Научная тема: «МИССИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XVIII – НАЧ. XX ВЕКА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Актуализация фундаментальных гуманистических идей педагогики, теории и практики образования, придающих образовательному процессу не только общечеловеческий смысл, но и истинную духовность, определяется ценностным отношением российского учительства к педагогической деятельности как особого рода призванию, нравственному служению, исполнению общественного долга, миссии.
  2. Аксиологические ориентиры, определяющие духовно-нравственную составляющую понятия «миссия учителя» историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического развития обретать новый смысл, сохраняя некую нравственную константу, имеющую непреходящее значение в различных эпохах и культурах. В этом отношении трактовка миссии учителя в отечественной педагогике обуславливалась с одной стороны конкретно-исторической обстановкой, с другой - имела характер культурной константы - этической категории, отражающей восприятие учителя как духовного наставника, являющегося нравственным примером для подражания.
  3. Ретроспективный историко-педагогический анализ подходов, связанных с аксиологической составляющей педагогического труда и генезис понятия «миссия учителя» в трудах видных отечественных философов, государственных и общественных деятелей, педагогов позволил выделить этапы в теоретическом осмыслении категории «миссия учителя»:
    • латентный (X-XVIII вв.) в ходе которого зарождаются необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в общественном сознании данной проблематики, складывается представление о миссии учителя как персонифицированной духовно-православной миссии учителя-пастыря, проповедника, просветителя;
    • номинационный (XIX век), дистинктивным признаком которого становится формирование предикативной функции понятия «миссия учителя», то есть соотнесение смыслового содержания данной категории с педагогической реальностью и ее закреплением в общественно-педагогическом сознании; на этом этапе формируется этимологический, семантический и философский смысл данной категории;
    • институциональный (конец XIX - нач. XX вв.) - на основе  положений, принимаемых научно-педагогическим сообществом, определяется пространство научной рефлексии феномена «миссия учителя», а сама категория приобретает характер интегральной целостности, определяющей культурно-историческую направленность педагогической деятельности, ее социально-творческое начало.
  4. Сочетание генетического и прогностического аспектов исследования проблемы «миссия учителя» позволяет рассматривать ее с одной стороны как методологическую проблему философии образования, с другой, как ценностное основание практической деятельности педагога. В этом смысле исследование генезиса проблемы «миссия учителя в истории отечественного образования» представляет собой компонент стратегии духовного обновления общества в целом, и образования  в частности, ориентированный не только на наследие прошлого и  современность, но и на будущее.
  5. Ведение в понятийно-категориальный аппарат педагогики категории «миссия учителя», важнейшей для системы культурных детерминант образования, является необходимым и оправданным, так как позволяет:
    • обосновать гуманитарный контекст толкования важнейших педагогических категорий и понятий, которыми описывается культурно-мировоззренческая сущность профессиональной деятельности педагога;
    • определить нравственно-этические начала в деятельности учительства как социально-профессиональной группы;
    • объяснить психологический механизм выбора новых смыслов в деятельности педагогов, что особенно актуально в условиях модернизации образования;
    • создать оптимальные психологические условия освоения социальных, культурных, нравственных ценностей важных в нравственном отношении в аксиологии личностно-ориентированной педагогики;
    • осмыслить современное состояние образовательного пространства с философско-педагогических и историко-культурных традиций российского общества.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1. Уткин, А.В. Миссия учителя в государственной образовательной политике России XVIII - первой половине XIX веков / А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государст¬венная социально-педагогическая академия, 2007. – 160 с. (10,0 п.л.)

2. Уткин, А.В. Государственный и общественный идеалы учителя в российском образова¬нии второй половины XIX века / А.В.Уткин // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: коллективная монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2007. – С. 148–169. (2,0 п.л.)

3. Уткин, А.В. Общественно-педагогическое движение как фактор развития российского учительства в 60 – 80-е годы XX века / А.В.Уткин // Философия, вера, духовность: истоки, по¬зиция и тенденции развития: коллективная монография / под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2008. – Книга 15. – С. 446–457. (1,6 п.л.)

4.Уткин, А.В. Социальная роль учительства в демократическом движении России начала XX века / А.В.Уткин // Эволюция теории практики образования в историко-педагогическом процессе: монография – В 2-х Т. – Т.1: Культура, Демократия, Гуманизм / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2008. – С.161–182. (2,0 п.л.)

5. Уткин, А.В. Миссия учителя как предмет общественно-педагогических дискуссий Рос¬сии конца XIX – начала XX веков / А.В. Уткин // Педагогика: семья – школа – общество: коллективная монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – Книга 16. – С.7–19. (1,8 п.л.)

6. Уткин, А.В. Просветительская миссия учителя как фактор государственной безопасно¬сти России в 30-50-е годы XIX века / А.В.Уткин // Научные исследования : информация, анализ, прогноз: коллективная монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2009. – Книга 24. – С. 302–313. (1,2 п.л.)

7. Уткин, А.В. Миссия учителя в социально-педагогической проблематике Всероссий¬ских съездов учителей (вторая половина XIX – начало XX веков) / А.В.Уткин // Историко-пе¬дагогический процесс: развитие теории практики образования в контексте социокультурной эволюции общества: монография - В 2-х Т. - Т.2: История отечественной педагогики / под ред. Г.Б. Корне¬това. – М.: АСОУ, 2009. – С.110–134. (2,0 п.л.)

8. Уткин, А.В. Миссия учителя как предмет педагогического исследования / А.В.Уткин // Ментально-миссионное направление в образовании: коллективная монография / под ред. А.С. Белкина, Т.А Сутыриной. – М.: «Спутник +», 2009. – С. 211–221. (0,8 п.л.)

9. Уткин, А.В. Социальная миссия учителя: философско-педагогическая рефлексия про¬блемы в России начала XX века / А.В.Уткин // История педагогики (материалы к учебному курсу): учебное пособие / под ред. Г.Б.Корнетова. – М.: АСОУ, 2009. – С.147–169. (2,0 п.л.)

10.Уткин, А.В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII – на¬чала XX веков: монография / А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государст¬венная социально-педагогическая академия, 2010. – 320 с. (20 п.л.)

11.Учитель, перед именем твоим… : материалы Всероссийской научно-практической кон¬ференции (с международным участием) «Миссия учителя в прошлом, настоящем, буду¬щем», Нижний Тагил, 8-9 апреля 2010 г. / отв. ред. А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государст¬венная социально-педагогическая академия., 2010. – 232 с. (16,5 п.л.)

12.Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем : коллективная монография. / отв. ред. А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная соци¬ально-педагогическая академия, 2010. – 408 с. (25,5 п.л.)

13. Уткин, А.В. Миссия российского учителя: историко-генетический анализ проблемы / А.В. Уткин // Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем : коллективная монография / отв. ред. А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. – С. 110–130. (2,0 п.л.)

14. Уткин, А.В. Миссия учителя / А.В. Уткин // Образование учителя : история, теория, практика : сборник научных трудов и учебно-методических материалов / под ред. Г.Б. Кор¬нетова, А.И. Салова. - М. : АСОУ, 2010. – С. 33–51. (2,0 п.л.)

15. Уткин, А.В. Миссия учителя в дореволюционной историографии / А.В.Уткин // Педаго¬гические традиции и новации в истории педагогической культуры (материалы к учеб¬ному курсу) : учебное пособие / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2011. – С.206–225. (1,8 п.л.)

16.Салов, А.И., Уткин, А.В. Миссия и образ учителя в отечественной педагогике первой трети XX века: монография. (Серия: Историко-педагогическое знание. – Вып.48) / под ред. Г.Б.Корнетова. – М.: АСОУ, 2012. – С.9–73. (в соавторстве, 8,75 п.л./ 4,75 п.л.)

17. Уткин, А.В. Миссия учителя в истории российского образования XVIII-начала XX ве¬ков: монография / А.В. Уткин. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.- Deutschland. – Saarbrücken. – 2012. – 360 с. (20 п.л.)

Перечень изданий включенных в реестр ВАК:

18.Уткин, А.В. Учебная книга в системе источников знания и средств подготовки учи¬теля / А.В. Уткин // Педагогика. – 2003. – № 1. – С.51–52. (0,1 п.л.)

19.Уткин, А.В. Учительство как духовная традиция Руси X – XVII веков / А.В.Уткин // Об¬разование и наука. – 2007. – № 2. – С.94.–107. (1,0 п.л.)

20.Уткин, А.В. Российское учительство как субъект государственной образовательной по¬литики первой четверти XIX века / А.В.Уткин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – С.275–288. (1,1 п.л.)

21.Уткин, А.В. Идеал учителя как источник формирования представлений об образователь¬ной миссии российского педагога последней трети XIX века / А.В. Уткин // Из¬вестия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – С.35–44. (1,2 п.л.)

22.Уткин, А.В. Миссия учителя в социально-педагогической проблематике России конца XIX – начала XX веков / А.В. Уткин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6 (40) - С.164– 168. (0,5 п.л.)

23.Уткин, А.В. Просветительская миссия учителя в трудах общественных деятелей Рос¬сии середины XIX века / А.В. Уткин // Гуманизация образования. - 2009. - № 7. - С. 8–16. (0,7 п.л.)

24.Уткин, А.В. Миссия учителя: sub spesia alternitatis… (к 80-летию Августа Соломоно¬вича Белкина) / А.В. Уткин // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 3. – С.140–151. (1,0 п.л.)

25.Уткин, А.В. Миссия учителя в гуманитарном контексте образования / А.В.Уткин // Об¬разование и саморазвитие. – 2011. – № 1 (23). – С.49–55. (0,5 п.л.)

26.Уткин, А.В. Социальная миссия учителя в научной проблематике исследований Рос¬сии начала XX века / А.В. Уткин // Известия Российской академии образования. – 2011. – №2 (18). – С.50–62. (1,2 п.л.)

27. Уткин, А.В. «Учительский вопрос» на рубеже XIX - XX веков / А.В.Уткин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 154–167. (0,7 п.л.)

28.Уткин, А.В. Учительские съезды второй половины XIX века: профессиональная функ¬ция и социальная миссия / А.В. Уткин // Человек и образование. – 2011. – № 3. – С. 137–142. (0,6 п.л.)

29.Уткин, А.В. Учитель - апостол просвещения / А.В. Уткин // Вестник Орловского госу¬дарственного университета. – 2011. – № 4. – С. 96–101. (0,5 п.л.)

30.Уткин, А.В. Миссия учителя в современном мире: предметное поле и основные ас¬пекты исследования / А.В. Уткин // European Social Science Journal. – 2011. – № 7. – С.177– 186. (0,7 п.л.)

31.Уткин, А.В. Общественно-педагогическое движение второй половины XIX века: по¬иск ценностных ориентиров / А.В. Уткин // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 4 (20). – С. 125–133. (1,0 п.л.)

32.Уткин, А.В. Миссия учителя в междисциплинарной проблематике исследований / А.В. Уткин // Преподаватель XXI века. – 2012. – № 1. – С.46–57. (0,8 п.л.)

Научные статьи и тезисы:

33.Уткин, А.В. Воспитательный потенциал школы и общества / А.В. Уткин // Учитель, творчество, наука: материалы докладов науч.-практ. конф., г. Нижний Тагил, 5 ноября 1990 г. – Нижний Та¬гил: Нижнетагильский государственный педагогический институт, 1990. – С.57–63. (0,45 п.л.)

34.Уткин, А.В. Система имитационно-ролевых игр как фактор профессиональной подго¬товки будущего учителя / А.В. Уткин // Профессиональное творчество педагога: материалы науч.-практ. конф. – М.: ИПиПК РАО, 1994. – С.51–58. (0,5 п.л.)

35.Уткин, А.В., Узкова, О.М. Образовательное учреждение как педагогическая экосистема (программа деятельности классных организаторов): методические рекомендации / А.В. Уткин, О.М. Узкова. – Екате¬ринбург: Департамент образования Свердловской области, 1995. – 58 с. (в соавторстве; 3,0 п.л./ 1,5 п.л.)

36.Уткин, А.В. Ролевые игры как ценностно-ориентированная технология в экологиче¬ском образовании будущих учителей / А.В. Уткин // Экологическое образование в условиях крупного промышленного города: материалы межд. науч.-практ. конф., г. Нижний Тагил, 11-13 де¬кабря 1996 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный педагогический институт, 1996. – С.32–36. (0,4 п.л.)

37.Уткин, А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учите¬лей: автореф. дис... канд. пед. наук (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования) / А.В.Уткин. – М.: Институт развития личности РАО, 1996. – 18 с. (1,1 п.л.)

38.Уткин, А.В. Духовное развитие личности студента: гуманистические традиции / А.В. Уткин // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: материалы межд. науч.-практ. конф. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1999. – С.129–134. (0,5 п.л.)

39.Уткин, А.В., Узкова, О.М. Рабочая тетрадь классного руководителя : практическое пособие для осво¬божденного классного руководителя / А.В.Уткин, О.М. Узкова. - Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 2000. – 62 с. (в соавторстве, 3,0 п.л./ 1,5 п.л.)

40.Уткин, А.В. Воспитание члена детского, подросткового, молодежного сообщества как педагогическая проблема / А.В.Уткин // Ребенок в современном мире: материалы докл. науч.-практ. конф., г. Нижний Тагил, 7 декабря 2000 г. – Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 2000. – - С. 22–30. (0,5 п.л.)

41.Уткин, А.В. Индивидуально-типологические особенности личности как основа индиви¬дуально-ориентированного обучения / А.В. Уткин // Ученые записки Нижнетагиль¬ского государственного педагогического института. Серия: Педагогика и психология. – Нижний Тагил, 2001. – С.70–75. (0,5 п.л.)

42.Ученые записки Нижнетагильского государственного педагогического института. Се¬рия: Педагогика и психология. / отв. ред. А.В.Уткин. – Нижний Тагил, 2001. – 106 с. (12,7 п.л.)

43.Уткин, А.В. Ребенок в современном мире: тезисы докладов научно-практической конференции / науч. ред. А.В. Уткин. – Нижний Тагил: городской Дворец детского и юношеского творчества, 2002. – 82 с. (5,0 п.л.)

44.Основная образовательная программа профессионального послевузовского образова¬ния по отрасли 13.00.00 – педагогические науки (научная специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования) / отв. ред. А.В.Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный педагогический инсти¬тут, 2002. – 108 с. (6,75 п.л.)

45.Уткин, А.В. Духовное развитие как гуманистическая традиция образования / А.В. Ут¬кин // Образовательная среда: проблемы гуманизации: тезисы докл. науч.-практ. конф., 24–25 апреля 2002 г. – Архан¬гельск: Поморский университет им. М.В. Ломоносова, 2002. – С. 167–172. (0,5 п.л.)

46.Уткин, А.В. Формирование основ политической культуры в системе гражданского вос¬питания учащихся / А.В. Уткин // Ребенок в современном мире: тезисы докл. науч.-практ. конф., г.Нижний Тагил, 31 января 2002 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный педагогический институт, 2002. – С. 75–78. (0,2 п.л.)

47.Уткин, А.В. Ученые записки Нижнетагильского государственного педагогического ин¬ститута. Серия: Педагогика и психология. / отв. редактор А.В. Уткин. – Нижний Тагил, 2002. – 110 с. (12,8 п.л.)

48.Вопросы педагогики в периодической педагогической печати: информационный вы¬пуск / отв. редактор А.В. Уткин. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный педаго¬гический институт, 2002. – 42 с. (2,5 п.л.)

49.Уткин, А.В. Культурологический подход как методологическая основа гуманитариза¬ции образования / А.В. Уткин // Теория и практика гуманизации взаимодействия в образова¬тельном процессе: тезисы науч.-практ. конф. – Нижний Тагил: Нижнетагильский педагогический колледж № 1 - НТФ ИРРО, 2002. – 112 с. – С. 7–12. (0,5 п.л.)

50.Уткин, А.В. Развитие педагогических исследований как условие научно-методиче¬ского обеспечения модернизации образования / А.В. Уткин // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: сборник научных статей Всероссий¬ского семинара по методологии педагогики. – Волгоград: «Перемена», 2003. – С. 77–81. (0, 25 п.л.)

51.Уткин, А.В. Образовательная среда и мультикультурное образование: проблемы методо¬логического соотношения / А.В. Уткин // Материалы научно-практической конферен¬ции. – Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 2003. – С.10–14. (0,3 п.л.)

52.Ученые записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической акаде¬мии. Серия: Педагогика и психология. / Отв. ред. А.В. Уткин. – Нижний Тагил, 2003. – 124 с. (14, 4 п.л.)

53.Уткин, А.В. Структурно-целевая модель содержания учебного предмета как основа про¬ектирования самостоятельной работы студентов / А.В. Уткин // Самостоятельная работа студента как условие подготовки к непрерывному образованию: материалы науч.-практ. конф. 16 апр. 2004 г. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2004. – С.16–21. (0,4 п.л.)

54.Уткин, А.В. Культурологический подход: проблемы реализации / А.В. Уткин // Модер¬низация современного образования: теория и практика: сборник научных трудов. – Мо¬сква: ИТиИП РАО, 2004. – С. 84–89. (0,4 п.л.)

55.Уткин, А.В. Учитель в системе гражданского образования / А.В. Уткин // Образова¬ние человека: от личностного успеха к гражданскому сообществу: материалы VI Областных педагогических чтений. - Екатеринбург : ИРРО, 2004. – С.297–302. (0,35 п.л.)

56.Уткин, А.В. Миссия учителя: введение в научное исследование / А.В. Уткин // Уче¬ные записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии: Серия: Педагогика и психология. – Нижний Тагил, 2005. – С. 41–45. (0,5 п.л.)

57.Уткин, А.В. Миссия учителя как педагогическая категория / А.В. Уткин // Методоло¬гия и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: мате¬риалы XII международной конференции, 16-17 мая 2005 г. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. – С. 277–281. (0,25 п.л.)

58.Уткин, А.В. Генезис миссии учителя как предмет историко-педагогического исследова¬ния / А.В. Уткин // Технологии совершенствования подготовки педагогических кад¬ров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 6. / под ред. З.Г. Нигматова, Р.Ш. Маликова. – Казань: Тат. книж. изд-во, 2005. – С. 48–53. (0,8 п.л.)

59.Уткин, А.В. Парадоксы историко-педагогического исследования / А.В. Уткин // Регио¬нальные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педа¬гогической мысли: материалы межвузовской научно-практической конференции. / отв. ред. С.В. Лебедев. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2005. – С. 158–165. (0,7 п.л.)

60.Уткин, А.В. Учитель: роль, статус, миссия / А.В. Уткин // Образование в XXI веке: ма¬териалы VI Всероссийской научной конференции, 30 апреля 2005 г. – Тверь: Тверской государственный технический университет. – 2005. – С. 176–180. (0,3 п.л.)

61.Уткин, А.В. Миссия учителя как категория философии образования / А.В. Уткин // Ма¬териалы IV международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 20–22 апреля 2005 г. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2005. – С. 237–242. (0,25 п.л.)

62.Уткин, А.В. Социокультурный потенциал учителя как предмет психолого-педагогиче¬ского исследования / А.В. Уткин // Психолого-педагогические исследования в системе образо¬вания: материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции, 25 апреля 2005 г. / Москва: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования; Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет: изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 387–391. (0,25 п.л.)

63.Уткин, А.В. Миссия учителя: социокультурный аспект / А.В. Уткин // Социокультур¬ные проблемы в образовании: межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Вербицкого, Н.В. Жуковой. – М. : РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – С. 54 – 62. (0,7 п.л.)

64.Уткин, А.В. Школа и учительство России в контексте образовательной политики Петра I / А.В. Уткин // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 9. / под ред. З.Г. Нигма¬това, Р.Ш. Маликова. – Казань: Тат. книж. изд-во, 2006. – С.67–77. (1,2 п.л.)

65.Уткин, А.В. Миссия учителя как метакатегория педагогики / А.В. Уткин // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции междуна¬родного конгресса «V славянские педагогические чтения», 1–2 ноября 2006 г. / МГУ им. Ло-моносова. – М. : Педагогика, 2006. – С.176–187. (1,0 п.л.)

66.Уткин, А.В. Методологический плюрализм как проблема историко-педагогического ис¬следования / А.В. Уткин // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: исто¬рико-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образова¬нии : материалы второй национальной научной конференции, 5–6 декабря 2006 г. Серия: Историко-педагогическое знание. – Вып. 2. – М.: АСОУ «Золотая буква», 2006. – С. 182–185. (0,25 п.л.)

67.Уткин, А.В. Социально-педагогическая миссия учителя: теоретическое и эмпириче¬ское исследование проблемы / А.В. Уткин // Проблемы современного образования – 4: Вест¬ник ИГЛУ. Серия: Педагогика и психология / под ред. проф. О.А. Лапиной. – Иркутск, 2007. – С. 11–21. (0,9 п.л.)

68.Уткин, А.В. Становление российского учительства: к 220-летию школьной реформы 1782 – 1786 гг. / А.В. Уткин // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Серия: Общественные науки / отв. ред. Е.Г. Неклюдов. – Нижний Тагил, 2007. – С. 145–152. (1,2 п.л.)

69.Уткин, А.В. Логика анализа историко-педагогического текста / А.В. Уткин // Homo legens в прошлом и настоящем: материалы Всероссийской научно-практической конферен¬ции, г. Нижний Тагил, 23-24 мая 2007 г. / отв. ред. О.В. Рыжкова. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2007. – С. 246–250. (0,25 п.л.)

70.Уткин, А.В. Миссия учителя: опыт коллективной рефлексии / А.В. Уткин // Теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: международ. научно-практ. конферен¬ция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», 16-20 апреля 2007 г. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2007. – С. 283–287. (0,25 п.л.)

71.Уткин, А.В. Миссия учителя в структуре личностно-ориентированного образования / А.В. Уткин // Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, пси¬холого-педагогический, технологический аспекты: материалы Международной научно-прак¬тической конференции, 29 марта 2007 г. – М.: Шадринск: изд-во Шадринского государст¬венного педагогического института, 2007. – С. 281–286. (0,35 п.л.)

72.Уткин, А.В. Историческая миссия классного руководителя / А.В. Уткин // Вестник город¬ского образования. – 2007. – № 14. – С. 98–105. (0,5 п.л.)

73.Уткин, А.В. Миссия российского учителя: анализ эмпирического исследования про¬блемы / А.В. Уткин // Учитель в России : вчера, сегодня, завтра: мате¬риалы науч.-практ. конф., 26–28 марта 2008 г. – СПб., 2009. – С. 563–570. (0,5 п.л.)

74.Уткин, А.В. Учитель: прогностический потенциал историко-педагогического исследова¬ния / А.В. Уткин // Развитие основных направлений педагогической науки XX века: материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогиче¬ской науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика З.И. Равкина. – Ч.2. / под. ред. М.В. Богуславского, Т.Б. Игнатьевой. – М.: ИТИП РАО – Тверь: Научная книга, 2009. – С. 156–159. (0,25 п.л.)

75.Уткин, А.В. Миссия учителя как предмет педагогического исследования / А.В. Уткин // Инновационные направления в образовании: сборник материалов Международной научно-практ. конф., 29-30 апреля 2009 г. – В 4-х Ч. – Ч.1. / под науч. ред. А.С. Белкина, под общ. ред. Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2009. – С. 87–93. (0,4 п.л.)

76.Уткин, А.В. О миссии учителя: вчера, сегодня, завтра / А.В. Уткин // Полипарадигмаль¬ная педагогика: научная школа А.С. Белкина: сборник научных трудов, по¬священных 80-летнему юбилею Заслуженного деятеля науки Российской Федерации А.С. Бел¬кина / под ред. Е.В. Коротаевой. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. – С. 131–144. (1,0 п.л.)

77.Уткин, А.В., Смирнов, В.И.. Год учителя в академии / А.В. Уткин, В.И.Смирнов // Та¬гильский вестник: НТУИ - НТГПИ - НТГСПА: годы, события, люди: Историко-краеведче¬ский альманах. – Вып.7. / отв. ред. О.В. Рыжкова. – Нижний Тагил, 2010. – С. 10–14. (в соавторстве; 0,35 п.л./ 0,2 п.л.)

78.Уткин, А.В. Научно-исследовательская лаборатория «История отечественного образования и педагогической мысли» [Электронный ресурс] / А.В. Уткин // Проблемные научно-исследовательские лаборатории Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии: презентационные материалы / отв. ред. В.М. Кириллов. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска. (0,5 п.л.)

79.Уткин, А.В. Миссия российского учителя: опыт ретроспективной рефлексии / А.В. Ут¬кин // Развитие педагогического знания в науке и образовании: материалы XXVII сессии На¬учного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО / под. ред. М.В. Богуславского, Т.Б. Игнатьевой. – М.: Тверь: Научная книга, 2011. – С. 379–383. (0,25 п.л.)

80.Уткин, А.В. Формирование древнерусского педагогического идеала / А.В. Уткин // Исто¬рико-педагогический ежегодник / гл. ред. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2011. – С. 130– 148. (1,8 п.л.)

81.Уткин, А.В. Стенограмма VII Национальной научной конференции «Историко-педаго¬гическое знание накануне III тысячелетия» / А.В. Уткин // Историко-педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 13–53. (2,2 п.л.)

82.Уткин, А.В. Миссия учителя в социально-педагогической проблематике Всероссий¬ских съездов учителей (вторая половина XIX - нач. XX вв.) / А.В. Уткин // Историко-педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 139–165. (1,5 п.л.)

83.Уткин, А.В. Год Российской истории / А.В. Уткин // Историко-педагогический жур¬нал. – 2012. – № 1. – С. 7–11. (0,3 п.л.)

84. Уткин, А.В. Стенограмма межрегионального круглого стола «Исто-рико-педагогическое осмысление теории и практики образования: достижения, проблемы, перспективы» / А.В. Уткин // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 199–204. (0,3 п.л.)

85. Уткин А.В. Методологические проблемы историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики. Материалы восьмой национальной научной конференции. Москва, 15 ноября 2012 г. / Ред.–сост. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2012. (Серия «Историко-педагогическое знание. Вып. 56). – С.152-155.¬¬¬¬ (0,25 п.л.)