- Сформулированная в диссертации авторская методологическая концепция заключается в совмещении социально-исторических и историко-антропологических подходов к такому объекту исследования, как население отдельного региона. Социальная динамика в этом ракурсе рассматривается как взаимодействие длительных и кратковременных исторических процессов, имевших объективные и субъективные аспекты.
- Поскольку диссертация выполнена в русле исторической антропологии, то логика исследовательского процесса имеет индуктивный характер: причину и смысл событий макроистории автор видит в массовых явлениях микромира - судьбах рядовых людей, которые, руководствуясь личными мотивами в достижении жизненных целей, своими пристрастиями, надеждами и заблуждениями влияют на ход исторического процесса. При этом их судьбы подвергаются давлению значимых для «большой истории» событий (войн, революций).
- Информационный потенциал мемуарных источников, авторами которых были современники основных событий первой четверти ХХ в., заключается в том, что в них отражена конкретная региональная культура, элементы коллективной памяти, что позволяет объективно оценить социокультурное поведение населения региона в переломную историческую эпоху.
- Основополагающие культурные, психосоциальные характеристики жителей региона, разделенных на социальные группы (имущественные, профессиональные, возрастные, сословные и пр.), были порождены особенностями природно-климатической среды и предшествующим опытом проживания на данной территории. Поэтому они длительное время оказывали сопротивление объективным обстоятельствам и усилиям властей, направленным на замену традиционных социальных связей отношениями, построенными на личных достижениях.
- Факторами социальных изменений, происходивших в российских регионах в первые десятилетия ХХ века, кроме процессов объективного характера являлись ново-образовавшиеся элитные группы предреволюционной России. На Европейском Севере такими группами оказались интеллигенция, политические ссыльные, учащаяся молодежь. Они явно поспособствовали формированию в регионе политической и социально-культурной среды, в которой складывалась личность массового участника политических событий.
- Поколение активных участников политических событий 1910-х гг. представляло собой поколение россиян так называемого «большого демографического перехода», который пришелся на 1890-е гг. Социализация этих людей происходила в условиях ломки традиционной системы личностных, семейных и иных социальных ценностей, ставших последствием процессов урбанизации, социально-культурной модернизации, ускоренной социальной и территориальной мобильности и иных новшеств, которые, являясь содержанием первых десятилетий ХХ в., были отягощены политическими катаклизмами военно-революционной эпохи. Совокупность этих обстоятельств создала условия для быстрого, но поверхностного приобщения народных «низов» к образцам культуры, к образу жизни и мышления высших слоев, что создало предпосылки для еще более резкого межпоколенного и социокультурного разрыва, с особой силой проявившегося в революционную эпоху.
- Среди последствий имевшего место в начале ХХ в. имущественного и социального расслоения стоит выделить слом традиционных устоев, который создавал психологическое напряжение в отдельных группах населения, подготавливая почву для их политической радикализации. При этом период 1918-1921 гг. показал, что потенциал традиционной культуры не был израсходован. Ее формы актуализировались в период кардинальных общественных перемен и возникшей для людей необходимости приспособиться к новым условиям жизни.
- Модернизационные процессы начала ХХ века не привели к разрушению социально-культурного «анклава», каким оставался Европейский Север России. Локальность северной провинции была нарушена агентами внешнего культурного влияния в лице демобилизованных солдат и социально активной молодежи, которые начали ломать традиции и устои населения.
1. Трошина Т.И. Великая война. Забытая война: Архангельск в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. Архангельск, 2008. 11 п.л.
2.Трошина Т.И. От Петра I до Сталина: социальная история Русского Севера. XVIII – первая четверть XX вв. Архангельск, 2009. 29,6 п.л.
3.Трошина Т.И. Динамика и направленность социальных процессов на Европейском Севере России (первая четверть ХХ века). Архангельск, 2011. 19,6 п.л.
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК:
4.Трошина Т.И. Социальные процессы на Русском Севере: к теоретико-методологической постановке проблемы // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2007. № 1. 0,6 п.л.
5.Трошина Т.И. Теоретико-методологические подходы к изучению генезиса «образованного класса» и его участия в социальных процессах локального уровня // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. 0,5 п.л.
6.Трошина Т.И. Население и власть на Севере России // Вопросы истории. 2010. № 4. 0,9 п.л.
7.Трошина Т.И. Возможности междисциплинарного подхода при изучении локальной истории в переломные моменты // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. 0,5 п.л.
8.Трошина Т.И. Документы личного происхождения, собранные в 1920-30-е годы «Комиссиями по истории партии и революции» как источник этнографической и историко-культурной информации (на материалах Вологодского и Архангельского архивов) // Антропологический форум. 2011. № 15. 1,2 п.л.
9.Трошина Т.И. Документы комиссий по истории революции и партии как исторический источник (на материалах Истпартов Архангельской и Вологодской губерний) // Вестник архивиста. 2011. № 4. 0,6 п.л.
10.Трошина Т.И. Отношение народа к пьянству (на материалах Европейского Севера России) // Новый исторический вестник. 2011. № 2. 0,6 п.л.
11.Трошина Т.И. Народное пьянство в «эпоху войн и революций» (на материалах Европейского Севера России) // Новый исторический вестник. 2011. № 4. 0,6 п.л.
12.Трошина Т.И. Пути и способы формирования «образованного общественного слоя» (на материалах Европейского Севера России) // Образование и общество. 2011. № 4. 0,6 п.л.
13.Трошина Т.И., Силин А.В. 1920 год: военное противостояние, международные отношения, культурное строительство // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. 0,3 п.л.
14.Трошина Т.И. Крестьянские настроения периода «военного коммунизма» // Вопросы истории. 2011. № 2. 0,4 п.л.
15.Трошина Т.И. Пинежские «валеты». Восстание перевертышей в ноябре 1919 года // Родина. 2011. № 2. 0,5 п.л.
16.Трошина Т.И. Формы локального правотворчества в революционную эпоху (на материалах Русского Севера в 1917-1921 гг.) // История государства и права. 2011. № 12. 0,5 п.л.
17.Трошина Т.И. Положение представителей местного самоуправления в кризисную эпоху (на примере северных губерний Европейской России в 1918-1921 гг.) // История государства и права. 2011. № 20. 0,5 п.л.
18.Трошина Т.И. Крестьянские «самосуды» в революционную эпоху: актуализация коллективного опыта (на материалах северных губерний Европейской России) // Российская история. 2012. № 2. 0,9 п.л.
19.Трошина Т.И. Роль военнослужащих в социально-культурном преобразовании общества (на материалах Европейского Севера России) // Военно-исторический журнал. 2012. № 3. 0,8 п.л.
20.Трошина Т.И. Специфика народного правотворчества на Европейском Севере России в условиях «вакуума власти» 1918-1921 годов // Социум и власть. 2012. № 3. 0,5 п.л.
21.Трошина Т.И. Население как объект социально-исторического исследования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. 0,4 п.л.
22.Трошина Т.И., Голдин В.И. Рецензия на книгу: Морозова О.М. Два акта драмы: боевое прошлое и боевая повседневность ветеранов Гражданской войны. Ростов/н/Дон, 2010. // Вопросы истории. 2012. № 10. 0,5 п.л.
Статьи в других научных изданиях:
23.Трошина Т.И. Психосоциальные формы развития личностной идентичности и влияние на них историко-географических условий (на примере населения Русского Севера) // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2005. Вып. 2. 1 п.л.
24.Трошина Т.И. Изменение социальной идентичности личности в условиях социокультурного кризиса (опыт полидисциплинарного исследования революционных событий первой четверти ХХ века на Русском Севере) // Клио: журнал для ученых. 2007. № 2. 0,6 п.л.
25.Трошина Т.И. Как идея овладевала массами: процесс политизации населения Архангельской губернии в период «от Февраля к Октябрю» // 1917 год в судьбах России и мира: сб. материалов науч. конф. Архангельск, 2007. 0,5 п.л.
26.Трошина Т.И. Влияние природно-климатических условий на повседневную жизнь и психологию населения (на материалах о русском населении Европейского Севера России) // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: материалы XXII Междунар. науч. конф. СПб., 2007. 0,3 п.л.
27.Трошина Т.И. Феномен «женской активности» в революционную эпоху (на материалах Европейского Севера в 1905-1925 гг.) // Гендерное равноправие в России: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2008. 0,6 п.л.
28.Трошина Т.И. Военнослужащие как социальные и культурные маргиналы (на материалах Европейского Севера России) // Эволюция революционности и консерватизма в социальных слоях России и других государств: материалы XXIII Междунар. науч. конф. СПб., 2008. 0,3 п.л.
29.Трошина Т.И. Духовенство как культурный медиатор: влияние приходских священников на развитие социокультурных процессов (на материале Архангельской губернии) // Православие в Карелии: материалы III регион. науч. конф. Петрозаводск, 2008. 0,5 п.л.
30.Трошина Т.И. Разрушение патриархально-семейных отношений и формирование «комплекса ваньки жукова» // Историко-психологический портрет семьи: материалы XXIV Междунар. науч. конф. СПб., 2008. Ч. I. 0,3 п.л.
31.Трошина Т.И. Влияние природно-географического фактора на социокультурное развитие северорусского населения // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2009. Т. 3. 1 п.л.
32.Трошина Т.И. Местное самоуправление и «вопрос о земле»: 1917-1921 гг. (на материалах Архангельской губернии) // Местное самоуправление как ресурс территориального развития: взгляд из Яренска: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Архангельск, 2009. 0,7 п.л.
33.Трошина Т.И. Северная железная дорога и ее влияние на социокультурное и экономическое развитие региона // Северная железная дорога и развитие прилегающих территорий: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Коноша, 2009. 0,5 п.л.
34.Трошина Т.И. «Жизненные истории» как пересечение интересов психологов, социологов, историков // Методы исторической психологии: материалы XXVI Междунар. науч. конф. СПб., 2009. 0,3 п.л.
35. Трошина Т.И. «Человек как зеркало русской революции»? Просопографический метод реконструкции социально-психологического образа «участника революционных событий» // Россия и мир: история, международные отношения, наука и образование: сб. науч. ст. М.; Архангельск, 2009. 0,4 п.л.
36.Трошина Т.И. «Один за всех. Все за одного» (феномен «круговой поруки») // Человек в условиях мировых социальных и природных катаклизмов: материалы XXVII Междунар. науч. конф. СПб., 2010. 0,3 п.л.
37.Трошина Т.И. К вопросу об использовании научной категории «качество жизни населения» в исторических исследованиях // Качество жизни населения как приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности в области социальных наук: сб. материалов науч.-практ. конф. Архангельск, 2009. 0,8 п.л.
38.Трошина Т.И. «Их выбрало время» (к вопросу о влиянии общих условий социализации на формирование поколения участников событий Революции и Гражданской войны) // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: XVIII Адлеровские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2010. 0,4 п.л.
39. Трошина Т.И. «Подруги дней суровых…» (влияние политических ссыльных на женщин, проживающих в местах ссылки: на материалах Мезенского уезда Архангельской губернии) // Женская история и современные гендерные роли: материалы III Междунар. науч. конф. Рос. ассоц. исследователей женской истории. М.,2010. Т. 2. 0,4 п.л.
40. Трошина Т.И. Коллекции воспоминаний, собранных региональными «комиссиями по изучению истории революции и коммунистической партии», как историко-психологический источник // Воспоминания и дневники как историко- психологический источник: материалы XXIX Междунар. науч. конф. СПб., 2011. 0,3 п.л.
41. Трошина Т.И. «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты!» К вопросу о мотивации поступления в Красную армию (на материалах личных воспоминаний участников Гражданской войны) // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: ХХ Адлеровские чтения: материалы науч.-практ. конф. Краснодар,2011. 0,4 п.л.
42.Трошина Т.И. Гендерные различия преступного поведения: исторический аспект и региональная специфика (северные районы Европейской России в первой четверти ХХ века) // Частное и общественное: гендерный аспект: материалы IV Междунар. науч. конф. Рос. ассоц. исследователей женской истории. М., 2011. Т. I. 0,4 п.л.
43.Трошина Т.И. «Плоды просвещения» бывают разные… (к постановке проблемы о возникновении «нелепых» слухов и толков) // Слухи как специфический историко-психологический источник: материалы XXVIII Междунар. науч. конф. СПб., 2010. 0,3 п.л.
44.Трошина Т.И. Первая мировая война как эпизод биографии поколения (на материалах Европейского Севера России) // Великая война 1914-1918 гг.: альм. Рос. ассоц. историков Первой мировой войны. М., 2011. Вып. I. 0,5 п.л.
45.Трошина Т.И. Изучение локальной истории через «человеческое содержание» социально-исторического и социально-культурного процесса: опыт «поколенного анализа» истории Европейского Севера в первой четверти ХХ века // Модернизация современной России: проблемы и пути решения: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. 0,6 п.л.
46.Трошина Т.И. Первая мировая война как «пусковой механизм» процесса социальной депривации (на материалах социальной истории северных губерний России в первой четверти ХХ века) // Первая мировая война, Версальская система и современность: сб. ст. СПб., 2012. 0,5 п.л.