Научная тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ»
Специальность: 12.00.03; 12.00.07
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. На основе проведенного анализа понятий строительства и модернизации выявлена множественность их значений: вид предпринимательской деятельности; составная часть инвестиционной деятельности; предмет договора на строительство и модернизацию энергетического объекта; предмет интенсивного государственного регулирования; предмет саморегулирования. Установлено, что правовое регулирование отношений по строительству и модернизации осуществляется посредством норм частного и публичного права с существенным преобладанием по сравнению со многими другими предпринимательскими отношениями их публичной организации, что обусловлено особенностями объекта строительства, его «энергетическим» назначением и связью с отношениями в сфере энергетики.

Аргументируется, что современная регламентации деятельности по строительству и модернизации энергетических объектов должна основываться на концепции сбалансированного сочетания имущественных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной сфере, методов государственного регулирования и мер воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями.

2. Обосновывается целесообразность проведения унификации законодательства в сфере строительства и модернизации опасных производственных объектов, которая может быть осуществлена путем принятия единого федерального закона, аккумулирующего: единообразный понятийный аппарат как по строительству новых, так и по модернизации существующих опасных производственных объектов в сфере энергетики; специальные требования к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в данной области; специальные нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на строительство и модернизацию опасных производственных объектов в энергетике; методы государственного регулирования; специальные положения о саморегулируемых организациях в данной сфере.

3. Установлено, что в действующем градостроительном законодательстве нет определения понятия модернизации как деятельности, связанной с изменением качества технологических характеристик существующего энергетического объекта, и отсутствует ее регламентация, при том, что такая деятельность активно проводится. Сформулировано авторское определение понятия модернизации энергетического объекта, под которым понимается: предпринимательская деятельность, направленная на изменение качества технологических характеристик существующего имущественного объекта, непосредственно используемого в процессе добычи, переработки, производства, передачи энергии, осуществляемая с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, результатом которой является получение энергетического объекта с новыми технологическими характеристиками.

Обосновывается целесообразность распространения на деятельность по модернизации энергетических объектов требований законодательства в отношении строительства опасных производственных объектов.

4. Выявлена тенденция, связанная с повышением роли внутренних (локальных) актов организаций как источников правового регулирования отношений по строительству и модернизации энергетических объектов. Это подтверждается, в том числе, положениями о делегировании нормотворческих полномочий отдельным юридическим лицам Федеральным законом 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который распространяется на большинство заказчиков по строительству и модернизации энергетических объектов, в сфере определения способов проведения торгов при заключении договоров.

Аргументируется целесообразность включения в данный закон положений о сроках заключения договора по результатам закупки. При отсутствии в законе положения о необходимости указания в извещении на срок, в течение которого должен быть заключен договор, в нем должны быть определены критерии, по которым такой срок определяется, если торги состоялись, так как в противном случае в отношениях между заказчиком и потенциальным подрядчиком возникает элемент неопределенности. Таким критерием могла бы быть привязка к определенному событию, например, к дате подписания протокола о результатах торгов.

В целях избежания спорных ситуаций и обеспечения стабильности участников торгов обосновывается целесообразность уточнения нормы, предусмотренной ч.5 ст.4 данного указанного закона, и исключения возможности изменения существенных условий договора на стадии с момента определения победителя торгов до момента заключения договора.

5. Обосновано, что стандарты и правила саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), имеют неодинаковое юридическое значение. Стандарты СРО не имеют общеобязательного характера, поскольку распространяются только на членов СРО. Правила СРО отвечают признакам правовой нормы, так как могут распространяться не только на членов данной саморегулируемой организации, рассчитаны на многократное применение, содержат правила предпринимательской деятельности, в связи с чем относятся к источникам правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов.

6. Сделан вывод о недостаточной правовой регламентации в международных договорах о сотрудничестве в энергетическом секторе деятельности по модернизации энергетических объектов при том, что термин модернизация активно используется. Аргументируется целесообразность разработки универсального международного соглашения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, закрепляющего как единообразный понятийный аппарат, так и требования в области технического регулирования и стандартизации. Указанное соглашение должно устанавливать основополагающие требования к соблюдению энергетической безопасности еще на стадии проектирования и строительства, а также допускать дальнейшую детализацию на уровне национального законодательства.

7. Исследованы основания возникновения отношений по строительству и модернизации энергетических объектов, в состав которых входят акты государственных органов (разрешение на строительство, приказ об утверждении инвестиционной программы), акты саморегулируемых организаций (свидетельство о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства), договор на строительство и модернизацию энергетического объекта. Автор обосновывает, что квалификация договора на строительство и модернизацию энергетического объекта как договора подряда возможна тогда, когда его предмет охватывает только выполнение строительных работ и сдачу результата работ заказчику. Если же договор включает условия, отвечающие положениям ГК РФ об отдельных видах гражданско-правовых договоров, в частности, о подряде, поставке энергетического оборудования, оказании услуг по обучению персонала заказчика, то его следует квалифицировать как смешанный договор, использование которого наиболее конструктивно при строительстве и модернизации энергетических объектов.

8. Проведено разграничение договора на строительство и модернизацию энергетических объектов и иных договоров в сфере энергетики. В первом случае объектом отношений является имущественный объект, характеризуемый определенными технологическими свойствами, а во втором - вид энергетического ресурса. Для соблюдения баланса имущественных интересов лиц, осуществляющих строительство и модернизацию энергетических объектов и необходимостью реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, а также учитывая взаимосвязь между объектом строительства, его технологическими качествами и возможностью обеспечивать потребности потребителей в соответствующем энергетическом ресурсе сделан вывод о необходимости взаимосвязанного правового регулирования отношений в сфере строительства и модернизации энергетических объектов и иных отношений в сфере энергетики, возникающих в связи поиском, добычей, производством, переработкой, транспортировкой энергоресурсов.

9. Дана классификация договоров на строительство и модернизацию энергетических объектов: 1) договор, в результате выполнения работ по которому создан новый энергетический объект; 2) договор, в результате выполнения работ по которому модернизирован существующий энергетический объект; 3) договор, в результате работ по которому, создан новый и модернизирован существовавший объект. Представленные разновидности в зависимости от объема прав и обязанностей сторон могут быть квалифицированы либо как договор строительного подряда (подрядчик выполняет только строительные работы по созданию нового энергетического объекта и (или) только работы по модернизации существующего энергетического объекта) либо как смешанный договор (в обязанности подрядчика могут входить также обязанности по проектированию, инженерным изысканиям, поставке энергетического оборудования, возмездному оказанию услуг).

10. Для обеспечения равенства положений сторон в договоре строительного подряда и соответствия содержащемуся в п.2 ст.709 ГК РФ правилу о том, что цена в договоре подряда включает не только компенсацию издержек подрядчика, но и причитающееся ему вознаграждение, предлагается исключить из п.1, п.3 ст.744 ГК РФ ссылки на величину процентов и закрепить норму о том, что при реализации заказчиком права на внесение изменений в техническую документацию, которые приводят к увеличению стоимости работ, цена договора увеличивается на соответствующую сумму.

11. Учитывая высокую цену договоров на строительство и модернизацию энергетических объектов, сложность выполняемых работ, договор страхования имущества при осуществлении строительства и модернизации энергетического объекта служит не только гарантией имущественных интересов страхователя подрядчика, но также и гарантией исполнения договора. Предлагается дополнить ст.961 ГК РФ положением об обязательном согласовании в договоре имущественного страхования предельного срока рассмотрения страховщиком заявления страхователя о выплате страхового возмещения. Данное дополнение позволит устранить неопределенность во взаимоотношениях страхователя и страховщика, а также неопределенность в моменте, с которого должен исчисляться предусмотренный ст.966 ГК РФ двухгодичный срок исковой давности по требованиям, связанным с имущественным страхованием.

12. Сторонами договора на строительство и модернизацию энергетических объектов может быть согласовано рассмотрение частноправовых споров, возникающих в связи с исполнением договора определенным третейским судом или международным коммерческим арбитражем. Споры, возникающие из публичных отношений, возникающие в ходе строительства и модернизации энергетических объектов, относятся к подведомственности государственных арбитражных судов. При этом неразрешенным остается вопрос, связанный с порядком рассмотрения спора третейским судом, когда заказчик обращается в третейский суд с иском к подрядчику в связи с невыполнением подрядчиком обязательств по выполнению работ по строительству в установленный в договоре срок, или даже о расторжении договора, в то время, когда подрядчик оспаривает в арбитражном суде решение СРО о приостановлении свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Предлагается дополнить Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» нормами об обязательном приостановлении рассмотрения дел третейским судом или международном коммерческим арбитражем в случае одновременного рассмотрения арбитражным судом спора, возникшего из публичных правоотношений, в котором участвует одна из сторон спора и результат рассмотрения которого может оказать влияние на рассмотрение спора в третейском суде.

13. Выявлена несогласованность норм об административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, и норм Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих право СРО применять меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, в частности, это касается применения санкций в виде приостановления деятельности организации, осуществляющей строительство. В этой связи предлагается законодательно закрепить норму о недопустимости применения одновременно однотипной меры принуждения уполномоченным государственным органом и соответствующей СРО.

14. Установлено, что порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и СРО, представляющих интересы своих членов, не имеет достаточно четкой регламентации, в частности, это касается сроков рассмотрения обращений СРО, представляющих интересы своих членов, в компетентные органы государственной власти. Предлагается законодательное закрепление нормы о том, что на период разрешения вопросов саморегулируемой организацией действий по защите прав и интересов члена такой организации, течение срока исковой давности на обращение в суд для члена СРО приостанавливается до момента получения членом СРО ответа саморегулируемой организации на ее обращение в соответствующий государственный орган.

15. Учитывая специфику строительства и модернизации энергетических объектов, обусловленную особенностями объектов строительства, сложностью выполняемых работ, необходимостью четкой координации проектных, изыскательских, строительных работ, предлагается законодательное закрепление нормы о возможности создания комплексных (многовидовых) саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих проектные, изыскательские и строительно-монтажные работы в отношении объектов энергетики.

Данное предложение корреспондирует с предусмотренной Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обязанностью субъектов топливно-энергетического комплекса предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций на стадиях проектирования и строительства энергетических объектов и позволит лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, при необходимости обеспечить возможность получения соответствующих допусков в одной саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих проектирование, изыскательские работы и строительство энергетических объектов.

16. Выявлена специфика мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО, которая заключается в том, что эти меры применяются некоммерческой организацией, наделенной законодателем особым публичным статусом, только в отношении своих членов, т.е. в отношении ограниченного круга субъектов, и только в случаях нарушении членами СРО стандартов и правил соответствующих саморегулируемых организаций. В работе сделан вывод о том, что ответственность членов СРО является особым видом публично-правовой ответственности.

Список опубликованных работ
Монографии:

1. Романова В.В. Договоры на строительство и модернизацию энергетических объектов. М.: Издательство «Юрист», 2010. 9,7 п.л.

2. Романова В.В. Государственное регулирование и саморегулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М.: Издательство «Юрист», 2011. 10,6 п.л.

3. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М.: Издательство «Юрист», 2012. 26,5 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК:

4. Романова В.В. Правовые вопросы, возникающие при заключении договоров на торгах, проводимых предприятиями энергетического комплекса с использованием электронных торговых площадок // Третейский Суд. № 3 (63) 2009. 0,6 п.л.

5. Романова В.В. Правовые вопросы при заключении договора подряда на строительство промышленных объектов, стороной которого является простое товарищество // Третейский Суд. № 1 (67) 2010. 0,6 п.л.

6.Романова В.В. Страхование имущества как одно из условий договора подряда на строительство или реконструкцию промышленных объектов // Вестник ВАС РФ. 2010. № 6. 0,8 п.л.

7.Романова В.В. Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2010.№ 1. 0,6 п.л.

8.Романова В.В. Понятие, особенности и разновидности договоров на строительство и модернизацию энергетических объектов в электроэнергетике // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 2. 0,9 п.л.

9.Романова В.В. Элементы договора на строительство и модернизацию энергетических объектов в электроэнергетике // Правоведение. 2010. № 3. 0,9 п.л.

10. Романова В.В. Правовые вопросы в связи с обеспечением исполнения договора на строительство и модернизацию энергетических объектов банковскими гарантиями // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2010.№ 3.0,6 п.л.

11. Романова В.В. Антимонопольное законодательство Российской Федерации: требования к торгам на право заключения договора на строительство и модернизацию энергетических объектов и правовые последствия их несоблюдения // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. № 4. 0,7 п.л.

12. Романова В.В. Государственное регулирование и контроль в сфере строительства и модернизации энергетических объектов: современные тенденции управления на этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2010.№ 4. 0,3 п.л.

13.Романова В.В. Практика разрешения споров по договорам на строительство промышленных объектов // Третейский Суд. 2010. №6. 0,7 п.л.

14. Романова В.В. Стандарты и правила саморегулируемых организаций в энергостроительстве: правовая природа, особенности, порядок утверждения // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2011.№ 1. 0,7 п.л.

15. Романова В.В. Саморегулирование в энергостроительстве: правовые проблемы организации и управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011.№ 2. 1,2 п.л.

16.Романова В.В. Право заказчика на отказ от исполнения договора на строительство и модернизацию энергетического объекта и обеспечение интересов подрядчика // Гражданское право. 2011. № 4. 0,7 п.л.

17.Романова В.В. Международные договоры как источники правового регулирования в сфере строительства и модернизации энергетических объектов // Международное публичное и частное право. 2011. № 5. 0,8 п.л.

18.Романова В.В. Цена как условие договора на строительство энергетических объектов: определение, порядок изменения, порядок осуществления расчетов // Юридический мир. 2011. № 7. 0,6 п.л.

19.Романова В.В. Значение судебных актов в регулировании отношений по строительству и модернизации энергетических объектов // Российский судья. 2011.№ 8. 0,8 п.л.

20.Романова В.В. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике: проблемы совершенствования и систематизации // Юридический мир. 2011. № 8. 0,8 п.л.

21.Романова В.В. Правовые вопросы в связи с выполнением заказчиком обязанности предоставить земельный участок под строительство энергетического объекта // Юридический мир. 2011.№ 9.0,6 п.л.

22. Романова В.В. Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов: проблемные вопросы, современные тенденции // Российская юстиция. 2011. № 10. 0,5 п.л.

23.Романова В.В. Государственные органы, осуществляющие регулирование строительства и модернизации энергетических объектов // Юрист. 2011. № 11. 0,7 п.л.

24.Романова В.В. Роль обычаев делового оборота в регулировании отношений по строительству и модернизации энергетических объектов // Юрист. 2011. № 14. 0,8 п.л.

25.Романова В.В. Поставка энергетического оборудования как элемент договора на строительство и модернизацию энергетического объекта // Общество и право. 2011. № 3.0,7 п.л.

26.Романова В.В. Понятие договора на строительство, модернизацию энергетических объектов и его отличия от иных договоров в электроэнергетике// Общество и право. 2011. № 4. 0,8 п.л.

27.Романова В.В. Особенности правового регулирования порядка заключения договоров отдельными видами юридических лиц // Государственная власть и местное самоуправление. 2011.№ 10.0,3 п.л.

28.Романова В.В. Особенности рассмотрения арбитражными судами Российской Федерации отдельных видов споров в энергетике с участием Ростехнадзора // Арбитражный и гражданский процесс.2011.№ 11. 0,4 п.л.

29.Романова В.В. Основания возникновения правоотношений по строительству и модернизации энергетических объектов // Юридический мир.2011.№ 12. 0,4 п.л.

30. Романова В.В. Общая характеристика источников правового регулирования электроэнергетики на современном этапе//Юридический мир. 2012.№ 3.0,5 п.л.

31.Романова В.В. Строительство энергетических объектов как вид предпринимательской деятельности: особенности правового регулирования // Юридический мир. 2012. № 5. 0,4 п.л.

32. Романова В.В. Государственно-частное партнерство в строительстве и модернизации энергетической инфраструктуры: понятие, проблемы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5.0,3 п.л.

33. Романова В.В. Особенности методов государственного регулирования и контроля в сфере строительства и модернизации энергетических объектов // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2012. № 1.0,8 п.л.

34.Романова В.В. Особенности правового статуса энергетического объекта в электроэнергетике // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012 №2. 0,6 п.л.

35.Романова В.В. Развитие энергетического права на современном этапе: проблемы и тенденции.//Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 12: в 2т. Т.2. М.: ООО «Изд-во «Юрист».2012. Сборник научных трудов Российской академии юридических наук. 2012. 0,6 п.л.

36.Романова В.В. Особенности разрешения спорных ситуаций при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии // Российский судья. 2012. № 5.0,8 п.л.

37. Романова В.В. Источники правового регулирования защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергостроительства // Юрист.2012.№ 10. 0,6.

38. Романова В.В. Проблемные аспекты совершенствования предпринимательского законодательства в сфере энергостроительства//Российская юстиция. 2012. № 2. 0,4.

Статьи, опубликованные в иных научных изданиях:

39.Романова В.В. Особенности методов контроля и мер дисциплинарного воздействия, применяемых саморегулируемыми организациями в сфере энергостроительства // Конкурентное право. 2011.№ 2. 0,8 п.л.

40.Романова В.В. Особенности элементов договора на строительство и модернизацию энергетических объектов//Правовые вопросы строительства. 2011.№ 2. 1,1 п.л.

41.Романова В.В. Особенности форм и способов защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергостроительства// Безопасность бизнеса. 2012. № 1.0,8 п.л.

42.Романова В.В. Правовая природа отношений по строительству и модернизации энергетического объекта//Правовые вопросы строительства. 2012.№ 1. 0,4 п.л.

43.Романова В.В. Понятие энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации//Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 2. 0,7 п.л.

44.Романова В.В. Правовое регулирование модернизации энергетических объектов: проблемные аспекты // Безопасность бизнеса. 2012. № 2. 0,7 п.л.

45.Романова В.В. СРО против Ростехнадзора // Технадзор. 2012. № 6. 0,3 п.л.

46.Романова В.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы энергетического права» // М. Издательство «Юрист», 2012. 0,8 п.л.

47. Romanova V. Modernisierung der russischen Energieobjekte:Fragen zur aktuellen Rechtslage // Kiel Journal of East European Law.1-2/2011.0,5 п.л.