- Феномен организации детского досуга в педагогическом смысле проявляется на различных уровнях: в воспитательном пространстве, социально-педагогической системе, профессиональной деятельности педагога; отражает социальную и личностную направленность педагога на организацию развивающего детского досуга; детерминирует возможности и перспективы освоения им новой профессиональной роли - воспитателя культуры досуга детей.
- Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга основана на совокупности методологических подходов (системного, аксиологического, культурологического, компетентностного, лично-стно-деятельностного, индивидуально-творческого) и принципов, обеспечивающих их реализацию в образовательном процессе педагогического вуза.
- Концептуальная целостность подготовки бакалавров-педагогов определяется совокупностью методологических подходов, нормативно-правовыми требованиями к организации детского досуга и к высшему образованию и обеспечивается: взаимообусловленностью ее целей и результатов, отраженных в готовности к организации детского досуга; включением педагогической анимации в качестве содержательного аспекта подготовки; процессуальными характеристиками, направленными на формирование общекультурных, общепрофессиональных (психолого-педагогических) и специальных (до-сугово-воспитательных) компетенций бакалавра-педагога.
- Педагогическая анимация определяется как особый вид педагогической деятельности, обеспечивающий формирование культурно-досуговой компетентности личности. Содержание педагогической анимации представлено в различных видах досугово-воспитательного взаимодействия (индивидуального помогающего, группового творческого, массового праздничного). Функции педагогической анимации заключаются в фасилитации процессов педагогического взаимодействия, гуманизации содержания свободного времяпрепровождения, одухотворении субъективных ценностей и смыслов, а также в приоритете непроизвольного вовлечения воспитанников в творческую деятельность.
- Профессиональная готовность бакалавра-педагога к организации детского досуга есть интегративное образование его личности, которое включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный и рефлексивный компоненты и состоит из общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных досугово-воспитательных компетенций, отражающих функции педагогической анимации. Формирование готовности осуществляется на трех уровнях: репродуктивном (обеспечивает выполнение функций педагогической анимации), репродуктивно-творческом (позволяет реализовать возможности профессионально-личностного развития в сфере детского досуга), творческом (фиксирует профессиональную компетентность педагога - воспитателя культуры досуга детей и свидетельствует о достижении стратегической цели подготовки).
- Теоретическая модель подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга отражает стратегию формирования соответствующей профессиональной готовности и представляет собой совокупность целевого, концептуального, содержательного, организационного, результативного компонентов. Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга, осуществляемая в соответствии с разработанной в исследовании теоретической моделью демонстрирует зависимость от социально-экономических и культурных процессов в обществе и личностно-профессиональную направленность педагогов; акцентирует тенденции развития профессиональной подготовки в современных условиях; фиксирует ее цели и задачи; учитывает теорию и практику педагогической анимации в качестве содержания профессиональной подготовки; показывает преемственность этапов образовательного процесса на основе структуры профессиональной готовности организатора досуга; включает педагогическое обеспечение процесса профессиональной подготовки.
- Педагогическое обеспечение подготовки, включает совокупность образовательных технологий, специфицированных относительно функций педагогической аниматорской деятельности: когнитивные - технологии формирования установок на педагогическую анимацию как сферу профессиональной самореализации, блочно-контекстного обучения и индивидуального сопровождения профессиональных проб и самостоятельной деятельности в сфере детского досуга; активно-деятельностные - игровые, театральные, импровизационные технологии; гуманистические - технологии формирования и развития установок на педагогическую анимацию как сферу профессиональной самореализации.
- Необходимыми организационно-педагогическими условиями результативной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга являются: актуализация ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в сфере детского досуга через создание особого образовательного пространства с позитивной эмоциональной атмосферой для художественно-творческого самовыражения, студийностью процесса обучения; обеспечение интеграционного единства в освоении студентами общекультурных, общепрофессиональных (психолого-педагогических) и специальных (досугово-воспитательных) компетенций с целью осознания ими значимости педагогической анимации как нового вида профессиональной педагогической деятельности; ориентация подготовки на практические потребности и возможности сферы детского досуга путем последовательного включения студентов в профессиональное взаимодействие в процессе педагогических практик.
1.Шульга, И. И. Педагогическая анимация: теория и практика подготовки социальных педагогов – организаторов досуга: монография / И. И. Шуль-га. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003 (авт. 7,3 п. л.).
2.Шульга, И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: монография / И. И. Шульга. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008 (авт. 11,75 п. л.).
3.Шульга, И. И. Профессиональная подготовка педагогов – организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации: монография / И. И. Шульга. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010 (авт. 21,25 п. л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
4.Шульга, И. И. Педагогическая анимация как средство воспитания детей и подростков в сфере досуга / И. И. Шульга // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12, № 1. – С. 32–36 (авт. 0,75 п. л.).
5.Шульга, И. И. Менеджмент в детском оздоровительном лагере: размышления эксперта / И. И. Шульга // Народное образование. – 2007. – № 3. – С. 62–67 (авт. 0,75 п. л.).
6.Шульга, И. И. Театральные технологии в процессе профессиональной подготовки педагогов в вузе / И. И. Шульга // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 13. – С. 212–217 (авт. 0,75 п. л.).
7.Шульга, И. И. Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен / И. И. Шульга // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 2. – С. 55–59 (авт. 0,5 п. л.).
8.Шульга, И. И. Досуг и образование личности (исторический контекст) / И. И. Шульга // Философия образования. – 2008. – № 2. – С. 214–219 (авт. 0,75 п. л.).
9.Шульга, И. И. Генезис понятия «педагогическая анимация» / И. И. Шуль-га // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 35–40 (авт. 0,75 п. л.).
10.Шульга, И. И. Подготовка специалистов для сферы детско-юношеского и молодежного досуга в педагогическом вузе / И. И. Шульга // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 8. – С. 112–121 (авт. 0,75 п. л.).
11.Шульга, И. И. Развитие профессионального образования организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации / И. И. Шульга // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 48–54 (авт. 0,5 п. л.).
12.Шульга, И. И. Педагогическая анимация – новая профессия организатора досуга / И. И. Шульга // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 3 (17). – С. 145– 149 (авт. 0,5 п. л.).
13.Шульга, И. И. Подготовка в педагогическом вузе организаторов детского досуга / И. И. Шульга // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 3 (17). – С. 150– 155 (авт. 0,75 п. л.).
14.Шульга, И. И. Социально-педагогическая модель организации досуга школьников: опыт региона / И. И. Шульга // Вестник МГУКИ. – 2011. – № 4. – С. 151–156 (авт. 0,5 п. л.).
15.Шульга, И. И. Педагогическая анимация – социально-профессиональный феномен современности / И. И. Шульга // Идеи и идеалы. – 2011. – № 4 (10), т. 2. – С. 109–115 (авт. 0,5 п. л.).
16.Шульга, И. И. Подготовка организаторов досуга школьников в процессе летней педагогической практики в вузе / И. И. Шульга, Е. В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 79–84 (авт. 0,25 п. л.).
17.Шульга, И. И. Зарубежный опыт социальной анимации и подготовки организаторов досуга / И. И. Шульга // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 100–108 (авт. 0,5 п. л.).
18.Шульга, И. И. Педагогическая модель организации детского досуга в регионе / И. И. Шульга // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31). – С. 317– 319 (авт. 0,25 п. л.).
19.Шульга, И. И. Гражданское воспитание молодежи средствами педагогической анимации в современном мире / И. И. Шульга, Е. В. Андриенко // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18, № 2. – С. 147–151 (авт. 0,75 п. л.).
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
20.Шульга, И. И. Методика и технология работы социального педагога: учебно-методический комплекс / И. И. Шульга. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 75 с. (авт. 4,4 п. л.).
21.Шульга, И. И. Учебно-методические материалы по организации социально-педагогической практики в вузе / Л. П. Жуйкова, И. И. Шульга, А. А. Шуль-га. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005 (авт. 10,4 п. л.).
22.Шульга, И. И. Педагогическая экспертиза летнего детского отдыха: сборник научно-методических материалов / А. И. Сумникова, Н. Н. Киселёв, И. И. Шульга и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 146 с. (авт. 1,5 п. л.).
23.Шульга, И. И. Педагогическая экспертиза летнего детского отдыха: сборник научно-методических материалов / А. И. Сумникова, Н. Н. Киселёв, И. И. Шульга и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 220 с. (авт. 0,5 п. л.)
24.Шульга, И. И. Основы педагогической анимации: методические рекомендации для специального курса / И. И. Шульга. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 69 с. (авт. 6,5 п. л.).
25.Шульга, И. И. Правовые основы работы с молодежью: учебно-методическое пособие / А. А. Шульга, И. В. Кошман, И. И. Шульга и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 288 с. (авт. 4,5 п. л.).
26.Шульга, И. И. Социально-педагогическая практика в вузе: учебное пособие / Л. П. Жуйкова, И. И. Шульга, А. А. Шульга. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. (авт. 12,5 п. л.).
27.Шульга, И. И. «Открытия лета»: сборник программно-методических материалов / С. А. Нелюбов, Т. А. Ромм, И. И. Шульга и др. – Новосибирск: Изд. ДТД УМ «Юниор», 2005. – 170 с. (авт. 1,5 п. л.).
Научные статьи, доклады, материалы
28.Шульга, И. И. Психотерапевтический потенциал педагогической анимации / И. И. Шульга // Психотерапия: специальный выпуск по материалам IV паназиатского конгресса «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен». – М., 2007. – С. 169–174 (авт. 0,5 п. л.).
29.Шульга, И.И. Целевые установки и направления деятельности социально-педагогической службы в образовательном учреждении нового типа / И. И. Шульга // Проблемы развития образования в Новосибирске и области. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998. – С. 101–102 (авт. 0,25 п. л.).
30.Шульга, И.И. Анимационная модель организации детско-юношеского досуга в практике социальной работы за рубежом / И. И. Шульга // Теория и практика социальной работы на рубеже веков: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГТУ, 2001. – С. 244–247 (авт. 0,25 п. л.).
31.Шульга, И.И. К проблеме подготовки педагогов-аниматоров в вузе / И. И. Шульга // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Изд. МПГУ, 2000. – С. 186–189 (авт. 0,4 п. л.).
32.Шульга, И.И. Некоторые аспекты профессиональной организации детско-юношеского отдыха и туризма / И. И. Шульга // Государственное регулирование современной туристской индустрии: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. Сибирской академии туризма, 2001. – С. 71–76 (авт. 0,4 п. л.).
33.Шульга, И. И. Нормативно-правовые аспекты подготовки социальных педагогов к профессиональной аниматорской деятельности / И. И. Шульга // Проблемы теории и методики обучения. – 2002. – № 6. – С. 116–121 (авт. 0,6 п. л.).
34.Шульга, И. И. Социокультурная анимация как средство воспитания / И. И. Шульга // Аспирантский сборник. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – С. 214–220 (авт. 0,6 п. л.).
35.Шульга, И. И. Проблема педагогической организации детско-юношеского досуга в контексте современной социокультурной ситуации / И. И. Шульга // Педагог: наука, технология, практика. – 2002. – № 1–2. – С. 141– 147 (авт. 0,75 п. л.).
36.Шульга, И.И. Педагогическая анимация как творческое взаимодействие педагога и воспитанников в сфере досуга: материалы Всероссийской научно-практической конференции / И. И. Шульга // Образование – фактор духовного и социального развития общества / под ред. Е. Б. Мостовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 416–423 (авт. 0,75 п. л.).
37.Шульга, И. И. К вопросу о социально-педагогической коррекции интернет-увлеченности подростков / И. И. Шульга // В помощь социальному педагогу: сборник научно-методических материалов / под ред. П. В. Лепина, Е. В. Андриенко и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – Вып. 2. – С. 215–221 (авт. 1,5 п. л.).
38.Шульга, И. И. Социально-педагогическая работа с руководителями по предупреждению конфликтов в сфере производства / И. И. Шульга // В помощь социальному педагогу: сборник научно-методических материалов / под ред. П. В. Лепина, Е. В. Андриенко и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – Вып. 2. – С. 221–234 (авт. 0,8 п. л.).
39.Шульга, И. И. Идеи А. С. Макаренко о педагогической организации свободного времени школьников / И. И. Шульга, О. В. Нешко // Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Изд. МАНПО, 2003. – С. 75–76 (авт. 0,15 п. л.).
40.Шульга, И. И. Сущность, содержание и структура профессионально-педагогической аниматорской деятельности социального педагога как организатора досуга / И. И. Шульга // Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В. А. Сластё-нина. – М.: Изд. МАНПО, 2003. – С. 340–348 (авт. 0,25 п. л.).
41.Шульга, И. И. Творческие технологии в подготовке социальных педагогов – организаторов досуга / И. И. Шульга // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 182–189 (авт. 0,25 п. л.).
42.Шульга, И. И. Организация детско-юношеского досуга как направление профессиональной деятельности социального педагога в условиях инновационной практики / И. И. Шульга // Профессиональная деятельность педагога в системе инновационного образовательного учреждения: межвузовский сборник научных статей. – Барнаул. Изд-во БГПУ, 2002. – С. 203–215 (авт. 0,75 п. л.).
43.Шульга, И. И. Анимационные технологии организации детско-юношеского досуга в летнем лагере / И. И. Шульга, О. Л. Устинова // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 2. – С. 37–41 (авт. 0,35 п. л.).
44.Шульга, И.И. Профессиональная подготовка социальных педагогов – организаторов досуга в вузе (технологический аспект) / И. И. Шульга // Воспитательная деятельность ДОЛ: история и современность / под ред. Т. А. Ромм. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – С. 156–166 (авт. 0,35 п. л.).
45.Шульга, И. И. Актуальные проблемы менеджмента в современном лагерном движении / И. И. Шульга // Ценностные ориентации современного детства и содержание детского отдыха: тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск, 2005. – С. 132–139 (авт. 0,45 п. л.).
46.Шульга, И. И. Педагогическая анимация – основа профессиональной организации детского туризма / И. И. Шульга // Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности: материалы научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. Сибирской академии туризма, 1999. – С. 69–74 (авт. 0,75 п. л.).
47.Шульга, И. И. Содержание и структура профессиональной готовности педагога – организатора летнего отдыха / И. И. Шульга // Содержание летнего отдыха детей и региональная социальная политика: тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск, 2002 (авт. 0,5 п. л.).
48.Шульга, И. И. Подготовка социального педагога-аниматора для ДОЛ в вузе / И. И. Шульга // Содержание летнего отдыха и региональная социальная политика: материалы региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Соцтехсервис, 2002. – С. 152–162 (авт. 0,5 п. л.).
49.Шульга, И. И. Возможности досуговой деятельности в профилактике безнадзорности среди подростков / И. И. Шульга // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 72–76 (авт. 0,25 п. л.).
50.Шульга, И. И. О реализации спецкурса «Основы педагогической анимации» в системе подготовки социального педагога / И. И. Шульга // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд. БГПУ, 2003. – С. 339–342 (авт. 0,25 п. л.).
51.Шульга, И. И. Воспитательный потенциал активно-деятельностных образовательных технологий в педагогическом вузе / И. И. Шульга // Развитие воспитательной системы вуза в современных условиях: материалы региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 164–167 (авт. 0,15 п. л.).
52.Шульга, И. И. Организация свободного времени молодежи в молодежной политике / И. И. Шульга // Актуальные вопросы подготовки специалистов в молодежной сфере в системе высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 150–154 (авт. 0,15 п. л.).
53.Шульга, И. И. К вопросу об определении качественных границ понятия «педагогическая анимация» / И. И. Шульга // Педагогический профессионализм в современном образовании: тезисы докладов II Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2007 (авт. 0,25 п. л.).
54.Шульга, И. И. Технология использования элементов театральной педагогики в процессе подготовки студентов педагогического вуза / И. И. Шульга // Вестник педагогических инноваций. – 2007. – № 1. – С. 61–67 (авт. 0,35 п. л.).
55.Шульга, И. И. Организация детского досуга как средство профилактики безнадзорности среди подростков / И. И. Шульга, А. А. Шульга // Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях. – Омск: ИД «Наука», 2004. – С. 32–36 (авт. 0,25 п. л.).
56.Шульга, И. И. Программа развития детского оздоровительного лагеря «Зеленая улица» до 2010 года / И. И. Шульга // Секреты мастерства: сборник программно-методических материалов детских оздоровительных лагерей. – Новосибирск: ДТД УМ «Юниор», 2005. – С. 47–79 (авт. 5,25 п. л.).
57.Шульга, И. И. Формирование у студентов опыта педагогической ани-маторской деятельности / И. И. Шульга // Дошкольное и начальное образование: современное состояние, тенденции и проблемы развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2007. – С. 45–49 (авт. 0,25 п. л.).
58.Шульга, И. И. Реальность и перспективы педагогического менеджмента в детском оздоровительном лагере / И. И. Шульга // Детский оздоровительный отдых как часть современной социальной политики: тезисы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. С. Суховейко. – М.: ЦГЛ, 2007. – С. 15–19 (авт. 0,25 п. л.).
59.Шульга, И. И. Профессиональная деятельность социального педагога / И. И. Шульга // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы Международной научной конференции. – Калининград; Варшава, 2006. – С. 586–591 (авт. 0,25 п. л.).
60.Шульга, И. И. Творческие технологии в процессе подготовки социальных педагогов – организаторов досуга / И. И. Шульга // Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 182–189 (авт. 0,25 п. л.).
61.Шульга, И. И. Артистизм как личностная и профессиональная характеристика педагога / И.И. Шульга // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 263–265 (авт. 0,15 п. л.).
62.Шульга, И. И. Опыт педагогической анимации в практике социального воспитания за рубежом / И. И. Шульга // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – С. 577–583 (авт. 0,25 п. л.).