1. Гуманитарная методология оптимизации профессионального обучения в системе инженерного образования базируется на положениях целостного (для моделирования педагогических процессов), компетентностного (для определения ценностно-целевых установок профессиональной подготовки) и личностно-деятельностного (как технологической основы профессионального обучения) подходов. Она ориентирует на формирование профессиональных компетенций инженеров в системе их вузовской подготовки. Представления о содержании профессиональной деятельности инженеров определяют следующие положения:
- о реалистичности и предметности инженерного труда, связанного с получением его конкретных результатов (технических конструкций и технологий); возможности пересмотра качества своей профессиональной деятельности в зависимости от развития научно-технического потенциала; регулярном повышении уровня компетентности в условиях современных кадровых служб отрасли;
- о технико-гуманитарных механизмах, определяющих более цивилизованное и разумное использование научно-технического потенциала, социальных и экологических аспектов экономического развития; возрастании и преобладании творческих начал в процессе труда, что объективно требует от человека овладения общей культурой, общечеловеческими ценностями, без которых труд ученого, конструктора, инженера, техника становится просто неэффективным;
- о системе профессионально-творческого изучения профессиональных дисциплин при подготовке инженерных кадров, формирования и развития инженерного мышления студентов в системе «вуз- обучающийся- предприятие», направленности на удовлетворение потребностей современных (и будущих) потребителей, эффективную профессиональную адаптацию в коллективе (в том числе проявление организаторских способностей), а также развитие и повышение трудовой (проектной, производственной и межличностной) культуры;
- о синтезированной деятельности вузовских преподавателей и производственно-научных консультантов промышленных предприятий, когда консультирование происходит по многовариантным схемам дидактического взаимодействия, предполагает смену созерцательной установки в обучении на творческую самореализацию в профессиональной деятельности, когда целью образования является становление субъекта, а не только формирование профессиональной пригодности;
- о подготовке специалистов в высшей инженерной школе по индивидуально-целевым программам, оптимизированным с учетом условий предприятий и вузов и направленным на формирование понимания профессиональной действительности, адекватного отношения к ней обучающихся и надситуативной активности по преобразованию будущих производственных и социальных ситуаций, а также предотвращению профессиональных деформаций.
Оптимизация обучения - это деятельность по подбору содержания, форм, методов и условий компетентностной подготовки инженерных кадров, выполняющая функции 1) координирования взаимодействий субъектов, заинтересованных в качестве; 2) динамических преобразований самих субъектов; 3) целостности процесса подготовки; 4) сравнительно-оценочную, реализуемые в единстве технологической, диалогической и мотивационной структурных составляющих.
2. Критериями оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в техническом вузе являются:
- эффективность обучения инженерно-профессиональным дисциплинамкак результат успешного применения полученных профессионально-квалификационных и профессионально-личностных компетенций на производстве;
- качество профессионального обучения как степень соответствия результатов обучения требованиям образовательных стандартов и предприятий-работодателей;
- уровень психологической комфортности обучения профессиональным дисциплинам как результат учета современных образовательных и производственных условий.
Основной целью оптимизации является формирование компетентного специалиста, максимально приближенного к эталону современного промышленного производства. Достижение данной цели и реализация системы предложенных критериев возможны при формировании компетентностной модели выпускника, которая основана на целостности предметно-функциональной подготовки и личностных качеств будущего субъекта профессиональной деятельности. Данная модель позволяет прогнозировать возможные профессиональные действия; дает адекватное представление о динамике реальных условий профессиональной деятельности; включает начальные компетенции, которые показывают имеющийся уровень подготовки абитуриентов и являются входными параметрами для оптимизации обучения.
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию определенного комплекса компетенций. Ситуация должна быть жизненно важной для обучаемого, нести в себе потенциал неопределенности, предоставлять выбор возможностей, находя резонанс в культурном и социальном опыте обучаемого, т.е. необходимо моделировать параметры среды, ситуации деятельности, в которой будут формироваться и развиваться определенные компетенции.
При оптимизации обучения профессиональным дисциплинам компетентных инженерных кадров оно направлено на профессиональный успех выпускников как оптимальное соотношение результатов деятельности и ожиданий окружающих, для чего внимание преподавателей направлено на формирование у будущего инженера таких качеств, как способность к профессиональному самоопределению (осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований к профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям), к саморазвитию (развитие рационального инженерного мышления, показатель субъектности индивида), саморегуляции (сопротивляемость формированию/развитию профессиональных деформаций личности), самооценке (сравнение идеального Я с реальным) и самореализации (нацеленность на внешнюю и/или внутреннюю привлекательность профессии с положительными эмоциями, которые направляют дальнейшую деятельность в русло изобретений/открытий) в профессии.
3. Потенциал профессиональных дисциплин определяется их содержанием, позволяющим студентам осознанно выбрать необходимую траекторию своего профессионального развития. Содержание обучения в целом и каждого предмета в отдельности выстраивается в зависимости от целевых установок профессиональной подготовки. Для получения ожидаемого качественного результата обучения содержание дисциплин должно иметь базовый уровень (опору на ГОС) и приоритетный характер (опору на требования предприятий-работодателей), что позволит выпускнику быть адекватным в типичных профессиональных ситуациях.
Оптимизируя процесс обучения, руководящий субъект (преподаватель) должен осуществлять рациональный выбор средств, методов, форм и условий обучения для достижения требуемых (а иногда - обеспечиваемых) предприятиями-работодателями компетенций квалификационного и профессионально-личностного характера.
4. При оптимизации обучения инженеров стандартизация рассматривается как деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определенной сфере на основе установления некоторых общих правил для всеобщего и осознанного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В процессе обучения для получения качественного результата и определения эффективной технологии обучения порядок изучения материала может быть различным. Эти различия связаны с развитостью начальных компетенций студентов.
Однако оптимизация обучения профессиональным дисциплинам базируется на следующей единой системе принципов:
- принцип осознанной перспективы обучения специальным дисциплинам профессионального характера, который требует глубокого понимания студентами близких, отдаленных и далеких перспектив обучения. Он базируется на закономерном формировании содержания в зависимости от согласованных требований образовательных стандартов и предприятий-работодателей;
- принцип индивидуального проектирования профессионального обучения, который ориентирует на подбор и использование необходимых для обучения конкретного(ых) студента(ов) комплексов средств обучения. Этот принцип опирается на закономерности выбора определенной траектории обучения (изучения соответствующих дисциплин) с применением соответствующих средств, форм и методов обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов. Он позволяет студентам решать вопросы профессионального самоопределения и развивать у них активность в профессии;
- принцип психологической комфортности, на основе которого преподаватели сочетают индивидуальный подход с групповыми формами обучения. Он основывается на закономерной зависимости эффективного получения компетенций необходимого уровня от психологической производственно-образовательной среды;
- принцип прямой и обратной связи с производством, позволяющий реализовывать различные взаимосвязи вуза и студентов с производством. Данный принцип основан на закономерности формирования необходимого уровня целостной компетентности инженерных работников в зависимости от рационального использования инновационных производственных, технологических, информационных и прочих условий/сред внутри вуза и предприятия.
5. В качестве условий эффективности реализации принципов оптимизации обучения профессиональным дисциплинам были выделены следующие:
- дидактические условия - использование разнообразных альтернативных условий, которые позволяют использовать вариативные формы и методы обучения в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся и изначально поставленной цели (установки образовательных стандартов и корпоративных требований предприятий-работодателей). После входной диагностики преподаватель должен синтезировать полученные результаты, которые могут послужить основой для формирования соответствующего «маршрута обучения» каждого студента (с обязательным производственным и индивидуальным направлением развития, учитывающим специфику дальнейшей профессиональной деятельности). Такие маршруты составляют в соответствии с основными неизменными требованиями стандарта и индивидуальными требованиями предприятия-работодателя, а также в зависимости от начальной мотивации изучать тот или иной предмет, связанный (напрямую или косвенно) с дальнейшей производственной деятельностью;
- производственно-организационныеусловия- обеспечение решения реверсных задач оптимизации, сочетание различных видов практик, взаимосвязанных с академическим обучением профессиональным дисциплинам.
При оптимизации обучения профессиональным дисциплинам, формируя и реализуя производственную составляющую обучения, преподаватели должны дополнять ее производственными элементами, учитывая, что производственная практика - это поле для использования полученных в вузе знаний, возможность для демонстрации своих знаний/незнаний в производственном коллективе;
- технологические условия- материально-техническое обеспечение вузов, инженерно-производственная подготовка (инженерная квалификация) педагогов, которые обеспечивают взаимосвязь своего предмета с производством.
Проектируя и формируя индивидуальную составляющую содержания обучения, необходимо опираться на возможные условия развития студента (возможность посетить предприятие либо узнать о его возможностях и потребностях из информационных источников), его способности к самостоятельной деятельности, а также на возможности применения педагогических инструментов, связанных с развитием/формированием необходимых квалификационных и личностных качеств студента.
1. Пиралова, О.Ф. Подготовка современных школьников к обучению в техническом вузе / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. − С. 25 – 27 (0,6/0,3 п.л.).
2. Пиралова, О.Ф. Учебная компьютерная презентация / Т.В. Андрюшина, О.Ф. Пиралова // Высшее образование в России. – 2009. – № 10. – С. 154–156 (0,65 /0,33 п.л.).
3. Пиралова, О.Ф. Система диагностики инженерной компетентности выпускников технических вузов / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 6. – С. 26–29 (0,7 п.л.).
4. Пиралова, О.Ф. Принципы оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого образования / П.Н. Блинов, О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 7. – С. 71–72 (0,7/0,35 п.л.).
5. Пиралова, О.Ф. Сущность оптимизации профессионального обучения / О. Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 9. – С. 73–75 (0, 7 п.л.).
6. Ведякин, Ф.Ф. Методы и формы обучения профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого обучения / Ф.Ф. Ведякин, О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10. – С. 65–66 (0,4/0,2 п.л.).
7. Пиралова, О.Ф. Диалог в процессе профессионального обучения инженеров / О.Ф. Пиралова // Гуманизация образования. – 2010. – № 3. – С. 14–20 (0,8 п.л.).
8. Пиралова, О.Ф. Целесообразность оптимизации инженерно-технического образования / О.Ф. Пиралова // Вестн. Читинского гос. ун-та. – 2010. − № 6. С. 34–39 (0,75 п.л.).
9. Пиралова, О.Ф. Гуманитарный аспект оптимизации инженерного образования / О.Ф. Пиралова // Вестн. Читинского гос. ун-та. – 2010. − № 7. – С. 55–59 (0,4 п.л.).
10. Пиралова, О.Ф. Потенциал профессиональных дисциплин в формировании компетентности студентов технических вузов / О.Ф. Пиралова, Ю.Н. Хмельницкий // Высшее образование сегодня. – 2010. − № 11. – С. 24–26 (0,5/0,25 п.л.).
11. Пиралова, О.Ф. Профессионально-графическая компетенция – основа обучения инженерных работников / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Высшее образование сегодня. – 2011. − № 4. – С. 33–35 (0,5/0,25 п.л.).
12. Пиралова, О.Ф. Компетентностная модель выпускника инженерно-технического вуза / О.Ф. Пиралова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 6 (60). – С. 64–67 (0,55 п.л.).
13. Пиралова, О.Ф. Оптимизация профессионального обучения студентов в условиях инженерно-технического вуза / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 6. – С. 48–50 (0,4 п.л.).
14. Пиралова, О.Ф. Факторы формирования профессиональной компетентности студентов при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам/ О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 7. – С. 55–58 (0,5 п.л.).
15. Пиралова, О.Ф. Информационно-технологические условия оптимизации подготовки компетентных инженеров / О.Ф. Пиралова // Гуманизация образования. – 2011. – № 3. – С. 29–35 (0,7 п.л.).
16. Пиралова О.Ф. Закономерности формирования компетентности выпускника инженерно-технического вуза при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 10. – С. 16–19 (0,55/0,35 п.л).
Монографии, учебники и учебные пособия
17. Пиралова, О.Ф. Психолого-педагогические аспекты развития профессиональных компетенций студентов инженерно-технических вузов: моногр. /О.Ф. Пиралова – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 127 с. (7,93 п.л.).
18 . Пиралова, О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: моногр. / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 87 с. (5,5 п.л.).
19. Пиралова, О.Ф. Система диагностики компетентности инженерных кадров: авторская разработка / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2010. – 59 с. (3,68 п.л.).
20. Пиралова, О.Ф. Диагностирование компетентности инженеров. Специальность 190301.65 – «Локомотивы» : моногр. / О.Ф. Пиралова, П.Н. Блинов, Ф.Ф. Ведякин. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2010. – 88 с. (5,57/1,86 п.л.).
21. Пиралова, О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза: моногр. / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2011. – 195 с. (12,25 п.л.).
22. Пиралова, О.Ф. Оптимизация обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерных вузов в условиях компетентностного подхода. Возможности реализации: моногр. / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд. дом Академии естествознания, 2012. – 136 с. (8,5 п.л.).
23. Пиралова, О.Ф. Краткий конспект лекций по начертательной геометрии: учеб. для вузов / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 120 с. (6,4/3,2 п.л.).
24. Пиралова, О.Ф. Инженерная графика. Краткий курс: учеб. для вузов / О.Ф. Пиралова. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 159 с. (10 п.л.).
Статьи и доклады в сборниках научных трудов, материалов научных конференций и других изданиях
25. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Технологии дистанционного обучения графическим дисциплинам / О.Ф. Панасенко // Методы активизации графической деятельности студентов в процессе обучения: материалы науч.-метод. семинара. – Новосибирск, 2004. – С. 121–127 (0,3 п.л.).
26. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.).Учебно-познавательный процесс как средство развития пространственного мышления / О.Ф. Панасенко // Инновационные образовательные технологии в технических вузах: материалы науч.-практ. конф. – Омск, 2005. – С. 98–103 (0,25 п.л.).
27. Пиралова, О.Ф. (Панасенко О.Ф.). Психологические средства развития пространственного мышления в графической деятельности / О.Ф. Панасенко // Образование как единство обучения и воспитания: материалы науч.-метод. конф. – Новосибирск, 2005. – С. 76–80 (0,2 п.л.).
28. Пиралова О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Пространственное мышление и графическая культура студентов инженерных специальностей / О.Ф. Панасенко, Ф. Ф. Ведякин // Социально-культурные проблемы развития промышленного производства, транспорта и услуг: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Омск, 2006. – С. 89–93 (0,15/0,08 п.л.).
29. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Технологии дистанционного обучения/ О.Ф. Панасенко //Графические дисциплины: современное состояние и перспективы развития, роль формирования инженерной культуры: межвуз. тем. сб. науч. тр. – Новосибирск, 2006. – С. 101–105 (0,15 п.л.).
30. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Системный подход в обучении / О.Ф. Панасенко, Ф.Ф. Ведякин // Гуманитарные и социально-экономические исследования: материалы науч. конф. – Омск, 2006. – С. 98–105 (0,2/0,1 п.л.).
31. Пиралова, О.Ф. Системный подход при обучении студентов инженерных специальностей / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Социальные и гуманитарные направления: материалы науч. конф. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – С. 83–89 (0,25/0,125 п.л.).
32. Пиралова, О.Ф. Качественная продукция как результат качественного образования / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин //Инновационные технологии в образовании: материалы междунар. заоч. науч-практ. конф. – Пенза, 2008. – С. 58–60 (0,2/0,1 п.л.).
33. Пиралова, О.Ф. Подготовка современных школьников к обучению в техническом вузе / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Современное инженерное образование: состояние и перспективы: материалы II науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск, 2008. – С. 123–128 (0,15/0,08 п.л.).
34. Пиралова, О.Ф. Подготовка компетентных специалистов в системе современного инженерно-технического образования / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Международный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы: материалы V междунар. науч.- практ. конф. – Пенза, 2008. – С. 78–83 (0,25/0,125 п.л.).
35. Пиралова, О.Ф. Критерии оптимизации обучения при многоуровневой подготовке студентов инженерных вузов / О.Ф. Пиралова // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: материалы V междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – С. 48–52 (0,2 п.л.).
36. Пиралова, О.Ф. Гуманитарная среда вуза как условие формирования личности компетентного инженера / О.Ф. Пиралова // Социально-гуманитарное знание: материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – С. 47–52 (0,2 п.л.).
37. Пиралова, О.Ф. Профессиональная подготовка инженерных кадров в условиях современной высшей школы / О.Ф. Пиралова // Современные технологии образования: материалы III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2008. – С. 111–113 (0,15 п.л.).
38. Пиралова, О.Ф. Психологические аспекты развития личности будущих профессионалов / О.Ф. Пиралова // Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном вузе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Анапа, 2008. – С. 114–117 (0,2 п.л.).
39. Пиралова, О.Ф. Модульно-компетентностные технологии обучения как вариант личностно ориентированных подходов в инженерном образовании / О.Ф. Пиралова // Инновационная составляющая учебно-воспитательного процесса и социального партнерства в условиях многоуровневой подготовки специалистов: материалы III науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Омск, 2009. – С. 100–103 (0,15 п.л.).
40. Пиралова, О.Ф. Совершенствование обучения профессиональным дисциплинам в инженерно-транспортных вузах на основе компетентностного подхода / О.Ф. Пиралова // Актуальные проблемы развития транспортного комплекса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Самара, 2009. – С. 86–88 (0,15 п.л.).
41. Пиралова, О.Ф. Модульно-компетентностные технологии обучения профессиональным дисциплинам в инженерно-технических вузах / О.Ф. Пиралова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы IX методол. семинара памяти проф. В.С. Ильина. – Волгоград, 2009. – С. 105–110 (0,2 п.л.).
42. Пиралова, О.Ф. Оптимизация формирования профессиональных компетенций будущих инженеров / О.Ф. Пиралова // Актуальные проблемы модернизации высшего профессионального образования: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. – Тюмень, 2009. – С. 110–118 (0,25 п.л.).
43. Пиралова, О.Ф. Компетентностный подход в системе подготовки профессиональных инженерных кадров / О.Ф. Пиралова // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2005. – Ч. 1. – С. 186–191 (0,35 п.л.).
44. Пиралова, О.Ф. Значение общепрофессиональных компетенций при подготовке инженерных кадров / О.Ф. Пиралова // Формирование инновационного мышления и профессиональной ответственности в вузе: материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 25–28 (0,15 п.л.).
45. Пиралова, О.Ф. Повышение качества подготовки инженеров-профессионалов в условиях современного образования. Компетентностный подход / О.Ф. Пиралова // Управление качеством образования в современной России: материалы IV конф. – Пенза, 2009. – С. 98–101 (0,2 п.л.).
46. Пиралова, О.Ф. Процесс воспитания как основа формирования и развития профессиональных компетенций инженеров / О.Ф. Пиралова // Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению: материалы Рос. науч.-практ. конф. – Тула, 2009. – С. 87–89 (0,1 п.л.).
47. Пиралова, О.Ф. Методы формирования и развития профессиональных компетенций в условиях современной инженерной школы / О.Ф. Пиралова // Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность и качество: материалы заоч. науч.-метод. конф. – Саратов, 2009. – С. 59 – 63 (0,15 п.л.).
48. Пиралова, О.Ф. Формирование инновационного инженерного мышления в условиях компентностного подхода / О.Ф. Пиралова // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. – Тобольск, 2009. – С. 68–73 (0,2 п.л.).
49. Пиралова, О.Ф. Информационно-образовательные технологии при подготовке инженерно-технических кадров в условиях компетентностного подхода / О.Ф. Пиралова // Педагогичесий менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: материалы XVII междунар. науч.-метод. конф. – Пенза, 2009. – С. 97–102 (0,25 п.л.).
50. Пиралова, О.Ф. Оптимальное обучение профессиональным дисциплинам / О.Ф. Пиралова // INTERNATIONAL JORNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION. – Черногория: Изд-во Европейской академии естествознания, 2009. – № 2. – С. 12–25 (0,35 п.л.).
51. Пиралова, О.Ф. Формирование технико-гуманитарной модели современного инженера-специалиста / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // INTERNATIONAL JORNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION. – Черногория: Изд-во Европейской академии естествознания, 2009. – № 2. – С. 5–8 (0,35/0,18 п.л.).
52. Пиралова, О.Ф. Технологии повышения качества профессионального обучения инженеров / О.Ф. Пиралова // Инновационные проекты и новые технологии для транспортного комплекса: материалы IV науч.-практ. конф. – Омск, 2010. – С. 63–67 (0,25 п.л.).
53. Пиралова, О.Ф. Оптимизация обучения в инженерно-технических вузах / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Проблемы качества подготовки специалистов: материалы науч.-метод. конф. – Омск, 2010. – С. 67–75 (0,35/0,18 п.л.).
54. Пиралова, О.Ф. Методология исследования оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневого образования / О.Ф. Пиралова // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО. – М., 2010. – Вып. 6. – 80 с. (4,75 п.л.).
55. Пиралова, О.Ф. Оптимизация современного инженерно-технического образования / О.Ф. Пиралова // Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции: материалы Междунар. конгресса «Славянский педагогический собор». – Одесса, 2010. – С. 122–125 (0,2 п.л.).
56. Пиралова, О.Ф. Формирование профессионально-личностных компетенций при подготовке инженерных кадров / О.Ф. Пиралова // Инновации для транспорта: материалы междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 110-летию Омск. гос. ун-та путей сообщения. – Омск, 2010. – С. 98–105 (0,4 п.л.).
57. Пиралова, О.Ф. Формирование профессионально-графической компетенции инженерных работников / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Инновации для транспорта: материалы междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 110-летию Омск. гос. ун-та путей сообщения. – Омск, 2010. – С. 123–125 (0,15/0,075 п.л.).
58. Пиралова, О.Ф. Модель успешного студента инженерно-технического вуза / О.Ф. Пиралова // Инновационные технологии в образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2010. – С. 67–70 (0,2 п.л.).
59. Пиралова, О.Ф. Диагностирование инженерной компетентности / О.Ф. Пиралова // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2010. – С. 110–113 (0,15 п.л.).
60. Пиралова, О.Ф. Гуманитарные составляющие оптимизации профессионального обучения инженеров / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2010. – С. 98–100 (0,1/0,05 п.л.).
61. Пиралова, О.Ф. Профессиональные дисциплины в техническом вузе: критерии оптимизации обучения / О.Ф. Пиралова // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО. – М., 2011. – Вып.6. – 72 с. (4,5 п.л.).
62. Пиралова, О.Ф. Профессиональное самоопределение – определяющий фактор современной подготовки инженерных работников / О.Ф. Пиралова // Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: материалы Междунар. конф. в Коста дель Азар (Испания) // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 7. – С. 67–69 (0, 25 п.л.).
63. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Понятия и определения, используемые при обучении графическим дисциплинам / О.Ф. Пиралова // Образование как единство обучения и воспитания: материалы науч.-метод. конф. – Новосибирск, 2005. – С. 128–131 (0,27 п.л.).
64. Пиралова О.Ф. (Панасенко О.Ф.). Язык начертательной геометрии / О.Ф. Пиралова // Экономические, социокультурные, психологические проблемы развития железнодорожного транспорта: история и современность: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Омск, 2005. – С. 99–101 (0,12 п.л.).
65. Пиралова, О.Ф. Использование символической и математической логики при формировании профессиональных компетенций / О.Ф. Пиралова // Качество профессионального образования в железнодорожных вузах: материалы IV Междунар. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 86–90 (0,3 п.л.).
66. Пиралова, О.Ф. Теоретические подходы к профессиональной подготовке инженерно-технических кадров / О.Ф. Пиралова // Приоритетные направления развития науки, технологий и техники: материалы междунар. конф. – Шарм-эль-шейх (Египет), 2008. – С. 59–60 (0,15 п.л.).
67. Пиралова, О.Ф. Оптимизация обучения как категория дидактики высшей инженерной школы / О.Ф. Пиралова // Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право: материалы междунар. конф. – Рим (Италия), 2009. – С. 48–50 (0,25 п.л.).
68. Пиралова, О.Ф. Компетентностный подход в инженерном образовании / О.Ф. Пиралова // Проблемы и опыт реализации Болонских соглашений: материалы междунар. науч. конф. – Бечичи (Черногория), 2009. – С. 42–45 (0,25 п.л.).
69. Пиралова, О.Ф. Подготовка инженерных кадров с помощью графических дисциплин / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин // Перспективы развития вузовской науки: материалы VI науч. междунар. конф. – Дагомыс, 2009. – С. 25–27 (0,2/0,1 п.л.).
70. Пиралова, О.Ф. Социально-гуманитарные дисциплины и социально-профессиональное становление инженеров / О.Ф. Пиралова // Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании: материалы науч. междунар. конф. – о. Тенерифе (Испания), 2009. – С. 14–16 (0,2 п.л.).
71. Пиралова, О.Ф. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки инженера / О.Ф. Пиралова // Развитие научного потенциала высшей школы: материалы междунар. науч. конф. – Дубай (ОАЭ), 2010. – С. 72–77 (0,4 п.л.).
72. Пиралова, О.Ф. Профессионально-практический принцип обучения бакалавров / О.Ф. Пиралова // Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов. – Париж–Лондон, 2010. – С. 43–44 (0,1 п.л.).
73. Пиралова, О.Ф. Компетентностный подход в системе многоуровневого обучения инженера / О.Ф. Пиралова // Проблемы и опыт Болонских соглашений: материалы междунар. конф. – Будва (Черногория), 2010. – С. 69–71 (0,25 п.л.).
74. Пиралова, О.Ф. Комплексная оценка компетентности инженерных кадров / О.Ф. Пиралова // Перспективы развития вузовской науки: материалы VI общерос. науч. конф. – Сочи, 2010. – С. 104–108 (0,3 п.л.).
75. Пиралова, О.Ф. Принцип развития пространственного мышления в профессиональной деятельности инженеров / О.Ф. Пиралова // Фундаментальные и прикладные исследования: образование, экономика и право. – Рим (Италия), 2010. – С. 99–100 (0,1 п.л.).
76. Пиралова, О.Ф. Закономерности формирования компетентности инженера при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам / О.Ф. Пиралова // Грани познания: науч.-образоват. журн. – 2011. – № 3(13). – URL: http// grani.vspu.ru/files/publics/1325061099.pdf. (0,6 п.л.).
Электронные ресурсы
77. Пиралова, О.Ф. Краткий словарь терминов начертательной геометрии: электрон. пособие для самост. изучения дисц. «Начертательная геометрия» / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 15487 от 02.02.2009.
78. Пиралова, О.Ф. Инженерная графика: лекции для студ. спец. 090106.65 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»: электрон. учеб.-метод. пособие для обучения бакалавров и спец. информ.-телекоммуникационных специальностей / О.Ф. Пиралова; ФГУП НТЦ «Иформрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 16106 от 20.04.2009.
79. Пиралова, О.Ф. Краткий курс начертательной геометрии: электрон. пособие для обучения студ. мех. (электромех.) спец. / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Иформрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 17390 от 22.09.2009.
80. Словарь терминов по начертательной геометрии: информ.-электрон. пособие / Т.В. Андрюшина, Ф.Ф. Ведякин, О.Ф. Пиралова; ФГУП НТЦ «Иформрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 17438 от 01.10.2009.
81. Пиралова, О.Ф. Инженерная графика. Геометрическое черчение: мультимед. электрон. изд. / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 18995 от 06.04.2010.
82. Пиралова, О.Ф. Инженерная графика. Чертежи электрических схем: мультимед. электрон. изд. / О.Ф. Пиралова; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 18994 от 06.04.2010.
83. Пиралова, О.Ф. Инженерная графика. Построение циркульных и лекальных кривых: мультимед. электрон. изд. / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 18993 от 06.04.2010.
84. Пиралова, О.Ф. Диагностика компетентности инженеров: мультимед. обучающее электрон. изд. / О.Ф. Пиралова; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 19037 от 07.04.2010.
85. Пиралова, О.Ф. Диагностирование компетентности инженеров. Спец. 190301.65 – «Локомотивы»: электрон. пособие / О.Ф. Пиралова, П.Н. Блинов, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 19343 от 28.05.2010.
86. Пиралова, О.Ф. Начертательная геометрия: электрон. учебник / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин; ФГУП НТЦ «Информрегистр» (М-во связи массовых коммуникаций РФ; Фед. служба по надзору в сфере связи, информ. технологий и массовых коммуникаций). № гос. регистрации 24204 от 17.11.2011.
Методические указания
87. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.) Методические указания по выполнению контрольных заданий по инженерной графике. Ч. 1: Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Инженерная графика» для студентов заочного факультета / Ведякин Ф.Ф., Курдуманов Б.А., Панасенко О.Ф. – Омск, 2003. – 40 с. (2,5 /0,83 п.л.).
88. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.). Выполнение эскизов: метод. указ. к выполнению лаб. работ по курсу «Инженерная графика» / Ф.Ф. Ведякин, О.Ф. Панасенко. – Омск, 2005. – 30 с. (1,85 /0,9 п.л.).
89. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.) Методические указания по выполнению заданий по инженерной графике. Ч. 2: Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Инженерная графика для студентов заочного факультета / Ф.Ф. Ведякин, Б.А. Курдуманов, О.Ф. Панасенко. – Омск, 2006. – 28 с. (1,8/0,9 п.л.).
90. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.) Геометрическое черчение: метод. указ. к лаб. работам по курсу «Инженерная графика» / Ф.Ф. Ведякин, О.Ф. Панасенко. – Омск, 2006. – 22 с. (1,6/0,8 п.л.).
91. Пиралова, О.Ф. (Панасенко, О.Ф.) Учебно-методический комплекс по начертательной геометрии и инженерной графике для студентов заочной формы обучения: теор. курс и метод. указ. к выполнению контрольных работ по курсам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» для студ. дистанц. формы обучения / О.Ф. Панасенко, Ф.Ф. Ведякин. Омск, 2005 – 2007.
92. Пиралова, О.Ф. Изображение стандартных элементов тел вращения. Валы: метод. указ. к выполнению контрольных работ по курсу «Инженерная графика» / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – Омск, 2007. – 32 с. (2,1 /1,05 п.л.).
93. Пиралова, О.Ф. Лекальные кривые: метод. указ. к выполнению контрольных работ по дисц. «Инженерная графика» / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – Омск, 2008. – 30 с. (1,9 /0,95 п.л.).
94. Пиралова, О.Ф. Выполнение электрических схем. Ч. 1: Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Инженерная графика» / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – Омск, 2009. – 34 с. (2,2 /1,1 п.л.).
95. Пиралова, О.Ф. Выполнение электрических схем. Ч. 2: Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу инженерная графика / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – Омск, 2009. – 32 с. (2,0 /1,0 п.л.).
96. Пиралова, О.Ф. Методические указания и контрольные задания к самостоятельному изучению раздела «Развертки» курса «Начертательная геометрия» / О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – Омск, 2010 (1,5/0,75 п.л.).
97. Пиралова, О.Ф. Выполнение эскизов: метод. указ. к выполнению лаб. работ по курсу «Инженерная графика». О.Ф. Пиралова, Ф.Ф. Ведякин. – 2-е изд., доп. – Омск, 2011. – 30 с. (1,9/0,95 п.л.).