Изд-во КГУ, 2006. С. 107 – 110. (0, 25 п.л.).

29. Криволапова Е.М. «Октябрьское величие» или «октябрьские гримасы»: русские поэты и революционная Россия // «Липецкий потоп» и пути развития русской литературы. Липецк. 2006. С. 185 – 192. (0,5 п.л.).

30. Криволапова Е.М. «Потерянные дети» революционной России: проблема духовного самоопределения русской интеллигенции // Образ России в историко-литературном пространстве XIX-XXI веков. Часть I. Материалы международной научной конференции (Курск, 28-30 июня 2006 г.). Курск. 2007. С. 178 – 188. (0,7 п.л.).

31. Криволапова Е.М. «Десять месяцев русской революции»: дневник «обыкновенного человека» // Образ России в литературе XIX-XXI веков. Материалы международной научной конференции (Курск, 20-22 сентября 2007 г.) Курск. 2008. С. 186 – 201. (1 п.л.).

32. Криволапова Е.М. «Когда история преломит перспективы…» Революция 1917 года в дневниках русских писателей // Образование в контексте глобальных изменений облика современного мира: Проблемы и перспективы (Материалы десятой культурно-антропологической школы молодых ученых: «Культура, образование, человек»). В 2-х т. Т. I. Курск: Изд-во КГУ. 2008. С. 133 – 156. (1,6 п.л.).

33. Криволапова Е.М. Хронотоп дневника «русской смуты» 1917 года // Традиционная культура. Современный взгляд: проблемы и перспективы. Юдинские чтения – 2008. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 15 февраля 2008 г.). Курск. 2008. С. 93 – 101. (0,5 п.л.).

34. Криволапова Е.М. Возвращение Зинаиды Гиппиус // Историко-культурное наследие. Орел. 2009. № 1. С. 134 – 145. (0,8 п.л.).

35. Криволапова Е.М. Дневник Сергея Платоновича Каблукова. Год 1917 // Литературоведческий журнал. 2009. № 24. С. 138 – 234. (6 п.л.).

36. Криволапова Е.М. Континуальность пространства в «революционных» дневниках З.Н. Гиппиус и И.А. Бунина // Степь широкая: пространственные образы русской культуры. (Материалы межд. науч. конф.). Курск. 2009. С. 139 – 144. (0,5 п.л.).

37. Криволапова Е.М. О функциональной значимости дневника в русской культуре начала XX века // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей / науч. ред. Ю.В. Лебедев; отв. ред. А.К. Котлов. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 218 – 224. (0,4 п.л.).

38. Криволапова Е.М. «Религиозная тема» как «тема жизни» (на материале дневников З. Гиппиус и С. Каблукова) // Русская литература XIX-XX веков в современном мире: сб. науч. статей / науч. ред. В.В. Тихомиров; отв. ред. Н.Г. Коптелова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 225 – 232. (0,5 п.л.).

39. Криволапова Е.М. События 1917 года в дневниках русских писателей (З. Гиппиус, М. Пришвин, С. Каблуков) // Литературоведческий журнал. 2010. № 26. С. 76 – 106. (2 п.л.).

40. Криволапова Е.М. «Искание Бога перед мировой катастрофой» в ранних дневниках М.М. Пришвина // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: сб. науч. трудов по материалам Международной научной конференции. М., МГОУ, 23 – 24 июня 2009 г. В 2-х ч. М.: МГОУ, 2010. Ч. 1. С. 58 – 66. (0,6 п.л.).

41. Криволапова Е.М. Курортные впечатления Зинаиды Гиппиус // Курорт в русской культуре. К 200-летию Андреапольских минеральных вод: Статьи и материалы / Сост. М.В. Строганов, В.В. Цыков; Ред. М.В. Строганов. Торжок. Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Изд. М. Батасовой, 2010. С. 327 – 334. (0,5 п.л.).

42. Криволапова Е.М. Дневник как жанр литературы non-fiction // Фольклорные традиции в контексте современной культуры и образования. Юдинские чтения – 2010. Материалы всероссийской научно-практической конференции(25 февраля 2010 г.). Курск: Курск. гос. ун-т. 2010. С. 116 – 119. (0,25 п.л.).

43. Криволапова Е.М. Русский дневник начала XX века как «литературный факт» // Literatura rosyjska XVIII – XXI w. Dialog idei i poetic. Dyskurs o współczesności. Lódź, 2010. С. 95 – 103. (0,7 п.л.).

44. Криволапова Е.М. «Ищу правильную веру»: религиозная картина мира в ранних дневниках М. Пришвина // Афанасий Фет и русская культура: XXV Фетовские чтения: (Курск, 15 – 16 октября 2010 г.). Курск. гос. ун-т. Курск; 2011. С. 239 – 247. (0,6 п.л.).

45. Криволапова Е.М. «Творимая легенда» в дневниках русских символистов // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей / науч. ред. Ю.В. Лебедев; отв. ред. А.К. Котлов. Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2011. С. 202 – 205. (0,3 п.л.).

46. Криволапова Е.М. Дневник Сергея Платоновича Каблукова. Год 1909 // Литературоведческий журнал. 2012. № 31. С. 178 – 342. (10 п.л.).

47. Криволапова Е.М. Дневник в русской и западноевропейской культуре: жанр, метод, стиль // Współczesna komparatystyka i jej wymiary hermeneutyczne. Conversatoria Litteraria. Międzynarodowy Rocznik Naukowy. 4-5. Siedlce – Banská Bystrica. 2012. S. 27 – 35. (0,4 п.л.).