- Политическая сущность политики российского государства в отношении культурного наследия церкви состоит в конвертировании ценности и значимости объектов культурного наследия во властные ресурсы в соответствии с императивами политической целесообразности, эффективности, рационального и избирательного отношения государства к явлению культурного наследия церкви в целом и отдельным объектам религиозной культуры. Причем последние в таком механизме играют роль инструментов, ценность которых не имманентна, а технологична: она «присуждается» и нивелируется правящей элитой, меняется в соответствии с тенденциями изменений ее политических потребностей и интересов.
- Политическая охрана и эксплуатация культурного наследия церкви с начала XVIII века осуществляется преимущественно в рамках политики национальной идентичности, главной целью которой является формирование у российской нации представлений о своей истории, языке, культуре, религии, геополитическом предназначении и миссии. Основная политическая функция культурного наследия церкви состоит в акцентуации и укреплении историко-символических (в первую очередь, сакральных) оснований легитимности политического режима. Политическая актуализация культурного наследия церкви осуществляется в те периоды политического развития, когда интересы сохранения государственной власти, обеспечения единения общества и власти требуют укрепления сакральных и народных оснований ее легитимности.
- Росту субъектности церкви в политике наследия в современной России благоприятствуют три фактора: политическая актуализация традиционной религиозности, возвращение религиозным организациям имущества религиозного назначения, рост значимости символического ресурсного потенциала памятников православного искусства для осуществления политики нациестроительства.
- Ключевой составляющей политики национальной идентичности в России является политика национальной памяти. В ее основе лежат механизмы производства и продвижения историцистских схем: способов интерпретации государственного, национального прошлого в качестве доминирующих. В основе историцистской схемы текущей власти лежит догматизация сакральности и национальной природы государственной власти. Контроль государства над исторической памятью выполняет важнейшие политические функции: обеспечение единения общества и государства на почве единого восприятия истории, удовлетворение потребности политической элиты в великом прошлом, создание образа исторически преемственной власти.
- Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения в настоящее время является одним из ключевых направлений политики российского государства в отношении культурного наследия церкви. Вместе с тем, создаются благоприятные основания для осуществления церковью политики социокультурной реституции. Получив законную возможность определять социокультурный режим использования переданных объектов культурного наследия, контролировать часть социокультурной среды, РПЦ формирует клерикальный и этноконфессиональный контекст восприятия памятников культуры.
- Экономические, политические, идеологические и духовные трансформации, произошедшие в России за последние два десятилетия, изменения в политике государства по отношению к культурному наследию и самой церкви императивно требуют плодотворных, свободных от мифологизации и архаизации общественного сознания поисков нового места, роли и функций института церкви в политическом настоящем и будущем России.
- В период революционных по своим последствиям разломов в социально-политической жизни страны нельзя допускать, чтобы проблемы культурного наследия вообще и Православия, в частности, вовлекались в социокультурную политику государства как специфические символы национальной идентичности и становились носителями политически интерпретированных культурных ценностей, формально подчеркивающих единение нации вокруг «уникального», «исконно российского» и специфического пути развития, но фактически способствующих не столько социальной интеграции и сплочению, сколько социальной дезинтеграции и разобщению нации.
1.Растимешина Т.В. Политика российского государства в отношении культурного наследия церкви: традиционные подходы и инновационные технологии. – М.: МГОУ, 2012. – 291с. (12 п.л.)
2.Растимешина Т.В. Культурное наследие церкви в политике российского государства. – Saarbruscen: Dictus Publishing, 2012. – 289с. (12 п.л.)
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1.Растимешина Т.В. Государственная охрана культурного наследия как условие сохранения национальной идентичности российского общества (статья в научном журнале, рецензируемом ВАК) // Вестник МГОУ. - 2011. - №3. - С.245-250 (0,6 п.л.)
2.Растимешина Т.В. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения и этноконфессионализация режима использования объектов культурного наследия: к постановке проблемы // Вестник МГАДА. - 2011. - №5 (11). - С.111-123. (1,2 п.л.)
3.Растимешина Т.В. Усиление влияния Церкви на сферу охраны культурного наследия: политические, имущественные и социокультурные аспекты // Власть. - 2011. - №12. - С.32-36 (0,7 п.л.)
4.Растимешина Т.В. Демузеефикация объектов культурного наследия как политическая тенденция // Вестник МГОУ. - 2011. - №4. – С.163-168 (0,5 п.л.)
5.Растимешина Т.В. «Реституция» объектов культурного наследия в контексте внутриполитических тенденций // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №1. – С. 244-255 (0,65 п.л.)
6.Растимешина Т.В. Восстановление религиозных организаций в имущественных правах и обострение противоречий между Церковью и гражданским обществом в сфере охраны культурного наследия // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - №1. - С.74-80 (0,6 п.л.)
7.Растимешина Т.В. Охрана культурного наследия в контексте государственной политики XVIII века // Вестник МГОУ. – 2012. - №1.- С.120-127 (0,6 п.л.)
8.Растимешина Т.В. Власть и культурное наследие: вечные и вещные связи // Вестник МГАДА. 2012. - №1. – С. 44-53 (0,75 п.л.)
9.Растимешина Т.В. Культурное наследие и подданническая политическая культура российского общества // Власть. - 2012. - №2. – С. 18-22 (0,5 п.л.)
10.Растимешина Т.В. Сотрудничество церкви и государства в сфере охраны культурного наследия: глобальные вызовы и национальные проблемы // Глобализация: исторические предпосылки, эволюция и перспективы для человечества: сборник трудов международной научно-практической конференции, МГОУ, 21-22.02.12, Россия, Москва.- М.: МГОУ, 2012. – 536с. – 409-418 (0,55 п.л.)
11. Растимешина Т.В. Клерикализация среднего образования: гуманистическое и политическое измерение // Вестник МГАДА. - 2012. - №3.- С. 173-181 (0,7 п.л.)
12. Растимешина Т.В., Вахтомин Н.К. Гуманистическая направленность современного высшего образования в России // Вестник МГАДА.- 2012. - №3. - С. 147-154 (0,4/0,6 п.л.)
13. Растимешина Т.В. Культурное наследие в российской политике государственной памяти // Власть. - 2012. - №10. – С. 60-65 (0,6 п.л.)
14. Растимешина Т.В. Культурное наследие Церкви в презентации великодержавной модели истории и образа «народной монархии» в современной России // Вестник МГАДА. - 2012. - №5. - С. 76-85 (0,7 п.л.)
15. Растимешина Т.В. Религиозный фактор в политике идентичности: тенденции глобализации и нациестроительство в России // Вестник МГОУ (электронная версия). – 2012. - №4. (0,7 п.л.)
16. Растимешина Т.В. Культурное наследие в политике российского государства: «конвертирование» культурной ценности в ресурс власти // XI Васильевские чтения. Ценности и интересы современного общества. Материалы конференции. Часть1. Международная научно-практическая конференция 1-31 октября 2012 г. г. Москва. - М.: РГТЭУ, 2012. – С.208-210 (0,75 п.л.)
17.Растимешина Т.В. Влияние политики культурного наследия на политическую культуру современного российского общества // Вестник МГОУ. – 2012. - №5. – С.128-135 (0,7 п.л.)
Публикации в других изданиях:
1.Растимешина Т.В. Образование и общество на рубеже веков: цивилизационные тенденции // Ориентир: Сб. научных трудов. Вып.2. - М.: МПУ, 2005. - 232 с. - С. 180-196 (1 п.л.)
2.Растимешина Т.В. Экономический подход к образованию как фактор дегуманизации образовательного процесса (статья в сборнике докладов и тезисов сообщений научной конференции) Всероссийская конференция «Декартовские чтения»: Сб. докладов и тезисов сообщений конференции. - М.: МГИЭТ, 2005. - С. 206-208 (0,4 п.л.)
3.Растимешина Т.В. Философия образования как методологическая основа формирования единого образовательного пространства СНГ // Вопросы качества планово-организационного обеспечения образовательного процесса: Материалы региональной научно-практической конференции. – Егорьевск: ООО «Видео-пресс», 2007. – С.5-16 (0,6 п.л.)
4.Растимешина Т.В. Герой и святой — разнонаправленные векторы совершенствования // Вестник МГАДА. - 2010. - №1. - С. 86-100 (1,2 п.л.)
5.Растимешина Т.В. Демузеефикация объектов культурного наследия: политические аспекты // Ориентир: сб. научных трудов (кафедра соц. наук и государственного управления МГОУ) / Под общ. Ред. Пирогова А.И. – М.: МГОУ, 2012. - 159с. – С.113-131 (0,8 п.л.)
6.Растимешина Т.В. Риски и перспективы клерикализации образования: гуманистический аспект // «Философия, наука, образование»: материалы научно-теоретического семинара, посвященного 75-летию проф. Ю.Л. Егорова. - М.: МИЭТ, 2012. - С181-191 (0,6 п.л.)
7.Растимешина Т.В. Культурное наследие как инструмент политики государственной памяти в современной России // Ориентир: сб. научных трудов (кафедра соц. наук и государственного управления МГОУ) /Под общ. Ред. Пирогова А.И. – М.: МГОУ, 2012. (1 п.л.)
8.Растимешина Т.В. Политическая сущность государственной охраны и эксплуатации политики культурного наследия // Актуальные проблемы экономики, управления народным хозяйством и экономического образования – осень 2012: сб. статей межвуз. науч-практ. конф. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 314с. – С.242-254 (0,8 п.л.)