- Дискуссия о правах человека, начавшись в античности как философская, впоследствии приобретает все более политизированный характер и через осмысление проблемы в категориях социальной философии становится сугубо правовой. Дискуссия о многообразии прав как отражении культурного многообразия не дожила даже до эпохи промышленной революции. Сначала был изобретен термин «культурный релятивизм», потом он стал обозначать нечто порицаемое. В западной философии не стали расширять толкование прав человека до уровня культурологического их осмысления, а, наоборот, редуцировали понятие «культура» до уровня политико-правового осмысления этих прав.
- На определенной стадии общественно-государственного развития - в индустриальную эпоху - возникла необходимость юридического оформления прав человека. Однако их универсальность, закрепленная в международных правовых актах, является лишь инвариантом этих прав, реализация которых имеет национально-историческую специфику в каждом конкретном государстве. Такой вывод кажется нелогичным в контексте тезиса об универсальности прав, но только в том случае, если субъектом, предоставляющим человеку права, является государство. Другими словами, институализация прав человека отрицает их национально-историческую и этноконфессиональную специфику, унифицируя этот сегмент общественной и личной жизни. Но последовательность в признании естественной природы прав человека с необходимостью требует признать их культурную вариабельность.
- Россия представляет собой уникальный исторический пример неаддитивности прав человека форме государственного устройства. Именно поэтому становление этих прав в русской истории демонстрирует перспективность их культурологического описания и объяснения. Права человека имплицитно связаны с культурой народа, но эта связь опосредована формой государственного устройства. В основе этого вывода лежит трактовка культуры как системы общечеловеческих ценностей, имеющих национальную определенность в истории каждого народа. Можно сказать, что закономерности развития культуры являются необходимыми, а закономерности развития государства - достаточными условиями становления прав человека. Соответственно, концептуальное оформление их должно носить междисциплинарный характер, но при этом методология данной концепции должна быть представлена в терминах философии культуры.
- Признание культуральных условий необходимыми, а политико-правовых - достаточными для становления системы прав человека и как социального института, и как аксиологической рефлексии положения человека в мире предполагает методологический анализ этого феномена с позиций диалектики внутреннего и внешнего, формы и содержания, сущности и явления. И в этом смысле универсальность культурологической сущности прав человека предстает в виде изменчивости культуры этих прав. Другими словами, необходимо различать права человека как часть культуры и культуру этих прав. Первое обстоятельство характеризует внутреннюю, содержательную сторону прав человека, а второе - внешнюю форму реализации этих прав, особенности их осмысления в конкретно-историческом процессе.
- В истории юридической и философской мысли существуют разные подходы к проблеме прав человека в России. Объяснительной гипотезой здесь может стать философия культуры, рассматривающая эти права как цивилизационное явление. Тогда историческое противоречие между сущностью прав человека и феноменом единоличной власти (российская монархия), которое правоведы и политологи считают очевидным, перестает быть таковым, оно «снимается» на уровне аксиологической рефлексии.
- В осмыслении проблемы прав человека и попытках законотворчества в этой области отечественная элита всегда была ориентирована на западные образцы, но, поскольку их нельзя было реализовать без учета национальной специфики, усилия в этой области часто носили декларативный характер. Показательно то, что как советская, так и постперестроечная политическая элита, подсознательно стремясь к отождествлению с элитой монархической, повторяла в области прав человека те же ошибки, что и их царствующие предшественники. В России, как правило, на официальном уровне отсутствовало понимание необходимости культурологического осмысления системы прав человека, в то время как интеллектуальная элита склонялась именно к такой трактовке.
- Легитимизация правозащитного движения в период перестройки и после нее обнаружила его претензии не на роль определенного культурного слоя, каковым, по определению, является любое правозащитное движение, а на роль политической силы. И здесь именно политические претензии правозащитников обнаружили несостоятельность такой трактовки прав человека. Рост влияния церквей разных конфессий в современной России и оформление православия как культурного императива национального сознания обнаружили культурологический смысл дискуссий, которые ранее считались сугубо политическими.
- Представления о правах человека как манифестация отношения к общечеловеческим ценностям существовали всегда. Они суть часть культуры, более того, сама универсальность прав человека детерминирована универсальностью общечеловеческих ценностей. Но нельзя отрицать несомненные социально-исторические отличия в объеме и содержании этих прав, а также в отношении к ним. Экспликация этих отличий в терминах культурного релятивизма недостаточна, так как социально-политические сюжеты присутствуют здесь постоянно и их значение нужно учитывать.
- Принципиальным является положение о векторе прав человека, поскольку нет и не может быть просто свободы выбора, но есть свобода выбора добра или зла. Таким образом, в культурологическом осмыслении прав человека речь должна идти не о том, есть они или их нет, кто мешает их реализовать, а кто их защищает. Это - операционально-правовые конкретно-исторические моменты. А суть прав человека раскрывается только в рационализации понятий «добро» и «справедливость», выступающих здесь в качестве нравственных целей-ценностей. Поэтому экспликация культурологического смысла прав человека возможна только на основе философии культуры, в которой категории добра и справедливости раскрыты наиболее полно.
- Политизация или юридизация прав человека на основе апелляции к принципам добра и справедливости несостоятельна, как несостоятельна и их теологизация на основе интерпретации добра и справедливости только в терминах религиозной культуры. Истина в том, что многообразие культуры не может быть понято только в какой-то одной плоскости - как многообразие этнических или конфессиональных, или политических, или художественных культур. Поливариантность здесь многомерна, а такие принципы, как добро и справедливость, выступают интегративами этого многообразия. Поэтому оценка корпуса прав человека не может проводиться по какому-то одному основанию, как у либеральных правозащитников или неорусофилов. Она может быть дана только на основании признания общечеловеческого смысла добра и справедливости.
1.Петров А.В. Права человека в русской культурной традиции /А.В. Петров.– Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 168 с. (12 п.л.).
2.Петров А.В. Концепция прав человека в медицине: в 2 ч. Ч.1. Юридические и этические гарантии прав человека /А.В. Петров, Н.Н. Седова. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. – 132 с. (8,5 п.л.).
3.Петров А.В. Концепция прав человека в медицине: в 2 ч. Ч.2. Юридические и этические гарантии прав социальных групп /А.В. Петров, Н.Н. Седова. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. – 144 с. (9,5 п.л.).
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
1.Петров А.В. Автономия личности как право на принятие решений /А.В. Петров // Вестник Воронежского государственного университета. 2009. №2. С.38-42 (0,3 п.л.).
2.Петров А.В. Перспективы развития концепции прав человека в философии и истории культуры /А.В. Петров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Серия 7. Философия социология и социальные технологии, 2008, №2. С.168-172 (0,4 п.л.).
3.Петров А.В. Пересечение понятий «добро» и «зло» в этике и праве / А.В. Петров // Наука, общество, человек: Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург: УрО РАН, 2008, №3 (25). С.28-31 (0,4 п.л.).
4.Петров А.В. Концепция прав человека в российской культурной традиции / А.В. Петров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Серия 7. Философия социология и социальные технологии, 2008, №1. С.56 -59 (0,5 п.л.).
5.Петров А.В.Права человека в монархической России как предмет научных дискуссий / А.В.Петров // Философия права. 2008. №3. С.16-19 (0,5 п.л.).
6.Петров А.В. Права человека в культуре монархической России /А.В.Петров // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2007. №4 (22). С.146-149 (0,3 п.л.).
7.Петров А.В. «Права человека» в общественно-политических взглядах Н.Х. Бунге / А.В. Петров // Вестн. ВолГМУ. 2003. №9. С.208-211 (0,3 п.л.).
8.Петров А.В. Проблема прав человека в творчестве В.И. Вернадского / А.В. Петров // Вестн. ВолГМУ. 2002. №8. С.189-194 (0,4 п.л.).
Малые научные издания
1.Петров А.В. Предпосылки расхождений в отношении к правам человека между Россией и Западом / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 28с. (1,2 п.л.).
2.Петров А.В. Философская рефлексия прав человека в России / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 24 с. (1п.л.).
3.Петров А.В. Философские основания проблемы прав человека в русской культуре / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 30 с. (1,5 п.л.).
4.Петров А.В. Абсолютное и относительное в оценке прав человека в России / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 32 с. (1,3 п.л).
5.Петров А.В. История прав человека в России / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВМА, 2002. – 22 с. (1 п.л.).
6.Петров А.В. Права человека и государство / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВГАСА, 2002. – 19 с. (1 п.л.).
7.Петров А.В. Проблема прав человека в постсовременном обществе / А.В. Петров. – Волгоград: Изд-во ВМА, 2002. – 21 с. (1п.л.).
Статьи в федеральных периодических изданиях
и главы в коллективных монографиях
1.Петров А.В. Познание политической реальности / А.В. Петров, А.Г. Каден // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Гл.1. – Волгоград: РПК «Политехник», 2007. С.3-11 (0,5 п.л.).
2.Петров А.В. «Золотой век» русской культуры / А.В. Петров // Культурология. Гл. 6. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. С.186-200 (0,8 п.л.).
3.Петров А.В. Концептуальные особенности соотношения прав и свобод человека / Н.Н. Седова, А.В. Петров // Вектор. 2005. №2. С.78-84 (0,4 п.л.).
4.Петров А.В. Комплементарность преподавания биоэтики и права в медицинском вузе / Н.Н. Седова, А.В. Петров // Вектор. 2005. №1. С.27-32 (0,5 п.л.).
5.Петров А.В. Национальные особенности этико-правового регулирования в российской медицине / Н.Н. Седова, А.В. Петров // Медицинское право. 2004. №2. С.8-11 (0,6 п.л.).
6.Петров А.В. Абсолютная монархия в свете концепций прав человека / А.В. Петров // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Гл.5. – Волгоград: РПК «Политехник», 2003. С.71-77 (0,5 п.л.).
7.Петров А.В. «Права человека» в истории цивилизации / А.В. Петров // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Гл.3. – Волгоград: РПК «Политехник», 2002. С.83-90 (0,6 п.л.).
8.Петров А.В. Общие черты и этапы развития культуры / А.В. Петров // Мир политики: актуальные проблемы политологии. Гл.7. – Волгоград: РПК «Политехник», 2001. С.98-106 (0,6 п.л.).
9.Петров А.В. История развития естествознания / И.А. Петрова, А.В. Петров // Вестн. ВМА. – Волгоград, 1999. Т.55. Вып.5. С.204-207 (0,5 п.л.).
Статьи и тексты докладов, опубликованные в других научных изданиях
1.Петров А.В. Национальные особенности становления власти в России / А.В. Петров // Власть в России: теория, традиции, перспективы. – Волгоград: Изд-во Принт, 2000. С.12-18 (0,3 п.л.).
2.Петров А.В. Права человека в современной России / А.В. Петров // Медицина в начале нового века: достижения и перспективы. – Волгоград: Изд-во ВМА, 2002. С.285-286 (0,2 п.л.).
3.Петров А.В. Проблема изучения концепции прав человека в современной высшей школе / А.В.Петров // Учебно-воспитательный процесс: традиции, проблемы, перспективы. – Волгоград: Изд-во ВА МВД России, 2003. С.81-93. (0,5 п.л.).
4.Петров А.В. Национальные особенности соотношения правового и этического регулирования в России / А.В.Петров // Материалы I Всерос. Съезда (Нац. Конгр.) по медицинскому праву, Москва, 25-27 июня 2003г. – М., 2003. С.68-71 (0,4 п.л.).
5.Петров А.В. Этические комитеты ЛПУ в системе защиты прав пациентов / Н.Н. Седова, А.В. Петров // Акт. пробл. правового регулирования медицинской деятельности. – М.: Изд-во «Юрист», 2004. С.32-35 (0,3 п.л.).
6.Петров А.В. Этико-правовой смысл принципа конфиденциальности / А.В. Петров, С.А. Севрюк // Акт. пробл. правового регулирования медицинской деятельности. – М.: Изд-во «Юрист», 2004. С.326-329 (0,3 п.л.).
7.Петров А.В. Концепция прав человека в медицинском образовании / А.В. Петров, А.Э. Поплавский // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: Издатель, 2003. С.271-282 (0,5 п.л.).
8.Петров А.В. Исторический метод в социологии медицины / А.В. Петров // Социология медицины – реформе здравоохранения. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. С.46-49 (0,3 п.л.).
9.Петров А.В. Социальные функции института образования / И.В. Кагитина, А.В. Петров, Р.А. Кобылкин // Акт. пробл. политологии. – Волгоград: РПК «Политехник», 2004. С.47-55 (0,3 п.л.).
10.Петров А.В. Методологические проблемы классификации прав человека в современном мире / А.В. Петров, М.Н. Шляпникова // Уч. записки. Вып.5. – Волгоград: Изд-во ВИЭСП (Волгогр. ин-т экономики, социологии и права), 2004. С.9-14 (0,4 п.л.).
11.Петров А.В. Права медицинских работников в современной культуре / А.В. Петров // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. С.214-220 (0,3 п.л.).
12.Петров А.В. Права человека в России как предмет научных дискуссий в культурологии / А.В.Петров // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. С.223-232 (0,7 п.л.).
13.Петров А.В. «Справедливость» как категория права и этики / А.В. Петров, И.П. Носов // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. С.31-35 (0,3 п.л.).
14.Петров А.В. Справедливость и автономия личности: конфликт ценностей современной демократии / Н.Н. Седова, А.В. Петров // Человек, общество, история: Методологические инновации и региональный контекст. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 43-50 (0,5 п.л.).
15.Петров А.В. Истоки и особенности правовой культуры России / А.В.Петров // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». – Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. С.492-493 (0,2 п.л.).