В роли основного механизма перевода естественных различий между полами в социокультурные различия между мальчиками и девочками в образовании выступают когнитивные схемы познания на основе пола в философии, науке и культуре - андроцентризм, гендерная поляризация и биологический эссенциализм, встроенные в непрерывный процесс социального конструирования объективной и субъективной реальности. Они детерминируют гендерную идеологию общества, а также гендерные стратегии государства и личности в образовании; обусловливают конструирование и трансформации образовательного пространства, изменение целей, содержания, условий и результатов образования мальчиков и девочек, юношей и девушек.
2) Периодизация развития и функционирования педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании включает 4 этапа, каждый из которых обусловлен комплексом взаимодействующих социально-исторических и интеллектуальных предпосылок:
- на первом этапе (XYIII - первая половина XIX вв.) биодетерминированный полоролевой подход (Петр I, Ф.Прокопович, В.П.Татищев, С.Я.Десницкий, Ф.С.Салтыков, И.И.Бецкой, Екатерина Вторая, И.Ф.Богданович, А.П.Куницын, А.А.Ширинский-Шихматов и др.) обусловлен андроцентричной идеологией традиционного российского общества, богословскими идеями несовершенства женского рода и эссенциалистскими представлениями о «естественном предназначении полов», парадигмой андроцентричного полоролевого подхода в западноевропейской философии и педагогике (Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Фенелон, И.Г.Кампе и др.), патриархатным типом государственной гендерной политики, т.е. институциональным неравенством полов в семье и обществе;
- на втором этапе (вторая половина XIX - начало ХХ вв). предпосылкой модернизации педагогических взглядов на половые различия в образовании (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин, А.С.Воронов, Н.А.Вышнерадский, П.Ф.Каптерев, П.Ф,Лесгафт и др.) стал переход от эссенциалистской к биоисторической концепции половых различий в философии, общественных науках и общественно-педагогическом дискурсе, противоречия между тенденцией либерализации гендерной идеологии российского общества (дискурс «женского вопроса») и консервативным курсом государственной гендерной политики царского правительства;
- на третьем этапе (1917-1992 гг.) неополоролевой подход в педагогике советского периода (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Э.Г.Костяшкин, И.В.Гребенников, А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов, В.Е.Каган, С.В.Ковалев, Ю.М.Орлов, Д.С.Исаев, Л.Н.Тимощенко и др.) обусловлен переходом общества и государства от идеологии «естественного неравенства полов» к идеологии «равенства полов при социализме»; сменой парадигмы пола в общественных науках с биоисторической на биосоциальную, что означало сочетание во взглядах на проблему половых различий биологического эссенциализма с социальным конструктивизмом государственных гендерных контрактов и латентной гендерной поляризацией социополовых ролей в семье и обществе;
- на современном этапе (1990-е - начало 2000-х) как модернизация полоролевого, так и развитие гендерного подходов в образовании обусловлено фундаментальными трансформациями гендерной идеологии российского общества и гендерной политики государства; противоречиями между возрождением в обществе традиционной идеологии «естественного предназначения женщины» и, одновременно, нарастающей либерализацией канонов маскулинности и фемининности, моделей семьи и брака; противостоянием биодетерминированных и социодетерминированных парадигм пола в науках о человеке и обществе.
3) Основные тенденции развития педагогических взглядов на половые различия школьников в образовании: 1) тенденция к постепенному ослаблению на протяжении XYIII-XX вв. когнитивных стратегий андроцентризма, гендерной поляризации и биологического эссенциализма, переход от биодетерминированных к социодетерминированным концепциям пола в образовании; 2) тенденция полихронности, то есть отображения в рамках педагогической культуры одного исторического периода, как биодетерминированных, так и социодетерминированных взглядов на половые различия школьников в образовании; 3) тенденция к идеологизации и политизации, т.е. переводу взглядов из педагогической плоскости в плоскость идеологии.
4) Закономерности развития педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании, которые включают: закономерности обусловленности [1) социокультурная обусловленность изменениями в гендерной идеологии общества и гендерной политике государства, парадигмах пола в философии, религии и науке; 2) отражения в педагогике магистральных направлений развития и смены парадигм пола в социогуманитарных науках; 3) диалектического взаимодействия между изменениями в гендерной идеологии общества и гендерных стратегиях государства в образовании и изменениями в педагогических взглядах на половые различия школьников в образовании; 4) зависимость динамики и направленности развития педагогических взглядов на половые различия школьников в образовании не только от внешних факторов, но и от состояния самого педагогического сообщества: активности и организованности, методологической согласованности позиций его членов, отношения к гуманистической идее гендерного равенства полов в семье и обществе и др.; 5) закономерность усиления гендерного алармизма во взглядах на половые различия школьников в образовании на этапах перехода российского общества от одного типа культуры к другому; 6) регресса педагогических взглядов до уровня гендерных стереотипов обыденного сознания, если их выявлению и развитию не уделяется должного внимания ни в педагогической науке, ни в педагогическом образовании] и закономерности атрибуции [взаимозависимость между парадигмами педагогических взглядов на половые различия школьников, условиями и результатами образования мальчиков и девочек].
5) Гендерный анализ современных педагогических взглядов на половые различия школьников в образовании показал, что биодетерминированный неополоролевой подход, преобладающий в отечественном образовании и педагогике, не в полной мере отвечает целям образования в XXI веке. Он основан на переоценке биологических аспектов пола и недооценке социального контекста, препятствует всестороннему раскрытию личностного потенциала обучающихся, всесторонней самореализации выпускников в стремительно изменяющемся мире.
Постиндустриальной культуре соответствует социально-педагогический идеал гендерночувствительного и личностно-ориентированного подхода в образовании, основанного на идеях безусловной ценности индивидуальности и максимальной самореализации личности независимо от пола; гендерного равенства и партнерства между полами в семье и обществе. Таким образование становится в том случае, когда оно, во-первых, ориентировано не на полоролевые стереотипы общественного сознания, а на индивидуально-личностные характеристики обучающихся, а во-вторых - обладает технологиями компенсации социально-психологических и педагогических последствий исторически обусловленного гендерного неравенства полов, включая меры позитивной дискриминации.
6) Интеграция гендерного подхода в отечественную педагогику - ключевое условие модернизации педагогических взглядов на фактор пола в образовании. Она детерминирована трансформациями гендерной идеологии общества и гендерной политики государства в 1990-х - начале 2000-х гг., возвращением России в мировое научное сообщество и развитием гендерных исследований в социогуманитарных науках, требованиями школьной практики пересмотреть взгляды на половые различия школьников в образовании.
Педагогика пока еще недостаточно отразила фундаментальный методологический поворот в исследованиях пола, находится на начальном этапе освоения теории гендера. Противоречия, выявленные в ходе исследования, как объективные (между эгалитарной природой и сущностью гендерного подхода, ориентированного на развитие индивидуальности, и многолетними традициями полоролевого подхода в отечественной педагогике и школьной практике; между конструктивисткой парадигмой гендерного подхода в западной науке и тем, что контекст гендерного подхода в российскую педагогику формировался (и продолжает формироваться) учеными из традиционно биодетерминированных секторов отечественной науки и др.), так и субъективные (между методологической сложностью освоения гендерной парадигмы и недостаточно высоким статусом разработчиков гендерного подхода в отечественной педагогике; между состоянием разработки гендерного подхода в социогуманитарных науках и состоянием гендерных исследований в педагогике; между потенциальными возможностями интеграции гендерного подхода в педобразование и их реальным использованием и т.д.)- преодолимы при условии дополнительных мер институционального и организационно-методического характера.
7) Педагогический проект модернизации педагогических взглядов на половые различия школьников, направленный на институционализацию гендерного подхода в систему вузовского образования, содержание и технологии которого разработаны на основе гуманитарной методологии, принципов субъектности, междисциплинарности, научности и внимательного отношения к социокультурному контексту гендерных различий; необходимости осознания педагогом собственного отношения к проблеме гендерного равенства, сходств и различий между полами; ориентации на гендерное равенство полов в семье и обществе как ценность постиндустриальной культуры; культуросообразности гендерного измерения социально-педагогического идеала образовательной модели.
1.Штылева, Л.В. Исследование гендерных характеристик студентов [Текст] / Л.В.Штылева // Гендерная психология: практикум. 2-е изд./ Под ред. И.С.Клециной.- СПб.: Питер, 2003.- С.46 – 57.
2.Штылева, Л.В. Гендерный подход в образовании: программно- методическое пособие [Текст] / Л.В. Штылева.- Мурманск: МГПУ, 2004.- 78с.
3.Штылева, Л.В. Гендерный подход в образовании: учебная программа дисциплины по выбору [Текст] / Л.В. Штылева.– Мурманск: МГПУ, 2006.- 46с.
4.Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ [Текст] / Л.В. Штылева.- М.: ПЕР СЭ, 2008.- 316с.
5.Штылева, Л.В. Исследование гендерных характеристик студентов [Текст] / Л.В.Штылева // Гендерная психология: практикум. 3-е изд./ Под ред. И.С. Клециной.- СПб.: Питер, 2009. - С.35 – 47.
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
7.Штылева, Л.В. Институционализация гендерного подхода [Текст] / Л.В.Штылева // Высшее образование в России. - 2004.- №10 - С.142 – 146.
8.Штылева, Л.В. Гендерный подход в образовании: проблемы разработки и институционализации [Текст] / Л.В.Штылева // Мир образования – образование в мире.- 2005. - №1. - С.12-18.
9.Штылева, Л.В. Какие идеи лежат в основе экспериментов с раздельным образованием в современной российской школе? [Текст] / Л.В. Штылева // Мир образования - образование в мире. - 2009.- № 3.- С.159-168.
10.Штылева, Л.В. Гендер и педагогика: проблемы согласования языка [Текст] / Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе.- 2009. - №3.- С.66-75.
11.Штылева, Л.В. Гендерные штудии русской педагогики второй половины XIX века: проект «гуманного женского образования» П.Ф.Каптерева [Текст] / Л.В. Штылева // Народное образование.- 2010. - №5.- С.251-263.
12.Штылева, Л.В. Гендерный и квазигендерный подход в современных исследованиях по педагогике [Текст] / Л.В. Штылева // Мир образования – образование в мире. - 2011. - №2.- С.91-98.
13. Штылева, Л.В. Сущность полоролевого подхода в образовании [Текст] / Л.В. Штылева // Ярославский педагогический вестник.- 2011. - №2.- Том 2. - С. 260-262.
14. Штылева, Л.В. Гендерный подход в курсе истории педагогики [Текст] / Л.В. Штылева // Высшее образование в России.- 2011.- № 7.- С.141 – 146.
15. Штылева, Л.В. Два подхода к модернизации «полового воспитания» современных российских школьников (1990-2000-е гг.) [Текст] / Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе.- 2011. - № 4. - С.62-66.
16.Штылева, Л.В. Гендерный подход в курсе истории образования и педагогической мысли [Текст] / Л.В. Штылева // Педагогическое образование в России.- 2011.- №4.- С.128-134.
17.Штылева, Л.В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» [Текст] / Л.В. Штылева // Педагогическое образование в России. - 2011.- Выпуск №5.- С.117-124.
18. Штылева, Л.В. Детерминанты, тенденции и этапы трансформации «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке (XYIII-XX вв.) [Текст] / Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе.- № 2. - 2012. - С.62- 72.
19.Штылева, Л.В. Этапы и тенденции развития педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании (XYIII- начало XXI в.) [Текст] Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе.- 2012. - № 4. - С.64- 71.
Статьи и тезисы докладов
20. Штылева, Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерного подхода в образовании. [Текст] / Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе.- 2000. - №3 - С.61 –66.
21.Штылева, Л.В. Гендерное измерение в образовании: всплывающая Атлантида [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. 15-16 сентября 2000г.- Иваново: ИГУ, издательский центр «Юнона», 2000. - С.65-71.
22.Штылева, Л.В. Практическое женское движение и феминизм: опыт работы курсов для учителей (Мурманск) [Текст] / Л.В. Штылева // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования: сборник научных докладов и статей. - М.: изд. РГГУ, 2000.- С.239-249.
23.Штылева, Л.В. Внедрение гендерного подхода в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов. [Текст] / Л.В. Штылева // Роль женщины в развитии высшего образования в ХХ1 веке: тезисы докладов и сообщений международной научно – практической конференции. Санкт – Петербург. 28-29 сентября 2001 г.– СПб.: Изд – во СПбГУЭФ, 2001.- С.62-64
24.Штылева, Л.В. Гендерное измерение в педагогике: от полоролевой социализации к андрогинности. [Текст] / Л.В. Штылева // Проблемы гендера в контексте трансформации казахского общества: материалы международного круглого стола 30 октября 2001г. - Алматы: 2001. -С.223-232.
25.Штылева, Л.В. Продвижение гендерной теории в высшее педагогическое образование: методология и методика [Текст] / Л.В. Штылева // Gender studies in modern universities: international experience: материалы круглого стола. 6 июля, 2002.- Киев, 2002. - С.84 – 92.
26.Штылева, Л.В. Методика проблематизации социополовых представлений студентов на первом этапе гендерного образования. [Текст] /Л.В. Штылева // Гендерно–чувствительная социальная работа: образование и практика. Сб. учеб-метод. материалов международной летней школы, Саратов, 1-14 мая 2002г. - Саратов: Изд–во Поволж. межрегион. учеб. центра, 2002.- С.57- 63.
27.Штылева, Л.В. Гендерное просвещение педагогов как эффективная социальная технология изменения профессионального сознания [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: материалы международной научной конференции, Иваново, 25-26 июня 2002 г. В 2 ч. – Иваново: ИГУ, 2002.-Ч.1.-С.11-18.
28.Штылева, Л.В. Внедрение теории гендерных отношений в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов. [Текст] / Л.В. Штылева // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции: Сборник материалов межрегиональной научно–практической конференции, посвященной 10-летию ФПКиППРО МГПИ. В 3 ч.- Мурманск: МГПИ, 2002.- Ч.1.- С.81-88.
29.Штылева, Л.В. Внедрение гендерного образования в учебный план и программы педагогического института: теория и практика. [Текст] / Л.В. Штылева // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на европейском севере: сборник материалов международной конференции / Отв. Ред. В.И.Голдин. - Архангельск: ПГУ, 2002.- С. 212-216.
30.Штылева, Л.В. Программа спецкурса «Гендерный подход в образовании» (Для факультета повышения квалификации работников образования) [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Материалы международной научно–практической конференции, Иваново, 24-25 июня 2003 г. – Иваново: ИГУ, 2003.- С.204- 242.
31.Штылева, Л.В. Методические условия проектирования эффективного гендерного образования педагогов [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Материалы международной научно–практической конференции, Иваново, 24-25 июня 2003г. – Иваново: ИГУ, 2003. - С.69- 78.
32.Штылева, Л.В. Школьные корни гендерного неравенства российской политики. [Текст] / Л.В. Штылева // Международный журнал «Диалог женщин». – 2004.- № 25 (41) - С.26- 30.
33.Штылева, Л.В. Внедрение гендерного подхода в педагогическое образование – ключевой фактор для формирования эгалитарного мировоззрения нового поколения [Текст] / Л.В. Штылева // Лидерство. Гендерные перспективы: материалы второй международной конференции, Санкт–Петербург, 4-5 апреля 2005 г. / Под ред. Л.А. Герасимовой - СПб.: 2005.- С.158-159.
34.Штылева, Л.В. Полоролевой и гендерный подход в образовании: сходства и различия [Текст]/ Л.В. Штылева // Российское общество. Гендерное измерение: сборник научных статей. - Иваново: ИГУ, 2006. - С.276- 293
35.Штылева, Л.В. Методические аспекты гендерного образования педагогов [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерное образование в подготовке учителя: материалы Всероссийской конференции. - Томск: ТГПУ, 2006.- С.171-174
36.Штылева, Л.В. Теоретические подходы к разработке методики гендерного анализа в образовании. [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: материалы научно-практической конференции 24-25 мая 2006г. - Новосибирск: НГИ, 2006.- С.86 – 91.
37.Штылева, Л.В. Методические аспекты гендерного анализа образовательной политики и практики в России [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: материалы научно-практической конференции 24-25 мая 2006г.- Новосибирск: НГИ, 2006.- С.149-152.
38.Штылева, Л.В. Становление гендерного подхода в высшем педагогическом образовании. [Текст] / Л.В. Штылева // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: материалы международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество», Москва, 4-5 апреля 2005.- М.: РОО МЦГИ, 2006.- с.226-234.
39.Штылева, Л.В. Гендерные аспекты политики Российской Федерации в области образования (конец ХХ – начало ХХI века) [Текст]/ Л.В. Штылева // Женщина в российском обществе. – 2006.- №3 - с.61 –71
40.Штылева, Л.В. Гендерная дискриминация в сфере управления школьным образованием (на примере г. Иваново и Мурманской области) [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерная дискриминация: проблемы, подходы, решения. - Иваново, изд-во Ивановского гос.ун-та, 2008. - С.192-206.
41.Штылева, Л.В. Концептуальный подход П.Ф. Каптерева к учету специфики пола в образовании [Текст] / Л.В. Штылева // Гендерное образование в подготовке учителя: материалы III Всероссийской конференции, 5-6 ноября 2008 г., г. Томск. - Томск: ТГПУ, 2008. - С.181-191.
42.Штылева, Л.В. Гендерный и квазигендерный подход в современных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Л.В. Штылева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции 27 апреля 2011г.- Саранск: МГПИ, 2011. - С.99-107.
43.Штылева, Л.В. Как вы лодку назовете, так она и поплывет…(о концепции полоролевого воспитания в романе Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании») [Текст] / Л.В. Штылева // Историко-педагогический журнал. -2012. -№2.- С.44 -54.