На этой основе формируется система социальной государственности, которая не ограничивается государственно-властными отношениями, а охватывает собой и иные, не государственно-властные институты, включая институты правового положения личности.
2. Исходными категориями, выражающими сущностные характеристики социальной государственности, являются достоинство личности, равенство и справедливость, на основе которых преодолевается формальный индивидуализм, свойственный либеральному государству. С этим подходом связано также глубинное понимание взаимосвязи социальной государственности и местного самоуправления. Сам факт государственно-правового признания местного самоуправления служит проявлением уважения достоинства коллективной личности - местного сообщества, объединенного стремлением людей к справедливому жизнеустройству и благосостоянию, и вместе с тем это позволяет достичь как обоснованной социально-территориальной дифференциации, так и индивидуализации политики социального государства с учетом местных особенностей и традиций.
3. Российская социальная государственность основана на идее неразрывной взаимосвязи между обеспечением свободы и достойной жизни человека. Это предполагает, с одной стороны, создание условий для успешной интеграции человека в трудовую (экономическую) деятельность, повышение уровня и качества его трудового потенциала, а с другой - обеспечение поддержки тем, кто по объективным причинам не может получить достаточные средства к существованию собственным трудом.
4. Местное самоуправление интегрировано в социальную государственность на основе прямых и обратных связей. В этом плане, с одной стороны, социальная государственность создает условия для реальной всеобщности участия в самоуправленческих отношениях, обеспечивает и поддерживает социально детерминированный характер муниципальной демократии. С другой - местное самоуправление направлено на самостоятельное жизнеобеспечение населения и его развитие, определяет полноту и действенность, подлинный демократизм политики социального государства. Это позволяет: а) включить местное самоуправление в систему социальной государственности; б) выделить социальные начала в самом местном самоуправлении.
5. Конституционное закрепление местного самоуправления в ряду основ российского конституционного строя как особой формы публичной власти народа и самоорганизации населения означает неотделимость местного самоуправления от конституционно-правовой природы российской государственности как социальной. Это предполагает признание и гарантирование самостоятельности населения в решении - напрямую и через органы местного самоуправления - вопросов обеспечения достойной жизни и свободного развития человека по месту жительства, а также участие местного самоуправления в реализации государственной политики социального, экономического, экологического, культурного и национального развития. Основу конституционного обоснования социальной роли местного самоуправления задают: 1) принципы конституционного строя Российской Федерации, предопределяющие социальную и правовую природу уставного строя муниципальных образований; 2) конституционные цели местного самоуправления, решающим образом связанные с его социально-гуманистической направленностью; 3) его конституционная сущность, выражающаяся в публично-территориальных началах взаимодействия людей для совместного удовлетворения основных жизненно важных потребностей; 4) функционально-правовое содержание местного самоуправления, состоящее в решении вопросов местного значения и тем самым поддержании и развитии жизнедеятельности населения; 5) личностные характеристики местного самоуправления как специфического института реализации и обеспечения прав и обязанностей человека, прежде всего, социально-экономических; 6) конституционные институты местного хозяйства, имеющие социально ориентированный характер, а также специальные конституционные институты муниципального жизнеобеспечения (публичного обслуживания), такие как муниципальные учреждения и предприятия, муниципальный жилищный фонд.
6. Особенности правового положения российского местного самоуправления в системе социальной государственности определяются сочетанием в его конституционно-правовой природе государственных и общественных начал, власти и свободы. Соответственно, самостоятельное решение на местном уровне вопросов жизнеобеспечения происходит в рамках самоуправленческого механизма, предполагающего широкое использование различных институтов прямой демократии, а также гармоничное взаимодействие публично-властных (профессионально-представительских) и непосредственно-общественных (добровольческих, самодеятельных) форм удовлетворения социальных запросов людей. Это позволяет выделить наряду с собственно государственной муниципальную социальную политику, обусловленную специфическими местными особенностями и интересами, особым характером ее реализации.
7. Конституционное обоснование принадлежности местного самоуправления к системе социальной государственности дополняется личностными характеристиками этого конституционного института, в соответствии с которыми местное самоуправление может рассматриваться как особая форма обеспечения и коллективной реализации фундаментального права человека на достойную жизнь и свободное развитие. Это означает, что социальное предназначение местного самоуправления непосредственным образом связано с социально-экономическими правами и их реализацией, которые, с одной стороны, создают юридические условия социально-хозяйственной самоорганизации людей, а с другой - предполагают возложение на местное самоуправление обязанности гарантировать надлежащие условия реализации экономической свободы и социальной защищенности по месту жительства.
8. Соизмеряя конституционные ценности самостоятельности местного самоуправления и решения задач по социальному выравниванию, следует исходить из того, что они находятся в системных взаимосвязях и принципиальном единстве. В этих конституционных ценностях получают свое отражение начала неделимости основ конституционного строя, поэтому их противопоставление недопустимо. Социальное выравнивание необходимо для равномерного развития муниципальных образований и в этом плане выступает одной из целей развития местного самоуправления, достижимой, в свою очередь, лишь при наличии самостоятельности, автономии. Поэтому задачи социального выравнивания следует увязывать с правовым механизмом финансово-территориального выравнивания и гибкими законодательными подходами, позволяющими на местном уровне определять приоритеты развития социальной сферы, формы, методы и средства решения социальных задач.
9. Социальное предназначение местного самоуправления должно последовательно отражаться в институтах местного хозяйства, что предполагает необходимость сочетания в нем социально-направленных и рыночно-предпринимательских начал. Местное хозяйство опирается на конституционные ценности экономической свободы и конкуренции, однако, рыночные принципы не являются для него абсолютными и имеют инструментально-ограниченное значение, подчиняются целям создания достойных условий жизни населения. Местное хозяйство не может исчерпываться муниципальной формой собственности (как сейчас), а должно включать все значимые для местного сообщества объекты независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности. Такому пониманию местного хозяйства соответствуют социальные функции местного самоуправления как субъекта непосредственного жизнеобеспечения населения через управление муниципальной собственностью и организатора обеспечения потребностей местных жителей и социально-экономического развития с участием хозяйствующих субъектов иных форм собственности, расположенных на данной территории.
10. Сущность муниципальной собственности как основного института местного хозяйства должна раскрываться прежде всего через ее социально-служебные функции, а не на основе имущественных характеристик, что предполагает необходимость законодательного закрепления муниципальной собственности как достояния местного сообщества. Это не исключает использования муниципального имущества для извлечения экономической выгоды, но не как самоцели, а для выполнения социальных задач местного самоуправления. В свою очередь, местный бюджет должен рассматриваться в первую очередь как институт муниципального права, посредством которого создаются финансовые условия жизнеобеспечения населения и комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Социальные же характеристики местного налогообложения связаны с обеспечением самостоятельного аккумулирования и перераспределения местными сообществами средств на решение приоритетных вопросов жизнедеятельности, обустройства и развития территории, повышенной ролью возвратности местного налогообложения в виде широкого спектра муниципальных услуг.
11. Повышение эффективности финансово-экономических основ местного самоуправления с точки зрения реализации его задач в социальной сфере прежде всего предполагает: 1) формирование разветвленной системы государственных социальных стандартов и гарантирование минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований на уровне, необходимом для их выполнения; 2) обеспечение наполняемости местных бюджетов в основном за счет местных и иных налогов, налоговая база по которым формируется на территории муниципальных образований, с введением института местных сборов; 3) расширение хозяйственно-экономической самостоятельности муниципальных образований и урегулирование в специальном законе порядка обязательного согласования с ними перераспределения публичной собственности; 4) создание в местных бюджетах инвестиционных фондов с помощью государства; 5) демократизацию бюджетного процесса, в том числе путем усиления роли в нем представительного органа; 6) введение принципа муниципального бюджетного планирования в зависимости от планов социально-экономического развития, а также системы обязательного мониторинга и оценки социальной, бюджетной и экономической эффективности финансово-хозяйственных решений.
12. Центральное место в составе социально-экономических полномочий органов местного самоуправления занимает осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Это полномочие характеризуется смешанной, муниципально-государственной сферой реализаций и не может быть отнесено только к вопросам местного значения или государственным полномочиям. Поскольку развитие публично-правовых образований разного уровня должно быть взаимоувязано, необходимо федеральным законом определить правовые и методологические основы разработки и реализации прогнозов, планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, сформировать механизмы взаимодействия уровней власти в рамках этой деятельности.
13. Муниципальное регулятивно-правовое воздействие на социальную сферу характеризуется особым режимом правового регулирования. Этот режим отличают: особые субъекты регулирования в лице местного сообщества и его органов, которые формируют правовые основы муниципальной социальной политики; подзаконный характер; подчиненность принципу максимально полного обеспечения реализации социально-экономических прав и их дополнительного гарантирования; обязательность учета специфики местных условий и особенностей, исторических, культурных, национальных и иных местных традиций; сочетание позитивно-предоставительных (алиментационных, сервисных) правовых средств со стимулирующими (инициирующими, активационными), развивающими самопомощь; преимущественно регулятивная направленность; лабильное реагирование на социальные условия.
14. Специальный конституционный институт муниципального обеспечения достойных условий жизни образуют муниципальные учреждения публичного обслуживания, которые, имея прямое закрепление в Конституции РФ (ч.1 ст.41, ч.2 и 3 ст.43), выступают неотъемлемой частью организационных основ муниципальной социальной политики. Состоявшееся упразднение муниципальных учреждений здравоохранения отступает от Конституции РФ. Муниципальные учреждения особым образом осуществляют свою долю муниципальной власти и обеспечивают реализацию социально-экономических прав, поэтому в основе их правового статуса лежат публичные начала, приоритет социальных целей. С этим не в полной мере согласуется реформа бюджетных учреждений (начата в 2010 г.), ориентирующая их на доходность и самоокупаемость за счет платной деятельности.
15. Совершенствование муниципальной социальной политики требует взаимосвязанных мер, прежде всего, укрепления ее личностной основы. Будучи субъектом социально-экономических прав, человек также является носителем обязанностей перед местным сообществом, в системной связи с которыми реализуются его права. В числе таких обязанностей должны быть: неукоснительное выполнение устава и муниципальных правовых актов; добросовестное пользование муниципальными правами; содействие осуществлению муниципальных прав и решению вопросов местного значения; ориентация своей деятельности и собственности на достижение общего блага; несение муниципальных тягот посредством участия в общественной деятельности, уплаты обязательных платежей и т.п.; бережное отношение к муниципальному образованию, его облику и собственности; сохранение муниципальных объектов исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры; сохранение местных природных условий и окружающей среды. Правовое регулирование соответствующих обязанностей должно обеспечиваться как федеральным законом (с точки зрения установления общих принципов), так и в особенности на уровне местного нормотворчества.
16. Совершенствование муниципальной социальной политики связано также с развитием системы муниципальной демократии, поскольку именно от полноты участия людей в решении вопросов местного значения во многом зависит эффективность реализации на местном уровне задач социальной политики. В этом направлении необходимо сделать, в частности, следующие шаги: а) деполитизировать муниципальные выборы и исключить пропорциональное распределение мандатов на уровне поселений; б) расширить референдумную демократию путем решения населением всех жизненно важных вопросов, включая принятие устава, распоряжение важнейшими объектами муниципальной собственности; в) внедрять институты и средства электронной демократии; г) расширить использование публичных слушаний с приданием им обязывающих свойств путем закрепления участия представителей общественности в принятии решений по итогам слушаний и обязательного создания согласительных комиссий для преодоления не совпадения мнений с органами местного самоуправления; д) создать в городских округах и муниципальных районах общественные палаты с определением общих принципов их организации и деятельности в федеральном законе; е) обеспечить согласованную разработку и реализацию всеми уровнями власти долгосрочных программ развития территориального общественного самоуправления.
17. Нуждается в качественном улучшении состояние компетенционной основы муниципальной социальной политики, что предполагает: а) разумное расширение по принципу субсидиарности собственной социальной компетенции местного самоуправления с установлением государством финансовых гарантий ее реализации; б) последовательное разграничение вопросов местного самоуправления на обязательные и факультативные в Федеральном законе № 131-ФЗ с введением правила, согласно которому полномочия, установленные иными законами и не относящиеся к вопросам местного значения и переданным государственным полномочиям, могут осуществляться только как добровольные; в) закрепление права субъектов Российской Федерации уточнять компетенцию муниципальных образований; г) четкое обозначение в федеральном законе примата компетенции муниципальных образований, выраженной в вопросах местного значения, над факультативной; д) ужесточение требований к делегированию государственных социальных полномочий.
18. Совершенствование механизма реализации на местном уровне социальной политики требует налаживания форм взаимодействия местного самоуправления с субъектами частного сектора, и прежде всего внедрения муниципально-частного партнерства. По своей природе этот институт является не гражданско-правовым, а смешанным, публично-частным, определяется общей пользой (общим благом), в связи с чем партнерство должно подчиняться критериям оптимального уровня и механизма обеспечения интересов населения, а передача в частный сектор муниципальных услуг допустима, если это повысит их качество и доступность, и не может обосновываться лишь целью бюджетной экономии. Самостоятельное урегулирование в законодательстве должно получить партнерство муниципальных образований с традиционными религиозными организациями, чьим основным предназначением является социальное служение.
1.Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан Российской Федерации. – М.: Городец. 2005. – 336 с. (15 п.л., авторство не разделено).
2.Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционно-судебная защита социально-трудовых прав граждан с участием профсоюзов. – М.: АТиСО. 2008. – 180 с. (11,25 п.л., авторство не разделено).
3.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые основы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и тенденции развития / Институт права и публичной политики. – М.: Акварель, 2011. – 330 с. (20,63 п.л., авторство не разделено)
4.Джагарян А.А. Российское местное самоуправление и его роль в системе социальной государственности. – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. – 224 с. (13,02 п.л.).
5.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционная ценность муниципальной демократии в России. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012. – 198 с. (12 п.л., авторство не разделено)
6.Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 721 с. Автором выполнены лично и в соавторстве главы 3 (3.1 – совместно с Н.С. Бондарем, 3.2–3.3; 3.4–3.5 – совместно с Н.С. Бондарем), 4 (4.4–4.5), 5 (5.3–5.5; 5.6 – совместно с С.М. Лях), 6 (6.2–6.3 – совместно с Н.В. Джагарян), 7 (7.5–7.8), 8 (8.2 – совместно с Н.С. Бондарем), 8.3), 9 (9.1 – совместно с Н.С. Бондарем, 9.2 – совместно с Н.В. Джагарян), 10 (10.2 – совместно с Н.С. Бондарем, 10.3); 11 (11.1 – совместно с Н.С. Бондарем) – 23,81 п.л.
7.Джагарян А.А. Принцип местного самоуправления // Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. – М.: Институт права и публичной политики, 2013. – 359 с. (автором выполнено 2,63 п.л.)
II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации
8.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Представительные начала в юридической природе контрольного органа муниципального образования // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №11. (0,5 п.л.).
9.Джагарян А.А. Суверенная демократия – исторический императив развития российской государственности // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – №3. (1,1 п.л.).
10.Джагарян А.А. Суверенная демократия как отражение конституционных ценностей в зеркале общенациональных интересов (рецензия на книгу В.А.Лебедева и В.В.Киреева «Суверенная демократия как конституционная идея современной России». Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2007. 255 с.) // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – №4. (0,7 п.л.).
11.Джагарян А.А. Достоинство личности как глобальная ценность в русской конституционной среде: взаимные права, обязанности и ответственность человека, народа, государства // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – №4. (1 п.л.).
12.Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений (рецензия-размышление по поводу книги: Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут. 2007) // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №24. (0,5 п.л.).
13.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Система и структура органов местного самоуправления: конституционное содержание и соотношение в контексте муниципальной реформы // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – №1. (1 п.л.).
14.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Конституционный проект муниципального строительства в Российской Федерации (Рецензия на книгу: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии. М.: Норма. 2008) // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – №4. (0,8 п.л.).
15.Джагарян А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: основы конституционной концепции и тенденции развития в контексте национальной муниципально-правовой традиции // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – №6. (1,2 п.л.).
16.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Муниципальная собственность в современной России: достояние местных сообществ и материальная основа государственности // Сравнительное конституционное обозрение. – 2009. – №2. (1,5 п.л.).
17.Джагарян А.А. Достойная жизнь и свободное развитие человека как конституционный критерий финансово-экономического обеспечения местного самоуправления // Сравнительное конституционное обозрение. – 2009. – №5. (1,1 п.л.).
18.Джагарян А.А. О природе конституционных принципов в национальной правовой системе // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – №17. (0,3 п.л.).
19.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Местное самоуправление в конституционном строе: традиция и инновации в контексте европейского опыта // Сравнительное конституционное обозрение. – 2010. – №1. (1,7 п.л.).
20.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционное право на юридическую помощь и его обеспечение местным самоуправлением в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. – 2010. – № 5. (1,9 п.л.).
21.Джагарян А.А. Российское местное самоуправление как институт социальной государственности: двадцать тезисов к обоснованию доктрины // Проблемы права. – 2010. – № 4. (1 п.л.).
22.Джагарян А.А. Муниципальная демократия: личностный подход // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 11. (0,3 п.л.).
23.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Представительный орган в системе муниципальной представительной демократии: некоторые вопросы правового статуса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 33 (214). Право. Вып. 26. (1,1 п.л.).
24.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционно-правовые проблемы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в современной России // Проблемы права. – 2011. – № 1. (0,6 п.л.).
25.Джагарян А.А. Прорыв в конституционно-судебной защите прав местного самоуправления: комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 2-П // Сравнительное конституционное обозрение. – 2011. – № 2. (0,6 п.л.).
26.Джагарян А.А. Институционализация муниципально-правовых (коммунитарных) обязанностей как фактор развития российской социальной государственности // Проблемы права. – 2011. – № 2. (1,2 п.л.).
27.Джагарян А.А. Муниципально-правовые (коммунитарные) обязанности личности: проблемы институционализации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 6. (0,3 п.л.).
28.Джагарян А.А. Достоинство личности, равенство и справедливость как сущностные характеристики социальной государственности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 8. (1 п.л.).
29.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Порядок формирования представительного органа муниципального района в фокусе конституционного правосудия: научный комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 года № 9-П // Сравнительное конституционное обозрение. – 2011. – № 4. (1,3 п.л.).
30.Джагарян А.А. К вопросу о социальном назначении местного хозяйства // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2. (0,8 п.л.).
31.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Формирование представительного органа муниципального района в конституционном измерении // Ученые записки юридического факультета. Вып. 20 (30) / Под ред. А. А. Ливеровского. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. – 2011. (0,4 п.л.).
32.Джагарян А.А. Коммунитарные обязанности личности: императив современной муниципальной демократии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 12. (0,3 п.л.).
33.Джагарян А.А. Муниципально-частное партнерство в решении социально-экономических задач местного самоуправления: конституционные проблемы институционализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. – № 5. (1,1 п.л.).
34.Джагарян А.А. Губернаторская реформа в конституционно-правовом разрезе: предварительные оценки // Проблемы права. – 2012. – № 2. (0,6 п.л.).
35.Джагарян А.А. Право на город: постановка проблемы // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 2. (0,5 п.л.).
36.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Уроки «великих реформ» XIX в. для формирования стратегии муниципального развития современной России // История государства и права. – 2012. – № 6. (0,3 п.л.).
37.Джагарян А.А. Разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере: состояние и проблемы совершенствования // Проблемы права. – 2012. – № 2. (1 п.л.).
38. Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Общественные органы представительной демократии и их место в современной системе российского местного самоуправления // Сравнительное конституционное обозрение. – 2012. – № 3. (1,7 п.л.).
39.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Муниципальная демократия: природа, ценность и проблемы реализации в России // Вопросы правоведения. – 2012. – № 4. (1 п.л.)
III. Статьи в иных научных и периодических изданиях
40.Джагарян А.А. Право граждан на контроль за публичной властью в конституционном праве Российской Федерации // Проблемы права. – 2005. – №3. (1,1 п.л.)
41.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Контрольный орган муниципального образования в системе муниципальных институтов представительной демократии // Проблемы права. – 2006. – №2. (1 п.л.).
42.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Конституционно-правовые проблемы нового порядка формирования представительного органа муниципального района // Право и политика. – 2006. – №12. (0,9 п.л.).
43.Джагарян А.А. Выборы как демократическая форма постановки целей государственного управления // Журнал о выборах. – 2007. – №1. (0,6 п.л.).
44.Джагарян А.А. Конституционализация государственного контроля за экономикой как основа гармонизации отношений между публичной властью и субъектами предпринимательства // Государство, право и управление: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 года) / Под ред. к.ю.н. Глазунова А.Р. – М.: ГУУ, 2007. – С.118-124. (0,5 п.л.).
45.Джагарян А.А. Государственный контроль за экономикой: его конституционная природа и актуальные направления развития // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова (31 мая– 2 июня 2007 г.). Ч.1. – М: Российская политическая энциклопедия (Росспэн), 2007. – С.1088-1093. (0,5 п.л.).
46.Джагарян А.А. Выборы в механизме государственного целеполагания: конституционно-правовые аспекты // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – №2. (1,1 п.л.).
47.Джагарян А.А. Конституционное обеспечение «национального проектирования» в Российской Федерации // Политика и общество. – 2007. – №10. (1,3 п.л.).
48.Джагарян А.А. Трансформация социального государства в России: новое распределение полномочий в сфере социальной защиты и проблемы их финансового обеспечения // Политика и общество. – 2007. – №11. (1,2 п.л.).
49.Джагарян А.А. Концепция суверенной демократии в конституционном измерении // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении. Сборник статей и материалов. Состав. С.Е.Заславский. – М.: Российская газета. – 2007. – С.115-148. (1.1 п.л.).
50.Джагарян А.А. Политические партии в системе конституционной демократии России // Государство, право, управление – 2007. Материалы VII-й Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 28 апреля 2007 года). Ч. I и II. / Отв. ред. С.И.Некрасов. – М.: ГУУ, 2007. – С.176-182. (0,5 п.л.).
51.Джагарян А.А. Национальное проектирование как конституционно-правовой феномен: его место в системе целеполагания государства // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность. Межвузовский научный сборник. – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2007. – С.170-176. (0,5 п.л.).
52.Джагарян А.А., Шевченко Н.В. Контрольный орган муниципального образования как новый институт муниципальной представительной демократии // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность. Межвузовский научный сборник. – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2007. – С.159-170. (0,7 п.л.).
53.Тарибо Е., Джагарян А. Налоговая система Российской Федерации // Сотрудничество между конституционными судами стран Европейского Союза и Российской Федерации. – М., 2007. – С.40-62. (0,8 п.л.).
54.Джагарян А.А. Конституционные проблемы финансовой обеспеченности полномочий субъектов Российской Федерации (в контексте социальных преобразований) // Сотрудничество между конституционными судами стран Европейского Союза и Российской Федерации. – М., 2007. – С.102-115. (1,2 п.л.).
55.Тарибо Е., Джагарян А. Налоговая система Российской Федерации // Конституционные суды. Налоговое право и защиты основных прав. – М., 2007. – С.43-65. (0,8 п.л.).
56.Джагарян А.А. Конституционные проблемы финансовой обеспеченности полномочий субъектов Российской Федерации (в контексте социальных преобразований) // Конституционные суды. Налоговое право и защита основных прав. – М., 2007. – С.105-118. (1,2 п.л.).
57.Джагарян А.А. Национальное проектирование в системе государственного управления инновационным развитием России: конституционные аспекты / Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова; 29-31 мая 2008 г.: Материалы конференции / Отв. ред. Мысляева И.Н. – М.: МАКС Пресс. 2008. (0,3 п.л.).
58.Джагарян А.А. Роль выборов в целеполагании государственного управления в Российской Федерации // От советского строительства – к муниципальному праву: история и современность (кафедре муниципального права ЮФУ (РГУ) – 20 лет). Сборник материалов, посвященный юбилею кафедры муниципального права и управления ЮФУ / Отв. ред. проф. Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008. – С.125-132. (0,5 п.л.).
59.Джагарян А.А. Достоинство личности и его конституционное значение для организации социальных отношений // Социальные права и практика Конституционного Суда Российской Федерации. Сборник материалов научной конференции 5-7 июня 2007 года / Сост. В.В.Коробченко. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – С.233-242. (0,6 п.л.).
60.Джагарян А.А. Пробелы в Конституции РФ и конституционный механизм их устранения // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва. 28-31 марта 2007 года / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2008. – С.154-158. (0,25 п.л.)
61.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации: конституционное содержание, структура и нормативные пределы // Вопросы экономики и права. – 2009. – №6. (0,6 п.л.).
62.Джагарян А.А. Муниципально-правовая традиция в конституционном развитии местного самоуправления России // Российское право в Интернете. – 2009. – №5. (0,3 п.л.).
63.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления как конституционный принцип его ресурсного обеспечения // Ученые записки. Сборник научных трудов юридического факультета ЮФУ и Института права и Управления. Вып. 7. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2009. – С. 193-209. (0,6 п.л.).
64.Джагарян А.А. Национальная традиция местного самоуправления – конституционный фактор муниципального строительства в России // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. – СПб.: СПбГУП, 2010. – С.383-385. (0,3 п.л.).
65.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Муниципальный финансовый контроль: институт политико-экономической самоорганизации населения и рационализации хозяйственно-бюджетной деятельности местных сообществ // Вопросы экономики и права. – 2010. – №3. (0,5 п.л.).
66.Джагарян А.А. Местный бюджет в российском праве: конституционные аспекты институционализации // Terra Economicus. – 2010. – Том 8. – №2. Часть 2. (0,5 п.л.).
67.Джагарян А.А. Конституционный Суд РФ – преобразователь национальной модели местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2010. – № 4. (0,6 п.л.).
68.Джагарян А.А. Национальная традиция местного самоуправления - конституционный фактор муниципального развития и предел для трансплантации зарубежного опыта // Правовой порядок: актуальные проблемы развития государственно-правовых институтов / Под ред. канд. истор. наук, доц. Г.Ф. Барковского; канд. филос. наук, доц. С.О.Беляева; д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. Г.С. Працко. – М.: Вузовская книга, 2010. – С. 268-279. (0,7 п.л.).
69.Джагарян А.А. Конституционные пределы влияния финансово-экономических факторов на организацию и развитие местного самоуправления // Российское право в Интернете. – 2010. – № 4. (0,3 п.л.).
70.Джагарян А.А. Российская модель местного самоуправления в условиях глобализации: пределы влияния наднациональных регуляторов // Перспективы взаимодействия национальных правовых систем в условиях глобализации и регионализации: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. / Рост. гос. эконом. универ. – Ростов н/Д, 2010. – С.79-81. (0,3 п.л.).
71.Джагарян А.А. Муниципально-правовая традиция и ее воздействие на муниципальное строительство в России // Юридическая наука и образование в России начала XXI века: новые направления: материалы V Всероссийского семинара 15 ноября 2010 г. / Отв. ред. И.А. Иванников; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – С. 110-113. (0,25 п.л.).
72.Джагарян А.А. Российское местное самоуправление в системе социальной государственности: постановка проблемы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 1. (0,8 п.л.).
73.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Представительный орган как центральное звено в системе муниципальной представительной демократии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 4. (1,1 п.л.).
74.Джагарян А.А. О природе муниципального правотворчества // Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России / под ред. канд. истор. наук, доц. Барковского Г.Ф.; канд. филос. наук, доц. Беляева С.О.; д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. Працко Г.С. – М.: Вузовская книга, 2011. – С. 76-78. (0,3 п.л.).
75.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Местное самоуправление в эпоху «великих реформ» XIX в.: уроки истории для формирования стратегии муниципального развития современной России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 5. (1 п.л.).
76.Джагарян А.А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2011. – № 2. (0,4 п.л.).
77.Джагарян А.А. Проблемы укрепления финансово-экономических основ местного самоуправления и пути повышения их социальной эффективности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 6. (1 п.л.).
78.Джагарян А.А. Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления как средство реализации муниципальной социальной политики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 7. (1 п.л.).
79.Джагарян А.А. Социальное государство начинается «снизу»: о роли местного самоуправления в решении социальных задач // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 7. (0,3 п.л.).
80.Джагарян А.А. Конституционное правосудие как фактор преобразования российской модели местного самоуправления // Журнал конституционного правосудия. – 2011. – № 4. (0,5 п.л.).
81.Джагарян А.А. Личность в системе муниципальной демократии: конституционный анализ в контексте модернизации российской государственности // Современный российский конституционализм: доктрина и практика. Материалы межвузовской научно-практической конференции (Южный федеральный университет, 23 октября 2010 г.) и круглого стола (Санкт-Петербургский государственный университет, 5 марта 2011 г.) / Отв. ред. – проф. Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д – СПб: Профпресс, 2011. – С. 94-99. (0,3 п.л.).
82.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционализм от первого лица: рецензия на книгу Н.С. Бондаря «Личное и публичное: в поиске баланса… Публикации разных лет» (Ростов-н/Д: Альтаир, 2010. – 674 с.) // Современный российский конституционализм: доктрина и практика. Материалы межвузовской научно-практической конференции (Южный федеральный университет, 23 октября 2010 г.) и круглого стола (Санкт-Петербургский государственный университет, 5 марта 2011 г.) / Отв. ред. – проф. Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д –СПб: Профпресс, 2011. – С. 358-365. (0,5 п.л.).
83.Джагарян А. А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность // Российская академия юридических наук. Научные труды. Выпуск 11. Том 1. – М., 2011. – С. 701-705. (0,4 п.л.).
84.Джагарян А.А. Конституционное правосудие как фактор преобразования российской модели местного самоуправления // Актуальные вопросы конституционного правосудия (по материалам «Журнала конституционного правосудия») / Под ред. С.Д. Князева, М.А. Митюкова и С.Н. Станских. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 87-101. (0,5 п.л.).
85.Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Разграничение регулятивных полномочий между уровнями власти в сфере организации местного самоуправления (на основе практики Конституционного Суда Российской Федерации) // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 2. – С. 16-22. (0,6 п.л.).
86.Джагарян А.А. Конституционализация экономики – императив современной демократии // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международные Лихачевские научные чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. 1: Доклады. – СПб: СПбГУП, 2012. – С.414-415. (0,2 п.л.).
87.Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционное правосудие сквозь призму теории конституционного права в соотношении с концепцией конституционной модернизации (Рецензия-размышление по книге: Селиванов А.А. Конституционные проблемы в современной теории права: доктрина стабильности и охраны Конституции Украины в контексте ее модернизации и эффективного конституционного правосудия. 2-е изд., доп. – К.: Логос, 2011. – 208 с.) // Право Украïны. – 2012. – № 6. (0,8 п.л.)
88.Джагарян А.А. Социальное государство как основной атрибут современного конституционализма // Сборник тезисов докладов III Международной научно-практической конференции «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинские чтения) МГЮА им О.Е. Кутафина. Секция конституционного и муниципального права. Сборник тезисов / отв. ред. В.И. Фадеев. – М., 2012. – С. 198-203. (0,3 п.л.).
89.Джагарян А.А. Электронная демократия на местном уровне в России: конституционно-правовые проблемы // Конституционное право и политика: сборник материалов международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 28-30 марта 2012 года / отв. ред. д.ю.н., проф. Авакьян С.А. М.: Издательство «Юрист», 2012. – С. 607-616. (0,5 п.л.)
90.Джагарян А.А. Правовая политика в сфере местного самоуправления и ее стандарты в свете практики Конституционного Суда РФ // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». Секция конституционного и муниципального права: сб. тезисов / отв. ред. В.И. Фадеев, Г.Д. Садовникова. – М.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2012. – С.72-77. (0,3 п.л.)