Научная тема: «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Толерантность специалиста социально-педагогического профиля представляет собой личностное образование, детерминирующее индивидуально-своеобразные способы синтонического взаимодействия специалиста с субъектами личностно-деловых коммуникаций и реализующее внутреннюю установку на принятие «Я другого». Характерной чертой данной толерантности является устойчивость проявлений. Системообразующим фактором толерантности специалиста социально-педагогического профиля является гуманистически-ценностная позиция по отношению к людям.

Каждая подструктура толерантности (мотивационная, когнитивная, эмоциональная, деятельная) создает специфическую характеристику определенного индивидуального стиля ее проявления: синергетического, результативно-адаптивного, избирательного. Стили проявления толерантности специалиста социально-педагогического профиля характеризуются различными комплексами индивидуально-типологических особенностей, необходимыми для определения содержания дифференцированной работы со студентами, обладающими различными стилями толерантности, а потому требующих индивидуализации профессиональной подготовки.

2. Становление и развитие толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования подчиняется следующим закономерностям: а) процесс развития толерантности специалистов в системе «вуз - повышение квалификации» протекает сообразно возрастному развитию специалиста (студент, молодой специалист, педагог-профессионал); б) интенсивные и качественные изменения в развитии толерантности и в самосознании обучающихся в системе «вуз - повышение квалификации» происходят в периоды, переходные от учебы к реалиям социально-педагогической практики (волонтерская работа, учебная практика, стажировка), актуализирующей освоение ролевой профессиональной позиции «Я - профессионал (специалист социально-педагогического профиля)».

3. Толерантность специалистов социально-педагогического профиля (как показатель профессионализма личности) коррелирует с определенным уровнем профессиональной компетентности и отражает степень освоения следующих профессионально-коммуникативных компетенций: ассертивных; деонтологических; этнокультурных; социально-статусных; этноконфессиональных; социально-геронтологических. Данная толерантность отражает комплекс освоенных вариативных моделей ситуационного нормативно-ролевого поведения специалиста, определяет эффективность личностно-делового взаимодействия с партнерами по общению с учетом социокультурной специфики, традиций и этноментальных особенностей реципиентов.

4. Толерантность как профессионально важное качество может и должна быть развита у специалиста социально-педагогического профиля и для этого необходимо реализовать определенные психолого-педагогические технологии и условия. Процесс развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования включает в себя последовательность стадий (I - диагностико-ориентационная стадия, II - учебно-профессиональная стадия, III - функционально-деятельностная стадия, IV - рефлексивно-профессиональная стадия) и активизацию механизмов саморазвития толерантности (самопознание; рефлексия; идентификация; интериоризация; экстериоризация и самореализация; эмпатия).

5. Наиболее продуктивными технологиями развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля в системе «вуз - повышение квалификации» являются: технология учебного диалога; технология имитационных и учебно-деловых игр; технология модерации; кейс-технологии и задачно-ситуационные технологии; технологии «диагностика - консалтинг - обучение»; технология корпоративного обучения (обучение в малых группах, сочетающие индивидуальную работу с работой в парах и с группой в целом); технологии адаптивного андрагогического взаимодействия; технология коллективного взаимообучения (основана на реализации модели обучения в динамических парах, где каждый из обучающихся выступает поочередно то «учеником», то «учителем»); технология проблемного обучения (обеспечивает стимуляцию самостоятельной поисковой смыслодеятельности обучающихся); технологии персонифицированного тренинга; технологии социально-педагогических мастерских и мастер-классов.

6. Развитие толерантности осуществляется на основе интерактивных психолого-педагогических технологий профессионально-прикладного характера, моделирования профессионально-ролевого поведения специалиста социально-педагогического профиля в различных ситуациях личностно-делового взаимодействия.

7. Практикоориентированная модель развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования основана на: а) модулях (функционально-целевого; содержательно-проблемного; процессуально-технологический; результативно-интегративного); б) этапах реализации (пропедевтический, праксиологический, акмеологический); в) комплексе условий (субъектно-значимых; индивидуально-профессиональных; образовательно-технологических условиях).

Список опубликованных работ
Монографии

1. Толстикова С.Н. Теоретико-методические основы развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывной профессиональной подготовки: Монография. – М.: Изд-во «Риза М», 2011. – 8,5 п.л.

2. Толстикова С.Н. и др. Подготовка будущих педагогов к использованию инновационных форм работы: Монография. – М.: Изд-во МГПИ, 2010. – 6 п.л.

3. Толстикова С.Н. Формирование коммуникативной толерантности социальных педагогов: Монография. – М.: Изд-во МГПИ, 2006. – 11 п.л.

Статьи в рецензированных научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией

4. Толстикова С.Н.. Толерантность как ценность социума и условие развития личности // Прикладная юридическая психология – М., 2011. – № 3. – С. 141-146. – 0,5 п.л.

5. Толстикова С.Н. Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования // Ученые записки РГСУ. – М., 2011. – №7 (95). – с. 140-145. – 0,5 п.л.

6. Толстикова С.Н. Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия // Прикладная юридическая психология. – М., 2012. – №1 . – С. 141-146. – 0,5 п.л.

7. Толстикова С.Н. Андрагогический подход к организации учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы // Ученые записки РГСУ. – М., 2012. – №7 (107). – с. 122-126. – 0,5 п.л.

8. Толстикова С.Н. Профессионально-коммуникативная толерантность социального педагога: контекст развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева – 2012. - №1 (73). Ч.2. – с. 66-72. – 0,5 п.л.

9. Толстикова С.Н. Непрерывное образование социально-педагогических кадров: феноменологический контекст // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева – Казань, 2012. - №2 (74). Ч.2. – с. 85-90. – 0,5 п.л.

10. Толстикова С.Н. К вопросу о развитии профессиональной толерантности социального педагога // Человеческий капитал – М., 2012. - №2 (38). – с.50-52. – 0,4 п.л.

11. Толстикова С.Н. Толерантность как качественный показатель профессионального мастерства педагога // Новое в психолого-педагогических исследованиях (Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики) – Московский психолого-социальный университет – М., 2012. - № 2 (26). – с.149-154. – 0,5 п.л.

12. Толстикова С.Н. Организационно-технологический базис реализации учебного процесса в условиях факультета дополнительного образования социального университета // Человеческий капитал – М., 2012. - №5 (41). – с.164-167. – 0,5 п.л.

13. Толстикова С.Н. Система научно-методического подхода к проблеме развития профессионально-коммуникативной культуры специалистов социальной сферы // Ученые записки Российского государственного социального университета – М., 2012 - №6 (106), - с.75-79. - 0,5 п.л.

14. Толстикова С.Н. Совокупность методологических подходов к исследованию толерантности специалистов социальной сферы // Человеческий капитал – М., 2012. - №7 (43). – с.16-19. - 0,5 п.л.

15. Толстикова С.Н. Толерантность как профессионально важное качество и базовая составляющая профессиональной деятельности специалистов социально-педагогического профиля // Человеческий капитал – М., 2012. - №7 (43). – с.27-30. - 0,5 п.л.

16. Толстикова С.Н. Профессионально-коммуникативная толерантность специалиста социальной сферы: критериальные характеристики и условия развития в системе непрерывного образования // Образование и саморазвитие – Казань, 2012 - №3 (31), - с. 54-59 - 0,5 п.л.

17. Толстикова С.Н. Ситуационно-контекстный подход к развитию профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля // Инновации в образовании. – М., 2012, - № 4, - с. 89-94. - 0,5 п.л.

18. Толстикова С.Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова (Серия педагогика и психология) – М., 2012. - № 2, - с. 95-102. - 0,5 п.л.

19. Толстикова С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова (Серия педагогика и психология) – М., 2012. - № 3 (I), - с.58-62. - 0,5 п.л.

20. Толстикова С.Н. Своеобразие развития толерантности у студентов педвуза в условиях межличностного взаимодействия // Вестник Университета (Государственного университета управления). – М., 2012. - №10, - с. 368-369. - 0,5 п.л.

21. Толстикова С.Н. Проявление толерантности у студентов педвузов в межличностном взаимодействии // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова (Серия педагогика и психология) – М., 2012. - № 1 (I), - с. 65-69. - 0,5 п.л.

22. Толстикова С.Н. Толерантность как объект научных исследований: анализ существующих подходов и направлений // Мир образования – образование в мире (Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики) – Московский психолого-социальный университет – М, -2012. - № 2 . – с.149-154. – 0,5 п.л.

Учебные, учебно-методические пособия и практико-методические материалы

23. Толстикова С.Н. Учебная практика студентов специальности «Социальная педагогика» / Учеб.-метод. пособие: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 1999. – 3,3 п.л.

24. Толстикова С.Н. Психодиагностика: Учеб.-метод. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Риза-М», 2004. – 3 п.л.

25. Толстикова С.Н. Основы делопроизводства в ДОУ / Учеб.-метод. пособ. для работников дошкольного образования. - М.: Изд-во «Айрис-дидактика», 2004. – 5,1 п.л. (авт. – 50%)

26. Толстикова С.Н. Терминологический словарь организатора-методиста дошкольного образования: – М.: Изд-во «Айрис-дидактика», 2004. – 64,18 п.л. (авт. – 20%)

27. Толстикова С.Н. Детский сад и Школа Будущего: условия эффективного сотрудничества: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Айрис-дидактика», 2004. – 0,5 п.л. (авт. – 50%)

28. Толстикова С.Н. и др. Психолого-педагогический практикум: Учеб.-метод. пособ. для студентов специальности «Социальная педагогика». – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 13,5 п.л. (авт. – 50%).

29. Толстикова С.Н. Психолого-педагогический практикум: Учеб.-метод. пособ. для студентов специальности «Социальная педагогика». – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 13,5 п.л. (авт. – 50%).

30. Толстикова С.Н Модель Детского сада Будущего // Детский сад: «Точки роста» Учебно-методическое пособие. – М: МГПИ, 2007. – 1,5 п.л. (авт. - 33%)

31. Толстикова С.Н. Программа развития образовательного учреждения: Учеб.-метод. пособ. – М.: МГПИ, 2007. – 1,5 п.л. (авт. - 33%)

32. Толстикова С.Н. и др. Этика социальной работы: учеб. пособ. для студентов специальности «Социальная работа». – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 11,5 п.л. (авт. – 40%)

33. Толстикова С.Н. Тренинг развития профессионально-коммуникативной толерантность педагога: : Учеб.-метод. пособ. - М.: МГПИ, 2008. – 3,8 п.л.

34. Толстикова С.Н. Формы и основные механизмы функционирования системы адаптации и социализации // Родительская академия: «Давайте говорить по-русски?» - М.: МГПИ, 2008. – 4 п.л.

35. Толстикова С.Н. и др. Психология и педагогика: учеб. пособ. для студентов специальности «Социальная работа» – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 13,5 п.л. (авт. – 50%)

36. Толстикова С.Н. и др. Управление социальными системами: Учеб. пособ. для студентов специальности «Социальная работа». - М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 11,5 п.л. (авт. – 40%).

37. Толстикова С.Н. Азбука молодого воспитателя и учителя: основы предшкольной подготовки: Учебно-методическое пособие. М.: МГПИ, 2009. – 2,5 п.л. (авт. – 60%)

38. Толстикова С.Н. Учебная практика студентов специальности «Социальная работа»: Учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: МГПИ, 2010. – 3,8 п.л.

39. Толстикова С.Н. Профессионально-коммуникативная толерантность социального педагога: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу. - М.: МГПИ, 2010. – 3,8 п.л.

40. Толстикова С.Н. Детский сад Будущего. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 8 п.л. (авт. - 73%)

41. Толстикова С.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду: «Точки роста. - М.: Изд-во «Академия», 2010. – 8,5 п.л. (авт. - 50%)

42. Толстикова С.Н. и др. Управление социальными и педагогическими системами: Учеб. пособ. для студентов специальности «Социальная педагогика». - М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 13,5 п.л. (авт. – 45%).

43. Толстикова С.Н. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. - М.: УЦ Перспектива, 2011 – 9,5 п.л. (авт. - 70%)

44. Толстикова С.Н. Самостоятельная работа как основа профессиональной подготовки бакалавров педагогики: Учебно-методическое пособие. - М.: МГПИ, 2011 – 8 п.л. (авт. – 60% )

45. Толстикова С.Н., Научная работа студентов по лингвистической проблематике. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, 2012. – 3 п.л. (авт. – 50%)

Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов

46. Толстикова С.Н. Особенности формирования самостоятельности студентов при изучении курса психологии // Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. – Рязань, 1998. - С.38-39.

47. Толстикова С.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников в современных условиях // Этнос, культура, образование в контексте современных социально – педагогических реформ. – Карачаевск, 1998. - С.131-132.

48. Толстикова С.Н. Особенности взаимоотношений в коллективе старшеклассников // "Социальная психология – ХХ1 век". - Ярославль, 1999. - С.162-163.

49. Толстикова С.Н. Влияние агрессивности школьников на их социальный статус в коллективе // Конфликтология как составляющая гражданского воспитания молодежи. – Москва, 1999. - С.325-326.

50. Толстикова С.Н. Особенности взаимоотношений в коллективе старшеклассников // Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие. – Москва, 1999. - С.264-265.

51. Толстикова С.Н. Гуманистическая педагогика в преодолении педагогической запущенности подростков // Современные проблемы гуманистической педагогики (методологические, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы развития. – Рязань, 1999. – С. 34-35.

52. Толстикова С.Н. Динамика взаимоотношений в коллективе старшеклас-сников и профилактика конфликтов // Конфликты и личность в изменяющемся мире. – Москва, 2000. - С.311-312.

53. Толстикова С.Н. Психологические условия гуманизации межличностных взаимоотношений в коллективе старшеклассников // Гуманизм и духовность в образовании. – Нижний Новгород, 2000. - С.238-239.

54. Толстикова С.Н. К вопросу о позиции личности в социальном конфликте // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – Москва – Кострома, 2001 - С. 392-393.

55. Толстикова С.Н. Формирование коммуникативной толерантности социальных педагогов в процессе их вузовской подготовки // Психолого-педагогическая подготовка специалиста: теория и практика. – Москва, 2002. - С. 61-62.

56. Толстикова С.Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования // Философско-исторический аспект проблемы сохранения специфики российского образования - М.: ВШСУКБ, 2003. - С.69-70.

57. Толстикова С.Н. Психологические особенности личности женщины-руководителя // Психологические основы деятельности руководителя образо-вательного учреждения. М.: ВШСУКБ, 2003. - С. 108-109. – 0,2 п.л.

58. Толстикова С.Н. Проблема развития коммуникативной толерантности с позиций гуманитарных исследований // Развитие личности с точки зрения гуманитарных исследований. - Курск:, 2003. – С. 25-36.

59. Толстикова С.Н. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Развитие личности в дошкольном и школьном образовании. - Белгород, 2003. – С. 20-24. – 0,3 п.л. (авт. – 50%)

60. Толстикова С.Н. Проблемы подготовки специалистов дошкольного образования в системе «колледж-вуз» // Дошкольное образование: история и современность . - М.:, МГПИ, 2003. – 0,38 п.л. (авт. – 50%)

61. Толстикова С.Н. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2003. – С. 363-367. – 0,2 п.л.

62. Толстикова С.Н. Основные тенденции развития коммуникативной толерантности. // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2004. – С. 146 -155 – 0,5 п.л.

63. Толстикова С.Н. Психологические условия управленческой деятельности // Управление качеством дошкольного образования. - М.: МГПИ, 2004. – С. 67-73. – 0,5 п.л.

64. Толстикова С.Н. Сказка как терапевтическая метафора // Сказка как источник творчества детей и взрослых. - М.: МГПИ, 2005. – С. 77-82. – 0,5 п.л.

65. Толстикова С.Н. Мониторинг эффективности организационных форм работы с детьми в условиях непрерывного образования // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2005. – С.173-174. – 0,6 п.л. (авт. – 50%)

66. Толстикова С.Н. Влияние половозрастных и индивидуальных особенностей на коммуникативные проявления личности // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2005. - С. 215-231. – 1 п.л.

67. Толстикова С.Н. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2006. – С. 43-63. – 1,1 п.л.

68. Толстикова С.Н. Факторы эффективности воспитания детей раннего возраста // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в условиях столичного мегаполиса. – М.: МГПИ, 2006. - С. 168-172. – 0,3 п.л.

69. Толстикова С.Н. Теоретические аспекты формирования педагогической толерантности // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2007. – С. 86-102. - 1 п.л.

70. Толстикова С.Н. Особенности подготовки учителя к речевому педагогическому общению// Неделя Науки МГПИ. - М.: МГПИ, 2007. – С. 33-48. - 0,8 п.л.

71. Толстикова С.Н. Факторы воспитания толерантности студентов ВУЗа // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2008. – С. 271-287. – 1 п.л.

72. Толстикова С.Н. Проблемы изучения внутрисемейных отношений о оптимизации родительской позиции в процессе развития дошкольников // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: Семейный и Родительский клубы. – М.: МГПИ, 2008. – С. 54-67. – 0,4 п.л.

73. Толстикова С.Н. Психологическое содержание толерантности как личностной характеристики // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2009.– С. 133-142. - 0,8 п.л.

74. Толстикова С.Н. Задача – грамотно выстроить траекторию сопровождения // Учительская газета. – М.: Издательский дом «Учительская газета», 2010.- С. 13. – 1 п.л.

75.Толстикова С.Н. Интерактивные технологии в системе высшего профессионального образования // Сборник научных статей по материалам межвузовской дистанционной конференции. - М.: АПКиППРО, 2010. - С. 168-170. – 0,2 п.л.

76. Толстикова С.Н. Подготовка будущих педагогов к использованию инновационных форм работы // Управление качеством профессионального образования: подготовка будущих педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2010. – С. 106-108. – 1 п.л.

77. Толстикова С.Н. Проявление толерантности у студентов педвузов в межличностном взаимодействии // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. - М.: МГПИ, 2011. – С. 241-257. – 0,5 п.л.

78. Толстикова С.Н. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования // Материалы 8-ой международной научно-практичнской конференции «Новейшие научные достижения», - 2012. - №13. Педагогические науки. София – С.58-63 – 0,4 п.л.

79. Толстикова С.Н. Компетентностно-культурологический подход к процессу формирования в вузе профессионально-коммуникативной культуры специалистов в сфере международного сотрудничества // Материалы 8-ой международной научно-практичнской конференции «Новейшие научные достижения», - 2012. - №13. Педагогические науки. София – С. 3-67. – 0,4 п.л.

80. Толстикова С.Н. Система непрерывного образования социально-педагогических кадров как социокультурный феномен // Материалы 8-ой международной научно-практической конференции «Новейшие научные достижения», - 2012. - №16. Педагогические науки. София – С. 30-35. – 0,3 п.л.

81. Толстикова С.Н. К вопросу о толерантности как профессионально важном качестве специалистов социальной сферы // Материалы XV Всероссийских социально-педагогических чтений «Ведущие перспективы развития социальной педагогики как теории, практики и образовательного комплекса», - 2012. – Москва. - С. 222-225 – 0,3 п.л.