2. Положение о необходимости воспитания толерантности студентов вуза не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки практико-ориентированной концепции воспитания толерантности студентов как их приобщения к фундирующим ценность «толерантность» ценностям, содержащим ответ на вопрос о смысле жизни. В современных условиях требуется создание такого аксиологического пространства воспитания толерантности студентов, в котором пребывающее (смысл) в образующих содержание ценности «толерантность» ценностях, отражающих онтологическую модальность сущего, есть сущность, которая в форме проявления обнаруживает себя в отношениях преподавателя к студенту, студента к преподавателю, а в форме существования «живет» в ценностных отношениях, образующих содержание аксиологического пространства воспитания толерантности студентов. Такое пространство создается ценностно-ориентационной деятельностью преподавателя вуза и студента.
3. Воспитание как существование, отражая жизнь общества, особенности его развития в конкретный период, обеспечивает взаимовлияние ценностных миров преподавателя и студента, проясняя для студента его цели, ценности, оценки, мотивы, приводит в движение возможное, осуществляет возможное.
Воспитание как осуществление есть «строительство» добродетельного человека, то есть такого, каким он должен быть в свете морального закона, одним из предписаний которого является быть толерантным. Сущность воспитания толерантности студентов как их приобщения к ценностям, образующим содержание ценности «толерантность», состоит в том, что опосредование преподавателем вуза и студентами отношений и связей между ними, происходящее внутри целостности, какой является аксиологическое пространство воспитания толерантности студентов, - это путь «движения» ценностей от преподавателя к студентам и от студентов к преподавателю, которое (движение) превращает возможное в действительное - толерантность.
4. В современных условиях в основу разработки концепции воспитания толерантности студентов должна быть положена идея проникновенной сопричастности к человечности ценностных миров различных людей. Данная идея при ее реализации заключает в себе возможность приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности, создает условия для снятия морального отчуждения, являющегося препятствием для единения людей на пути решения ими многообразных проблем современности, для жизни сообща в меняющемся мире на основе морального закона, побуждающего человека уважать жизненные миры других людей; для преодоления нравственного напряжения, являющегося одним из следствий утраты моралью своей очевидности, пессимистического взгляда на нравственность человека, порождающего равнодушие, потерю надежды на справедливость, милосердие и т.д. Толерантность как нравственное совершенство есть преданность добру, которое всегда направлено на более высокие ценности, есть чуткость совести. Толерантность есть такая привычка к нравственности, которая определена нравами, вменяющими человеку исполнение норм морали, поощряющими нравственное поведение.
5. В основаниях разработанной в контексте уровней методологии практико-ориентированной концепции воспитания толерантности студентов находятся аксиолого-педагогический подход и принципы, обеспечивающие его реализацию на том или ином уровне методологии. Аксиолого-педагогический подход на философском уровне методологии, содержание которого образуют категории «мораль», «нравственность», «ценность», «пространство», «ценностно-ориентационная деятельность», понятие «проникновенная сопричастность к человечности», фундаментальные категории мировоззрения «мир» и «человек», «оформляется» с помощью категорий «ценность», «пространство», «ценностно-ориентационная деятельность» и понятия «проникновенная сопричастность к человечности». Содержание общенаучного уровня методологии образуют понятия «аксиологическое пространство воспитания толерантности студентов», «ценностное отношение», а также понятия «благородство», «верность», «взаимопонимание» и другие понятия, которые, принимая значение ценностей, образуют ценностный ряд толерантности и «оформляют» данный подход на этом уровне методологии. Содержание конкретно-научного уровня методологии образуют понятия «поиск», «оценка», «выбор», «проекция», которые и «оформляют» данный подход на этом уровне методологии.
6. Стратегия деятельности преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов базируется на реализации концепции, задающей способ создания модели воспитания толерантности студентов в вузе. Реализация модели в рамках направлений работы по воспитанию толерантности студентов обеспечивает их включение в ценностные отношения, являющиеся формой воспитания толерантности. Повышение педагогической квалификации преподавателей вуза, осуществляемое в процессе освоения ими содержания программы «Воспитание толерантности студентов», и деятельность преподавателя по воспитанию толерантности студентов как два направления работы являются аксиологически наслоенными направлениями. Аксиологическое наслоение направлений деятельности преподавателя, суть которого заключается в том, что для оказания доверия должен иметься достойный его человек, приводит к ситуации толерантности. Наслоение направлений деятельности преподавателя вуза обеспечивается реализацией адекватных направлениям его деятельности методов, а также контекстного, проблемно-методологического, личностно ориентированного, текстуально-диалогического, задачного, имитационно-игрового подходов, обеспечивающих (методы, подходы), в том числе и реализацию содержания процесса приобщения студентов к ценностям.
7. Содержание процесса приобщения студентов к ценностям, раскрываемое сквозь призму содержания понятий «мораль», «нравственность», «ценность», «пространство», обусловлено содержанием «сложной» ценности «толерантность» и понятия «проникновенная сопричастность к человечности». Источниками содержания процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности, являются: а) категории и понятия, образующие содержание философского и общенаучного уровней методологии, и понятия, «оформляющие» аксиолого-педагогический подход на этих уровнях методологии; б) категории этики в статусе ценностей и понятия морали, принимающие значение ценностей; в) обобщенный опыт заключенного в ситуациях толерантности толерантного отношения, в котором (опыт) получает свою определенность нормативно-оценочный (собственно моральный) смысл понятий. Нормативной формой фиксации уровня теоретического представления о содержании приобщения студентов к ценностям является его допредметный минимум (первый уровень содержания), в котором общее (категории и понятия, образующие содержание философского и общенаучного уровней методологии), не привязываясь ни к учебным дисциплинам, ни к воспитательным мероприятиям, ни к производственной практике, ни к их содержанию, присутствует в содержании четвертого элемента содержания процесса приобщения студентов к ценностям (система ценностных отношений), освящает отбор ценностного материала. Нормативная форма фиксации уровня учебного предмета представлена в разрабатываемых на основе ГОС ВПО по направлению 653500 «Строительство» (квалификация - инженер) программах (второй уровень содержания). Нормативная форма фиксации уровня ценностного материала (учебного материала), представленная в учебниках, пособиях по учебным дисциплинам (третий уровень содержания), реализуется через включение понятийно оформленного ценностного материала в процесс обучения, воспитания во внеаудиторное время, в период производственной практики (четвертый уровень) с учетом опыта толерантного отношения студента (пятый уровень). В ценностном отношении проявляются ценность «толерантность» и образующие ее содержание ценности; в толерантном отношении - выраженность ценностей студента в ситуации толерантности, высота ценностей, с позиции которой он оценивает конструктивность принятых решений, приведших к согласию, к моральному резонансу, к проникновенной сопричастности к человечности ценностных миров различных людей.
Принципами реализации содержания процесса приобщения студентов к ценностям являются принципы, обеспечивающие реализацию аксиолого-педагогического подхода на общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии.
8. Целевым, содержательным и процессуальным аспектам деятельности преподавателя по воспитанию толерантности студентов в наибольшей степени соответствует обучение выявлению и осмыслению того, как существуют ценности и как они регулируют отношение к человеку, к миру, каково соотношение ценностей, фундирующих ценность «толерантность». Цель такого обучения - накопление и развитие опыта толерантного отношения студента в контексте идеи проникновенной сопричастности к человечности ценностных миров различных людей. Развитию такого опыта способствует «расшифровка» студентами ценностей, сокрытых в выделенных на уровне различных учебных предметов «участках» опыта толерантного отношения, в ценностном материале учебных предметов, воспитательных мероприятий, производственной практики. Такое сокрытое обнаруживает себя в процессе поиска студентами ценностей, фундирующих ценность толерантности, и становится явным тогда, когда студенты подвергают анализу результаты морально-этической рефлексии (поиска) и осуществляют выбор ценностей, заключенных в ситуациях морального выбора, рефлексивного поведения, в этических ситуациях, в ценностном материале учебного предмета, воспитательного мероприятия, производственной практики (между которыми имеет место аксиологическое отношение обоюдного фундирования), таких, которые восстанавливают нравственную связь людей во времени и в пространстве совместного проживания. Ретроспектива сокрытого, в котором содержится ответ на вопрос «Как прийти в толерантность?», и заключена нравственная связь различных людей, есть начало проецирования студентами желательных для них с точки зрения толерантности как блага отношений с другими людьми, в которых находит отражение картина мироздания, какой они желали бы ее видеть.
9. Деятельность преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов, осуществляемая в ходе реализации содержания процесса приобщения студентов к ценностям, в котором (содержании) заметную роль играют учебные предметы «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Психология и педагогика», «Культурология», «Философия», «Социология» (ГСЭ.Ф.00); «История и философия науки и технологий» (5 семестр) (ГСЭ.В.00); «Информатика», «Физика», «Экология» (ЕН.Ф.00); в ходе организации и проведения воспитательных мероприятий, «клеточкой» которых является час куратора, проводимый в различных организационных формах (этическая беседа, круглый стол, диспут, открытый микрофон, публичная лекция и др.); в ходе воспитательной работы на материале учебных предметов (цикл бесед «Замечательные люди науки»); в ходе руководства ценностно-ориентационной деятельностью студентов в период производственной практики, становится эффективной:
- когда освоение студентами ценностей, образующих ценностный ряд толерантности, базируется на принципе фундирования «снизу», используемом при реализации ценностного материала на уровне учебных дисциплин, воспитательных мероприятий и производственной практики (каждая нижележащая группа ценностей или конкретная ценность создает аксиологические условия для вышележащей группы ценностей или конкретной ценности из этих групп ценностей);
- когда студенты, осваивая ценностный материал, заключенный в участках опыта толерантного отношения, в конкретных темах учебных предметов, наслаивающийся на ценностный материал воспитательного мероприятия, который дополняет ценностный материал учебных предметов, реагируют комплементарным нравственным поведением и непосредственно производят ценностный синтез, благодаря которому ценности одной личности дополняются ценностями другой личности;
- когда вхождение студентов в ситуацию толерантности базируется на знании ими уровня своей общительности, конфликтности, доброжелательности, терпимости, правдивости; на знании своих диспозиций; на рефлексии мира своих ценностей, которая и есть нравственность; на межличностном ценностном синтезе, в котором двухчленное аксиологически наполненное межличностное отношение есть комплементарное отношение ценностей различных студентов;
- когда предметом осмысления студентов в период производственной практики становится то, как: а) проявление вежливости, внимательности, деликатности, доверия, сдержанности, уместности и т.д. порождает моральный резонанс и межличностный ценностный синтез, охватывающий двух или нескольких субъектов деятельности при осуществлении сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации, при выполнении технических разработок, проектной рабочей технической документации; при внедрении разработанных решений и проектов; б) «взаимозеркальное отражение» при принятии производственных решений, сопровождаемом аксиологическим общением, устраняя двусмысленность, неоднозначность суждений, порождает отношения взаимного доверия, уверенности в другом субъекте деятельности как в самом себе;
- когда приобщение студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности, сочетается с развитием у них способности к морально-этической рефлексии, пронизывающей поиск, оценку, выбор и проекцию, с развитием у них опыта толерантного отношения к человеку таким образом, что, опредмечивая ценностный мир другого человека, они «видят», как отбрасываемая на них другим человеком «моральная тень» приводит к возникновению эффектов со-участия, со-действия, со-помощи, порождающих моральный резонанс между ценностными мирами различных людей, вызывающий проникновенную сопричастность к человечности этих миров, «выходящей на свет» в ситуации толерантности.
1. Лопухова, Ю.В. Формирование ответственного отношения студентов педагогического колледжа к учению : монография / Ю.В. Лопухова. – Самара : СГПУ, 2001. – 108 с. – 6,3 п.л.
2. Лопухова, Ю.В. Морально-этические аспекты воспитания толерантности студентов вуза : монография / Ю.В. Лопухова. – Самара : ПГСГА, 2011. – 196 с. – 11,39 п.л.
3. Лопухова, Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза : монография / Ю.В. Лопухова. – М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 197 с. – 11,45 п.л.
II. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
4. Лопухова, Ю.В. Толерантность в контексте глобализации / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 11, № 4(4). – Самара : СНЦ РАН, 2009. – С. 862–867. – 0,7 п.л.
5. Лопухова, Ю.В. Науковедческий анализ понятия «толерантность» / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 12, № 5(3). – Самара : СНЦ РАН, 2010 . – С. 623–626. – 0,5 п.л.
6. Лопухова, Ю.В. Толерантность как «открытая» проблема / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13, № 2(1). – Самара : СНЦ РАН, 2011. – С. 28–32. – 0,6 п.л.
7. Лопухова, Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное / Ю.В. Лопухова, А.В. Бездухов // Известия РАО. – 2011. – № 1(17). – С. 66–75. – 1,2 п.л. (авторский текст – 0,6 п.л.).
8. Лопухова, Ю. В. Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания / Ю.В. Лопухова // Интеграция образования. – 2011. – № 3(64). – С. 69–74. – 0,6 п.л.
9. Лопухова, Ю.В. Взаимопонимание как императив толерантности / Ю.В. Лопухова // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 2(24). – С. 137–141. – 0,6 п.л.
10. Лопухова, Ю.В. Ценность толерантности как морально-этическая основа согласия людей и культур / Ю.В. Лопухова // Новое в психолого-педа¬гогических исследованиях. – 2011. – № 2. – С. 60–70. – 0,6 п.л.
11. Лопухова, Ю.В. Толерантность как феномен и моральный принцип / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13, № 2(3). – Самара : СНЦ РАН, 2011. – С. 540–543. – 0,5 п.л.
12. Лопухова, Ю.В. О содержании толерантности как «сложной» ценности / Ю.В. Лопухова // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 4(26). – С. 210–114. – 0,6 п.л.
13. Лопухова, Ю.В. Толерантность как непреходящая ценность / Ю.В. Лопухова // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. – 2011. – Вып. 11. – С. 31–37. – 0,43 п.л.
14. Лопухова, Ю.В. Методы изучения толерантности студентов / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14, № 2. – Самара : СНЦ РАН, 2012. – С. 50–55. – 0,6 п.л.
15. Лопухова, Ю.В. Представления студентов о содержании ценности «толерантность» / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14, № 2(4). – Самара : СНЦ РАН, 2012. – С. 921–924. – 0,5 п.л.
16. Лопухова, Ю.В. Сущность аксиологического пространства воспитания толерантности студента / Ю.В. Лопухова // Вестник Тверского государ-ственного университета. Серия : Педагогика и психология. – Тверь : ТвГУ. – 2012. – Вып. 4, № 22. – С. 253–262. – 1,2 п.л.
17. Лопухова, Ю.В. Аксиолого-педагогический подход к воспитанию толерантности студентов / Ю.В. Лопухова // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 6(34). – С. 65–70. – 0,62 п.л.
18. Лопухова, Ю.В. Содержание понятия «аксиологическое пространство воспитания толерантности студента» / Ю.В. Лопухова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. – Октябрь 2012, ART 1894. – CПб., 2012 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1894.htm. – Гос. рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. – 0,5 п.л.
19. Лопухова, Ю.В. Толерантность как идеал глобализирующегося общества / Ю.В. Лопухова // Известия РАО. – 2012. – № 3 (23). – С. 15–24. – 1,1 п.л.
20. Лопухова, Ю.В. Сущность «регулятивной идеи» воспитания толерантности студентов / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14, № 2(5). – Самара : СНЦ РАН, 2012. – С. 1170–1173. – 0,5 п.л.
б) опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах, сборниках статей и материалов научно-практических конференций:
21. Лопухова, Ю.В. Образование как фактор самореализации взрослого человека на разных этапах его жизни / Ю.В. Лопухова // Образование в жизни взрослого человека : мат-лы науч.-практ. конф. – СПб. : ИОВ РАО, 1997. – С. 56–58. – 0,12 п.л.
22. Лопухова, Ю.В. Философский анализ проблемы свободы И. Канта и Н. Бердяева в контексте гуманизации образовании / Ю.В. Лопухова // Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (25–26 апреля 1997 г.). – Самара : СГПУ, 1997. – С. 36–39. – 0,18 п.л.
23. Лопухова, Ю.В. Свобода, культура и образование / Ю.В. Лопухова // Образование и культура : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (17–18 декабря 1998 г.). – Самара : СГПУ, 1998. – С. 233–235. – 0,12 п.л.
24. Лопухова, Ю.В. Возможности использования идей В.Н. Сорока-Ро-синского и К.Н. Венцеля при формировании ответственного отношения студентов к деятельности учения / Ю.В. Лопухова // Образование в XXI веке : мат-лы всерос. науч. заоч. конф. Кн. 1 : Образование и культура на пороге XXI века. – Тверь : ТГТУ, 2001. – С. 56–59. – 0,2 п.л.
25. Лопухова, Ю.В. Организация продуктивной самостоятельной учебной деятельности студентов / Ю.В. Лопухова // Современные проблемы модернизации образовательного процесса : сб. тр. международ. науч.-метод. конф. (15–17 октября 2002 г.). – Самара : СГАСА, 2002. – С. 120–121. – 0,1 п.л.
26. Лопухова, Ю.В. Использование модульных технологий в организации самостоятельной работы студентов вуза / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 60-й Юбилейной региональной науч.-технич. конф. по итогам НИР СГАСА за 2002 г. Ч. 1 / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСА, 2003. – С. 68–69. – 0,1 п.л.
27. Лопухова, Ю.В. Проблема организации воспитательного процесса в вузе / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 61-й региональной науч.-технич. конф. по итогам НИР СГАСА за 2003 г. Ч. 1 / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСА, 2004. – С. 87–88. – 0,1 п.л.
28. Лопухова, Ю.В. Основные направления совершенствования работы кураторов / Ю.В. Лопухова, Л.А. Мокроусова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 61-й региональной науч.-технич. конф. по итогам НИР СГАСА за 2003 г. Ч. 1 / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСА, 2004. – С. 88–89. – 0,1 п.л. (авторский текст – 0,05 п.л.).
29. Лопухова, Ю.В. Проблема сознания в феноменологии / Ю.В. Лопухова // Учить учителя : мат-лы межвуз. науч.-практ конф. (23–24 ноября 2004 г.). – Самара : СГПУ, 2004. – С. 140–150. – 0,6 п.л.
30. Лопухова, Ю.В. Некоторые аспекты организации воспитательной работы в вузе / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 62-й региональной науч.-технич. конф. по итогам НИР СГАСУ за 2004 г. / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСА, 2005. – С. 141–142. – 0,1 п.л.
31. Лопухова, Ю.В. Менталитет как критериальная основа толерантного сознания / Ю.В. Лопухова // Образование в XXI веке : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2005. – С. 75–81. – 0,75 п.л.
32. Лопухова, Ю.В. Сущность воспитательной работы в вузе / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 63-й всерос. науч.-технич. конф. по итогам НИР за 2005 г. / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСУ, 2006. – С. 44–45. – 0,1 п.л.
33. Лопухова, Ю.В. Место толерантности в русском менталитете / Ю.В. Лопухова // Современное образование : проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 200–209. – 0,5 п.л.
34. Лопухова, Ю.В. Проблема толерантности в современном обществе / Ю.В. Лопухова // Современное образование : проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 192–200. – 0,5 п.л.
35. Лопухова, Ю.В. Проблема организации воспитательной работы в техническом вузе / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика : мат-лы 64-й всерос. науч.-технич. конф. по итогам НИР за 2006 г. / под. ред. Н.Г. Чумаченко. – Самара : СГАСУ, 2007. – С. 47–48. – 0,1 п.л.
36. Лопухова, Ю.В. Проблемы использования модульных технологий в техническом вузе при обучении иностранному языку / Ю.В. Лопухова // Проблема подготовки будущих специалистов : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2007. – С. 126–140. – 0,9 п.л.
37. Лопухова, Ю.В. Глобализация как диалектический процесс / Ю.В. Лопухова // Современный мир и образование : сб. науч. ст. – Самара : СГПУ, 2008. – С. 129–135. – 0,3 п.л
38. Лопухова, Ю.В. Место толерантности в контексте глобального диалогического пространства / Ю.В. Лопухова // Образование в современном мире : проблемы и перспективы : сб. науч. ст. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 241–251. – 0,6 п.л.
39. Лопухова, Ю.В. Методические основы по созданию мультимедийных учебных пособий / Ю.В. Лопухова // Технологии профессионального образования : традиции и инновации : мат-лы международ. науч.-метод. конф. Т. 1. – Самара : СГАСУ, 2009. – С. 119–123. – 0,25 п.л.
40. Лопухова, Ю.В. Формирование толерантности школьников на уроках английского языка / Ю.В. Лопухова // Проблемы и перспективы современного образования : сб. науч. ст. – Самара : ПГСГА, 2009. – С. 136–144. – 0,5 п.л.
41. Лопухова, Ю.В. Проблема реализации компетентностного подхода в рамках модернизации современного российского образования / Ю.В. Лопухова, Е.Ю. Макеева // Ключевые компетенции в обучении иностранному языку : новое или хорошо забытое старое? : мат-лы XV межрегиональной науч.-практ. конф. (3 февраля 2010 г.). – Самара : ЦПО, 2010. – С. 34–45. – 0,8 п.л. (авторский текст – 0,4 п.л.).
42. Лопухова, Ю.В. Роль принципа конвергенции в реализации компетентностного подхода к формированию толерантности / Ю.В. Лопухова // Высшее гуманитарное образование XXI века : проблемы и перспективы : мат-лы пятой международной науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Вершинина. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 319–322. – 0,5 п.л.
43. Лопухова, Ю.В. Взаимопринятие и взаимопонимание как характеристики феномена толерантности / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы современного образования : сб. науч. ст. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 136–142. – 0,4 п.л.
44. Лопухова, Ю.В. Формирование индивидуального стиля учения студентов современного вуза / Ю.В. Лопухова // Высшее гуманитарное образование XXI века : проблемы и перспективы : мат-лы шестой международной науч.-практ. конф. – Самара : ПГСГА, 2011. – С. 184–190. – 0,6 п.л.
45. Лопухова, Ю.В. Толерантность как социально-педагогическое явление в контексте методологии междисциплинарности / Ю.В. Лопухова // Педагогическая наука сегодня : философско-методологические проблемы : мат-лы всероссийского методологического семинара. – М. : МИОО, 2011. – С. 186–190. – 0,5 п.л.
46. Лопухова, Ю.В. Толерантность как механизм снятия морального отчуждения человека / Ю.В. Лопухова // Педагогическая наука : прошлое, настоящее, будущее : мат-лы международной заоч. науч.-практ. конф. Ч. I (30 марта 2011 г.). – Новосибирск : ЭНСКЕ, 2011. – С. 67–74. – 0,5 п.л.
47. Лопухова, Ю.В. Что «знает» сознание студента о толерантности как сложной ценности / Ю.В. Лопухова // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования : сб. тр. международной науч. конф., посвященной 200-летию педагогического образования в КФУ / под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – С. 326–332. – 0,4 п.л.
48. Лопухова, Ю.В. О воспитании толерантности студентов вуза / Ю.В. Лопухова // Актуальные проблемы педагогических и психологических наук : мат-лы международной заоч. науч.-практ. конф. Ч. II (30 июля 2012 г.). – Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – С. 96–102. – 0,4 п.л.
49. Лопухова, Ю.В. Воспитание толерантности студентов как приобщение к ценностям, образующим ее содержание / Ю.В. Лопухова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сб. ст. / под общ. ред. О.К. Поздняковой. – М. : МПСУ, 2012. – С. 255–260. – 0,37 п.л.
III. Учебно-методические пособия, методические рекомендации и программы
50. Лопухова, Ю.В. Воспитание толерантности студентов : программа для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей вузов / Ю.В. Лопухова. – Самара : СГАСУ, 2009. – 24 с. – 1,5 п.л.
51. Лопухова, Ю.В. Толерантность студента вуза : метод. рекомендации для преподавателей вузов / Ю.В. Лопухова. – Самара : СГАСУ, 2010. – 78 c. – 4,53 п.л.
52. Лопухова, Ю.В. Организация воспитательной работы в современном вузе : в помощь куратору : учеб.-метод. пособие / Ю.В. Лопухова. – Самара : СГАСУ, 2011. – 125 с. – 7,27 п.л.
53. Лопухова, Ю.В. Жизненные ценности : кн. для чтения на английском языке для студентов 1–3 курсов / Ю.В. Лопухова. – Самара : СГАСУ, 2011. – 110 с. – 6,39 п.л.
54. Лопухова, Ю.В. Известные люди о жизненных ценностях : кн. для чтения на английском языке для студентов 1–3 курсов / Ю.В. Лопухова, Н.В. Мельченкова. – Самара : СГАСУ, 2012. – 157 с. – 9,13 п.л. (авторский текст – 4,56 п.л.).