- При изучении феномена одарённости, художественной одарённости и детской художественной одарённости целесообразно использовать целостно-личностный подход в отличие от традиционного компонентного подхода, поскольку одарённость есть интегративное личностное образование.
- В разработке проблемы художественной одарённости в настоящее время доминирует подход, получивший распространение в советской психологии в рамках теории деятельности, когда одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Но одарённость не может быть сведена к ряду высоких способностей, посредством которых успешно осуществляется та или иная деятельность, поскольку имеет особый смысл и причину. Она обусловлена не механической причинностью, когда человек рассматривается в «вещной» парадигме, а целевой причиной, которая существует одновременно и как источник развития, и как его конечный результат.
- Базовыми составляющими художественной одарённости являются целостно-личностная характеристика субъекта, выраженная в эстетическом отношении к действительности, креативность и владение формой. Художественная одарённость выводится из действительности и эстетического отношения к ней личности, движимой целеполаганием и мотивацией. Результатом отношения человека к действительности становится её трансформация в художественные образы, сопряжённая с трансформацией и интеграцией общих способностей в художественные способности.
- Критериями оценки детской художественной одаренности являются: - при диагностике эстетического отношения к действительности - ха рактеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями;
- при диагностике способностей к творческо-продуктивной деятельности - наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно-найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства;
- при диагностике владения формой - получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, заимствованные или собственные варианты композиционных решений.
- Диагностика детской художественной одаренности может осуществ ляться с использованием:
- психологических методик, опирающихся на принципы комплексного оценивания, долговременности, использования тренинговых методов, учета потенциальных возможностей ребенка, опоры на экологически валидные методы диагностики, участия разных специалистов и самих детей в оценке собственной одарённости;
- педагогических методик, основанных на целостно-личностном подходе, выявляющих в процессе обучения ребенка не отдельные его способности, а ядро художественной одаренности, его компоненты - эмоционально-волевой, креативный, формообразующий.
- Основными психолого-педагогическими условиями развития дет ской художественной одарённости в условиях дополнительного образования являются наличие: психологической концепции детской художественной одаренности, методического инструментария для мониторинга её развития (диагностические методики), педагогической концепции ее развития (прин ципы, содержание воспитания и обучения, образовательная среда, формы, методы и средства обучения), образовательные программы.
- Избирая целевой подход при рассмотрении детской художественной одарённости как предмета изучения и воздействия педагогики искусства, под развитием мы понимаем, постепенное раскрытие существующей формы высшего творческого Я, по которой человек творит себя в художественно- эстетическом пространстве, как выявление и конкретизация этого исходного целого, которое вбирает в себя и модифицирует разные психические качест ва, преобразуя их в способности к художественному творчеству. Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциа ла личности ребенка посредством включения его в художественно-творчес кую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного худо жественно-эстетического мира и себя как художника-творца. Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образова ния наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность по стигать и осваивать различные виды искусства.
1.Никитин, А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление / А.А.Никитин. – Хабаровск: ХГИИК, 2007. – 120 с. (5,5 п.л.).
2.Никитин, А.А. Эмоциональный интеллект как инструмент адекватного восприятия действительности. Коллективная монография / А.А.Никитин // Реальность мышления: замыслы и результаты. – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – С.112-141(1,5 п.л.).
3.Никитин, А.А. Художественная одаренность / А.А.Никитин. – Хабаровск: ХГИИК, 2008. – 182 с. (11 п.л.).
4.Никитин, А.А. Художественная одарённость. Издание, переработанное и дополненное / А.А.Никитин. – М.: Издательский дом «Классика – ХХ1», 2010. – 186 с. (11 п.л.).
5.Никитин, А.А. Реальность освоения духовно-нравственной сферы личности как ключ к постижению феномена одаренности // Духовная реальность. Коллективная монография. – Хабаровск: ДВАГС, 2012. – С.267-281 (1п.л.).
6.Никитин, А.А. Феномен одаренности. Монография / А.А.Никитин. – Саарбрюкен (Германия): LAP LAMBERT, 2012. – 260 с. (9 п.л.)
2. Научные статьи а) опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министер ства образования и науки Российской Федерации
7.Никитин, А.А. Островок радости и любви. (О центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска) // Народное образование. – 1996. – № 9. – С.76-80 (0,3 п.л.).
8.Никитин, А.А. Осторожно: виртуальная реальность школьника // Народное образование. – 1997. – № 5. – С.67-70 (0,3 п.л.).
9.Никитин, А.А. Импровизация естественна для ребёнка // Искусство в школе. – 2007. – № 4. – С.12-14 (0,5 п.л.).
10.Никитин, А.А. Концепция Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска // Искусство в школе. – 2008. – № 2. – С.8-10 (0,8 п.л.).
11.Никитин, А.А. О старых и новых парадигмах образования в ХХ1 веке // Известия АПСН. – Воронеж: 2008. – С. 217-221 (0,8 п.л.).
12.Никитин, А.А. О специфических особенностях «художественного» в детской художественной одарённости // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – № 2. – С. 256-263 (1 п.л.).
13.Никитин, А.А. Художественное творчество и движение // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 1. – С.220-225 (0,4 п.л.).
14.Никитин, А.А. Представление о художественной одарённости у мыслителей древней Греции // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 2. – С.106-113 (0,5 п.л.).
15.Никитин, А.А. Художественное творчество – интеркультурный коммуникативный аспект // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге ХХ1 века. Материалы международного лингвокультурологиче-ского форума. – Хабаровск: изд-во ДВГГУ, 2009. – С.5-9 (0,5 п.л.).
16.Никитин, А.А. Концепция есть, а что дальше? (К вопросу о программном воплощении концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. – 2010. – №1. – С. 52-58 (0,6 п.л.).
17.Никитин, А.А. Духовность как критерий качества образования // Известия АПСН. – 2010. – Х1У. – С.463-469 (0,6 п.л.).
18.Никитин, А.А. Личностно-целевой подход к постижению феномена одаренности. // Инновационный учитель – инновационная экономика. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Хабаровск: изд-во ДВГГУ, 2009. – С.39-45 (0,5 п.л.).
19.Никитин, А.А. О современных подходах к постижению феномена одарённости // Мир психологии. – 2011. – №1. – С.127-137 (1 п.л.).
20.Никитин, А.А. Развитие детской художественной одарённости в усло-виях дополнительного образования в 20-40-ые годы прошлого столе-тия // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретиче -ские и практические проблемы психологии и педагогики. – 2011. – №1 (21). – С.112- 137 (1 п.л.).
21.Никитин, А.А. Безопасность детской одаренности как проблема образования / А.А.Никитин // Известия РАО. – 2012. – № 2. – С.131-142 (1 п.л.).
22.Никитин А.А. Представления о художественной одаренности мысли-телей эпохи Просвещения // Новое в психолого-педагогических иссле-дованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и пе-дагогики. – 2012. – №1. – С.166-172 (0,8 п.л.).
б) опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках
23.Никитин, А.А. Эстетическое воспитание ребенка как фундамент чело-веческой культуры /А.А.Никитин // А.А.Никитин За 25 лет. Сборник статей. – Хабаровск: МЦЭВД, 1998. – С.12-14 (0,4 п.л.).
24.Никитин, А.А. Мир ребенка и эстетическое воспитание /А.А.Никитин // А.А.Никитин За 25 лет. Сборник статей. – Хабаровск: МЦЭВД, 1998. – С.15- 23 (0,7 п.л.).
25.Никитин, А.А. Муниципальный центр эстетического воспитания детей города Хабаровска как образовательное учреждение нового типа / А.А.Никитин // А.А.Никитин За 25 лет. Сборник статей. – Хабаровск: МЦЭВД, 1998. – С. 24-46 (0,3 п.л.).
26.Никитин, А.А. О некоторых путях управления воображением учащих-ся в процессе творческого музицирования / А.А.Никитин // А.А.Ники-тин За 25 лет. Сборник статей. – Хабаровск: МЦЭВД, 1998. – С. 84-94 (0,7 п.л.).
27.Никитин, А.А. Основные направления политики Хабаровского края в поддержке одарённых детей в 2001-2010 годах / А.А.Никитин // Музы-кальное образование на Дальнем Востоке России. Тезисы научно-практической конференции. Вып.4. – Хабаровск: ХГИИК, 2002. – С.20-26 (0,2 п.л.).
28.Никитин, А.А. , Никитина, Л.И. Подпрограмма «Детская одарённость в сфере художественного творчества» / А.А.Никитин. – Хабаровск: ХГИИК, 2002. – 45 с. (1,5 п.л.).
29.Никитин, А.А. Концепция краевой межведомственной программы «Одарённые дети» / А.А.Никитин. – Хабаровск: ХГИИК, 2003. – 48 с. (2 п.л.).
30.Никитин, А.А. Художественная одарённость: выявление и развитие / А.А.Никитин // Одарённый ребёнок. – 2004. – № 6. – С.10-15 (0,4 п.л.).
31.Никитин, А.А. Выявление и прогнозирование детской художественной одарённости / А.А.Никитин // История и культура Приамурья. 2008. – №1 (3). – С. 64-74 (1 п.л.).
32.Никитин, А.А. Духовно-нравственная сфера личности как основа ода-рённости / А.А.Никитин // Современная социальная психология: тео-ретические подходы и прикладные исследования. – 2010. – № 1. – С.126-129 (0,4 п.л.).
33.Никитин, А.А. Выявление и прогнозирование детской художественной одарённости /А.А.Никитин // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2010. – № 2. – C. 103-121 (1 п.л.).
34.Никитин, А.А Духовно-нравственная сфера как ключ к постижению феномена одарённости /А.А.Никитин. – Хабаровск: ДВАГС, 2011. – С.268-281 (1 п.л.).
35.Никитин, А.А. Одаренность как педагогическая проблема /А.А.Никитин // Дополнительное образование детей в Хабаровском крае. – 2011. – № 1. – С.25-27 (0,4 п.л.).
36. Никитин, А.А. Из истории развития художественной одарённости в условиях дополнительного образования / А.А.Никитин // Искусство в школе. – 2011. – №1. – С.11-13 (0,6 п.л.).
37.Никитин, А.А. Первый в России //А.А.Никитин / Искусство в школе. – 2011. – № 2. – С.22- 25 (0,5 п.л.).
38.Никитин, А.А., Андреев, В.Н. Образ выпускника ЦЭВД /А.А.Никитин // Искусство в школе. – 2011. – № 2 – С.34-35 (0,4 п.л.).
39.Никитин, А.А. Письмо в редакцию (О международном фестивале «Новые имена» стран АТР-2011) /А.А.Никитин // Искусство в школе. – 2011. – № 2. – С.37 (0,1 п.л.).
40.Никитин, А.А. Покровитель юных талантов /А.А.Никитин // Дополни-тельное образование в Хабаровском крае. – 2011. – № 2. – С. 22-24 (0,5 п.л.).