- Данная диссертация является первым комплексным исследованием пост-реформационного католического сообщества в Англии, охватывающего и политические, и социальные аспекты его истории, а также и анализ его религиозной культуры. Широта охвата была достигнута благодаря впервые примененному к истории английских католиков методу «микросоциальной истории». Это позволило рассмотреть ряд тем, которые ранее не исследовались. Впервые было проанализировано влияние магнатов-католиков на парламентские выборы в графствах, а также и церковный патронат католиков по отношению к протестантским приходам. В результате впервые было показано, что влияние землевладельцев-католиков не ограничивалось рамками их конфессиональной общины, а католики были хорошо интегрированы в местное сообщество. Этот вывод подкрепляют и предложенные автором новые интерпретации практики крещения детей-католиков в приходах, а также и других аспектов взаимодействия католиков со своими соседями.
- Впервые исследовалось представление католической семьи (Монтегю) в английском политическом дискурсе XVI - начала XVII столетий. В связи с этим впервые было проведено детальное изучение ряда печатных текстов и рукописей, связанных с Монтегю, некоторые из них впервые датированы, и высказаны гипотезы об их авторстве. Были предложены новые интерпретации ряда текстов, включая парламентские речи виконтов Монтегю и представления по случаю визита Елизаветы I в их поместье Каудрей.
- В работе выявлены также особенности литургической культуры английских католиков в пост-Тридентскую эпоху (ее визуальная сдержанность, сосредоточенность на таинстве причастия и на проповеди), особый вариант клерикализма в подвергавшемся преследовании сообществе, где духовенство, несмотря на зависимость от покровительства дворян-католиков, пользовалось огромным моральным авторитетом, как «живые святые». Проанализировано также приспособление форм традиционного благочестия под нужды проповеди католической реформы в условиях преследований. В связи с этим был введен в научный оборот ранее неизвестный материал, связанный с паломничествами католиков в Сассексе.
1.Серегина А.Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI – начала XVII вв. СПб., 2006. 18 п.л. 296 с.
Научные публикации в ведущих изданиях, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования и науки РФ:
2. Серегина А.Ю. Англичане или католики? Католические памфлетисты XVI – начала XVII века в истории английской политической мысли // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011. С. 61-73.
3. Серегина А.Ю. Античные историки в английской полемической литературе конца XVI – начала XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 15. М., 2005. С. 77-90.
4. Серегина А.Ю. Британия или Испанская империя: наследование английского престола в XVI в. // Средние века. Вып.73 (1-2). 2012. С. 92-112.
5. Серегина А.Ю. Верность королеве и долг католика: крещение Мэри Браун (1594г.) // Средние века. Вып. 68 (2). М., 2007. С. 5-32.
6. Серегина А.Ю. Веротерпимость и религиозные преследования: августиновская традиция в английской религиозной полемике конца XVI – начала XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. М., 2001. 136-154;
7. Серегина А.Ю. Виконты Монтегю: семейная история в контексте конфессионального конфликта XVIв. // Средние века. Вып. 71 (1-2). М., 2010. С. 223-241.
8. Серегина А.Ю. Идея народного договора в елизаветинской Англии: Роберт Парсонс и его «Рассуждение о наследовании английского престола» // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып.1 М., 1999. С. 279-294.
9. Серегина А.Ю. Изгнание из Оксфорда // Казус-2005. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 2006. С. 175-193.
10. Серегина А.Ю. «Истинная» реформация Англии в представлении английской католической эмиграции конца XVI века («Записки о реформации Англии» Роберта Парсонса) // Средние века. Вып.60. М., 1997. С. 107-117.
11. Серегина А.Ю. История глазами проигравших? Роберт Паркин и его повествование о Реформации в Англии (1550гг.) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 37. М., 2011. С. 315-350.
12. Серегина А.Ю. История короля Ричарда II в английской религиозной полемике второй половины XVI – начала XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 10. М., 2003. С. 85-111.
13. Серегина А.Ю. Католик или политик? Парламентская речь виконта Монтегю (1604г.) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 25/2. М., 2008. С.342-372.
14. Серегина А.Ю. «Католическая энциклопедия» начала XVIIв.: формирование исторической памяти английского католического сообщества // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 40. М., 2012. С. 51-63.
15. Серегина А.Ю. Мифы о крещении Англии в религиозной полемике конца XVI века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 12. М., 2004. С. 144-155.
16. Серегина А.Ю. Мифы об обращении Англии в христианство и национальная /конфессиональная идентичность в XVI – начале XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 21. М., 2007. С. 389-411.
17. Серегина А.Ю. Переводы католической литературы в Англии второй половины XVI – начала XVII вв. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 32. М., 2010. С. 22-44.
18. Серегина А.Ю. Проблема происхождения власти и государства в католической мысли на рубеже XVI и XVII веков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2000. С. 201-213.
19. Серегина А.Ю. Религиозное образование мирян-католиков в Англии конца XVIв.: катехизис виконта Монтегю (1597 г.) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 31. С. 186-200.
20. Серегина А.Ю. Роберт Парсонс и Английская Революция // Средние века. Вып. 62. М., 2001. С. 26-42.
21. Серегина А.Ю. Review: Female Monastic Life in Early Tudor England / Ed. by B. Collett. Aldershot, 2002 // Sixteenth-Century Journal. Vol. 34. 2003. P. 800.
Другие научные публикации:
22. Серегина А.Ю. Английская благочестивая литература рубежа XVI –XVII вв., религиозная полемика и «обращения в истинную веру» // Книга в культуре Возрождения / под ред. Л.М. Брагиной. М., 2002. С. 118-128.
23. Серегина А.Ю. Английская Реформация глазами католических историков XVIв. // Вестник РОИИ, №6, 2003 (электронный носитель) 1 а.л. http://roii.ru/bulletin/roii-bulletin-6.pdf.
24. Серегина А.Ю. Аристократ в эпоху конфессионального конфликта: трансформация гендерных ролей // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 18. М., ИВИ РАН, 2010. С. 119-139.
25. Серегина А.Ю. Гендерные и конфессиональные аспекты английской демонологии XVI–XVII вв.: ланкастерские ведьмы (1612г.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 18. М., ИВИ РАН, 2010. С. 84-100.
26. Серегина А.Ю. Женщины-католички в Англии XVI–XVII вв.: публичная роль в частной сфере? // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 20. М., ИВИ РАН, 2012. С. 83-115.
27. Серегина А.Ю. История и английская религиозная полемика XVI – начала XVII вв. // История и память. Историческая культура Европы до начала Нового времени / под ред. Л.П. Репиной. М., 2006. С. 506-553.
28. Серегина А.Ю. История и религиозная полемика в эпоху Реформации // Образы времени и исторические представления. Россия – Восток – Запад / под ред. Л.П. Репиной. М., 2010. С. 717-755.
29. Серегина А.Ю. Историописание в женских монастырях: «Хроника» конвента Св. Моники (XVII в.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 19. М., ИВИ РАН, 2011. С. 119-147.
30. Серегина А.Ю. Католическое гостеприимство: визит королевы Елизаветы в Каудрей (1591г.) // Мир Клио. Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной / под ред. А.Г. Суприянович. М., ИВИ РАН, 2007. С. 357-373.
31. Серегина А.Ю. Подданные и тиран: король Иоанн в полемических произведениях английских католиков конца XVI – начала XVII вв. // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / под ред. Л.П. Репиной. М., 2003. С. 204-222.
32. Серегина А.Ю. Политическая и конфессиональная идентификация католической знати в Англии второй половины XVI – начала XVII вв. // Социальная идентичность средневекового человека / под ред. А.А. Сванидзе и П.Ю. Уварова. М., 2007. С. 213-226.
33. Серегина А.Ю. Религиозная полемика и выбор конфессии в Англии начала XVII в.: Ричард Шелдон // Человек XVII столетия / под ред. А.А. Сванидзе и В.А. Ведюшкина. М., ИВИ РАН, 2005. Часть 1. С. 159-173.
34. Серегина А.Ю. Религиозная полемика и модели женского поведения в Англии XVI – XVII вв. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 15. М., ИВИ РАН, 2008. С. 53-99.
35. Серегина А.Ю. Религиозная полемика и хронология. Расчет пасхалии в английской религиозной полемике XVI века // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории / под ред. Л.П. Репиной. М., 2008. 222-238.
36. Серегина А.Ю. Религиозное образование английских католиков в XVII в.: адаптация Тридентской модели // Религиозное образование в России и Европе в XVII в. / под ред. Е. Токаревой и М. Инглота. СПб., 2011. С. 201-211.
37. Серегина А.Ю. Сбой системы: применение формулы peine forte et dure в английском судопроизводстве XVI века // Право в средневековой мире / под ред. И.И. Варьяш, Г.А. Поповой. М., ИВИ РАН, 2008. С. 224-249.
38. Серегина А.Ю. Семейная драма и политика: письмо графини Саутхэмптон отцу (1580г.) // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 17. М., ИВИ РАН, 2009. С. 243-251.
39. Серегина А.Ю. Семейная история виконтов Монтегю и формирование исторической памяти английского католического сообщества XVI – XVII вв. // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / под ред. Л.П. Репиной. М., ИВИ РАН, 2012. С. 112-138.
40. Серегина А.Ю. «Смирение и покорность»: модели женского поведения в английском католическом сообществе XVI – начала XVII вв. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып. 12. М., ИВИ РАН, 2006. С. 118-144.
41. Серегина А.Ю. Смиренная мятежница: обращение в католичество Элизабет Кэри // Адам и Ева. Альманах гендерной истории Вып.5. М., 2003. С.121-144.
42. Серегина А.Ю. «С оружием в руках»: английские католики и политическая пропаганда XVI – XVII вв. // Человек читающий: между реальностью и текстом источника / под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского. М.., ИВИ РАН, 2011. С. 257-282.
43. Серегина А.Ю. Фанатики или лоялисты? Английская католическая оппозиция XVI –XVII вв. // Власть, общество, индивид в средневековой Европе / под ред. Н.А. Хачатурян. М., 2008. С. 195-207.
44. Серегина А.Ю. Religious Controversies and History Writing in Sixteenth-Century England // The Medieval Chronicle. Vol. 7. 2011. P. 223-238.