Научная тема: «РОМАН АПУЛЕЯ «МЕТАМОРФОЗЫ, ИЛИ ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ»: ИСТОРИЯ И ГЕНЕЗИС СЮЖЕТА»
Специальность: 10.02.14
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Создание литературного произведения с ослом в качестве главного героя -- экстравагантный поступок автора и вызов всей античной традиции, мифологической, культовой и собственно литературной, где сфера и форма применения «ослиной» образности была строго ограничена[1].
  2. Создание литературного произведения, сюжет которого основан на истории превращения, -- напротив, дань традициям греческой драматургии, где мифологические истории метаморфоз воплощались в многочисленных трагедийных и комедийных «Актеонах», «Каллисто», «Ио», «Аталантах» и «Тереях».     
  3. Сам сюжет, использованный в греческих «Метаморфозах», в новелле «Луций, или Осел» и в «Метаморфозах» Апулея, -- результат тонкой литературной работы. Ее механизм состоит в использовании выразительной и узнаваемой фабульной схемы (история «приключений» Ио-коровы), которая накладывается на разнообразный и разноплановый материал -- фольклорный (история о Кирке в ее фольклорных вариантах), литературный (гомеровская «Одиссея», развлекательная литература «милетского» типа), философский (платоновские диалоги). В апулеевской версии этого сюжета очевидно использование и египетского материала (драматическая история Сета-осла).
  4. Отношения между греческими «Метаморфозами» и романом Апулея  амбивалентны: Апулей мог воспользоваться тем, что создал умелый и эксцентричный греческий автор, но возможно и обратное: греческий автор отреагировал на эксцентричное произведение Апулея.
  5. Гипотеза фольклорного происхождения сюжета греческих «Метаморфоз» и апулеевского романа подтверждается собственно античным материалом двояко.  а) В греческой традиции действительно была популярна история, где основной набор мотивов и образов соответствует истории Луция: колдунья -- превращение человека в животное -- обратное превращение. Это история о Кирке и спутниках Одиссея в ее фольклорных вариантах, где осел фигурирует как одна из жертв колдовства. б) Фольклорной традицией был сформирован сам образ осла как упрямого, любопытного, похотливого и обреченного на мучения существа.
  6. Гипотеза древневосточного происхождения сюжета подтверждается полностью, но только применительно к роману Апулея: в подтексте его «Метаморфоз» лежит драма египетского Сета-осла.     
Список опубликованных работ
Монография:

1.Античная Asinaria: история одного сюжета. Москва, 2008//Российский государственный гуманитарный университет. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXI

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России

2.«Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея как «роман с ключом»: египетский ключ»//Индоевропейское языкознание и классическая филология – XIV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М.Тронского, 21-23 июня 2010 г. Часть 2. Спб, «Наука», 2010, С.120-132

3. Одиссей на празднике Фесмофорий//Вестник РГГУ, № 10, 2010 (Серия «Исторические науки»), С.157-183

4.Был ли нужен Гомер греческим художникам?//Вестник древней истории, №2, 2011, С.100-108

5.Древнегреческая художественная проза: путь эксперимента//Вопросы литературы, № 2, 2011, С.219-229

6.« Ослиные» метаморфозы в античной беллетристике//Вестник древней истории, № 1, 2002, С.25-32

7.Апулей и Лукиан во взаимном отражении//Вестник РГГУ, № 14, 2011 (Серия «Исторические науки»), С.189-197

8.О мулах и «полуослах» в древнегреческом эпосе//Вестник древней истории, № 4, 2004, С. 126-133

Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках

9.«Владычица зверей» как термин науки//ΝΥΜΦΩΝ ΑΝΤΡΟΝ. Вопросы классической филологии. Выпуск XV. Сборник статей в честь А.А.Тахо-Годи. Москва, «Никея», 2010, С.273-284.

10.Осел с лирой (об одной греческой поговорке)//Discipuli Magistro. К 80-летию Н.А.Федорова. Москва, 2008// Российский государственный гуманитарный университет. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. XV, С.270-277

11.Гесиод//Большая Российская энциклопедия. Т.7. Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2007, с. 28-29

12.Вакхилид// Большая Российская энциклопедия. Т.4 Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2006, С.523

13.Варрон//Большая Российская энциклопедия. Т.4 Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2006, С.612

14.Вергилий//Большая Российская энциклопедия. Т.5. Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2006, С.152-153 (в соавторстве с А.В.Голубковым).

15.Параллельные жизнеописания на фоне Империи//Апулей. Апология, или О магии. Метаморфозы, или Золотой осел. Флориды. О божестве Сократа. Лукиан. Диалоги и недиалогические жанры. Москва, АСТ, 2005, С. 5-17 (в соавторстве с И.И.Ковалевой)

16.Плутарх из Херонеи//Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты. Диалоги. Москва, АСТ, 2004, С. 5-14

17.В поисках одного сюжета//Кентавр.Centaurus.Studia classica et mediaevalia.1. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2004, С.52-74

18. Афиней и его книга//Афиней. Пир мудрецов в пятнадцати книгах. Книги I-VIII. Москва, “Наука”, Серия Литературные памятники, 2003, С. 459-474

19.Древнегреческий ямб: некoторые предположения// Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан: поведенческие сценарии и культурные роли. Москва, “Индрик”, 2003, С.102-109

20.О терапевтах и философской традиции рассуждений in utramque partem //Mathesis. Из истории античной науки и философии. Москва, «Наука», 1991, С.176-194

21.”Цель” у Платона (слово и понятие)// Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка, том 45 (2), 1987, С.141-148

Доклады на научных конференциях и другие научные публикации

22.От Шумера до Нанта: об одном очень древнем образе//В поисках «западного» на Балканах. Предварительные материалы. Балканские чтения 8. 22-24 ноября 2005. Москва, 2005, С.38-39

23.“Метаморфозы, или Золотой осел” Апулея: в поисках сюжета//Тезисы к докладу. Балканские чтения 7. Тезисы и материалы к симпозиуму. Москва, 2003, С.45-49

24.“Ослиные” метаморфозы в античной беллетристике: Лукиан, Апулей и Луций из Патр//Тезисы к докладу. Homo Balcanicus. Поведенческие сценарии и культурные роли. Балканские чтения 6. Тезисы и материалы. Москва, 2001, С.48-51

25.Восемь небиблейских сочинений Филона Александрийского: загадки и ответ//Балканские чтения 1. Тезисы и материалы к симпозиуму. Москва, 1990, С.61-65

26.Некоторые риторические особенности “Троянской речи” Диона Хрисостома//Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. Москва, 1986, С.125-127

27.Платон. Апология Сократа. Пир. Федр. [Комментарии]//Платон. Диалоги. Москва, АСТ. 2006, С.462-474, 511-520, 521-531

28.Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. [Примечания]//Апулей. Апология, или О магии. Метаморфозы, или Золотой осел. Флориды. О божестве Сократа. Лукиан. Диалоги и недиалогические жанры. Москва, АСТ, 2005, С.865-894

29.Плутарх. О суеверии. О подавлении гнева. О болтливости. О любопытстве. О сребролюбии. Слово утешения к жене. О доблести женской. Изречения царей и полководцев. Застольные беседы (книга I, вопрос 1; книга II, вопрос 1, 3, 5; книга III, вопрос 4, 6; книга IV, вопрос 3, 4; книга V, вопрос 1). [Примечания]//Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты. Диалоги. Москва, АСТ, 2004, С.866-902.

30.Афиней. Пир мудрецов в пятнадцати книгах. Книги I-II. [Комментарии]//Афиней. Пир мудрецов. Москва, «Наука», Серия Литературные памятники, 2003, С.476-531

31.Филон Александрийский. О жертвоприношениях Авеля и Каина. [Перевод с древнегреческого]//Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета. Москва, Греко-латинский кабинет, 2001, С.159-188

32.Филон Александрийский. О смешении языков. [Перевод с древнегреческого и комментарий]//Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета. Москва, Греко-латинский кабинет, 2001, С.308-354

33.Филон Александрийский. Против Флакка. [Перевод с древнегреческого и примечания]//Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Москва-Иерусалим, «Гешарим», 1994, С.17-50

34.Филон Александрийский. О добродетелях (Книга I: О посольстве к Гаю). [Перевод с древнегреческого и примечания]//Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Москва-Иерусалим, «Гешарим», 1994, С.53-112

35.Тит Ливий. От основания Города. Книги 44-45. [Перевод с латинского]//Тит Ливий. От основания Города. Том I — III. Москва, «Наука», 1989-1993, С. 487-556

36.Плутарх. Застольные беседы. Книги I-VI. [Комментарии]//Плутарх. Застольные беседы. Ленинград, “Наука”, 1990, C.401-445

37.Горгий. Похвала Елене. Лисий. Апология. Демосфен. О предательском посольстве. За Ктесифонта о венке. Дион Хрисостом. Олимпийская речь или Об изначальном сознавании божества. Троянская речь. Элий Аристид. Вторая Cвященная речь. [Комментарии]//Ораторы Греции. Москва, «Художественная литература», 1985, С.422-424; 431-444; 461-481