Научная тема: «ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI – Х ВВ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предпринятый автором опыт комплексного исследования восточных авторов, летописей и внелетописных произведений древнерусской литературы, былин, сказок и иных фольклорных источников, в том числе и таких, которые не могли влиять друг на друга даже опосредованно, отразил во многом фольклорные, а в конечном итоге - восходящие к мифам и ритуалам истоки данных памятников.
  2. Рассматривая верховную власть у восточных славян в VI-X вв., диссертант вначале обратился к анализу власти князей. В истоке развития последней была синкретичная власть главы рода. Лишь позднее она в некоторой степени была разделена на сакральную и «светскую». Особо следует отметить, что кънязь как глава общности  был и непосредственным производителем. Правитель у восточных славян воспринимался ими как живой бог, повиновение которому - веление языческой веры. Об этом сообщает и русский фольклор, и «Худуд ал-Алем». Само же Крещение Руси, с точки зрения человека того времени, - не безусловный разрыв традиции. Князь, как посредник между мирами, просто выбрал тогда новых богов для своей общности, и не более того.
  3. Своеобразие изучаемого нами восточнославянского общества второй половины I тыс. н.э. в том, что здесь причудливо сочетались самые различные черты как материнского, так и отцовского права, хотя, разумеется, данное общество явно эволюционирует в сторону последнего. Относительно же периода до начала XI в. можно говорить не о пережитках, а об элементах ещё «живого» явления, что может быть объяснено мощной, в целом самобытной языческой культурной струёй, где женщина считалась священным существом, особо связанным с древними божествами, в первую очередь, божествами плодородия. Потому от князя по многим параметрам слабо отличались и княгини. 
  4. Приобретение княжеского сана было связано с милостью богов, что могло, по мнению человека того времени, проявляться по-разному. Удача на войне или при ведении хозяйства, благоприятный результат ритуального поединка, обряд инициации и пр. - всё это отражение положительного исхода «суда богов». Прерогативы народа в таких случаях не нарушались, и последний признавал подобное приобретение права на власть, тем более, что победитель приобретал, в таком случае, не только все права, но и все обязанности своего предшественника.
  5. Именно вследствие сакрального статуса князей народ не мыслил себе жизни без них. Важнейшей функцией последних было мироустроение, о чём сообщают различные фольклорные источники. В некоторых случаях князья и княгини могли выступать как волшебники, проводившие соответствующие военно-магические обряды. Будучи священной личностью, князь, как считалось даже после X в., лично управляя и верша суд, а в дни войны - лично участвуя в сече, передавал всем свой божественный ореол.
  6. К IX в. в Южной Руси происходит распад синкретизма функций в руках князя, фигура правителя как бы «раздваивается». Сам князь, опутанный различными табу, становится ответственным, в первую очередь, за предстательство перед богами и обеспечение благополучия общины. Главным в данном случае было обеспечение плодородия земли и народа, а также, вполне возможно, скота. Этого правителя следует признать воплощением божеств Верха - Солнца и Ярилы. В былинах это такой бездеятельный лидер, как Владимир Красное Солнышко. Считаясь «Царём-Солнце», князь зимой посолонь объезжал подвластные ему племена во время полюдья, «подпитывая» их своей волшебной мощью, а в день зимнего солнцеворота обновляя её. В эти дни любой человек мог бросить вызов князю и в случае победы своего коня над конём прежнего правителя, занять его место.
  7. Фактическим правителем в таком случае был глава мужского союза, черпавшего, как считалось, свою волшебную мощь от огненных духов хтонического мира. Он водит войска, управляет и судит, в чём данные Ахмеда Ибн-Фадлана полностью соответствуют свидетельствам былин. Возможно предположить, что его мужской союз, отражённый в старинах как богатыри, - это союз воинов-профессионалов, уже чётко структурированный и имеющий внутреннюю иерархию, и в старинах этот лидер отражён как Илья Муромец, а в летописях, скорее всего, это изначальный воевода (`предводитель`). Борьба между табуированным и фактическим правителями восточных славян закончилась победой первого. Она проводилась в строгих ритуальных формах борьбы божеств Неба и Хтоноса, что имеет поразительные индоевропейские параллели.  
  8. Особо следует отметить, что народ и рассматриваемое время господствовал в дни войны и мира. С точки зрения язычника, это было связано и с тем, что они занимались священным занятием - земледелием, тогда как глава мужского союза опирался на мифоритуальные комплексы ещё доземледельческой поры. Именно поэтому в эпических текстах Илье и нельзя биться с сакральным земледельцем - Микулой. В Киеве во второй половине IX - начале X вв. усиливаются жрецы, но члены мужского союза, возможно, в союзе с табуированными правителями - князьями разгромили их, что получило отражение в эпическом сюжете об Алёше и Тугарине и производном от него сюжете об Илье и Идолище. В некоторых неполянских традициях князь считался воплощением Змея-Велеса. Князь-змеевич во главе неженатой молодёжи переселялся на новые земли, истребляя всех местных жителей, кроме будущих жён (сюжет «Волх Всеславьевич»). Змеевич имеет способности к оборотничеству сам, а его воины - только по его санкции.
  9. Таким образом, носителем верховной власти в восточнославянской среде VI-X вв. являлось нерасторжимое единство князя/княгини, воспринимавшихся как «живые боги», и веча. У тех племён, у которых произошло разделение синкретичной фигуры верховного лидера, таковым следует считать нерасторжимое единство князя/княгини и воеводы, с одной стороны, и веча, - с другой. Наконец, в Киеве в конце IX - середине X вв. князя частично подчиняет себе позже разгромленное жречество. К середине IX в. на уровне племенных союзов у восточных славян складываются ранние вечевые государства, строившиеся ещё на доклассовой основе. Они ещё не приобрели соответствие чётким признакам государственности, принятым историко-юридической наукой Нового времени (территория, население, публичная власть), и экономические причины, кроме имевших некоторое значение военно-торговых интересов, не играли здесь серьёзной роли. Главными были военно-политические и сакральные факторы. Именно княжеская власть в условиях стирания древних границ и крушения локальных мирков выступила естественным орудием вечевой общины в ходе протекания противоречивых и нередко мучительных процессов государствообразования, сглаживавших отрицательные последствия последнего. Наконец, в конце IX-X вв. эти племенные союзы несколько раз объединялись в относительно единый «союз союзов». Несмотря на очевидную непрочность данного «сверхсоюза», не следует преуменьшать и значение центростремительных сил, несколько раз вновь соединявших вроде бы окончательно распавшееся государство.
Список опубликованных работ
I. Монографии

1. Лисюченко, И.В. Матриархат как общий «фундамент» потестарно-политической культуры восточных славян и других индоевропейских народов // Интеграция личности в национальную и мировую культуру: опыт, тенденции развития / Под общ. ред. С.Н. Глазачева, Н.Н. Сотниковой: Моногр. / И.В. Лисюченко. - М.; Ставрополь: РИО СФ ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2009. - С. 51-58. 1 п.л.

2. Лисюченко, И.В. Миф, ритуал и власть у восточных славян: Моногр. / И.В. Лисюченко. - М.: Илекса, 2009. - 456 с. 37,63 п.л.

3. Лисюченко, И.В. Восточные славяне VI-X вв.: мир, человек и власть в письменных и фольклорно-этнографических источниках: Моногр. / И.В. Лисюченко. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2012. - 216 с. 12,5 п.л.

4. Лисюченко, И.В. Бездеятельный и фактический правители у восточных славян: Моногр. / И.В. Лисюченко. - Ставрополь: ООО «Ставропольбланкиздат», 2012. - 352 с. 20,5 п.л

5. Лисюченко, И.В. Верховная власть и складывание государственности у восточных славян в VI-X вв.: Моногр. / И.В. Лисюченко. - М.; Ставрополь: РИО СФ ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2012. - 380 с. 23,75 п.л.

II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях из Перечня российских рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России

6. Лисюченко, И.В. «Суд богов» и приобретение княжеской власти у древних славян // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - Вып. 8. - С. 55-60. 0,6 п.л.

7. Лисюченко, И.В. Князь, народ и мужской союз воинов-камней у восточных славян во второй половине I тыс. н.э. // Вестник СПбГУ. – Сер. 2. История. - 2009. - Вып. 2. - С. 84-91. 0,8 п.л

8. Лисюченко, И.В. Один из типов верховной власти у восточных славян: княгиня-волшебница и князь-змеевич // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - Вып. 10 (2). - С. 79-83. 0,63 п.л.

9. Лисюченко, И.В. Сакральность княжеской власти у восточных славян и ритуальные убийства правителей // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - Вып. 12 (2). - С. 52-58. 0,85 п.л.

10. Лисюченко, И.В. Эволюция двух видов мужских союзов у восточнославянских племен // Вестник Челябинского государственного университета. - № 41. - 2009. - История. - Вып. 38. - С. 23-29. 0,8 п.л.

11. Лисюченко, И.В. Наследование власти у восточных славян в былинном сюжете «Илья и Сокольник» // Известия Алтайского государственного университета. - Серия «История. Политология». - 2009. - № 4/4 (64/4). - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009. - С. 146-149. 0,62 п.л.

12. Лисюченко, И.В. Эволюция верховной власти у восточных славян в X в. // Власть. - 2010. - № 7. - С. 163-165. 0,62 п.л.

13. Лисюченко, И.В. Образ Микулы и проблема верховной власти у восточных славян в VI-X вв. // Вестник СПбГУ. - Сер. 2. История. - 2010. - Вып. 2. - С. 133-140. 0,88 п.л.

14. Лисюченко, И.В. «Постриги» в восточнославянской княжеской среде как один из аспектов обоснования права на верховную власть // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - № 3 (37). - С. 43-45. 0,4 п.л.

15. Лисюченко, И.В. Дворец-храм бездеятельного владыки русов первой четверти X века и характеристика верховной власти восточных славян // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2010. - № 2. - С. 77-80. 0,45 п.л.

III. Статьи в других научных изданиях:

16. Лисюченко, И.В. Происхождение понятия лидерства у восточных славян и его трансформация в Древней Руси / И.В. Лисюченко // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. - Вып. 2 / Гл. ред. Е.Г. Пономарев. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2003. - С. 133-145. 0,95 п.л.

17. Лисюченко, И.В. К вопросу о чертах матриархальных отношений у восточных славян и в Древней Руси / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Отв. ред. Е.Н. Шиянов. -Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2005. - С. 365-368. 0,6 п.л.

18. Лисюченко, И.В. Междисциплинарный подход к изучению восточных славян. (На примере образа правителя в русских былинах и у восточных авторов.) / И.В. Лисюченко // Этнокультура славян и современность: В 2-х ч. – Ч. I. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006. - С. 66-68. 0,17 п.л.

19. Лисюченко, И.В. К вопросу о происхождении этнонима «Русь» / И.В. Лисюченко // Вестник Южно-Российского университета. - 2007. - № 1. - С. 228-235. 0,85 п.л.

20. Лисюченко, И.В. К вопросу о двоевластии у восточных славян и русов / И.В. Лисюченко // Вестник Южно-Российского университета. - 2007. - № 4. - С. 58-65. 0,88 п.л.

21. Лисюченко, И.В. К вопросу о восточнославянском князе как о сыне бога Велеса / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Отв. ред. Е.Н. Шиянов. - Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2007. - С. 306-309. 0,4 п.л.

22. Лисюченко, И.В. Владимир Красно Солнышко и Илья Муромец: к истолкованию образов / И.В. Лисюченко // ЭКО: Экология. Кругозор. Образование. - 2007. - № 1. - С. 15-21. 1,15 п.л.

23. Лисюченко, И.В. Статус княгинь у восточных славян и элементы матриархата / И.В. Лисюченко // Шолоховская весна-2008: Материалы Международной конференции. - Ч. I / Ред. колл.: Ю.И. Щербаков, С.Н. Глазачев, Н.Н. Сотникова. - Ставрополь: РИО Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова: Ставропольсервисшкола, 2008. - С. 80-86. 0,55 п.л.

24. Лисюченко, И.В. Элементы матриархата у восточных славян в юридических документах (на примере статуса древнерусских княгинь) / И.В. Лисюченко // Вестник Южно-Российского университета. - 2007. - С. 91-94. 0,3 п.л.

25. Лисюченко, И.В. Некоторые аспекты особенностей верховной власти у восточных славян до середины X в. / И.В. Лисюченко // ЭКО: Экология. Кругозор. Образование. - 2008. - № 2-3. - С. 66-74. 1,75 п.л.

26. Лисюченко, И.В. Князь Владимир, богатыри русского эпоса и нарты в контексте образа мира древних индоевропейцев / И.В. Лисюченко // Из истории народов Северного Кавказа: Сб. научных статей. - Вып. 8 / Отв. ред. А.А. Кудрявцев. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2008. - С. 88-96. 0,75 п.л.

27. Лисюченко, И.В. Роль мужского союза во главе с князем-змеевичем в складывании ранней восточнославянской государственности / И.В. Лисюченко // Актуальные проблемы современного российского права: Материалы Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 29-30 января 2009 г. - Ч. 2 / Отв. ред. А.М. Соловьёв, О.Н. Палиева. - Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2009. - С. 192-204. 0,9 п.л.

28. Лисюченко, И.В. Проблема взаимоотношений государственной власти и общины в контексте устойчивости развития восточнославянского общества / И.В. Лисюченко // Общество и личность: интеграция, партнёрство, социальная защита: материалы II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Ф. Маслова. - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2009. - С. 78-83. 0,55 п.л.

29. Лисюченко, И.В. Основные черты языческого миросозерцания восточных славян / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Отв. ред. Е.Н. Шиянов. - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2009. - С. 34-41. 0,75 п.л.

30. Лисюченко, И.В. Поляницы и их роль в складывании ранней восточнославянской государственности / И.В. Лисюченко // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов. - Выпуск № 2 / Под ред. Б.Г. Койбаева. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. - С. 96-102. 0,4 п.л.

31. Лисюченко, И.В. Приобретение княжеского достоинства у восточных славян и обряд настолования / И.В. Лисюченко // Актуальные вопросы социальной теории и практики: сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Н. Шиянов, Н.Г. Сикорская. - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2009. - С. 174-180. 0,62 п.л.

32 Лисюченко, И.В. Исконность княжеской власти у восточных славян / И.В. Лисюченко // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии / Гл. ред. А.А. Кудрявцев, отв. ред. О.Ю. Служак. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2009. - С. 91-98. 0,65 п.л.

33. Лисюченко, И.В. Князья и жречество у восточных славян IX-X вв. / И.В. Лисюченко // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии / Гл. ред. А.А. Кудрявцев, отв. ред. О.Ю. Служак. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2009. - С. 232-239. 0,58 п.л.

34. Лисюченко, И.В. Верховная власть и смерды в ранней восточнославянской государственности / И.В. Лисюченко // Актуальные проблемы современного российского права: материалы II Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 11-12 февраля 2010 года / Отв. ред. А.М. Соловьёв, Н.Ю. Шлюндт. - Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2010. - С. 370-379. 0,75 п.л.

35. Лисюченко, И.В. Община и князь как верховная власть у восточных славян в VI-X вв. / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Отв. ред. Е.Н. Шиянов, Н.Г. Сикорская. - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2010. - С. 20-25. 0,5 п.л.

36. Лисюченко, И.В. Сакральность правителя у восточных славян и болгар / И.В. Лисюченко // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - № 1. - С. 16-26. 1 п.л.

37. Лисюченко, И.В. Княжеская власть у восточных славян и восприятие распространения христианства на Руси как «битвы богов» / И.В. Лисюченко // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - № 2. - С. 12-23. 1,05 п.л.

38. Лисюченко, И.В. Верховная власть у восточных славян и крещение Киевской земли / И.В. Лисюченко // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - № 3. - С. 226-241. 1,25 п.л.

39. Лисюченко, И.В. Поход Владимира на Корсунь в свете эволюции верховной власти у восточных славян / И.В. Лисюченко // Актуальные проблемы гуманитарных, юридических и экономических наук в современной России: В 3-х частях. - Ч. 1 / Отв. ред. З.И. Шпунтова. - Кумертау: Кумертауский институт экономики и права, 2010. - С. 172-176. 0,5 п.л.

40. Лисюченко, И.В. Древнерусские имена Рогволодъ и *Рогъ и восприятие лидерства у восточных славян / И.В. Лисюченко // Ономастика и общество: язык и культура / Отв. ред. А.С. Щербак. - Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 124-127. 0,3 п.л.

41. Лисюченко, И.В. Требование личного княжеского управления у восточных славян / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Е.Н. Шиянов, А.П. Федоровский (отв. ред.). - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2011. - С. 18-25. 0,7 п.л.

42. Лисюченко, И.В. Происхождение и социальная сущность государственности у восточных славян в VI-X вв. / И.В. Лисюченко // Проблемы современной науки и практики. Специальный выпуск. - 2010. - № 5-6 (7-8). - С. 36-41. 0,8 п.л.

43. Лисюченко, И.В. Полководческие обязанности восточнославянского князя и принцип объективного вменения / И.В. Лисюченко // Проблемы современной науки и практики. Специальный выпуск. - 2011. - № 1 (11). - С. 35-39. 0,75 п.л.

44. Лисюченко, И.В. Славяно-русское общество в свете трёхфункциональной теории Ж. Дюмезиля и происхождение этнонима Русь / И.В. Лисюченко // Материалы и исследования по отечественной и зарубежной истории: К 70-летию доктора исторических наук профессора А.А. Кудрявцева / Отв. за вып. И.В. Зозуля, Л.П. Ермоленко, Э.В. Кемпинский. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2011. - С. 387-394. 0,62 п.л.

45. Лисюченко, И.В. Этноним «ас-сакалиба» у восточных авторов / И.В. Лисюченко // Актуальные вопросы социальной теории и практики: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Н. Шиянов, А.П. Федоровский. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2011. - С. 52-58. 0,63 п.л.

46. Лисюченко, И.В. Верховная власть и принесение человеческих жертв у восточных славян / И.В. Лисюченко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития / Е.Н. Шиянов, А.П. Федоровский (отв. ред.). - Ставрополь: НОУ ВПО Северо-Кавказский социальный институт, 2012. - С. 115-122. 0,8 п.л.