- Педагогическая система сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является педагогическим феноменом, открывающим инновационный путь реализации концептуальных основ и организационно-педагогических условий осуществления исследуемого процесса. Педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, обнаруживающих устойчивое единство, целостность, подчиненных цели и задачам повышения уровня здоровья обучающихся.
- Концептуальные основы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи включают исходные идеи, цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологии осуществления данного процесса. Закономерности являются содержательным ядром концепции и отражают специфику общего среднего и высшего профессионального образования.
- К факторам «риска», негативно влияющим на показатели здоровья, относятся особенности формирования приспособительных реакций к аудиторной и внеаудиторной (учебной и внеучебной) деятельности в образовательных учреждениях различного типа, вида и уровня; нерациональная интенсификация учебной деятельности, гиподинамия, нарушение питания, негативные экологические воздействия, неблагоприятное социально-экономическое положение учащейся молодежи, несоответствие учебных программ возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, несоблюдение физиолого-психологических требований к организации воспитательно-образовательного процесса, недостаточная квалификация педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
- Организационно-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи предполагают использование в данном процессе инновационного потенциала учебного заведения; включают деятельность Центров содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся как региональной системы образования; реализацию здоровьесберегающей деятельности обучающихся в условиях довузовской педагогики; интеграцию психолого-педагогических и медико-физиологических подходов как основы деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов и преподавателей в системе высшего профессионального образования; подготовку педагогов к здоровьесбере-гающей деятельности; использование мониторинга успешности сохранения и укрепления здоровья студентов вуза как необходимого условия их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
1.Семенкова, Т Н. Социально-педагогические направления функционирования региональной системы управления образовательными учреждениями интернатного типа: препринт / Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. – 27 с.
2.Семенкова, Т. Н. Модернизация общего образования в Кузбассе: варианты и решения / Т. Н. Семенкова, И. А. Свиридова, А. Г. Капустяк, Н. А. Заруба. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 312 с.
3.Семенкова, Т. Н. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы / Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин, И. А. Свиридова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 185 с.
4.Семенкова, Т. Н. Формирование ценностных ориентаций воспитанников образовательных учреждений интернатного типа / Т. Н. Семенкова, Е. Л. Руднева. – Кемерово: ЮНИТИ, 2009. – 196 с.
5.Семенкова, Т. Н. Подготовка учащейся молодежи к сохранению и укреплению здоровья в условиях региона: концепция, проблемы, перспективы / Т. Н. Семенкова; под науч. ред. Н. Э. Касаткиной, Э. М. Казина. – Томск: Научно-техническая литература, 2011. – 282 с.
6.Семенкова, Т. Н. Концепция сохранения и укрепления здоровья обучающихся / Т. Н. Семенкова; под науч. ред. Н. Э. Касаткиной, Э. М. Казина. – Кемерово: Офсет, 2012. – 167 с.
Статьи, опубликованные в журналах по реестру ВАК
7.Свиридова, И. А. Региональная модель формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов Кузбасса / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 10-17.
8.Казин, Э. М. Здоровьесозидающие подходы и развитие системы образования в современных социокультурных условиях Кузбасса / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семен-кова // Валеология. – 2005. – № 4. – С. 79-85.
9.Казин, Э. М. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты адаптации и здоровья (методологические и организационные подходы) / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, И. А. Свиридова // Валеология. – 2007. – № 4. – С. 8-20.
10.Семенкова, Т. Н. Профориентационная деятельность вузов в условиях модернизации системы образования в России / Т. Н. Семенкова, М. Г. Леухова // Вестник КемГУКИ. – 2008. – № 3. – С. 63-66.
11.Семенкова, Т. Н. Разработка и реализация социально-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи / Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 188-198.
12.Семенкова, Т. Н. Новые проблемы психолого-педагогических исследований в вузе на современном этапе развития общества / Т. Н. Семенкова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 12. – С. 242-250.
13.Семенкова, Т. Н. Особенности психофизиологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе / Т. Н. Семенкова [и др.] // Вестник КемГУ. – 2010. – № 2. – С. 47-52.
14.Семенкова, Т. Н. Педагогические и психолого-физиологические подходы к созданию адаптивно-развивающей образовательной среды / Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, А. И. Федоров // Валеология. – 2010. – № 4. – С. 14-19.
15.Адакин, Е. Е. Инновационное развитие региональной системы профессионального образования с учетом сохранения и укрепления здоровья студентов (на примере Кемеровской области) / Е. Е. Адакин, Т. Н. Семенкова // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2011. – № 4. – С. 24-27.
16.Казин, Э. М. Психолого-педагогические проблемы формирования культуры здоровья обучающихся / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 10(112). – С. 77-81.
17.Касаткина, Н. Э. Формирование ценности здоровья учащейся молодежи в деятельности образовательных учреждений / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 11. – С. 276-285.
18.Касаткина, Н. Э. Ценности здоровья студентов вуза в условиях современного образовательного учреждения / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУКИ. – 2011. – № 17/1. – С. 140-147.
19.Семенкова, Т. Н. Адаптация учащейся молодежи к процессам обучения и сохранения здоровья / Т. Н. Семенкова, Н. Э. Касаткина // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 4. – С. 176-186.
20.Семенкова, Т. Н. Здоровье обучающихся как социальная и адаптивная ценность / Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУ. – 2011. – № 1. – С. 83-93.
21.Семенкова, Т. Н. Исследование факторов, определяющих позицию преподавателя образовательного учреждения к укреплению и сохранению здоровья обучающихся / Т. Н. Се-менкова // Вестник КемГУКИ. – 2011. – № 17/2. – С. 109-117.
22.Семенкова, Т. Н. Разработка и реализация комплексной программы «Вуз здорового образа жизни» / Т. Н. Семенкова // Валеология. – 2011. – № 4. – С. 22-30.
23.Семенкова, Т. Н. Состояние здоровья учащейся молодежи / Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУ. – 2011. – № 2. – С. 90-98.
24.Семенкова, Т. Н. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения / Т. Н. Семенкова, Н. Э. Касаткина, Э. М. Казин // Вестник КемГУ. – 2011. – № 2. – С. 98-106.
25.Семенкова, Т. Н. Факторы, определяющие позицию преподавателя образовательного учреждения к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся / Т. Н. Семен-кова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 12. – С. 235-245.
26.Казин, Э. М. Разработка и реализация региональной системы здоровьесберегающей деятельности на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования (на примере Кузбасса) / Э. М. Казин, А. И. Федоров, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова, И. А. Свиридова, Н. А. Литвинова, Т. Н. Семенкова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 3(7). – С. 113-118.
27.Семенкова, Т. Н. Особенности профильного обучения учащейся молодежи в регионе при условии сохранения и формирования их здоровья / Т. Н. Семенкова, Н. Э. Касаткина // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 53-56.
28.Семенкова, Т. Н. Проблема адаптации студентов вуза к процессам обучения и сохранения здоровья / Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУКИ. – 2012. – № 18. – С. 165-173.
29.Семенкова, Т. Н. Социально-педагогические и психолого-педагогические подходы к сохранению и укреплению здоровья личности в системе образования / Т. Н. Семенкова, Е. К. Айдаркин, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина и др. // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 76-86.
Учебно-методические пособия
30.Семенкова, Т. Н. Региональное управление системой образования Кемеровской области в условиях модернизации в 2001-2003 годах / Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 35 с.
31.Семенкова, Т. Н. Образование в Кемеровской области: цифры и факты / Т. Н. Семен-кова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 18 с.
32.Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Т. Н. Се-менкова [и др.]. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 193 с.
33.Казин, Э. М. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесбере-гающей образовательной среды в регионе на примере Кузбасса / Э. М. Казин, Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2005. – 53 с.
34.Семенкова, Т. Н. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Т. Н. Семенкова. – Кемерово, 2005. – 148 с.
35.Казин, Э. М. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесбере-гающей образовательной среды в регионе (на примере Кузбасса). Часть I / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2006. – 106 с.
36.Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Часть III. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга / Э. М. Казин, Т. Н. Семенкова [и др.]; под ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2006. – 213 с.
37. Программа деятельности Кемеровского государственного университета «Вуз здоро вого образа жизни» / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова [и др.]. – Кемерово: Изд-во КемГУ,2010. – 70 с.
38.Семенкова, Т. Н. Комплексная программа деятельности Кемеровского государственного университета «Вуз здорового образа жизни» / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, Э. М. Ка-зин [и др.] // Адаптация и здоровье студентов. Книга 3; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2011. – С. 474-507.
39.Семенкова, Т. Н. Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы / Т. Н. Се-менкова // Здоровье-сберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика; под ред. Э. М. Казина. – 2-е изд., доп. и переработ. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – С. 22-39.
40.Семенкова, Т. Н. Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесбе-регающей деятельностью / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Семенкова // Здоровьесбе-регающая деятельность в системе образования. Теория и практика; под ред.Э. М. Казина. – 2-е изд., доп. и переработ.– Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – С. 82-89.
41.Семенкова, Т. Н. Принципы и прикладные аспекты организации адаптивно-развивающей образовательной среды / Э. М. Казин, Е. В. Белоногова, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Се-менкова // Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования. Книга 1; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2011. – С. 39-49.
42.Семенкова, Т. Н. Социально-педагогические условия, влияющие на состояние здоровья обучающихся / Т. Н. Семенкова, Н. Г. Блинова, О. А. Никифорова // Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе. Книга 2; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. –2011. – С. 299-312.
43. Семенкова, Т. Н. Факторы образовательной среды, значимые для психологического здоровья и развития личности / Е. В. Белоногова, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Здоровь- есберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования. Книга 1; отв. ред.
3. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2011. – С. 49-54.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах научных конференций
44.Семенкова, Т. Н. Использование системы комплексной психологической и психофизиологической диагностики для реабилитации детей-сирот в Доме детства / Т. Н. Семенкова // Валеология. – 1998. – № 4. – С. 5-11.
45.Семенкова, Т. Н. Модернизация образовательной стратегии в регионе / Т. Н. Семен-кова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф. – Челябинск: Образование. – 2003. –4. 1. – С. 6-8.
46.Семенкова, Т. Н. Содержание деятельности по формированию ценностных ориента-ций воспитания в учебном процессе / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова // Наука и образование. – Белово. – 2004. – С. 271-276.
47.Семенкова, Т. Н. Университет – центр научно-методического обеспечения региональной системы образования / Т. Н. Семенкова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф. – Челябинск: Образование, 2004. – С. 32-35.
48.Семенкова, Т. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у воспитанников интернатных учреждений / Т. Н. Семенкова // Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Педагогические факторы здоровьесбережения школьников: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф. – М.: Изд-во АПКиПРО, 2004 – С. 177-182.
49.Семенкова, Т. Н. Формирование ценностных ориентаций во внеучебной деятельности / Т. Н. Семенкова // Наука и образование: мат-лы международ. научной конф. – Белово: Изд-во КемГУ, 2004. – С. 276-280.
50.Семенкова, Т. Н. Социальное здоровье населения Кузбасса: факторы и условия его формирования / Т. Н. Семенкова // Духовно-нравственные основы демографических процессов в Кузбассе: мат-лы регион. научно-практ. конф. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2005. – 69 с.
51.Семенкова, Т. Н. Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесбе-регающей деятельностью / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Семен-кова // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика; под ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – С. 71-77.
52.Семенкова, Т. Н. Тенденции и перспективы развития системы профессионального образования в регионе с учетом сохранения и укрепления здоровья студентов / Т. Н. Семен-кова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф. – Пенза: Изд-во ПДЗ. – 2010. – С. 45-48.
53.Касаткина, Н. Э. Образовательная стратегия отечественной высшей школы в воспитательно-образовательном процессе / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова: мат-лы Всеросс. на-учно-практ. Интернет-конференции // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 118-120.
54.Семенкова, Т. Н. Инновационное развитие региональной системы профессионального образования с учетом сохранения и укрепления здоровья студентов (на примере Кемеровской области) / Е. Е. Адакин, Т. Н. Семенкова // Вестник академии энциклопедических наук. – 2011. – № 4. – С. 24-27.
55.Семенкова, Т. Н. Ценность здоровья в адаптивно-развивающем образовании / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования. Книга 1; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. – 2011. – С. 34-39.
56.Semenkova, Tatiana The pedagogical bases for the development of professional education system in the region, considering the preservation and strengthening of students’ health / Tatiana Se-menkova, Evgeni Adakin // “Chaos and Orders – successive spiral in the economy”: мат-лы Между-нар. научной конференции. – Romania, Bucharest: “Editura Didactica si Pedagogica” Publishing House, 2011. – P. 11-13.
57.Семенкова, Т. Н. Комплексная программа деятельности Кемеровского государственного университета «ВУЗ здорового образа жизни» / И. А. Свиридова, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Се-менкова и др // Здоровьесберегающее образование. – 2012. – № 7-8(19-20). – С. 101-106.