Научная тема: «РУССКИЙ БАЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Временными рамками серебряного века является диапазон с 1890 по 1939 годы: 1890-1917 годы - реализация серебряного века в России; 1917-1939 годы - воспроизводство отечественной культуры в условиях эмиграции, продолжение серебряного века. Апогей серебряного века - 1909-1914 годы, где центральное место отведено русским сезонам С.П. Дягилева.
  2. Эпохе серебряного века присущи уникальные, ярко выраженные именно в данном периоде отечественной культуры характеристики:
    •  возвращение к «русской античности» на новом смысловом уровне, отразившемся во всех слагаемых целостного культурного процесса;
    •  стремление к синтезу искусств;
    •  достижение оптимального сплава традиций и новаций;
    •  сближение элитарной культуры и культуры низов;
    •  яркое проявление русской интеллигенции;
    •  формирование так называемого «ренессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон;
    •  расцвет меценатства в сфере культуры - «золотой век русского меценатства»;
    •  беспрецедентное в истории России число прорывов, значимых для мировой культуры;
    •  исключительная роль книги и периодики.
  3. В истории  отечественного балета нашли свое отражение восемь доминантных черт, присущих ментальности русской культуры, указанных в трудах профессора А.А. Аронова («История русской культуры: узловые вопросы» М., 1999):
    •  неразрывная, органическая связь отечественной культуры с христианством, а конкретно - с православием;
    •  объективное сохранение, наследование многих элементов языческой культуры и как следствие - создание ряда спектаклей на языческую тематику;
    •  народность;
    •  развитие культуры, а вместе с ним и балета рывками (= толчками);
    •  лояльный, гуманный характер отечественной культуры, проявляющий себя во взаимоотношениях с другими культурами;
    •  существование в русском балете такого явления отечественной культуры как «полярности»;
    •  проявление милосердия (благотворительности) в деятельности русских танцовщиков, балетмейстеров, а также в деятельности меценатов сцены;
    •  историческое формирование отечественной культуры  на особом социо-этно-культурном пространстве, принадлежащем к Европе и Азии, что отразилось на репертуаре русской балетной сцены.
  4. В аспекте взаимосвязи традиций и новаций важное место занимает триада: традиция - новация - обогащенная традиция, по принципу которой реально происходит прогрессивное движение отечественной культуры. Отрицание традиций иллюзорно: традиция, цикличная в своем развитии, зарождается, формируется, активно функционирует и взаимодействует с новациями, разрушается, отмирает или трансформируется, возрождается в виде обогащенной за счет новаций традиции. Уникальность русского культурного ренессанса - в количественном и качественном преобладании новаций (по сравнению с другими эпохами). Никогда еще в русской культуре и искусстве проблема традиций и новаторства не стояла столь остро, а используемые традиции не отличались таким многообразием, как в период серебряного века. Но традиции, из какой бы эпохи они не заимствовались, носили яркий, новаторский отпечаток творческой индивидуальности автора. Прошлое прослеживалось через призму современности. Зачастую, традиции и новации настолько тесно были связаны друг с другом, что относились к одному и тому же течению или направлению, к одному и тому же художнику и мыслителю, нередко к одному и тому же произведению.
  5. Традиция балета главным образом заключена в классическом танце, а привлечение к нему движений из акробатики, гимнастики (что впервые произошло в эпоху серебряного века), способствуют новаторскому движению вперед. Отказ от классического танца неминуемо ведет к утрате балета как вида искусства. Как показало исследование, хореографы серебряного века, развивая балетное искусство, вырабатывали художественные методы, создавали спектакли, даже самые новаторские, опираясь на принципы построения классического балетного спектакля. Одни - развивали их, другие - проявляя бунтарский нрав, противопоставляли свои новации принципам построения классического спектакля. Но диалог с классикой балетного прошлого не прерывался.
  6. Культурный ренессанс Русского Зарубежья наиболее ярко проявил себя в области балета: торжество Фокина, театрально-декорационного искусства, балетной музыки русских композиторов. Балет как синтетический вид искусства, основными компонентами которого являются музыка, хореография, сценография, в эпоху серебряного века пережил подлинный расцвет за счет обогащения каждого из компонентов крупнейшими творцами своей области.
  7. Историческую миссию танцовщиков и балетмейстеров первой волны можно определить по двум направлениям: русские эмигранты основали новые национальные балетные школы, как это произошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, и восстановили, вывели из кризиса мировые балетные школы - Франции  и Англии. 
  8. Постепенно в  репертуаре танцовщиков и балетмейстеров первой волны эмиграции появлялись балеты на местные темы с элементами национальной (присущей региону эмиграции) музыки, в труппы включались иностранные танцовщики, в основном выращенные силами русских эмигрантов. Неизменным оставалось одно - традиция русской балетной школы, традиция как методика обучения, сложившаяся в ходе двухвекового существования.
  9. Дальневосточная эмиграция первой волны тесно связана как с эмигрантскими колониями в США, Австралии, так и с колониями  в странах Южной Америки, имеет общие особенности и закономерности, тесные культурные и политические связи, что подтверждают следующие факты:
    •  именно русские эмигранты первой волны познакомили китайцев с европейским классическим балетом;
    •  силами эмигрантов первой волны в крупнейших центрах сосредоточения русских танцовщиков и балетмейстеров в Харбине и Шанхае были поставлены лучшие классические и новационные балеты, привнесенные с отечественной сцены;
    •  большинство эмигрантов, занимавшихся педагогической деятельностью, получили образование в крупнейших русских балетных школах. В свою очередь, их ученики  получили образование, в основу которого легла русская школа классического танца;
    •  русские танцовщики и балетмейстеры эмигранты, проживавшие в Китае, занимались активной гастрольной деятельностью, что значительно расширяет ареал распространения русской школы классической танца в Тихоокеанском регионе и сближает с подобными русскими коллективами, работавшими в США и Западной Европе.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Ведерникова, М.А. Балет как социокультурный феномен (к 100-летию русских балетных сезонов С.П. Дягилева) / М.А. Ведерникова. - М.: Экон-Информ, 2010.– 160 с. (10 п.л.).

2.Ведерникова, М.А. Русские танцовщики и балетмейстеры в контексте культуры Русского Зарубежья (1917-1939 гг.). Биографический энциклопедический словарь / М.А. Ведерникова. - М.: Экон-Информ, 2011.– 154 с. (9,75 п.л.).

3.Ведерникова, М.А. Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века / М.А. Ведерникова. - М.: Экон-Информ, 2012. - 259 с. (16,25 п.л.).

Статьи в периодических изданиях из перечня ВАК

4.Ведерникова, М.А. Синтез искусств – интегративная основа балета: культурологический анализ / М.А. Ведерникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. - №3. – С. 102-106. (0,3 п.л.).

5.Ведерникова, М.А. Временные рамки серебряного века: проблемы периодизации / М.А. Ведерникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. - №6 (ноябрь-декабрь). С. 45-52. (0,5 п.л.).

6.Ведерникова, М.А. Ольга Иосифовна Преображенская как выдающийся педагог классического танца ХХ в. / М.А. Ведерникова // Ярославский педагогический вестник – 2011 - № 1 – Том I (Гуманитарные науки). С. 244-246. (0,2 п.л.).

7.Ведерникова, М.А. Учитель - повторись в ученике: О.И. Преображенская и её студия / М.А. Ведерникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №2 (март-апрель). С. 204-206. (0,2 п.л.).

8.Ведерникова, М.А. Воспроизводство достижений русской школы классического танца за рубежом, 1917-1939 гг. (на примере деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров) / М.А. Ведерникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №1 (январь-февраль). С. 232-236. (0,3 п.л.).

9.Ведерникова, М.А. Сущностные черты русского культурного ренессанса / М.А. Ведерникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №5 (сентябрь-октябрь). С. 70-75. (0,4 п.л.).

10.Ведерникова, М.А. Временное пространство русского культурного ренессанса / М.А. Ведерникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 2. С. 42-44. (0,2 п.л.).

11.Ведерникова, М.А. Ретрансляция достижений русской балетной школы в первую волну эмиграции, 1917-1939 / М.А. Ведерникова // Ярославский педагогический вестник – 2012 - № 1 – Том I (Гуманитарные науки). С. 282-284. (0,2 п.л.).

12.Ведерникова, М.А. Балетная пушкиниана на отечественной сцене / М.А. Ведерникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 10. Ч. 1. С. 63-65. (0,2 п.л.).

13.Ведерникова, М.А. Деятельность отечественных танцовщиков и балетмейстеров эмигрантов первой волны в Китае (на примере творчества В.К. Ижевского) / М.А. Ведерникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 10. Ч. 2. С. 40-44. (0,3 п.л.).

Статьи и материалы

14. Ведерникова, М.А. Юрий Алексеевич Бахрушин как историограф русского балета / М.А. Ведерникова // Культурная антропология: традиции и новации глазами молодых: сборник научных статей. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 69-73. (0,3 п.л.).

15. Ведерникова, М.А. Ольга Александровна Спесивцева: этапы жизни и творчества / М.А. Ведерникова // Культура русского зарубежья: материалы научной конференции. – М.: МГУКИ, 2003. - С. 117-123. (0,4 п.л.).

16. Ведерникова, М.А. Становление советского балета: Ф.В. Лопухов как балетмейстер / М.А. Ведерникова // Культурные ориентиры развития российского общества: материалы научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2004. - С. 27-33. (0,4 п.л.).

17. Ведерникова, М.А. Состояние русского танцевального и исполнительского искусства в эмиграции (1917-1939 гг.) / М.А. Ведерникова // Этнокультурное разнообразие и проблема взаимодействия культур: сб. преподавательских, аспирантских и студенческих работ. – М.: МГУКИ, 2004. - С.119-127. (0,5 п.л.).

18. Ведерникова, М.А. Развитие балетной музыки до русских сезонов С.П. Дягилева / М.А. Ведерникова // Творчество как социокультурное явление: материалы научной конференции. – М.: МГУКИ, 2005. - С. 92-99. (0,5 п.л.).

19. Ведерникова, М.А. Вклад И.Ф. Стравинского в развитие балетной музыки / М.А. Ведерникова // Созидательная миссия культуры: сборник статей молодых ученых. – М.: МГУКИ, 2005. - С. 64-66. (0,2 п.л.).

20. Ведерникова, М.А. Интерпретация произведения А.С. Пушкина в балете / М.А. Ведерникова // 75-летие творчества и созидания: наука, культура, образование ХХI в.: сборник статей. – М.: МГУКИ, 2006. - С.19-21. (0,2 п.л.).

21. Ведерникова, М.А. Вклад «Мира искусства» в оформление балетных спектаклей / М.А. Ведерникова // Россия и Европа: историко-культурные параллели: материалы научной конференции. – М.: МГУКИ, 2005. - С. 71-77. (0,4 п.л.).

22. Ведерникова, М.А. Драматургия спектаклей труппы С.П. Дягилева / М.А. Ведерникова // Россия и Европа: историко-культурные параллели: материалы научной конференции. – М.: МГУКИ, 2005. - С. 50-56. (0,4 п.л.).

23. Ведерникова, М.А. Содержательные составляющие балета как системы / М.А. Ведерникова // Литературно-художественный и научно-просветительский альманах «Зеркало». Выпуск 2. М., 2009. с.232-236. (0,3 п.л.).

24. Ведерникова, М.А. Балетная сценография в творчестве художников направления «Мир искусства»: А. Бенуа и Л. Бакста / М.А. Ведерникова // Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире: Сборник статей международной научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2009. С. 128-141. (0,9 п.л.).

25. Ведерникова, М.А. Многообразие литературно-художественных образов в балетах антрепризы С.П. Дягилева / М.А. Ведерникова // Инновационные модели и проекты культурного пространства: Сборник статей молодых ученых (по материалам научно-практической конференции. Москва, 23 декабря, 2009 года). – М.: МГУКИ, 2009. С. 93-99. (0,4 п.л.).

26. Ведерникова, М.А. Значение литературы для балетного театра / М.А. Ведерникова // Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности: Сборник статей молодых ученых (по материалам научно-практической конференции). – М.:МГУКИ, 2010. С. 54-59. (0,4 п.л.).

27. Ведерникова, М.А. Вклад журнала-манифеста «Золотое Руно» в историю отечественной культуры / М.А. Ведерникова // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: [сборник статей преподавателей МГУКИ]: в 2 ч./ науч.ред. Л.С. Жаркова, В.М. Беспалов, В.Г. Иванова. - МГУКИ, 2011. – Ч. I. – 176 с. С. 146-151. (0,4 п.л.).

28. Ведерникова, М.А. Золотой век отечественного балета: к 100-летию дягилевской антрепризы / М.А. Ведерникова // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых (по материалам научно-практической конференции). – М.: МГУКИ, 2010. – 137 с. С. 95-100. (0,4 п.л.)

29. Ведерникова, М.А. Театр в блокадном Ленинграде / М.А. Ведерникова // Роль духовного фактора в ВОВ: Сборник статей (по материалам круглого стола) / Науч. Ред. И.Н. Романов, В.А. Тихонова. – М.: МГУКИ, 2010. – 90 с. С. 68-72. (0,3 п.л.).

30. Ведерникова, М.А. Значение сотрудничества профессиональных художников-декораторов с балетным театром / М.А. Ведерникова // Зеркало. Литературно-художественный и научно-просветительский альманах Московского государственного университета культуры и искусств. Выпуск № 3. М., 2010. С. 118-127. (0,6 п.л.).

31. Ведерникова, М.А. Культурный потенциал России в контексте диалога культур: русская и французская балетные школы / М.А. Ведерникова // Пути реализации культурного потенциал России: Сборник статей/ Науч.ред. В.А. Тихонова, Г.А. Смирнов, Д.А. Сторублевцева. – М.: МГУКИ, 2011. – 114 с. С.80-85. (0,4 п.л.).

32. Ведерникова, М.А. Диалог культур: взаимовлияние русской и французской балетных школ / М.А. Ведерникова // Россия – Франция: диалоги «на границах» культурных миров: Материалы научной конференции в рамках года Франции в России и России во Франции / Под общ.ред. И.В. Малыгиной. – М.: МГУКИ, 2011. – 142 с. С. 119-124. (0,4 п.л.).

33. Ведерникова, М.А. Сущностное и временное пространство русского культурного ренессанса / М.А. Ведерникова // Образование и культуры: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 1. – М.: МГУКИ, 2011. – 186 с. С.48-63. (1 п.л.).

34. Ведерникова, М.А. Характерные черты серебряного века / М.А. Ведерникова // Образование и культура: научный поиск молодых учёных. Альманах. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 72 -81. (0,6 п.л.).

35. Ведерникова, М.А. Принципиальные особенности взаимосвязи традиций и новаций серебряного века / М.А. Ведерникова // Образование и культура: научный поиск молодых учёных. Альманах. Выпуск 5. - М.: МГУКИ, 2012. - С. 51-64. (0,9 п.л.)

36. Ведерникова, М.А. Народно-патриотические балеты И.И. Вальберха / М.А. Ведерникова // Отечественная война 1812 года в науке, литературе, искусстве. М.: Экон-информ, 2012. – С. 55-60. (0,4 п.л.).

37. Ведерникова, М.А. Традиции как часть духовных основ культуры человека / М.А. Ведерникова // Духовные основы культуры человека: Сборник статей / В.А. Тихонова, С.А. Касаткина, Д.А. Сторублевцева. – М.: МГУКИ, 2012. – С. 22 – 26. (0,3)

Учебно-методические публикации:

38. Ведерникова, М.А. Социально-культурные технологии. Учебная программа / М.А. Ведерникова. - М.: МГУКИ, 2010. – 24 с. (1,5 п.л.).