Научная тема: «КОНЦЕПТ НОЧИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепт  ночи обусловливается его многообразными проявлениями в формировании сознания и культуры общества в целом. Представляя собой природно-космическое явление, ночь является важным фактором развития форм познавательной деятельности, таких как фантазия, воображение, прогностичность и пр. Ночь способствует философскому осмыслению целостности картины мира и освоению мира через «ночные» культурные формы мистики, мифа, религии и искусства.
  2. Образы ночи получают многоплановое воплощение в мифоэпическом наследии адыгов. Выделяются зооморфные и антропоморфные типы ночных образов, а также пространственно-временные значения ночи для развертывания образно-сюжетной структуры фольклорных образцов. Символы ночи, как и дня, в адыгских сказках и сказаниях не получают постоянного прикрепления к сущностям зла или добра, а интерпретируются в зависимости от приоритета «диурна» («дневного» режима мифа) или «ноктюрна» («ночного» режима мифа) в процессе развития мифологического сознания этноса.
  3. Сюжеты и символы, отражающие образный мир ночных сновидений современных адыгов, ассоциируются с представлениями о цикличности человеческого существования - архаическими смыслами коллективного бессознательного.
  4. Основным фактором формирования ночной культуры адыгов с активным продуцированием обрядовых и художественно-эстетических практик становится архетип знатного гостя (нарта, воина, путника), и как следствие, - формирование специального пространства (кунацкая), где зарождается и укореняется специфическая форма культуры, во многом являющаяся этномаркирующим признаком традиционной культуры адыгов.
  5. Продолжающееся бытование старинного ночного обряда у постели больного (чапщ) в условиях эффективного институционального медицинского обслуживания в конце XIX - начале XX века свидетельствует о том, что данный обряд был необходим не столько больному, сколько всему этническому социуму в качестве важного фактора повышения жизненной энергии.
  6. Архетип мистики ночи сохраняет свои функции в современной культуре региона. При преобладании профанного способа реализации ночных культурных практик, молодежное сознание поликультурного города, тем не менее, остается генетическим носителем ночных сакральных представлений, но в силу возраста у большей части молодых людей реализация архетипов ночи находится в латентном состоянии.
  7. К настоящему времени произошло значительное увеличение «ночного» сегмента в этнической картине мира адыгов. Он дает бóльшую свободу и возможность для реализации вариативности этнической картины мира в условиях современного глобализирующегося мира.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1.Сиюхова А. М. Теоретико-методологические предпосылки анализа концепта «ночи» в этнокультуре адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – Вып. 1(74). – С. 170-178 (0,56 п. л.).

2.Сиюхова А. М. Осмысление социальной и культурной роли мифоэпического творчества с позиции философов античности: проекция на теорию элит // Философия и культура. – 2012. – №2. – С. 62-70. (0,84 п. л.)

3.Сиюхова А. М. Этническая ментальность как фактор идентичности современных адыгов // Философия и культура. – 2012. – №5. – С. 82-90. (0,7 п. л.)

4.Сиюхова А. М. Древний адыгский обряд у постели больного «чапщ» как социокультурный институт // Обсерватория культуры. – 2012. – № 1. – С. 77-81. (0,54 п. л.)

5.Сиюхова А. М. Взаимосвязь антропной символики ночных сновидений и образов мифоэпического творчества адыгов // В мире научных открытий. – 2012. – №4.2(28), Серия «Гуманитарные и общественные науки». – С. 104-121. (0,65 п. л.)

6.Сиюхова А. М. Пространственные факторы формирования ночной культуры традиционных адыгов // Этносоциум. – 2012. – № 4. – С. 129-134. (0,46 п. л.)

7.Сиюхова А. М. Адыгская кунацкая (хачещ) как историческая субстанция развертывания традиционной культуры ночного типа // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2011. – № 11(14). – С. 307-318. (0,76 п. л.)

8.Сиюхова А. М. Ночной тип сознания и ночная культура как факторы этнической стабильности адыгов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. – №1. – С. 149-155. (0,6 п. л.)

9.Сиюхова А. М. Лунарные символы в сновидениях и мифоэпическом творчестве адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – № 1 (83). – С. 221-229. (0,7 п. л.)

Монографии:

1.Сиюхова А. М. Ночная культура традиционных адыгов: Пространственно-временной аспект. – Saarbrücken, Germany: Lambert Academic Publisheng, 2012. – 125 с. (7,2 п. л.)

2.Сиюхова А. М. «Ночной» тип сознания и ночные культурные практики в системе этничности адыгов. – Майкоп: изд-во ИП Магарин О.Г., 2012. – 122 с. (7,7 п. л.)

3.Сиюхова А. М. Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов. – Майкоп, изд-во МГТУ, 2008. – 130 с. (8,25 п. л.)

Статьи в других изданиях:

1.Сиюхова А. М. Некоторые аспекты фольклоризма в современной музыкальной культуре Адыгеи // Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. 2. – Майкоп, 1999. – С. 120-131. (0,7 п. л.)

2.Сиюхова А. М. Социологический аспект функционирования традиционной танцевальной культуры адыгов в условиях современности // Историческое регионоведение Северного Кавказа – ВУЗу и школе. – Славянск-на-Кубани, 1999. – С. 51-52. (0,3 п. л.)

3.Сиюхова А. М. Социологический аспект музыкальной культуры Адыгеи: бытовой пласт // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 240-245. (0,3 п. л.)

4.Сиюхова А. М. Эстрадная музыка в адыгской культуре // Неделя Науки МГТИ. Вып. 5. – Майкоп, 2002. – С. 25-33. (0,5 п. л.)

5.Сиюхова А. М. Соотношение фольклорного и авторского в творчестве Государственного ансамбля народной песни Республика Адыгея «Исламей» // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. – Краснодар, 2002. – С. 155-160. (0,3 п. л.)

6.Сиюхова А. М. Особенности управления культурными процессами в Адыгее во 2-й половине XX века. (на примере управления в сфере профессионального музыкального образования в этнической среде) // Известия высших учебных заведений. Северно-Кавказский регион. Региональное управление – XXI веку. Материалы конференции 9 – 11 декабря, 2003 г. – Ростов-на-Дону, 2004. – С.121-123. (0,3 п. л.)

7.Сиюхова А. М. Адыгея как субъект международного культурного сотрудничества // Проблемы гуманитарного развития региона в современных условиях. – Майкоп, Изд-во МГТУ, 2005. – С. 63-69. (0,5 п. л.)

8.Сиюхова А. М. Социокультурные агенты формирования толерантного сознания в полиэтничном сообществе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. – №5. С. 298-302. (0,3 п. л.)

9.Сиюхова А. М. Молодежь и ночная культура современной провинции // Ночь: Ритуалы, искусство, развлечения. Глубины темноты. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 96-105. (0,5 п. л.)

10.Сиюхова А. М. Образно-эстетическое освоение суточных циклов в традиционной культуре адыгов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 1. – С. 20-24. (0,3 п. л.)

11.Сиюхова А. М. Осмысление феномена сна в традиционной художественной культуре адыгов // Актуальные проблемы гуманитарного развития региона. – Майкоп: Изд-во «Глобус», 2008. – С. 49-53. (0,3 п. л.)

12.Сиюхова А. М. Традиционные музыканты в структуре адыгского социума (пример социологического анализа) // Социология музыки: международная научная конференция, ноябрь, 2007 год. Адрес доступа: http://mconf.blogspot.com/2007/11/blog-post_7223.html (0,61 п. л.)

13.Сиюхова А. М. Особенности развития художественной самодеятельности в Адыгее в советский период // Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика / Материалы региональной научной конференции. Карачаевк: Изд-во КЧГУ, 2009. С. 109-112. (0,4 п. л.)

14.Сиюхова А. М. Метафизика сакрального и обыденного в традиционном пространстве адыгской кунацкой (хачещ) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск 2. – Майкоп: Издательство ОАО «Полиграф-ЮГ», 2009. – С. 18-21. (0,3 п. л.)

15.Сиюхова А. М. Ночь как предмет культурологического анализа // Культура и искусство. – 2011. – №4. – С. 36-42. (0,75 п. л.)

16.Сиюхова А. М. Городские мифы и символические пространства периферийного поликультурного города: (на примере г. Майкопа) // Исторический журнал – научные исследования. – 2011. – № 6. – С. 51-58. (0,66 п. л.)

17.Сиюхова А. М. Зооморфизм воплощения образа ночи в художественном сознании адыгов // Социально-политические и культурные аспекты жизни современного общества. Выпуск II. - Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. – С. 112-117. (0,3 п. л.)

18.Хокон С. Э., Сиюхова А. М. Этнический костюм как объект и художественное средство телеискусства // Художественная культура. – Вып. 1. – 2011. Адрес доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-1/yazyki/399.html (0,66 п. л.)

19.Сиюхова А. М. Развлечение и искусство в традиционном пространстве адыгской кунацкой (хачещ) // Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика. Вып. 2. Материалы региональной научной конференции. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2010. – С. 67-77. (0,5 п. л.)

20.Сиюхова А. М. Роль народной обрядности и искусства в утопических системах гуманистов XV – XVI вв. // Социально-политические и культурные аспекты жизни современного общества / Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ» (24-26 ноября 2009 г.). Вып. III., 2010. – С. 120-125. (0,4 п. л.)

21.Сиюхова А. М. Категория пространства в мифологической картине мира адыгов // Материалы второй заочной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона». – Майкоп: изд-во ИП Магарин О.Г., 2011. – С. 88-96. (0,5 п. л.)

22.Сиюхова А. М. Художественное сознание этноса как предмет региональных исследований // Социально-политические и культурные аспекты жизни регионального социума. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». (24-26 ноября 2009 г.). – Майкоп: изд-во ИП Магарин О.Г., 2011. – С. 78-83. (0,4 п. л.)

23.Сиюхова А. М. Архетипы ночи в традиционном художественном сознании адыгов // Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3. М.: Нестор-История, 2012. С. 196-209. (0,8 п. л.)

24.Сиюхова А. М. Универсальное и самобытное в символике образов сновидений в системе этнокультуры (на примере адыгов и русских) // Славяно-адыгские культурные связи: история и современность. Материалы Пятых научных чтений, посвященных Дню славянской письменности и культуры и Году российской истории (Майкоп, 2012). Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2012. – С. 155-165. (0, 6 п. л.)