- разработана концепция образовательного потенциала экономики, основанной на знаниях, включающая в себя следующие положения: методология исследования базируется на принципе методологического холизма; цель - развитие человека на основе непрерывного образования и экономической заинтересованности; принципы формирования образовательного потенциала - доступность качественного образования, социальная справедливость, гибкость и адаптивность системы образования; факторы развития образовательного потенциала - внешние и внутренние, сдерживающие и способствующие развитию; показатели и способы измерения - экономические, демографические, инфраструктурные, квалификационные, показатели рейтинговой оценки качества образования. В результате выявлено, что образовательный потенциал реализуется через функционирование человеческого капитала в различных его формах, что влияет на инновационное развитие экономики и темпы формирования экономики, основанной на знаниях;
- в отличие от существующих методик оценки уровня образовательного потенциала, для которых характерным является односторонний подход к объекту исследования, предложена методика, обладающая комплексным подходом, позволяющим дать объективную оценку процессу его развития с точки зрения следующих взаимосвязанных составляющих: экономической, демографической, квалификационной и инфраструктурной, а также с использованием новой компоненты - рейтинговой оценки качества образования. На ее основе предложена система показателей, позволяющая наиболее полно отражать состояние и динамику образовательного потенциала на уровне индивида, образовательного учреждения, региона и государства в целом и определять приоритетные направления его развития;
- осуществлена классификация факторов формирования образовательного потенциала России, к которым отнесены факторы, способствующие развитию образовательного потенциала (развитие инновационной экономики с возможностью создания единой информационно-технологической среды; создание необходимых функционирующих организационных структур для осуществления образовательной и инновационной деятельности; формирование сбалансированного спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда с целью удовлетворения интересов носителей человеческих ресурсов и работодателей) и факторы, сдерживающие развитие образовательного потенциала (неспособность и невосприимчивость российской экономики к инновациям; общее падение уровня производства в России; региональная дифференциация российского образовательного потенциала; дисбаланс в распределении образовательного потенциала по отраслям, нехватка высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях; отсутствие эффективной политики поддержки инновационного развития России; устаревшие формы взаимодействия государства и фундаментальной науки, а также управления последней; обострение конкуренции, кризисная демографическая ситуация, недостаточное развитие институциональной инфраструктуры сферы образования, связанной с воспроизводством человеческого капитала);
- определено, что воздействие фактора глобализации мировой экономики на формирование и развитие образовательного потенциала имеет противоречивые дихотомичные перспективы - с одной стороны, это - интеграция в мировое образовательное пространство и развитие всей системы образования (усиление воздействия конкурентных рыночных механизмов, развитие законотворческой деятельности в системе образования, развитие инновационно-предпринимательской деятельности вузов), и развитие всей системы образования, с другой стороны - гиперболизированное увеличение предложения образовательных услуг, одновременно снижение их качества (недостаточный уровень государственного финансирования системы образования, отток российских преподавателей, демпинговая стоимость обучения, слабые экспортные возможности образовательной системы);
- выявлены системные характеристики экономики, основанной на знаниях, формирующие новое качество образовательного потенциала: способность индивида создавать и реализовывать в инновационных продуктах новые научные знания; трансформация понятия рыночной эффективности как динамического состоянии, основанного на развитии инноваций; становление модели развития, базирующейся на удовлетворении нематериальных потребностей людей - в творческом самовыражении, приобретении знаний, досуге; трансформация механизмов потребления научных и технических знаний, которые воздействуют на способы и формы их производства; перемещение занятости в отрасли, которые, базируются на знаниях, включая сферу услуг; формирование рынка высокоразвитого человеческого капитала;
- выявлены противоречивые особенности формирования образовательного потенциала России:
- противоречие институционально-экономического характера, когда вузы функционируют как в форме автономного учреждения, так и социального института общества;
- противоречие, складывающееся между системой стратегического планирования высшего профессионального образования и стратегическим планированием экономики в России;
- противоречие между потребностями реальной экономики в профилях подготовки специалистов и сложившейся структурой специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования;
- противоречие, связанное с несоответствием конъюнктуры рынка образования и конъюнктуры рынка труда;
- противоречие между массовостью образования и качеством предоставляемого и получаемого образования, обусловленное отсутствием эффективного механизма сочетания рыночных и государственных инструментов в экономике и обществе;
- противоречие, связанное с ростом «неиспользуемого образовательного потенциала» при наличии, с одной стороны, «недостаточной», а с другой стороны, «избыточной» квалификации;
- обоснованы разноуровневые направления повышения конкурентоспособности образовательного потенциала и эффективности его использования. Это связано с формированием:
- на макроуровне - новой информационно-синергетической парадигмы непрерывного образования, предполагающей развитие информационной культуры общества;
- на мезоуровне - нового образовательного сетевого пространства, предполагающего создание сетевой организационной структуры управления системой образования на основе глобального инновационно-образовательного портала, формирование эффективного механизма горизонтальной интеграции вузов, создание сетевой инфраструктуры межвузовского взаимодействия, развитие процесса сетезации образовательных услуг;
- на микро - новой образовательной информационной среды, предполагающей развитие инновационных, интерактивных форм образования и учебных информационно-коммуникативных технологий, открытого и дистанционного образования, электронного обучения, виртуальной мобильности, новых моделей развития компетенций;
- на наноуровне - новых знаний, умений и компетенций, предполагающих развитие профессиональных способностей индивидов и формирование у них современного инновационного экономического мышления;
- определены приоритетные направления и формы развития институциональной инфраструктуры сферы образования: организационные формы взаимодействия научных учреждений и бизнеса (национальные исследовательские центры); правовые формы взаимодействия научных учреждений и бизнеса (на основе диспозитивно правовых форм, например контракты на НИОКР); организационные формы согласованного принятия решений о государственном финансировании НИОКР на основе учета интересов органов власти и высокотехнологичного бизнеса (частно-государственное партнерство) совместно с научным сектором и сферой высшего образования; финансовые организации (частные и совместные фонды) поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут создаваться группами компаний, отраслевыми некоммерческими партнерствами и саморегулируемыми организациями для обеспечения долгосрочного финансирования проведения НИОКР, разработки технологий и внедрения современного оборудования;
- определены ведущие инвесторы формирования и развития образовательного потенциала: государство, домохозяйства, предприниматели, а также некоммерческие организации и фонды. Выявлена тенденция увеличения общего уровня затрат на формирование образовательного потенциала со стороны всех инвесторов, при сохранении доминирующей роли государства и увеличении внебюджетного финансирования со стороны домохозяйств, предпринимателей, некоммерческих организаций и фондов;
- обосновано, что совершенствование финансово-экономического механизма развития образовательного потенциала должно базироваться на следующих принципах: многоканальности, пропорциональности, перекрестного субсидирования и использовании следующих инструментов: диверсификации источников поступления средств в образовательное учреждение, образовательного кредитования, фондов целевого капитала (эндаумента), что позволит улучшить финансовые параметры деятельности образовательных учреждений - платежеспособность, финансовую устойчивость и рентабельность;
- определены интеграционные принципы выбора форм инновационного взаимодействия в научно-образовательной сфере: структурный (реализация функций распределения, установления разнообразных связей между субъектами интегрированной системы для обеспечения ее гибкости и адаптивности к меняющимся условиям); целевой (создание компетентностной модели специалиста; определение целей и содержания профессионального обучения с учетом требований и интересов субъектов рынка труда); организационно - технологический (согласование и реализация технологий образовательного и воспитательного процессов). Доказано, что развитие этих принципов будет способствовать оптимизации процесса формирования образовательного потенциала экономики, основанной на знаниях на основе формирования интегрированных структур в форме консорциумов, развития программно-целевого управления и финансирования деятельности образовательных учреждений, государственной поддержки отраслевых и региональных производственных комплексов с целью формирования инновационной институциональной инфраструктуры сферы образования.
1. Никитов А.В. Трансформация экономики России в процессе перехода к рынку. М, Вопросы теории 2003. - 6,7 п.л.
2. Никитов А.В. Постсоциалистическая Россия в процессе перехода от кризиса к стабилизации и экономическому росту. М, Издательство МИЭМиП, 2004. - 1,5 п.л.
3. Никитов А.В. Развитие системы высшего образования в России. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2008. - 3,0 п.л.
4. Никитов А.В. Направления совершенствования системы образования России в условиях глобализации. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2009. 3,0 п.л.
5. Никитов А.В. Экономическая энциклопедия регионов России. Приволжский Федеральный округ. Саратовская область. Образование. /Глав. ред.Ф.И. Шамхалов и др.- М, Изд-во Экономика, 2011 С.380-388. (32п.л./1п.л.).
6. Никитов А.В. Формирование и развитие образовательного потенциала в условиях инновационного развития экономики Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2011. - 6,3 п.л. (в соавторстве авт. 2,2 п.л.)
7. Никитов А.В. Теория и методология исследования образовательного потенциала России в условиях глобализации Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2012. - 7,7 п.л.
8. Никитов А.В. Образовательный потенциал экономики, основанной на знаниях: состояние и особенности развития в России Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2012. - 10 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
9.Никитов А.В. Структурно-функциональные преобразования в российской системе образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №1 (35). С. 157-160. - 0,4 п.л.
10.Никитов А.В. Воздействие глобализации мировой экономики на развитие нового качества образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №2 (36). С.105-109. - 0,5 п.л.
11.Никитов А.В. Роль образования в системе развития инновационной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №3 (37). С. 105-108. - 0,5 п.л.
12.Никитов А.В. Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран // Власть 2011. №7. с. 75-79. - 0,5 п.л.
13.Никитов А.В. Совершенствование финансового механизма российской системы образования// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4 (38). - 0,5 п.л.
14.Никитов А.В. Институциональные изменения сферы высшего образования: глобальный и национальный контексты// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №5 (39). С. 49-51, - 0,5 п.л.
15.Никитов А.В. Информационная экономика как основа формирования нового качества образовательного потенциала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №1 (40). С. 43-46. - 0,4 п.л.
16.Никитов А.В. Модернизация образования как фактор инновационного развития российской экономики// Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2012. №4. С. 75-79. - 0,5 п.л.
17.Никитов А.В. Современные тенденции и противоречия формирования образовательного потенциала России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №3 (42). С. 40-44. - 0,4 п.л.
18. Никитов А.В. Государственная стратегия регулирования образовательного потенциала России // Власть 2012. №5. C. 34-37. - 0,4 п.л.
19. Никитов А.В. Инновационно-ориентированная инфраструктура российского образования: современное состояние и возможности развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки, 2012. выпуск 4 (108). С. 37-41. - 0,5 п.л.
20. Никитов А.В. Возрастание роли образовательного потенциала в экономическом развитии страны// Власть 2012. №6. C. 62-66. - 0,4 п.л.
21. Никитов А.В. Институциональные основы формирования образовательного потенциала России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №4 (43). - 0,4 п.л.
22.Никитов А.В., Русановский В.А. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №5 (44). - 0,5 п.л. (авт. 0,25 п.л.).
Публикации в других изданиях Статьи и тезисы докладов
23. Никитов А.В. Переходные процессы в экономике России в ХХ веке // Формирование рыночной экономики: альтернативные модели развития. М., 2002. - 1,2 п.л.
24. Никитов А.В. Формирование институтов рынка в переходный период // Формирование рыночной экономики: альтернативные модели развития. М., 2002. – 0,8 п.л.
25. Никитов А.В. Рынок рабочей силы в процессе глобализации // Государство и общество на пути к экономическому росту. – М.: Народный учитель 2003. – 1,6 п.л.
26. Никитов А.В. Циклы Н.Д. Кондратьева и изучение транзитных процессов в экономике России. Саратов, 2006. С. 91-96. – 0,4 п.л.
27. Никитов А.В. Реализация комплексных программ модернизации систем профессионального образования //Сборник материалов круглого стола «Совершенствование механизмов управления комплексными программами и проектами в социальной сфере». – М, Эконом-информ, 2010. - 1,0 п.л.
28. Никитов А.В. Место и роль образовательного потенциала в системе факторов экономического развития. // Модернизация современного общества: пути созидания и развития: Материалы международной научно-практической конференции (23 марта 2011г.) /Отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов, 2011. – Часть 3.С. 90-92. – 0,2 п.л.
29. Никитов А.В., Соколова О.Ю. Модернизация системы образования как необходимое условие формирования инновационной экономики. /Сборник научных трудов. Саратов: издательство «Наука» 2011. 308 с. ISBN 978-5-9999-0833-9 , С. 83-88.- 0,5 п.л. (авт. 0,25 п.л.).
30. Никитов А.В. Трудовые ресурсы системы высшего профессионального образования в условиях модернизации. СГСЭУ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: Материалы III международной научно-практической конференции (25 апреля 2011г.)/Под общ. ред. М.И. Абрамовой. – Саратов, 2011. С. 312-315. – 0,2 п.л.
31. Никитов А.В., Дюльманова Т.М. Образовательный потенциал как фактор инновационного развития экономики // Актуальные проблемы управления социально-экономическими системами в условиях посткризисного развития: Материалы Международной научно-практической конференции (30 мая 2011г.) /Отв.ред. Латков А..В. – Саратов, 2011. С.173-179. - 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
32. Никитов А.В. Человеческий капитал как основная составляющая образовательного потенциала страны / / Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практической конференции (12-13 октября 2011г.) Саратов, 2011. С.223-227. - 0,4 п.л.
33. Никитов А.В. Образовательный потенциал России в глобальной экономике // Экономика и общество в условиях глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции (27-28 января 2011г.) Саратов, 2011. С.150-151. - 0,1 п.л.
34.Никитов А.В., Соколова О.Ю. Глобализация как фактор интеграции России в мировое образовательное пространство // Психология и экономика, 2011 том 4, №2. С. 84-90 (в соавт. 0,6/авт.0,3 п.л.).
35. Никитов А.В. Сфера образования России в контексте глобальных вызовов // Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 января 2012г.) Саратов, 2012. С.149-152. - 0,2 п.л.
36. Никитов А.В. Проблемы и перспективы развития системы образования России в условиях глобализации // Актуальные проблемы модернизации российской экономики: Сборник научных статей /Под ред. Л.Г. Акуловой. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2012. С. 67-74, - 0,6 п.л.
37. Никитов А.В. Конкурентоспособность России в глобализирующемся мире // Экономика и общество в фокусе современных исследований: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции (18 июня 2012г.) Саратов, 2012. С.116-118. - 0,2 п.л.
38.Никитов А.В. Инновационная составляющая образовательного потенциала современной экономики// Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Часть 2. / Под общ. Ред. М.И. Абрамовой.- Саратов, 2012. С.223-227. - 0,3 п.л.
39.Никитов А.В., Дюльманова Т.М. Экономика, основанная на знаниях как основа формирования нового качества образовательного потенциала // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Часть 2. / Под общ. Ред. М.И. Абрамовой.- Саратов, 2012. С.227-233. (0,4/авт. 0,2 п.л.).
40. Никитов А.В., Тараканова Е.В. Совершенствование образовательного потенциала России: возможности компетентностного подхода// Высшее образование для инновационной экономики. Материалы всероссийской научно-практической конференции Москва, 2012. (0,2/авт. 0,1 п.л.).