Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К РАСШИРЕННОМУ ВОСПРОИЗВОДСТВУ НАСЕЛЕНИЯ»
Специальность: 22.00.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социальное воспроизводство населения в России можно диагностировать как кризисное, оно характеризуется следующими процессами. С одной стороны, проявляется депопуляция - низкая рождаемость, высокая смертность, большая естественная убыль населения, старение трудоспособного населения, большая разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин. С другой стороны, в обществе формируются условия перехода к расширенному воспроизводству населения - активизируется демографическая политика, растет ресурс материнского капитала, возрастает государственная поддержка семьи, модернизируются система здравоохранения и детских учреждений, оптимизируется образовательная система, растут (хотя и медленно) доходы граждан, обновляется система физической культуры и спорта. Кроме того, создается потребность общества в формировании самосохранительного поведения россиян - формируется необходимость в активизации социальных механизмов саморазвития демографического человеческого капитала, возрастания уровня способности населения к саморегуляции собственного социального воспроизводства.

2. Самосохранительное поведение - это необходимый сложный многоуровневый компонент социального воспроизводства населения, разновидность социально-демографического поведения, включающий в себя совокупность знаний, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок, характеризующих, организующих и направляющих внешнюю действенную активность личности, группы, общности, на сохранение, воспроизводство и поддержание своего здоровья, здорового образа жизни в течение всего жизненного цикла, оптимизацию средовых факторов. Самосохранительное поведение может оцениваться по различным системам показателей, таким как внешние прямые показатели (система деятельных практик, социальные ценности, нормы, принципы, традиции); внутренние прямые показатели (самосохранительные ценностные приоритеты, потребности, интересы, поведенческая мотивация, установки); косвенные показатели (здоровье, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, деятельность системы здравоохранения, образования, спорта, уровень оказания самосохранительных услуг). Стихийное или целенаправленное формирование самосохранительного поведения происходит в ходе как первичной, так и вторичной социализации под воздействием государственных социальных программ, семьи, родителей, институтов образования и здравоохранения, СМИ, хозяйственных организации, общественных учреждений.

3. Сформулированная концепция формирования самосохранительного поведения личности включает в себя формирование идеологии, повышение уровня культуры здоровья как базовой потребности и ценности человека на протяжении его жизненного пути. Она определяет цели, задачи и основные направления деятельности по сохранению жизни, укреплению здоровья, здорового образа жизни, продлению творческого долголетия различных категорий россиян.

Переход к расширенному воспроизводству населения предполагает целевое формирование самосохранительного поведения населения. Последнее и призвано не только создать предпосылки роста состава населения, продолжительности жизни, физического здоровья граждан, но и оптимизировать систему социального накопления демографического человеческого капитала, роста качественных характеристик населения, его уровня физических способностей к выполнению всякого социального действия в целях получения социальной выгоды, роста эффективности функционирования хозяйственных общественных систем.

4. Демографический человеческий капитал характеризуется мерой самосохранительного поведения, ведь здоровье определяет физические способности человека труда, а значит, создает возможность социальной капитализации всей системы потенциальных свойств личности, отдельных трудовых коллективов, населения в целом. Проявляются следующие взаимосвязанные этапы процесса формирования самосохранительного поведения: 1) создание условий для саморазвития, реализации целевых социальных программ развития самосохранительного поведения человека; 2) формирование самосохранительного поведения, сохранение и совершенствование здоровья, рост продолжительности жизни как итог роста потенциального демографического человеческого капитала; 3) социальное накопление демографического человеческого капитала, трудовая реализация здоровья, физических способностей населения; 4) социальная, социально-экономическая и экономическая отдача от демографического человеческого капитала; 5) создание социальных, культурных, экономических предпосылок нового этапа оборота процесса формирования самосохранительного поведения.

Обладатели здоровья как носители демографического человеческого капитала более склонны к саморазвитию собственного самосохранительного поведения, они направляют свою деятельность на рост социально-экономических выгод, а значит, заинтересованы избегать экономических потерь в случаях снижения или утраты физической способности к реализации трудового действия.

5. Формирование самосохранительного поведения осуществляется в результате активизации социального механизма, направленного на идеологическое, а также программно-целевое обеспечение активной гражданской позиции населения, создание «моды на здоровье», повышение общественного престижа здорового образа жизни, физкультуры и спорта, пропаганду и социальное стимулирование творческого долголетия человека. Это предполагает не только создание соответствующих социальных программ, формирование надлежащих условий внешней среды и инфраструктуры (в том числе информационной), но и внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность хозяйственных организаций, повышение значимости экологической культуры, физкультуры и спорта в учебной, производственной и повседневной жизнедеятельности населения с учетом комплексности, интегрированного квалифицированного воздействия различных субъектов социализации (социологов, педагогов, медицинских работников, психологов, родителей, руководителей предприятий, учреждений, властных и административных структур и самого населения в целом).

6. Социальное здоровье необходимо рассматривать как важнейший компонент самосохранительного поведения, состояние индивида, группы, общества, которое соответствует общественной норме с точки зрения всех статусных, сферных, средовых параметров и многоуровневых потребностей (личностных, семейных, социально-групповых, общественных, экономических, этнических и пр.). «Социальное настроение», «социальные чувства», «социальное самочувствие» являются важными субъективными критериями диагностики социального здоровья социума и залогом продуктивной жизнедеятельности человека. Социальное самочувствие рассматривается как интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, синдром сознания, отражающий соотношение между уровнями притязания и степенью удовлетворения потребностей субъекта. Устойчивость всего комплекса этих характеристик выступает основным индикатором уровня социального здоровья населения. Для достижения определенного уровня социального здоровья необходим выбор стратегии формирования самосохранительного поведения личности. Это приводит к необходимости формирования «культуры здоровья» и соответствующей поведенческой деятельности, которая осознается и формирует достаточно выраженные мотивации к ведению здорового образа жизни, с одной стороны, с другой - проявляется в противоречиях реального самосохранительного поведения населения, выраженных в неупорядоченности социальной, экономической и повседневной организации жизнедеятельности человека, несоблюдении самосохранительных норм при множественной трудовой занятости, нарушениях оптимального режима дня, труда и отдыха, питания, профилактических здравоохранительных мер, самолечении, разрушении экологической среды.

7 Дестабилизатором самосохранительного поведения выступают различные виды девиантных ориентаций и практик населения. Анализ эмпирических данных показал, что большинство школьников и студентов имеют проблемы со здоровьем. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, страдающих алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией, что во многом обусловлено средовыми условиями их обучения и жизнедеятельности. Установлено, что высокая значимость здоровья для последующей профессиональной деятельности молодежи коррелируется с деятельностью, выражающейся в нарушении форм самосохранительного поведения, - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, игнорированием норм здорового образа жизни и профилактики заболеваемости. В ходе опроса эмпирически подтверждено, что большинство рабочих на предприятиях понимают значимость сохранения здоровья как необходимое условие продления трудовой деятельности, но не склонны изменить девиантное поведение на самосохранительное. Девиации работающих категорий населения во многом обусловлены тем, что они находятся в диапазоне «неустойчивого» социального самочувствия. Большая часть работающего населения эксплуатирует свой физический ресурс и подвержена сокращению своего биологического человеческого капитала. Множественная занятость, продолжительный, тяжелый рабочий день, опасения безработицы, нищеты, ограниченные возможности в организации отдыха не позволяют восстанавливать работникам свой биологический человеческий капитал, оптимизировать свое самосохранительное поведение, провоцируя снижение уровня здоровья. Авторский опрос показал, что более 60% россиян считают наиболее эффективным методом лечения нетрадиционную медицину и самолечение, что демонстрирует противоречивость между декларируемыми и реальными самосохранительными практиками. Это свидетельствует о необходимости смены оздоровительной парадигмы России, перемещения акцента с лечения болезней на их профилактику и пропаганду здорового образа жизни, активизации самосохранительных технологий личности, внедрения новых цивилизованных научно обоснованных способов поддержания и сохранения здоровья.

8. Нарушения экологического равновесия системы «человек - природа - общество» являются фактором роста депопуляции. Вместе с тем, будучи частью самосохранительного поведения, экологическая культура представляет собой новое качество, характеризующееся целостным миропониманием и мироотношением, выражается как совокупность нравственных ценностей и поведенческих норм, включая не только информацию, знания и общественное мнение о состоянии окружающей среды, но и поведенческие стратегии, направленные на ее сохранение и воспроизводство. Здоровьесберегающие ценности и поведенческие нормы, способствующие ведению здорового образа жизни, повышают адаптивные ресурсы человека и сопряжены с подъемом уровня экологической культуры, способствуют росту эффективности самосохранительного поведения.

9. Определено, что мотивационно-ценностный компонент является стержневым в структуре механизма формирования самосохранительного поведения личности. Однако реальные практики жизнедеятельности населения противоречат ориентациям на здоровый образ жизни и определяют эмпирически выявленные пять типов стратегий самосохранительного поведения. Эффективно-рациональный тип самосохранительного поведения (не более 5%): здоровье - высшая ценность, здоровый образ жизни, активные занятия физкультурой и спортом. Успешно-активный тип (5 - 15%): ценность здоровья осознается, декларируется, но не всегда соблюдается рациональный режим питания, сна, труда и отдыха, присутствуют вредные привычки, нерегулярные занятия физкультурой и спортом. Ситуативный тип (16 - 40%): здоровье - важная ценность наряду с множеством других ценностей. Пассивный тип самосохранительного поведения - ориентирующийся на минимальную активность в поддержании здоровья (15 - 25 %). Эта категория населения ориентируется на самолечение, целителей, но не на институт здравоохранения. Физическая активность у большинства данных индивидов низкая. Девиантный тип самосохранительного поведения (около 20 % россиян) свойствен тем категориям населения, которые владеют низким уровнем интеллектуально-образовательного человеческого капитала.

10. В современных условиях необходимо внедрение сложного, многоуровневого социального механизма реализации концепции самосохранительного поведения личности, социальных групп и населения в целом.

Первый (базовый) уровень данного механизма связан с реализаций социальной политики, направленной на рост качества жизни, устойчивый рост общих доходов граждан, развитие системы здравоохранения, улучшение экологических условий жизнедеятельности населения. Важно акцентирование регулирующего воздействия государства не на социальной помощи, а на формировании и совершенствовании стандартов качества жизни населения России, росте объема материнского капитала.

Второй уровень механизма определяет рост эффективности социального национального проекта образования. Образовательная деятельность должна не только реализовывать качественное развитие здоровья обучающихся, но и формировать устойчивые мотивы самосохранительного поведения личности, обеспечивать условия расширенного воспроизводства демографического человеческого капитала обучающихся, а также саморазвитие физической культуры граждан. Положительные сдвиги в формировании самосохранительного поведения обучающихся возможны лишь при активном внедрении здоровьесберегающих технологий, физкультуры и спорта не только в учебную, но и в повседневную бытовую, культурно-развлекательную деятельность обучающихся.

Третий уровень механизма - формирование стимулирующей системы развития здоровья тружеников отдельных хозяйственных организаций: совместных партнерских проектов развития здоровья тружеников, оказания самосохранительных, здоровьесберегающих услуг, поддержки социальных структур физической культуры и спорта, инвестиций в систему охраны труда на предприятиях, повышения эффективности функции государственного контроля.

Четвертый уровень - разработка и реализация национальной программы целевого развития самосохранительной культуры населения России. Интеграция государственных инструментов (образовательных, здравоохранительных, просветительских, информационных), направленных на формирование самосохранительной идеологии, устойчивый рост общественного престижа здорового образа жизни, пропаганда и социальное стимулирование саморазвития здоровья населения, занятия физической культурой и спортом.

Пятый уровень - законодательное регулирование процессов формирования самосохранительного поведения: 1) принятие закона о резком ужесточении санкций против девиантного поведения: наркомании, алкоголизма, проституции, нарушении прав самосохранительной деятельности индивидов; 2) принятие закона об обязательной разработке и о внедрении организациями всех форм собственности и видов деятельности (образовательных, финансовых, консалтинговых, коммерческих, производственных и др.) кодекса сохранения и развития демографического человеческого капитала. Выделение отдельных статей бюджета, направленных на финансирование процессов потребительского формирования самосохранительного поведения. Важно законодательно обязать различные организационные структуры вести целевую деятельность по восстановлению, охране и развитию здоровья тружеников и обучающихся, осуществлять официальные отчеты, постоянные амортизационные отчисления в фонд развития здоровья акторов.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение личности в современном социуме / В.Я. Шклярук. Саратов: СГСЭУ, 2011. (8,25 п. л.)

2.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение как фактор преодоления депопуляции населения России / В.Я. Шклярук. Саратов: СГСЭУ, 2009. (11,87 п. л.)

3.Шклярук, В.Я. Социальная среда и самосохранительное поведение населения / В.Я. Шклярук. Саратов: СГСЭУ, 2008. (10,1 п. л.)

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

4.Шклярук, В.Я. Основные факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни населения / В.Я. Шклярук // Вестник СГСЭУ. 2011. № 3(37). С. 195 – 195. (0,4 п. л.)

5.Шклярук, В.Я. Здоровье и образ жизни молодежи / В.Я. Шклярук // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1(35). С. 165 – 167. (0,5 п. л.)

6.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение как вид демографического поведения / В.Я. Шклярук // Вестник СГТУ. 2011. № 1(52). С. 314 – 324. (0,8 п. л.)

7.Шклярук, В.Я. Тенденции демографического развития и социально-демографического поведения населения / В.Я. Шклярук // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Вып. 4. С. 35 – 39. (0,4 п. л.)

8.Шклярук, В.Я. Сохранение здоровья как фактор социального самочувствия производственного персонала / В.Я. Шклярук // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 139 – 141. (0,4 п. л.)

9.Шклярук, В.Я. Ретрансляция здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения школьников / В.Я. Шклярук // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 4. С. 18 – 20. (0,4 п. л.)

10.Шклярук, В.Я. Адаптация человека к отрицательным воздействиям окружающей среды / В.Я. Шклярук // Вестник Тамбовского университета. 2009. Вып. 7(75). С. 159 – 164. (0,7 п. л.)

11.Шклярук, В.Я. Демографическое поведение отдельных социально-демографических групп населения / В.Я. Шклярук // Вестник Тамбовского университета. 2008. Вып. 12(68). С. 358 – 364. (0,8 п. л.)

12.Шклярук, В.Я. Экологическая культура как фактор самосохранительного поведения / В.Я. Шклярук // Вестник Тамбовского университета. 2008. Вып. 11(67). С. 383 – 389. (0,7 п. л.)

13.Шклярук, В.Я. Здоровье в системе самосохранительного поведения рабочих / В.Я. Шклярук // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Вып. 2. С. 44 – 47. (0,45 п. л.)

14.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде / В.Я. Шклярук // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 139 – 142. (0,4 п. л.)

15.Шклярук, В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В.Я. Шклярук // Философия и общество. 2007. № 4(48). С. 155 – 164. (0,6 п. л.)

16.Шклярук, В.Я. Здоровье студента – важнейший компонент его профессиональной подготовки / В.Я. Шклярук, А.В. Федорова // Вестник СГСЭУ. 2002. № 3. С. 169 – 172. (0,5/0,4 п. л.)

Статьи в научных сборниках

17.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение как вид демографического поведения: тенденции и проблемы / В.Я. Шклярук // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: ИЦ Наука, 2012 г. С. 42 – 44. (0,2 п. л.)

18.Шклярук, В.Я. Проблемы формирования самосохранительного поведения на разных этапах социализации личности / В.Я. Шклярук // Актуальные вопросы физического воспитания и здорового образа жизни: материалы Научно-практической конференции по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ. Саратов: ИЦ Наука, 2012. С. 83 – 87. (0,3 п. л.)

19.Шклярук, В.Я. Особенности и тенденции демографического развития современного российского социума / В.Я. Шклярук // Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 3. Саратов: ИЦ Наука, 2012 г. С. 193 – 194. (0,2 п. л.)

20.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение личности и его структурный анализ / В.Я. Шклярук // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: ИЦ Наука, 2011 г. С. 64 – 68. (0,3 п. л.)

21.Шклярук, В.Я. Компоненты здорового образа жизни студенческой молодежи как фундамент самосохранительного поведения / В.Я. Шклярук // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2010 г. С. 66 – 70. (0,3 п. л.)

22.Шклярук, В.Я. Современные демографические проблемы и прогнозы / В.Я. Шклярук // Развитие современного инновационного общества: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 4. Саратов: КУБиК, 2010 г. С. 123 – 125. (0,2 п. л.)

23.Шклярук, В.Я. Государственная демографическая политика по преодолению депопуляции населения в России // В.Я. Шклярук // Социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2008 г. Саратов: СГСЭУ, 2009. С. 160 – 162. (0,3 п. л.)

24.Шклярук, В.Я. Долголетие трудоспособного населения // В.Я. Шклярук // Тенденции и перспективы развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 4. Саратов: КУБиК, 2009 г. С. 155 – 161. (0,45 п. л.)

25.Шклярук, В.Я. Информационное обеспечение и механизмы реализации концепциии формирования самосохранительного поведения / В.Я. Шклярук // Экономический и социально-философский потенциал современного общества: Возможности, тенденции, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 3. Саратов: Научная книга, 2009 г. С. 152 – 155. (0,2 п. л.)

26.Шклярук, В.Я. Среда обитания: факторы, влияющие на продолжительность жизни населения / В.Я. Шклярук // Тенденции развития современного общества: Пути преодоления экономического кризиса: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. Саратов: Научная книга, 2009 г. С. 142 – 146. (0,3 п. л.)

27.Шклярук, В.Я. Процессы депопуляции и их прогнозирование / В.Я. Шклярук // Социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2007 г. Ч. 1. Саратов: СГСЭУ, 2008. С. 111 – 114. (0,4 п. л.)

28.Шклярук, В.Я. Приоритетные направления концепции формирования самосохранительного поведения // В.Я. Шклярук // Здоровье и демографическое поведение населения: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2008. С. 97 – 110. (0,7 п. л.)

29.Шклярук, В.Я. Процессы депопуляции и самосохранительное поведение населения // В.Я. Шклярук // Личность в современном обществе: Визуальная репрезентация: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 9 ноября 2007 г. Саратов: Наука, 2008. С. 131 – 136. (0,3 п. л.)

30.Шклярук, В.Я. Формирование активной и устойчивой мотивации личности к самосохранительному поведению / В.Я. Шклярук // Экономика и социум: современные модели развития социума в аспекте глобализации Саратов: СГСЭУ. 2008. С. 302 – 309. (0,5 п. л.)

31.Шклярук, В.Я. Депопуляция: причины, демографический прогноз // В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 49 – 56. (0,5 п. л.)

32.Шклярук, В.Я. Здоровье как социально-психологическая категория / В.Я. Шклярук // Здоровье и демографическое поведение населения: сборник научных трудов. Вып. 1. Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 140 – 152. (0,8 п. л.)

33.Шклярук, В.Я. Тенденции роста заболеваемости населения и самосохранительное поведение // В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 153 – 162. (0,5 п. л.)

34.Шклярук, В.Я. Смертность и продолжительность жизни населения / В.Я. Шклярук // Социально-экономические механизмы роста экономики и качества жизни: сборник научных трудов. Ч. 1. Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 110 – 117. (0,5 п. л.)

35.Шклярук, В.Я. Самосохранительное поведение как фактор долголетия человека // В.Я. Шклярук // Современные проблемы АПК и природопользования. Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 91 – 96. (0,5 п. л.)

36.Шклярук, В.Я. Окружающая среда и безопасность жизнедеятельности человека / В.Я. Шклярук // Новые тенденции и закономерности социально-экономического развития России: сборник научных трудов. Ч. 1. Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2006. С. 109 – 116. (0,5 п. л.)

37.Шклярук, В.Я. К вопросу об особенностях питания спортсменов силовых видов спорта / В.Я. Шклярук // Современные проблемы АПК и природопользования. Саратов: СГСЭУ, 2006. С. 101 – 103. (0,25 п. л.)

38.Шклярук, В.Я. Формирование физической культуры личности в современных условиях / В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2006. С. 181 – 188. (0,5 п. л.)

39.Шклярук, В.Я. Маркетинг в сфере спорта / В.Я. Шклярук, Р.Н. Малофеева // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2006. С. 177 – 180. (0,2/0,1 п. л.)

40.Шклярук, В.Я. Психология тренерской деятельности и личности тренера / В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2006. С. 175 – 176. (0,15 п. л.)

41.Шклярук, В.Я. Возможности адаптации организма студента к изменяющейся окружающей среде / В.Я. Шклярук // Социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2004 г. Саратов: СГСЭУ, 2005. С. 102 – 104. (0,25 п. л.)

42.Шклярук, В.Я. Физическая культура как фактор сохранения здоровья и увеличения продолжительности активной жизни трудовых ресурсов / В.Я. Шклярук, З.Н. Палагина // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2005. С. 119 – 123. (0,3/0,2 п. л.)

43.Шклярук, В.Я. Спортивный менеджмент – один из видов отраслевого менеджмента / В.Я.Шклярук, Р.Н. Малофеева // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2005. С. 116 – 119. (0,2/0,1 п. л.)

44.Шклярук, В.Я. Развитие психомоторных и познавательных способностей в процессе изучения приемов самообороны / В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2005. С. 113 – 116. (0,2 п. л.)

45.Шклярук, В.Я. Современные проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / В.Я. Шклярук // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2004. С. 48 – 53. (0,4 п. л.)

46.Шклярук, В.Я. Некоторые аспекты девиантного поведения в жизнедеятельности студентов / В.Я. Шклярук, А.В. Федорова // Среда обитания, здоровье и физическое развитие студентов: материалы Межвузовской научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2004. С. 43 – 48. (0,25/0,15 п. л.)

47.Шклярук, В.Я. Социальные и аксиологические факторы, влияющие на здоровье студента / В.Я. Шклярук, В.А. Кадушина // Социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2003 г. Саратов: СГСЭУ, 2004. С. 119-121 (0,3/0,2 п. л.)

48.Шклярук, В.Я. Значение физических упражнений для сохранения здоровья / В.Я. Шклярук // Социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2001 г. Саратов: СГСЭУ, 2002. С. 211 – 213. (0,3 п. л.)