Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ)»
Специальность: 13.00.01; 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Профессиональная мобильность - интегративное качество личности, связанное с готовностью и способностью к изменениям в профессиональной деятельности, опирающееся на бинарное сопряжение социальных и личностных ценностей.

2. Исходным положением концепции формирования профессиональной мобильности в процессе вузовского технического образования является утверждение о том, что выпускникам технического вуза предстоит созидать, преобразовывать, оказывать экономическое, техногенное и социокультурное влияние на жизнь общества. Как субъект созидающей деятельности студент технического вуза обязан осознавать ответственность за свое социально-профессиональное развитие, владеть навыками участия в профессионально-творческой деятельности, быть готовым к изменениям в социально-профессиональной сфере. Чтобы развить профессиональную мобильность студентов технического вуза, необходим потенциал (обобщенные профессиональные знания и умения, способности, личностные качества), который раскрывается и формируется в инновационной образовательной среде.

3. Ядром структурно-динамической модели формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза являются содержательный и технологический блоки. Стратегическим ориентиром модели является становление специалиста-профессионала, способного не только к самореализации в социуме, но и к преобразовательной деятельности.

4. Своеобразие методик и технологий формирования профессиональной мобильности заключается в совместном со студентами прогнозировании, проектировании, конструировании, стимулировании и осуществлении преобразовательной деятельности, направленной на решение личностных, социальных и производственных проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

В процессе достижения преобразующего уровня профессиональной мобильности студент выходит на уровень осознания гармоничности своего Я и социума, осознанный выбор новой для него жизненной задачи, «сверхзадачи, миссии».

5. Сформированность ценностно-мотивационного компонента профес сиональной мобильности студента связана с типом карьерной ориентации: го ризонтальной (инженерное изобретательство - инженерное предприниматель ство), вертикальной (вхождение в профессию - мастерство). Смыслообразую- щим является служение делу.

Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых научных журналах:

1.Фугелова, Т.А. Деятельностное переживание - предпосылка профессиональной мобильности специалиста / Т.А. Фугелова // Профессиональное образование. Столица. 2010. №2. С. 22-24.

2.Фугелова, Т.А. Современные подходы к воспитанию и развитию мобильной личности / Т.А. Фугелова // Высшее образование сегодня. 2010. №9. С. 106-110.

3.Фугелова, Т.А. Компетентностный подход в подготовке профессионально мобильных специалистов / В.Л. Моложавенко, Т.А. Фугелова //Среднее профессиональное образование. 2010. №6. С.7-10.

4.Фугелова, Т.А. Мобильный студент – субъект воспитательно-развивающей среды вуза / Т.А. Фугелова //Сибирский педагогический журнал. 2010. №5. С. 106-116.

5.Фугелова, Т.А. Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития / Т.А. Фугелова // Человек и образование. 2010. №2. С. 107-111.

6.Фугелова, Т.А. К вопросу о технологиях актуализации профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Гуманизация образования. 2010. №7. С. 24-34.

7.Фугелова, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – предпосылка формирования профессионального мобильного специалиста / Т.А. Фугелова // Профильная школа. 2011. №3. С.41-45.

8.Фугелова, Т.А. Самоопределение как механизм формирования профессионально-мобильного специалиста / Т.А. Фугелова // Казанский педагогический журнал. 2011. №1. С. 60-68.

9. Фугелова, Т.А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессио нальной идентичности и профессиональной мобильности личности специалиста / Т.А. Фуге- лова // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №2. С. 25-31.

10.Фугелова, Т.А. Конкурентоспособный вуз - конкурентоспособный специалист / Т.А. Фугелова // Наука и бизнес: пути развития (раздел «Педагогика и психология»). 2011. №3. С. 17-22.

11.Фугелова, Т.А. Роль творчества в профессиональной подготовке студентов технического вуза / Т.А. Фугелова // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. С. 101-107.

12.Фугелова, Т.А. К вопросу о технологии проектирования профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С. 67-72.

13.Фугелова Т.А. Роль высшего технического образования в подготовке профессионально мобильных специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №2(6). 34-41.

14.Фугелова, Т.А. «Со-бытийность» в формировании профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова // В мире научных открытий (выпуск «Проблемы науки и образования»). 2012. №2.4 (26). С. 66-75.

15.Фугелова, Т.А. Предпосылки становления профессионально мобильного специалиста в условиях современного образования/Т.А. Фугелова //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика (раздел «Проблемы и перспективы развития науки и образования»). 2012. №2. С. 88-92.

16.Фугелова, Т.А. Через гуманитаризацию образования к профессионально мобильному специалисту/Т.А. Фугелова //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2012. №5(94). С.63-72.

17.Фугелова, Т.А. К проблеме обучения будущего специалиста навыкам профессиональной адаптации, способам саморазвития и построения карьеры / Т.А. Фугелова // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №9. С. 64-72.

Монографии

18. Фугелова, Т.А. Теоретико-методологические основы формирования профессио нальной мобильности студентов/Т.А. Фугелова //Актуальные вопросы современного образо вания./ О.Б. Епишева, В.А. Игнатова, Н.А. Беззубцева, Л.П. Белова, Н.В. Бутакова, Т.А. Фу- гелова и др.- Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2010. 404с. авт. С. 78-109.

19.Фугелова, Т.А. Формирование профессиональной мобильности студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вуза: проблемы и пути их решения / Т.А. Фуге-лова // Актуальные вопросы современного образования: коллективная монография. Выпуск 3. / О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев, О.С. Глазачев, Д.Ю. Трушников, Е.В. Бахусова, В.Л. Мо-ложавенко, Т.А. Фугелова и др. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2011. 480с. авт. С. 102-138.

20.Фугелова, Т.А. Через технологии профессионального самоопределения к профессиональной мобильности специалиста / Т.А. Фугелова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика: коллективная монография. Кн. 2. / Т.В. Лазутина, Т.В. Ицкович, Ю.А. Лях, Л.В. Мальцева, А.А. Рыкова, Т.А. Фугелова и др. Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр, 2011. 344с. авт. С. 295-317.

21.Фугелова, Т.А. Образовательная среда технического вуза как фактор формирования профессионально мобильного специалиста / Т.А. Фугелова // Образовательная среда вуза как фактор профессионального самоопределения студентов: коллективная монография. Часть 1./ Н.С. Пичко, Р.М. Сафина, И.В. Фокина, О.Л. Петренко, А.В. Хорошилов, Т.А. Фу-гелова и др. – Москва: Изд. Перо, 2011. 243с., авт. С. 104- 153.

22. Фугелова, Т.А. Актуальные вопросы подготовки профессионально мобильных специалистов в условиях технического университета / Т.А. Фугелова // Модернизация рос сийского образования: тренды и перспективы: коллективная монография. Часть 2. / О.В. Бондаренко, Е.Т. Булгакова, В.В. Гребнева, П.Р. Егоров, А.С. Кагосян, С.Б. Калинковская, Л.Б. Кузнецова, Т.В. Сулима, В.А. Углев, Т.А. Фугелова. – Краснодар: Изд. АНО «Центр социально-политических исследований» Премьер», 2011. 276с., авт. С.72-124.

23. Фугелова, Т.А. Формирование профессиональной мобильности выпускников тех нического вуза: методология, теория, практика: монография / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2012. 340с.

Учебники и учебные пособия

24.Фугелова, Т.А. Инженерная психология: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2009. 176 с.

25.Фугелова, Т.А. Инженерная психология. Рабочая тетрадь: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2009. 80 с.

26.Фугелова, Т.А. Практикум по инженерной психологии: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2010. 104 с.

27.Фугелова, Т.А. Инженерная психология: Учебник / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2010. 304 с.

28.Фугелова, Т.А. Психология и педагогика: краткий теоретический обзор, тестовые задания: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2010. 112 с.

29.Фугелова, Т.А. Человек в трудных жизненных ситуациях: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2010. 168 с.

30.Фугелова, Т.А. Образование для карьеры: на пути к формированию профессионально мобильного специалиста: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГН-ГУ, 2011. 200 с.

31.Фугелова, Т.А. Психология и педагогика профессионального развития: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2011. 204 с.

32.Фугелова, Т.А. Социология и политология: теория и практика: Учебное пособие / Т.А. Фугелова. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2011. 296 с.

Статьи в научных сборниках, журналах, материалы научно-практических конференций

33.Фугелова, Т.А. Учить быть исследователем / Т.А. Фугелова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». Москва. 2002. №3. С.79-81.

34.Фугелова, Т.А. Рейтинговая система как путь формирования самостоятельности и повышения качества знаний студентов / Т.А. Фугелова // Технологизация управления образовательным процессом в профессиональной школе: матер. област. науч.-практ. конф. / ТО-ГИРРО, Тюмень, 2007. С.23-24.

35.Фугелова, Т.А. Особенности организации учебного процесса в системе дистанционного обучения / Т.А. Фугелова // Российское образование в ХХІ веке: проблемы: перспективы: матер. всерос. науч.-практ. конф. / ТГУ. Томск, 2007. С.43-47.

36.Фугелова, Т.А. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов технического вуза – путь формирования самостоятельности и повышения качества знаний / Т.А. Фугелова // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: матер. международ. науч.-метод. конф. / ПГУАиС. Пенза, 2008. Ч.2. С. 211-215.

37. Фугелова, Т.А. Роль психолого-педагогического образования в формировании профессиональной компетентности выпускника технического вуза / Т.А. Фугелова // Гума нитарные стратегии российских трансформаций: матер. международ. науч.-практ. конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2007. Ч.2. С. 247-252.

38.Фугелова, Т.А. Психолого-педагогическая подготовка в системе дистанционного образования / Т.А. Фугелова // Инновационные технологии в обучении и воспитании: матер. международ. науч.-практ. конф. / НГУ им. И.А. Бунина. Елец, 2008. С. 71-77.

39.Фугелова, Т.А. Проблема формирования психолого-педагогической направленности выпускников технического вуза / Т.А. Фугелова // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: матер. ІV всерос. науч. конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2008. С. 221-223.

40.Фугелова, Т.А. Психолого-педагогическая направленность студентов технического вуза – условие подготовленности к рынку труда / Т.А. Фугелова // Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда: проблемы и пути решения: матер. международ. науч.-практ. конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2008. С. 436-438.

41.Фугелова, Т.А. Личностный потенциал педагога – условие подготовки будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Гуманитарные проблемы современности: матер. всерос. науч.-практ. конф. /ТюмГНГУ. Тюмень, 2008. С. 358-362.

42.Фугелова, Т.А. Формирование психолого-педагогической направленности студентов технического вуза / Т.А. Фугелова // Актуальные вопросы педагогики: психология преподавания, агрессивное поведение учащихся, суицид: матер. ІІ-й науч.-практ. конф. с международ. участием. //Академический журнал Западной Сибири. Хургада (Египет), 2008. №6. С. 39-41.

43.Фугелова, Т.А. Методические аспекты учебного пособия для дистанционного обучения студентов технического вуза / Т.А. Фугелова // Информационные технологии в науке и образовании: матер. международ. науч.-практ. интернет-конф., / ЮРГУЭС. Железноводск, 2008. С.144-146.

44. Фугелова, Т.А. Формирование профессиональной мобильности студентов техни ческого вуза – условие конкурентоспособности на рынке труда / Т.А. Фугелова // Актуаль ные проблемы модернизации высшего инженерного образования: матер. международ. науч.- практ. конф. /ТюмГНГУ. Тюмень, 2009. С. 267-272.

45.Фугелова, Т.А. Традиции и инновации в подготовке инженерных кадров / Т.А. Фу-гелова //Мультикультуральная современность: УРАЛ-РОССИЯ-МИР: матер. ХІІ всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. / Гуманитарный университет. Екатеринбург. С. 508-510.

46.Фугелова, Т.А. Проблема формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза / Т.А. Фугелова // Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: матер. всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. / ТюмГУ. Тюмень, 2009. С. 202-205.

47.Фугелова, Т.А. Через дистанционное обучение к доступному образованию / Т.А. Фугелова // Социальные коммуникации и социальные науки в демократической России: матер. всерос. науч.-практ. конф. / ОмГТУ. Омск, 2009. С. 44-48.

48.Фугелова, Т.А. Идеи и перспективы непрерывного образования / Т.А. Фугелова // Россия и Узбекистан: проблемы и перспективы в образовательном процессе: матер. международ. науч.-практ. интернет-конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2009. С. 24-29.

49.Фугелова, Т.А. Коучинг как инструмент личностного и профессионального развития / Т.А. Фугелова // Теоретические и методологические проблемы современной педагогической науки: матер. международ. науч.-практ. конф. / Центр гуманитарных исследований. Караганда (Казахстан), 2009. С. 91-96.

50.Фугелова, Т.А. Деятельностное переживание как необходимая предпосылка профессиональной мобильности / Т.А. Фугелова // Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития: матер. международ. науч.-практ. конф. / Научная книга. Саратов, 2009. Ч.3. С. 103-198.

51.Фугелова, Т.А. Подготовка будущих инженеров в условиях магистратуры / Т.А. Фугелова // Образование и культура как фактор развития региона: матер. международ. науч.-практ. конф. / Ишимский государственный педагогический институт. Ишим, 2009. С. 115-117.

52.Фугелова, Т.А. Стажировка как условие психологической поддержки специалиста / Т.А. Фугелова // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: матер. всерос. науч.-практ. конф. / КРИРПО. Кемерово, 2009. Ч.3. С. 70-73.

53.Фугелова, Т.А. Программа двойного диплома – условие профессиональной поддержки специалиста / Т.А. Фугелова // Современные исследования социальных проблем: матер. общерос. науч.-практ. конф. / ООО «Научно-инновационный центр». Красноярск, 2009. Вып. 5. С. 229-232.

54.Фугелова, Т.А. Магистерская подготовка будущих инженеров / Т.А. Фугелова // Инновационные технологии обучения в высшей школе: матер. всерос. науч.-практ. конф. / Черноморская гуманитарная академия. Сочи, 2009. Ч.1. С. 210-216.

55.Фугелова, Т.А. Непрерывное образование в условиях рыночной экономики / Т.А. Фугелова // матер. всерос. науч.-практ. конф. / Филиал ТюмГНГУ, Надым, 2009. С. 167-170.

56.Фугелова, Т.А. Опережающее профессиональное обучение – условие психологической поддержки специалиста / Т.А. Фугелова // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: матер. международ. науч.-практ. конф. / СПбГИПСР, Санкт-Петербург, 2009. С. 258-261.

57.Фугелова, Т.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих инженеров / Т.А. Фугелова // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: матер. V всерос. науч.-практ. конф. / РГППУ, Екатеринбург, 2009. Ч 4. С. 102-104.

58.Фугелова, Т.А. Роль и место психолого-педагогической подготовки будущего инженера в структуре профессиональных компетенций / Т.А. Фугелова //Актуальные вопросы современного профессионального образования: матер. международ. науч. конф. / ТюмГНГУ, Тюмень, 2009. С. 367-369.

59.Фугелова, Т.А. Психологическое сопровождение профессионального становления будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Совет ректоров. 2010. №6. С. 35-39.

60.Фугелова, Т.А. К проблеме реформирования высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода / Т.А. Фугелова // Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы: матер. всерос. науч.-практ. конф. / ТюмГУ. Тюмень, 2010. С. 162-166.

61.Фугелова, Т.А. Профессиональное самоопределение – предпосылка становления мобильного специалиста / Т.А. Фугелова // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: матер. всерос. науч.-практ. конф. / ТюмГУ. Тюмень, 2010. С.141-145.

62.Фугелова, Т.А. Опора на компетентностный подход в подготовке магистров -предпосылка профессиональной мобильности специалиста / Т.А. Фугелова // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогно-стичности образовательных систем: матер. ХХ всерос. науч. конф. / Центр инновационных технологий. Казань, 2010. С. 545-549.

63.Фугелова, Т.А. К вопросу о результатах обучения на основе компетентностного подхода / Т.А. Фугелова // Проблемы реализации компетентностного подхода в Российском профессиональном образовании: матер. всерос. науч.-методич. конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2010. 260-164.

64.Фугелова, Т.А. Психолого-педагогические основы формирования профессионально-мобильного специалиста в условиях вуза / Т.А. Фугелова // Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: матер. I всерос. виртуальной науч.-практ. конф. / Мурманский государственный гуманитарный университет. Мурманск, 2010. С.145-149.

65.Фугелова, Т.А. Профессиональное развитие – процесс самопроектирования личности / Т.А. Фугелова // Психолого-педагогические технологии развития потенциала личности: матер. всерос. науч.-практ. конф. / Южноуральский государственный университет. Челябинск, 2010. С.56-60.

66.Фугелова, Т.А. Актуальные проблемы организации профориентационной работы на современном этапе реформирования образования / Т.А. Фугелова //Молодежь: гуманитарные стратегии преодоления социальных рисков: матер. всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. / ТюмГНГУ, Тюмень, 2010. С. 237-240.

67.Фугелова, Т.А. К проблеме профессионального самоопределения студентов / Т.А. Фугелова //Модернизация образования: проблемы и перспективы: матер. международ. заоч. науч.-практ. конф. / БелРИПКППС, Белгород, 2010. С. 73-75.

68. Фугелова, Т.А. Роль технического университета в формировании личности и ин новационного развития общества / Т.А. Фугелова //Актуальные проблемы современного об щества: матер. международ. науч.-практ. конф. / ТюмГНГУ. Тюмень, 2011. С. 326-328.

69. Фугелова, Т.А. Выбор методов оценки результатов обучения студентов техниче ского вуза / Т.А. Фугелова //От инноваций к качеству образования: матер. всерос. науч.- метод. видеоконф. / ТюмГНГУ, Тюмень, 2011. С. 294-295.

70. Фугелова, Т.А. Самоопределение как механизм формирования профессионально мобильного специалиста / Т.А. Фугелова //Формирование личности в социокультурном ин формационном пространстве современного отечественного образования (региональный ас пект): матер. всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. / ТюмГУ. Тюмень, 2011. С.42-47.

71. Фугелова, Т.А. Формирование профессионально мобильного специалиста на осно ве гармонизации системы отношений «студент-образовательная среда вуза» / Т.А. Фугелова //Актуальные вопросы современной науки: матер. ХI международ. науч.-практ. конф. / Спут- ник+. Москва, 2011. С.63-66.

72.Фугелова, Т.А. Ценностно-смысловые ориентиры студентов вуза в проявлении профессиональной мобильности / Т.А. Фугелова //Дни науки: матер. международ. науч. практ. конф. Том 17. Педагогические науки. / «Publishing House». Прага, 2012. С. 95-99.

73.Фугелова, Т.А. Роль диалога в формировании профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова //Новейшие научные достижения: матер. 8-ой международ. науч. практ. конф. Том 12. Педагогические науки. / «Бял ГРАД – БГ» ООД, София, 2012. С. 68-71.

74. Фугелова, Т.А. Социально-личностная парадигма в изучении вопроса формирова ния профессиональной мобильности выпускников технического вуза / Т.А. Фугелова //Научное пространство Европы: матер. международ. науч. практ. конф. Том 14. Педагогиче ские науки./Przemysl. Nauka I studia, Варшава, 2012. - С. 91-94.

75. Фугелова, Т.А. О технологии проектирования профессиональной мобильности выпускников технического вуза/Т.А. Фугелова//Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материалах Тюменской области): сборник статей. Тюмень: Изд. ТюмГУ. 2012.- С.132-144.

Методические рекомендации

76. Фугелова, Т.А. Психология и педагогика. Методические указания для практиче ских занятий / Т.А. Фугелова. Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2008. 32 с.

79. Фугелова, Т.А. Инженерная психология / Т.А. Фугелова. Методические указания по изучению дисциплины /для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки. Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2012. 20 с.