- Профессиональная подготовка, выраженная в концепции, включает теоретико-методологические основания, эколого-педагогическую деятельность, эколого-педагогическое проектирование, эколого-педагогическую проектную культуру, образовательную систему подготовки обучающихся к эколого-педагогическому проектированию, идеи, выявленные закономерности и соответствующие им принципы.
- Профессиональная подготовка обучающихся студентов и педагогов к эколого-педагогическому проектированию как социально-педагогическое явление рассматривается в статусных состояниях социально-культурной системы, образовательной системы, образовательного процесса, деятельности обучающихся по освоению содержания эколого-педагогического проектирования, что создает условия повышения эффективности экологического образования учащихся. В качестве опоры разработки модели образовательной системы выступает синергетический подход, способствующий обоснованию функционирования и развития системы с позиций «открытости» и «нелинейности», ориентирующий на самоорганизацию и саморазвитие, что позволяет выявить закономерности, внутренние механизмы и резервы развития, пути и способы совершенствования и обновления практики. Использование аксиологического подхода создает условия наполнения подготовки студентов и педагогов-профессионалов ценностным содержанием, соответствующим требованиям к образованию в интересах устойчивого развития постиндустриального общества. Опора на личностно-деятельностный подход организует деятельность субъектов (преподавателей, студентов вуза, слушателей курсов профессиональной переподготовки по программам «Экология», «Экологическое образование») на основе учета возрастных особенностей взрослых, создания «ситуации успеха», развития социально- и профессионально-значимых качеств педагога.
- Профессиональная подготовка обучающихся к эколого-педагогической проектной деятельности ̶ сложная система, основными субъектами которой выступают преподаватели, студенты, слушатели (обучающиеся); информационно открытая, нелинейная, имеющая несколько путей развития: а) обучение студентов и педагогов, перевод обучения на режим самообучения, самосовершенствования, основным критерием и показателем эффективности которого служит уровень профессиональной готовности педагогов; б) формирование и развитие экологической культуры у выпускников вуза и педагогов; в) развитие творческих способностей обучающихся в самостоятельном проектировании экологического образования, становлении у них эколого-педагогической проектной культуры. Данная система неравновесна, в каждый конкретный момент целостного образовательного процесса может измениться, но она способна к развитию ее главного субъекта - обучающегося (студента и педагога) как стремящегося к самосовершенствованию.
- Предложенная профессиональная подготовка к эколого-педагогическому проектированию выполняет следующие основные функции: образовательную (готовит педагога с определенным уровнем эколого-профессиональных знаний и умений эколого-педагогической деятельности и умений ее проектировать), развивающую (обеспечивает формирование личности обучающихся с ценностями эколого-педагогической проектной культуры) и воспитательную (способствует социализации обучающихся в новых условиях развития системы образования и общества).
- Построенная с опорой на теорию моделирования концептуальная структурно-функциональная модель подготовки обучающихся к эколого-педагогическому проектированию отражает основные закономерности и соответствующие принципы статусных состояний подготовки, а ее пространственно-временная прогностическая модель методической системы, состоящая из следующих подсистем: а) организационной (форм, направлений, профилей подготовки), б) содержательно-целевой (цели и содержания компонентов), в) процессуальной (этапов подготовки), г) результат а подготовки, в котором показаны уровни готовности обучающихся к эколого-педагогическому проектированию, представлена обучением, переводом обучающихся на режим самообучения, самосовершенствования, основным критерием эффективности которого служит уровень профессиональной готовности обучающихся к эколого-педагогическому проектированию, уровень экологической культуры , развития творческих способностей обучающихся, сформированность эколого-профессиональной проектной культуры.
- Методическая система построена на основе личностно-деятельностного подхода, используемого при проектировании содержания, выборе форм, методов и средств подготовки студентов и педагогов к эколого-педагогическому проектированию и создании условий для самосовершенствования личности обучающихся в различных формах эколого-педагогической проектной практики. Методическая система соответствует современным требованиям подготовки к эколого-педагогической проектной деятельности. Она способствует целостности педагогического процесса, направленного на интеграцию естественнонаучного, экологического и педагогического знания, создание гуманитарной среды, субъектной позиции участников процесса, включение их в различные виды эколого-педагогической практики по развитию умений проектирования педагогических ситуаций, технологий педагогического процесса экологического образования. Она позволяет создавать варианты программ для специалистов разных профилей и с разным уровнем готовности к эколого-педагогическому проектированию.
- Управление процессом профессиональной подготовки осуществляется на основе комплексного мониторинга, включающего критериальную систему показателей освоения аксиологического, когнитивно-содержательного, операционально-деятельностного и рефлексивно-результативного компонентов готовности к эколого-педагогическому проектированию; методику диагностики (методы определения уровней сформированности данного вида готовности, психолого-педагогические тест-методы, методы математической статистики, в том числе корреляционный, факторный анализ, элементы кластерного и квалиметрического метода), использование которых позволяет оценить уровень успешности подготовки обучающихся к эколого-педагогической проектной деятельности.
1.Несговорова Н.П. Формирование готовности педагогов к экологическому образованию. Вопросы теории и практики [Текст] / Несговорова Н.П. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2005.- 250 с. (15,6 п.л.).
2.Несговорова Н.П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов [Текст] / Н.П. Несговорова - М. - Курган: Сфера, 2011. - 160 с. (10 п.л.).
3. Несговорова Н.П. Инновации в развитии социо-экологического образования населения. Кластерный подход [Текст] / Сборник материалов всерос. науч.-практ. с международным участием конф., Курган, 29--30 мая 2012 года / Отв. редактор Н.П. Несговорова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 280 с. (17,5 п.л.)
4. Несговорова Н.П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагогов [Текст] / Н.П. Несговорова, И.Н. Пономарева, Л.В. Моисеева, Г.Г. Недюрмагомедов и др. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 514 с. (32 п.л./10 п.л.)
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах
5. Несговорова Н.П. Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Открытое образование. – 2007. – №1. – С.75-78. (0,4 п.л.).
6. Несговорова Н.П. Концептуальные основы переподготовки педагогов к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Проблемы региональной экологии. – 2007. –№5 – С. 39–42. (0,4 п.л.).
7. Несговорова Н.П., Синергетический подход в определении содержания экологической культуры [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Л. Савиных // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 8. – С.152-158. (0,5 п.л./ 0,4 п.л.).
8. Несговорова Н.П. Разработка технологии формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования в процессе переподготовки [Текст] / Н.П. Несговорова // Вестник Читинского государственного университета. – 2008. – №6 (51). – С. 44-50. (0,5 п.л.).
9. Несговорова Н.П. Интегративный подход в экологическом образовании [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Л. Савиных // Философия образования. – 2009. – №1(26) .-С. 192 – 199. (0,5 п.л./0,4 п.л.).
10. Несговорова Н.П. Интегрированный подход к определению готовности педагогов к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Вестник Адыгейского университета. – 2009. – № 1. – С.98– 104. (0,5 п.л.).
11. Несговорова Н.П. Профессиональная переподготовка как один из путей решения проблемы формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №1(3). – С. 92–97. (0,4 п.л.).
12. Несговорова Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Омский научный вестник – 2009. –№2 (76). – С.159–161. (0,3 п.л.).
13. Несговорова Н.П. Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Омский научный вестник – 2009. – №3 (78). – С. 143–147 (0,5 п.л./ 0,4 п.л.).
14. Несговорова Н.П., Формирование когнитивного компонента экологической культуры студентов вуза в процессе практико–ориентированной образовательной деятельности[Текст] / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Вестник Читинского государственного университета. – 2010. – №1. (0,5 п.л. / 0,4 п.л.).
15. Несговорова Н.П. Практико-ориентированная образовательная деятельность студентов естественнонаучных специальностей [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Идеи и идеалы – 2011. – №3(9). –Т.2. – С.120–126 (0,4 п.л./0,3 п.л.).
16. Несговорова Н.П. Научно-теоретические и концептуальные основания подготовки педагогов-экологов в новых социо-экологических условиях [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Региональные проблемы экологии. – 2012. – №1. – С.235–241 (0,5 п.л./0,4 п.л.).
17. Несговорова Н.П. Концептуальные основы проектирования эколого-профессиональной подготовки педагогов [Текст] / Н.П. Несговорова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – Режим доступа : http://science-education.ru/101-5463.(0,5 пл).
18. Несговорова Н.П. Научно-методические основания сопровождения педагогов по освоению эколого-профессиональной проектной деятельности [Текст] ./ Н.П.Несговорова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 23. – Режим доступа : http://science-education.ru/102-5658 (0,7 пл).
19. Несговорова Н.П. Реализация технологии эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектной деятельности и ее результаты [Текст] / Н.П. Несговорова..// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – Режим доступа : http://science-education.ru/103-6025 (0,6 п.л.).
20. Несговорова Н.П. Научно-методические основания мониторинга качества подготовки педагогов к эколого-профессиональной проектной деятельности [Текст] / И.Н. Пономарева, Н.П. Несговорова .// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – Режим доступа : http://science-education.ru/102-6095. (0,6 п.л./0,3 п.л.).
21. Несговорова Н.П. Технология проектной деятельности в эколого-профессиональной подготовке педагогов / Н.П. Несговорова.- Смоленск // Известия Смоленского государственного университета, 2012. (0,5 п.л.) .
Работы, опубликованные в других изданиях
22. Несговорова Н.П. Некоторые подходы к модели профессионально-личностной готовности педагога к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования/ Под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского М.: Академия наук о Земле, 2002. .̶ 164 с. (0,5 п.л.).
23. Несговорова Н.П. Факультет готовит педагогов-экологов [Текст] / Н.П. Несговорова // Школа. –2002, 6/51. .̶ С. 30-34. (0,3 п.л..).
24. Несговорова Н.П. Система экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Школа.- 2—3, 6/57, 2002. — С. 17 — 20. (0,3 п.л.).
25. Несговорова Н.П. Экологическое образование как система [Текст] / Н.П. Несговорова // Экопанорама 1—2003: Труды факультета естественных наук КГУ/науч. .ред. Козлов О.В.. —М.: Макс Пресс, 2003. — С.121—125.(0,3 п.л.).
26. Несговорова Н.П. Становление профессионально важных качеств личности как фактор готовности педагогов к осуществлению экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Экопанорама 1—2003: Труды факультета естественных наук КГУ/науч .ред. Козлов О.В.. —М. :Макс Пресс, 2003 с.125—129.(0,3 п.л..).
27. Несговорова Н.П. Практико-ориентированная экологически направленная образовательная деятельность студентов как условие формирования экологической культуры [Текст] / Н.П. Несговорова //Формирование экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе .̶ Набережные челны, 2011 .̶ С.143-145 (0,3 п.л)
28. Несговорова Н.П. Компетентностно-культурологический подход к оценке эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектной деятельности [Текст] / И. Н. Пономарева, Н. П. Несговорова // Научный диалог. – 2012. – № 5. – Педагогика. – С. 155–174 (1,5 п.л. / 0,75 п.л.)
Учебные, научно-методические и учебно-методические пособия
29. Несговорова Н.П. Экологическое образование. Введение в предмет: учебное пособие [Текст] /Н.П. Несговорова . — Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2004 .̶ 163 с. (10 п.л./ 10 п.л.)
30. Несговорова Н.П.. Методика экологического образования школьников: :учебно-методическое пособие [Текст] / Н.П. Несговорова, Н.Г., Ионина . —Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2004 .̶ 113 с. (7,1 п.л./6,6 п.л.).
31. Несговорова Н.П. Устойчивое развитие и природопользование: учебное пособие [Текст] /Н.П. Несговорова, Н.Г.Ионина. — Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2009 .̶ 174 с. (10,9 п.л./ 7,5 п.л.).
32. Несговорова Н.П. Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. [Текст] / Н.П. Несговорова, О.Г. Завьялова , Н.И. Науменко .̶ Курган: «Парус ̶ М» , 1997.̶ 90с. (5,5 п.л./2,3 п.л.).
33. Несговорова Н.П. Экологический практикум: методическое пособие для учителей биологии, географии, физики, химии и экологии. [Текст] / А.Ф. Иванов, З.П. Гуреева А.П., Ларионова О.Г. Завьялова Н.П. Несговорова: В 4 Ч. – Курган : Ин-т повышения квалификации работников образования, 1996.̶ 230 с.(14,4 п.л./ 6,3 п.л.).
34. Несговорова Н.П. Сто уроков экологии: Методические рекомендации в 4 ч.. [Текст] / Сост. О.Г. Завьялова, Н.П. Несговорова .̶ Курган: Ин-т повышения квалификации работников образования,1997—1998. — 260 с. (16,3 п.л./ 5,2 п.л.).
35. Несговорова Н.П. Теория и методика экологического образования: учебное пособие в 2-х частях. [Текст] / Н.П.Несговорова.- Курган: Ин-т повышения квалификации работников образования, 2002. —167 с. (10,4 п.л.).
36. Несговорова Н.П. Природа родного края: методическое пособие [Текст] / Н.П.Несговорова М.Н.,Малахова С.Ф. Кучина . —Курган : Ин-т повышения квалификации работников образования, 2003. — 48 с.(3,0 п.л./ 1,5 п.л.).
37. Несговорова Н.П. Экологическая азбука здоровья: учебное пособие для школьников [Текст] / Н.П.Несговорова .- Курган : Изд. дом Природа Зауралья, 2005. —114 с. (7,13 п.л./ 7,13 п.л.).
38. Несговорова Н.П. Рабочая тетрадь по экологической азбуке здоровья /Н.П.Несговорова, Е.А. Евстарова . —Курган: Изд.дом Природа Зауралья, 2005. — 60 с. (3,75 п.л./ 2,5 п.л.).
39. Несговорова Н.П.Основы общей экологии: учебное пособие. 6 класс [Текст] / Н.П.Несговорова.- Курган : Изд. дом Природа Зауралья, 2005. — 60 с. (3,75 п.л.).
40. Несговорова Н.П. Основы общей экологии: учебное пособие. 7—8 класс [Текст] / Н.П. Несговорова. —Курган : Изд. дом Природа Зауралья, 2005. — 98 с. (6,13 п.л.).
41. Несговорова Н.П. Экология растений: учебное пособие. 6 класс [Текст] / Н.П. Несговорова.- Курган: Изд. дом «Природа Зауралья» , 2006. — 94 с. (5,88 п.л.).
42. Несговорова Н.П. Экология растений: Рабочая тетрадь. 6 класс [Текст] / Н.П.Несговорова, А.С. Кондратьева.- Курган: Изд. дом «Природа Зауралья», 2006. —49 с. (3,06 п.л./ 2,06 п.л.).
43. Несговорова Н.П. Научно-методическое пособие для слушателей отделения «ЭКОЛОГИЯ» [Текст] / Н.П.Несговорова , Е.Н.Охапкина . — Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003. — 38 с. (2,4 п.л./ 2,0 п.л.).
44. Несговорова Н.П. Материалы и рекомендации по внутришкольному контролю обучения экологии [Текст] /Н.П. Несговорова, Е.Н.Охапкина . — Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003. —62 с.(3,9 п.л./ 2,0 п.л.).
45. Несговорова Н.П. Игровые технологии в экологическом образовании: методическое пособие для педагога [Текст] /Н.П. Несговорова, Н.Г. Ионина, Е.Н.Охапкина. —Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. — 116 с. ( 7,3 п.л./6,0 п.л.).
46. Несговорова Н.П. Программа экологического практикума "Исследователь природы".[Текст] /Н.П.Несговорова. — Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования , 1997. —24 с. (1,5 п.л..).
47. Программы по экологии (Региональный компонент, элективные курсы) [Текст] / Н.П. Несговорова, Н.Г.Ионина, Е.Н.Охапкина . —Курган : Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. — 99 с. (6,2 п.л./ 2,2 п.л.).
48. Несговорова Н.П. Организация летнего полевого практикума: научно-методические указания для студентов специальностей «Биология», «Экология» (020201, 020801) [Текст] ./ Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. —Ч.1— 2. — 90 с. (5 п..л./ 5.п.л.).
Материалы конференций, тезисы докладов
49. Несговорова Н.П.. Школа - экоцентр микрорайона как один из путей реализации проблемы направленного экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Качество образования: концепции, проблемы, оценки управления: тезисы всерос. науч.-метод. конф.. – Новосибирск: НГТУ, 1998. – С.200 – 204 (0,4 п.л..)
50. Несговорова Н.П. Роль готовности педагога в формировании экологической культуры детей [Текст] /Н.П.Несговорова // Экологизация технологий: проблемы и решения: мат. междунар. науч. –практ. конф. / Под общей ред. П.Вильмса (Германия), И. Манило (Россия), С.Робинсона (Швейцария). – М.- Курган: Курганский научный центр МАНЭБ, 2004. – С.181– 185. (0,3 п.л.).
51. Несговорова Н.П. Формирование готовности педагога к экологическому образованию детей[Текст] / Несговорова Н.П ./ Проблемы биологии, экологии, образования: история и современность: мат. междунар. науч. конф. . – С.-Пб: Изд-во Ленинградского гос.ун-та им. А.С.Пушкина, 2006. – С.260– 263. (0,3 п.л)
52. Несговорова Н.П. Подготовка педагогов как фактор эффективности экологического образования [Текст] / Н.П. Несговорова // Сборник трудов 1 международного экологического конгресса.- Тольятти: ELPIT, 2007. –С.267– 271.( 0,3 п.л.).
53. Несговорова Н.П.Теория хаоса в разработке проблемы формирования эколого-профессиональной культуры педагогов [Текст] / Н.П.Несговорова // ELPIT 2009 PROCEEDINGS Cсборник трудов Ш Международного экологического конгресса «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» .. – Тольятти: ТГУ, 2009.- Т 5. – С.128-136 (0,5 п.л.).
54. Несговорова Н.П. Место ценностного компонента в культуре личности [Текст] / Н.П.Несговорова // ELPIT 2009 PROCEEDINGS Cборник трудов Ш Международного экологического конгресса «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» .- Тольятти: ТГУ, 2009.- Т 5.- С. 156 – 161(0,4 п.л.).
55. Несговорова Н.П. Подготовка педагогов – фактор успеха формирования экологической культуры населения [Текст] / Несговорова Н.П., Пономарева И.Н. // «Инновации в развитии социо-экологического образования населения. Кластерный подход». – Курган, 2012. – С. 83– 89 (0,6 п.л. / 0,3 п.л.).
56. Несговорова Н.П. Создание социально-экологического кластера в Курганской области [Текст] / Е.А.Тебенькова , Н.П. Несговорова // «Инновации в развитии социо-экологического образования населения. Кластерный подход». – Курган, 2012. – С.106– 113 (0,6 п.л./0,3 п.л.).
57. Несговорова Н.П. Технология проектов в эколого-профессиональной подготовке педагогов [Текст] / Н.П. Несговорова // «Инновации в развитии социо-экологического образования населения. Кластерный подход». – Курган, 2012. – С.172– 181 (0,7 п.л..)