2. Состояние энергообеспечения Евросоюза определяется действием следующих факторов. Основными внутренними факторами являются, с одной стороны, отсутствие собственных энергетических ресурсов в достаточном объеме, усугубляемое ростом потребности Евросоюза в импорте энергоносителей в связи с присоединением к Евросоюзу государств Центральной и Восточной Европы, и, с другой стороны, негативное отношение ряда государств-членов ЕС, в первую очередь Германии, к развитию атомной энергетики. Доминирующими внешними факторами, является, во-первых, обостряющаяся борьба за энергоносители между Евросоюзом и старыми и новыми мировыми центрами энергопотребления и, во-вторых, неравномерное расположение энергоресурсов в мире, с позиции руководства Евросоюзом, в «нестабильных странах, подверженных жестоким внутренним конфликтам», правительства которых используют факт обладания энергоресурсами в геополитических целях.
3. Безальтернативность единой внешней энергетической политики на наднациональном уровне мотивируется спорным утверждением руководства Евросоюзом, будто государства-члены ЕС сами самостоятельно не способны решить проблему своего энергообеспечения на двустороннем уровне со странами-поставщиками и транзитерами энергоносителей.
Цель внешней энергетической политики Евросоюза - обеспечение энергетической безопасности, для достижения которой институты Евросоюза уполномочены использовать все возможности внешней политики, а также политики безопасности и обороны Евросоюза. Внешней энергетической политикой Евросоюза решаются две приоритетные задачи, наиважнейшей из которых является сохранение и развитие отношений с Россией в энергетической сфере. В то же время, чтобы избавиться от «подавляющей» энергетической зависимости от России, Евросоюз решает следующую по степени важности задачу диверсификации источников поставки и путей доставки энергоносителей на европейский внутренний энергетический рынок, в первую очередь из новых независимых государств. Для решения этих задач Евросоюз выработал и проводит дифференцированные энергетические политики в отношении России и в отношении новых независимых государств. Принцип единой внешней энергетической политики Евросоюза заключается в проведении обязательной для всех государств-членов ЕС единой наднациональной энергетической политики Евросоюза, что в значительной степени противоречит интересам целого ряда государств-членов ЕС.
4. Приоритетным направлением внешней энергетической политики Евросоюза является расширение внутреннего энергетического рынка Евросоюза на окружающие и соседние с ними страны, в первую очередь посредством распространения и внедрения в них принципов и норм права Евросоюза в области энергетики, который по замыслу будет включать более 35 стран с населением, превосходящим 600 млн человек. Первым этапом реализации данного направления внешней энергетической политики Евросоюза можно считать формирование регионального энергетического рынка Юго-Восточной Европы путем заключения Договора, учреждающего Энергетическое сообщество.
5. В зависимости от значения, которое представляют для Евросоюза страны-производители и транзитеры энергоносителей, во внешней деятельности Евросоюза в энергетической сфере можно выделить географические приоритеты. Первым и особым приоритетом является Россия - крупнейший поставщик энергоносителей в государства-члены ЕС. Вторым приоритетом можно назвать энергетические отношения с Норвегией и Алжиром, следующие по значимости после России поставщики энергоносителей в Евросоюз. Третий приоритет - Турция, которую Евросоюз стремится сделать важным транзитером энергоносителей из стран Черноморского и Центральноазиатского регионов, Ближнего Востока, Северной Африки, Африки южнее Сахары и Персидского залива. Четвертый приоритет - Украина, значимость которой определяется расположением между Евросоюзом и Россией. Пятый приоритет - новые независимые государства Черноморского и Центральноазиатского регионов, которые для Евросоюза являются перспективными поставщиками и транзитерами энергоносителей. Шестым приоритетом можно определить страны Ближнего Востока и Персидского залива, Северной Африки и Африки южнее Сахары, имеющие огромный потенциал поставки и транзита энергоносителей в Евросоюз через Турцию и Средиземное море.
6. Заинтересованность Евросоюза в поддержании позитивных отношений с Россией объясняется тем, что с помощью России Евросоюз намерен справиться с вызовами современности, главным из которых является вызов энергобезопасности Евросоюза. Россия является главным приоритетом внешней энергетической политики Евросоюза. Энергетическая политика Евросоюза в отношении России мотивируется двумя факторами. Первый объективная фактор - значительная зависимость от импорта энергоносителей из России. Второй субъективный фактор - это два опасения, будто в будущем Россия при определенных обстоятельствах не будет поставлять на европейский внутренний энергетический рынок необходимые объемы энергоносителей.
При этом Евросоюз официально признает факт выполнения Россией даже в самые неблагоприятные периоды своей истории взятых перед государствами-членами ЕС обязательств по поставке энергоносителей. Надуманным является опасение, что Россия станет использовать энергетическую зависимость Евросоюза для достижения политических целей, чем поставит под угрозу безопасность и экономическое развитие Евросоюза. Нереалистичным является также опасение, что Россия недостаточно инвестирует в российскую энергетику, что впоследствии не позволит России выполнять свои договорные обязательства по поставке энергоносителей в Евросоюз.
7. Целью энергетической политики Евросоюза в отношении России является интегрирование энергетического рынка России во внутренний энергетический рынок Евросоюза. Для достижения указанной цели Евросоюзом решаются две задачи: обеспечение безопасности энергопоставок - создание условий для гарантированных поставок из России на европейский внутренний энергетический рынок необходимых Евросоюзу объемов энергоносителей; обеспечение доступности энергопоставок - создание условий для гарантированных поставок из России на европейский внутренний энергетический рынок энергоносителей по цене, устраивающей Евросоюз. Формой взаимодействия Евросоюза с Россией в энергетической сфере является Энергодиалог Евросоюз-Россия.
8. Отношения между Евросоюзом и Россией в энергетической сфере опираются на две политико-правовые основы. Многосторонняя политико-правовая основа взаимодействия Евросоюза и России в энергетической сфере - это инициированный Евросоюзом Договор к Энергетической хартии, который Россия подписала (как и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам) в 1994 году и применяла его на временной основе до 2009 года включительно. Уведомив о своем отказе становиться договаривающейся стороной, Россия указала на готовность использовать положительные наработки договора и обсуждать темы его модернизации. Позиция Евросоюза состоит в настойчивом намерении продолжения применения, в том числе и Россией Договора к Энергетической хартии.
Официально целью Договора к Энергетической хартии является установление политико-правовой структуры для содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики, основанному на взаимной дополняемости и взаимной выгоде. Однако реальной целью договора является создание единого мирового энергетического рынка посредством открытия национальных энергетических рынков, в частности, стран-производителей энергоносителей и установления над ними внешнего управления. Деятельность секретариата Энергетической хартии направлена на замену двусторонних отношений между государствами в энергетической сфере многосторонними отношениями, регулируемыми Договором к Энергетической хартии.
9. Двусторонняя политико-правовая основа взаимодействия Евросоюза и России в энергетической сфере - Соглашение между Европейским Экономическим Сообществом и Европейским Сообществом Атомной Энергии и Союзом Советских Социалистических Республик о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве 1989 года и пришедшее ему на смену в 1994 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой стороны. Анализ норм обоих соглашений свидетельствует о том, что во время их подписания энергетика не являлась для сторон приоритетной областью взаимодействия. В настоящее время проходят переговоры по новому соглашению, о необходимости заключению которого Евросоюз и Россия договорились в 2007 году.
Потенциал взаимодействия между Евросоюзом и Россией в энергетической сфере превосходит потребность обеих сторон в решении проблем энергетики, поскольку указанное взаимодействие, помимо того, что служит интересам экономической безопасности, также является стабилизирующим фактором политической безопасности в мире. Отношения между Евросоюзом и Россией в энергетической сфере, какими они станут в результате заключения нового соглашения, будут не только определять международный климат на европейском континенте, но и воздействовать на формирование политических, экономических и социальных процессов в мире.
10. Евросоюз проводит в отношении новых независимых государств особую внешнюю энергетическую политику, обусловленную их большим потенциалом, способным служить интересам Евросоюза, а также задачей диверсификации источников поставки и путей доставки энергоносителей на европейский внутренний энергетический рынок. Формирование энергетической политики Евросоюза в отношении новых независимых государств мотивирована действием трех факторов: острой зависимостью большинства государств-членов ЕС и Евросоюза в целом от импорта энергоносителей; выходом Евросоюза к Черному морю вследствие присоединения к Евросоюзу Болгарии и Румынии; особой заинтересованностью в распространении и упрочении своего влияния в Черноморском и Центральноазиатском регионах Германии, добившейся принятия двух специальных политик для этих регионов во время своего председательствования в Евросоюзе.
11. Энергетическая политика Евросоюза в отношении новых независимых государств представляет собой постепенно сформированную, сложно структурированную совокупность энергетических политик на уровне всего пространства новых независимых государств и на региональных уровнях. Энергетическая политика Евросоюза в отношении всех новых независимых государств подчинена достижению двуединой цели: интегрированию энергетических рынков этих стран во внутренний энергетический рынок Евросоюза и одновременно ослаблению влияния в них России. Энергетическая политика Евросоюза в отношении новых независимых государств направлена на решение трех задач, которыми являются: на уровне всего пространства новых независимых государств: 1) обеспечение беспрепятственной и бесперебойной транспортировки энергоносителей из новых независимых государств - посредством исполнения программы Межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу - посредством исполнения программы ИНОГАТЕ и 2) формирование энергетических рынков новых независимых государств в интересах Евросоюза - посредством исполнения «Инициативы Баку»; а также на региональных уровнях: 3) устранение политических препятствий в обеспечении энергетических интересов Евросоюза - посредством исполнения неразрывно связанных между собой политик для Черноморского и Центральноазиатского регионов: политики Черноморской синергии и Стратегии для Центральной Азии.
12. Политика Черноморской синергии, распространяющая свое действие на Азербайджан, Армению, Грузию, Молдавию и Украину, направлена на установление контроля Евросоюза над эксплуатацией и строительством путепроводов для транспортировки энергоносителей из этих стран и через них в Евросоюз, а также над разработкой расположенных в этих странах месторождений энергоносителей.
Приоритетным партнером Евросоюза в Черноморском регионе является Украина. Энергетическая политика Евросоюза в отношении Украины направлена на снижение влияния в ней России, вовлечение украинского энергетического сектора экономики в европейский внутренний энергетический рынок посредством приведения украинского законодательства в области энергетики в соответствие с нормами и принципами энергетического права Евросоюза, а также посредством установления зависимости Украины от финансовой помощи Евросоюза и международных финансовых институтов.
13. Значение энергетических ресурсов Азербайджана, а также географического положения Армении и Грузии на пути транспортировки азербайджанских, центральноазиатских и иранских энергоносителей являются объяснением того, что политика Черноморской синергии особым направлением обращена к новым независимым государствам Южного Кавказа. Приоритетным партнером Евросоюза на Южном Кавказе является Азербайджан, который, со своей стороны, осуществляет активную, целеустремленную энергетическую политику в отношении Евросоюза. Зависимое положение Евросоюза от поставок энергоносителей из Азербайджана через Грузию является дополнительным объяснением направленности политики Евросоюза на поддержку этих стран в требовании вернуть им выделившиеся и провозгласившие свою независимость Абхазию, Южную Осетию и Нагорный Карабах.
14. Стратегия для Центральной Азии, действующая в отношении Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, направлена, в первую очередь на преодоление отставания Евросоюза в Центральноазиатском регионе от других мировых центров силы: России, Китая, Турции и США, которые уже обеспечили свое значительное присутствие в богатом энергоресурсами и расположенном в центре Азии Центральноазиатском регионе. Принятие особой политики в отношении новых независимых государств Центральной Азии свидетельствует об осознании возрастающей значимости этого региона для обеспечения энергобезопасности Евросоюза.
Приоритетным партнером Евросоюза в Центральноазиатском регионе является Казахстан, который помимо обладания огромными энергетическими ресурсами характеризуется наибольшей политической стабильностью. Следующей по значимости центральноазиатской страной для энергообеспечения Евросоюза является Туркменистан - крупнейший производитель углеводородов региона Каспийского моря, являющегося местом столкновения энергетических интересов и средоточием энергетических политик мировых энергопотребляющих центров силы.
15. Приоритетным проектом энергетической политики Евросоюза в отношении новых независимых государств является создание Транскаспийского-Трансчерноморского энергетического коридора - строительство газопровода «Набукко». Помимо стремления решить проблему энергообеспечения и преодолеть зависимость от поставок газа из России Евросоюз этим проектом осуществляет геополитическое позиционирование в отношении других мировых центров силы, в частности Китая. Принимая во внимание, что на предполагаемом пути прохождения газопровода «Набукко» очень значительными запасами энергоносителей обладает Иран, а не страны Южного Кавказа, Центральной Азии и даже не Ирак, можно сделать вывод о том, что стратегической энергетической целью Евросоюза в Азии является транспортировка иранских энергоносителей на европейский внутренний энергетический рынок.
16. Евросоюз рассматривает деятельность других центров силы в целом, и прежде всего России на территории новых независимых государств как угрозу своей энергетической безопасности. Формирование и проведение Евросоюзом дифференцированных энергетических политик в отношении России и в отношении новых независимых государств продиктовано в большой степени стремлением противостоять России. Более того, активность Евросоюза в новых независимых государствах в целях обеспечения энергетических интересов сопровождается стремлением Евросоюза гарантировать свое военное присутствие в регионе, что не только снижает потенциал взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Евросоюзом в энергетической сфере, но и делает ситуацию на постсоветском пространстве взрывоопасной.
17. В процессе взаимодействия с руководством Евросоюза российской стороне целесообразно стремиться убедить Евросоюз в том, что сотрудничество Евросоюза с Россией в новых независимых государствах в энергетической сфере отвечает интересам энергетической безопасности государств-членов ЕС и всего Евросоюза в большей степени, чем односторонние шаги и противоборство. Плодотворное сотрудничество способствовало бы не только формированию взаимовыгодных и доверительных отношений между Россией и Евросоюзом, но и развитию новых независимых государств в обстановке мира и стабильности.
2.Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств. Инновационная образовательная программа МГИМО (У) МИД России (Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 года) / И.Г. Пашковская. – М. : Проспект, 2010. - 168 с. (10,5 п.л., 3 издания: ISBN: 978-5-392-01189-6, 300 экз., ISBN: 978-5-392-00874-2, 300 экз., ISBN: 978-5-392-02035-5, 50 экз.).
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК – 7,8 п.л.:
3.Пашковская И.Г. Мотивация энергетической политики Европейского Союза в отношении России / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - № 11. - с. 39-42 (0,4 п.л.).
4.Пашковская И.Г. Лиссабонский договор: регулирование деятельности Европейского Союза в энергетической сфере / И.Г. Пашковская // Право и политика. – 2011. - № 8. - с. 1335-1340 (0,7 п.л.).
5.Пашковская И.Г. Правовые основы взаимодействия России и Европейского Союза в энергетической сфере / И.Г. Пашковская // Право и политика. – 2011. - № 7, с. 1139-1148 (1 п.л.).
6.Энергетическая политика Европейского Союза в отношении Украины / И.Г. Пашковская // Национальная безопасность. – 2011. - № 3-4. - с. 68-74 (0,6 п.л.).
7.Пашковская И.Г. Варианты реагирования Россией на принятие Евросоюзом Третьего законодательного пакета по энергетике / И.Г. Пашковская // Право и политика. – 2011. - № 5. - с. 832-842 (1,1 п.л.).
8.Пашковская И.Г. Турция в деятельности Евросоюза по энергообеспечению государств-членов ЕС / И.Г. Пашковская // Вестник МГИМО. – 2010. - № 5. - с. 217-223 (0,9 п.л.).
9.Пашковская И.Г. Газопровода «Набукко»: проект создания / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. - № 4. - с. 71-80 (1,1 п.л.).
10.Пашковская И.Г. Деятельность Евросоюза на Южном Кавказе / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 5. - с. 59-63 (0,5 п.л.).
11.Пашковская И.Г. Внешняя энергетическая политика Европейского Союза / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения». – 2009. - № 1. - с. 61-69 (0,9 п.л.).
12.Пашковская И.Г. Проблемы энергетического обеспечения Европейского Союза / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 10. - с. 51-56 (0,6 п.л.).
Части в сборниках – 3,1 п.л.:
13.Пашковская И.Г. Мотивация энергетической политики Европейского Союза в отношении России и проблемы инвестирования в энергетический сектор / И.Г. Пашковская // Ежегодник ИМИ — 2012. – М. : МГИМО-Университет, 2012. - с. 415-424 (0,6 п.л.).
14.Пашковская И.Г. Участие Европейского Союза в урегулировании вооруженного конфликта августа 2008 года в Грузии – Южной Осетии – Абхазии / И.Г. Пашковская // В поисках новой роли: международные организации безопасности в евроатлантическом и евразийском регионах. Сборник статей ИМИ МГИМО (У) МИД России. Под ред. А.И. Никитина, А.А. Казанцева. - М. : МГИМО-Университет, 2011. - с. 109-122 (0,8 п.л.).
15.Пашковская И.Г. Деятельность Евросоюза в отношении Турции в рамках проекта строительства газопровода «Набукко» / И.Г. Пашковская // Ежегодник ИМИ — 2010. – М. : МГИМО-Университет, 2011. - с. 137-145 (0,5 п.л.).
16.Пашковская И.Г. Энергетическая политика Евросоюза в отношении Украины / И.Г. Пашковская // Ежегодник ИМИ – 2010. – М. : МГИМО-Университет, 2011. - с. 145-155 (0,6 п.л.).
17.Пашковская И.Г. Посредническая деятельность Европейского Союза по урегулированию конфликта в Грузии августа 2008 года / И.Г. Пашковская // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V Конвента РАМИ. Под общей редакцией ректора МГИМО (У) МИД России академика РАН А. В. Торкунова. Т. 19. Международные организации и обеспечение международной безопасности. Редактор тома А. А. Орлов. - М. : МГИМО-Университет, 2009. - с. 73-80 (0,6 п.л.).
Аналитические доклады Института международных исследований МГИМО (У) МИД России – 15,2 п.л.:
18.Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России. Аналитические доклады ИМИ МГИМО (У) МИД России / И.Г. Пашковская. - М.: МГИМО-Университет, 2011. - Вып. 5(29), октябрь 2011. – 45 с. (4,1 п.л.).
19.Пашковская И.Г. Европейский Союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств. Аналитические доклады ИМИ МГИМО (У) МИД России И.Г. Пашковская. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - Вып. 1(22), июль 2009. – 83 с. (6 п.л.).
20.Пашковская И.Г. Европейский Союз: формирование внешней энергетической политики. Аналитические доклады НКСМИ МГИМО (У) МИД России / И.Г. Пашковская. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - Вып. 1(20), июнь 2008. – 68 с. (5,1 п.л.).
Аналитические записки Института международных исследований МГИМО (У) МИД России для Администрации Президента России, МИД России и др. государственных учреждений - 6 п.л.:
21.Пашковская И.Г. Политико-правовые основы взаимодействия Европейского Союза и России в энергетической сфере / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - июнь 2012 года (1,1 п.л.).
22.Пашковская И.Г. Развитие Энергодиалога России со странами Евросоюза. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - май 2012 года (0,5 п.л.).
23.Пашковская И.Г. Наднациональные черты Европейского Союза / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - март 2012 года - 0,2 л.;
24.Пашковская И.Г. Лиссабонский договор: регулирование деятельности Европейского Союза в энергетической сфере. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - октябрь 2011 года (0,7 п.л.).
25.Пашковская И.Г. Варианты реагирования России на принятие Евросоюзом Третьего законодательного пакета по энергетике. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - июнь 2011 года (0,9 п.л.).
26.Пашковская И.Г. Мотивация энергетической политики Европейского Союза в отношении России и проблемы инвестирования в энергетический сектор. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - май 2011 года (0,5 п.л.).
27.Пашковская И.Г. Сотрудничество с Россией в энергетической сфере как приоритетное направление внешней энергетической политики Европейского Союза. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - февраль 2011 года (0,6 п.л.).
28.Пашковская И.Г. Энергетическая политика Евросоюза в отношении Украины. Аналитические записки (Благодарность Директора Второго департамента стран СНГ МИД РФ от 28.07.2010 и Благодарность Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам от 30.07.2010) / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - июль 2010 года (0,6 п.л.).
29.Пашковская И.Г. Деятельность Евросоюза в отношении Турции в рамках проекта строительства газопровода «Набукко». Аналитические записки (Благодарность Управления Президента РФ по внешней политике Администрации Президента РФ от 09.07.2010) / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - июль 2010 года (0,5 п.л.).
30.Пашковская И.Г. Позиция и действия Европейского Союза в отношении конфликта в Грузии – Южной Осетии – Абхазии. Аналитические записки / И.Г. Пашковская. ИМИ МГИМО (У) МИД России. - сентябрь 2008 года (0,4 п.л.).
ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ – 24,5 п.л.:
31.Пашковская И.Г. Европейская экономическая и валютная интеграция: Аспекты права Европейского Союза. Монография / И.Г. Пашковская. – М. : ЭЛЕКС-КМ, 2003. 200 с. (10,7 п.л., ISBN: 5-93815-017-5, 1000 экз.).
32.Пашковская И.Г. Европейский Союз: помощь развитию России посредством реализации программы ТАСИС и программы по демократизации и правам человека, а также оказания гуманитарной помощи. Аналитические доклады НКСМИ МГИМО (У) МИД России / И.Г. Пашковская. - М. : МГИМО-Университет, 2006. - Вып. 8(13), октябрь 2006. – 72 с. (5,4 п.л.).
33.Пашковская И.Г. Европейский Союз: помощь развитию. Аналитические доклады НКСМИ МГИМО (У) МИД РФ / И.Г. Пашковская. - М.: МГИМО-Университет, 2006. - Вып. 2(7), март 2006. – 40 с. (2,7 п.л.).
34.Пашковская И.Г. Борьба с терроризмом и беспорядками: «политкорректная» линия ЕС против эксцессов национальных правительств / И.Г. Пашковская совместно с А.А. Казанцым, Е.Р. Ворониным, Л.Ю. Гусевым // Политика США и ключевых государств-членов ЕС в области борьбы с терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка. Аналитические доклады ИМИ МГИМО (У) МИД России: Аналитический центр, Центр евро-атлантической безопасности. - М. : МГИМО-Университет, 2012. - Вып. 4(34), июнь 2012. – с. 28-32 (0,3 п.л.).
35.Пашковская И.Г. Деятельность Европейского Союза в России по программе ТАСИС / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения, 2007. - № 8. - с. 42-51 (1,1 п.л.).
36. Пашковская И.Г. Помощь Европейского Союза иностранным государствам / И.Г. Пашковская // Мировая экономика и международные отношения, 2006. - № 3. - с. 54-58 (0,4 п.л.).
37.Пашковская И.Г. Институциональная основа внешней помощи Европейского Союза (в контексте ее политической составляющей) / И.Г. Пашковская // Международное право - International Law, 2006. - № 2(26). - с. 140-162 (1,1 п.л.).
38.Пашковская И.Г. Правовые основы экономического сотрудничества государств-членов Европейского Союза / И.Г. Пашковская // Московский журнал международного права, 2003. - № 2. - с. 168-183 (0,7 п.л.).
39.Пашковская И.Г. Эволюция Европейской экономической и валютной интеграции / И.Г. Пашковская // Московский журнал международного права, 2002. - № 3. - с. 31-46 (0,8 п.л.).
40.Пашковская И.Г. Правовые проблемы развития Экономического и Валютного Союза Европейского Сообщества / И.Г. Пашковская // Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований. Под ред. А.В. Торкунова. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - с. 539-545 (0,4 п.л.).
41.Пашковская И.Г. Насущные проблемы Европейской экономической и валютной интеграции / И.Г. Пашковская // Правовые аспекты Европейской интеграции. Материалы международных научно-практических конференций. Февраль, июнь 2001 г. Москва. – М. : МГИМО-Университет, 2002. - с. 111-113 (0,1 п.л.).
42.Пашковская И.Г. Без названия / И.Г. Пашковская // Россия и Европейское право. Материалы международной научно-практической конференции 11-12 мая 2000 г., г. Москва. – М. : Норма, 2001. - с. 282-285 (0,2 п.л.).
43.Пашковская И.Г. Участие государств-членов ЕС в помощи развитию под эгидой ООН / И.Г. Пашковская // Мир и Согласие, 2005. - № 4 (25). - с. 67-75 (0,3 п.л.).