- Философия в настоящее время находится в состоянии кризиса. С одной стороны, наблюдается небывалое расширение, многообразие философского мыслетворчества, а с другой - утрата его идентичности ведет к исчезновению философии как уникального самостоятельного феномена. В этих условиях прояснение бытия философии оказывается жизненно необходимым.
- Бытие философии проявляет себя как сложный многоуровневый феномен, его внутренним единством служит «акт философствования», обнаружение которого возможно лишь на процессуальном уровне ; когда бытие философии представлено как живой процесс рождения мысли, как своеобразное мыслетворчество.
- Акт философствования есть предельная форма опыта сознания, здесь «впервые бытие обнаруживает свой смысл» (М. Хайдеггер). Это рациональное и в то же время экзистенциальное постижение бытия, и постижение человеком себя как особого сущего. Забота о бытии есть забота и о себе мыслящем, о себе подлинном. Акт философствования, благодаря интенсивности переживания, способен побудить подобное состояние в «Другом». Случившись, он каждый раз разворачивается в предварительно интеллектуально освоенном смысловом поле, которое может представлять собой уже определенную философскую традицию. И в этом случае акт философствования, как правило, осуществляется в языке этой традиции и удостоверяется философским обществом.
- «Человек философствующий» - это трансцендирующе-экзистирующий человек, открытый бытию в акте философствования. Но так как этот акт - событие сугубо личностное, то человек может остаться философствующим лишь в возможности, не вышедшим на уровень полноты самореализации.
- «Субъект философского мыслетворчества» не противостоит объекту, как это принято в классической философии, он противостоит неподлинности человеческого существования. Главной характерной чертой этого субъекта является экзистенциальность. Так как это субъект заботы о себе мыслящем, о себе подлинном, он имеет онтологический статус, заявляя собой особый род бытия - бытия «человека философствующего», а значит и бытия философии.
- «Субъект философствования» - это не абстрактная категория, так как он личностно включен в процесс философствования. Являясь его инициатором, его источником, он в то же время зависит от интеллектуального поля, в котором осуществляется акт философствования, меняя свои формы проявления. В этом смысле можно говорить и о разных формах обнаружения субъекта философствования, включённого в те или иные философские сообщества.
- Специфика проявления субъекта философствования в ситуации современности, которую можно обозначить как «ситуация постмодерна», состоит в том, что философская мысль покинула свои привычные формы проявления и с успехом обживает иные духовные сферы, такие как наука, литература, поэзия, лингвистика, семиотика и другие, что немало способствовало возникновению различных самостоятельных философий: «литературной философии», «лингвофилософии», философии поэзии и т.п. Выявление же субъектного основания философии позволяет сохранить философию как целостный самостоятельный уникальный феномен.
- Герменевтика субъекта философского мыслетворчества позволяет прояснить многообразие форм его обнаружения в иных (не философских) сферах духа. Специфика проявления субъекта философского мыслетворчества в науке определяется тем, что акт философствования эксплицируется как изначальное условие того или иного научного открытия, тогда как в литературе акт философствования присутствует в виде философских интуиций писателя, они могут быть неявными, требующими процедуры проявления, а могут преднамеренно «проводить в жизнь» какую-либо идею.
- Введение такого понятия как «субъект философского мыслетворчества» позволяет по-новому увидеть место философского мыслетворчества в современном духовном пространстве. Это «место» характеризуется многообразием разных «ландшафтов», поэтому философия как самостоятельный целостный феномен удерживается благодаря усилию субъектов философствования.
1.Зенец Н.Г. Бытие философии: проблема возможной онтологии философского мыслетворчества: монография.− Омск: Изд-во ОмГМА, 2011. 160 с.
2.Зенец Н.Г. Субъект философского мыслетворчества: опыт осмысления бытия философии: монография.− Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. 270 с.
статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:
3.Зенец Н.Г. К вопросу о бытии философии: от классики к современности // Омский научный вестник.− 2005.− № 4. – С. 49-52.
4.Зенец Н.Г. «Человек философствующий»: философствование как бытийное основание человеческого в человеке // Омский научный вестник.− 2006. − № 3 [37]. С. 59-61.
5.Зенец Н.Г. Человек как субъект философского мыслетворчества // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2009. – Том XI. Вып. 1. −№ 46-47. С. 258-263.
6.Зенец Н.Г. «Telos» многоликой философской мысли: философия в поисках целостности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2009. – Том XI. Вып. 2.− № 49. – С. 278-282.
7.Зенец Н.Г. Философия в поисках себя: к вопросу о критериях самоидентификации философского мыслетворчества // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «Философия» − 2009. – № 2.– С. 7-16.
8.Зенец Н.Г. Философствование в поисках утраченного смысла // Вестник ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «Философия». − 2009. – № 4. Т.2. – С. 7-14.
9.Зенец Н.Г. «Топос» философской мысли в условиях современности // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность».− 2010. − № 2 [86]. – С. 119-122.
10.Зенец Н.Г. Субъект философствования в пространстве литературного дискурса // Вестник Омского университета. – 2011.− № 1. – С. 50-53.
11.Зенец Н.Г. «Человек философствующий»: проблема укорененности философии в бытии человека // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2012. − № 1 [105].− С. 123-125.
12.Зенец Н.Г. Философ как субъект философского мыслетворчества // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал.− 2012. – № 2 [33]. − С. 445-449.
13.Зенец Н.Г. Герменевтика субъекта философствования // Вестник Омского государственного университета. – 2012. - №4. – С. 120-123.
статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах:
14.Зенец Н.Г. Философствование как бытийствование неявного // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Сб. науч. ст. − Выпуск 8.− Омск, 2003.− С. 28-32.
15.Зенец Н.Г. Философствование как человеческое самостроительство // Омский научный вестник. − 2003. − № 2. − С. 29-32.
16.Зенец Н.Г. Философствование как интерпретация: проблема поиска изначального текста // Проблемы религиозной и философской герменевтики. Материалы международного симпозиума. – Омск: Изд-ий дом «Наука», 2003, С. 99-102.
17.Зенец Н.Г. Философствование как понятие и феномен человеческого бытия // Реальность. Человек. Культура. Константы и универсалии. Материалы межвузовской научной конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 55-61.
18.Зенец Н.Г. Антропологическая размерность бытия // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. – М.: Современные тетради, 2004. С. 75-78.
19.Зенец Н.Г. Интерпретация как опыт философствования: возможность и ограничения // Интерпретатор и текст: проблемы ограничений в интерпретационной деятельности. Материалы Пятых Филологических чтений. Ч.1. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. С. 170-171.
20.Зенец Н.Г. Философский текст как бытийно-личностный эксперимент. Studiaculturae. Выпуск 6. Материалы конференции «Философский текст: проблема критерия».− СПб.:, 2004. С. 147-152.
21.Зенец Н.Г. Проблема неявного бытия: онтология субъекта философствования // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений. IV Российский философский конгресс. Т.1.− М., 2005. С. 19-20.
22.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Маска как способ репрезентации философии в пространстве культуры // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: II международная научная конференция, 15-16 мая 2007 года. Ч. 3. – Омск: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, 2007. – С. 53-59.
23.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Много званых да мало «призванных» или о профессионализме в философии // Омский Научный Вестник. Приложение. Материалы VI-ой Международной научно-практической конференции: «Личность врача». − Омск, 2008. С. 96-99.
24.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Топос и логос: метаморфоза текстуального пространства философии // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. − Омск, 2008. – С. 7-16.
25.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Философское произведение как способ укоренения человека в мире // Материалы международной научной конференции «Этика и история философии». − Тамбов, 2011. С. 62-66.
26.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Философия как она есть или еще раз о философском профессионализме // Материалы международной научной конференции «Философские традиции и современность». − Тамбов, 2012. С. 183-187.
27.Зенец Н.Г. Проблема основания философского мыслетворчества в условиях современности // VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». − Нижний Новгород, 2012 ( в печати).
28.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Укорененность философии в основаниях человеческого // Омский научный вестник. Приложение. Материалы VIII-ой Международной научно-практической конференции: «Личность врача». − Омск, 2012. – С. 48-50.
29.Зенец Н.Г. Экзистенциал – форма преодоления рациональности философского дискурса // Гуманитарные исследования: ежегодник. Сб. науч. ст. Вып. 5. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – С. 200-201.
30.Зенец Н. Г. Метаморфозы бытия в историко-философской ретроспективе // Омский научный вестник. № 20 (сентябрь). 2002. – С.75-77.
31.Зенец Н. Г., Карловская Н. Н. Деструкция как преодоление субъективности // Человек: феномен субъективности, система сущностных сил. Материалы симпозиума в 3-х ч. Ч. 3. Омск: ОмГУ, 1994. – С 57-60.
32.Зенец Н. Г. Онтология переживания // Реальность. Человек. Культура. Материалы науч. конференции. Омск: ОмГПУ, 2003. – С. 25-27.
33.Зенец Н. Г. Природа философского мышления и типы философствования // Гуманитарные исследования: ежегодник. Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 7. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – С. 49-52.
34.Зенец Н. Г. Иррациональность и смысл // Гуманитарные исследования: ежегодник. Сб. науч. ст. Вып. 4, Кн. 2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – С. 29-31.
35.Зенец Н. Г. Искушение философствованием // Рационализм и культура на пороге III-его тысячелетия: Материалы Российского философского конгресса 16-20 сентября 2002 г. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 207-208.
36.Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Конфликт сопротивление и история философии // Реальность.Человек.Культура: философия конфликта IV Ореховские чтения: мат. Всеросс. науч. конф. Омск. 14 декабря 2012 г. 12 ч. – Омск: изд-во ОмГПУ, 2012. – Ч.1. – С. 32-34.