Научная тема: «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕНЩИНЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)»
Специальность: 23.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социально-политическая трансформация - модернизационный, антиэнтропийный  процесс всеобъемлющего и активного участия широких социальных слоев, всех социально-демографических групп, инновационного потенциала женщин как субъектов созидательного труда, духовной жизни, социальной политики и  практики. Гендерная  парадигма социально-политической трансформации постулирует антиэнтропийную и энергопреобразовательную закономерность инновационного потенциала женщины как базиса устойчивых, необратимых состояний неравновесного модернизационного процесса. Гендерная парадигма социально-политической трансформации - есть новое знание о мощных антиэнтропийных зарядах   приращения инновационного потенциала женщины и его использования для преобразования реальности и созидания духовных, социальных, политических, материальных ценностей. Базовыми концептами парадигмы являются расширение доступа женщин к власти, ресурсам развития, вариабельность в функционировании рынка труда; стимулирование и правовая стабилизация инновационного потенциала женщины; приоритет этнокультуры как духовной матрицы субъектной политической идентичности женщины. 

2. Северокавказский федеральный округ - полноправный субъект Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности и социальной модернизации страны, объединяющий в своем составе семь национально-автономных образований: Республику Дагестан, Республику Ингушетию, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия-Алания, Чеченскую Республику и Ставропольский край. В условиях трансформации возрастает влияние ислама на сохранение патриархального положения женщины. Мусульманская религия выполняет трехфакторную роль  мировоззрения, политического средства, «трехчастотного способа» стратификации (по полу, этносу, классу).

Дискриминация женщины Северного Кавказа имплицитна гендерным профилям общинно-патриархального уклада: бедности, насилия, снижения образования, ухудшения здоровья, расслоения, неравенства доступа к занятости, доходам, информации, ресурсам развития. Неотложному решению проблем гендерной дискриминации посвящены резолюции сессий №№ 46, 56 Комиссии ООН по положению женщин: «О нарушениях прав женщин Северного Кавказа» (Нью-Йорк, 2010г.; 2012г.). Наличие противоречий между архетипами этнокультуры и гендерными новациями, религиозными канонами и трансформацией требует принятия взвешенных политических решений по устранению любых форм дискриминации и качественного улучшения положения женщины как условия формирования инновационного потенциала с учетом религии, национального менталитета и этнокультуры. Детерминанты неравенства полов обусловлены сингулярным характером влияния исламской этики на внутреннюю сферу личности, архетипы которой ведут в вековые догматы мусульманской ментальности. Актуален гендерносензитивный подход в выборе политических инструментов и механизмов изменения статуса женщины Северного Кавказа. 

3. Феномен инновационного потенциала женщины - это политологическая категория, обозначающая экзистенциональные когнитивные, психоэмоциональные, интеллектуально-творческие, инструментально-аналитические способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и самореализации. Инновационный потенциал женщины - есть уникальная созидательная деятельность, основанная на культуре, информации, знаниях, психоэмоциональных способностях личности к преобразованию энергии самопроизвольных, синергетических процессов социальной системы в антиэнтропийную направленность трансформации. Эмпирически доказано, суммарное наращение инновационного потенциала женщины в структуре модернизации интенсивно влияет на динамики снижения социально-негативных явлений бедности, безработицы, заболеваемости, межэтнических конфликтов, преступности, смертности. 

Базисом инновационного потенциала женщины выступает интегративный статус, отражающий иерархическое положение личности на различных уровнях: законодательном, экономическом, политическом, управленческом, семейном, этнокультурном, творческом.  Интегративный статус выполняет идентификационную роль в саморефлексии достижений  личностью триады целей: 1) развития, 2) демократии, 3) права.  Статус женщины влияет на выбор типов, аттитюдов, способов инновационного поведения, социальную активность. Чем выше индекс развития представительной демократии в обществе и демократии «эмоций» в семье (по Э.Гидденсу), тем динамичнее приращение инновационного потенциала женщины в экономике, управлении, в социальной сфере, процессах принятия политических решений.

4. Сущность феномена инновационного потенциала женщины Северного Кавказа состоит в научной трактовке феномена как интегративной динамичной характеристики гендерного фактора трансформации.  Инновационный потенциал женщин Северного Кавказа призван обеспечить равноправное участие в процессах преобразования (в сфере политики, управления, экономике, образовании, науки, культуры, здравоохранения и др.). На фоне социально-политической трансформации инновационный потенциал женщины способен конструктивно предотвратить политические риски, стагнации социально-экономического развития. Инновационный потенциал женщин Северного Кавказа отличают совокупность признаков: инерционность и неэффективность механизмов воспроизводства; этнокультурная гетерогенность; гендерно-сегментированный  рынок труда и оплаты; гендерная сегрегация женщин в сфере политики; оттягивание сегментов женского труда из приоритетных секторов экономики и производства; отсутствие правового регулирования и гендерного подхода.

5. Автор выявил следующие принципы  развития инновационного потенциала женщины: включение гендерного подхода в структуру процесса принятия политических решений; эргономичность  инновационного потенциала этнокультуре; политическая селекция женских кадров; качество  образовательного, экономического, политического потенциалов и потенциала социального здоровья женщины.

6. Назначение инновационного потенциала женщины в трансформации определяется функциями: антиэнтропийная; социальная; информационно-идеологическая; политическая; трансляционная; селекционная; адаптационная;, функция правового, организационного и ресурсного обеспечения.

7.. Уровень развития инновационного потенциала женщины определяет интегральный  гендерный индекс (Global Gender Gap Index) как сумма 4-х частных  гендерных индексов подструктур: образовательного, экономического,  политического потенциалов, потенциала социального здоровья. Интегральный гендерный индекс инновационного потенциала женщины можно интерпретировать как определенный процент реальных потерь социальной модернизации вследствие игнорирования гендерного подхода в политике государства на уровне гендерных измерений (образования, экономики, политики, социального здоровья). Интегральный гендерный индекс инновационного потенциала составляет основу принятия политических решений по повышению статуса женщины и включению гендерного подхода в социально-политическую трансформацию.

Интегральный гендерный индекс развития инновационного потенциала женщины (далее - ИГИИПЖ) имеет количественную шкалу величин от 0 (низкий уровень) до 100 (высокий уровень). Высокий уровень характеризуется сочетанием политической активности женщин в процессах принятия политических решений, гендерным балансом в сфере занятости, качеством профессионального и политического образования, культурой здорового образа жизни, физического, репродуктивного здоровья. Суммарность гендерных  индексов развития инновационного потенциала женщины характеризует уровни, масштабы, динамику модернизационного процесса. Это определяет рейтинг республик, автономных образований СКФО путем выявления лидеров и аутсайдеров в политической сфере.

8. Гендерное пространство этнокультуры Северного Кавказа -  это духовная матрица   взаимодействия полов, имеющая идеологическое значение в развитии инновационного потенциала женщины в русле исламской этики как полноправного субъекта социально-политических отношений. Решение проблемы инновационного потенциала женщины носит политический характер и состоит не в этнической и социальной унификации ее положения в обществе. Необходима гендерносензитивная модель политики инновационного потенциала женщины с учетом особенностей религии, этнокультуры. Отсутствие такого типа политики государства порождает трансгрессивность женщин, которая обусловлена конфликтным типом самоопределения женщины, выхода в новые сферы (предпринимательство, бизнес, политика, управление) как нарушение канонов. Тем самым синергетически преодолеваются гендерные разрывы (gender-gap) в статусах женщин и мужчин. Трансформация  детерминирует процессы диалектизации и универсализации архетипов этнокультуры в русле взаимовлияний традиционных ценностей (ответственность, любовь к детям, семье, терпимость, самопожертвование) и модернистских (самоопределение, амбиции, деловитость, прагматизм). «Трансгрессивность женщины в этнокультуре» - это категория политическая и политологическая.

9. Политические мотивационные технологии развития инновационного потенциала женщины - есть совокупность форм, методов, средств формирования нравственно-волевых; когнитивных, коммуникативных, рефлексивных качеств. Типология технологий включает: технологию формирования инновационного потенциала женщины средствами кадровой политики; технологию мотивации женского лидерства средствами социального партнерства; технологию перевода («снятия» по Г.Гегелю) системы политических знаний на уровень политических убеждений личности. Мотивационные механизмы технологий обеспечивают  синергетический переход интенций в структуре личности (задатков, идеалов, ценностей, интересов, потребностей) в экзистенциональные потенции под воздействием социальных и политических стимулов к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморазвитию.

Эмпирическая практика показывает, что значение политических технологий в социально-политической трансформации состоит в обогащении политической культуры и общественно-политического опыта женщин в условиях становления демократических институтов гражданского общества Северного Кавказа. Факторная роль в развитии инновационного потенциала женщины принадлежит некоммерческим и правозащитным  организациям, таким как Коалиция женских организаций Северного Кавказа; чеченские организации «Доверие», «Живая нить»; женские общественные объединения «Союз женщин Дагестана», «Союз женщин Махачкалы»; Женская благотворительная больница г. Махачкала и др. 

10. Факторная роль в формировании интегративного статуса  женщины как базиса  инновационного потенциала принадлежит государству. Государство - есть основной  субъект конституционно-законодательного статуса женщины, структуры гендерных  ролей (матери, супруги,  хранительницы очага, рода; труженицы, деятеля, ученого, политика и т.д.). Политические решения - это правовая основа трудовой занятости, экономической активности женщины в различных видах и формах (имущественные, гражданские права, государственная  служба, предпринимательство, участие и ведение бизнеса). Государству принадлежит исключительное право законодательной регламентации участия женщины в процессах принятия политических решений. Государство выступает гарантом всеобщей доступности, качества образования, квалификации, социальных, медицинских услуг, правовой защиты, государственной поддержки, охраны материнства и детства. Актуален гендерный подход как основа государственной политики формирования инновационного потенциала женщины. Необходима разработка Национальных механизмов обеспечения гендерного равенства в республиках Северного Кавказа. Требуется гендерное измерение статусов женщин, индексов развития инновационного потенциала на основе создания гендерной статистики социально-экономического развития республик Северного Кавказа.

11. Концептуальная модель формирования инновационного потенциала женщины в гендерном измерении - это процесс планирования, проектирования, программирования трех взаимосвязанных направлений деятельности: информационно-идеологическое, социально-коммуникационное, общественно-политическое.  Концептами модели выступают принципы гендерного равенства, мотивации и поддержки социального и политического развития женщины, мобилизации инновационного потенциала, государственного стимулирования, правовой стабилизации. Субъектами формирования инновационного потенциала женщины являются  институты семьи, государства, гражданского общества, экономики, рынка труда, мониторинга статусов. Политические технологии развития инновационного потенциала женщины способны обеспечить трансмиссионность и взаимообогащение этнокультуры и гендерных ценностей. Внедрение концептуальной модели инновационного потенциала женщины обеспечивается выполнением комплекса адекватных условий его развития.

12.  Комплекс условий развития инновационного потенциала женщины в республиках Северного Кавказа есть политическая экстраполяция принципов гендерного равенства в общественно-политическую практику. Необходимо выполнение ряда условий: обеспечения свободного выбора жизненных стратегий в сфере личной, социальной, политической деятельности; заключения, расторжения брака, создания семьи, планирования репродуктивности; социальных ролей в контексте этнокультуры; расширения доступа к власти, процессам принятия политических решений, образованию, науке, информационно-технологическим ресурсам, участию в преобразовании общества; обеспечения равных прав и возможностей на рынке труда, предотвращения дискриминации, коррупции, взяточничества; повышения квалификации, непрерывного образования, карьерного роста, гарантий равной оплаты за труд равной ценности; поддержки и мотивации государством различных форм экономической активности (предпринимательство, само-занятость, бизнес), расширения прав и возможностей в реализации проектов, программ, грантов научно-исследовательской  деятельности; мониторинга динамики интегративных статусов женщин,  гендерных индексов их включенности в экономические, социокультурные и политические процессы. 

13. Разработанная методика измерения гендерных индексов инновационного потенциала женщины адекватна общей методологии оценки человеческого развития ООН (2010г.).  Данная методика включает сингулярные показатели инновационного потенциала и его составных компонентов. Гендерные индексы образовательного потенциала женщины включают показатели соотношений охвата женщин и мужчин всеми видами образования, участия в науке, инновационной политике; в сфере научно-педагогической деятельности; уровни политической образованности. Гендерные индексы экономического потенциала женщины отражают соотношения занятости, безработицы; оплаты труда; соотношения среди предпринимателей, ведения бизнеса, руководителей, специалистов; соотношения обучающихся женщин и мужчин в сфере среднего, высшего профессионального образования (группы специальностей).

Гендерные индексы политического потенциала женщины включают совокупность показателей соотношений женщин и мужчин в национальных парламентах; правительствах, министерствах, структурах управления; глав администраций территориальных образований республик; муниципальных органов самоуправления. Гендерные индексы потенциала социального здоровья женщины отражают соотношения продолжительности жизни женщин и мужчин; показатели материнской, младенческой смертности, подростковой беременности; заболеваемости алкоголем,  наркоманией, туберкулезом.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Бутаева, М.А. Социальные проблемы женщины в этнокультуре : монография / М. А. Бутаева. - Махачкала: Издат. Дом Народы Дагестана, 2008. - 140 с. (8,1 п.л.)

2.Бутаева, М.А Семья в контексте современных социальных процессов (Философские и социокультурные аспекты) : монография / М.А. Бутаева. – Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН: Наука, 2009. – 167 с. (9,7 п.л.)

3.Бутаева, М.А Социальные проблемы женщины в этнокультуре (издание дополненное и переработанное) : монография / М.А. Бутаева. – Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН: Наука, 2009. – 104 с. (6,5 п.л.)

4.Бутаева, М.А. Инновационный потенциал как фактор социально-политической трансформации: гендерный аспект (на примере Республики Дагестан) : монография / М.А. Бутаева. – Москва: Изд-во РГСУ, 2012. - 250 с. (14,5 п.л.)

Статьи в изданиях перечня ВАК РФ для публикации научных работ:

5.Бутаева, М.А. Государственная семейная политика в свете взаимоотношения семьи и государства / М.А. Бутаева // Власть. – М., 2010. - №4. - С. 18-21. (0,2 п.л.)

6.Бутаева, М.А. Социальная ценность семьи как формы бытия человека/ М.А. Бутаева // Власть. – М., 2010 - №7. - С. 58-61. (0,2 п.л.)

7.Бутаева, М.А. Женщина в современном обществе / М.А. Бутаева // Власть. – М., 2010. - № 9. - С. 50-53. (0,2 п.л.)

8.Бутаева, М.А. Женское пространство в этнокультуре. [Текст] / М.А. Бутаева // Вестник бурятского государственного университета Улан-Уде. - 2010. -№ 6. - С.238-243. (0,3 п.л.)

9.Бутаева, М.А. Формирование новой концепции государственной семейной политики в свете трансформации взаимоотношений семьи и государства / М.А. Бутаева //Ученые записки Российского государственного социального университета. - М., 2010. - №5 (81). – С.114-117. (0,2 п.л.)

10.Бутаева, М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) / М.А. Бутаева // Социальная политика и социология. –2010. - №2 (56). – С. 63-68 (0,3)

11.Бутаева, М.А. Изменение содержательного потенциала функций семьи в новых социокультурных условиях / М.А. Бутаева // Социальная политика и социология. – 2010. - №3. (57). - С. 160-167 (0,5 п.л.)

12.Бутаева, М.А. Женщина и «графический круг чадры» хиджаб / М.А. Бутаева // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. - Саратов, 2010. - №5 (34). - С.159-162 (0,2 п.л.)

13.Бутаева М.А. Функционирование гендерных стереотипов / М.А.Бутаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2010. - № 4. – С. 248- 252. (0,2 п.л.)

14.Бутаева, М. А. Гендерные стереотипы и насилие против женщин. / М.А. Бутаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2010. - № 9. – С.179-186. (0,5 п.л.)

15.Бутаева, М.А. Социальный статус женщин в домоностеистических религиях. / М.А. Бутаева // Власть. – 2011. - № 1. - С.152-156. (0,3 п.л.)

16.Бутаева, М.А. Семья в контексте современных проблем трансформации России. / М.А. Бутаева // Власть. - 2011. - №4. - С.34-38. (0,3 п.л.)

17.Бутаева, М.А., Исрапилов С.А. Некоторые аспекты социальной роли дагестанской женщины в процессе исламизации общества / М.А. Бутаева, Исрапилов С.А. // Власть. - 2011. - №7. - С.31-41 (0,4/02 п.л.)

18.Бутаева, М.А. Роль женщины в общественных процессах Дагестана в средневековой период / М.А Бутаева. // Власть. - 2011. - №7. - С. 191-194 (0,3 п.л.)

19.Бутаева, М.А. Гендерное пространство в современной политической арене Дагестана / М.А. Бутаева // Власть. - 2012. - №11. - С.147-150 (0,2 п.л.).

Статьи и тезисы

20.Бутаева, М.А. Национальное и общечеловеческое в гендерном пространстве этнокультуры / М.А. Бутаева // Интеграция культур в смыслосозидающем об-разовании: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической кон¬ференции (г. Махачкала, 26-28 февраля 2002г.): Изд-во ИПЦ ДГУ, 2002. - С.61-66 (0,3 п.л.).

21.Бутаева, М.А. Роль женщины в противодействии экстремизму и терроризму в Дагестане / М.А. Бутаева // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Всероссийская научно-практическая конференция, г. Махачкала., 2009. - С. 52-55 (0,2 п.л.)

22.Бутаева, М.А. Социальная политика в сфере наркомании / М.А. Бутаева //Актуальные проблемы гуманитарных наук: выпуск VI. – Махачкала, 2010. - С.64-67 (0,2 п.л.)

23.Бутаева, М.А. Демографические проблемы и семейные ценности / М.А. Бутаева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: выпуск VII. – Махачкала, 2010. - С.44-48 (0,3 п.л.).

24.Бутаева, М.А. Государственная помощь семьям: сущность и характер / М.А. Бутаева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: выпуск VIII. – Махачкала, 2010. – С. 40-46 (0,4 п.л.).

25.Бутаева, М.А. Политика разрешения социальных конфликтов на Северном Кавказе. / М.А. Бутаева // Государственное управление в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы VIII международной конференции ф-та государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова: г. Москва, 2010. – С. 79-81 (0,2 п.л.).

26.Бутаева, М.А «Женский вопрос» в противоборстве национальной традиции, исламского мировоззрения и постиндустриальной цивилизации / М.А. Бутаева // Актуальные проблемы гуманитарных наук: выпуск VI. – Махачкала, 2010. - С.82-84 (0,2 п.л.)

27.Бутаева, М.А Особенности геополитического конфликта Северного Кавказа. / М. А. Бутаева. / /Проблемы социальной напряженности: материалы Международной научно-практической конференции, Пенза-Ереван-Прага. 2010г. - С.62-69

28.Бутаева, М.А Дискурс гендерного экстремизма /М.А. Бутаева // Социосфера. - - 2010. - №2. - С. 66-68 (0,1 п.л.).

Учебные пособия

29.Бутаева, М.А Совершенствование деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения : учебное пособие / М.А. Бутаева, К.А. Омарова . - Махачкала: Тип. «Формат», 2009. – 80 с. (3 п.л./ 1,7 п.л.)

30.Бутаева, М.А Производственная практика студентов по социальной работе : учебное пособие / М.А. Бутаева, К.А. Омарова. - Махачкала: Тип. «Формат», 2009. - 48 с. (2,0 п.л./0,8 п.л.)

31.Бутаева, М.А Управленческие кадры в организациях социальной защиты населения: учебно-методическое пособие / М.А. Бутаева. - Махачкала: «Формат», 2010. – 56 с. (3,3 п.л.)