- Решение государств-членов Европейского Союза усилить сотрудничество в сфере внутренних дел и юстиции было вызвано сочетанием взаимовлияющих внешних (возникновение новых трансграничных вызовов безопасности) и внутренних факторов, главный из которых-завершение строительства Единого внутреннего рынка. Устранение сохраняющихся препятствий трансграничной экономической деятельности и полноценной реализации «четырех свобод» передвижения привели к «переливу» интеграции за рамки Единого внутреннего рынка в сферу внутренних дел и юстиции.
- Со вступлением в силу Лиссабонского договора институциональный баланс пространства свободы, безопасности и правосудия сместился в сторону усиления роли наднациональных институтов ЕС - Европарламента и Суда. Основным двигателем «европеизации» внутренних дел и юстиции остается Комиссия ЕС, которая традиционно соперничает с Советом, оспаривая его доминирование в сфере внутренних дел и юстиции. Три главных агентства - Европол, Евроюст и ФРОНТЕКС, а также Координатор ЕС по борьбе с терроризмом, которые не имеют прямых оперативных полномочий, а исполняют функции поддержки и координации действий государств-членов, стали посредниками между институтами ЕС и национальными правительствами в рамках пространства. С учреждением Европейской правовой сети, центральным звеном которой стал Евроюст, к действующим институтам и агентствам добавились новые сетевые структуры.
- Повышение роли институтов ЕС в рамках пространства, расширение полномочий специализированных агентств, создание комитета КОЗИ - прообраза европейского министерства внутренних дел, планы учреждения Европейской прокуратуры и Службы внутренней безопасности при Комиссии - все эти тенденции демонстрируют намерение Евросоюза продвигаться по пути создания «скелета» панъевропейского государства. Одновременно сохраняется и даже усиливается в период кризиса влияние межправительственного метода интеграции. Поэтому оценивая роль Лиссабонского договора в эволюции пространства, следует говорить об усилении взаимосвязи и взаимовлияния наднационального и межправительственного методов интеграции, что служит компромиссом и определяет баланс сил в функционировании пространства.
- Лиссабонский договор не следует считать конечным этапом развития иммиграционной политики ЕС. Нынешние противоречия между необходимостью совместно регулировать приток иммигрантов в рамках Единого внутреннего рынка ЕС, с одной стороны, и естественным стремлением государств-членов контролировать численность и состав населения на своей территории, с другой, будут определять содержание и границы дальнейших политических и законодательных инициатив в данном направлении.
- Жесткая обусловленность, успешно использованная как основной инструмент политики расширения ЕС, оказывается эффективной лишь в отдельных случаях внешнего измерения пространства (продвижение к безвизовому режиму); поэтому на первый план выходят другие механизмы - социализация и модель извлечения уроков. Последний из вышеназванных механизмов становится основным в отношениях с Россией
- После вступления в силу Лиссабонского договора пространство свободы, безопасности в рамках Евросоюза эволюционирует в сторону расширения компетенции институтов ЕС. Это обстоятельство требует от России изменения внешнеполитической концепции ее взаимодействия с европейскими государствами в данной сфере: сохраняя двусторонние контакты с государствами-членами, продвигаться к созданию системы общеевропейского сотрудничества, выстраивая отношения также и с институтами и агентствами ЕС.
1.Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза. М.: Европейский учебный институт при МГИМО(У): Гриф и К, 2011. 367 с. (23 п.л.)
2.Иммиграционная политика Европейского Союза. М.: Русский сувенир, 2010. 129 с. (8,125 п.л.)
3.Russia’s Engagement with the JHA and the Question of Trust. Brussels: CEPS, 2002. 12 p. (0,8 п.л.)
4.EU-Russia Cooperation in Justice and Home Affairs in the Context of Enlargement. Louvaine-la Neuve: Louvaine-la Neuve Université, 2002. 22 p.
(1,3 п.л.)
5.Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. М.: АЕВИС, 2002. 79 с. (5 п.л.)
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК
6.О транснациональных пространствах и международных регионах. Рецензия // Полис. 2012. № 4. С.181-184. (0,3 п.л.)
7.Европейского Союза и общая система убежища // Современная Европа. 2012. № 1. С.5-16. (0,8 п.л.)
8.Антитеррористическая политика Европейского Союза // МЭиМО. 2011. № 2. С.47-57. (0,8 п.л.)
9.Трудный путь от экстрадиции к европейскому ордеру на арест // МЭиМО. 2010. № 10. С.22-31. (0,7 п.л.)
10.Лиссабонский договор: реформа пространства свободы, безопасности и правосудия как шаг к углублению политической интеграции Европейского Союза // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 2. С.102-127. (1,6 п.л.)
11.Иммиграционная политика ЕС от Амстердама до Лиссабона // МЭиМО. 2010. № 4. С.42-51. (0,7 п.л.)
12.На пути к обновленной Европе. «Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка» – новый проект ЕС // Современная Европа. 2001. № 3. C.24-36. (0,5 п.л.)
13.Some Ramifications of Enlargement on the EU-Russia Relations and the Schengen Regime // European Journal of Migration and Law. 2003. Vol. 5, N 2. P. 229-247. (1,2 п.л.)
14.Безопасность и правопорядок в расширяющемся Евросоюзе // Космополис. 2004/2005. №4 (10). С.65-77. (0,8 п.л.)
Прочие статьи, главы в коллективных монографиях и другие научные публикации
15. Пространство свободы, безопасности и правосудия как политический проект Европейского Союза / Европейского Союза в XXI веке: время испытаний /Под ред.О.Ю.Потемкиной, Н.Ю.Кавешникова, Н.Б.Кондратьевой. М.: Весь мир, 2013. С.281-306. (1,6 п.л.)
16. Проблема доверия России и ЕС в рамках общего пространства свободы, безопасности и правосудия / Европейского Союза в XXI веке: время испытаний /Под ред.О.Ю.Потемкиной, Н.Ю.Кавешникова, Н.Б.Кондратьевой. М.: Весь мир, 2013. С. 500-518. (1,1 п.л.)
17. Европейского Союза как игрок на международной арене. Публикации Российского совета по международным делам, 23.10.2012. 0,6 п.л. [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=948#top
18. Сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия // Европейская интеграция: учебник /Под ред. О.В.Буториной. М.: Деловая литература, 2011. C.254-272. (1,1 п.л.)
19. Борьба Европейского Союза с нелегальной иммиграцией: опыт для ЕврАзЭс. ЕврАзЭС и интеграционный опыт ЕС /Под ред. М.Г.Носова. М.: Русский сувенир,2009. С.93-122. (Доклады Института Европы № 242). (1,8 п.л.)
20. Пространство свободы, безопасности и правосудия: завершение "конституционной одиссеи": Отношения России-ЕС на пороге перемен. Liber amicorum в честь профессора Л.М.Энтина // Аксиома. 2009. С.383-403.(1,25 п.л.)
21. Политика Европейского Союза по борьбе с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми // Международные исследования. Общество. Политика. Экономика. Астана. 2009. № 1. С.27-48. (1,2 п.л.)
22. ЕС: конституционный тупик или продолжение реформы? // Современная Европа. 2008. № 4. С.59-72. (0,8 п.л.)
23. EU-Russia cooperation in Justice and Home Affairs // The EU-Russia Review. 2006. N 2. P.39-46. (0,6 п.л.)
24. Сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия // Европейский Cоюз: Справочник /Под ред. Ю.А.Борко, О.В.Буториной. М.: Деловая литература, 2003. С.162-178. (1,0 п.л.)
25. Борьба с нелегальной иммиграцией. Безопасность Европы /Под ред. В.В.Журкина. М.: Весь мир, 2011. С.616-650. (2 п.л.)
26. Наркотрафик - растущая опасность // Безопасность Европы/Под ред. В.В.Журкина. М.: Весь мир, 2011. С.549-580. (2 п.л.)
27. Пространство внутренней безопасности России и ЕС: тенденции и перспективы развития // Россия – Европейского Союза: на пути к четырем пространствам /Отв. ред. Д.А.Данилов. Ин-т Европы РАН. - М.: Русский сувенир, 2008. С.35-60. (Доклады Института Европы; № 225. Ч.II). (1,6 п.л.)
28. Расширение и новые границы Евросоюза: сотрудничество стран ЕС и ЦВЕ в сфере внутренних дел и юстиции // Расширение ЕС и интересы России /Под ред. Ю.А.Борко, О.В.Буториной. М.: Деловая литература, 2006. С.214-241. ( 1,7 п.л.)
29. Ramifications of Enlargement on the EU-Russia Relations and the Schengen Regime // Justice and Home Affairs in the EU. Liberty and Security Issues after Enlargement /Ed. by J.Apap. L.: Edward Elgar Publ., 2004. P. 299-317. (1 п.л.)
30. Сотрудничество России и ЕС в сфере трансграничной безопасности // Россия перед Западом и Востоком: мосты в будущее /Под ред. Н.П. Шмелева. М.: Междунар. отношения, 2003. С.385-406. (1,3 п.л.)
31. Сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия // Европейского Союза на пороге XXI века. Выбор стратегии развития /Под ред. Ю.А.Борко, О.В.Буториной. М.: УРСС, 2001. С.193-235. (2,6 п.л.)
32. Основные тенденции современных миграционных процессов в Западной Европе: проблемы политики и этносоциальной адаптации // Этнические проблемы и политика государств Европы. М.: Старый сад, 1998 ( в соавт. с Грацианской Н.Н.). С.40-92. (Авт.вклад 1,75 п.л.)
Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций, приравненные к статьям перечня ВАК РФ (п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2006 N 227)
33. Проблема доверия России и ЕС в рамках общего пространства свободы, безопасности и правосудия //Мир XXI века: сценарии будущего для России. Под ред. Ал.А.Громыко. М.: Рус.сувенир, 2012. C.149-155. (Доклады Института Европы, № 274). (0,3 п.л.)
34. Евросоюз в борьбе с новыми вызовами безопасности //Евросоюз: новые проблемы, решения, перспективы/ Под ред. В.П.Федорова. Часть I. Внутренние и внешние проблемы ЕС. М.: Рус.сувенир, 2010. С. 83-96. (Доклады Института Европы, № 260). (0,8 п.л.)
35. Проблема границ в отношениях России и Европы. Опыт Второй мировой войны для Европы XXI века. М.: Рус.сувенир, 2011. С.51-61. (0,6 п.л.)
36. EU-Russia Cooperation in Justice and Home Affairs. The Global Dimension of European Constitutional Integration. A cura di Castorina E., Policastro P. Torino: G. Giappichelli Editore, 2010. P.450-455. (0,4 п.л.)
37. EU-Russia Cooperation on the Common Space of Freedom, Security and Justice? A Challenge or an Opportunity? // European Security. 2010. Vol.19. Issue 4, P. 551-568. (1,0 п.л.)
38. EU and Russia in Search of Strategic Partnership /O.Potemkina, N.Kaveshnikov // European Integration without EU Membership: Models, Experiences, Perspectives. Florence: European Union Institute // Max Weber Working Papers. 2009. P.47-59. (Авт. вклад – 0,7 п.л.)
39. От «миски с салатом» к «томатному супу»: кризис мультикультурной модели интеграции иммигрантов? // Мигранты: социальная адаптация и конфликты. М.: Рус.сувенир, 2007. С.33-40. (Доклады института Европы, № 201). (0,3 п.л.)
40. Гуманитарные векторы межцивилизационных связей // Альманах «Вызовы XXI века». М.: Институт экономики РАН; Институт Европы РАН, 2007. С.64-87.(1,4 п.л.)
41. A ´Friendly´ Schengen Border and Illegal Migration: The Case of the EU and its Direct Neighbourhood //”Soft or Hard Borders?: Managing the Divide in an Enlarged Europe’ /Ed. By J. DeBardeleben. Aldershot: Ashgate, 2005. P.165-182. (1,0 п.л.)