- выявлена логическая структура концепта «одаренность», раскрыта его содержательная связь со смежными психологическими понятиями - в том числе такими, как «способности», «задатки», «творчество», «деятельность»;
- выявлены сущностные характеристики одаренности как социокультурно детерминированного психологического феномена и соответствующие этим характеристикам смысловые компоненты психологического понятия «одаренность»;
- определены основные компоненты системы философских оснований ПКО: онтологический, гносеологический, аксиологический и социо-антропологический;
- с учетом сущностных характеристик одаренности сформулированы требования к содержательному наполнению основных компонентов системы философских оснований ПКО;
- выделены этапы исторического процесса формирования и развития системы философских оснований ПКО: «антропоцентрический», «теоцентрический», «функционально-эмпирический», «протонаучный», «научный»;
- определено конкретно-историческое содержание каждого компонента системы философских оснований ПКО для каждого этапа ее формирования;
- определен исторический момент завершения формирования системы философских оснований ПКО, после чего стало возможным возникновение ПКО в рамках психологической науки;
- выявлена обусловленность теоретических и методологических различий современных научно-психологических подходов к исследованию одаренности и разработке методов работы с одаренными детьми различиями их философских оснований;
- на основе полученных теоретических результатов выявлены основные тенденции и пути дальнейшего развития концепции одаренности в современной психологии.
1.Баграмянц М.Л. О некоторых аспектах создания развивающей среды для одаренных детей Ч.1// Прикладная психология и психоанализ.- 2004.- №2.- 0,4 п. л.
2.Баграмянц М.Л. О некоторых аспектах создания развивающей среды для одаренных детей Ч.2 // Прикладная психология и психоанализ. - 2004.- №3.- 0,7 п. л.
3.Баграмянц М.Л. Проблема одаренности в контексте социальной среды // Философия и общество. - 2004 . - №4. - 0,8 п. л.
4.Баграмянц М.Л. Семейная среда как условие и средство развития одаренности // Вестник Нижегородского госуниверситета. Серия «Социальные науки». - 2005. - Вып. 1 (4). - 0,8 п. л.
5.Баграмянц М.Л. Профессиональное и личностное развитие педагога одаренного ребенка // Акмеология. - 2007. - №3 (23). - 0,3 п. л.
6.Баграмянц М.Л. Психологическая концепция одаренности и этапы ее формирования и развития // Российский научный журнал. - 2008. - №3 (4)’.- 0,5 п. л.
7.Баграмянц М.Л. Основные этапы становления психологической концепции одаренности // Вестник Московского государственного открытого университета, серия «Психологические науки». – 2009. - №1. – 0,5 п. л.
8.Баграмянц М.Л. О психологической подготовке педагогов к взаимодействию с одаренными детьми // Российский научный журнал. - 2009. - №1.- 0,5 п. л.
Другие публикации:
9.Баграмянц М.Л. Основные подходы к обучению педагогическому общению в зарубежной психологии // Формирование творческой индивидуальности специалиста в вузе: Сб. научных трудов. - Грозный: ЧИГУ, 1988. - 0,3 п.л. (статья).
10.Баграмянц М.Л. Обучение общению как фактор социально-психологической подготовки специалиста // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов в вузе: Сб. научных трудов. - Грозный: ЧИГУ, 1989 . - 0,3 п.л. (статья).
11.Баграмянц М.Л. Оптимизация общенческого партнерства обучающих и обучаемых как один из факторов совершенствования подготовки учителя иностранных языков // Теоретические и прикладные проблемы подготовки учителя иностранных языков: Сб. научных трудов. – Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. - 0,3 п.л. (статья).
12.Баграмянц М.Л. О возможностях использования зарубежного опыта работы практического психолога с детьми, испытывающими дефицит коммуникативных умений и навыков // Актуальные проблемы подготовки психологов для системы образования: Сб. тезисов. - Чебоксары: ЧГПИ, 1993. – 0,1 п.л. (тезисы).
13.Баграмянц М.Л., Швалева Н.М. Карта-профиль одаренного ребенка. - Ставрополь: ИРО, 1994 . – 0,45 п.л. (методическое пособие).
14.Баграмянц М.Л. О роли социально-психологического обеспечения личностно-ориентированных технологий образования // Развитие личности в процессе педагогической деятельности: Сб. тезисов. - Майкоп: АГУ, 1994. – 0,1 п.л. (тезисы).
15.Баграмянц М.Л. Анализ состояния вопроса терминологии в зарубежных исследованиях общения // «Молодая наука-1»: Сб. научных трудов. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1994. - 0,3 п.л. (статья).
16.Баграмянц М.Л. Служба ранней диагностики способностей в системе непрерывного психологического образования.- Ставрополь: ИРО, 1994. - 0,7 п.л. (методические рекомендации).
17.Баграмянц М.Л. Проблема развития способностей и одаренности учащихся в психологической теории и практике // Психологическое знание – база развивающей стратегии образования: Сб. – Ставрополь: ИРО, 1995. - 0,3 п.л. (статья).
18.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Педагогическое общение как одно из средств развития педагогического творчества // Технология развития педагогического творчества: Сб. - Пятигорск: ПГЛУ, 1996. – 0,3 п.л. (статья).
19.Баграмянц М.Л. Педагогическое общение как фактор развития способностей учащихся // Проблемы гуманитарного образования: содержание и методы: Сб. - Пятигорск: ПГЛУ, 1996. - 0,2 п.л. (статья).
20.Баграмянц М.Л. Роль этнопсихологического контекста в оптимизации профессионально-психологической подготовки практических психологов // Этнопсихология и интегративная антропология: Сб. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. – 0,5 п.л. (статья).
21.Баграмянц М.Л. Этнопсихологическое обеспечение процесса подготовки педагогов-психологов // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Сб. тезисов. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. – 0,1 п.л. (тезисы).
22.Баграмянц М.Л. Одаренность как предмет научной рефлексии отечественной и зарубежной психологии // Вопросы научно-исследовательской работы и образовательной практики высшей школы: Сб. – Ессентуки: ЕИУБиП, 1999. – 0,3 п.л. (статья).
23.Баграмянц М.Л. О программах обучения одаренных студентов в образовательной практике высшей школы США // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Сб. тезисов. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. - 0,1 п.л. (тезисы).
24.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Одаренность как теоретическая проблема отечественной психологии // Молодая наука – 3: Сб. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. – 0,3 п.л. (статья).
25.Баграмянц М.Л., Матюшкин А.М. Развитие творчески одаренных детей как цель образования // Психологическое знание – база развивающего образования: Сб. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. – 0,2 п.л. (статья).
26.Баграмянц М.Л. О практике подготовки творчески одаренных студентов - будущих педагогов в вузах США. // Технология развития педагогического творчества: Сб. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. – 0,3 п.л. (статья).
27.Баграмянц М.Л. Создание развивающей коммуникативной среды как инновационный процесс в вузе // Гуманитарные, экономические и технологические аспекты развития образования: Сб. - Ессентуки: ЕИУБиП, 1999. – 0,1 п.л. (статья).
28.Баграмянц М.Л. Основные направления в осмыслении понятия творческой одаренности // Межвузовский сборник научных трудов: Сб. / Вып.2. - Минводы: «Кавказская здравница», 1999. – 0,3 п.л. (статья).
29.Баграмянц М.Л. О роли коммуникативной среды в развитии личности студентов // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Сб. тезисов. Ч.2. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. – 0,1 п.л. (тезисы).
30.Баграмянц М.Л. Творческая одаренность как понятие отечественной и зарубежной психологии // Технология развития педагогического творчества: Сб. – Пятигорск: ПГЛУ, 2000. – 0,3 п.л. (статья).
31.Баграмянц М.Л. Новые подходы к решению проблемы способностей. // Новая парадигма образования и науки в высшей школе: Сб. - Ессентуки: ЕИУБиП, 2000. – 0,3 п.л. (статья).
32.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Развивающая среда как средство когнитивного и личностного развития студентов // Философские проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 2. - М.: МГТУ «МАМИ», 2002. – 0,5 п.л. (статья).
33.Баграмянц М.Л. Зарубежная практика обучения и развития одаренных детей // Сборник научных работ МЭЛИ. - М.: 2003. – 0,5 п.л. (статья).
34.Баграмянц М.Л.. Состояние проблемы одаренности в отечественной и зарубежной психологической теории. // Сборник научных работ МЭЛИ. – М.: 2003. - 0,5 п.л. (статья).
35.Баграмянц М.Л. Баграмянц Н.Л. Зарубежный опыт разработки и внедрения программ для одаренных детей // Monstera (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. научных статей. Вып.3. - М.: 2003. – 0,5 п.л. (статья).
36.Баграмянц М.Л. Возможности типологического подхода в описании и сопоставлении теоретических исследований одаренности // Monstera (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. научных статей. Вып.4. - М.: 2004. – 0,4 п.л. (статья).
37.Баграмянц М.Л. О влиянии факторов семейной среды на когнитивно-личностное развитие одаренного ребенка: Сб. научных работ МЭЛИ. Вып. 3. - М.: 2004. - 0,5 п.л. (статья).
38.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Психолого-педагогическое проектирование развивающей образовательной среды для одаренных студентов технического вуза (к постановке проблемы) // Monstera (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. научных статей. Вып.5. - М.: 2005. – 0,5 п.л. (статья)
39.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Образовательная политика в области одаренности как форма социального контроля // Международная научно-практическая конференция «Девиация и делинквентное поведение: социальный контроль». 21-22 апреля 2006 г. В 2-х т. Том 2 / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой: Сб. тезисов. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2006. - 303 с.- 0,1 п.л. (тезисы).
40.Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Педагогическое общение как теоретическая проблема психологии одаренности. // Monstera (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. научных статей. Вып.6. - М.: 2006. - 0,8 п.л. (статья).
41.Баграмянц М.Л. Опыт исследования влияния семейной среды на развитие одаренного ребенка // Ярославский психологический вестник. Вып.18. - Ярославль: «Российское психологическое общество», 2006. - 0,4 п.л. (статья).
42.Баграмянц М.Л. Психологические проблемы подготовки педагога к работе с одаренными детьми // Всероссийская научно-практическая и методическая конференция «Современные проблемы прикладной психологии». Сб. тезисов. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2006. - 0,2 п.л. (тезисы).
43.Баграмянц М.Л. О теоретико-методологических основаниях проектирования развивающей образовательной среды для одаренных студентов технического вуза //Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире». Сб. тезисов. – Курск: 2006. – 0,2 п.л. (тезисы).
44.Баграмянц М.Л. О результатах использования классификационного подхода в описании и сопоставлении существующих теорий одаренности. // Международная научно-практическая конференция «Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». Сб. тезисов. - М.: 2006. – 0,3 п.л. (тезисы).
45.Баграмянц М.Л. Концептуальные основы проектирования развивающей коммуникативной среды для одаренных детей. // Национальная научно-практическая конференция «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». Сб. тезисов. - М.: 2006. – 0,2 п.л. (тезисы).
46.Баграмянц М.Л. О психологическом сопровождении развития одаренных детей // Материалы 1У Всероссийского съезда РПО «Психология - будущему России» (18-21 сентября 2007 г.). В 3-х томах: т.1. М. - Ростов-на-Дону: «Кредо», 2007. – 0,1 п.л. (тезисы).
47.Баграмянц М.Л., Ивлев В.Ю., Селютин А.В. Методологическая роль категорий случайности, необходимости и возможности в научном познании (статья)//Известия МГТУ «МАМИ», 2008, №1. – М.: МГТУ «МАМИ», 2008. - 0,3 п.л. (статья).
48. Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Теоретические и прикладные проблемы разработки психолого-педагогического сопровождения развития одаренных студентов в высшей технической школе // Известия МГТУ «МАМИ», 2008, №1. – М.: МГТУ «МАМИ», 2008. - 0,4 п.л. (статья).
49.Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. 2-е изд, исправленное и дополненное. - М.: МГТУ МАМИ», 2008. – 7,2 п.л. (учебное пособие).
50.Баграмянц М.Л. Формирование психологической концепции одаренности: теоретико-историческое исследование. - М.: МГТУ «МАМИ», 2008. – 19 п.л. (монография)