-
Социально-культурная ресоциализация личности - это целенаправленный, педагогически ориентированный процесс преодоления асоциальных и создания социально-нравственных установок поведения в ситуации повторной социализации личности в условиях социально-культурной деятельности. Результатами данного процесса становятся интериоризация новых ценностных ориентаций личности, овладение новыми способами продуктивной художественно-творческой, социально-культурной деятельности на основе самодеятельной активности личности.
- Методологической основой научно-педагогической концепции социально- культурной ресоциализации личности является деятельностный подход, базирующийся на теории деятельности, методологии системного и комплексного анализа процессов общественного и культурного развития (соблюдение соотношения общего, особенного и единичного; рассмотрение явлений в развитии; акцент на вы явлении повторяемости процессов и явлений; выявление максимально полной системы факторов социальных и культурных изменений, обеспечивающих сочетание внутренних и внешних планов развития личности). Деятельностный подход позволяет раскрыть ресоциализацию как универсальный, предельно инструментализированный, технологически обеспеченный, рефлексивный, аксиологичный и интегративный процесс. Этот подход также дает возможность соотнести ценностно-целевые, содержательные параметры социально-культурного воспитания и социально-культурной ресоциализации личности.
- Систему принципов педагогической концепции социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов составляют общие принципы (личностный подход, гуманизация педагогической поддержки личности в процессе ресоциализации, единство и духовно-творческая направленность воспитательных воздействий обеспечение восстановления социальных связей личности и общества гармонизация личностного и коллективного) и частные принципы, которые определяются спецификой трудной жизненной ситуации (нацеленность на формирование ценностно-смысловой адекватности, актуализация социально-культурной идентичности, разработка программ специализированной помощи личности в процессе социально-культурной ресоциализации на основе специфических средств профилактики и коррекции, применяемых для адресных социальных групп).
- Ведущими педагогическими условиями социально-культурной ресоциализа-ции личности являются: учет специфики причин, порождающих потребность в ре-социализации; гуманистическая направленность процесса социально-культурной ресоциализации личности, отражающая доминанты педагогической деятельности соответствующих этапов ресоциализации (доминанта разрушения старого; доминанта формирования и закрепления нового; доминанта помощи в творческом саморазвитии личности); применение личностно-ориентированных методов социально-культурного воспитания, обеспечивающих восстановление нарушенных микросоциальных связей на основе изменений в мотивационной структуре ресо-циализирующейся личности (от мотивации самозащиты, физического выживания к формированию мотивации, в соответствии с изменившимися условиями, а затем - закрепление и развитие осознанной, самодетерминированной мотивации); всемерная поддержка досуговой и творческой самореализации личности на всех этапах ресоциализации, обеспеченная вариативными технологиями социально-культурной деятельности.
- Теоретическая модель социально-культурной ресоциализации личности дез-адаптантов предусматривает переход от проблематизации социальной ситуации к управляемому процессу повторной социализации, а затем к самодетерминированной ресоциализации. Модель раскрывает путь преодоления адаптивных барьеров, который способствует полноценной ресоциализации личности и обуславливает разрушение устаревших, нелегитимных ценностных установок, усвоение новых ценностных установок в процессе адаптации к новой среде, регулирование инте-гративных отношений с обществом и средой на основе личностной активности. При этом каждый из выделенных этапов модели обладает собственной спецификой, которая проявляется в выборе целей, задач, социально-культурных стратегий воспитания и технологий, их обеспечивающих.
- Система критериев социально-культурной ресоциализации личности включает: аксиологический критерий (содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» субъекта ресоциализации); мотивационный критерий (наличие мотивов к саморазвитию, мотивационной активности, побуждающей к развитию социальных связей в настоящем и будущем); деятельностный критерий (наличие навыков активно-деятельностного участия в социально-культурных процессах, способствующих ресоциализации личности); критерий социально-культурной идентичности (осознание личностью новых параметров социально-культурной среды, выступающих основой для адаптации и интеграции). Система показателей выделена в соответствии с тремя основными этапами (десоциализация; ресоциализация в коррекционной среде; самодетерминированная ре-социализация в открытой среде) и выражена уровнями(высокий, средний, низкий).
- Современные технологии социально-культурной деятельности позволили включить комплексное решение различных проблем ресоциализации личности дезадаптантов, обеспечивая им возможность самоидентификации и самореализации за счет интеграции образовательных, культуротворческих, рекреативно-оздоровительных и других видов деятельности учреждений культуры, общественных организаций и объединений. Педагогическая эффективность поддержки личности в ситуациях ресоциализации определяется нацеленностью социально-культурной деятельности на расширение социальных связей личности, повышение ее социального и психологического статуса.
- Типология технологического обеспечения процесса социально-культурной ресоциализации личности на основе дифференцированного подхода включает следующие взаимодополняющие группы технологий: арт-терапевтические технологии; технологии формирования социально-культурной активности обуславливают сохранение и развитие личностной мотивации к осуществлению сознательно ориентированных форм коллективной деятельности, проявляющейся в культуротворческих и общественных инициативах в условиях досуга, направленных на решение социальных, благотворительных, культуроохранных и просветительских задач; технологии социально-культурной реабилитации; технологии социально-культурной анимации, которые обеспечивают ресоциализацию личности в её движении к одухотворению отношений с другими людьми.
1. Мацукевич О.Ю. (в соавт.) Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации / О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Ю.Д. Красильников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2003. – № 1. – С. 95–108.
2. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 4 (42). – С. 138–142.
3. Мацукевич, О.Ю. Ситуативный подход к решению задач ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 5 (43). – С. 129–133.
4. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол» / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3 (41). – С. 128–132.
5. Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация сиротства в условиях клубной работы по месту жительства / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 6 (44). – С. 73–77.
6. Мацукевич, О.Ю. Театральная анимация как направление социально-культурной ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2 (46). – С. 76–81.
7. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурные технологии в системе ресоциализации бездомных / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1 (45). – С. 105–109.
8. Мацукевич, О. Ю. Социально-культурный подход в контексте педагогического исследования ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 4 (48). -С. 105–110.
9. Мацукевич, О.Ю. Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу / О.Ю. Мацукевич // Вестник Челябинской государственной академии искусств и культуры. – 2012. – № 1 (29). – С. 81–83.
10.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализации личности в трудной жизненной ситуации / О.Ю. Мацукевич // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 3 (107). – С. 177–181.
11.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс / О.Ю. Мацукевич // Мир науки, культуры, образования. - 2012. – № 3 (34). – С. 6–8.
12.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация пожилых людей / О.Ю. Мацукевич // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2 (19). – С. 203–207.
13.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурный подход в контексте исследования ресоциализа-ции личности/ О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 6 (56). – С. 106-110.
14.Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). – С. 130-135.
15.Мацукевич, О.Ю. Историко-педагогический анализ проблемы социально-культурной ре-социализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 5 (55). – С. 94-98.
16.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурные аспекты ресоциализации пожилых москвичей в условиях мегаполиса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2014. - № 3. – С. 187-191.
Монографии и учебные пособия
17.Мацукевич, О.Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциа-лизации личности дезадаптантов: монография / О.Ю. Мацукевич; Московский государственный университет культуры и искусств. – Москва : МГУКИ, 2014. – 280 с.
18.Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация личности в условиях социально-культурной деятельности: ценностно-целевые ориентиры современности: монография / О.Ю. Мацукевич; Московский государственный университет культуры и искусств. – Москва : МГУКИ, 2011. – 160 с.
19.Мацукевич, О.Ю. Теоретические основы социально-культурной деятельности как элемент системы преобразующего педагогического образования / О.Ю. Мацукевич // Актуальные проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки будущего педагога: коллективная монография / МГПИ. – Москва, 2007. – С. 38-45.
20.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Культура, искусство и творческая деятельность в профилактике ВИЧ и СПИДа: Аналитический доклад / ЮНЕСКО. – Москва : Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2008. – 158 с.
21.Мацукевич, О.Ю. Организация социально-культурной деятельности НКО / О.Ю. Мацу-кевич. – Москва : Московский Дом общественных организаций, 2011. – 32 с.
22.Мацукевич, О.Ю. (в соавт.) Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: коллективная монография / О.Ю. Мацукевич; ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств». – Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2012. – 220 с.
23.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация личности: учебное пособие / О.Ю. Мацукевич. - Москва : МГУКИ, 2012. - 150 с.
24. Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ / Авт. колл. Н.Н. Ярошенко (руководитель), Ю.А. Акунина, О.Ю. Мацукевич, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская и др.; Бюро ЮНЕСКО в Москве. – Москва, 2013. – 168 с.
25. Matsukevich, O. (in cooperation) Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief / Nikolay Yaroshenko, Professor, Ph.D. in Pedagogy (coordinator); Yulia Akunina, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor; Alena Gouliaeva, Ph.D. in Pedagogy; Olga Matsukevich, Professor, Ph.D. in Pedagogy; Elena Olesina, Ph.D. in Pedagogy; Alexander Soloviev, Professor, Ph.D. in Phi losophy; Elena Streltsova, Professor, Ph.D. in Pedagogy; Natalia Sharkovskaya, Professor, Ph.D. in Pedagogy / Moscow State University of Culture and Arts. - Moscow, 2013. 42 pages.
Другие публикации
26.Мацукевич, О.Ю. Преемственность духовных ценностей между поколениями: социокультурный аспект / О.Ю. Мацукевич // Клубная работа Бурятии : [материалы II Региональной конференции по теме «Современные проблемы режиссуры массовых праздников и праздничная культура народов Восточной Сибири»]. – Улан-Удэ, 1991. – Вып. 2. – С. 18–26.
27.Мацукевич, О.Ю. Подростковый период в ценностном самоопределении / О.Ю. Мацуке-вич // Регионализация образования : [сб. тез. докл. и выступлен. всерос. науч.-практич. Конференции]. – Барнаул, 1994. – С. 17–29.
28.Мацукевич, О.Ю. Соотношение информационного и деятельностного подходов в формировании учебного плана специализации «Педагог-организатор культурно-досуговой деятельности детей и подростков» / О.Ю. Мацукевич // Подготовка кадров в вузе культуры: проблемы совершенствования в условиях заочного обучения : [сб. материалов науч.-методич. конф., посвящ. 15-летию Рязанского филиала МГУК (28 апреля 1995 г.)]. – Рязань, 1995. – С. 33–39. (в соавторстве).
29.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Учебный план специализации «Педагог-организатор культурно-досуговой деятельности детей и подростков» в вузе культуры / О.Ю. Мацуке-вич // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе. – Рязань : Ряз. гос. пед. ун-т , 1996. – С. 177–189.
30.Мацукевич, О.Ю. Тестирование как метод педагогической диагностики в вузе / О.Ю. Мацукевич // Подготовка кадров в вузе культуры: проблемы совершенствования в условиях заочного обучения : [сб. материалов науч.-методич. конф., посвящ. 15-летию Рязанского филиала МГУК (28 апреля 1995 г.)] / Ряз. филиал Моск. гос. ун-та культуры. – Рязань, 1995. – С. 44–57.
31.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Внедрение программ этнохудожественного воспитания в практику общеобразовательной школы / О.Ю. Мацукевич // Педагогическое краеведение : [тез. докладов межвузовской научно-практической конференции]. – Рязань: РГПУ, 1995. – С. 61–69.
32.Мацукевич, О.Ю. Социально-педагогические технологии социокультурной реабилитации детей-инвалидов / О.Ю. Мацукевич // Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика: сборник научных статей. – Рязань : РЗИ МГУКИ, 2001. – С. 149–153.
33.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Креативная реабилитация: [сборник программ социально-культурной реабилитационной деятельности с детьми инвалидами] / О.Ю. Мацукевич. – Москва: МГУКИ, 2001. – 86 с.
34.Мацукевич, О.Ю. Социально-педагогические технологии ресоциализации сирот с интеллектуальными нарушениями / О.Ю. Мацукевич // Социальные технологии в сфере культуры м досуга: Опыт. Проблемы. Инновации: [материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 года)]. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2001. – С. 224– 231
35.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях: отчет о выполнении научно-исследовательской работы государственного контракта № 11100-15/02 от декабря 2002 г. / О.Ю. Мацукевич. – Москва : МГУКИ, 2002. – 242 с.
36.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Исследование структуры и содержания активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях семьи: итоговый отчет о выполнении научно-исследовательской работы по государственному контракту № 1110-16/02 от 19 декабря 2002 г. / О.Ю. Мацукевич. – Москва : МГУКИ, 2002. – 72 с.
37.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Методические рекомендации по организации свободного времени и досуга граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания: итоговый отчет о выполнении научно-исследовательской работы по государственному контракту № 11052-04/02 от 14 октября 2002 г.; Приглашение № 392/3 от 12 августа 2002 г. / О.Ю. Мацукевич. – Москва : МГУКИ, 2002. – 146 с.
38.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Развитие молодежных студенческих движений в современных социокультурных условиях / О.Ю. Мацукевич // Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства : [материалы международ. науч. практ. конф. (декабрь 2002 г.)] / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – С. 109-118.
39.Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация несовершеннолетних преступников средствами социально-культурной деятельности / О.Ю. Мацукевич // Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности : [мат-лы межрегион. научн.-практ. конф.]. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – С. 112–117.
40.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам в общественном сознании средствами социально-культурной деятельности: итоговый отчет о выполнении научно-исследовательской работы по договору № 3370-01-15/76 от 24 сентября 2003 г. / О.Ю. Мацукевич. – Москва : МГУКИ, 2003. – 111 с.
41.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Разработка новых технологий творческой реабилитации и ускорения социальной адаптации детей-инвалидов с использованием средств культуры и искусств: итоговый отчет о выполнении научно-исследовательской работы / О.Ю. Ма-цукевич. – Москва : МГУКИ, 2003. – 79 с.
42.Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация сиротства в контексте педагогики социально-культурной деятельности / О.Ю. Мацукевич // Мир культуры – культура мира. – Москва : Издательский дом МГУКИ, 2005. - С 229–232.
43.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / О.Ю. Мацукевич. – Москва : МГУКИ, 2005. – 48 с.
44.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Программа государственного экзамена «Социально-культурная деятельность» для студентов, обучающихся по специальности 053100 – Социально-культурная деятельность / О.Ю. Мацукевич; под научной редакцией Т.Г. Киселевой, Н.Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2005. – 64 с.
45.Мацукевич, О.Ю. Технологии социальной работы в детской инвалидной среде / О.Ю. Мацукевич // Инновационное развитие образовательного процесса как направление формирования «человеческого потенциала» : Материалы научно-практической конференции, посвящённой памяти академика В.В. Лебединского 19-24 мая 2009 года / Под общ. редакцией Т.Б. Соломатиной. – Химки : НОУ ВПО ИБПУ, 2009. – С. 327-331.
46.Мацукевич, О.Ю. Основы социально-культурной анимации: учебно-методический комплекс / О.Ю. Мацукевич. – Москва : Моск. гор. Ун-т управления Правительства Москвы, 2011. – 48 с.
47.Мацукевич, О.Ю. Идеи ресоциализации подрастающего поколения в педагогике С.Т. Шацкого / О.Ю. Мацукевич // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2011. - Вып. 2. – С. 102–111.
48.Мацукевич, О.Ю. Социальное партнерство как направление организации социально-культурной анимации в мегаполисе / О.Ю. Мацукевич //Социально-культурная анимация: от идей к воплощению: мат-лы VI междунар .форума: 6-13 декабря 2011 г. (ОАЭ). - Тамбов : Изд-во «ТРОО» Бизнес-Наука-Общество, 2011. - С. 72-79.
49.Мацукевич, О.Ю. Новые ценностные приоритеты в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования / О.Ю. Мацукевич // Нравственно-эмоциональный потенциал подрастающего поколения: разработка организационно-педагогических рекомендаций к учебным программам нового поколения для системы дополнительного образования детей: Сб. материалов научно-практической конференции. – Красноярск, 2011. -С.10-19.
50.Мацукевич, О.Ю. Сокольское движение как социально-педагогический феномен / О.Ю. Мацукевич // Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Научният потенциал на смета» (София, 2011). – София: «Бял ГРАД БГ» ООД, 2011. – Т. 4. Педагогические науки. - С. 87–90.
51.Мацукевич, О.Ю. Деятельность общества «Русский Сокол» по ресоциализации молодежи в эмигрантской среде Русского Зарубежья / О.Ю. Мацукевич // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования : сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2011. - Вып. 2. – С. 214–220.
52.Мацукевич, О.Ю. Основы коммуникативной культуры: учебно-методический комплекс / О.Ю. Мацукевич. – Москва : Моск. гор. Ун-т управления Правительства Москвы, 2011. – 40 с.
53.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Дополнительная часть / О.Ю. Мацукевич. – Москва: МГУКИ, 2012. – 51 с.
54.Мацукевич, О.Ю. Специфика социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов / О.Ю. Мацукевич // Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусства и культуры: традиции и инновации : [материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Орел, 22–23 марта 2012 года)] / Орловский государственный институт искусств и культуры. – Орел, 2012. - С. 62–65.
55. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная среда ресоциализации пожилых москвичей в условиях мегаполиса / О.Ю. Мацукевич // Вузы культуры и искусств в мировом образо вательном пространстве: русско-славянские культурные традиции и межкультурное вза имодействие: сборник материалов [VI Международного симпозиума (Брянск, 30 мая – 2 июня 2012 года)] / Брянский филиал РАНХиГС; МГУКИ. – Брянск : Изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2012. – С. 240–244.
56.Мацукевич, О.Ю. Социально-культурные технологии ресоциализации молодых инвалидов в условиях творческой деятельности / О.Ю. Мацукевич // Евразийские традиции межкультурных коммуникаций и современность: вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: сборник статей Седьмого международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». – Стамбул, 2013. - С.192-197.
57.Мацукевич, О.Ю. Социальное партнерство в сфере культуры / О.Ю. Мацукевич // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 24-25 января 2013 г. – СПб. : СПбГУКИ, 2013. – С. 252-258.
58.Мацукевич, О.Ю. Социальное творчество как ведущий метод ресоциализации инвалидов / О.Ю. Мацукевич // Москва-город равных прав и возможностей: материалы городского науч. практ. семинара по социально-псих. адаптации, реабилитации и обеспечению безбарьерной среды для инвалидов, посв.25-летию создания Моск. обществ .городской организации инвалидов. – Москва, 2013. - С. 29-33.
59.Мацукевич О.Ю. Пожилой человек в условиях мегаполиса: социально-культурный аспект ресоциализации / О.Ю. Мацукевич // Сборник материалов международного форума женщин «За межнациональное согласие и этнокультурные традиции». - Москва, 2013. - С. 30-36.
60.Мацукевич, О.Ю. (в соавторстве) Балетные студии в России: педагогический анализ становления балетной самодеятельности / О.Ю. Мацукевич // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2013. - Вып. 3. - С. 133-147.
61.Мацукевич, О.Ю. Профилактика социальной исключенности бездомных в условиях социально-культурной деятельность: опыт инноваций / О.Ю. Мацукевич // Ресурсы управления социокультурными процессами: монографический сборник. Вып.3 / под научн. ред. В.М. Чижикова. – Москва : МГУКИ, 2013. - С.72-78.
62.Мацукевич, О.Ю. Становление подходов к социально-культурной ресоциализации сирот в условиях Рукавишниковского приюта: историко-педагогический аспект / О.Ю. Мацукевич // Стрельцовские чтения-2013: Труды межвузовской научно-практич. конференции, Москва, 18 декабря 2013 / Науч. ред. Е.Ю. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ, 2014. – С. 102-108. 63. Мацукевич, О.Ю. Творчество в социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 3 (14). - С.87-93.