Научная тема: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ»
Специальность: 14.03.03
Год: 2013
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Изменение когнитивных функций у детей и подростков с артериальной гипертензией носит дифференцированный характер: одна группа когнитивных процессов  (внимание, речь, слухоречевая память) нарушается, а другая (зрительная память, зрительно-пространственные функции) - развивается без отклонений, в рамках нормативного развития.
  2. Нарушение когнитивных функций у детей и подростков с ЭАГ сопровождается  изменением асимметрии и ухудшением межполушарных взаимодействий, что создает основу для формирования патологической системы,  как компенсаторного ответа на неустойчивость когнитивной деятельности.
  3. Когнитивные расстройства при эссенциальной артериальной гипертензии раньше начинают проявляться у мальчиков и носят более выраженный характер, чем у девочек.
  4. В онтогенетическом аспекте когнитивные нарушения при артериальной гипертензии имеют возрастную динамику: первые, статистически подтвержденные нарушения обнаружены в группе пациентов 13 - 15 лет и достигают своего максимума в 16- 18 лет.
  5. У детей и подростков с ЭАГ отмечается нарушение циркадианных ритмов функциональной активности когнитивных функций (внимания, речи, слухоречевой памяти) и состояния межполушарной асимметрии, которые ассоциируются (связаны) с нарушением циркадного ритма уровня артериального давления.
  6. Патогенетически обосновано включение в комплексную терапию артериальной гипертензии у детей и подростков методов, направленных на коррекцию когнитивных нарушений с применением БОС- терапии.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Лихтнер И.А., Поляков В.М. Социально-психологические особенности детей с эссенциальной артериальной гипертензией и вопросы коррекционной работы// Бюл. ВСНЦ СО РАМН.- № 1, 2002.-с. 76-79.

2. Особенности психосоматического статуса у детей дошкольного и школьного возраста / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков // Бюл. СО РАМН. - 2003. - № 2. - С. 17-23.

3. Лещенко О.Я., Лещенко Я.А., Боева А.Б., Голубев В.Ю., Поляков В.М. Нервно-психическое здоровье дошкольников и основные факторы его нарушений на современном этапе// Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2003.-№3.- с.52-56.

4. Психосоматические и неврологические расстройства у детей, проживающих в сельской местности / Л.В. Рычкова, Л.И. Колесникова, В.М. Поляков [и др.] // Сибирь – Восток. – 2003. - № 10 (70). - С. 37-41.

5. Распространенность психосоматических расстройств среди детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2003. - № 6. - С.17-21.

6. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Популяционные аспекты межполушарной ассиметрии (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2005. - № 5. - С. 197-205.

7. Проблемы психосоматической патологии детского возраста / Л. И. Колесникова, В.М. Поляков, Л.В. Рычкова [и др.]. - Новосибирск, 2005. - 221с.

8. Психологические особенности детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / В.М. Поляков, О.Н. Протопопова, Т.А. Тетерина [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2005. - №5. - С. 176-179.

9. Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при различных формах обучения / С.И. Немова, Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2005. - №4. - С. 135; 147.

10. Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при различных формах обучения / Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.] // Сибир. мед. журн. – 2005. – Т. 20, № 4. - С.147-148.

11. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2006. - № 5. - С. 322-331.

12. Поляков В.М., Савчук О.В., Протопопова О.Н. Психодинамические аспекты формирования артериальной гипертензии у детей и подростков // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2007. - № 3. - С. 42-44.

13. Особенности формирования здоровья детей, проживающих в промышленных центрах / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.] // Бюл. СО РАМН. - 2008. - № 4. - С. 72-76.

14. Взаимосвязь полисомнографических характеристик с психофизиологическими функциями и состоянием системы нейроэндокринной регуляции у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / О.Н. Шевырталова, И.М. Мадаева, В.М. Поляков [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2009. - №2 (66) Прил.- С. 72-74.

15. Особенности эмоционального развития подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / Ж.В. Прохорова, Л.И. Колесникова, В.М. Поляков [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2009. - №4. - С. 35-38.

16. Прохорова Ж.В., Поляков В.М. Влияние эмоциональных факторов на формирование эссенциальной артериальной гипертензии (ЭАГ) у подростков // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2009. - № 2 (66) Прил.- С. 59-60.

17. Психофизиологические взаимоотношения при артериальной гипертензии в онтогенезе / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.] // Бюл. СО РАМН. - 2009. - № 5. - С. 79-85.

18. Савчук О.В.,В.М. Поляков, Е.Ю. Загарских Проективные методы психологической оценки в процессе лечения подростков с андрологической патологией // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2009. - № 2 (66) Прил.- С. 63-65.

19. Произвольное внимание у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / В.М. Поляков, С.И. Колесников, В.В. Долгих [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2011. - № 5 (81). – С. 102-105.

20. Состояние речевой функции у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / В.М. Поляков, С.И. Колесников, Т.А. Тетерина [и др.] // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2011. - № 5 (81). – С. 99-101.

21. Нарушения сна в генезе эмоционально-личностных и когнитивных расстройств у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / О.Н. Шевырталова, О.Н. Протопопова, В.М. Поляков [и др.] // Рос. педиатр. журн. - 2011. - № 2. - С. 12-16.

22. Особенности течения перинатального периода у одаренных школьников / В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, В.М. Поляков [и др.] // Тюмен. мед. журн. - 2012. - № 2. - С. 5-6.

23. Психоэмоциональные изменения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией / Л.И. Колесникова, Прохорова Ж.В., Поляков В.М. [и др.] // Якутский мед. журн. – 2009. - № 4. – С. 81-83.

24. Взаимосвязь содержания биоэлементов и психоэмоционального статуса подростков с артериальной гипертензией, проживающих в условиях крупного промышленного центра Восточной Сибири / Л.И. Колесникова, Долгих В.В., Поляков В.М. [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара. - 2009. -Т.11 (27, №1 / (5)), С.850-854.

25. Прохорова Ж.В., Долгих В.В., Поляков В.М. [и др.] Биологически обратная связь в коррекции психоэмоциональной сферы подростков с ЭАГ // Международный журнал экспериментального образования, 2012. - №8. – с.58-61.

26. Долгих В.В.,. Рычкова Л.В, Поляков В.М. [и др.] Некоторые аспекты состояния здоровья одаренных школьников // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. – 2012. - № 5, ч.1. – С. 217-219.

Публикации в иных изданиях

27. Поляков В.М. Характеристика нервно-психического здоровья детей //Состояние здоровья детского населения Иркутской области / Ред. В.В.Подкаменев. – Иркутск, 1991.- с.17-23.

28. Поляков В.М., Осокин В.В., Копаева Н.А., Михнович В.И., Путинцева Н.П. Комплексное изучение состояния нервно-психического здоровья детей Восточной Сибири // Актуальные вопросы охраны материнства и детства. Материалы международной конференции. Иркутск, 1992.- с.7-14.

29. Поляков В.М., Осокин В.В., Михнович В.И., Путинцева Н.П., Бердникова И.В., Пальгуева Н.В. Состояние нервно-психического здоровья детей в условиях влияния факторов Братского промышленного комплекса // Медико-экологические проблемы охраны здоровья матери и ребенка. Материалы Всесоюзной конференции. Черновцы, 1990, с.91-95.

30. Поляков В.М., Осокин В.В., Копаева Н.А., Михнович В.И., Путинцева Н.П. Состояние нервно-психического здоровья детей-дошкольников Усть-Ордынского национального округа // Комплексное гигиеническое исследование здоровья сельского населения Сибири.- Новокузнецк, 1992.- с. 79-84.

31. Рычкова Л.В., Колесникова Л.И., Долгих В.В., Поляков В.М. Психосоматические и неврологические расстройства у детей, проживающих в сельской местности // Сибирь – Восток. – 2003, № 10 (70) – с. 59 – 65.

32. Психосоматические и неврологические расстройства у детей, проживающих в сельской местности / Л.В. Рычкова, Л.И. Колесникова, В.М. Поляков [и др.] // Сибирь – Восток. – 2003. - № 10 (70). - С. 37-41.

33. Особенности формирования психосоматической патологии в детском возрасте / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.] // Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие. - 2007. - № 3. - С. 87-94.

34. Psychophtsiological mechanisms of formation of essential arterial hypertension in children and adolescents / В.В. Долгих, В.М. Поляков, О.Н. Протопопова [и др.] // 14 th World Congress of Psychophysiolody The Olympics of the Brain, 8-13 сентября, 2008 г. - СПб., 2008. - С. 227.

Peculiarities of ontogenesis of brain functional systems in urban and village children / В.М. Поляков, В.В. Долгих, Л.И. Колесникова [и др.] // 14 th World Congress of Psychophysiolody The Olympics of the Brain, 8-13 сент., 2008 г. – СПб., 2008. - С. 280.

35. Психофизиологические подходы к лечению синдрома артериальной гипертензии у детей и подростков //Психическое и физическое здоровье человека: медико-социально-психологические и психолого-педагогические аспекты. / Редкол. Баркова Н.П. и др.- Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2009. – с.530-535.

36. Долгушина М.Н., Поляков В.М. Особенности детско-родительских отношений у детей с психосоматическими расстройствами // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2010. – с. 44-47;

37. Прохорова Ж.В., Фомина Н.А., Долгих В.В., Поляков В.М., Кулеш Д.В.Влияние психоэмоциональных и социальных факторов на развитие патологических форм поведения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Сб.ст. VI Юбилейная международная научная конференция «Здоровье семьи ХХ1 века». –Коста дель Соль, 2011. – с.111-113;

38. Поляков В.М., Колесников С.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В. Развитие когнитивных процессов у детей и подростков с ЭАГ // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2011. – с. 44-47;

39. Поляков В.М., Колесников С.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В. Развитие межполушарной асимметрии у детей и подростков с ЭАГ // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2011. – с.95-96;

40. Колесникова Л.И., Прохорова Ж.В., Поляков В.М Эмоциональные расстройства у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2010. – с.96-100;

41. Поляков В.М., Колесникова Л.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В., Мадаева И.М., Погодина А.В. Психофизиологические аспекты формирования артериальной гипертензии у детей // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2010. – с.105-109;

42. Поляков В.М., Колесников С.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В. Развитие когнитивных процессов у детей и подростков с ЭАГ // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2011. – с. 44-47;

43. Поляков В.М., Колесников С.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В. Развитие межполушарной асимметрии у детей и подростков с ЭАГ // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2011. – с.47-49;

44. Прохорова Ж.В., Долгих В.В., Поляков В.М. Биологическая обратная связь в реабилитации подростков с ЭАГ // Психология образования: состояние и перспективы. / Редкол. Баркова Н.П. и др.- Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2012. – с. 336-340.

45. Поляков В.М., Колесников С.И., Погодина А.В. [и др.] Нарушение циркадианных ритмов артериального давления и когнитивной деятельности у детей и подростков с ЭАГ // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2012. – с.41-46;

46. Прохорова Ж.В., Поляков В.М., Долгих В.В. [и др.] Биологически обратная связь и коррекция психоэмоциональной сферы у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике. – Иркутск, 2012. – с.46- 51.

Методические пособия

1. Долгих В.В., Рычкова Л.И., Погодина А.В., Поляков В.М. [и др.] Диагностика, лечение, принципы профилактики артериальной гипертензии у детей и подростков (Методические рекомендации). – Иркутск, 2010. – 43 с.

Монографии

1. Колесникова Л.И., Долгих В.В., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Проблемы психосоматической патологии детского возраста. - Новосибирск: Наука, 2005. - 221 с.

2. Функциональная активность мозга и процессы перекисного окисления липидов у детей при формировании психосоматических расстройств / С.И. Колесников, Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.]. - Новосибирск, 2008. – 199 с.

Патенты

1. Пат. 2368299 Российская Федерация Способ прогнозирования формирования эссенциальной артериальной гипертензии как психосоматического расстройства у детей младшего школьного

возраста / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, В.М.Поляков. - №2008117644 ; заявл.04.05.2008 ; опубл. 27.09.2009.

2. Пат. 2412685 Российская Федерация Способ психофизиологического лечения подростков с первичной артериальной гипертензией бос - терапии и квч – пунктурой / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.]. - 04.05.2009.

3. Пат. 2395279 Российская Федерация Применение l-триптофана для лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях / Т.Е. Старовойтова, В.В. Долгих, В.М. Поляков [и др.]. - 18.08.2008.