Научная тема: «ЧТЕНИЕ И ЧЕТЬИ СБОРНИКИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ XV–XVII вв.»
Специальность: 10.01.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Для понимания процессов, происходящих в древнерусской книжности, важное значение имеет изучение чтения в средневековых русских монастырях. Сложившиеся в монастырях практики чтения, его репертуар, сборники, составляемые читателями  - вот важнейшие аспекты, исследование которых может внести новый вклад  в изучение истории  древнерусской  литературы. 
  2. Четьи практики, возникшие  и развивавшиеся в древнерусских книжных монастырских центрах, должны были отвечать требованиям уставов самых разных уровней, обеспечивавших представление о типе и репертуаре чтения. Изучение такого рода регламентации является важной задачей при изучении монастырских четьих традиций, поскольку выявляет «идеальные» представления о различных аспектах чтения, существовавшие в древнерусском обществе.  
  3. Репертуар древнерусской книжности организовывался в целостные, изменяющиеся во времени системы чтения, отраженные в развитии такого важнейшего систематизатора древнерусского чтения, каким являлся индекс истинных книг. Так, в ранних сборниках Кирилло-Белозерского монастыря XV в, впервые появившись на Руси, индекс отражал систему чтения, сложившуюся еще в Киевской Руси. В сборниках иосифлянской книжной традиции во второй половине XV в. и в XVI в., индекс начинает включать в себя указания на исихастскую литературу, пришедшую на Русь в период второго южнославянского влияния, кодифицируя системы сложившегося   и авторитетного репертуара чтения, отсекая новые явления, не устоявшиеся еще в книжности и не обретшие силу традиции.
  4. Четьи сборники, в том числе и келейные,  выстраивались для средневековых книжников своего времени некую целостную систему, развитие и существование которой тесно связано со сложившимся в обществе типом чтения.
  5. Келейные монастырские сборники  представляют собой особый жанр древнерусской литературы, имевший, несмотря на кажущуюся хаотичность, особые закономерности строения, зависимые от существовавшего в древнерусских монастырях типа чтения. Особенно важна для структуры древнерусских келейных четьих сборников такая характеристика монастырского чтения, как его интенсивность.
  6. Классификация келейных сборников состоит из  ряда взаимодополняющих и взаимосвязанных классификаций разных уровней, учитывающих различные аспекты структуры и функционирования сборников, а именно классификации функциональная, типологическая, структурная, жанрово-тематическая. 
  7. Как важное наследие древнерусской книжности, келейные сборники различной структуры сохранялись в старообрядческой книжности. Структурное сходство старообрядческих сборников и древнерусских сборников является важным элементом своеобразия старообрядческой книжности в целом, пытающейся создавать новые интерпретации в рамках древних форм.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Грицевская И.М. Индексы истинных книг. СПб. : «Дмитрий Буланин», 2003. 253 с. – 15,88 п.л.

2. Грицевская И.М. Чтение и четьи сборники в древнерусских монастырях XV–XVII вв. СПб. : «Дмитрий Буланин», 2012. 425 с. – 27 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

3. Грицевская И.М. Система текстов для келейного чтения в Кирилло-Белозерском и Троице Сергиевом монастырях и индексы истинных книг // Книжные центры Древней Руси: Кирилло-Белозерский монастырь. 2008. С. 193-210. – 1,05 п.л.

4. Грицевская И.М. Древнерусская книжность и особенности чтения на Руси // Русская литература. - 2008. - №4. - С. 106-114. – 1 п.л.

5. Грицевская И.М. Структура старообрядческих сборников: Соловецкий и Пустозерский циклы в сборнике из Нижегородской областной библиотеки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 4.- С. 288-294. – 0,75 п.л.

6. Грицевская И.М. История келейного чтения на Руси и индексы истинных книг // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 6. - С. 37-43.- 0,75 п.л.

7. Грицевская И.М.Статья «О татарской [вере]» в сборниках XVI в. / И.М. Грицевская, Р.А. Симонов //Древняя Русь: Вопросы медиевистики. - 2011. - № 3 (45). - С. 35-37. -0,3 п.л./0,2 п.л.

8. Грицевская И.М. Древнерусский монастырский четий сборник: вопросы терминологии и классификации //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10, вып.8. - С. 15-26. -1,2 п.л.

9. Грицевская И.М. Белякова М.М., Курзина Е.С., Мисцелланологический анализ сборника уставных чтений XVII века из села Хахалы Нижегородской области / Белякова, И.М. М.М. Грицевская Е.С. Курзина, //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2012. - Т. 11, вып. 12. - С. 72-83. – 1 п.л./0,4 п.л.

Научные публикации в других изданиях:

10.Грицевская И.М. Индексы истинных книг в составе «Кирилловой книги» / И.М. Грицевская // Труды отдела древнерусской литературы. – СПб., 1993. – Т. 46. – С. 125–134. – 1,2 п.л.

11.Грицевская И.М., Черторицкая Т.В. Цветники в русской рукописной русской традиции: К постановке проблемы / И.М. Грицевская, Т.В. Черторицкая // Российское государство XV–начала XX вв.: экономика, политика, культура. – Екатеринбург, 1993. – С.41–45.- 0,3 п.л./0,2 п.л.

12.Грицевская И.М. Авторские атрибуции // Т.В. Черторицкая. Предварительный каталог церковнославянских гомилий подвижного календарного цикла по рукописям XI–XVI веков, преимущественно восточнославянского происхождения. / Под ред. Х. Микласа; авторские атрибуции И.М. Грицевской. – Opladen: Nordrhein–Westfaelischen Akademie der Wissenschaften, 1994. – С.753–767. – 1 п.л.

13.Грицевская И.М. История и современность Сейминского старообрядчества / И.М. Грицевская // Мир старообрядчества: История и современность. – Москва, 1999. – Вып. 5. – С.243–262. -1,2 п.л.

14.Грицевская И.М. Индексы истинных книг и Второе Южнославянское влияние (по материалам книжности Троице-Сергиева монастыря) / И.М. Грицевская // III Международная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России». ¬– Сергиев Посад, 2002. С.7–9. - 0,2 п.л.

15.Грицевская И.М. Индексы истинных книг в библиотеке Соловецкого монастыря / И.М. Грицевская //Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003». – Петрозаводск, 2003. С. 353–356. -0,3 п.л.

16.Грицевская И.М., Курзина Е.С. Древнерусский сборник как гипертекст / И.М. Грицевская, Е.С. Курзина // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI международной конференции по проблемам книговедения. (Москва, 20–21 апреля 2004). В 4-х томах. Т.2. – М., 2004. – С.9–13. – 0,5 п.л./0,2 п.л.

17.Грицевская И.М. Списки истинных книг / И.М. Грицевская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в.– Спб., 2004. – Вып. 3, ч. 4. – С. 872–875. – 0,4 п.л.

18. Грицевская И.М. Послание Григория Богослова Филагрию в славянской и русской книжности / И.М. Грицевская // Труды отдела древнерусской литературы. – СПб., 2004. – Т. 55. – С. 365–373. – 0,7 п.л.

19.Грицевская И.М. Чудовская Кормчая и Иерусалимский Устав в русской книжности конца XV– нач. XVI века / И.М. Грицевская // Религии мира. История и современность. ¬– М., Наука, 2004. – С.52–60.- 0,6 п.л.

20.Грицевская И.М. Патристика в репертуаре Московского печатного двора дореформенного периода / И.М. Грицевская // Федоровские чтения. – М. : Наука, 2005. – С. 268–295. - 1,3 п.л.

21.Грицевская И.М. Лицевой синодичный сборник Нижегородской областной библиотеки / И.М. Грицевская // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. – М., 2006. – С. 432–449. – 1,35 п.л.

22.Грицевская И.М., Курзина Е.С. Издания Московского печатного двора в системе древнерусской книжности / И.М. Грицевская, Е.С. Курзина // Федоровские чтения. – М., 2007. – С. 255–264. -0,5 п.л. /0,35 п.л.

23.Грицевская И.М. Два соловецких сборника XVI в. / И.М. Грицевская // «Рябининские чтения – 2007»: Материалы V Международной научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. – Петрозаводск, 2007. – С. 415–418. - 0,3 п.л.

24. Грицевская И.М. Индексы истинных и ложных книг в Волоколамском монастыре. // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2007. - Т. 58. - С.494-504 – 1,1 п.л.

25.Gritsevskaya I. Book inquisition in sixteen and seventeenth century Russia / I.Gritsevskaya – Scrinium: журнал патрологии, критической агиографии и церковной истории. – СПб. : Axioma, 2008. – Т.4. – С. 136–146. - 0,5 п.л.

26.Грицевская И.М. Воплощение идеи универсальной библиотеки в книжности Древней Руси / И.М. Грицевская // Наука о книге: Традиции и инновации: К 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы»: Материалы XII Международной научной конференции по проблемам книговедения (Москва, 28–30 апреля 2009 г.): В 4-х ч. Ч.1. – М., 2009. – С. 26–28. – 0,2 п.л.

27.Gritsevskaya I. Some Problems of Textology of Indexes of Prohibited Books / I.Gritsevskaya // The Old Testament Apocrypha in the Slavonic Tradition: Continuity and Diversity. – Mohr Siebeck. 2011. – P. 201–223. – 0,7 п.л.

28.Грицевская И.М. Цикл повестей об ангелах в Нижегородском старообрядческом сборнике XVIII в. / И.М. Грицевская //Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. : труды II Международной научной конференции (Москва, 2009) / Отв. ред. И.В. Поздеева. – М., 2011.– С. 133–164. – (Мир старообрядчества. Вып. 8). -1,8 п.л.

29. Грицевская И.М. Келейный сборник XVI в. монаха Соловецкого монастыря Варлаама Синицы / Грицевская И.М. // Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря: Сборник научных статей и докладов: труды I международной научной конференции (Соловки, 2009). – Соловки, 2011. – С.166-170 - 0,5 п.л.

30. Грицевская И. М. Иерусалимские уставы XVI–XVII вв. из собрания Нижегородской областной библиотеки / И.М. Грицевская // Книга и литература в культурном пространстве эпох (XI–XX века) : сб. науч. ст. / Отв. ред.: О. Н. Фокина, В. Н. Алексеев. – Новосибирск, 2011. – С. 681–690. -0,7 п.л.