Научная тема: «ОБЩИННОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Философско-культурологический методологический обзор по социокультурному феномену общинности доказывает сложный комплексно-сквозной характер данного явления. В работе обосновывается, что возрождение интереса к изучению традиционно-общинной культуры не является альтернативой критике современности. Это лишь средство для расширения и углубления методов ее непрерывного инспектирования. Такая схема ведет к отказу от обобщающих историко-типологических понятий и позволяет дифференцировать этапы исторического развития, возвращаясь к наиболее важным социальным понятиям, в нашем случае - к общине.
  2. Концептуализация феномена общинности, происходящая на фоне осознания роли индивидуума и самой общины, ведет к признанию многоуровневого нелинейного уклада существующих социокультурных отношений. Понятие общины как социокультурного феномена вводится на основе серьезного междисциплинарного анализа ив сравнении с другими социокультурными единицами, что позволяет выделить такую ее сущностную характеристику, как стремление к устойчивым моральным ценностям, благодаря которой в дальнейшем общины будут выполнять схожие функции. Рассмотрение общины не только в историко-антропологическом, но и социокультурном разрезе дает возможность выделить ее функциональные и структурные характеристики, а также определить ее значимость в процессе сохранения и развития жизненных ценностей (стремление к счастью), ценностей межличностного общения (благородство, доброжелательность), духовно-нравственных и мировоззренческих качеств, что позволяет говорить о важности и весомости общины в современном мире.
  3. Общинные ценности активно подвергались партикуляристской стандартизации в контексте сложного гетерогенного общества, каким была и остается Центральная Азия. Начиная с эпохи Заратустры и до времени советизации для данного региона было характерно интенсивное чередование фрагментаций и объединений государственных единиц с преобладанием общинных типов культурно-хозяйственных отношений. Особый синтез культур оседлого и кочевого народов, а также комбинация персидско-тюркского иерархизма с арабо-афганским эгалитаризмом определили полиэтничность и культурное многообразие всего региона. Важнейшим элементом этой сложной системы веками оставалась способность общины адаптировать чужестранцев, сплачивая людей на основе нравственного, религиозного, эстетического взаимодействия и содействуя, таким образом, оформлению традиционного для любой общины стремления к общему благу для всех и каждого.
  4. Стремление к сбалансированному соотношению индивидуального и группового - одно из главных направлений развития любого социокультурного института, включая общину. В самом этом слове явственно обозначена актуальность таких понятий, как общее и общение. Люди, живя в общине, владеют и пользуются всем сообща, а общение, обсуждение является единственно возможным путем, позволяющим сохранить общие материальные и моральные ценности. Однако нынешняя радикальная атомизация общества сопровождается ростом нестабильности и утратой веры в долговременные социальные перспективы. Комбинирование и учет общинных норм, касающихся сотрудничества, в государствах региона может поспособствовать рождению нового варианта аристотеле-авиценновской модели общины, которая напомнит о том, что человек - это, прежде всего его добрые отношения с другими людьми.
  5. Значимость ценностно-смысловых основ традиционно-общинной культуры представлена через своего рода циклический переход от этапа игнорирования общины к постепенному возвращению к ней. Отсюда идея демонстрации социально-исторического вклада общины в развитие культуры и социального бытия в понятиях единого жизненного цикла (об этом говорил еще Ибн Халдун). Важно также учитывать, что община - это не только социальный институт, но и «сеятель» культуры сотрудничества, транслируемой через добродетельный механизм аккумулирования социального капитала и сохранения принципов самоуправления на местах. Такой подход дает основу для целостного видения стратегии человеческой жизни, опирающейся на морально просчитанную социально-философскую рефлексию, и, что еще важнее, для восстановления гармонии в отношениях человека и общества.
  6. Изучение общинной культуры, ее истинная интерпретация могут стимулировать отказ от жесткого ограничения и выбора, приводящего к сегодняшнему гендерному дисбалансу в обществе.
  7. Социальные условия жизни были подвержены эволюционным трансформациям, строившимся на основе опыта поколений. Однако современное общество впервые в истории продемонстрировало масштабную социальную дезинтеграцию, приведшую к неоднозначной оценке прежних моральных устоев. Анализ данной ситуации явно показывает необходимость присоединения общины к процессу формирования неогуманистического гражданского общества, что, в свою очередь, может послужить основой для глокализации - синтеза сохранившихся ценностей местных общинных институтов с новациями глобализации.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Община в Центральной Азии (диалектика традиции и модернизации в начале ХХI века) / Н.Т. Нурулла-Ходжаева. — М.: МГУКИ, 2012. — 369 с.

2.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Гендерные стереотипы: между традицией и модернизмом / Н.Т.Нурулла-Ходжаева. — Душанбе: Ирфон, 2006. — 171 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Модернизация неформальных клановых отношений в государствах Центральной Азии / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. — 2007. —№ 4. — С. 34–45.

2.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Взгляд на племена Центральной Азии с другой полярности / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.— 2010. — № 4. — С. 63–70.

3.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Племена Центральной Азии в рамке европейского персонализма/ Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 5. — С. 39–46.

4.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. От онтологии к эмпирическим проблемам племен по Ибн Халдуну / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. —№ 1. — С. 81–87.

5.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Коммунитаризм в Центральной Азии: разные подходы и настоящие истоки / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник таджикско-российского университета. — 2011. — № 3 (34). — С. 191–197.

6.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Потенциал традиции в сегодняшнем обществе / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. — 2011. —№ 2. — С. 53–57.

7.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Монизм Платона и плюрализм Аристотеля / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. —№ 4.— С. 63–69.

8.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Община и государство в Центральной Азии / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств — 2011. — № 2. — С. 66–70.

9.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Традиция и община в Таджикистане / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Таджикского технического университета. — 2012. — № 2 (18) (VI-2012). — С. 108–111.

10.Нурулла-Ходжаева, Н.Т.Концепция, оспариваемая по существу/ Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Таджикского технического университета. — 2012. — № 3 (19) (IX-2012). — С.114–118.

11.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. К истории социального конструирования пола / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. — 2003. —№ 1–4. — С. 127–133.

12.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Немного из истории развития Земельной реформы или уроки из века ушедшего (в сравнительном срезе) / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. — 2006. —№ 1–2. —С.84–97.

13.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Синергетическая традиция в Центральной Азии / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. —№ 1. — С. 73–79.

14.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Община в мусульманской традиции Центральной Азии / Н.Т. Нурулла-Ходжаева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — № 4. — С.67–71.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

15.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Традиции среди приоритетов сегодняшней модернизации России / Н.Т. Нурулла-Ходжаева // Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в ХХI веке». — М., 2010. (http://m-fk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=30:-2010-&catid=14:-i&Itemid=32)

16.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Община и государство в Центральной Азии / Н. Нурулла-Ходжаева // В сб.: Брат мой — враг мой… (СМИ и внутриполитические конфликты). КРСУ. Москва—Бишкек, 2011. — С. 222–229.

17.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Кланы Центральной Азии в рамке европейского персонализма / Н.Т.Нурулла-Ходжаева // Россия — Франция: диалоги «на границах» культурных миров: Материалы научной конференции в рамках года Франции в России и России во Франции. — М.: МГУКИ, 2011. — С.52–61.

18.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Коррупция и роль местных институтов власти при Советах / Н.Т.Нурулла-Ходжаева// Бизнес и Политика. — 2007. — № 8 (59).

19.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Центральность Центральной Азии / Н.Т.Нурулла-Ходжаева // Бизнес и политика. — 2006.

20.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Трансформация социальной политики и гендерное равноправие в Таджикистане / Н.Т.Нурулла-Ходжаева // Центр гендерных исследований Института открытого общества Сороса в Таджикистане. —Душанбе, 2004. — С. 13–17.

21.Нурулла-Ходжаева, Н.Т.Переход от номадизма к монадизму/ Н.Т.Нурулла-Ходжаева // Всемирный форум духовной культуры, 18–20 октября 2010, Астана, Казахстан.Сборник статей по материалам Всемирного форума. — Астана, 2011. — С. 226–229.

22.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Влияние неоаристотелианских и неоплатонистских идей на современные государства Центральной Азии / Н.Т.Нурулла-Ходжаева // Электронный журнал: Биокосмология-нео-Аристотелизм. Великий Новгород. Т. 2.№ 3. 2012. —С. 201–210.

23.Нурулла-Ходжаева, Н.Т. Парадигма синергетической традиции в Центральной Азии / Н.Т.Нурулла-Ходжаева // «Семиосфера» Ю.М.Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании: Сборник статей по материалам международной научной конференции. — М.: МГУКИ, 2012.

24.Nurulla-Khojaeva, N. StatehoodintheCentralAsianregion (Оформление государственности в Центральной Азии) / N. Nurulla-Khojaeva // Фонус. — Душанбе, 2001. — № 2. — C. 67–81.

25.Nurulla-Khojaeva, N. Gender issues in Central Asia / N.T. Nurulla-Khojaeva // Seminar November 19th, RIKSSCENEN AT SCHOUS KULTURBRYGGER in Oslo University. http://www.diba.no/2010/engelsk.html

26.Nurulla-Khojaeva, N.Knowledge and Creativity in building new international affairs in Central Asia / N.T.Nurulla-Khojaeva // International conference «Knowledge, Creativity and transformation of Societies». Вена, Австрия. 6–9 декабря 2007 (KCTOS). http://www.inst.at/kctos/speakers_n-s/nurulla-khoja_n.htm

27.Nurulla-Khojaeva, N. The Migrant / N. Nurulla-Khojaeva // The Men of Global South. A reader. Compiled by Adam Jones Zed Books, 2006. — Pp. 313–319. http://www.amazon.com/Men-Global-South-Reader-Masculinities/dp/1842775138

28.Nurulla-Khojaeva, N. Individualism and communitarianism in Central Asian republics / N.T.Nurulla-Khojaeva // Post-SovietStates: TwoDecadesofTransition&Transformation. 1–3 ноября 2011 г. www.jnu.ac.in/Conference/CRCAS_Programme.docProgrammeInternationalSeminar Centre for Russian & Central Asian Studies, SIS, JNU (J.Neru University), New Delhi, India. — 1–3 November 2011.