2. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента есть активность субъекта, процесс, который побуждается и направляется предметом потребности. Это деятельность, изначально организуемая и осуществляемая в специфических условиях при внешнем к обучающемуся целеполагании. Такого рода деятельность совместно детерминируется ее субъектами, в процессе чего она преобразуется в деятельность по сути учебно-познавательную, но воспринимаемую субъектом как познавательная, осуществляемая без внешнего для студентов целеполагания и контроля. Результат такой деятельности - компетентностное (личностно-профессиональное) развитие студентов, включающее и освоение новых знаний, умений, навыков и новых видов деятельности, и развитие способностей.
В структурно-функциональном отношении самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов представлена взаимосвязанными структурными составляющими (мотивационной, целевой, организационной, результативной); в процессуальном - субъектно-субъектными и субъектно-объектными взаимодействиями в ее структуре; в содержательном - предметная область информации, в т.ч. учебной, в рамках которой осуществляется учебно-познавательная деятельность; в типологическом - видами деятельности по целевой направленности, по видовой структуре, по условиям, уровням и формам организации; в критериальном - интегративными критериями продуктивности (гносеологическими, психологическими, социологическими, кибернетическими, организационными).
Преобразование самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в Интернете как знаковой системе затрагивает потребностно-мотивационную регуляцию деятельности, процессы ее целеполагания, а также операционное звено. Влияние интернет-среды на студентов следует считать амбивалентным и определяемым прежде всего направленностью личности и ее интересами, потребностями, мотивами. Изучение информационного поведения дает представление о когнитивном типе личности и других личностных особенностях.
3. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в интернет-среде:
- способствует разрешению основного противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном информационном мире и ограниченными возможностями их усвоения обучающимися, ее разработка и реализация ориентирована на максимальное развитие способностей студентов к саморегуляции и самообразованию;
- отражает целостное представление о влиянии интернет-среды на личность, прежде всего, развивающем, а также о способности студентов к самостоятельной организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности в такого рода среде;
- способствует реализации ключевых современных дидактических принципов высшей школы (развивающее и воспитывающее обучение; его инновативность, научность и доступность; переход от обучения к самообразованию; сознательность и творческая активность студентов; наглядность обучения; системность и систематичность обучения и др.).
Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в интернет-среде обоснована в рамках интегративного анализа имеющихся теоретических и практических данных с учетом принципов деятельностного подхода к развитию личности, закономерностей и особенностей их реализации в условиях психологически атрибутивной социальной среды, основных положений акмеологии, фиксирующих закономерности развития человека и компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста.
Положения концепции отражены в компонентах дидактической системы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в интернет-среде, воплощены в интегративной концептуальной дидактической модели, поэтапном (организационно-педагогическом) алгоритме ее (модели) реализации, в анализе соответствующих технологий (информационно-коммуникационных, педагогических, акмеологических), в системном описании интегральной совокупности дидактических условий и факторов продуктивности исследуемого процесса.
Концептуальная дидактическая модель самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде на идеальном уровне отражает особенности субъектов совместно-разделенной деятельности (студент, преподаватель), определяет уровни, факторы и условия продуктивности рассматриваемой деятельности, фиксирует дидактические принципы и закономерности, а также цели и содержание самостоятельной учебно-познавательной деятельности посредством определения ее видов и форм, особенностей мониторинга ее результатов.
Реальная (актуализированная) модель создается посредством специальной организации ее компонентов в реальной практике образовательного процесса в высшем учебном заведении, и в этой связи на первый план выходят соответствующие технологии (информационно-коммуникационные синхронные, асинхронные и Веб 2.0.), в основе реализации которых лежит совокупность дидактических принципов:
- общедидактических, актуальных для интернет-среды как информационно-образовательной - наглядность, самостоятельность, доступность, эффективность, научность, сочетание индивидуального подхода и коллективизма;
- психодидактических - сознательность и активность, единство внутренней и внешней деятельности; разностороннее развитие познавательных сил; пространство психологического эксперимента;
- акмедидактических - активность как условие саморазвития личности, развитие личности как субъекта деятельности, личностно-профессиональное развитие.
Дидактическая система самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде отражает цели и содержание обучения студентов в зависимости от направления, специальности, предметной области и т.д., а также организацию преподавателем в сотрудничестве со студентами процесса обучения посредством дидактически обеспеченных интернет-технологий, соответствующих форм и методов. Алгоритм поэтапной реализации дидактической системы есть отражение процесса актуализации концептуальной дидактической модели в реальной педагогической практике.
4. Интернет-среда представлена в системе информационных сред, имеющих свои особенности, проявляющиеся в разных сочетаниях и объемах на разных исторических этапах: преобразование информационной среды в информационно-образовательную, в которой информация играет ведущую и определяющую роль, при ее доступности для субъекта с учетом осознанности и соотнесения его потребностям и интересам. В структуре интернет-среды, характеризующейся целым рядом функций (информационной, коммуникационной, экономической, образовательно-познавательной, социальной, управленческой, развлекательной, психологической), осуществляются информационно-коммуникационные взаимодействия студентов. Интернет-среда при определенных (в т.ч. специально организованных) условиях представляет особые возможности для самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.
Интернет-среда обладает высоким психоактивным потенциалом. Дидактический (психодидактический) контент следует рассматривать через комплекс условий, влияний и возможностей, заложенных в совокупности компонентов окружения такой среды (социального, информационного, виртуально- и предметно-пространственного) для личностно-профессионального развития ее субъектов (студентов и преподавателей), включая развитие интеллекта, креативности, способностей, необходимых для профессиональной компетентности будущего специалиста.
В то же время интернет-среда есть среда психологически атрибутивная, а ее влияние на психику человека в процессе его взаимодействия с ее компонентами может носить негативный и амбивалентый характер (автономность-аутизм, интернет-аддикция, хакинг); она способствует дифференциации личностных свойств, имеет гендерную специфику деятельности и ведет к формированию поискового поведения в зависимости от когнитивного типа личности.
Психоактивный потенциал интернет-среды специфично проявляется в сфере мышления и творческой деятельности человека, индивидуального и коллективного творчества в интернет-среде, способствует трансформации самостоятельной работы субъекта в самостоятельную познавательно-творческую и творческую деятельность, оказывает благоприятное влияние на студентов, которые относятся к так называемой группе «одаренных».
5. Реализация дидактически обоснованного организационно-педагогического алгоритма способствует существенной динамике показателей уровня личностно-профессионального развития студентов, их информационной культуры, проявляющейся в формировании и развитии компонентов информационной компетентности личности. Сложная структура динамических показателей позволяет эффективно исследовать содержание, формы и структуру самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде, наблюдать за изменениями (развитием) информационной культуры и, соответственно, информационной компетентности, включая ее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты. Установленные в ходе эмпирического исследования взаимосвязи между личностными особенностями студента и различными видами и формами его самостоятельной учебно-познавательной деятельности в интернет-среде, между продуктивностью самостоятельной учебно-познавательной деятельности и направленностью личности, ее мотивационной сферой, интересами и профессиональными склонностями, когнитивным типом личности, моделью ее информационного поведения, а в целом с формированием и развитием информационной компетентности дают возможность оптимизации процесса организации и самоорганизации такой деятельности в интернет-среде и достижения ее высокой продуктивности.
6. Комплексная программа оптимизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде способствует организации планирования образовательного процесса, исходя из приоритета в социальных процессах личности будущего специалиста и создания условий для оптимального самовыражения, самореализации в самостоятельной учебно-познавательной деятельности; в структурном отношении включает в себя управленческий, содержательный и методический аспекты.
Включение студентов в информационно-коммуникационные взаимодействия в условиях интернет-среды как среды информационно-образовательной способствует оптимизации их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Это обусловлено такими ее (среды) свойствами, как креативность (данная среда создает возможности для индивидуального и коллективного творчества, для стимуляции репродуктивного развития личности, развития автономности личности); комплементарность к внутреннему и внешнему миру человека, а также к пространству его жизнедеятельности; неоднородность как по структурированности информации, так и по соотношению в интернет-технологиях соответствующих дидактических принципов (общедидактических, психодидактических, акмедидактических), что позволяет детерминировать развитие личности в условиях освоения современных информационно-коммуникационных технологий.
1.Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании: Монография. – М.: МГОУ, 2011. – 173 с. (11,0 п.л.)
2.Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – 199 с. (11,8 п.л.)
3.Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция: Монография. – М.: МГОУ, 2012. – 268 с. (16,7 п.л.)
Статьи в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Раицкая Л.К. Гендерные особенности коммуникативно-когнитивной деятельности преподавателей в Интернете// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 22. – С. 80-82. (0,5 п.л.)
5.Раицкая Л.К. Дидактические возможности корпусных интернет-технологий в преподавании иностранного зыка в высшей школе// Вестник Московского государственного областного университета – Серия: Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 123-127. (0,5 п.л.)
6.Раицкая Л.К. Дидактические возможности синхронных технологий коммуникации в среднем профессиональном образовании// Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 75-79. (0,5 п.л.)
7.Раицкая Л.К. Дидактические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном обучении// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 21. – С. 99-101. (0,5 п.л.)
8.Раицкая Л.К. Интернет как информационно-образовательная среда развивающего образования// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 25. – С. 112-115. (0,5 п.л.)
9.Раицкая Л.К. Интернет-технологии в обучении языку специальности// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 24. – С. 87-90. (0,5 п.л.)
10.Раицкая Л.К. Интернет-учебник в высшей школе// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 20. – С. 107-110. (0,5 п.л.)
11.Раицкая Л.К. Информационная культура и познавательная деятельность в Интернете// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2011. – № 10. – С. 78-82. (0,55 п.л.)
12.Раицкая Л.К. Когнитивные аспекты поиска информации в Интернете// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 26. – С. 91-93. (0,5 п.л.)
13.Раицкая Л.К. О дидактических возможностях блогов в обучении иностранному языку// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 18. – С. 97-100. (0,5 п.л.)
14.Раицкая Л.К. Особенности развития личности студента в Интернете// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2011. – № 6. – С. 77-80. (0,55 п.л.)
15.Раицкая Л.К. Развивающие и познавательные функции Интернета// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 23. – С. 90-93. (0,5 п.л.)
16.Раицкая Л.К. Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде// Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 4. – С. 54-58. (0,375 п.л.)
17.Раицкая Л.К., Гагарин А.В. Развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности// Акмеология. − 2012. − №1 (специальный выпуск). С. 39-42.
18.Раицкая Л.К. Развитие творческих способностей в интернет-среде// Акмеология. – 2011. – № 3 (спецвыпуск, июль – сентябрь). – С. 179-182. (0,375 п.л.)
19.Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе// Вестник Московского университета. – Серия XX: Педагогическое образование. – 2010. – № 2. – С. 28-38. (0,5 п.л.)
20.Раицкая Л.К. Трансформация информационной компетенции преподавателя в постиндустриальном обществе// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 14. – С. 92-95. (0,5 п.л.)
Статьи в научных журналах, сборниках
21.Раицкая Л.К. Анализ конкретных ситуаций (case-studies) в обучении языку профессии в высшей школе. – Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – № 33 (48). – С. 160-164. (0,3 п.л.)
22.Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США // Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2002. – № 10 (25). – С. 147-155. (0,55 п.л.)
23.Раицкая Л.К. Интернет в обучении иностранным языкам: современные тенденции и проблемы// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – № 27 (42). – С. 153-161. (0,55 п.л.)
24.Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы на уроке лингвострановедения в высшей школе// Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. науч. статей. В 2 ч. – Ч 1. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – С. 291-299. (0,55 п.л.)
25.Раицкая Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: Сб. статей : В 2 ч. – Ч. 1. Языки в аспекте лингвострановедения. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – С. 142-150. (0,55 п.л.)
26.Раицкая Л.К. Использование блогов и агрегаторов RSS в преподавании иностранного (английского) языка// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – № 26 (41). – С. 118-127. (0,75 п.л.)
27.Раицкая Л.К. Использование Интернета в обучении английскому языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2004. – № 18 (33) – С. 112-116. (0,3 п.л.)
28.Раицкая Л.К. К вопросу об информационной компетенции преподавателя иностранного языка в высшей школе// Вопросы прикладной лингвистики: Сборник научных трудов. – М.: РУДН, 2009. – С. 109-117. (0,5 п.л.)
29.Раицкая Л.К. Критерии оценки сетевых ресурсов, используемых в преподавании иностранного (английского) языка в высшей школе// Филологические науки в МГИМО. – № 23 (38). – М.: МГИМО-Университет, 2006. – С. 190-194. (0,25 п.л.)
30.Раицкая Л.К. Компьютерные технологии в корпусной лингвистике: дидактические возможности для преподавателя иностранного (английского) языка// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2003. – № 13 (28). – С. 247-258. (0,75 п.л.)
31.Раицкая Л.К. Об использовании презентаций PowerPoint при обучении иностранному языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – № 34 (49). – С. 139-151. (0,85 п.л.)
32.Раицкая Л.К. Поддержка учебно-методического комплекса по иностранному языку в Интернете// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – № 34 (49). – С. 127-131. (0,3 п.л.)
33.Раицкая Л.К. Синхронные средства коммуникации в преподавании иностранного языка в высшей школе// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – № 38 (53). – С. 161-169. (0,55 п.л.)
34.Раицкая Л.К. Сущность и формирование информационной компетенции преподавателя иностранного языка в высшей школе// Филологические науки в МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – № 30 (45). – С. 155-161. (0,4 п.л.)
35.Раицкая Л.К. Теория системности информационных сред и Интернет// Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов 3-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (5 мая 2011 года). – М.: РГСУ, 2011. – С. 107-115. (0,45 п.л.)
Материалы конференций, тезисы докладов
36.Раицкая Л.К. Аудио- и видеоресурсы Веб 2.0. в обучении иностранным языкам в высшей школе// Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современно полиэтническом вузе: Сборник статей по материалам 1-й Всероссийской научно-методической конференции (г. Москва, 29 октября 2010 г.). – М.: РГСУ, 2010. – С. 207-213. (0,3 п.л.)
37.Раицкая Л.К. Блогосфера как информационно-образовательная среда обучения иностранным языкам в высшей школе// Материалы 20-й Международной конференции: Применение новых технологий в образовании (г. Троицк, 26-27 июня 2009 г.). – Троицк, 2009. – С. 272-274. (0,2 п.л.)
38.Раицкая Л.К. Вики-технологии в обучении иностранным языкам// Материалы Международной научно-практической конференции: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук (Москва, 15-22 июня 2009 года). – М., 2009. – С. 155-158. (0,3 п.л.)
39.Раицкая Л.К. Влияние интернет-среды на развитие автономии студента// Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Международной конференции (Москва, 10-11 апреля 2009 года). – М.: РУДН, 2009. – С. 282-285. (0,25 п.л.)
40.Раицкая Л.К. Генезис проблемы учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде Интернет // Новые технологии в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции (27 января 2012 г.). – М.: Спутник+, 2012. – С. 35-40. (0,35 п.л.)
41.Раицкая Л.К. Интернет в обучении иностранным языкам: тенденции и проблемы// Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете компетентностного подхода: Сборник научных докладов 3-го Межвузовского круглого стола (г. Москва, 14 января 2009 г.). – М.: МГИМО-Университет, 2009. – С. 29-37. (0,5 п.л.)
42.Раицкая Л.К. Иноязычная информационная компетенция как условие формирования профессионализма// Язык и коммуникация в контексте культуры. Материалы IV Международной научно-практической конференции (23-24 июня 2009 года). – Рязань: ПРИЗ-Р, 2009. – С. 287-292. (0,25 п.л.)
43.Раицкая Л.К. Особенности реализации компетентностного подхода в МГИМО-Университете// Модульно-компетентностный подход в разработке образовательного контента и обеспечении качества подготовки выпускников в условиях ИКТ-обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25 июня 2009 г.). – М.: Изд-во СГУ, 2009. – С. 225-230. (0,35 п.л.)
44.Раицкая Л.К. От самостоятельной работы к креативной деятельности в высшем профессиональном образовании// Инновации и традиции в современном образовании: Материалы 1-й Международной научной интернет-конференции (Старый Оскол, 20-30 мая 2009 г.). – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2009. – С. 270-272. (0,35 п.л.)
45.Раицкая Л.К. Оценка качества интернет-ресурсов в образовании// Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Сборник материалов 10-й Международной конференции. В 2-х тт. – Том 1. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2009. – С. 112-116. (0,3 п.л.)
46.Раицкая Л.К. Перспективы использования интернет-технологий в обучении английскому языку в высшей школе// Современные тенденции и методологические аспекты оптимизации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции. – М.: Альтаир-МГАВТ, 2009. – С. 139-148. (0,4 п..л.)
47.Раицкая Л.К. Программы виртуальных собеседников (ботов): аутентичная коммуникативная среда для изучающих иностранный язык// Современные модели преподавания иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования : Сборник материалов 3-й Всероссийской (с международным участием) конференции. – М.: РГСУ, 2009. – С. 240-243. (0,2 п.л.)
48.Раицкая Л.К. Психоактивный потенциал Интернета для творческой деятельности студента// Современные направления научных исследований: Материалы 3-ей Международной заочной научно-практической конференции (3 марта 2011 г.). – Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2011. – С. 28-31. (0,5 п.л.)
49.Раицкая Л.К. Развивающие функции Интернета// Наука в современном мире: Материалы III Международной научно-практической конференции (30 октября 2010 г.). – М.: Перо, 2010. – С. 205-209. (0,3 п.л.)
50.Раицкая Л.К. Роль и место Интернета в УМК по иностранному языку// Развитие научно-образовательного сотрудничества вузов России и университетов США в области преподавания иностранных языков с использованием современных информационных технологий. (Информационные технологии в очно-дистантном обучении иностранным языкам): Материалы Международного научно-практического семинара. – М.: РУДН, 2008. – С. 84-88. (0,3 п.л.)
51.Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: проблемы оценки качества// Сборник докладов Международной научно-практической конференции: Технологии и инновации в педагогике, психологии и лингвистике (20-21 ноября 2006 года). – Выпуск 7. – М.: НОУ МЭЛИ, 2006. – С. 113-120. (0,3 п.л.)
52.Раицкая Л.К. ИТ-компетенция преподавателя иностранного языка как условие роста профессионализма// Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур. Сборник материалов 1-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – М.: РГСУ, 2009. – С. 120-124. (0,3 п.л.)
53.Раицкая Л.К. Креативность в высшем профессиональном образовании// Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур: Сборник статей по материалам 2-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Москва, 20 ноября 2009 г.). – М.: РГСУ, 2009. – С. 139-144. (0,25 п.л.)
54.Раицкая Л.К. Методы активного обучения языку профессии в магистратуре (на примере кейс-стади)// Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Международной конференции (25-26 марта 2008 г.). – М.: РУДН, 2008. – С. 239-243. (0,3 п.л.)
55.Раицкая Л.К. Особенности мотивации самостоятельной познавательной деятельности студентов в Интернете// Наука в современном мире: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (22 марта 2011 г., г. Таганрог): Сборник научных трудов. – М.: Спутник+, 2011. – С. 278-285. (0,55 п.л.)
56.Раицкая Л.К. Технологии Веб 2.0. в обучении язык профессии// Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете новых технологий образования: Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 3 февраля 2010 г.). В 3-х частях. – Часть 1. – М.: МГИМО-Университет, 2010. – С. 19-28. (0,45 п.л.)
57.Раицкая Л.К. Электронная почта: сервис обеспечения общения и коммуникативная среда обучения// Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (26-27 марта 2007 года). – Рязань, 2007. – С. 252-255. (0,25 п.л.)
Учебные пособия и программы
58.Раицкая Л.К. Информационно-образовательная среда Интернет: дидактические и психологические аспекты: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2011. – 315 с. (17 п.л.)
59.Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет: Учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2012. –140 с. (7 п.л.)