Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТА-НОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Профессиональное становление и развитие педагогического коллектива современной школы являет собой непрерывный процесс его качественных изменений как коллективного субъекта профессиональной деятельности, сущностными характеристиками которого являются: принятие членами коллектива целей, ценностей и концепции данного вида образования (ценностно-ориентационное и концептуальное единство); владение специфическим метапредметным содержанием данного вида образования, предполагающим освоение учащимися базовых культурообразующих видов деятельности до уровня их компетентного выполнения; умение осуществлять попредметную декомпозицию соответствующих компетенций (отражение их в содержании преподаваемого предмета); освоенность учителями процессуальной основы данного вида образования - организации процесса освоения деятельности учащимися посредством проектно-модульных технологий, требующих согласования функций и взаимодействия педагогов в создании ситуаций воспитания компетентного ученика; владение приемами рефлексии качественно новых образовательных результатов - освоенных видов деятельности; включенность коллектива в управление и непрерывное научно-методическое самообразование в аспекте коллективного создания метапредметных форм педагогической деятельности.

2. Концепция профессионального становления и развития педагогического коллектива включает следующие органично и неразрывно взаимосвязанные между собой компоненты.

Научно-методологический компонент, в рамках которого определены основные методологические подходы к исследованию профессионального становления и развития педагогического коллектива: системный, позволяющий определить системные свойства изучаемого процесса, соотношение его структуры и функций; целостный, направленный на определение интегративных характеристик исследуемого процесса, места каждой его «части» в «целом»; субъектный, направленный на исследование педагогического коллектива как самоорганизующегося субъекта; деятельностный; акмеологический, ориентированный на исследование потенциала саморазвития личности и группы; личностный, направляющий исследование на определение функций личности в жизнедеятельности человека; средовой, направленный на исследование средовых механизмов создания личностно-развивающей ситуации.

Выявлены ведущие тенденции исследуемого процесса, раскрывающие зависимость динамики и результатов процесса профессионального становления и развития педагогического коллектива от изменений в ценностно-смысловой сфере личности педагогов; зависимость динамики исследуемого процесса от характера изменений, происходящих по мере продвижения педагогического коллектива к вершинам профессионализма; зависимость результата процесса профессионального становления и развития педагогического коллектива от управления данным процессом. Выявленные тенденции находят свое практическое выражение в реализации следующих принципов: интериоризации, субъектности, социокультурной обусловленности, многоплановости процесса, преемственности и непрерывности профессионального развития, включения коллектива в инновационную деятельность, единства связи и управления, мотивации коллектива на успешность в профессиональной деятельности, единства связи и управления.

Содержательный компонент, раскрывающий:

  • структуру процесса профессионального становления и развития педагогического коллектива, представленную ценностно-ориентационным, индивидуально-групповым, функционально-деятельностным, пространственно-временным и координационно-управленческим компонентами, при этом в качестве системообразующего выделяется ценностно-ориентационный компонент;
  • логику процесса становления и развития педагогического коллектива как субъекта реализации новой образовательной парадигмы, проходящего в своем развитии три ступени интеграции (межпредметную, функциональную и ценностно-смысловую), что определяет содержание этапов: формирования опыта профессионального взаимодействия (предметного взаимодействия), функциональной интеграции педагогического коллектива (функционального взаимодействия), коллективной самоорганизации и рефлексии (ценностно-смысло­вого взаимодействия), а также уровней профессионального становления и развития педагогического коллектива (высокого, который характеризует профессионально зрелый коллектив, обладающий всеми признаками коллективного субъекта деятельности; среднего уровня (реальной субъектности), характеризующего коллектив с позитивной динамикой формирования характеристик коллективного субъекта деятельности; низкого уровня (потенциальной субъектности), характеризующего профессионально незрелый коллектив, в котором отсутствуют ведущие характеристики коллективного субъекта.

Управленческий компонент, который включает: научно-методическое обеспечение исследуемого процесса; формирование педагогическим коллективом образовательной среды на основе ценностно-ориентационного единства; материально-техническое обеспечение деятельности педагогического коллектива в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; информационную обеспеченность образовательного процесса; комплекс критериев и показателей для определения этапа и соответствующего ему уровня профессионального становления и развития педагогического коллектива, обеспечивающих позитивную направленность исследуемого процесса.

3. Пониманию специфики профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы способствует структурно-содержа­тельная модель, характеризующая:

  • отношения зависимости между ценностно-ориентационным (идеальным), индивидуально-групповым (личностным), функционально-деятельностным, пространственно-временным, координационно-управленческим компонентами системы, ведущим, системообразующим из которых является ценностно-ориентационный;
  • комплекс факторов: субъективных (собственная активность педагогического коллектива, порождаемая противоречием между необходимостью реализации стоящих перед педагогическим коллективом современных образовательных задач и невозможностью выполнить это требование в процессе разобщенной деятельности педагогов, даже имеющих высокий профессиональный уровень развития) и объективных (собственная активность педагогического коллектива, порождаемая противоречием между усложняющейся системой требований к уровню профессионализма педагогических работников в связи с переходом на новую модель образования и не соответствующими этим требованиям профессиональными характеристиками педагогического коллектива, профессиональным индивидуальным и коллективным опытом), выступающих в качестве источника профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы;
  • содержание функций исследуемого процесса (актуализирующую, стабилизационную, мотивационную, коммуникативную, духовно-нравственную, объединяющую, сохранную, рефлексивную);
  • управленческие условия (организационные, средовые и ресурсные), обеспечивающие позитивную направленность исследуемого процесса.

4. Критериями для оценивания результатов профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы будут являться его характеристики, отражающие уровень ценностно-ориентационного единства педагогов; понимание и принятие целей образования, обеспечивающего формирование социально направленной и обладающей социокультурными компетентностями личности; владение навыками коллективной педагогической деятельности; готовность к взаимодействию при разработке и реализации метапредметных задач и учебно-исследовательских проектов, направленных на формирование у учащихся требуемых компетенций, а также сформированность у педагогического коллектива способности к осуществлению субъектно ориентированных функций: интеграционной (отбор содержания образования по учебной дисциплине с учетом требований интеграции знаний из различных дисциплин как регулятивной основы компетентного выполнения основных социокультурных видов деятельности); интерпретационной (актуализиру­ющейся в связи с возрастанием в содержании образования опыта - личностного, компетентностного, опыта самоорганизации и др., несводимого к когнитивной составляющей); конструктивной (применение педагогами образовательных технологий проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, способствующих становлению определенных компетенций обучаемых); имитационно-моделирующей (формирование педагогическим коллективом школы образовательной среды, способствующей становлению и проявлению компетенций школьников); индивидуально-оценочной (определение способов оценки и учета достижений учащихся в овладении ключевыми компетенциями на основе разнообразных оценочных шкал и материалов, различных способов учета достижений учеников); субъектно-проектировочной (совместное с учащимися планирование и реализация социально-образовательных проектов); рефлексивной (рефлексивное самоуправление, направленное на координацию индивидуальных педагогических систем учителей с целями компетентностного образования); управленческой (имеющей два направления: проектирование и реализация образовательных программ школы и координация деятельности членов педагогического коллектива при организации освоения метапредметных областей).

5. Логика профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы отражает закономерности развития деловых и адекватных им межличностных отношений в соответствии с динамикой командообразования, а также изменения, происходящие в ценностно-смысловой сфере личности педагогов, их направленность на овладение новым видом коллективной деятельности. Данная логика предполагает развитие внутриколлективного взаимодействия от сотрудничества педагогов на уровне межпредметных связей (предметное взаимодействие) к взаимодействию при формировании компетенций учащихся (функциональное взаимодействие) и далее к взаимодействию при создании ситуации развития личности, обладающей социальной позицией и социокультурными компетенциями (ценностно-смысловое взаимодействие). Становление коллективной педагогической деятельности в рамках модульных образовательных программ не снижает значимости индивидуальных («авторских») педагогических систем.

6. Ведущим среди организационных условий реализации концепции профессионального становления и развития педагогического коллектива является научно-методическое обеспечение исследуемого процесса, что подразумевает создание информационной базы образовательного процесса, соответствующей требованиям данной модели и специфическим условиям развития образовательного учреждения; организацию обучения педагогического коллектива проектированию компетентностно ориентированных образовательных программ и учебно-мето­дических комплексов по их реализации; создание творческих проектно-групповых объединений педагогов, обеспечивающих реализацию образовательных модулей как качественно новых форм взаимодействия педагогов в метапредметном образовательном пространстве; проведение педагогического самоанализа и экспертизы результатов обучения в соответствии с государственным стандартом и внутришкольной нормативной базой.

Список опубликованных работ
Монографии и учебно-методические пособия

1.Фоменко, С. Л. Структура и содержание мониторинга профессионального становления педагогов общеобразовательной школы [Текст] : практ.-ориентир. моногр. / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 8,8 п. л.

2.Фоменко, С. Л. Мониторинг профессионального становления педагогического коллектива [Текст] : практ.-ориентир. моногр. / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2006. — 10,6 п. л.

3.Фоменко, С. Л. Управление процессом профессионального становления педагогов [Текст] : метод. рекомендации для слушателей ФПК и ППРО по курсу «Основы мониторинга в ОУ» / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 1,2 п. л.

4.Фоменко, С. Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики [Текст] : учеб. пособие для слушателей ФПК и ППРО по курсу «Основы мониторинга в образоват. учреждении» / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 6,0 п. л.

5.Фоменко, С. Л. Теоретические аспекты управления качеством образования на современном этапе [Текст] : метод. рекомендации для слушателей ФПК и ПП РО по курсу «Упр. качеством образования» / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2003. — 2,0 п. л.

6.Фоменко, С. Л. Управление качеством образования в условиях ОУ [Текст] : метод. рекомендации для слушателей ФПК и ПП РО / С. Л. Фоменко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2006. — 2,7 п. л.

7.Фоменко, С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности : методология, теория и практика [Текст] : монография / С. Л. Фоменко. — М. : Спутник+, 2009. — 381 с. — 23,81 п. л.

8.Фоменко, С. Л. Научно-методическое обеспечение становления педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования : теория и практика [Текст] : монография — М. : АПК и ППРО, 2011. — 15,25 п. л.

Публикации в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ :

9.Фоменко, С. Л. О проблеме повышения профессиональной компетентности работников на современном этапе развития образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Сер. 3, Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. — 2004. — № 24. — 0,5 / 0,3 п. л.

10.Фоменко, С. Л. Мониторинговый подход в управлении профессиональным становлением педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров ЧГПУ. Сер. 3, Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. — 2004. — № 24. — 0,7 п. л.

11.Фоменко, С. Л. Теоретические основы исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Образование и наука. — 2005. — № 2 (32). — 0,6 п. л.

12.Фоменко, С. Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Педагогика. — 2005. — № 5. — 0,4 п. л.

13.Фоменко, С. Л. Аттестация без нервотрепки [Текст] / С. Л. Фоменко // Народное образование. — 2005. — № 5. — 0,5 п. л.

14.Фоменко, С. Л. Аттестация руководителя школы : современный подход и процедуры [Текст] / С. Л. Фоменко // Народное образование. — 2006. — № 4. — 1,3 п. л.

15.Фоменко, С. Л. Управление качеством образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Народное образование. — 2007. — № 4. — 1,0 п. л.

16.Фоменко, С. Л. О проблеме профессионального становления педагогического коллектива в современных условиях развития образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Образование и наука. — 2008. — № 3 (51). — 0,5 п. л.

17.Фоменко, С. Л. Современные подходы к организации к организации непре-рывного педагогического образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Образование и наука. — 2009. — № 5 (62). — 0,5 п. л.

18.Фоменко, С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Образование и наука. — 2010. — № 11 (79). — 0,7 п. л.

19.Фоменко, С. Л. Корпоративное обучение усиливает педагогический коллектив [Текст] / С. Л. Фоменко // Народное образование. — 2011. — № 1. — 0,5 п. л.

20.Фоменко, С. Л. Профессиональное развитие педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фомен— ко // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 2. — 0,4 п. л.

21.Фоменко, С. Л. Методология исследования проблемы научно-методического обеспечения становления педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // European social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. — 2011. — № 2. — 0,5 п. л.

22.Фоменко, С. Л. Научно-методическое обеспечение становления педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // В мире научных открытий. — 2011. — Т. 21, № 9. 5. — 1,9 п. л.

23.Фоменко, С. Л. Управленческая поддержка развития педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — 0,5 п. л.

24.Фоменко, С. Л. Методологические основы исследования профессионального становления педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Профессиональное образование в современном мире. — 2011. — № 1. — 0,7 п. л.

25.Фоменко, С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентностного подхода в образовании [Текст] / С. Л. Фоменко // Образование и наука. — 2012. — № 6. — 0,5 п. л.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах, тезисы докладов на научно-практических конференциях :

26.Фоменко, С. Л. Мониторинг качества педагогической деятельности — техноло-гический подход [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление качеством образования : аспект качества деятельности руководителя и педагога : материалы III всерос. науч.-практ. конф., 4 апр. 2002 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; под общ. ред. А. А. Симоновой. — Екатеринбург, 2002. — 0,5 п. л.

27.Фоменко, С. Л. Мониторинг как средство управления качеством результатов образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление качеством образования в инте-ресах устойчивого развития общества : сб. ст. 6-й междунар. науч.-практ. конф., 15—17 мая 2002 г., г. Минск / Минс. пед. гос. ун-т ; под ред. П. И. Третьякова, Ю. Н. Шестакова. — Минск, 2002. — 0,6 п. л.

28.Фоменко, С. Л. Управление качеством в системе профессионального образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Теория и практика профессионального образования : педагогический поиск : сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. ; под. ред. Г. Д. Бухаровой. — Екатеринбург, 2003. — Вып. 2, ч. 1. — 0,6 п. л.

29.Фоменко, С. Л. Индивидуальный подход к изучению процесса повышения квалификации работников образования как фактора повышения качества управления [Текст] / С. Л. Фоменко // Качество управления образовательным пространством в регионе : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 13—15 мая 2003 г., Новосибирск / отв. ред. П. В. Лепин [и др.]. — Новосибирск, 2003. — Ч. 2. — 0,4 п. л.

30.Фоменко, С. Л. Мониторинг как технология информационного обеспечения процесса профессионального становления педагогов общеобразовательной школы [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление развитием системы дополнительного профессионального образования : опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 18—19 февр. 2003 г., г. Барнаул / Барнаул. гос. пед. ун-т. — Барнаул, 2003. — Ч. 2. — 0,3 п. л.

31.Фоменко, С. Л. Деятельность руководителя по управлению процессом профессионального становления педагогов [Текст] / С. Л. Фоменко // Мониторинг педагогических систем в профессиональной переподготовке управленческих кадров образования : сб. науч. материалов сессии ФПК и ППРО / Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2003. — 0,3 п. л.

32.Фоменко, С. Л. Акмеологический подход к управлению профессиональным становлением педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Акмеология общего и профессионального образования : материалы регион. науч.-практ. конф., 6—7 апр. 2004 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 0,4 п. л.

33.Фоменко, С. Л. Повышение квалификации как фактор обеспечения непрерывного профессионального обучения специалистов сферы образования в уральском регионе [Текст] / С. Л. Фоменко // Региональное профессиональное образование : проблемы и перспективы развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Пенза ; Тула, 2004. — 0,3 п. л.

34.Фоменко, С. Л. Интенсификация и активизация процесса обучения специалистов сферы образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : сб. ст. II междунар. науч.-метод. конф. — Пенза ; Астрахань, 2004. — 0,3 п. л.

35.Фоменко, С. Л. Роль педагогического коллектива в решении задач, стоящих в условиях модернизации образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление качеством образования : проблемы эффективности : материалы IV всерос. науч.-практ. конф., 6 апр. 2004 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 0,6 п. л.

36.Фоменко, С. Л. Роль педагогического коллектива в управлении качеством образования на современном этапе [Текст] / С. Л. Фоменко, И. С. Бабина // Управление качеством образования : проблемы эффективности : материалы 4 всерос. науч.-практ. конф., 6 апр. 2004 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 0,4 / 0,3 п. л.

37.Фоменко, С. Л. Повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление качеством образования : проблемы эффективности : материалы IV всерос. науч.-практ. конф., 6 апр. 2004 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 0,3 п. л.

38.Фоменко, С. Л. Реализация модели мониторинга профессионального становления педагога — реальный фактор повышения качества образования в средней школе [Текст] / С. Л. Фоменко // Моделирование социально-педагогических систем : материалы регион. науч.-практ. конф. — Пермь, 2004. — 0,8 п. л.

39.Фоменко, С. Л. Организационная культура педагогического коллектива как фактор эффективного управления организацией [Текст] / С. Л. Фоменко // Организационный менеджмент : состояние, проблемы, тенденции : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / Пензен. гос. сел. хоз. акад. — Пенза, 2004. — 0,3 п. л.

40.Фоменко, С. Л. Влияние благоприятного психологического климата на эффективность работы педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Современные проблемы управления персоналом организации : сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. — Пенза ; Тула, 2004. — 0,3 п. л.

41.Фоменко, С. Л. Коллектив как фактор развития личности [Текст] / С. Л. Фоменко // Феномен развития в науках о человеке : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Пенза, 2004. — 0,4 п. л.

42.Фоменко, С. Л. Непрерывное профессиональное образование персонала как фактор обеспечения эффективности инновационных процессов (на примере сферы образования) [Текст] / С. Л. Фоменко // Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями : сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. / Пензен. гос. сел. хоз. акад. — Пенза ; Тула, 2004. — 0,3 п. л.

43.Фоменко, С. Л. О профессиональной культуре преподавателя [Текст] / С. Л. Фоменко // Проблемы образования в современной России : сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. — Пенза, 2005. — 0,3 п. л.

44.Фоменко, С. Л. Профессиональное развитие персонала как фактор повышения инновационного потенциала организации [Текст] / С. Л. Фоменко // Повышение технического и экономического потенциала предприятий в инвестиционностроительной и производственной сфере : отечественный и зарубежный опыт : сб. ст. II междунар. науч.-техн. конф. — Пенза, 2005. — 0,4 п. л.

45.Фоменко, С. Л. Повышение профессиональной компетентности работников — необходимое условие повышения качества системы образования в современных социокультурных условиях [Текст] / С. Л. Фоменко // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / Уссурийс. гос. пед. ин-т. — Уссурийск, 2004. — 0,6 п. л.

46.Фоменко, С. Л. Непрерывное профессиональное развитие педагогов как фактор обеспечения эффективности инновационных процессов в ОУ [Текст] / С. Л. Фоменко, Н. Б. Кузнецова // Инновации и технологии в образовательной практике Екатеринбурга : материалы IХ город. Пед. чтений. — Екатеринбург, 2005. — 0,3 / 0. 2. п. л.

47.Фоменко, С. Л. Мониторинг профессионального становления руководителей ОУ в условиях модернизации системы образования России [Текст] / С. Л. Фоменко // Мониторинг образовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. / Смолен. обл. ин-т усовершенствования учителей. — Смоленск, 2005. — 0,4 п. л.

48.Фоменко, С. Л. Повышение профессиональной компетентности работников образования — необходимое условие модернизации системы образования России [Текст] / С. Л. Фоменко // Каррикулум переподготовки менеджеров образования : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 0,3 п. л.

49.Фоменко, С. Л. Использование акмеологического подхода в системе непрерыв-ного профессионального образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление качеством образования : проблемы непрерывного образования : сб. науч. ст. V междунар. науч.-практ. конф., 6—5 апр. 2006 г., г. Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. А. Симонова, М. Г. Синякова. — Екатеринбург, 2006. — Ч. 1. — 0,4 п. л.

50.Фоменко, С. Л. Управление процессом профессионального становления педагогического коллектива на основе компетентностного подхода [Текст] / С. Л. Фоменко // Компетентностный подход в образовании : достижения, проблемы и способ образовательной практики Екатеринбурга : материаллы XII город. Пед. чтений / под ред. А. А. Симоновой, М. В. Хайдуковой. — Екатеринбург, 2006. — 0,4 п. л.

51.Фоменко, С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как предмет научного исследования [Текст] / С. Л. Фоменко // Педагогическое образование. — 2007. — № 1. — С. 149—158. — 0,4 п. л.

52.Фоменко, С. Л. Психологические основы управления профессиональным развитием личности в социальной группе [Текст] / С. Л. Фоменко // Управление непрерывным образованием : структура, содержание, качество : сб. науч. ст. VI междунар. науч.-практ. конф., 28 марта 2008 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Б. М. Игошева. — Екатеринбург, 2008. — 0,4 п. л.

53.Фоменко, С. Л. Методология исследования профессионального становления педагогического коллектива [Текст] / С. Л. Фоменко // Педагогическое образование. — 2008. — №3. — С. 38—45. — 0,5 п. л.

54.Фоменко, С. Л. Профессиональное развитие педагогического коллектива в условиях реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Проектирование модели менеджмента организации : научные и прикладные аспекты : сб. науч. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой. — Екатеринбург, 2010. — 0,5 п. л.

55.Фоменко, С. Л. Содержание и технологии внутриколлективого (корпоративного) образования педагогов как фактор реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Проектирование модели менеджмента организации : научные и прикладные аспекты : сб. науч. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой. — Екатеринбург, 2010. — 0,4 п. л.

56.Фоменко, С. Л. Метапредметная образовательная программа как ориентировочная основа функционирования и развития педколлектива в условиях реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Проектирование модели менеджмента организации : научные и прикладные аспекты : сб. науч. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой. — Екатеринбург, 2010. — 0,5 п. л.

57.Фоменко, С. Л. Образовательная среда учебного заведения в условиях компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Проектирование модели менеджмента организации : научные и прикладные аспекты : сб. науч. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой. — Екатеринбург, 2010. — 0,3 п. л.

58.Фоменко, С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности [Текст] / С. Л. Фоменко // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 10. — 0,3 п. л.

59.Фоменко, С. Л. Развитие педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций : структура и содержание, техно-логии развития : сб. науч. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихиной. — Екатеринбург, 2011. — 0,6 п. л.

60.Фоменко. С. Л. Научно-методическое обепечение становления пед. коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // В мире научных открытий. — 2011. — Т. 21,№ 9. 5. — 1,9 п. л.

61.Фоменко, С. Л. О проблеме научно-методического обеспечения коллективной деятельности учителей в современных условиях развития системы образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Исследование систем менеджмента отраслевых органи-заций : теория и практика : сб. науч. ст. 8 межд. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под общ. ред. Л. Ю. Шемятихиной. — Екатеринбург, 2012. — 0,8 п. л.

62.Фоменко, С. Л. Коллективная педагогическая деятельность как инструмент реализации компетентностной модели образования [Текст] / С. Л. Фоменко // Теория и практика реализации компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании : сб. науч. ст. : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Б. М. Игошева, С. Л. Фоменко. — Екатеринбург, 2012. — Ч. 1. — 0,5 п. л.