- Профессиональное развитие педагога в поликультурном образовательном пространстве может рассматриваться как открытый, гетерохронный процесс развития всех его сторон личности в педагогической деятельности, включающий максимальное развитие определенных профессионально-психологических характеристик, представляющих собой совокупность индивидуально-психологических качеств и свойств личности, актуальных профессиональных компетентностей и направленность личности, определяющих возможность успешного выполнения педагогической деятельности в развивающихся экономических и социально культурных условиях современного общества.
- Закономерности развития профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве, возможно, обусловлены характеристиками самого пространства:
- непрерывность развития профессионально-психологических характеристик педагога обусловливается протяженностью образовательного пространства;
- противоречивость, неравномерность и гетерохронность развития профессионально-психологических характеристик связана с биполярностью образовательного пространства;
- разнонаправленность развития профессионально-психологических характеристик личности определяется объемом образовательного пространства;
- состав профессионально-психологических характеристик педагога зависит от складывающихся отношений между внутренними элементами образовательного пространства;
- взаимовлияние пространства и развития профессионально-психологических характеристик педагога обусловлено объективно-субъективным влиянием пространства на внутренние объекты, субъекты и процессы.
- Характеристики поликультурного образовательного пространства имеют свою региональную специфику проявления:
- протяженность рассматриваемого нами пространства представлена на региональном уровне количеством обучающихся-мигрантов на различных уровнях образования;
- объем поликультурного образовательного пространства выражен количественными и качественными характеристиками национальных и этнических субкультур мигрантов, приехавших в регион;
- биполярность отражает новые элементы образовательной системы региона, которые способствуют развитию этого пространства;
- в характеристике регионального поликультурного образовательного пространства должна быть выражена специфика складывающихся в этом пространстве отношений всех субъектов образования;
- объективно-субъективное влияние пространства на внутренние объекты, субъекты и процессы выражено в степени осознания педагогами наличия такого феномена как поликультурное образовательное пространство и готовностью работать адекватно складывающейся социально-культурной ситуации.
- Профессионально-психологические характеристики педагогов, работающих в поликультурном образовательном пространстве должны существенно отличаться от профессионально-психологических характеристик педагогов, работающих в монокультурном пространстве. Значимыми для поликультурного образовательного пространства являются: положительная этническая идентичность, принадлежность к культуре, положительная установка на коллективизм, мобильность, адаптивность, межкультурная и межконфессиональная толерантность, находчивость, оптимизм, смелость. Региональные особенности поликультурного образовательного пространства должны влиять на развитие профессионально-психологических характеристик педагога, обусловливая специфику их проявления.
- Психолого-педагогическое сопровождение развития профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве может осуществляться на основе разработанных технологий профилактики, развивающей психодиагностики, психологического консультирования, просвещения с использованием развивающих образовательных технологий.
1.Синякова, М.Г. Методология воспитательных систем в управлении качеством образования / М.Г. Синякова // Философия образования.-2006, №3.-с. 223-228. (0,5 п.л.).
2.Синякова, М.Г. Современные теории корпоративного обучения персонала в организации / М.Г. Синякова // Наука и образование. – 2008.- № 1. – с. 58-63. (0,5 п.л.).
3.Синякова, М.Г. Определение общепрофессиональных и этических требований к подготовке бакалавров менеджмента / М.Г. Синякова //Образование и наука.- 2009.- №8(65). - с. 63-70. (0,5 п.л.).
4.Синякова, М.Г. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов / М.Г. Синякова, Э.Э.Сыманюк, Шемятихина Л.Ю. //Фундаментальные исследования. - 2009. -№5. - с.141-146. (0,2 п.л.).
5.Синякова, М.Г. Управление конфликтами в педагогическом коллективе / М.Г. Синякова, Э.Э.Сыманюк // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9. - с.170-176. (0,3 п.л.).
6.Синякова, М.Г. Управление конфликтом, или как эффективно внедрить инновации / Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. //Народное образование. - 2010.-№2. - с.119-125. (0,5 п.л.).
7.Синякова, М.Г. Психолого-педагогические условия социокультурной адаптации мигрантов в образовательном пространстве мегаполиса / М.Г. Синякова //Мир образования - образование в мире. - 2010. - №2. – с. 16-24. (0,5 п.л.).
8.Синякова, М.Г. Поликультурность как характеристика профессионально-образовательного пространства / М.Г. Синякова //Известия Российской академии образования. - 2011. - №1. - с.104-111. (0,5 п.л.).
9.Синякова, М.Г. Эмпирическое изучение основных характеристик и типов профессиональной идентичности городских педагогов / М.Г. Синякова, Л.Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №1.-с.48-61. (0,67 п.л.).
10.Синякова, М.Г. Социокультурная региональная адаптация учащихся-мигрантов / М.Г. Синякова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №3. - с.66-74. (0,7 п.л.).
11.Синякова, М.Г. Методологические подходы к исследованию проблемы формирования поликультурного профессионально-образовательного пространства / М.Г. Синякова // Педагогическое образование в России. - 2011. №5. - с.24-30. (0,5 п.л.).
12.Синякова, М.Г. Психология профессионально-образовательного пространства личности / М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. – 2011. №5. - с.46-52. (0,5 п.л.).
13.Синякова, М.Г. Инновационное образование как фактор совершенствования образования / Э.Ф. Зеер, М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк// Известия Российской академии образования. - 2011. - № 4 (20). - с.37-49. (0,5 п.л.).
14.Синякова, М.Г. Основные характеристики профессионально-образовательного пространства / Синякова М.Г. // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. – 2011. - № 4 (21). с. 86-92. (0,5 п.л.).
15.Синякова, М.Г. Профессионально-психологические характеристики педагога, детерминированные поликультурным образовательным пространством / Синякова М.Г. // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. – 2012. - №11 (46).- с. 71-77 (0,5).
Монографии, учебные и методические пособия
16.Синякова, М.Г. Проектировочная деятельность в образовании / Методические рекомендации / М.Г. Синякова, Л.А. Захарова, Н.И. Чуракова - УрГПУ, Екатеринбург, 2008. 211 с. (4,5 п.л.).
17.Синякова, М.Г. Профессиональное образование в России как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу Синякова М.Г., Астратова Г.В., Лагутина Е.Е., Леонгардт В.А. и др. // Под общей и научной редакцией Г.В. Астратовой, Л.И. Пономаревой. Екатеринбург-Шадринск. ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2009. – 368 стр. (0,6).
18.Синякова, М.Г. Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития / С.С.Чернов, А.А.Арсланова, С.Н. Голикова, А.А. Печеркина, М.Г. Синякова. / Гл.3. Профессиональное здоровье учителя: понятие, составляющие, личностные и поликультурные доминанты. - Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010.- 186 с. (0,5 п.л.).
19.Синякова, М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход / М.Г. Синякова - Моск.го.обл.ун-т. –М.: Изд-во МГОУ, 2011. -170 стр. (10,75 п.л.).
20.Синякова, М.Г. Качество жизни: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы вступления в ВТО. / Г.В. Астратова, А.В. Мехренцев, А.Н. Семин, М.Г. Синякова, В.А. Шапошников.- Екатеринбург: Изд-во ГК «Стратегия позитива», 2012.- 648с. (1,2 п.л.).
21.Синякова, М.Г. Технология поддержки профессионального здоровья учителя / Печеркина А.А., Чуракова Н.И., Синякова М.Г. // Гл.2.3. Поликультурная среда как современная детерминанта профессионального здоровья учителя / Синякова М.Г. - Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2011.- 158 с. (2,45 п.л.).
22.Синякова, М.Г. Теоретико-экспериментальное исследование особенностей развития профессионально-психологических характеристик педагогов в поликультурном образовательном пространстве России./ М.Г. Синякова. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 262 с. (16,5 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов
23.Синякова, М.Г. Педагогическая студия как форма организационного обучения педагогов / М.Г. Синякова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования».- ГОУ ВПО «УрГПУ»; Екатеринбург, 2007. - с. 164 – 177. (0,7 п.л.).
24.Синякова, М.Г. Теория «обучающейся организации» как основа корпоративного обучения в образовательном учреждении / М.Г. Синякова // Материалы международной междисциплинарной научной конференции «Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы». - Москва. - М.: Изд-во СГУ, 2007. - с. 47-52. (.0,3 п.л.).
25.Синякова, М.Г. Корпоративное обучение в образовательном учреждении на основе теории «обучающейся организации» / М.Г. Синякова //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессионально-образовательного пространства человека».- Екатеринбург. - ГОУ ВПО «РГППУ», 2008. - с. 134-142. (0,5 п.л.).
26.Синякова, М.Г. Развитие поликультурного образования в условиях мегаполиса / М.Г. Синякова // Образование в современном мире: проблемы миграции, управления, экономики, социального партнерства: сб.науч.ст./ Урал.гос.пед.ун-т.; Моск.психол.-соц.ин-т; под науч.ред. М.Г. Синяковой; Екатеринбург; М.: МПСИ, 2010, с. 13-20. (0,6 п.л.).
27.Sinyakova M. Multiculturalism of Education and psychological health the Teacher / М.Г. Синякова // Education and Internatonal Relations : Book of articles.- Izhevsk, Udmurt State Universiti, 2011. с.191-197. (0,4 п.л.).
28.Синякова, М.Г. Поликультурное профессионально-образовательное пространство как основа развития личности педагога//Управление инновационным образованием: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. ред. Б.М. Игошев, С.Л. Фоменко, Н.И. Чуракова и др.; общ. ред. Н.И. Чуракова; В 3-х ч. Ч. 1. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. – с. 38-55. (1,35 п.л.)
29.Синякова, М.Г. Влияние поликультурной среды на профессиональное здоровье учителя // Образование в современном мире: проблемы миграции, управления и экономики: сб. науч. ст.: в 2 т. – Москва; Екатеринбург, 2011. – Т. 2. – с. 157-161. (0,3 п.л.).
30.Синякова, М.Г. Поликультурный аспект проблемы сохранения профессионального здоровья педагога // Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций: структура и содержание, технологии развития: сб. науч. ст. II междун. науч.-практ. конф.; под науч. ред. Э.Э. Сыманюк, Л.Ю. Шемятихиной; под общ. ред. Л.Ю. Шемятихиной; Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т [б.и.], 2011. – с. 213-216. (0,6 п.л.).
31.Синякова, М.Г. Особенности поликультурного образовательного пространства России // Діалог культур – діалог про мир і в ім´я миру : матеріали І Міжнар. наук.-практ. конф., 24–25 жовт. 2012 р. : у 2 т. – Дніпропетровськ : Т. 2 : Міжмовна комунікація та текстологія. – 2012. – с. 83-89. (0,5 п.л.).
32. Синякова, М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации мигрантов в образовательном пространстве мегаполиса // International Symposium on Education and Interethnic Relations (IEIR 2012) /Международный симпозиум «Образование и межнациональные отношения: развитие поликультурного образования в аспекте безопасности»; Ижевск. – 2012. – с.178-186 (0,7)