- Пространственные универсалии Л. Толстого, общелитературные по своей основе, получают в творчестве писателя авторскую, нередко парадоксальную транскрипцию. Пространственные универсалии способны влиять на семантическое и оценочное наполнение попадающих в сферу их притяжения образов, мотивов и тропов. Такая полисемантичность может быть соотнесена с давно замеченной «текучестью» представлений о человеке у писателя и с открытой им «диалектикой души».
- Трансформация пространственных универсалий в текстах Л. Толстого демонстрирует эволюцию в мироощущении и философии писателя, одновременно обнажая динамическое единство всех периодов его творчества, а также произведений разной жанровой природы: художественных, публицистических и религиозно-философских.
- Толстовские персонажи занимают особое место в общелитературной характерологии. Некоторые канонические характеры (к примеру, «Героя» или «обыкновенного человека») Л. Толстой подвергает инверсии, некоторые («маленького человека» или «лишнего человека») обходит вообще. С опорой на лотмановскую фразеологию можно говорить о двух базисных характерологических типах у Л. Толстого: это «герои саморазвития и самооценки» и «герои существования, которое не подлежит оценке». Первые являются «ядерными» для всех рассмотренных пространственных универсалий писателя - «пустыни», «гор», «метели», «сада» и «дома»; вторые - для «пустыни» и «метели»; с садом же, кроме того, связаны героини, воплощающие «женский миф» Л. Толстого. «Герои саморазвития и самооценки» могут рассматриваться, по существу, как один герой со многими лицами, репрезентирующий автора, и его можно назвать автопсихологическим или автореферентным характером, аналогом «лирического героя» в поэзии.
- В отличие от единого характерологического типа героев «саморазвития и самооценки» герои «существования» представлены - и здесь мы расходимся с классификацией Ю.М. Лотмана - несколькими существенно различающимися вариациями. Это, во-первых, герои, пребывающие в языческом, или пантеистическом, измерении, во-вторых - герои, пребывающие в измерении христианском, а в-третьих - герои со «смешанным сознанием», как Платон Каратаев.
- Универсалия «пустыни» в творчестве Л. Толстого восходит как к библейской традиции, так и к традиции древнерусской словесности. «Пустынный текст» Л. Толстого подключается к богатой литературной традиции, поддерживая два основных круга значений литературной пустыни: топографическое и онтологическое. Двумя изводами пустыни в произведениях писателя являются степь и лес: степь - как локус инициационных испытаний и смерти, а лес - как место искушений, пустынных миражей и обманов, а также возможных прозрений. Тенденция десакрализации литературной пустыни, характерная для русской литературы второй половины XIX века, отражается в повести Л. Толстого «Отец Сергий».
- Актуализация библейского мотива «бури в пустыне» в творчестве Л. Толстого инициирует развертывание сюжета «метели в степи», восходящего в особенности к С.Т. Аксакову и А.С. Пушкину и представленного крупным планом в рассказах «Метель» и «Хозяин и работник». В произведениях Л. Толстого проявляет себя и парный мотиву «бури в пустыне» мотив «бури на море», двуединство которых обусловливает одновременную (и русской литературе знакомую) метафоризацию степи как пустыни и как моря. Универсалия «пустыни» в творчестве Л. Толстого вступает во взаимодействие и с универсалией «гор». И гора, и пустыня выступают локусом духовных исканий и инициационных испытаний героев, однако семантика и сюжетика гор более определенна и лишена амбивалентности, свойственной пустыне.
- Универсалия «гор» в произведениях Л. Толстого представлена особой эмоциональной палитрой: «герой оценки» неизменно переживает чувство причастности к «большому миру», что маркировано состоянием духовного веселия и радости жизни, связанных с расширительным движением человеческого «я». Л. Толстой выступает наследником «горной философии» целого ряда русских писателей (от М.В. Ломоносова до Ф.И. Тютчева). «Горная философия» вписывается в философию природы раннего Л. Толстого, в соответствии с которой человеческое «я» и природа являются «эманациями одной метафизической сущности» (Д.Т. Орвин), а человек выражает то, что уже присутствует в природе. В развертывании универсалии гор у Л. Толстого важную роль играет диалектика удаления / приближения, акцентирующая онтологическую недоступность снеговых вершин для центральных героев, сопряженных с «горной» универсалией.
- Развертывание «метельной» универсалии в творчестве Л. Толстого происходит в двух направлениях: инфернальном и провиденциальном, в чем писатель является преемником литературной традиции, у истоков которой находятся прежде всего «метельные тексты» С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина. В свою очередь, сам Л. Толстой выступает основоположником новой традиции: в его творчестве берет начало сюжет метели-страсти, представленный в романе «Анна Каренина» и продолженный А.П. Чеховым, А.А. Блоком, А. Белым, М.А. Булгаковым, Б.Л. Пастернаком и др., воссоздающими метельный сюжет на новых путях.
- Универсалия «сада», наряду с универсалией «дома», является ключевой в творчестве Л. Толстого. В пространстве сада автопсихологический «герой оценки» испытывает чрезвычайно значимые в художественной эпистемологии Толстого экстатические состояния, выводящие его за границы собственного «я», позволяющие познать как окружающий мир, так и собственную природу. Именно с садом связаны идея Бога, «женский миф» писателя и развитие концепции любви. Сад присутствует в подавляющем большинстве художественных текстов Толстого, зачастую является концептуальным ядром его философских высказываний. Исследование этой универсалии демонстрирует яркую самобытность Толстого на фоне развертывания «текста сада» русской литературы в целом.
- Наибольшие трансформации в творчестве Л. Толстого испытывает универсалия «дома». Выступая в раннем периоде творчества писателя (трилогия «Детство. Отрочество. Юность») Эдемом, «колыбелью», убежищем, дом подвергается сокрушительным метаморфозам в поздний период. Уже в «Войне и мире» дом предстает в разных инкарнациях: как идиллический локус (дом Ростовых), как «горный» дом (дом Болконских), как чужой, или фиктивный, дом (дом Безуховых). Пьер Безухов оказывается первым «героем без дома». Линия дома как возможного Эдема заканчивается в романе «Анна Каренина», где она связана с Константином Левиным и его домостроительством, во многом параллельным домостроительству А.А. Фета. С заглавной героиней романа связана тенденция распадения дома, основная для творчества писателя 1880-х - 1900-х гг. Дом в указанные годы оказывается негативным пространством, связанным с модальной универсалией «страха / ужаса» и репрезентированным через серию мотивов (превращения человеческого в животное, дурных запахов и др.). При этом обитатели такого антидома интенсивно ищут пути выхода в «мир Божий», представленный в описаниях жизни природы и в раздумьях героев о «Царстве Божием».
1.Нагина К.А. Пространственные универсалии и характерологические коллизии в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина. – Воронеж : ООО ИПЦ «Научная книга», 2012. – 443 с.
2.Нагина К.А. Философия сада в творчестве Л. Толстого : учебное пособие для вузов / К.А. Нагина. – Воронеж : Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – 143 с.
3.Нагина К.А. Метельные пространства русской литературы (XIX – начало XX века) / К.А. Нагина. – Воронеж : Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – 129 с.
4.Нагина К.А. Литературные универсалии в творчестве Л. Толстого: учебное пособие для вузов / К.А. Нагина. – Воронеж : Изд-во «Институт ИТОУР», 2009. – 146 с.
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень ВАК Министерства образования РФ
5.Нагина К.А. «Минуты остановки жизни» и стремление к воскресению («Исповедь» и повести 1880-х гг. Л. Толстого) / К.А. Нагина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика.– Воронеж, 2005. – № 2. – С. 76–80.
6.Нагина К.А. Путешествие как способ познания и самопознания в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика.– Воронеж, 2009. – № 1. – С. 72–77.
7.Нагина К.А. Символические сцепления в рассказе Л. Толстого «Метель» / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Филология. – 2009. – Т.1. – № 5. – С. 1–28.
8.Нагина К.А. Пустыня и лес в повести Л. Толстого «Казаки» / К.А. Нагина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия : «Филологические науки». – 2010. – № 2 (46). – 141–146.
9.Нагина К.А. Пустыня в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Филология. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 44–54.
10.Нагина К.А. Семантика метели в рассказе А.П. Чехова «Ведьма» (пушкинский и толстовский коды в авторском преломлении) / К.А. Нагина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2010. – Вып. 6 (12). – С. 66–77.
11.Нагина К.А. «Страшная буря» в «страшную ночь» : мотив метели у Л. Толстого в контексте русской литературы XIX века / К.А. Нагина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия : «Филологические науки». – 2010. –– № 10 (54). – С. 112–115.
12.Нагина К.А. «Метель-страсть» и «метель-судьба» в русской литературе XIX столетия / К.А. Нагина // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия : История и филология. – 2010. – Вып. 4. – С. 12–20.
13.Нагина К.А. Траектории «метельного» текста (толстовское присутствие в творчестве Б. Пастернака) / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Филология. – 2011. –Т. 1. – № 1. – С. 31–41.
14.Нагина К.А. Сад и Бог в произведениях Л. Толстого и Ф. Достоевского / К.А. Нагина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2011. – Вып. 2 (14). – С. 139–147.
15.Нагина К.А. «Дары сада» в произведениях раннего Л. Толстого / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Филология. – 2011. – Т. 1. – № 2. – С. 13–23.
16.Нагина К.А. «Сад-свидание» и «сад-воспоминание» в «Семейном счастии» Л. Толстого / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина.– 2011. –Т. 1. – № 3. – С. 15–27.
17.Нагина К.А. «Метельный мир» в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова на фоне литературной традиции / К.А. Нагина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. – 2011. – Вып. 3. – С. 47–55.
18.Нагина К.А. Символическая многомерность сада в повести Л. Толстого «Казаки» / К.А. Нагина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. – № 10 (64). – С. 111–115.
19.Нагина К.А. «Идея сада» в творчестве Л. Толстого : от «Казаков» к «Воскресению» / К.А. Нагина // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: История и филология. – 2011. – Вып. 4. – С. 8–17.
20.Нагина К.А. В поисках идиллии: дом Ростовых в романе Л. Толстого «Война и мир» / К.А. Нагина // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Филология. – 2012. – Т. 1. – № 3. – С. 16–24.
Работы, опубликованные в других изданиях
21.Нагина К.А. Логическое и образное в религиозно-философских произведениях Л. Толстого 1880-х годов / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 1998. – Вып. 7. – С. 52–58.
22.Нагина К.А. От замысла к воплощению : работа Л. Толстого над «Исповедью» / К.А. Нагина // XXIX Международные Толстовские чтения. – Тула : ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. – С. 18–21.
23.Нагина К.А. Две повести о любви : «Дьявол» и «Крейцерова соната» / К.А. Нагина // Акценты. – Воронеж : ВГУ, 2000. – Вып. 1–2. – С. 64–70.
24.Нагина К.А. «Одиночество и свобода» : взгляд из XX столетия на кумиров XIX / К.А. Нагина // Материалы юбилейной конференции, посвященной 60-летию филологического факультета ВГУ.– Воронеж, 2004. – Вып. 2. Литературоведение. – С. 86–95.
25.Нагина К.А. «XX веку с Толстым душно…» Л. Толстой в книге Г. Адамовича «Одиночество и свобода» / К.А. Нагина // XXIX Международные Толстовские чтения : Л. Толстой и судьбы современной цивилизации. – Тула, 2003. – Часть I. Литературоведение и лингвистика. – С. 200–208.
26.Нагина К.А. «Я сделался зверем…» (Об одном мотиве толстовской прозы) / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 2003. – Вып. 20. – С. 96–105.
27.Нагина К.А. Лев Толстой и Милан Кундера : диалог о плоти и духе / К.А. Нагина // Подъем : ежемесячный литературно-художественный журнал. – Воронеж, 2005. – № 8 – С. 151–176.
28.Нагина К.А. Концепция смерти Л. Толстого : православная традиция и авторское начало / К.А. Нагина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук : межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж : Воронежская гос. лесотехническая академия, 2006. – С. 88–90.
29.Нагина К.А. Нравственные искания героев позднего Л. Толстого : мотивно-символический аспект / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 2006. – Вып. 24. – С. 156–168.
30.Нагина К.А. Повесть «Утро помещика» и роман «Воскресение» Л. Толстого : два путешествия / К.А. Нагина // Современность русской и мировой классики. – Воронеж : Изд-во «Институт ИТОУР», 2007. – С. 62–74.
31.Нагина К.А. Образно-символическое решение проблемы эволюции героя в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» / К.А. Нагина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук : межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж : Воронежская гос. лесотехническая академия, 2007. – Вып. XXXX. – С. 120–123.
32.Нагина К.А. Две редакции повести Л. Толстого «Холстомер» / К.А. Нагина // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж : Воронежская гос. лесотехническая академия, 2007. – Вып. LI. – С. 109–111.
33.Нагина К.А. Лев Толстой : Обитатель или Чужак / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 2007. – Вып. 26. – С. 167–173.
34.Нагина К.А. «Чувства вернее во сне, чем наяву…» (сны и грезы в произведениях раннего Л. Толстого) / К.А. Нагина // Подъем : ежемесячный литературно-художественный журнал. – Воронеж, 2008. – № 3. – С. 155–166.
35.Нагина К.А. «Зачем он не Илюшка…» Познание как идентификация в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина // Толстовский сборник – 2008. Л. Толстой – это целый мир. Материалы XXXI Международных Толстовских чтений : в 2 ч. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Толстого. – Часть 1. – С. 244–249.
36.Нагина К.А. Поэтика телесности : Л. Толстой и М. Кундера / К.А. Нагина // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях : материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура : истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения». 12–14 мая 2009 года. – Москва : Ремдер, 2009. – С. 307–314.
37.Нагина К.А. Три «сказочки» в «восточном духе» Л. Толстого / К.А. Нагина // Восток – Запад в пространстве русской литературы и фольклора : материалы третьей Международной научной конференции (заочной). – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С. 106–112.
38.Нагина К.А. «Горная» антропология в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина // Аспекты литературной антропологии и характерологии : сборник статей. К 85-летию профессора Б.Т. Удодова. – Воронеж : Издательский дом Алейниковых, 2009. – С. 177–197.
39.Нагина К.А. Лики пустыни в повести Л. Толстого «Казаки» / К.А. Нагина // Универсалии русской литературы : сборник статей. – Воронеж : ВГУ, Издательский дом Алейниковых, 2009. – С. 159–177.
40.Нагина К.А. «Будешь считать другие существа собою…» К вопросу «Л. Толстой и Восток» / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 2009. – Вып. 28 – 29. – С. 15 –160.
41.Нагина К.А. Пустыня, горы и лес в творчестве Л. Толстого / К.А. Нагина // Кормановские чтения : статьи и материалы Межвузовской научной конференции. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2010. – Вып. 9. – С. 167–174.
42.Нагина К.А. Экстатическое переживание в «горном тексте» Л. Толстого / К.А. Нагина // Проблема «ума» и «сердца» в современной филологической науке. Сборник научных статей по итогам V международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – С. 99–106.
43.Нагина К.А. Две главы «метельного» текста русской литературы : «Буран» С.Т. Аксакова и «Хозяин и работник» Л. Толстого / К.А. Нагина К.А. // Универсалии русской литературы : сборник статей. 2. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. – С. 256–280.
44.Нагина К.А. «Нет исхода из вьюг…» Метель в русской литературе XIX – начала XX столетий / К.А. Нагина // Кормановские чтения : статьи и материалы Межвузовской научной конференции. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – Вып. 10. – С. 119–127.
45.Нагина К.А. Топос «переплетающихся времен» : сад Л. Толстого на фоне Е. Баратынского и Н. Некрасова / К.А. Нагина // Филологические записки : Вестник литературоведения и языкознания.– Воронеж : ВГУ, 2010–2011. – Вып. 30. – С. 54–71.
46.Нагина К.А. Пустыня / Е.А. Иваньшина, Л.В. Гайворонская, Е.О. Козюра, Т.Н. Куркина, С.А. Ларин, К.А. Нагина // Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика). – Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2011. – С. 23–130.
47.Нагина К.А. Метель / К.А. Нагина // Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика). – Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2011. – С. 130–193.
48.Нагина К.А. Метели Серебряного века в историко-литературной перспективе / К.А. Нагина // Восток – Запад : Пространство природы и пространство культуры в русской литературе и фольклоре : сборник статей по итогам IV Международной научной конференции. – Волгоград : Изд-во «Парадигма», 2011. – С. 266–275.
49.Нагина К.А. Художественная эпистемология Л. Толстого / К.А. Нагина // Л. Толстой в движении эпох : философские и религиозно-нравственные аспекты наследия мыслителя и художника : материалы Международного Толстовского форума, посвященного 100-летию со дня смерти Л. Толстого : в 2 ч. – М., 2011. – С. 314–323.
50.Нагина К.А. Чулан – сокровенное место дома в повестях Л. Толстого «Детство» и «Отрочество» / К.А. Нагина // Челябинский гуманитарий. Научный журнал. – Челябинск, 2011. – № 4 (17). – С. 41–48.
51.Нагина К.А. Образы «счастливого пространства» в повести Л. Толстого «Детство» / К.А. Нагина // Человек в истории, философии, языке и литературе : материалы международной научной конференции. – Борисоглебск : ФГБОУ ВПО «Борисоглебский гос. пед. институт», 2012. – С. 238–245.
52.Нагина К.А. «Семейное счастие» Л. Толстого: аллея и вишневый сад / К.А. Нагина // Яснополянский сборник : 2012 : статьи, материалы, публикации. – Тула: Музей-усадьба Л. Толстого «Ясная Поляна», 2012. – С 34–48.
53.Нагина К.А. Художественная антропология Л. Толстого и М. Кундеры / К.А. Нагина // Лев Толстой и мировая литература : материалы VII Международной научной конференции. – Тула : Музей-усадьба Л. Толстого «Ясная Поляна», 2012. – С 309–321.
54.Нагина К.А. Добро и красота в пространстве сада : «Юность» и «Два гусара» Л. Толстого / К.А. Нагина // Литература и фольклор в аспекте проблемы «рациональное-эмоциональное» : сборник научных статей по итогам VI Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград : «Парадигма», 2012. – С. 75–81.
55.Нагина К.А. Дом как пространство души в повести Л. Толстого «Детство» / К.А. Нагина // Кормановские чтения : статьи и материалы Межвузовской научной конференции. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – Вып. 11. – С. 178–186.
56.Нагина К.А. Домостроительство Константина Левина в романе Л. Толстого «Анна Каренина» / К.А. Нагина // Универсалии русской литературы : сборник статей. 4. – Воронеж : ООО ИПЦ «Научная книга», 2012. – С. 386–410.